Мой диалог с базаровым сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В романе “Отцы и дети” изображен конфликт главного героя с обществом. В образе главного героя перед нами выступает Базаров. Базаров — это революционный деятель того времени. Он называет себя нигилистом. Мы знакомимся с ним, когда он приезжает со своим другом Аркадием в семейство Кирсановых. Его внешность не производит почти никакого впечатления. В глаза бросаются только большие красные руки. По этим рукам можно судить, что Базаров очень трудолюбив. Базаров — выходец из народа, из простой трудолюбивой семьи. “Мой дед землю пахал”, — говорит он Павлу Кирсанову. И действительно, у него нет никаких аристократических замашек. Он прост по своей натуре, но не глуп. Он придерживается нигилистических взглядов, то есть все отрицает. Но если глубже всмотреться в этот образ, то можно заметить, что это не такой железный человек, каким он хочет себя показать. И жизнь потом все расставляет на свои места. Базаров отрицал любовь к женщине, но сам же и влюбился, он отрицал нежные чувства, хотя сам их проявлял к своим родителям. Дело в том, что человек не может жить без этих высоких чувств. В романе Базаров одинок и в любви, и в дружбе. Его никто не понимает. Но именно в этом человеке мы видим истинного борца за свободу и справедливость. В те времена таких людей, как Базаров, было очень мало. И можно сказать, что Базаров родился раньше своего времени. Ему бы родиться в начале двадцатого века, и кто знает, может быть, именно этот человек привел бы нашу страну к нормальному, а не нищенскому, существованию. Все лучшие стороны в характере Базарова проявились перед лицом смерти: любовь к родителям и к Одинцовой, жажда труда и жизни, сила воли и мужество. Ведь он знал, что умирает, и не боялся смерти.
Базаров — это личность, о которой нельзя судить однозначно. Но все же в нем больше хорошего, чем плохого. И я бы частично хотел быть похожим на него.







  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Творческая работа

Интервью с Евгением Васильевичем Базаровым

hello_html_642f419d.jpg

Сегодня удивительный день для нашей редакции. Мне оказана честь взять интервью у необычного человека – представителя разночинной молодежи, готовой изменить существующий порядок в стране. Евгений Базаров

Я сегодня гость в доме Николая Петровича Кирсанова в деревне Марьино и сижу за одним столом с нашим главным героем – Евгением Васильевичем Базаровым, а также с его другом Аркадием Кирсановым, хозяином дома и его братом Павлом Петровичем Кирсановым и милой Фенечкой.

- Здравствуйте, Евгений Васильевич. Мой первый вопрос будет к Вам: давно ли вы находитесь в гостях в доме Кирсановых, как вы себя здесь ощущаете?

- Добрый день, Дмитрий! В гостях я здесь сравнительно недолго – с 20 мая, чувствую я себя здесь хорошо, познакомился с родными моего близкого друга Аркадия. Правда, на следующий день после моего приезда у меня произошла с дядей Аркадия небольшая словесная стычка, после которой мы все остались при своём мнении.

- Мне, как любому нашему читателю, будет интересно узнать, какую точку зрения вы отстаивали в этой дискуссии с Павлом Петровичем?

- А что Вы, Павел Петрович, можете на это сказать?

- Мне кажется, что каждый сам вправе выбирать, по какому пути ему идти в жизни. Остается лишь принять это.

- Я ничего принимать не собираюсь!

- Ваше право.

- Хотелось бы спросить Вас, Аркадий, как вы определяете дружбу с Евгением?

- Базаров – интересный человек. Евгений привлекает меня своей резкостью, неординарностью и смелостью в суждениях. Знаете, в юности человек тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Таков и я. Я ищу свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Отношение моего друга к традициям, авторитетам и прочим (важным для моего отца) вещам достаточно резкое. На мой взгляд, Евгению не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, тех качеств, которые есть у моего отца.

- Очень интересная позиция, на мой взгляд! Спасибо за то, что Вы не побоялись высказать свою точку зрения!

- Не вижу в этом великого подвига.

- Теперь я хочу задать вопрос Вам, Фенечка. Как, по Вашему мнению, относится к Вам Евгений Васильевич?

- О, Евгений Васильевич очень интересный, добрый человек. Был случай, когда наше с Николаем Петровичем дитя захворало. На помощь сразу пришел Базаров и за короткое время излечил недуг бедного Митеньки. Я за это очень благодарна ему.

- Это всё, что Вы можете сказать о Базарове?

- Да, мне больше нечего добавить…

- Тогда хотелось бы выразить огромную благодарность всем за наш разговор, а Евгению Васильевичу Базарову в особенности. Семье Кирсановых, конечно же, спасибо за теплый прием. Считаю, что наша встреча дала много и мне, и нашим читателям, и Вам всем. До свидания!

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".


Базаров — целостная натура, образец для подражания многих людей, но они лишь являются некой пародией на самого Базарова. Читая роман, понимаешь, что относиться к Базарову равнодушно нельзя: он либо восхищает, либо раздражает, либо и то, и другое.

Базаров — идеал в каком-то смысле. Именно этим он привлекает меня. Своей храбростью, бесстрашностью, непоколебимостью и даже какой-то дерзостью, но дерзостью особенной. Яркой демонстрацией всего этого являются последние дни жизни Евгения Васильевича, когда он лицом к лицу сталкивается со смертью. «Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня — Есть; на что тебе? — нужно… ранку прижечь. — Кому? — Себе — как себе!

Насчет того, что я отрицаю и не принимаю в Базарове, так это все остальное. Меня прямо-таки возмущает презрительно-холодное отношение Базарова к окружающим его людям, он не считается с ними, единственный человек, с которым он общается на равных — это Одинцова. Она перевернула его отношение к женщинам.

То есть отрицая все то, что есть, существует и живет, Базаров отрицает саму жизнь! И значит нет смысла жить дальше, так как жить незачем, и смерть Базарова — логическое завершения романа. Базаров совмещает в себе — пренебрежение и элементарное неуважение к старшим, отрицание всех моральных и нравственных принципов, потребительское отношение к людям, и это меня расстраивает.

Для меня Базаров всегда останется яркой личностью, единственной в своем роде, он яркий представитель своего поколения-поколения 60-х годов, но многое в нем меня отталкивает и заставляет не соглашаться с большинством его поступков, но несмотря на все это-есть в Базарове и то, что редко встретишь в людях. Стойкость и внутренний стержень.


Пример сочинения 2

Центральным персонажем романа "Отцы и дети" является молодой врач и нигилист по своим убеждениям Евгений Васильевич Базаров.

Главный герой романа — сын простого лекаря и потомственной дворянки, он учится на доктора и занимается естественными науками.

Базаров-нигилист по своим убеждениям. Характер Евгения полностью соответствует рамкам, которые ставит перед ним его учение. Он умный, ироничный и прямой человек. Нигилизм сформировал в Евгении Васильевичи безразличное отношение ко многим аспектам жизни: искусству, природе, художественной литературе… Базаров не уважает романтиков, он даже считает, что красиво разговаривать плохо, потому что это проявление романтизма. Основной чертами характера Евгения является воля и гордость. Он никогда не отступится от принятых им целей.

Базаров — личность неординарная, интересная и сложная. Однозначно выразить свое отношение к нему невозможно. Наряду с положительными качествами, что так привлекают читателя, в его личности достаточно и негативного, что отталкивает от него.

В первую очередь я хотел бы отметить образованность персонажа и его стремление заниматься важной работай, он старается всегда совершенствовать свой интеллект. К тому же Евгения стремиться участвовать в общественной жизни страны, хоть и делает это, придерживаясь нигилизма. Конечно, стоит отметить, что центральный персонаж романа, хоть и отрицает все принципы, но всё-таки почти всегда разговаривает с людьми честно и придерживается основных норм морали. Наличие собственного мнения вот в чем центральный герой, точно, преуспел, это не может не нравиться, потому что только человек, который обладает собственным мнением на разные вопросы и проблемы, может считаться настоящей личностью. Ещё одной положительной и немаловажной чертой Базарова является то, что он человек действия Евгений всегда готов принимать решения и идти дальше. Но и еще одной и приятной особенностью обладает главный герой, он добрый, да персонаж это скрывает за насмешками и своим образом нигилиста, но практически ко всем положительным персонажам в романе Базаров относился хорошо.

Конечно, у Евгения множество положительных и очень полезных качеств, но при этом он обладает некоторыми особенностями, которые лично я не могут принять. К таким отрицательным чертам я бы отнес полный отказ от красоты природы, искусства и художественных литературных произведений. Многие люди скажут, что Евгений просто следует правилам своего учения и делает это очень трепетно. Разве это плохо? По моему мнению, да. Базаров очень умный человек и не должен слепо поддаваться таким общественным учениям как нигилизм, но, к сожалению, в романе мы видим, что он уже сделал свой выбор в пользу этого направления, и из-за своего упрямого характера он никогда с неё не свернет с этого пути. Кстати, это ещё одна отрицательная черта, Евгения он слишком горд и упрям. Ну и последняя негативная особенность персонажа, он во всех проявлениях эмоций видит ненавистный романтизм. Базаров очень рациональный человек и отрицает чувства, а если кто-то из его окружения вдруг им поддался, он обвинит его в том, что этот человек безнадёжный романтик. Возможно, именно его гордость и эта ненависть к эмоциям не смогла позволить Евгению поддаться любви.

Базаров — яркий представитель молодежи середины 19 века. Евгений Васильевич-человек, который обладает собственными убеждениями, он умен, трудолюбив и энергичен, Но все его положительные качества, не могут дать ему соратников. Центральный персонаж романа одинок. В конце произведения Тургенев не знает, какую судьбу прописать своему герою, поэтому выбирает для него забвение, не потому что хотел сказать, что такая у него судьба, а для того, чтобы показать читателю, что Базарову некуда двигаться в обществе того времени.


Пример сочинения 3

Тем не менее несмотря на негативные стороны характера Базарова, этот герой все же является положительным. Потому мне было очень жаль, что Евгений так и не смог отыскать свое место в жизни.


Пример сочинения 4

Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев создал образ такого “нового человека” – революционера и демократа.

Образ Базарова – собирательный, потому что Тургенев хотел изобразить подлинного героя нового времени. Оттого что автор честно пытался понять этот тип людей и дать, насколько это возможно, объективную оценку, характер героя получился очень сложным, многогранным и противоречивым. Нам и сегодня очень сложно однозначно оценить его.

Конечно, герой Тургенева несовершенен, как каждый из нас, но я искренне хочу разобраться, что мне нравится, а что я не могу принять в этом человеке.

Многим не понравится уже сам внешний вид “нового героя”: худое лицо с широким лбом, висячие бакенбарды песочного цвета, длинные волосы и длинный балахон с кистями. Но для меня его широкий лоб – свидетельство ума. Балахон, бакенбарды и длинные волосы – вызов устоявшейся моде. Обращают на себя внимание и его своеобразные манеры. Евгений намеренно демонстрирует бестактность, грубость, вульгарность, угрюмую недоверчивость к людям.

Интонации его речи категоричны, а его самоуверенные высказывания порой чересчур насмешливы и саркастичны. Многие сочтут Базарова эгоистом, черствым человеком, или, как его литературный оппонент Павел Петрович Кирсанов, “гордецом, нахалом, циником, плебеем”.

Базаров гордится своей причастностью в народной почве, своим дедом, который “землю пахал”, считает, что “всякий человек сам себя воспитать должен”, и старается воспитать в себе нужные, положительные, по его мнению, качества, постоянно учится чему-нибудь новому. Евгений ничего не принимает на веру, стремится все проверить опытным путем. И его тяга к естественным наукам – биологии, анатомии, химии, медицине – мне глубоко симпатична. Такие интересы были типичными для передовых людей 60-х годов XIX века, но мы и сейчас считаем, что за этими науками будущее.

Вызывает уважение и работоспособность Базарова – “лихорадка работы”, потому что его энергия направлена не только на теоретические изыскания, но и на практическую медицину, лечение пациентов, а значит, его деятельность приносит реальную пользу людям.

Евгений везде остается самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек, действий, в конце концов, всей своей жизни. Он не только спорит и говорит о своем деле, труд для него – естественное состояние. Без труда скучно. Ежедневный труд, самоограничение и самоотдача стали его жизненными принципами.

Он убежден, что интересной работой можно переломить даже тяжелое душевное состояние.
Базаров – разночинец, он прошел тяжелую школу жизни и приобрел собственные убеждения. Это научило его не поддаваться чужому влиянию, наоборот, он подчиняет людей себе. Доводы его при этом всегда уверенные, точные, впечатляющие, а изрекаемые афоризмы отчетливо выражают его мировоззренческую позицию: “Всякий человек сам себя воспитать должен”; “Исправьте общество, и болезней не будет”; “…Что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня”. Многие из этих высказываний до сих пор сохранили свою актуальность.

Кроме того, Евгений Базаров – человек с бесконечно добрым сердцем и всегда готов прийти на помощь.

Он видит главную движущую силу революции в народе, но его раздражает народная пассивность и предрассудки. Евгений – человек действия, не витает в облаках, не составляет далеко идущих планов, он привык решать проблемы, когда они возникают. Разве такая позиция не заслуживает уважения?
И все же, не все в Базарове я могу понять и принять. Например, присущее ему отрицание всего. Это отрицание человека, который “ко всему относится с критической точки зрения”, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”.
Но всегда ли это правильно? Положительно отрицание самодержавия, крепостного права и всего, что порождено “безобразным состоянием общества”. Но как можно отрицать исторические и культурные ценности?

Ведь наше прошлое – это часть нашей истории, и то, какими мы себя принимаем и хотим видеть в будущем, во многом определяется именно историческим и культурным развитием общества. Герой романа, на мой взгляд, чересчур увлечен утилитарностью, полезностью жизненных явлений. Он, например, рассматривает природу как мастерскую, в которой человек только работник. Для него человек не часть живой природы, а ее хозяин, и природа существует для того, чтобы человек мог в ней рубить, пилить, строгать, то есть разрушать и губить ее.

Присущее Базарову отрицание всего его заставляет пренебрежительно относиться и к искусству, считать его “непростительной дурью”. “Рафаэль, – говорит он, – гроша медного не стоит”. А ведь чувство прекрасного – немаловажное условие гармоничного развития личности. “Порядочный химик”, по мнению Евгения, “в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Такие взгляды тоже были распространенными в то время, и они еще раз подчеркивают принадлежность Базарова к “героям своего времени”.

Базаров – сторонник решительного разрушения прежних основ бытия, но мы нигде не находим точной формулировки его положительной программы. Кроме того, герой романа не считается с такими нравственными понятиями, как долг, честь, отрицает их. Ошибочно его утверждение о том, что все люди обладают одинаковыми нравственными качествами, потому только, что “у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены”.
Я не одобряю и его отношения к родителям. Он старается подавить в себе сыновнее чувство, стыдиться проявить свою любовь и уважение к ним, старательно маскирует свою нежность снисходительным отношением.

Базаров не прав и в своем неуважительном отношении к женщинам, отрицая у них свободу мысли.
А как можно отрицать любовь? Любовь пробуждает в человеке самые возвышенные и светлые чувства. Ведь он и сам искренне полюбил Одинцову, потому что она не такая, как все, но, к сожалению, старается побороть это чувство, так как оно могло бы помешать его делу.
И, останься Базаров жить, он преодолел бы эту любовь.

Евгений Базаров преодолел многие жизненные испытания, но автор прослеживает и эволюцию душевного состояния своего героя. Хоть и на смертном одре, но он все же понимает, что во многом заблуждался. Поведение Евгения перед смертью заслуживает уважения. Он не пытается бессмысленно цепляться за жизнь, но Думает о своих дорогих стариках, заботится об облегчении их печальной участи. И больше не стыдится своего “романтизма”.
А умереть так, как умер Евгений Базаров, по словам Д. И. Писарева, “все равно, что сделать великий подвиг…”.

Вот таков в моем представлении Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, не лишенный недостатков, но все же заслуживающий глубокого уважения и искренней симпатии.

Читайте также: