Сочинение на тему отрарская поэма

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткосрочный план урока

Ф.И.О. учителя: Алакаева М.И.

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

5.2.1.1 (Анализ и интерпретация текста)

Определять основную мысль произведения при поддержке учителя.

Характеризовать героев при поддержке учителя.

Все учащиеся смогут: определить основную мысль произведения при поддержке учителя.

Выделив эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев , дать характеристику главным героям произведения.

Большинство учащихся смогут: сделать выводы о положительных и отрицательных сторонах личности героев поэмы, выражая собственное мнение;

Проанализировав имеющиеся факты, определить идейный смысл поэмы.

Ценностность урока

Учащиеся смогут: оценить патриотизм героев произведения, их мужество, стойкость; оценить последствия неблаговидных поступков героя поэмы.

Ключевые слова и фразы:

Осада, Чингисхан, Отрар, Каир-хан, героический эпос

Полезные фразы для диалога/письма:

Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? Howdoweknow?

Has every learner’s choice been recorded? Howcanwecheck?

Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?

Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?

Вопросы для обсуждения:

О каких событиях говорится в поэме?

Как вы объясните название поэмы?

Кто, по вашему мнению, является побежденным победителем и почему?

Как бы вы определили основную мысль произведения?

Письменные подсказки: информация о памятниках;

тексты пословиц и поговорок (в качестве примера)

Доказывают свою точку зрения, сравнивают, перечисляют, оценивают.

Предыдущее обучение

История Казахстана. Учащиеся должны быть знакомы с последствиями монгольских завоеваний, знакомы с личностью Чингисхана; знают о подвигах русских богатырей

Планируемое время

Запланированные задания (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Участники встают в круг , опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников) .

Актуализация знаний. Вступительное слово учителя. Переход от героев русских былин и русских богатырей к казахским батырам, защищавшим родную землю.

После заполнения столбцов таблицы просматривают видеоролик об Отраре и отвечают на вопросы:

-Что вам запомнилось больше всего?

-Какие исторические личности вызывают уважение?

-Как вы думаете, почему Карашокы стал предателем?

Дерево предсказаний. Ученики читают тему урока на дереве предсказаний, делают прогнозы о теме и идее стихотворения, аргументируют свою точку зрения, помещая листочки на дерево. Можно разделить лист на 2 части, на одну сторону дерева помещаются листочки с прогнозами о событиях, связанных с Чингисханом, на другую – с Каирханом.

Работа над текстом поэмы. Чтение по ролям.

- Каким образом будут развиваться события во второй главе поэмы?

- Откуда мы узнаем о подвиге Каир-хана, если все отрарцы были уничтожены?

- Мог пощадить Каир-хана Чингисхан? Почему?

После этого вида работы ученики, опираясь на текст и приводя примеры, отвечает на вопросы тонкие и толстые, составленные учителем. За каждый правильный ответ ученик или ученица получает звезду.

- Сколько месяцев защищали жители Отрара от монголов?

- Из-за чего произошла Отрарская катастрофа?

-Почему Чингисхан позволил решить участь Карашокы Каир-хану?

- Какова роль посвящения и эпиграфа?

- Почему Карашокы оказался предателем?

- Как поэт относится к Каир-хану?

- Какова идея произведения?

- Как вы думаете, как бы происходили события, если б не оказалось среди отрарцев предателя?

- Почему древний город был культурно развитым?

- Каким бы был Отрар в наше время?

Критериальное оценивание.

Дескрипторы

Дает полную характеристику герою произведения.

а) принимал участие в обсуждении;

б) дал словесную характеристику героев поэмы;

в) заполнил диаграмму, используя примеры из текста.

Группа Б. Подбирает пословицы и поговорки, отражающие смысл и идею произведения по темам: тема Родины, семьи, сила единства народа, героизма, патриотизма и т.д.

Дескрипторы

Приводит пословицы и поговорки, раскрывающие темы и идею произведения.

а) вспомнил (нашел) пословицы и поговорки;

б) привел в качестве примеров пословицы и поговорки по темам;

в) доказал свою точку зрения

Дескрипторы

Составляет рассказ-описание памятника.

а) изучил материал о видах и назначениях памятников;

б) отобрал нужную информацию;

в) составил текст-описание.

г) защитил свою работу, доказав свою точку зрения

Листы с пустыми столбцами таблицы.

Видеоролик об Отраре и взятии его Чингисханом.

Постер с деревом и листочками

Формативное оценивание. (Смайлики с лицами).

Работа по вопросам

Оценивание. ФО (Звездочки)

Текст физминутки.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

Текст пословиц. Листы с ними разрезаны.

Тема Родины.

1. Родная земля – золотая колыбель.

2. Человек без Родины, что соловей без леса.

C ын берет пример с отца, дочь - с матери.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Тема единства народа.

Дружба и братство – лучше богатства. Шуба, скроенная сообща, не будет коротка.

Тема героизма.

Дождь пойдет-земле счастье, батыр родится – народу счастье.

Богатырь умрет- имя его останется.

Интернет, картинки, фото памятников

После этого обсуждают те мнения учащихся

(листья- прогнозы), которые не подтвердились. Для того, чтобы закрепить пройденное и у учеников не осталось вопросов, учитель предложит ученикам выучить тот отрывок, который будет связан с прогнозом, предположением конкретного ученика. Таким образом, каждый ученик выберет свой отрывок для заучивания.

- Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

- Зелёный листик – не совсем доволен своей работой;

- Цветы – неудовлетворённость своей работой.

Домашнее задание. Ученикам предлагается задание выучить отрывок из поэмы. Каждый заучивает тот отрывок, в котором содержится объяснение того момента, что подтвердилось или не подтвердилось в ожиданиях и прогнозах учащихся.

Постер с деревом, стикеры в виде яблок, цветов и листьев.

Дополнительная информация

Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
Поддержка ИКТ
Ценности

оценить патриотизм героев произведения, их мужество, стойкость; оценить последствия неблаговидных поступков героя поэмы.

Поддержка учителя оказывалась через составление примеров пословиц для групповой работы, в разработке дифференцированных заданий, в создании условий для работы учащихся в интернете с целью поиска и отбора необходимой информации.

Более способным ученикам были даны задания творческого характера для развития их творческих способностей, для развития логики мышления учеников, воображения и т.д.

Через формативное и критериальное оценивание работы учащихся учителем, взаимооценивание учащихся, через поэтапную обратную связь и наблюдение за учащимися в процессе урока.

Межпредметные связи: история Казахстана, казахская литература.

Поддержка ИКТ:
на уроке учащиеся просматривали видеоролик по теме урока, имели возможность работать в интернете с целью поиска необходимой для выполнения задания информации.

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся?

Какой была атмосфера обучения?

Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?

Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?

Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.

Цели урока были достижимыми в рамках одного урока, так как предполагались использование разнообразных форм и методов работы с учащимися, отвечающие достижению поставленных целей.

Учащиеся научились давать характеристику героям произведения, определять основную мысль произведения при поддержке учителя и самостоятельно, выделять ключевые моменты и слова в тексте, работать с информацией, отбирая самое необходимое.

Задания были составлены разного уровня, характера предполагаемой деятельности, с учетом возрастных и физиологических особенностей учащихся.

Время урока было использовано учителем рационально, так как задания были составлены с учетом физиологических и психологических особенностей учащихся. Все этапы урока были соблюдены. Отступления от плана отсутствует.

Образование монгольской империи в начале 13-го столетия повлияло на весь ход развития и судьбы народов, населявших Центральную Азию. Оно коренным образом нарушило сложившиеся в этом регионе отношения и взаимосвязи населявших его племен и народов.

Поводом для вторжения послужила гибель в Отраре в 1218 году торгового каравана, посланного Чингисханом. Купцы были убиты по приказу наместника Хорезм-шаха в Отраре, Каир-хана, заподозрившего их в шпионаже из-за сбора информации военного характера.

Поход 150-тысячного войска Чингисхана начался в сентябре 1219 года. Огромное войско, поднимая столбы пыли до самого горизонта, двигалось по маршруту Великого Шелкового пути на запад, сея смерть и разрушения. Всюду, где проходили орды врага, оставались руины разрушенных городов, опустошенные селения. Беспорядочно, то тут, то там, валялись трупы людей и животных. Немногие аулы спаслись только тем, что успели уйти высоко в горы, куда не смогла подняться конница врага. Основную массу населения постигла страшная судьба.

Едва услышав о нашествии врага, к городу стали стекаться жители из близлежащих аулов, пригородов и ближайших сел. Все были здесь: пришли даже старики и старухи, женщины и дети. Пришли дервиши, ученые люди, даже мелкие духовные прислужники. Чтобы отстоять город. Все при деле. Задействованы все повозки. К городу подвозят большие валуны, булыжники и много-много камней. Все емкости заполняются нефтью. Все были напряжены перед опасностью, взоры были устремлены на восток, откуда должны показаться тумены неприятеля.

Смотрел туда же и Каир-хан, стоя около башни Цитадели: И он не представлял, как можно допустить врага — тумены монгол — до этих святых мест. Лучше умереть, думал он, чем пропустить врага, оскорбить прах этих святых людей. Но если придется умереть, думал он, то умирать так, как умирают вожаки стаи волков. защищаясь и защищая своих.

несколько дней продолжаются бои в крепости. Идёт отчаянное сопротивление жителей, бой за каждый дом, улицу, квартал…

Но монголы превосходят в численности, вместо погибших двух накатываются трое.

Каир-хану и оставшимся его воинам ничего не остаётся, как подняться в Цитадель и там сражаться до конца. Враг перекрыл воду, начался голод…

Ни хлеба, ни мяса, ни сена,

Люди ели погибших

Силы покидают защитников. Ровно полгода сражаются они. Редеют ряды воинов Каир-хана. Вот изрублен и лег на землю последний воин. Каир-хан остался один. Каир-хан, весь израненный, очень ослаб. Но он хочет отдать свою жизнь подороже. Его ранили в правую руку. Держа недействующую руку, отбивается левой. Везде кирпичи от разрушенных стен. На его зов прибежали рабыни и стали ему подавать кирпичи. Он отбивается кирпичами. Но вскоре его ранили и в левую руку, свалили и связали.

Но великий кипчакский полководец Каир-хан предательству предпочёл достойную смерть. И принял её, как приняли её все защитники города. Когда залили ему лицо свинцом, чтобы осталась посмертная маска для устрашения других, он не проронил ни слова.

Но умертвив Каир-хана, Чингисхан из-за неуместной, чрезмерной жестокости — одновременно обессмертил его.

Образование монгольской империи в начале 13-го столетия повлияло на весь ход развития и судьбы народов, населявших Центральную Азию. Оно коренным образом нарушило сложившиеся в этом регионе отношения и взаимосвязи населявших его племен и народов.

Поход 150-тысячного войска Чингисхана начался в сентябре 1219 года. Огромное войско, поднимая столбы пыли до самого горизонта, двигалось по маршруту Великого Шелкового пути на запад, сея смерть и разрушения. Всюду, где проходили орды врага, оставались руины разрушенных городов, опустошенные селения. Беспорядочно, то тут, то там, валялись трупы людей и животных. Немногие аулы спаслись только тем, что успели уйти высоко в горы, куда не смогла подняться конница врага. Основную массу населения постигла страшная судьба.
Едва услышав о нашествии врага, к городу стали стекаться жители из близлежащих аулов, пригородов и ближайших сел. Все были здесь: пришли даже старики и старухи, женщины и дети. Пришли дервиши, ученые люди, даже мелкие духовные прислужники. Чтобы отстоять город. Все при деле. Задействованы все повозки. К городу подвозят большие валуны, булыжники и много-много камней. Все емкости заполняются нефтью. Все были напряжены перед опасностью, взоры были устремлены на восток, откуда должны показаться тумены неприятеля.


В 13 веке монголы начали нападать и захватывать земли других стран, но все началось с эпизода когда вблизи города Отраре в 1218 году, был убит весь торговый караван.

Купцов убил наместник города, так как думал, что они производят разведку и собирают информацию, скорее всего это была правда, но многие другие купцы, если не большинство делали в то время так же.

И Чингисхан пошел в поход, у него получилось собрать огромное войско по тем временам, более 150 тысяч человек, везде где оно проходило поднимались клубы дыма и тучи пепла, сеялась смерть и разрушались дома.


После того как дошел слух о приближении грозной армии, в город Отрар побежали все близлежащие деревни и аулы, все спешили укрыться под защитой стен.

Началась осада города, но увы все закончилось трагически, не смотря на храбрость защитников города, от предательства было не спастись и город пал.


Чингисхпн уничтожил город, а вмести с ним и его жителей, погибли множество гениальных людей того времени, ученые и поэты, знаменитые библиотеки и памятники архитектуры.

До сих пор в памяти тюркских народов осталось это варварское уничтожение города.

Эссе или небольшое сочинение оно у каждого свое. Свободно изложите свои мысли, мнения, суждения в нем. Немного можно рассказать об авторе.

М. Шаханов казахский поэт, написавший много произведений. Одним из них, вошедшим в сборник "Книга памяти " является Отрарская поэма о побежденном победителе или просчете Чингисхана". События происходили 8 веков назад в сентябре 2019 года, когда город Отрар потерпел нашествие Чингисхана войском в 150 тысяч человек. Главой города, который был очень богат поэтами, писателями был Каир хан. Город боролся на протяжении 6 долгих месяцев, но здесь не прошло без предательства. За то что, что шесть месяцев Чингисхан не смог завоевать Отрар, Каир хана жестоко казнили. Город пал смертью храбрых! Считаю, что именно поэтому это поэма о побежденном победителе.

Можете выразить свое отношение к героям этого произведения. Я, например, очень восторгаюсь, таким воином и правителем, как Каир хан, а ведь даже в поэме есть место чтения, где сам Чингисхан выражает свое отношение к нему, он хотел бы иметь такого храброго союзника, как он.

Также вставляйте дословные слова поэмы в тексте эссе. Удачного написания эссе!

Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет Чингисхана

О, мы не забываем никогда свои тысячелетние обиды, великие сжигали города, не ведая, что летописец видит.

"… Хвори одолевают меня. Знать, не суждено увидеть, как мой несмышленый малец вцепится ручонками в гриву коня. По давнему обычаю рода, я не раз усаживал его к себе на колени и рассказывал о справедливой борьбе предков, защищавших Отрар, про их беззаветную храбрость. Возможно, я даже надоедал ему своими рассказами. Жена моя, бывало, сомневалась: "Слишком ведь мал. Разве поймет?" Должен понять. Иначе худо ему будет самому. Коротка жизнь дерева, не сумевшего пустить глубокие корни. ”

Читайте также: