Сочинение на тему пушкин новатор в изображении человеческих судеб и характеров

Обновлено: 04.07.2024

Вера в судьбу (или в рок) – это вера в фатальные события, которые предназначены человеку свыше, кем-то более сильным и знающим, и на которые сам человек не в силах повлиять.

Вера в случайность – вот что отличает русского персонажа от зарубежного. Какое бы произведения мы не взяли – везде присутствует эта вера не в собственные силы, прежде всего, а в нечто более высокое и справедливое.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Судьба в русской литературе 420 руб.
  • Реферат Судьба в русской литературе 220 руб.
  • Контрольная работа Судьба в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно прийти к выводу о том, что судьба в русской литературе может носить как случайный, независимый характер, так и являться одним из ключевых персонажей. В любом случае, судьбе отводится большая роль в русской литературе, что отличает восприятие мира русского человека, от противоположного, экзистенциального восприятия иностранца.

Откровением автора и откровением новых страниц истории стала повесть Василя Быкова “Облава”, а гибель Хведора Ровбы, одного из главных героев, – открытым протестом миру беспредела, безнравственности, поднявшей меч на родную кровь.

Перед читателем белорусская деревня тридцатых годов. Мирная жизнь, не слышны выстрелы, но и покоя в ней нет. Нет счастья в жизни главного героя Хведора Ровбы. Жестокой стала его судьба. Отняла все, но не душу, не сердце его.

До рокового конца Хведор верит в то, что его преследователи – честные люди.

Хведор не сделал им ничего дурного. Всю жизнь работал он, не разгибая спины, кормил большую семью: “Наживал годами…за немалую копейку… кровавыми мозолями и хребтом – своим и жены, трясся над каждой соткой земли, над каждой соломинкой и щепкой…”. При советской власти стал хозяином большого земельного надела. Хведор всегда “уважительно относился к власти, от души был благодарен ей за дарованную землю, за щедрость к недавнему батраку”.

Денно и нощно работал он на земле, потом своим удобряя ее. Попробовал Хведор жить хорошо, приобрел молотилку. Но именно она и погубила его. “Недолго прогрохотала

на току его красная молотилочка”.

Один сосед позавидовал, другой задолжал… И вот! Хведор Ровба объявлен “кулаком”. Никому же нельзя доказать, что молотилка в кредит куплена, что денег за работу

хозяин не берет, что по-братски люди дают. Но это квалифицируется новой властью как “нетрудовые доходы”, как “эксплуатация крестьян”. Место “кулака” Ровбы в ссылке, на Печоре. “Молотилка была последним довеском, который опрокинул и без того накренившийся воз жизни Ровбы”.

Все лишения и “нелепые выверты своей несчастной судьбы” научился Хведор переносить молча. Захлебываясь слезами, но молча похоронил он умершую на чужбине жену свою Ганупю. Умерла она от непосильной работы и голода, которые в переселении были особо ощутимы. Умер бы и Хведор, если бы не дочка Оля.

Всю оставшуюся заботу и ласку отдал он не по годам умной и понятливой, работящей дочери. Хотел отец лучшей жизни для нее. “Да не сбылось – видно, не суждена была и Олечке лучшая доля”.

Похоронив дочку, Хведор не стал злым на людей. “Зла на обидчиков он уже почти не держал – перегорело оно за годы собственных мук, никому он не желал зла, как и себе тоже”. Сердце Хведора было наполнено нестерпимой тоской по родному краю. Хотел он “на брюхе доползти”, но хоть одним глазом увидеть родное пепелище, поклониться “отеческим гробам”.

А чем встретила его родина? Жестокостью, враждой… “Беглецу на чужой стороне сподручнее, чем в родной”, – скажет Хведор. Получается, что Ровба – беглец, опасный преступник.

Его ловят власти, ловят свои же деревенские. Разве же он шпион, нарушитель границы? За какое преступление он расплачивается?

Ответ на это ищет Хведор в родной деревне, там, где родился и вырос. А здесь травят его, как волка, и сам герой понимает: раз он бежит от людей, раз боится их, значит, он уже не человек. Сделали его таким “свои”. Они лишили его всего, чем он жил, что было дорого для него, в чем был смысл его существования.

Свои разрушили само естество жизни, не оставив никакой надежды. Больше не с чем бороться Хведору Ровбе, нет дальнейшего смысла его жизни. Уж если собственный сын отказался от отца, фамилию сменил, то, что же можно ожидать от чужих.

Душу Хведора наполняет боль за “своих”, которые в трудное время утратили человечность, гуманность. Да и как жаль, что не послушался!

Хведор дружеского совета еврея Ноэма: “…бросай все, бери детей в охапку и утекай. Куда? Не важно куда – куда глаза глядят.

Потом поздно будет…”. Но как все бросить? Здесь родовые корни, односельчане, свои! Что получил Хведор в ответ на свою доброту и веру в людей! Подлость, обман…

Не должен он был подняться до вершин духа, по мнению “своих”, а вот поднялся! Не расчеловечил его “век – волкодав”, не стал он “волком по крови своей”. Кому? Своим односельчанам и своему сыну.

Да “свой” ли он им? Нет! Он и умер как не “свой”: молча ушел в трясину, унес грустную тайну сына: “Сын за отца не отвечает”.

Разрушено родовое дерево, утверждает всем ходом повествования Василь Быков, уничтожена российская соборность, издавна помогавшая в светлые и хмурые времена.

Казалось бы, в повести показаны очень далекие от моей современности дни. Но и сегодня рушатся нравственные нормы поведения, меняются люди, их духовный мир. И возникает ностальгия по таким героям, как Хведор Ровба, несгибаемым перед бедой, любящим жизнь такой, какая есть.

Пишу час, другой, а мысли: “В чем смысл жизни Хведора? Зачем так несправедлива к нему судьба? Стоило ли рисковать ему собственной жизнью ради того, чтобы взглянуть на родное пепелище? Прав он, когда молча сводит расчет с жизнью? Прав ли, потворствуя амбициям сына – предателя?” – волнуют меня.

Неужели смысл жизни будет наполнен подчинению силам зла от политиков, от меркантильных людей! Неужели отрекусь когда-то от собственных убеждений и жизнь свою подчиню власти деспотов?

Семья, дом, дети, земля – все то, что отняли в один миг у Хведора Ровбы, есть смысл и моей жизни. Ради этого я пройду не тысячу километров, а земной шар, лишь бы спасти мечту, любовь и красоту жизни. Ради себя? Не только.

Ради будущих детей, а значит, “…ради жизни на Земле”.

Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С.

Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

“Маленькие трагедии” были написаны А. С. Пушкиным в 1830 году в Болдине. Все они в той или иной мере касаются трагичности человеческой судьбы, потому что главные герои этих произведений, каждый по-своему, преступают общечеловеческие нравственные законы, что не только приводит многих из них к душевному смятению и сомнениям, но и является причиной страданий окружающих.

В “Скупом рыцаре” перед нами предстает образ человека, для которого мечта

о власти над людьми, над миром воплотилась в стремлении к безудержному накопительству. Барон уверен, что лишь золото может предоставить ему безграничные возможности. Однако алчность и скупость превратили личность, бывшую когда-то интересной, влиятельной, даже уважаемой при дворе, в некое подобие человека.

Барон страшен и жалок одновременно. Сидя на сундуках с несметными богатствами, он проживает свою жизнь как последний нищий, экономя на каждой копейке. Думая, что деньги дают ему независимость, Барон превратился в раба своих сокровищ, утратил связь с реальностью. Ничто, кроме золота, не может доставить ему

Барону неведомы ни сострадание, ни любовь к ближнему. Даже собственного сына он заставляет страдать в бедности, а когда речь заходит о принудительном оказании помощи, готов оклеветать Альбера в глазах герцога. Даже смерть Барона связана с переживанием о деньгах.

В “Моцарте и Сальери” трагедия человеческой судьбы связана с чувством зависти, непомерной гордыней, неумением пережить славу и успех соперника и друга. Сальери, признанный композитор, не может смириться с тем, что все, чего он достиг кропотливым многолетним трудом, отказом от многих человеческих благ и радостей, Моцарту дается легко, без усилий, “даром”. И это толкает Сальери на коварное убийство своего более талантливого друга-музыканта, заставляя оправдываться даже перед собой мыслями о том, что это делается во благо.

И все же жестокие сомнения в собственной избранности не дают душе Сальери успокоения после совершения преступления.

В “Каменном госте” мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек противопоставляет удовлетворение своих сиюминутных желаний воле судьбы. Дон Гуан не желает нести ответственности за свои поступки, отвечать за свои преступления. Действуя так, как будто ему все позволено, он сеет вокруг себя смерть, смятение, возмущение, обиды. Он не осознает ошибочности своих убеждений, а страдают от этого другие люди.

Но в жизни нельзя все время брать, ничего не отдавая взамен, поэтому судьба жестоко наказывает Дона Гуана за его нежелание измениться.

Трагична и судьба героев “Пира во время чумы”, не сумевших вовремя разобраться в вопросах о назначении человека, об истинном смысле жизни. От осознания своей беспомощности, от понимания, что близкая смерть обесценивает любые устремления к лучшему, эти люди предаются пьянству, кутежам, разврату, несмотря на то, что у них на глазах гибнут их друзья и родные. Однако Пушкин утверждает, что нравственные законы выше жизни и смерти, и человек, им следующий, не будет застигнут врасплох даже Чумой, потому что значимые для него ценности дают ему душевное равновесие и уверенность в своих силах в любых критических ситуациях.

На мой взгляд, “маленькие трагедии” А. С. Пушкина каждого из нас заставляют задуматься над собственными ошибками, и заблуждениями, чтобы избежать трагедий, подобных тем, что разыгрывались перед нами на страницах этих произведений.

Восстание дворян на Сенатской площади в С.-Петербурге.

14 декабря 1825. Это событие стало наивысшим моментом декабристского движения и началом его конца. После разгрома восстания, А.С.Пушкин предпринимает попытки переосмыслить происходящие события и их роль в судьбе дворян, среди которых были его друзья. В 30 годах XIX века Пушкин наиболее часто обращается к теме восстаний и задумывается об их влиянии на судьбы не человечества вообще, а отдельно взятой личности. Этому способствовали ряд произошедших в те годы событий: французская революция 1830 года, холерные бунты в России, восстания военных поселений в Новгороде и Старой Руси.

Первый план не стал основой задуманного произведения – явно не доставало фактического материала. Пушкин вновь вернулся к замыслу о дворянине – пугачевце и в 1833 году составил новый план.

В первых числах февраля 1833 года Пушкин обращается с просьбой к военному министру А.И.Чернышеву разрешить ему познакомиться в архивах военного министерства с документами второй половины XVIII века. Первые материалы из канцелярии Чернышева Пушкин получил в конце февраля. Изучение их позволило внести существенные изменения в замысел романа о дворянине пугачевце.

Но и после этого Пушкин не приступил к написанию романа. Только через год, в октябре-ноябре 1834 года, или даже 1834-1835 годах, Пушкин записывает новый план романа.

Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь жениха. Но интересна во всем этом роль случая, судьбы!

C того времени как Гринев попадает на службу в Оренбург, жизнь провинциального дворянина смыкается с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике В. Скота, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле Гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который выводит заблудившихся путников к жилью. Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым. Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Гринева и поворотов его судьбы.

Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельевича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца и милует барчука за минуту до смерти. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком), мало того отпускает на все четыре стороны.

Отправившись в Оренбург, дабы поторопить освобождение белгородской крепости, Гринев случайно узнает, что Маша, спрятанная белгородской попадьей, теперь в руках предателя Швабрина. Петр Андреевич пытается уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, он самостоятельно отправляется в пугачевское логово. Попадает в засаду и случайно остается жив.

Пугачев тронут рассказом о девушке насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогородскую крепость, и даже узнав, что Маша-дворянка, невеста Гринева, не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает поженить и готов принять на себя обязанности посаженного отца (так случайно сбывается сон Гринева, который привиделся ему сразу после бурана).

Тема судьбы прослеживается, как мне кажется, следующим образом:

- во-первых, стечение случайных обстоятельств в жизни героев

- во-вторых, судьба представлена, как некая стихия, природная или историческая, здесь эту роль природной судьбы выполняет метель.

Метель (метель)- смятение, мятеж, смута; волнения переживания, испуг, страх.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

- в-третьих, немало важна роль вещего сна- предсказателя судьбы.

Мятежника в офицере поразила смелость, верность дому, его страстное желание защитить возлюбленную, пусть даже ценой собственной смерти, его подверженность сердечному влечению, а не рассудку - все те качества, которых не было у самого Пугачева.

Из метели появится Пугачев, мятежный характер раскрыт в романе: метель положила определенную трагическую предрешимость судьбы.

Таким образом, судьба Гринева соотнесена с изображаемыми историческими событиями: подавление пугачевского бунта в России. Характер героя дается через призму восприятия или фигуры Пугачева от их первой встречи в дороге во время бурана и до последнего кивка головой Гриневу с Лобного места на красной площади.

1Макагоренко – Пушкин – Москва 1995 c.15

1 Пушкин собрание сочинения. Москва – 1949 c.560

1 Пушкин собрание сочинения. Москва-1949.c.569

1 Макагоренко – Пушкин в школе 1995 г. Москва.c.

В реферате на примерах четырех разножанровых произведений мы видим абсолютно разную роль судьбы.

В первом произведении роль судьбы наказующая, ее играет петушок.

Во втором судьба-рок, от нее нельзя уйти.

В третьем роль судьбы играет метель, которая против воли героев.

И в четвертом судьба-стихия-история.

Все определения слова судьбы были использованы Александром Сергеевичем.

Поняли его? Услышали? Вняли? И не запоздаем его понять?

Сказки - это детский жанр, но особенность сказок Пушкина, в том что они имеют глубокий философский смысл. И возвращаясь к сказкам снова и снова, мы открываем новые философские грани.

« Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

И теперь на старости лет ему пришлось расплачиваться. Но Дадон пытается избежать своей участи и обращается за помощью к мудрецу-звездочету. Тот соглашается помочь Дадону, дав ему золотого петушка, но берет с царя обещание исполнить любую просьбу.

И соседи присмирели

Воевать уже не смели.

…Что за страшная картина!

Перед ним его два сына,

Без Шлемов и без лат,

Оба мертвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

Но скорбь его по сыновьям не была долгой, как только он увидел Шамаханскую царицу.

Пировал у ней Дадон.

Введя эту сцену Пушкин хотел подчеркнуть, что Дадон не только плохой отец, но и равнодушный, безжалостный человек.

Не придав тела земле, переступив через смерть, Дадон думает только о себе. В этой сцене мы сталкиваемся с таким понятием, как кощунство.

Дадон стар, а рядом с ним молодая царица, подарившая ему вторую молодость, Царь забывает о данном мудрецу слове.

Удивительно правдоподобно распоряжается судьба, когда у нее чего-то просишь, она обязательно возьмет себе что-то взамен. Дадон на старости лет просил покоя, но взамен отказался отдать то, что ему не принадлежит. В этом проявляется его неблагодарность. Пушкин как бы говорить: или спокойная старость, или беспокойная молодость, всего сразу быть не может. Нарушив незыблемое царское слово, отказав мудрецу, оставив себе Шамаханскую царицу (символ молодости), Дадон наказан.

… Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвелся… и в тоже время

С колесницы пал Дадон.

Таким образом, читая сказку Пушкина, мы понимаем их глубокий философский смысл, который заключается в том, что нельзя играть с судьбой.

Эта сказка заканчивает цикл сказок А.С.Пушкина, и поэтому в ней звучат пророческие строки:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

1 Пушкин избранные сочинения 1949- Москва с.367

2 Пушкин избранные сочинения 1949-Мосва с.369

Исчез безоглядный свободный порыв чувства, но Марья Гавриловна приобрела взамен умение владеть собой. За ним таится нечто новое. За хитростью скрыта жажда счастья, полнота чувств, испытываемых юной душой и овладевшей ею. Влюбленность перерастает в любовь. Героиня полюбила Бурмина. И женское сердце Марьи Гавриловны подсказывает ей (как и опытному Бурмину), что они созданы друг для друга.

Мудрая метель в повести Пушкина, всезнающей судьбы. Роль Метели в повести Пушкина – роль.

Песнь о вещем Олеге.

Но еще в Петербурге, до ссылки на юг, по мнению пушкиноведов, Пушкин вел разгульный образ жизни молодого повесы и попал к цыганке, которая предсказала Александру Сергеевичу дальнюю дорогу. Таких перемен тогда ничего не предвещало. Но вскоре судьба поэта резко изменилась. Ему предстояло отбыть в ссылку на юг, и это лучшее из того, чем могла закончиться история влечения вольнолюбивой лирикой.

В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив землю от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. О князе Олеге было сложено много песен, легенд и приданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военноначальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.

С дружиной своей, в цареградской броне;

Князь по полю едет на верном коне. 1

Пушкин рассказывает о нем, как о былинном богатыре. Князь много совершал походов, но судьба берегла его.

Мы понимаем, что навряд ли автора интересовала не столько судьба князя, а четко видим, что на первый план выходит тема неотвратимости судьбы.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…

Пирует с дружиной вещий Олег

При звоне веселом стакане… 2

Волхвы не боятся могучих владык…

Могучий Олег головою поник

Олег не смог противостоять воле судьбы, поэтому эпитет из уст кудесника звучит так иронично:

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

Но примешь ты смерть от коня своего.

Олег был наказан, за то что упрекнул волхва и не поверил ему:

… Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня.

Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала – конь мертв, - судьба настигает князя. Он трогает череп коня:

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала.

Рассказанная А.С.Пушкином легенда о славном князе Олеге, что у каждого своя судьба, и как бы ты не противился ей, она все равно тебя настигает, и то, что словами пророков нельзя пренебречь, потому что они не могут вещать по чьей-то воле, а только по воле небес.

2 Пушкин Избранные сочинения. Москва 1949 г.с.354

1 Пушкин Избранные сочинения. Москва 1949 г.с.354

1 Пушкин Избранные сочинения. Москва 1949 г.c.14-15

2 Пушкин Избранные сочинения. Москва 1949 г.с.15-16

Министерство образования Российской Федерации

Тема: «Тема судьбы

Федор Михайлович прав. Пушкина можно назвать и пророком и гением. Ведь именно он определял судьбу нашей литературы и национальной культуры.

По толковому словарю Ожегова, судьба это:

Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.

История существования кого-чего-нибудь.

То же, что и суждено.

Пушкин же в ответном выстреле, даже раненый, лежа, превозмогая чудовищную боль, целился и попал Дантесу в грудь, пробил ему руку, которой тот заслонился, и только пуговица от мундира, о которую ударилась и отрикошетила пуля, спасла его от смерти.

Таким образом, налицо две случайности. Случайность первая направила пулю Дантеса не туда, куда он хотел, - и Пушкин был смертельно ранен. Случайность вторая направила пулю Пушкина, намеревающегося убить противника, в пуговицу, и Дантес отделался легкой раной. 1

Мой реферат состоит из:

Думаю, что собранный мной материал будет интересен на уроках литературы, посвященный творчеству А.С.Пушкина.

5 сочинений на тему

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер. В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

Пример сочинения 2

Однако вернемся к Вырину. Некоторые выводы можно сделать на основании описания его жилища. Конечно же, первым делом мы обращаем внимание на картинки по библейской притче о блудном сыне, которым Вырин, кажется, придает особое значение. В какой-то мере они отображают мировоззрение Самсона. Он надеется, что все обойдется, что все будет хорошо, так же как и в библейской притче.

Что еще видно в жилище героя? Например, в начале его дом выглядит уютным, опрятным, прибранным… На окнах стоят цветы — символ мещанского благополучия в те времена. Везде видна аккуратность, забота дочки смотрителя. Все это исчезает с ее уходом — Вырин не наводит порядок, считая, что Дуня скоро вернется, воспринимая это как должное — и так и не дожидается этого.

Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни. В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают.

Еще более ярко все качества Самсона Вырина проявляются при общении с Минским. Приехав в Петербург, он идет к Минскому и униженно просит его вернуть ему дочь. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей. Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери.

Итог истории Самсона Вырина предопределен: долгие годы человек выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. И Вырин оказался неспособным ни защитить то, что ему дорого, ни приспособиться к новой реальности.

Пример сочинения 3

У него есть любимая и единственная дочь Дуня, которая всегда понимает и разделяет мнение и работу отца и частенько приходит сюда вместе с ним. Он всегда может рассказать ей все, что думает или поделиться своими бедами и несчастьями и дочь его поймет и поможет решить ту или иную проблему.

Однажды к их станции подъехал один очень красивый молодой человек, которого сразу же приметила девушка, а ему понравилась девушка. Он понял, что если он не притвориться больным человеком, то остаться просто так здесь ему никто не разрешит. И мужчина прикидывается больным, и девушка оставляет его у себя до тех пор, пока не вылечит. По воскресеньям девушка отправляется в церковь и вот в этот раз Минский предлагает свою помощь и отец соглашается.

Смотритель возвращается домой и очень сильно страдает, что больше не увидит свою дочь и что ему не удалось с ней поговорить, а ведь может это его последние дни и живым она его больше не увидит.


Пример сочинения 4

И вот однажды в мае 1816 года Белкин проезжает как раз через его почтовую станцию. Дуня подает семье и гостю чай и начинается общая беседа, как будто век были знакомы. В это время лошади были готовы, и Белкин начал прощаться со смотрителем и его дочкой. Она проводила его до телеги и разрешила себя поцеловать. Этот поцелуй оставил в нём долгое и приятное воспоминание. Затем, через несколько лет повествователь снова проезжает эту станцию. Происшедшая перемена сразу бросается в глаза Белкину, хотя он еще не знает, что произошло. Он вошел в комнату и тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд Белкина разбудил его, он привстал.

Это был тот самый Самсон Вырин, но как он постарел! Белкин удивился, что могло так быстро превратить бодрого мужчину в хилого старика. Смотритель рассказал всю историю своей беды, что Дуню, дочь смотрителя, увез в Петербург проезжий офицер Минский. Смотритель пытался найти и увидеть свою дочь, но Минский не дал ему такой возможности, а дал ему лишь деньги. Дочь тоже не приезжала к нему.

В дальнейшем, когда Белкин снова попадает на эту станцию, то узнаёт, что Самсон уже давно спился и умер. Он очень грустил по своей дочери. Повествователь просит показать его могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые. Как мне кажется, главная мысль повести в том, что смотритель очень любил свою дочь и заботился о ней. А его дочь и офицер Минский глубоко обидели его.

И только в конце, когда уже смотритель умер, дочь, видимо раскаявшись, приехала к нему на могилу. В этом просматривается связь между поступком дочери и евангельской притчей о блудном сыне.

Пример сочинения 5

Повесть рассказывает о судьбе маленького человека - Самсона Вырина. Он служит станционным смотрителем на постоялом дворе. Вырину приходится в любое время суток и в непогоду встречать гостей. В этом ему помогает единственная дочка Дуня, которую Самсон воспитывает один. Он не может на неё нарадоваться. Девочка растёт умницей, красавицей и отличной хозяйкой в доме. Она способна своим очарованием и тактичностью смирить гнев самого капризного постояльца. Гости ей тоже отвечают добром, дарят дорогие подарки.

Однажды на постоялый двор приезжает офицер, который требует дать немедленно лошадей. Он устраивает скандал смотрителю, но увидев Дуню, сменяет гнев на милость. Позже гусар притворяется больным для того, чтобы задержаться на станции и принимать ухаживания от очаровательной дочери станционного смотрителя. В душе коварного офицера созревает план украсть понравившуюся девушку. В день своего отъезда он предлагает Дуне подвезти её до церкви. Ничего не подозревающий отец разрешает дочери прокатиться с гусаром. С этого времени Дуня бесследно исчезает из родного дома. Самсон не может простить себе такой оплошности. Отчаявшись ждать возвращения дочери, он предпринимает решительные действия и едет разыскивать Дуню в Петербург. Вырин находит свою дочь в северной столице. Она живёт на содержании ротмистра Минского в роскошном доме, прекрасно выглядит и производит впечатление, что довольна жизнью. Увидев отца, Дуня падает в обморок, а её возлюбленный совершенно не рад неожиданному гостю. Он вышвыривает несчастного смотрителя на улицу, откупившись от него крупной суммой денег, которую Вырин в сердцах выбрасывает. Ради несчастного отца Дуня не готова пожертвовать своей богатой и беспечной жизнью. Оскорблённый и униженный отец отказывается бороться за свои права и ни с чем уезжает домой. Он по-прежнему переживает за судьбу дочери, думая, что натешившись с красавицей, гусар прогонит её. От одиночества и душевных страданий Вырин спивается и умирает.

Впоследствии ротмистр Минский всё-таки женится на дочери станционного смотрителя. Став знатной дамой и мамой двоих детей, Дуня в полной мере осознает свою вину перед отцом. Она приезжает к нему, но слишком поздно раскаяние. Дочери остаётся только безутешно плакать на могиле отца.

Произведение Пушкина учит взрослых детей помнить о своих немолодых родителях, уделять им внимание и заботиться о них.

На примере Самсона Вырина автор показывает неравенство в обществе, пренебрежительное отношение высокопоставленных чиновников к людям ниже рангом. Он призывает быть справедливыми и ценить человека за его моральные качества.

Читайте также: