В природе все одно с другим связано и нет в ней ничего случайного сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Давайте будем беречь природу

Цель: Воспитывать в детях добрые человеческие взаимоотношения, отзывчивость и милосердие к окружающим и друг другу.

Задачи: – привлечь внимание школьников к экологической проблеме, познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу;

– развивать творческие способности детей, эмоциональную монологическую речь, предоставляя ребятам возможность импровизировать;

– воспитывать активную жизненную позицию, стремление не нарушать природной гармонии и помнить, что человек – сам часть природы.

(Звучит музыка №1)

Форма проведения: урок доброты

Оборудование: презентация, фонограмма – звуки природы: шум леса, пение птиц, плеск воды… (Приложение №3), костюмы для участников, ватманы, цветная бумага, карандаши, фломастеры, клей.

В природе все одно с другим связано,

и нет в ней ничего случайного.

И если выйдет случайное явление –

ищи в нем руку человека.

Михаил Пришвин

О каких случайных явлениях говорит нам советский поэт Михаил Пришвин?

Актуализация

- Предположите , о чем пойдет речь на нашем уроке? (ответы детей)

- Используя вопросительные слова , задайте свои вопросы (на доске) по теме занятия

Вопросительный слова:

- К вашим вопросам добавлю свой вопросы: Что делать для сохранения природы? (на доске)

4.Работа в группах. (Определение названии групп) Звучит живой звук природы. /Поисковая работа по тексту/

1. / Реки, озера, моря/

Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться. Леонардо да Винчи

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи
*****
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Ральф Эмерсон

Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир!
Иван Никитин

5.Презентация групп

6. Практическая работа. Видео ролик об экологии. /Математическое вычисление/

Математическая цепочка .

Узнаем, в каком году была основана первая в мире организация, которая занимается проблемами сохранения планеты.

17 * 3 – 36 : 12 + 1000 + 900 = (1948)

Расскажите все, что знаем о числе 1948.

сумма разрядных слагаемых 1000 + 900 + 40 + 8

в этом числе 1948 единиц, 194 десятков, 19 сотен, 1 тысяча

Если увеличить сумму цифр этого числа на 60, то мы узнаем, сколько стран объединяет этот союз. (82 страны, в том числе и Казахстан)

Решение уравнений

Серьезной экологической проблемой остается проблема загрязнения почвы. Почва загрязняется и разрушается из-за ведения строительных работ, функционирования жилых домов, промышленных предприятий. Каждый год увеличивается количество бытового мусора. На каждого жителя Земли сегодня приходится 2, 5 кг мусора в сутки.

Вот такую картину можно все чаще и чаще увидеть в лесу.

Выберите и решите любое уравнение.

Сколько лет разлагается на земле бумага?

Сколько лет сохраняется в земле консервная банка?

Сколько лет будет перерабатывать природа полиэтиленовый пакет?

Шар наш земной, где родились,
Где море, где горы и степи
Будем беречь, будем стеречь
И охранять будем вечно!

Припев:
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома - цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!

2к.
Стой человек, остановись,
Не разрушай мир прекрасный.
Лес охраняй, птиц береги,
Не разоряй гнёзд напрасно!

3к.
Против стрельбы, против беды.
Встанем за нашу планету.
Звери навек, Счастье навек,
Так повелел человек!

Вы имеете возможность самостоятельно оценивать свои достижения на уроке. В качестве баллов у вас есть наклейки с видом животных. Постарайтесь превратить пустой и безжизненный мир (на листочках изображена серая безжизненная природа) в яркий и веселый мир! Если у вас это получится, то от представителя дикой природы – львенка вы услышите нечто очень важное для каждого человека.

Страна, которая богата на горы, равнины, степь, пустыни, полупустыни, леса, озёра, полноводные реки – Казахстан. Климат здесь резко континентальный, в северной части намного холоднее, чем в южной. На его территории обитает большое количество животных. Они занимают свои определённые ареалы, составляют неотъемлемую часть экосистемы. К сожалению, есть много редких видов, которые подверглись массовому исчезновению.

За статистикой в Казахстане насчитывается:

Млекопитающие (172 вида);

Пресмыкающихся (51 вид);

Земноводных (12 видов);

Рыб (больше 100 видов);

Беспозвоночных (более 50 тысяч, среди них 30 т. – насекомые).

Cреда обитания располагает к тому, что здесь водится много млекопитающих (животных, которые кормятся материнским молоком). Среди них можно увидеть: косулю, лося, сайгака, кулана, волка, лису, гепарда, снежного барса, байбака, суслика, зайца-русака, степную хорь, крысу, ушастого ежа, каспийского тюленя, выдру, дикобраза.

Многие из млекопитающих этого региона, занесённые в Красную книгу: кулан; многозубка; индийский дикобраз; пеструшка; архар; азиатский муфлон; джейран; выхухоль; газель; гепард; красный волк; бурый медведь; каракал; бархатный кот; манул; слепыш.

Балобан – большой сокол, водится в степной зоне. Хищная птица.

Большое разнообразие птиц на этой территории. Можно увидеть: гагару, поганку, буревестника, пеликана, баклана, цаплю, фламинго, казарку, осоеда, куропатку, журавля, поморника, голубя, козодоя, стрижа, зимородка, удода, дятела, ласточку, трясогузку, жулана, иволгу, ворона, скворца, сверчка.

Есть и редкие птицы в этом регионе: алтайский улар; балобан; белобрюжий рябок; белый аист; беркут; бурый голубь; дрофа; журавль-красавка; лебедь-крикун; орлан-белохвостый; филин; фламинго; савка.

Озеро Малое Чебачье (Шабакколь)– это самое длинное озеро Бурабая, его длина составляет 13,6 км. Расположено к северо-западу от хребта Синюхи, в 6,5 км. к северу от г. Щучинска. Площадь водной поверхности около 21,5 кв.км. Средняя глубина озера 6,6 м., максимальная 12 м.

Озеро Алаколь – соленое бессточное озеро. Площадь озера (с островами) 2696 км2, длина 104 км, ширина 52 км, средняя глубина 22 м, наибольшая глубина 54 м. Берега сильно изрезаны многочисленными полуостровами, мысами, заливами, бухтами. .

Каспийское море- общая площадь -390 тыс.кв. км. Протяженность моря с севера на юг 1200 км. Самое широкое место — 435 км, а самое узкое - 193 км. Длина береговой линии Каспийского моря 7000 км. Его воды омывают берега 5 государств (Россия, Туркмения,Азербайджан, Иран и Казахстан-29% береговой линии). На Казахстан приходится 2340 км береговой линии.
Озеро Балхаш- это третье по площади озеро в Казахстане после Каспийского и Аральского морей, оно наполовину солёное. Его пресная часть отделяется от солёной полуостровом. Расположено на юго-востоке республики. Площадь озера 18,2 тыс кв.км, длина 614 км, наибольшая ширина 74 км, глубина 6 – 27 м. .(Слайд 29)
В Балхаш впадают реки Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз.
Аральское море - в 1961 г. его площадь составляла 66000кв.м, длина 428км, ширина 235 км , а 2002г уровень моря понизился на 20м. Это связано с забором вод рек Сырдарьи и Амурдарьи, которые уже более 20 лет не доходят до моря. .(Слайд 30)
Все ученые мира обеспокоены проблемой Аральского моря. Собраны специальные комиссии по исследованию и спасению Арала. Из-за снижения уровня воды в Аральском море занимаемая им территория уменьшилась
на 40 тыс.кв. км. Море разлилось на две части: Большой Арал и Малый Арал.
Берега озера отступили на 100-150 км. Высохшее дно моря превратилось в солончаки,
пустынные берега моря покрылись солью и песком. Когда проезжаешь мимо этого края,
то взору представляются белые пустыни, словно в снегу, но на самом деле , это земля,
покрытая солью. Когда дует ветер, соль поднимается в воздух и переносится по воздуху.
Люди, живущие в Приаралье дышат такой смесью воздуха , из-за этого у них возникают
различные заболевания дыхательной, кровеносной, нервной системы.

Ихтиофауна Казахстана разнообразная, её изучением занимаются многие учёные. Здесь распространенный рыбный промысел. Во многих водоёмах довольно большое количество рыбы, но существуют виды, которые исчезают и считаются редкими: каспийская минога; сибирский осетр; шип; каспийский, аральский лосось; таймень; кутум; нельма; щуковидный жерех; аральский, туркестанский усач; илийская маринка; чаткальский подкаменьщик.

Каспийский лосось – один из самых крупных в семействе лососевых, его длина достигает больше 1 м, вес – до 13 кг и больше. Из-за нерационального вылавливания и нерегулированного русла рек, попал в число самых редких.

Чаткальский подкаменьщик – рыба длиной до 13 см, не имеет чешуи, под плавниками шипы, имеет характерную боковую линию. Промышленного значения не имеет, но встречается очень редко.

На территории Казахстана около 6000 видов растений. Самая древняя растительность это водная. Водные растения служат нерестилищем для рыб, кормовой базой для них и водоплавающих птиц. Во флоре болот, речных пойм и лиманов более 450 видов. Флора Казахстана насчитывает 250 видов растений, приспособленных к условиям пустынь. В степной зоне произрастают реликтовые растения такие как: ковыль сибирский, чий и лук многокорневой. В лесах Казахстана встречаются виды растений которые произрастают только в Казахстане и нигде более не встречаются это : джузгун — который в свою очередь имеет 28 видов , астрагал-так же представлен 35 видами, береза киргизская, яблоня Линчевского, боярышник закаспийский, тополь, груша Вавилова, розы Шренка и туркестанская, ива белоснежная и др.

В Казахстане насчитывается до 600 видов редких и исчезающих растений, значительная часть из них включена в Красную Книгу Казахстана. Редкие и исчезающие растения Казахстана подлежат специальной охране в национальных парках и заповедниках. Так только в одном Алмаатинском заповеднике насчитывается 1000 видов высших растений, в том числе 50 редких видов, 26 из которых занесены в Красную книгу Казахстана. В заповеднике встречаются такие виды растений как: абрикос, курчавка Мушкетова, яблоня Сиверса, крайне редко яблоня Недзвецкого, каркас кавказский, гимноспермиум алтайский, тюльпаны Колпаковского и Островского, очень редко ирис Альберта и иридодиктиум Колпаковского, ревень Виттрока, очень редки хохлатка Семенова, желтушник оранжевый, остролодочник
алма-атинский, адонисы — золотистый и тянь-шаньский, кортуза Семенова. Но самые редкие виды растений встречаются в труднодоступных высокогорьях заповедника. В Казахстане 10 заповедников и 12 национальных парков, в которых можно встретить очень редкие растения,описание некоторых из них предлагаем вашему вниманию:

Барбарис илийский. Барбарис илийский относится к редким растениям Казахстана. На территории Казахстана встречается в восточной части Заилийского Алатау и Кетменьского хребта , также растет на южных склонах Джунгарского Алатау.Охраняется в Чарынском национальном парке Казахстана.Растет кустарником высотой до 1,5 м. Молодые побеги красно-коричневого цвета, шипы достигают 3 сантиметров соломенного-цвета. Листья узко-обратно яйцевидные в длину они растут до 5 сантиметров и в ширину до 2 сантиметров. Соцветия кистевидные, малоцветковые. Цветки ярко-желтые , плоды ярко-красные. Цветет в мае, плодоносит в августе — октябре. В медицинской практике барбарис илийский используют наравне с другими видами. Из плодов барбариса готовят вкусные кисели, варенья и сиропы. Плоды закрепляют желудок, увеличивают отток желчи, улучшают аппетит. Съедобные ягоды содержат яблочную, лимонную и винную кислоты. Миндаль Ледебура. Миндаль Ледебура относится к редким видам растений

В марте 2011 года в Японии произошло землетрясение, которое спровоцировало цунами, итог разрушений и потерь был колоссальный. Человечество страдает не только, от названных выше явлений природы, но и деяний созданных своими руками: авария на Чернобыльской АЭС не прошла, бесследна, разрушение носило взрывной характер, в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, последствия аварии еще будут долго сказываться на экологии нашей планеты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Экологическая акция "Живи, Земля!"

Экологическая акция "Живи, Земля!" направлена на привлечение внимания окружающих к проблемам охраны окружающей среды, на формирование экологической культуры личности; призывает к бережному отношению к.


Программа проекта "Живи, земля, живи"


"Живи, Земля"

Сценарий праздника на экогологическую тематику для начальной школы.


Экологический праздник ЖИВИ ЗЕМЛЯ.

Экологический праздник Живи Земля, посвящённый Дню Земли - 22 апреля.

Бюллетень "Живи, земля!"

Земля – в твоих рукахСейчас от каждого из нас зависит счастье всей планеты. Когда мы любим, мы спасаем всех и светом озаряем небо. Нам надо очень всем стараться, плохое мы отбросим прочь.

"Живи Земля"

презентация экологического проекта.


Интеллектуальная игра по экологии для учащихся 5-6 классов. 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Законы Барри-Коммонера. Экологические правила для детей.

Михаил Пришвин
Программа по краеведению разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Особую роль в воспитании школьников играет краеведение, особенно в деле воспитания патриотизма и гражданственности.

Краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.

История человечества неразрывно связана с историей природы. В наши дни вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность каждого человека. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания преобразуются в убеждения.

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в своей экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только дать ученикам знания, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде.

Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния своего края.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский. « Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе.

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации внеклассной работы".

Цель программы


  1. Основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края

  2. Активной экологической позиции у порастающего поколения.

формированию экологической культуры в начальной школе.


  • формировать интерес к изучению природы родного края;

  • воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;

  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

  • формировать представления о природных сообществах области;

  • иметь представления об охраняемых территориях России и своего края

  • привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края .

  • воспитывать ответственное отношение учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;

  • формировать в детях нравственно- эстетические качества и экологическую культуру;

  • повышать экологическую грамотность учащихся.

Задачи работы курса:

Образовательные:

Воспитательные:

Воспитание у учащихся младших классов любовь к родной природе: растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности за то, что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной деятельности человека;

Развивающие:

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Методы работы:

- метод коллективного творчества

Формы работы:

-работа со справочной литературой;

-уход за комнатными растениями;

-озеленение школы и класса;

-создание экологических проектов;

-уборка пришкольной территории;

-создание буклетов экологического содержания;

-демонстрации фильмов о природе.

Принципы работы:

- опора на интерес;

Цели и задачи экологического воспитания младших школьников отражены в четырех компонентах:

- практически-деятельностном.
Научно - познавательный раскрывает свойства предметов и явлений, связи между ними.

Ценностный показывает значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Нормативный – это правила поведения человека в природе. Содержание данного компонента должно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так!

Правила поведения в природе

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев!

3. Не собирай березовый сок.

4. Не рви в лесу, на лугу цветов.

5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

7. Не сбивай грибов, даже ядовитых.

8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

10. Не разоряй гнезда шмелей.

11. Не разоряй муравейники.

12. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

13. Не убивай змей, даже ядовитых. .

14. Не лови диких животных и не уноси их домой.

15. Не подходи близко к гнездам птиц.

16. Не разоряй птичьи гнезда.

17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета.

18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

20. Не шуми в лесу, в парке.

21. Не жги весной траву на лугу.

22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.

Практически - деятельностный должен привести к выводу, что

что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать окружающую среду – значит заботиться о здоровье человека.

Случалось не раз, вдруг нечаянная радость придет – какое-нибудь письмо с предложением издать книгу. И как только скорбь с души сошла, по телу перестало скрести.

Это калеки, наверно, говорили в древности, что в здоровом теле здоровая душа, но у меня лично чаще бывает наоборот: в здоровой душе – здоровое тело. Бывает, напишу что-нибудь – и прямо прыгать хочется.

Но и то древнее тоже верно. И, пожалуй, если вспомнить знакомых людей, то можно их распределить по шкале: на одном конце душа, на другом тело. Одни люди раскачиваются от души к телу, другие от тела к душе.

Есть такие травки-метелочки, их как только увидишь, так сама рука, приученная к этому с детства, сдергивает метелочку с загадом: курочка выйдет или петушок?

Совсем маленький мальчик удивляется, а тот, кто постарше, кто учит и лукавит уже, тот знает секрет: если, сдергивая метелочку, прищипнуть кончик – выйдет хвостик – значит, петушок, а если сдернуть до конца – курочка.

Самое трудное в борьбе за первенство – борьба со своей индивидуальностью: ее надо побороть так, чтобы люди на нее не обращали никакого внимания и видели одно только дело.

Так и наши большие революционеры, как бы даже стыдясь своей индивидуальности, показывались только в делах.

Утром в лесу видел: молодая белка спирально спускалась по дереву, а на другом дереве еще две, и там дальше вверху, и на самой высоте тоже листва шевелилась. Я замер на месте – и одна маленькая, задрав хвостик, как большая, чувствуя мою близость, замерла.

Так вот и у нас в литературной среде: громыхают они – и пусть! Незаметно, потихоньку надо от них отойти, авось придет время – и им тоже захочется пописать, и тогда они тоже бросят громыхать и стрелять.

Человек – это мастер культурной формы вещей. На низшей ступени лестницы этих мастеров стоят те, кто ничего не вносит своего, а возвращает талант свой в том виде, в каком он его получил. На высших ступенях располагаются те, кто всю душу свою вкладывают в творчество небывалого.

Мы не можем сказать, как в слитой воде ее молекулы – все ли одинаковы или, может быть, тоже отличаются между собой.

Мы берем такие сложные формы, как дождевые капли, и видим, что они, образуя силы воды, просто сливаются, а люди, как мы замечаем, под давлением жизненных обстоятельств не сливаются, а, напротив, каждый, имея со всеми общую цель, начинает борьбу за свое первенство.

В лесу навстречу моему глазу на невидимой паутине висели уголком две хвоинки. Паутина спускалась от самого верха высокой сосны, и хвоинки служили подвеском. Я потянул хвоинку вниз на вершок, отпустил – и хвоинка прыгнула вверх.

Я так до аршина натягивал – и все она прыгала, и после того паутинка оборвалась, и хвоинка упала на землю.

Я подумал о том, как в природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека.

В лесу было тихо, и только сверху волнами шумело. Изредка невидимыми путями и внизу проходил сквознячок и шевелил какой-нибудь жалкий листик, спущенный сверху паучком.

Итак, если явится случай в природе – ищи в нем руку человека с его небывалым, с его личностью, с его борьбой за первенство.

Какие тысячи, а может быть, и миллионы семян выклюют птицы в природе, пока одно-единственное из них станет деревцем! А люди хотят, чтобы у них не только все выживали, но еще чтобы все вырастали хорошими. И мало того чтобы все выживали, хочется еще долголетия и в будущем даже бессмертия…

Откуда это взялось у человека, что тянет его, как птицу перелетную, оставить родное гнездо и уйти искать небывалое?

Не лучше ли, чем просто догадываться о происхождении своего чувства родины, обратиться к личному опыту. Это чувство тревоги не оставило меня до сих пор. Только при большой усталости, болезни или в дни сытого довольства это чувство покидает меня.

И тогда, лишенный этим самым возможности удовлетворить себя творчеством, я начинаю понимать людей, называющих это состояние скукой.

Чувство родины в моем опыте есть основа творчества. И, может быть, всякий творческий талант открывает свое чувство родины, и каждый одаренный из нас открывает свою страну и этим увлекает других. Конечно, и так может быть: звук исходит из разных источников, но мембрана одна, и эта мембрана есть родина.

Второе – это чувство родины, культ матери. Третье – личность, то есть слово свое из себя самого, как у царя Давида.

Не лирика ли является в писаниях тем золотом, которое определяет их прочность и ценность? И эпос есть не что иное, как скрытая лирика.

Можно восхищаться выходной древесиной: какая чудесная и сколько ее вышло из леса! Но можно восхищаться лесом и без мысли о полезности для наших печей.

Вот и поэзия подобна лесу: сложена в строфы, как древесина в кубометры. Но она может быть и поэзией, ко-торя живет в нас и образует нашу душу.

Есть мысли, которые можно вызывать, а есть, которые сами приходят. Вот когда мысль приходит сама, человек теряется, как будто это волна пришла и за первой волной – целое море.

Тогда чувствуешь, что рядом с тобой плечо о плечо идет другой человек, и он тоже с тобой все понимает и все разделяет. И ты, чувствуя, что ты не один, а двое сходятся в одной мысли, укрепляешься в ней и начинаешь верить себе.

Сколько труда вкладывает человек около хлебного зернышка, и все-таки оно прорастает само, и вся природа в себе так нерукотворна.

Там где-то возле хлебного зернышка и зарождается поэзия. Зерно идет на хлеб, а эта какая-то сила питает души.

Наука и искусство (поэзия) вытекают из одного родника и только потом уже расходятся по разным берегам или поступают на разную службу. Наука кормит людей, поэзия сватает.

Я чувствую себя упавшим семечком с дерева в этот поток, где наука и поэзия еще не расходятся на два рукава. Наука делается кухаркой, поэзия свахой всего человечества.

Люди смеются тому, что повторяется, и боятся всего, с чем встречаются в первый раз, и больше всего боятся заглянуть в себя потому, что каждый из нас несет в себе небывалое.

Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радости, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка, – вот соблазнительный и опасный путь творчества.

Соблазнительный потому, что хочется власти над этим, хочется занять первое место в природе и управлять этим творчеством, как механизмом. И в то же время это очень опасно, потому что рассудок становится твоим врагом, врагом твоей личности.

Читайте также: