Сочинение на тему роль пейзажа в рассказе

Обновлено: 21.05.2024

Тургенев как автор очень щепетильно относился к своим произведениям, стараясь передать через них те чувства, которые испытывал он при их написании. Во множестве произведений он немалое внимание уделяет природе, общим пейзажам, и их влиянию на саму конструкцию и систематику произведения.

Таким же произведением стало “Муму” описывающее нелёгкую судьбу крепостного крестьянина, и рассказывающее о той тяжелой ноше, что ему пришлось понести. Произведение наполнено яркими образами русской природы, которая своим контрастом оттесняет множество проблем, хотя и не все. Также произведение наполнено различными тёмными образами природы, дабы дать понять читателю, что хоть это и литературное произведение, но оно всё – таки преследует цель создать реалистичный образ русской земли, из-за чего в произведении и присутствуют тёмные участки, в которые может окунуться читатель.

Также Произведение Тургенева как бы говорит нам обо всей тяжкости жизни в то время, и даёт нам понять, что всё было отнюдь не хорошо. С помощью его эпитетов читатель может в полной степени получит то самое настроение, которое задумывалось автором. Пытаясь создать данный образ природы, одновременно яркий и столь же тёмный, автор пытается донести до нас, что в жизни есть, как и светлые моменты, так и очень тёмные, и при этом важно не отдаваться какому то одному моменту, а просто идти дальше, просто непросто не вспоминая о нём. Это, скорее всего, и пытался донести до своего читателя Тургенев, описывая природу и её контрасты в своём произведении.

В данном сочинении я рассуждал над темой природы и пейзажей в произведении Тургенева “Муму” и прошёл к выводу, который описал выше. Однако так как это сочинение основано только на субъективном опыте, оно отнюдь не претендует на истинную верность или уникальность, так как мнения могут разниться или же совпадать.

Сочинение Роль природы в Муму

Главным героем рассказа, является глухонемой дворник Герасим, автор тонко сумел передать всю его тяжелую и трагическую жизнь. Описывая свой шедевр, поэт не раз обращался к природе, поэтому роль природы и пейзажа в рассказе имеет не маленькое значение, с помощью, которой Тургенев может красочно описать производившие ужасные события. В начале произведения только описывается время суток, а вот в заключение видно более точное описание природы, с помощью которой видно ужасное преступление, которое совершил Герасим.

Главный герой по приказу своей барыни, должен был утопить своего лучшего друга, собачку Муму. Как бы это трагично не звучало, он это сделал. Единственно, что он не слышал, дикого визга собаки, а о случившимся происшествии ему напоминали лишь вдали большие круги на воде.

После всего, что с ним произошло, и что ему пришлось пережить, он не смог вернуться обратно на службу к своей жестокой барыне. И отправился бежать в родные края и степи. Дорогу домой он сравнивает со стрелой. Приближаясь все ближе и ближе к родному дому, он ощущал до боли знакомый аромат родной природы. Уверенно приближаясь, домой Герасиму не только звездное небо, но и солнечный свет, подсказывали правильное и единственное решение – это возвращение домой.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль природы и пейзажа в рассказе Муму

Популярные сегодня темы

У моего раньше папы был кот. Звали его Харитоша. Это был обычный серый кот с белыми носочками на передних лапках. Он, как и все кошачьи, часто прогуливался по дому

Несмотря на то, что Родион Раскольников доведен до крайней степени нервного напряжения и словно пребывает в психологическом тупике, он все же способен проявлять сострадание и жалость к тем

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу "среда заела". Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе "Ионыч" как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — "обретение": жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: ". Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости". В это время герой знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в "футляр", отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а "выезжает" уже "не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: "Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!"

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание "дьячковского сына" обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ "Ионыч" — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было "светлый огонек" и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как "среда заела человека", но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе "Ионыч" звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

План
Введение
Рассказ М. Горького начала 90-х годов ХIХ века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений, но и природе в рассказе отводится большое место.
Основная часть
В “Челкаше” пейзаж играет роль обрамления.
Изображение индустриального пейзажа:
а) впечатление от пейзажа;
б) роль звуков;
г) люди на фоне пейзажа;
д) величие и красота природы подавляются деятельностью человека.
Описание моря как дополнительная черта к характеру Челкаша:
а) море сродни независимой душе героя;
б) море “Вливает

в душу человека спокойствие”;
в) Гаврила, в отличие от Челкаша, боится моря.
Трагедия людей в конце повествования подчеркивается нарастанием бури.
Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.
Заключение
Пейзаж у писателя противопоставлен жизни людей.
Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя, пути изменения современного общества, наблюдает жизнь России. Но и природе в его рассказах отводится значительное место.
В рассказе “Челкаш” пейзаж играет роль обрамления – им начинается

и заканчивается действие.
В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный – море в порту. Он производит унылое впечатление: “потемневшее от пыли” небо мутно, волны моря закованы в гранит, “подавлены”, “бьются и ропщут”, они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей, грохот вагонов, “металлический вопль железных листов”, стук, дребезжание, свистки, крики. Все эти звуки дисгармоничны, это “оглушительная музыка трудового дня”.

Порт автор называет “страстным гимном Меркурию” – богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа “смешны и жалки”, как рабы того, что создано их трудом. Таким образом, этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.
Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта к характеру героя. Челкаш, человек свободный от условностей общества, от власти денег, собственности, без семьи и родных корней, “любил море”. Оно сродни его независимой душе. “Его кипучая, нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной”. Море “вливает в душу человека спокойствие”, рождает в ней могучие мечты…

В отличие от Челкаша Гаврила боится моря. Его пугает отсутствие почвы под ногами, его не радует красота ночного моря, огни прожекторов – он исполнен страха. Пейзаж в этом эпизоде подчеркивает разность характеров героев, усиливает содержательность образов.
Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось, “глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно”. Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и все окутано мглою. “Море выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел…

Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом. За дождем не видно было ни моря, ни неба”. И дождь смывает следы крови на песке, смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки, ничтожны, преходящи.

Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.
Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей, и это сравнение не в пользу человеческого общества.

Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении.

Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место.

В литературе пейзаж - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.)

или жанра ( городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.),

так и целям автора : раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.

Лирический пейзаж
(не связан напрямую с развитием сюжета)

Собственно лирический (выражение чувств автора)

Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций)

Метафоричность и гиперболизация.

Использование риторических приёмов и ритмизированной прозы.

Создает атмосферу, настроение.

Пейзаж, необходимый для развития действия

Сопровождает развитие внешних событий.

Играет роль в духовной жизни персонажей.

Экзотический пейзаж романтиков

Создание иллюзии достоверности, реальности.

Предельно обобщенный пейзаж

Поднятая целина в р-не М.Шолохова

Создание вымышленного художественного мира.

Сны и иллюзии персонажей

Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский
Ф.М. Достоевский

Пейзаж (по объекту изображения)

б)необходим для развития действия

Пейзаж в литературном произведении

  1. 1)способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8) может приобретать символическое значение.

Пейзаж как средство создания характеристики

Характеристика места и времени сюжетного действия,.

Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…”

Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у

читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает

проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.

Психологическая функция пейзажа

Cостоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа).

Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Пейзаж как средство выражения авторской позиции

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.

Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении.

В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении

1/ Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

2/ Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).

3/ В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.

4/ Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.

5/ Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.

6/ Выявить отношение психологизма и изобразительности.

7/ Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Читайте также: