Сочинение не менее 250 слов

Обновлено: 04.07.2024

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Из комментариев ФИПИ

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Из комментариев ФИПИ
  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Из комментариев ФИПИ
  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉

Каждый человек хоть раз спрашивал себя что такое счастье. Поздравляя друзей, родных и просто знакомых мы всегда желаем им счастья, потому что считаем: главное в жизни — быть счастливым. Но в понятие счастья мы все вкладываем разный смысл, для одних счастье это любовь, другие считают, что благосостояние и деньги, третьи ответят, что здоровье и жизнь. Я думаю, что разные моменты нашей жизни, мы за счастье принимаем разные значения. Ведь бывает даже, что одному и тому же человеку сегодня для счастья нужна любовь и семья, завтра деньги и карьера, а ещё через какое — то время ему нужно здоровье, удача и успех.

Если заглянуть в толковый словарь Даля вы прочтете: СЧАСТЬЕ — судьба, часть и участь, доля, случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле. Счастье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту, и осмысленность своего существования, осуществление своего назначения и своих желаний. Может скажу банальность, наша жизнь похожа на зебру, с белыми и черными полосами. В жизни всё меняется, у каждого из нас неминуемы взлеты и падения. Но только пережив не самые приятные моменты, мы ощущаем внутреннюю радость, чувство полного, высшего удовлетворения, блаженства, мира и покоя в душе.

Кто-то скажет у этого человека есть богатство, власть, награды, почести, слава и развлечения — это счастливый человек. Но человек имея все это не всегда себя считает счастливым. Может он завидует другому, тому что нашёл счастье в тихой семейной жизни. У меня есть знакомый ему нравиться преодолевать трудности, иногда мне кажется, когда у этого молодого человека, все хорошо он наоборот несчастен, просто ему нравиться борьба и испытания себя. Он счастлив, когда адреналин зашкаливает у него в крови. Есть люди, у которых в душе мир и покой, когда они полезными другим людям. Они всегда готовы придти на помощь, не требую ничего взамен, они счастливы помогать окружающим. А может быть тогда счастье — это просто мечта, то чего у нас нет и к чему мы стремимся, а получив идем за новой мечтой. Или же наоборот мы вспоминаем о уже свершившихся победах и достижениях, говоря себе: вот тогда я был самым счастливым человеком. Все мы разные, сколько людей столько и мнений. Для меня счастье в данный момент, наверно это когда близкие и родные мне люди рядом, когда они живы и здоровы, когда у них все хорошо. Может быть завтра я буду думать и считать себя счастливой совсем по другому поводу.

Поэтому все таки я считаю, что счастье это просто жить. Каждый день видеть небо над головой, общаться с людьми, путешествовать, просто приходить домой, где тебя ждут. Все люди художники, пишущие картину собственной жизни, но у каждого человека холст раскрашен разными красками. Пусть на ваших картинах побольше будет ярких красок цветов радуги. Тогда каждый из нас сможет сказать в старости: я прожил счастливую жизнь. Жизнь нам преподносит бесценные уроки, главное правильно их применить. Будьте счастливы.

Человечество не стоит на месте, оно постоянно движется вперед, совершенствуя свою жизнь. Такой процесс принято называть прогрессом. Люди изобретают что-то новое, активно используя это для своих благ. И, конечно, это делает нашу жизнь лучше, комфортнее. Мы запускаем в небо космические корабли, бороздим морские пространства. Технический прогресс налицо, но всегда ли он несет для человека только хорошее? Думаю, что нет. Мне кажется, что он может таить в себе и опасность, потому что некоторые изобретения, например, современное оружие не может принести пользу человеку. С новыми открытиями нужно быть предельно осторожным, потому что не известно, что произойдет потом, когда изобретение прочно войдет в нашу повседневную жизнь.

Таким образом, технический прогресс не всегда приносит пользу. Более того, иногда он может таить в себе опасность. Люди должны задуматься об этом и , изобретая что-то новое, все тщательно взвесить, определить последствия.

Может ли научный прогресс привести к гибели человечества ?

Научный прогресс не стоит на месте и постоянно движется вперед. Ежедневно появляются новые изобретения, совершаются открытия. Многие из них, несомненно, служат на благо человечества. Например, уровень сегодняшней медицины позволяет лечить самые сложные и редкие заболевания. Но наряду с этим люди продолжают совершенствовать боевое оружие, которое не приносит пользы человеку. И можно с уверенностью сказать, что научный прогресс может грозить гибелью человечеству. Ведь изобретения и открытия должны быть хорошо продуманы в отношении последствий, которые могут быть в будущее.

Таким образом, научный прогресс не всегда приносит пользу. Более того, иногда он может таить в себе опасность и грозить смертью людям. Человечество должно задуматься об этом и , изобретая что-то новое, все тщательно взвесить, определить последствия.

Можно ли искупить свою вину?

Какие произведения искусства делают вас счастливее?

Искусство создано человеком прежде всего для эстетического воздействия, наслаждения. Мы с удовольствием посещаем картинные галереи и восхищаемся полотнами великих мастеров живописи, ходим в театры, чтобы погрузить себя в атмосферу великолепной игры актеров. Видов искусства очень много, но для меня наибольшее значение имеют литература и музыка. Именно они делают меня счастливее.

В продолжение этого хочу сказать, что большое значение в этой повести имеет и музыкальное произведение –Аппассионата Бетховена. Вера Шеина находит в себе силы посетить квартиру, которую снимал Желтков. Она приходит туда для того, чтобы проститься с усопшим, человеком, который ее так нежно любил. Скромный чиновник, следовавший за ней всю свою жизнь, оставил Вере предсмертное письмо, в котором говорил, какие чувства он к ней испытывал. В послании Желтков просит, чтобы она сыграла или попросила, чтобы ей сыграли музыкальное произведение. Именно так и поступает княгиня. Уже в своем доме она просит об этом подругу. Музыка Бетховена погружает Веру Шеину в мир любви, нежности, трогательности, помогает ей многое осознать и прочувствовать. Слезы княгини как будто очищают ее от холодности, некоторой надменности, заставляют стать настоящей. После прочтения этой повести я сразу обратилась к творчеству великого пианиста и прослушала Аппассионату. Да, это великая музыка, которая способна вызвать бурю эмоций в душе многих людей, сделать их счастливее.

Таким образом, искусство – великое достояние человечества. Книги, музыка, архитектура, кино, скульптура, театр дарят человеку наслаждение, позволяют прикоснуться к красоте, испытать эстетическое воздействие.

Легко ли поступать по совести?

Совесть… Что это такое? Это такое чувство человека, которое заставляет его чувствовать вину за совершенные поступки. А легко поступать по совести? По моему мнению, нет. Ведь часто человеком двигает, например, страх пред опасностью, испуг быть наказанным. Поступки по совести , на мой взгляд, совершают сильные люди. К сожалению, таких личностей в нашем мире не так много.

Таким образом, можно сделать вывод, что поступать по совести не всегда легко, но очень важно для самого человека и окружающих его людей.

Таким образом, человеческая жизнь состоим не только из счастливых моментов, она бывает наполнена разными ситуациями, в том числе и негативными, но несмотря на все сложности, прожить ее нужно достойно.

Какие преступления нельзя простить?

Преступление. Что это такое? По моему мнению, это совершение человеком

отрицательного поступка, который приносит боль, разочарование и обиду другим. Когда человек искренне раскаивается в содеянном, он искупляет свою вину и получает прощение. А какие же преступления нельзя простить? Я думаю те, которые направлены на уничтожение человека и издевательство над ним. Например, в годы войны многие люди подверглись уничтожению, потеряли близких и родных. Преступления, несущие смерть, нельзя искупить даже раскаянием.

В мире художественной литературы многие писатели обращались к теме преступления в своем творчестве. Например, М. Шолохов в произведении "Судьба человека" показывает читателю героя, простого русского мужика, который оказался в самом жерле войны. До нее он был счастлив, растил детей, был хорошим мужем. Но страшные годы лихолетья отобрали у него самое дорогое: семью, однополчан, дом. Андрей Соколов пережил плен, издевательства над собой. Возвратился он домой опустошенным с израненной душой. Война не оставила и шанса на простое человеческое счастье. Герой уже никогда не будет прежним. Такое преступление, как война, не может быть оправдано и прощено.

В продолжение этого хочу вспомнить еще одно произведение русского писателя К.Г. Паустовского "Английская бритва". В нем тоже говорится о военных преступлениях. Действие происходит в годы ВОВ. Пожилой мужчина вместе с сыновьями соседки укрывается в подвале от фашистов. Но к сожалению, они вскоре были обнаружены немецкими солдатами. Мальчики оказались евреями, что совсем не нравилось захватчикам. Детей насильно поят водкой, чего они вынести не могут. Один из мальчиков даже слепнет. К утру оба ребенка умирают в страшных мучения. Старика, с которым были мальчики, оставляют в живых. Но он, оставшись наедине с немецким офицером, убивает его ударом подсвечника. Мужчина не побоялся убить противника, потому что страшные издевательства над несчастными еврейскими детьми происходили на его глазах. Убийство ребенка – одно из самых страшных преступлений, которое невозможно простить.

Таким образом, в нашем мире много злодеяний, который нельзя искупить даже ценою собственной жизни. Война – одно из самых страшных преступлений, совершаемых самими же людьми. Ему нет прощения.

Как музыка влияет на людей?

Музыка. Она сопровождает человека на протяжении всей жизни. В раннем детстве мы засыпаем под колыбельные, которые поют нам бабушки, мамы. В подростковом возрасте мы с удовольствием слушаем современную музыку, исходя из собственных вкусов. В зрелом возрасте мы поем любимые песни. Так как же музыка влияет на людей? По-моему мнению, по -разному. Ведь она может вызвать в человеке грусть или сделать его счастливым.

В мире художественной литературы многие поэты и писатели говорили о влиянии музыки на человека. Так, в рассказе Л.Н. Толстого "После бала" мы встречаем героя, который находится в состоянии влюбленности. Он абсолютно счастлив, потому что рядом с ним на балу девушка, которую он боготворит. Она необыкновенно хороша, скромна. Герой любуется ею. Чарующие звуки музыки оказывают положительное влияние на молодого человека, он хочет любить, танцевать, наслаждаться. Его умиляет и девушка, и ее отец, старый бравый военный, и гости.

Однако музыка не всегда приносит удовольствие. Герой не может заснуть, потому что душа его поет, он переполнен эмоциями и поэтому идет на улицу, чтобы прогуляться. Вдруг до его ушей доносятся звуки, которые нельзя было назвать приятными: визжала флейта, били барабаны. Герой называет это "нехорошей музыкой". К ужасу своему он видит , что эти звуки сопровождают избиение человека, который совершил какое-то преступление. Его пропускают через строй солдат, которые наносят удары по обнаженной спине. Он весь в крови, умоляет о пощаде, но до этого нет никакого дела полковнику, который и дал распоряжение о наказании. Герой рассказа узнал в нем отца своей возлюбленной, который всего несколько часов назад так умилительно танцевал на балу. Герой содрогнулся от отвращения, визжащая музыка флейты и бой барабанов вызвали в нем отрицательные эмоции. Картина увиденного настолько поразила его, что любовь к девушке вскоре сошла на нет.

В заключение хочу еще раз сказать о значительном влиянии музыки на человека, о ее роли в нашей жизни: она нас радует, помогает разбудить в нас различные чувства, в том числе и грусть.

Каковы причины преступлений?

Преступление… Что это такое? По моему мнению, это противоправное действие, совершенное в отношении другого человека или группы людей. Преступление бывает разным: кража, грабеж, насилие и даже убийство. А каковы причины преступлений? Это может быть месть, безысходность, одержимость маниакальной теорией, ненависть и многое другое. Именно это и толкает человека на совершение противоправных действий.

В заключение хотелось бы сказать, что преступления совершаются в нашем мире постоянно, и происходит это совершенно по разным причинам. Но мы должны стремиться к тому, чтобы искоренить это зло и поселись в душах людей добро и понимание.

Чем путешествия обогащают личность?

Путешествие… Что это такое? По моему мнению, это дорога, наполненная различными впечатлениями. А зачем человек отправляется туда? Наверное, для того, чтобы узнать что-то новое, обрести счастье встречи с кем-либо. Путешествие, как правило, обогащает человека, дарит ему возможность познания, находится в гармонии с окружающим миром.

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:"ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение 2020

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Требования и критерии оценивания

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему. Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст. Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

Требования

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Критерии оценивания в школе

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

2. Надежда и отчаяние;

4. Гордость и смирение;

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение. Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов. Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия. Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Критерии оценивания в вузах

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ. Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер. Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста. То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Распространённые ошибки в сочинениях

Несоответствие теме

Отсутствие рассуждения

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

Пересказ текста вместо аргумента

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Логические ошибки

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Фактические ошибки

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Речевая безграмотность

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

Какая литература подойдёт для аргумента

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Что запомнить

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: