Сочинение на тему путешествие клетки в пространстве

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Клеточный мир урок путешествие. Пигин О.Ф. 2015.docx

Учитель биологии: Пигин О.Ф.

МБОУ «Антоньевская

Клеточный мир. Урок – путешествие.

5 класс ФГОС ООО

- обобщить и закрепить знания о строении клетки; познакомить с видами тканей растений;

- развить у учащихся образную память, логическое мышление

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки самоконтроля.

определение цели своего обучения

установление причинно-следственных связей строения организмов, их свойств, процессов жизнедеятельности и единства происхождения

рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических и теоретических задач

умение формулировать выводы

Коммуникативные:

умение работать индивидуально (в парах, группе)

отстаивать мнение и позицию

Личностные:

формирование целостного мировоззрения

Регулятивные:

оценка учащимися качества и уровня усвоения материала

умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

Планируемые результаты:

Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о

жизнедеятельности клетки, видах тканей растительного организма, закрепляются знания о строении клетки;

Личностные: учащиеся учатся организовывать свою работу, выполнять индивидуальные задания, формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого

Урок обобщения и систематизации знаний.

I . Организационно – мотивационный этап:

Учитель. Добрый утро, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут Олег Федорович, я учитель биологии Антоньевской школы.

Давайте сядем удобно посмотрим, друг на друга и улыбнёмся . Я рад, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь, проверьте все ли принадлежности урока у вас на парте.

А начнем мы с вами с того что послушаем сказку о растительной клетке, я прошу вас быть очень внимательными и отметить какую биологическую информацию несет эта сказка.

Учитель. Сказка о растительной клетке

Загляните на часок в нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут органоиды живут.

Там такое происходит - цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье в клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук, удивился б Роберт Гук.

В клетку пища проникает очень даже непростая,

Днем и ночью круглый год поступает кислород.

Часть веществ построит клетку - так растет листок иль ветка.

Часть – отложится в запас.

Что не нужно, в тот же час - удаляется из клетки.

Коли пища поступает, клетка быстро подрастает.

Наступает миг деленья, это не одно мгновенье.

Длится рост и размножение столько, сколь живет растение.

Мы вам сказку рассказали, что о клетке вы узнали?

Сегодня наш урок необыкновенный.

Мы совершим путешествие по пройденным страничкам нашей учебной книги, повторим изученное и узнаем кое-что новое. Возьмите в руки учебник биологии и откройте его на странице 22.

Мы не просто перелистаем страницы учебника, мы вспомним и закрепим все, что узнали о строении живых организмов, совершим путешествие в мир клетки.

Подведем итоги нашей работы, обобщим материал темы, кратко вспомнить историю открытия клетки и повторим клеточное строение.

Ребята! Вспомните все, что я сказал, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы). Слайд 1.

Запишем тему урока в рабочий лист

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).

Цель нашего урока следующая: знать строение клетки .

II. Актуализация пройденного материала.

1 Повторение и закрепление знаний

Повторение начинаем с вопросов ( устные ответы учеников , после каждого ответа листаем учебник и делаем записи в рабочий лист, который лежит у каждого ученика на парте)

Какие царства живых организмов вы знаете? ( Бактерии, грибы, растения, животные). Давайте выполним задание №1

Какое строение имеет любой живой организм? ( Клеточное). Слайд 2

Давайте выполним задание №2. Клетка – единица строения живых организмов.

Как называется наука, изучающая клетку. ( Цитология).

С помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов? ( С помощью увеличительных приборов). §-7, Стр. 24

Как устроен микроскоп? Как узнать, какое увеличение дает микроскоп? Стр. 24,26 табл. 3.

Первые микроскопы были похожи на современные?

Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. Слайд 4-5.

Какое строение имеет клетка? Назовите составные элементы (органоиды) клетки?

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая покрывает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Ребята! В рабочих листах, подпишите части клетки. Давайте выполним задание №3

- какую функцию выполняет оболочка клетки?

- зачем в клетке нужна цитоплазма?

- какой органоид клетки принимает участие в деление?

- где находится клеточный сок в клетке и что в нем содержится?

- какие органоиды мы с вами не назвали?

Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Давайте выполним задание №4

( Питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость).

Учитель. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Какие вещества входят в состав клеток?

( Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников, они делятся на органические и неорганические).

Как делится клетка? Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм.

Что называют тканью? Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции, называют тканью. Обратимся к учебнику стр. 31, рис. 21.(описание функций на стр. 30)

Давайте выполним задание №5 в ваших рабочих листах, Впишем: Ткань=клетки+межклеточное вещество

Какие же виды тканей известны у растений? Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. Давайте выполним задание №6

Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани? Особенности строения клеток разных тканей связаны с выполняемой ими функцией. Давайте выполним задание №7

Физкультминутка 3 минуты

III. Исследовательский этап.

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – усвоили ли вы этот материал, о котором говорили сегодня на уроке.

Выполните контрольный тест устно. ( Если останется время на уроке)

Контроль знаний, тест №1

Какие утверждения верны. (да +; нет -)

1. Все живые организмы состоят из клеток? (+)

2. Расти могут только растения? (-)

3. Размножение — это воспроизведение себе подобных? (+)

4. Растения и грибы относятся к одному царству? (-)

5. Ядро содержит одно или несколько ядрышек? (+)

6. Все клетки живых организмов имеют пластиды? (-)

7. Хромосомы находятся в ядре? (+)

8. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов? (+)

- Взаимоконтроль - попарно под диктовку учитель.

Контроль знаний, тест № 2 . (Приложение1)

IV . Подведение работы на уроке.

Учитель: Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:

- за работу на уроке;

- за тестирование и работу по карточкам.

V . Домашнее задание.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

I .Организационно – мотивационный этап

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса

Чему будет посвящена наша тема урока?

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Внутри клетки мы можем увидеть множество различных структур. Все они выполняют свои функции. Например - мы можем увидеть ядро. Оно имеется не во всех клетках. В нем хранится ДНК клетки. Также мы можем увидеть рибосомы, которые занимаются "собиранием" белков из аминокислот. Нужно остерегаться лизосом. Они атакуют все инородные структуры, так как выполняют защитную функцию клетки. Вакуоли хранят в себе запас питательных веществ. В некоторых клетках можно встретить пищеварительные вакуоли и многие другие структуры.

яйцеклетка

От заводов, созданных человеком, клетку отличает способность к размножению — к самовоспроизведению. Многим клеткам присуща еще способность — умение совершать целенаправленные перемещения, что с заводами случается редко.

Прежде всего, подвижными являются многие одноклеточные животные и растительные организмы, а также бактерии. Подвижность им служит для поисков пищи, для избегания вредоносных влияний, для встречи с партнером при осуществлении полового процесса и т. д. Целенаправленность движений клеток часто определяется специфическим локомоторным ответом на действие различных агентов как химических, так и физических. Агенты, на присутствие которых реагируют передвижением одноклеточные организмы, мы называем раздражителями, а направленность движения по отношению к раздражителю — таксисом.

Когда клетка двигается по направлению к раздражителю, таксис считается положительным, а если удаляется — отрицательным. Один и тот же агент у одних видов может вызывать положительный, у других — отрицательный таксис. Например, эвглена – жгутиконосец, содержащая хлорофилл и способная жить в неорганической среде за счет фотосинтеза, по отношению к свету проявляет положительный таксис, а инфузория-трубач, лишенная хлорофилла, обычно удаляется от источника света, то есть проявляет таксис отрицательный.

Один и тот же агент в зависимости от силы может вызвать у данного объекта положительный или отрицательный таксис. Если поместить культуру инфузорий туфелек в горизонтально расположенную трубку, у которой температура на одном конце 40°, а на другом 15°, то инфузории скопятся в участке, где температура 26—27°. Следовательно, таксис к теплу будет положительным у инфузорий, находящихся при температуре ниже 26°, а у пребывающих при температуре выше 27° — отрицательным. В соответствии с природой раздражителя различают хемотаксисы, гелиотаксисы, термотаксисы, геотаксисы (реакция на силу тяжести) и т. д. Причины, лежащие в основе таксисов, до настоящего времени не ясны, несмотря на ряд гипотез, предложенных для их объяснения.

Но одноклеточные, хотя и клетки, все же принадлежат к рангу организмов, и способность их к целенаправленным движениям впечатляет нас меньше, чем подвижность тканевых клеток, входящих в состав макроорганизма. Вместе с тем и тканевые клетки обнаруживают удивительные по своей сложности локомоторные действия. Пожалуй, наиболее подвижными клетками в составе многоклеточных животных следует признать макрофаги, открытые И. И. Мечниковым. Они относятся к элементам рыхлой соединительной ткани.

Известны два их состояния: в одном они оседлы, почти неподвижны, в другом — активно передвигаются и способны жадно заглатывать бактерии, различные инородные частицы, остатки разрушающихся тканей и т. д. Переход от оседлого образа жизни к подвижному совершается в ответ на различные влияния, исходящие от места инфекции, от разрушенных тканей, от воспалительного очага. Активизировавшиеся макрофаги устремляются к району бедствия выполняют или функции воинов, сражающихся с враждебными организмами, или ассенизаторов, очищающих ткань от различных обломков и клеточных трупов.

Ярким тому примером может служить метаморфоз при развитии лягушек. Из яйца вылупляется головастик, снабженный хвостом. Хвост в течение короткого времени вырастает до размеров, превышающих остальную часть тела, а затем деградирует. Как это происходит? Разные ткани хвоста ликвидируются по-разному. В демонтаже мышц главную роль играют макрофаги. События развиваются следующим образом: незадолго до появления у головастика первой передней конечности отдельные мышечные волокна начинают фрагментоваться, раскалываясь в продольном и поперечном направлениях. На месте мышечного волокна образуется груда мелких обломков. К ним и устремляются макрофаги и начинают их заглатывать.

От различных участков поверхности макрофага вытягиваются пленки эктоплазмы, выгнутые в виде ковшей или ложек, захватывают обломки мышцы и перекладывают их в тело макрофага, где они перевариваются. С помощью таких отростков, по функции сходных с ковшом экскаватора, макрофаги полностью убирают обломки мышечных волокон. Во время процесса пищеварения локомоторная деятельность макрофага угасает, и он напоминает удава, проглотившего кролика и переваривающего его в полном покое.

Интересно отметить, что передвижение макрофага обеспечивается активной работой той же эктоплазмы, хотя характер деятельности при заглатывании и передвижении совершенно различен. Здесь на клеточном уровне мы имеем пример смены функции органа. Явления такого порядка широко известны у высших организмов. Так, ноги орла могут служить и для ходьбы, и для раздирания жертвы.

Если макрофаги — пример движения хищных клеток к жертве, то совершенно противоположные тенденции наблюдаются у трофоцитов некоторых губок. При развитии яйцевых клеток в их цитоплазме должны быть накоплены питательные вещества, необходимые для формирования зародыша. У многих животных к развивающимся яйцеклеткам непосредственно прилегают питающие клетки — трофоциты, которые синтезируют и передают яйцеклетке нужные ей вещества. У некоторых губок этот процесс протекает весьма своеобразно. Трофоциты у них разбросаны в промежуточной ткани. На определенной стадии роста яйцеклеток к ним начинают приближаться трофоциты, нагруженные питательными веществами. Затеи трофоциты двигаясь, как амебы, подходят к яйцеклетке вплотную. Последняя протягивает навстречу трофоциту амебоидные отростки, обволакивает его ими, заглатывает и использует в качестве питательного материала. Такое самопожертвование трофоцитов необходимо для развития будущего зародыша.

Необозримое число примеров дальних путешествий клеток по строго запрограммированным маршрутам дают нам эмбриологи. Развитие зародыша — это не только появление разнокачественных клеток, но это и сложнейшие перемещения клеток и клеточных пластов при формировании органов будущего организма. Из этой области ограничимся лишь упоминанием, что клетки ганглиев вегетативной нервной системы, разбросанные по всему телу, берут свое начало из общего зачатка — нервного гребня. Чтобы отсюда попасть на место постоянного жительства, клеткам необходимо преодолеть огромные по их масштабам пространства.

Удивительна деятельность клеток-переносчиков — фороцитов. Наиболее яркий пример работы фороцитов связан со стрекательными капсулами. Тип кишечнополостных делится на два подтипа: стрекающих и нестрекающих. К первому относятся гид розой, сцифомедузы и коралловые полипы. Отличительная черта этих животных — присутствие в покровном эпителии (эктодерме) стрекательных клеток. В их протоплазме находится стрекательная капсула, построенная из вещества, сходного с хитином насекомых.

Полость капсулы наполнена жидкостью, в которой располагается свернутая спиралью упругая нить. Из стрекательной капсулы торчит чувствительный волосок. Раздражение его инородным телом вызывает выбрасывание нити, и если таким телом оказывается живой организм, то нить вонзается в него, как гарпун. При этом в тело жертвы вводится ядовитое вещество, парализующее ее. Больше всего стрекательных капсул находится на щупальцах кишечнополостных. Имеется несколько сортов капсул разного назначения. Некоторые гидры снабжены четырьмя видами стрекалок.

Ткани гидры, поглощенной червем, перевариваются в его кишечнике. Не переваренными остаются стрекательные капсулы из эктодермы гидры. Капсулы заглатываются клетками эпителия кишечника червя. В них они поворачиваются своим тупым концом по направлению к основанию клеток, после чего выталкиваются в подлежащую ткань. Здесь стрекательные капсулы с помощью амебовидных, подвижных клеток транспортируются в различные части тела червя, где и выполняют свои защитные функции так же добросовестно, как и в теле съеденной гидры.

Известны и другие поразительные примеры работы клеток-переносчиков. Так, у некоторых губок с помощью фороцитов сперматозоиды доставляются к яйцевой клетке. У некоторых медуз фороциты переносят зародыши в места, более богатые питательными веществами, и т. д.

От человека – клетке

Мы познакомились с рядом, казалось бы совершенно разнородных эпизодов из жизни клеток. Однако их объединяет общая, принципиально важная черта: все приведенные примеры относятся к движениям клеток и их частей, которые отрегулированы во времени и в пространстве и направлены на выполнение определенной биологической задачи.

В настоящее время нельзя сомневаться в том, что клетка — это не только мир сложнейших химических превращений веществ, но и мир сложнейших целенаправленных перемещений в пространстве клеток и протоплазмы этических структур. Пока что в отношении двигательных актов мы в лучшем случае можем ответить на вопрос, для чего они. В некоторых случаях мы кое-что знаем о том, как осуществляется движение. Однако мы, как правило, бессильны ответить на вопрос, почему движение началось в определенный момент, почему оно совершается по данному пространственному маршруту, по данному временному графику и, наконец, почему в данный момент оно прекратилось.

Какова же должна быть стратегия исследований для получения ответа на последний вопрос? Каждый биологический феномен является звеном в цепи породивших его эволюционных преобразований. В свою очередь он может быть одним из этапов на пути создания более сложных и совершенных феноменов, принадлежащих к тому же эволюционному ряду. К какому же эволюционному ряду биологических феноменов следует причислить движения внутриклеточных структур и самих клеток? Очевидно, что мы имели дело с целенаправленными процессами, выполняемыми двигательными актами, упорядоченными в пространстве и времени. Однако к этой категории явлений мы можем, в сущности, отнести любой поведенческий процесс, совершаемый организмами, независимо от того, на какой ступеньке эволюционной лестницы они находятся, и невзирая на то, сколь сложны эти поведенческие процессы. Следовательно, мы можем говорить о процессах поведения не только на уровне организма, но и на клеточном уровне.

Ведь говорим мы об условных рефлексах у моллюсков, червей и других низших организмов, хотя они гораздо примитивнее, чем условные рефлексы собаки или человека. Если же мы признаем, что целенаправленные движения клеток и ее частей лежат у истоков эволюционного ряда, породившего путем прогрессивного развития и качественного преобразования высшие формы поведения животных и человека, то отсюда можно прийти к стратегически важному выводу. Вспомним, что условные рефлексы были открыты и подробно изучены И. П. Павловым на собаках. Лишь много позднее они были обнаружены на низших животных — членистоногих, моллюсках, червях и т. д. То же произошло и с внутренней секрецией — гормоны были сперва открыты на позвоночных, потом на более примитивных животных, вплоть до иглокожих. Мы гораздо больше знаем о механизмах сокращения поперечнополосатых мышц, чем о механизмах более примитивных форм движения (движение ресничек и жгутиков, амебовидное движение).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Путешествие в мир клеток. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

194948 194919 194943 194913 194945 194912 194944 194934 194930 194918 194906 194946 194940 194941 194950 194909 194947 194951 194933 194911 194942 194936 194922 194932 194929 194910 194935 194923 194949 194907

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также: