Сочинение на тему симфония

Обновлено: 07.07.2024

Вроде бы всем примерно ясно, что это такое - симфония, но по факту очень часто этим словом называют то, что симфонией совсем не является: чаще всего вообще всё, что кажется заумно-академическим (как бы не для нашего ума).

Вот три признака симфонии:

  • симфонию не поют и не играют на рояле. Это сочинение для симфонического оркестра
  • симфония - это всегда масштабно. Как правило в ней бывает четыре части в разных темпах (первая и последняя обычно быстрые)
  • симфония - это как роман в литературе. Это концептуальный и интеллектуальный жанр. То есть если композитор хочет высказаться на очень важные и сложные темы, он пишет не ноктюрн или романс, а именно симфонию.

Кто пишет симфонии?

Далеко не все даже очень одарённые композиторы способны написать симфонию. Для этого нужен талант музыкального драматурга, отличное владение техникой композиции и абстрактное мышление. К примеру, Глинка так и не смог написать симфонию, хотя очень к этому стремился. Шопен, Мусоргский, Верди и многие другие великие композиторы тоже не написали ни одной симфонии (не только по той причине, что не хотели).

Зато те, кто стал мастером в этом жанре, вошли в пантеон избранных и называются гордым словом "симфонист". Бетховен, Брамс, Малер, Чайковский, Шостакович - это главные симфонисты (значит, герои) в классической музыке.

Гайдн и Моцарт тоже писали прекрасные симфонии, но в большинстве случаев они не замахивались на какие-то глобальные идеи, и в принципе под их симфонии можно было прекрасно выпить и закусить (что и делали гости князя Эстергази, у которого служил Гайдн).

А вот Бетховен уже сделал из этого жанра музыкальное послание к человечеству, и тогда симфония вознеслась на высшую ступень музыкальной иерархии.

Кстати, Бах тоже наверняка был бы симфонистом (он умел мыслить глобально), но в его время симфонии ещё просто не было. Её история началась с Гайдна в середине 18 века.

Симфония и публика

Обычно публика знакома с классическими симфониями по какой-то одной части или даже мелодии. Например, все знают бетховенский "татататАм" из первой части Пятой симфонии .

Остальные три части мало кому знакомы.

Точно так же у всех на слуху вот эта тема соль минорной симфонии (№40) Моцарта.

А что там дальше - мало кого интересует (и напрасно).

Но весь фокус и смысл симфонии именно в том, чтобы проследить, как автор разворачивает свою мысль в других ракурсах (частях), как он из этих частей сложит единое целое, к какому выводу он придёт в итоге, и как он сделает так, чтобы мы не заснули до четвёртой части.

Так что слушать симфонию - это наслаждение, добытое через нелёгкий, но увлекательный интеллектуальный труд, которое обязательно пойдёт в плюс нашему общему развитию. Это примерно как прочитать исторический роман, посмотреть до конца артхаусный фильм или сыграть партию в шахматы. То есть это удовольствие для подготовленных людей. В конце концов просидеть молча, не двигаясь, в кресле филармонического зала и ни разу не залезть в мобильник в течение 30-60 минут - тут тоже тренировка нужна.

Поэтому до начала 20 века симфонии в концертах играли обычно отдельными частями, а не целиком (особенно в России). Например, первая часть симфонии Бетховена, а потом какой-нибудь романс Варламова, потом марш из "Аиды", к примеру, а потом четвертая часть симфонии Моцарта. Сейчас всё стало гораздо строже и академичнее. Но и труднее для неподготовленного слушателя.

Потому классику и называют высоким искусством: до неё надо ещё дотянуться)

Что такое симфония, история симфонии


История музыкального искусства началась в незапамятные времена и своими корнями уходит в глубокую древность. Музыка сопровождала людей всегда и везде, вошла в их культуру, стала неотъемлемой частью жизни и интенсивно развивалась вместе с непрерывно эволюционирующим человеком. Появлялись новые музыкальные инструменты, усовершенствованные жанры и стили, которые с течением времени неустанно преобразовывались. Так, для воплощения творческих идей талантливых композиторов в результате их кропотливых изысканий возник обладающий широкими возможностями жанр симфонии, который и в нынешнее время признаётся наивысшим жанром инструментальной музыки.

Историю симфонии и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое симфония

Симфония. В нынешнее время этим словом, которое с греческого переводится как созвучие, именуют наполненное глубоким идейным содержанием масштабное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром того или иного состава: симфоническим, духовым, народным, камерным. Симфония, являющаяся высшей формой инструментальной музыки, пишется композиторами в сонатно-циклической форме, то есть произведение состоит из отдельных частей, связанных между собой единым замыслом, при этом первая часть сочинения, как правило, излагается в сонатной форме.

Что такое симфония

Симфония по своему потенциалу превосходит другие музыкальные формы. Её возможности позволяют посредством звуковых образов всецело раскрыть идею произведения, отобразить сюжетно-драматическое действие и помимо того показать всё богатство эмоциональных состояний личности, то есть её чувства и настроения. По сравнению с художественной литературой симфония подобна роману с его драматургией и единой сюжетно-образной концепцией.

Симфония – произведение, включающее нескольких частей, количество которых может варьироваться от трёх до пяти. Однако чаще всего композиторы обращаются к четырёхчастной классической форме, заложенной Гайдном и Моцартом , а затем получившей развитие в творчестве Бетховена .


Опорными в симфонии являются первая и финальная части. Начало произведения характеризуется завязкой драматического действия, а в финале происходит завершение композиционного круга. Первая часть симфонии, которая обычно бывает весьма динамичной, имеет форму сонатного аллегро, представляющую собой четкую структурную и драматургическую модель. Она начинается вступлением и имеет три раздела: экспозицию, разработку и репризу. Вторая часть произведения, как принято — медленная. Это поэтический центр всей композиции и его форма может быть самой разнообразной: вариационной, сонатной, но в большинстве случаев контрастной трёхчастной. Третья часть в симфониях Гайдна и Моцарта - это менуэт, затем Бетховен заменил грациозный танец на оживлённое скерцо. Финал произведения подводит итог всего цикла. У венских классиков он имел форму рондо-сонаты, но с течением времени менял своё строение. Жизнеутверждающий и энергичный он возвращает слушателя к настроениям первой части, однако музыкальный материал в нём звучит не только бодро, но и оптимистично.

Популярные симфонии

Вольфганг Амадей Моцарт Симфония №40. Это самое известное произведение, признанное сокровищем классической музыки, написано гениальным маэстро летом 1788 года. Небольшой оркестр, минорная тональность и отсутствие торжественности сразу настраивает на серьёзный лад. Симфония традиционно для тех времён состоит из четырёх частей, три из которых: первая - Allegro, вторая - Andante и четвёртая - Allegro assai имеют сонатную форму, а третья ― Menuetto написана композитором в сложной трёхчастной форме с трио.

В.А. Моцарт симфония №40

Петр Ильич Чайковский Симфония №4. В творчестве гениального композитора это выдающееся произведение, сочинённое в 1877 году, является знаковым и указывает на новый этап последующего развития симфонизма. Эта четырехчастная психологическая драма, соизмеримая по духу с творениями великого Бетховена, начинается с интродукции, в которой звучит фанфарная тема рока. Первая часть композиции - Andante sostenuto, написано в форме сонатного аллегро. Вторая часть - Andantino in modo di canzone имеет сложную трёхчастную форму. Третья часть –Scherzo: Pizzicato ostinato – сложная трёхчастная форма. Финал - Allegro con fuoco – форма рондо-соната.

История


Алессандро Скарлатти

Основоположником нового жанра принято считать австрийского композитора, представителя венской классической школы Йозефа Гайдна . Поначалу его первые симфонии, рассчитанные на небольшой оркестровый состав, по сути, не отличались от развлекательных по характеру камерных произведений, однако со временем сочинения композитора наполнились глубоким смыслом и драматическим содержанием. В связи с этим, для воплощения того или иного замысла, Гайдн расширил состав оркестра, а также смело использовал тембральный окрас новых инструментов. Музыка симфоний, которых Гайдн написал более ста, отличается остроумием, затейливостью развития тематического материала и оригинальностью инструментовки. Именно в этих сочинениях новый жанр окончательно оформился и принял вид классической симфонии, в которой все четыре части, имеющие свой тематический материал, разделены, но в то же время связаны друг с другом по смыслу и составляют единое целое.

Йозеф Гайдн

Разумеется, ещё одной выдающейся личностью, стоящей у истоков классической симфонии, но по-своему решавший эту задачу, был гениальный Вольфганг Амадей Моцарт . Он обогатил содержание произведений, наполнив их эмоциональными контрастами и драматизмом, усилил тематическое развитие, увеличил размер частей, существенно развил оркестровку. В каждой из своих симфоний, которые отличаются мелодическим богатством, изящной гармонией и искусным контрапунктом, композитор, более стилистически объединяя, воплощал новый художественный замысел.

Следующим этапом в развитии симфонии было творчество композиторов – романтиков. Они, направляясь по пути великого Бетховена, но в то же время постоянно экспериментируя, наполнили форму классической симфонии новым содержанием, в котором драматизм уступал место лирико-психологическому или даже эпическому началу. Среди композиторов – симфонистов данного направления следует особо выделить Франца Шуберта , Роберта Шумана, Феликса Мендельсона , Гектора Берлиоза, Ференца Листа , Иоганнеса Брамса, Александра Бородина , Петра Чайковского, Александра Глазунова , Антона Брукнера, Густава Малера , Антонина Дворжака, Сезара Франка, Рихарда Штрауса и Яна Сибелиуса .

У композиторов - романтиков доминирующее положение стала занимать программная симфония, и особое развитие получил сквозной тематизм между частями, количество которых они нередко экспериментально меняли то в большую, то в меньшую сторону. Романтики в своих произведениях, отличающихся ярким тембровым и гармоническим колоритом, нередко вносили изменения в исполнительский состав, вводя в оркестр новые инструменты, солирующий вокал и хор. В их сочинениях появились лейтмотивы, а также выразительно и проникновенно зазвучали мотивы народных песен и танцев.

В двадцатом веке симфонический жанр не стоял на месте. Появилось довольно много новаторских направлений, в которых проводились смелые эксперименты. Композиторов сочиняющих симфонии в прошлом столетии было довольно много, но особый вклад в развитие жанра внесли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Пауль Хиндемит, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев , Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке , Эйтор Вила-Лобос, Чарлз Айвз, Кшиштоф Пендерецкий, Ральф Воан-Уильямс, Эллиотт Картер, Уильям Стилл, Эллен Цвилих, Бенджамин Бриттен …

Моцарт
Бетховен

Чайковский
Шостакович

Интересные факты о симфониях

Среди большого количества музыкальных жанров симфония в нынешнее время занимает самое почётное место, поскольку только в ней возможно всецело отобразить драматургический замысел, а также внутренний мир её создателя. Слушая произведение, мы приобщаемся к гениальности творца, создавшего его, а значит, что очень важно, становимся духовно богаче.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Симфония № 40 Моцарта

Тихонова Любовь Викторовна

Сочинение, написанное моей ученицей в рамках Всероссийского конкурса сочинений "Без срока давности", посвящённом 75 - летию Великой Победы. 1 место в районе.

ВложениеРазмер
Сочинение на конкурс. 1 место. 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

И словно память тех блокадных дней,

Мы свято чтим сокровище сокровищ -

Симфонию, что выковал в огне

Наш легендарный Дмитрий Шостакович.

Музыка и война… Совместимы ли эти понятия? Музыка… Какая сила таится в ней? Какую роль она играет в жизни человека? Можно ли сравнить её с разрушающей мощью огня? Каким образом в тяжёлых военных условиях услышанные людьми мелодии вселяли веру в победу, в успех, в желание выжить во что бы это ни стало?

Блокада Ленинграда… Страшный голод. Постоянные обстрелы. Множество погибших от обстрелов и голода. В таком осаждённом городе жил и работал замечательный советский композитор Д.Д. Шостакович. Зачисленный в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внёс свой вклад в оборону родного города. Но в октябре 1941 года Дмитрий Дмитриевич вместе с семьёй был эвакуирован из Ленинграда. В эвакуации он не забыл про свой родной город, его оружием стала музыка. По плану Гитлера к 9 августа 1942 года Ленинград должен был пасть. Симфонию № 7 Д.Д. Шостакович заканчивает в эвакуации, в городе Куйбышеве. Там она прозвучала впервые.

Зимой 1942 года в осаждённом Ленинграде было принято решение создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем был назначен Карл Элиасберг. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди, измученные голодом, физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось музыкантов искать по фронтам. Позже музыкантов созданного оркестра прикрепили к столовой горсовета – один раз в день они получали горячий обед, чтобы хоть как – то восстановить силы. Вскоре руководитель настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. Зимой с диагнозом “дистрофия II степени” он был госпитализирован, но уже 9 апреля 1942 года провёл репетицию созданного оркестра.

И вот 2 июля 1942 года лейтенант Литвинов под сплошным огнём немецких орудий, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объёмные нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. С огромным трудом собрав оркестр, начались репетиции. Они длились по пять – шесть часов утром и вечером.

Концерту придавалось исключительное значение. Все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника, в воздух поднялись сотни самолётов, чтобы измученные войной люди послушали великую музыку. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все хрустальные люстры. После того, как музыканты отыграли, зрители аплодировали стоя. Откуда – то появилась девочка с букетиком живых цветов. За кулисами все бросились обниматься и целоваться друг с другом. Это был великий праздник. Жители блокадного Ленинграда сотворили чудо. Они поняли, что живы, ощутили силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Пройдут годы, и поэт Юрий Воронов, мальчиком переживший блокаду, напишет об этом в стихах:

Невидимый диктор сказал Ленинграду:

И музыка встала над мраком развалин,

Крушила безмолвие тёмных квартир.

И слушал её ошарашенный мир…

Вы так бы смогли,

Если б вы умирали.

Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока будет звучать это бессмертное произведение, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили свои собственные жизни, чтобы мы имели сегодня светлое безоблачное мирное небо над головой.

Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных испытаний, блокады и смерти, голода и разрушений люди умудряются написать столь сильное произведение и даже исполнить его в блокадном городе? Это неповторимый подвиг! Ленинградская симфония была написана Д.Д. Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление русской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки. Она звучит и сейчас. Сверхмузыкальная, патриотическая, непобедимая, героическая, гремящая, невозможная…

Руководитель: Тихонова Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "СИМФОНИЯ" в других словарях:

симфония — См. согласие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. симфония гармония, согласие; созвучие, словарь указатель, симфониетта Словарь русских синони … Словарь синонимов

СИМФОНИЯ — (греч. созвучие). Большое музыкальное произведение, написанное для оркестра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИМФОНИЯ греч. symphonia, от syn, вместе, и phone, звук, стройность, согласие звуков.… … Словарь иностранных слов русского языка

СИМФОНИЯ — СИМФОНИЯ, симфонии, жен. (греч. symphonia гармония звуков, созвучие). 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4 х частей, из которых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). «Симфония может быть… … Толковый словарь Ушакова

симфония — и, ж. symphonie f. , ит. sinfonia <лат. symphonia <гр. symphonia созвучие. Крысин 1998. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее из 3 4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. Патетическая симфония… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СИМФОНИЯ — жен., греч., муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие. | Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена. | Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово. Толковый… … Толковый словарь Даля

СИМФОНИЯ — (латинское symphonia, от греческого symphonia созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра; один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы Й.… … Современная энциклопедия

СИМФОНИЯ — (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь

Симфония — (латинское symphonia, от греческого symphonia – созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра; один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы – Й.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СИМФОНИЯ — СИМФОНИЯ, и, жен. 1. Большое (обычно из четырёх частей) музыкальное произведение для оркестра. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего н. (книжн.). С. цветов. С. красок. С. звуков. | прил. симфонический, ая, ое (к 1 знач.). С. оркестр… … Толковый словарь Ожегова

Симфония — (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Читайте также: