Сочинение урок русского языка

Обновлено: 29.06.2024

Моим самым любимым школьным предметом всегда был русский язык. Во-первых, я гуманитарий, и у меня есть языковые способности. Во-вторых, этот предмет основан на практике. Изученные на уроках русского языка правила часто применяются в реальной жизни.

Но русский язык я люблю не только за простоту усвоения материала. На мой взгляд, язык – основа всего школьного обучения. Без хорошего знания русского языка невозможно грамотно описать физические процессы, доступно объяснить сущность химических реакций, прочитать рассказ и проанализировать его, изучить основы общественного и государственного устройства, увлекательно рассказать об образе жизни животных и выращивании растений, правильно написать названия стран и континентов и даже красиво петь. Иными словами, не зная русского языка изучать другие предметы очень тяжело. В языке отражается история, природа, мировоззрение, достижения науки, духовная культура, мораль. Язык способствует развитию художественной литературы.

На уроках русского языка мы учимся грамотно писать и говорить, вежливо изъясняться, лаконично выражать свои мысли, а также уместно использовать слова и различные языковые конструкции. Уроки русского языка, безусловно, учат грамотности. Но помимо этого они помогают уживаться в обществе, поскольку включают в себя усвоение норм этикета. И это совсем не удивительно: ведь язык – важнейшее средство общения.

По уровню знания языка и манере речи можно говорить о характере человека. Например, если человек произносит слова неправильно, нечётко или с неверным ударением, неграмотно пишет, то его можно назвать малообразованным. Как правило, в современном мире это чаще всего относится к пенсионерам или людям, вообще не посещавшим школу по каким-то причинам. Но, к сожалению, нарушение акцентологических, морфологических и даже орфографических норм можно заметить и у образованных людей юношеского или зрелого возраста. Это касается не только обычных людей, но и тележурналистов.

Наверное, русский язык является моим любимым предметом неспроста. Возможно, свою жизнь я свяжу с его активным использованием, и буду содействовать его процветанию. Я думаю, что без знания языка, без грамотности в современном мире не может жить ни один человек, поскольку язык организовывает жизнедеятельность всего нашего общества и обслуживает его потребности, а также характеризует личность.

Сочинение на тему Мой любимый школьный предмет

Любимый школьный предмет. Думаю, не ошибусь, если предположу, что у большинства людей, это Русский язык.

По праву мы можем гордиться своим языком. Великий и могучий, как писал о нем классик, обладает сокрушительной силой убеждения, четкого описания эмоционального настроения, гибкостью философских умозаключений.

Самый богатый, многогранный и красивый в мире, одаренный русской душей, нашей национальной смекалкой, множеством сложнейших оборотов. Немало иностранцев изучают именно русский язык, восхищаются его богатством, уникальностью музыкального звучания.

И поэтому тоже мы с удовольствием изучаем его сами, гордясь своей принадлежностью к этой стране. Тем, что именно на этом языке написаны великие произведения классиков поэзии и прозы.

Абсолютное первенство в использовании русских слов принадлежит, безусловно, незабвенному Александру Сергеевичу Пушкину. Поражает воображение, что его словарный запас составлял более 24000 слов.

Подумать только, что из одного слова можно преобразовать множество форм, огромное количество его значений. Язык народа, в первую очередь говорит о его национальной культуре и наследии.

Жаль, что сейчас наш богатейший язык упрощается и захламляется современниками иностранными словами и оборотами. Когда на каждый предмет, действие, настроение, в русском языке имеет не один собственный разнообразный эпитет, забытый и заброшенный.

Конечно, русский язык сложен в изучении даже для русского человека. Возможно поэтому, все чаще люди используют более простые в употреблении и в значении, иностранные слова. Так проще, легче. Мы обленились на столько, что забываем дорогу в библиотеки.

К счастью есть люди, глубоко увлекающиеся изучением родного русского языка. Они знают, сколько нового и интересного скрыто для лентяев в глубине знаний о своем языке. Ведь средний человек употребляет 7000 слов в лексиконе. И сравнивать здесь себя с Пушкиным глупо. Можно смело сказать, что по сравнению с великим поэтом, мы не русские.

Человек любящий свою страну, должен знать и изучать свой родной язык не меньше, чем ее историю. Тогда по праву он сможет с гордостью носить имя русского человека, живущего в России, стране с самым глубоким, могучим и богатым языком во всем мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Русский язык

Популярные сегодня темы

Яков был, действительно, верным…но, видно, не тому человеку. Всё-таки верная служба должна быть вознаграждена. А тут хозяин повел себя подло, за это и получил страшное наказание от всё ещё верного слуги.

Произведение Абрамова рассказывает о тяжелой жизни лошадей. Вначале автор трогательно описывает свои детские воспоминания о деревенской природе и о прогулках на луг, где паслись животные.

Жил малахитовых дел мастер Прокопьич, искусной работой славился. Но был он еже стар. И решил барин, что Прокопьичу пришла пора передать свое дело ученику. Велел барин приказчику найти смышленого мальца

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальная цель: создать условия для формирования умения писать сочинение, описывать животного по наблюдениям в процессе смены видов деятельности.

Обучающая – способствовать формированию умений писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях; способствовать формированию умения отбирать для описания предмета признаки; расширять словарный запас.

Развивающая – содействовать развитию учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развивать каллиграфический навык письма.

Воспитательная – способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.

Предметные результаты : умение писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях; умение отбирать для описания предмета признаки; расширять словарный запас.

Метапредметные результаты :

Коммуникативные : формировать умение работать в группах, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в учебнике; отличать новое от уже известного с помощью учителя; освоение умения находить синонимы и антонимы в тексте.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные : формировать положительное отношение к урокам; внимательное отношение к красоте окружающему мира, формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.

Методы: частично- поисковый, наглядный, проблемный.

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1. Мотивационный этап

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должно лежать учебник, тетрадь и пенал.

- Если всё готово, то присаживайтесь.

Готовятся к уроку.

Личностные : положительный настрой на урок.

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

2. Актуализация знаний и целеполагание

Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

- Открываем тетради. Записываем сегодняшнюю дату.

- Чтобы перейти к теме урока, посмотрите на доску. Что вы видите? (чисониене)

- Как вы думаете, что нужно сделать?

- Какое слово получилось?

- Какая будет тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

- Верно! Сегодня мы будем писать сочинение – описывать животное. Мы научимся описывать это животное так, чтобы те, кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о нем представление. Но сначала отгадайте загадку.

Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в берлоге снеговой?

Открывают тетради, записывают дату.

- Видим набор букв.

- Составить из букв слово.

- вспомнить, какие виды сочинений бывают?

- узнать, как пишутся сочинения.

- написать свое сочинение.

Коммуникативные : умение слушать, умение достаточно четко выражать свои мысли.

Познавательные : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено.

Личностные: формировать положительное отношение к уроку; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

3. Открытие нового знания

Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

- Кто изображен на слайде?

- А почему вы думаете, что это медведь?

- Где живет это животное?

- Чем питается медведь?

- А как вы думаете: медведь приносит вред или пользу?

- Теперь послушайте рассказ об этом животном.

Его вес от 80 до 800 килограмм, длина тела 250 см, высота в холке 120см. Самки мельче самцов. У мишки крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки, на лапах когти. А цвет меха бурый, отсюда и его название.

Весной медведь становится хищником, может скушать кабана, лося, или оленя. Косолапый способен развивать приличную скорость, обладает сильным ударом. Мишка спит всю зиму, для спячки устраивает себе берлогу, обычно под упавшими деревьями. Перед этим, он обильно обрастает жирком, много ест, накапливая жировые отложения.

Раз в 2-4 года рождаются детеныши (1-4 медвежонка), они слепые и глухие, а их вес – 500 грамм. Глазки открывают через тридцать дней, в три месяца рот полон молочными зубами. На постоянные зубки поменяются к 12 месяцам. Обычно малышей двое или трое. С мамой медвежата будут жить до трёх лет. Занесен в Красную книгу России.

- Перечисляют характерные признаки.

- Живут медведи обычно возле речек, в лесах.

- Медведь - питается растительной и животной пищей. Является любителем овса, плодов, корневищ, меда.

- Да, пользу. Медвежья шкура в основном используется для ковров, а мясо – для приготовления в пищу. Такой вот он важный промысловый зверь – этот бурый медведь!

Регулятивные : постановка учебных задач и целей урока.

Познавательные : выделение и формулировка цели.

Коммуникативные : умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: умение отбирать для описания предмета признаки; расширять словарный запас.


в данной разработке представлен материал по развитию речиБ обучающее сочинение "Как солнечный Лучик Весну разбудил".

Содержимое разработки

Русский язык

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение.

Цель урока: обучение написанию сочинения

1. Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;

учить планировать собственные высказывания;

учить воспринимать мир живым и одушевленным;

2. Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить настроение.

3. Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

4. Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.

II. Вступительная беседа

Какое время года наступило? Какие изменения вы заметили? Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?

Поделитесь своими впечатлениями.

- Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Давайте их прочитаем.

“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”

Константин Паустовский.

- О чём говорит писатель?

- Не правда ли, удивительные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитать. И удивительное время года – весна, она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

Приходу весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты. Эти произведения мы читаем на уроках литературного и внеклассного чтения. К отрывкам из них мы обратимся сегодня на уроке.

Цель нашей работы: подготовиться к сочинению по нашим наблюдениям.

Тема сочинения: Как солнечный Лучик Весну разбудил.

(Учитель открывает на доске)

- Обратите внимание, как написаны слова Лучик, Весна?

(Это герои нашего сочинения)

- Как называется такой прием в литературе?

- Ещё раз прочитайте тему сочинения про себя. Что вы представили?

Поделитесь своими первыми мыслями.

- Мы не просто опишем солнечный Лучик, а главное - мы должны показать, как лучик прогнал Зиму, и наступила Весна.

III. Отбор языкового материала.

- В этом году мы очень долго с нетерпением ждали первого весеннего Лучика. И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Улыбнулся нам своей солнечной улыбкой. Даже заглянул к нам в окно, пробежал по партам, по доске, посидел на цветочке.

Какие эпитеты вы бы подобрали для описания весеннего Лучика? Дети называют слова.

На доске открывается запись: прочитайте

- Допишите новые слова в словарик. Обратите внимание на орфограммы. Эти эпитеты вы будете использовать в своём сочинении.

Солнечный Лучик должен разбудить Весну. Давайте назовём слова, которые передадут действия Лучика. Какая это будет часть речи?

- Прочитайте, запишите в словари, обратите внимание на орфограммы.

IV. Подготовка к предстоящему сочинению

- С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)

- Первая победа солнечного Луча - наступает Весна света . Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили начало весны, прочитайте по себя, какие слова вам хочется зачитать вслух . Чтение 2-х отрывков.

“На солнце было нельзя взглянуть, - лохматым ослепительным потоком оно лилось с вышины. По синему- синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой… ”

“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце. ”

А.Н. Толстой “Весенние ручьи”

- Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.

- Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?

(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды (появляется на доске плакат “Весна воды”). Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды.

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды. Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю. Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды (примерные варианты).

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…

Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

3. Е. Баратынский

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!

Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.

5. Ф. И. Тютчев (отрывок)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.

А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)

- Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)

- Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.

Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.

Дети находят и читают следующие 2 отрывка.

“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

Виталий Бианки

“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”

Иван Бунин, “Песня жаворонка”

- Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.

- Какая следующая победа солнечного Лучика?

(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).

- Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)

- А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?

- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени (появляется на доске плакат “Весна зелени”). Зимой деревья казались мёртвыми, и вдруг они проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, скоро зацветут. Появились первые цветы. Зазеленела трава (на динамической картине убираются рисунки проталины, ручья, появляются рисунки травы, первых весенних цветов).

Физкультурная минута

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.

На доске появились плакаты:

- Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.

- Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.

Как много слов мы отобрали, сколько составили предложений. И чтобы написать сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке, и следующий этап нашей работы - составление плана сочинения.

Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.

- Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.

Что напишем во вступлении?

(Природа ждёт прихода весны)

- Как можно озаглавить?

(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)

1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает

- Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)

- Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).

2. Солнечный Лучик будит Весну:

- Какой вывод сделаем в заключении?

- Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)

Предложите свои варианты заключения.

VI. Запись плана

Запишите тему и план.

VII. Домашнее задание


-75%

Урок-сочинение

Урок-сочинение является одной из форм организации образовательного процесса, которая предполагает правильное формулирование и написание на бумаге своих мыслей по какой-то теме. Правильное в рассматриваемом нами случае – это логическое и грамотное, соответствующее нормам русского языка.

Цель урока-сочинения

Цель урока-сочинения состоит в создании условий для того, чтобы у учеников была возможность сообщить о своих впечатлениях по тому или иному научному вопросу, самовыразиться, проявить способность к творчеству. А к его задачам относится:

Виды урока-сочинения

Есть несколько видов урока-сочинения, как и видов сочинений (приведены в порядке возрастания сложности):

  1. Урок-сочинение-описание.
  2. Урок-сочинение-повествование.
  3. Урок-сочинение-рассуждение.

Урок-сочинение-описание

Сочинение-описание объединяет в себе такие виды сочинений, как:

  • сочинение-описание картины;
  • сочинение-описание героя.

Урок-сочинение-повествование

Сочинение-повествование также называется сочинением-рассказом. Их специфика в структуре, которая включает в себя завязку, кульминацию и развязку.

По факту, сочинение повествование – это тоже сочинение-описание, только объектом выступает не картина или герой, а событие.

Урок-сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение это и отзыв, и обзор, и сочинение на свободную тему. Оно требует максимум усилий. Необходимо сформулировать суть, привести примеры и сделать вывод.

Также сочинения можно разделить на две группы:

  1. Сочинения на репродуктивную тему.
  2. Сочинения на творческую тему.

Сочинения на репродуктивную тему

Сочинения на репродуктивную тему характеризуются тем, что раскрывают явление, которое встречалось в рамках предмета или в жизни.

Сочинения на творческую тему

Сочинения на творческую тему отличаются от сочинений на репродуктивную тему тем, что в них проявляются оценки и эмоции, т.е. то, как ученик самовыражается, как относится к миру и тем, что они вынуждают применять информацию из других предметов, тем самым устанавливая научные связи.

Несомненные плюсы сочинений на творческую тему:

  1. Они формируют личность человека, в частности, оценивание, эмоциональность.
  2. Они подходят для всех направлений, причем не только в образовании, но и воспитании.

Организация урока-сочинения

В организации урока-сочинения можно выделить следующие этапы:

  1. Этап подготовки.
  2. Этап непосредственного проведения урока-сочинения.
  3. Этап подведения итогов.

Организация урока-сочинения: первый этап – подготовка

Первое, что делается на этом этапе – определение темы сочинения, его цели и задач. Далее составляется план и, при необходимости, собирается учебная литература и другие материалы.

Организация урока-сочинения: второй этап – непосредственное проведение урока-сочинения

На этом этапе учитель сообщает ученикам о теме урока-сочинения, его цели и задач. Потом предоставляет всю информацию, необходимую для выполнения работы и, если требуется, подключает оборудование.

Организация урока-сочинения: третий этап – подведение итогов

На этом этапе осуществляется устное обсуждение сочинения, в частности, обсуждаются ошибки и что делать для того, чтобы их не было больше.

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении:

Таким образом, урок-сочинение является одним из основных, он незаменим во всех классах школы – младших, средних и старших

Читайте также: