Поэтический взгляд на природу в лирике заболоцкого сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

ленных в первой части стихотворения, внешняя монументальность и значительность прикрывают бедность внутреннего мира их вла­дельцев.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот.

А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде.

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе все тот же лютый холод И любовь, и песни до конца!

Лирика Заболоцкого

Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу уже после революции. В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции. Он критически относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. На протяжении жизни поэт несколько раз составлял превосходные сборники.

Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это

Мысль некогда была простым цветком;

Поэма шествовала медленным быком.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 9 класс

28.03.2013 23206 2563

познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Заболоцкого, его стихами.

I. Работа по теме уроков.

1. Вступительное слово учителя о Н. А. Заболоцком.

С конца 1938 и до начала 1946 г. Заболоцкий пробыл в лагерях Дальнего Востока, Алтайского края, Казахстана, трудился в тяжелейших условиях на лесоповале, взрывных работах, строительстве железнодорожной магистрали и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств смог устроиться чертежником в проектное бюро, что и спасло ему жизнь.

II. Реализация домашнего задания.

1. Ответ на вопросы:

– Каким представляется вам личность Заболоцкого?

– Что в воспоминаниях современников остановило ваше внимание?

3. Чтение наизусть понравившихся стихов Заболоцкого с комментарием.

III. Продолжение работы над новым материалом.

1. Чтение и анализ стихотворений.

Элегия была написана в 1947 г. Образ природы воплощен в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегических стихах использован отвечающий жанру размер – 5- и 6-стопный ямб.

При всей глубине и серьезности стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии.

Выразительное чтение стихотворения.

– Какой мы видим природу у Заболоцкого?

эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Идя от частного к общему, поэт создает в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих. (Ответы подтвердить цитатами.)

2. Самостоятельная работа.

3. Заключительное слово учителя.

В творчестве Заболоцкого несомненно обновление и развитие русской поэтической мысли (философской лирики XVIII–XIX вв.: Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева). С другой стороны, Заболоцкий активно осваивает опыт поэтов ХХ в. (Мандельштама, Пастернака).

Жизненный и творческий путь Н. А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы и русских писателей ХХ в. Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской поэзии, соединив лучшие традиции литературы прошлого с самым смелым новаторством, характерным для ХХ столетия, по праву заняв место в ряду его поэтов-классиков.

Домашнее задание:

1) выучить наизусть понравившееся стихотворение;

2) подготовиться к уроку по творчеству М. Цветаевой.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии.

Понимание Н. А. Заболоцким природы восходит к традициям русской классической литературы, и прежде всего к произведениям М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Характерный для М. Ю. Лермонтова романтический конфликт человека и природы соединяется у Н. А. Заболоцкого с тютчевским ощущением хаоса. В его поэзии разумный человек сталкивается с неразумной и хаотичной природой, всецело живой и живущей своей жизнью. Именно поэтому животные — природные существа — выглядят в его произведениях значительными и загадочными:

И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах. Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира.

Невозможность высказаться — свойство хаотической, дисгармонической природы, бессознательной, однако могущественной.

Природа в лирике Н. А. Заболоцкого ощущается как замкнутое давящее пространство. Она — "тюрьма", "конура", "давильня" с "каменными стенами". Природа подавляет человека своим могуществом, он бессилен перед ее хаосом. Отсюда — стремление человека раствориться в ней, стать деревом, цветком, зверем. С другой стороны, природа стремится приблизиться к человеку, стать разумной и гармоничной. В основу философии природы Н. А. Заболоцкого положена идея будущего царства животных. Картина этого царства дана в поэмах "Безумный волк", "Торжество земледелия". Образы животных становятся зеркалом гуманистического самосознания. Утопия будущего царства животных осмыслялась поэтом как возмездие человеку за их долгое рабство.

Поэт в представлении Н. А. Заболоцкого — своеобразное звено между миром природы и царством разума, потому что он, в отличие от обыкновенных людей, умеет создавать не словесную шелуху, а полновесное, весомое слово: "Слова вылетели в мир, становясь предметами". "Слова-предметы" — те же "слова-яблоки" у коня. Поэт ближе к природе, чем к людям, его. слово творит природную реальность.

В позднем творчестве Н. А. Заболоцкого, поэт приобретает еще одно свойство: автор называет его "мыслью природы". Это создает возможность разрешения конфликта человека и природы, делая его частью природы. Эта природность обеспечивает ему бессмертие.

Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение "Человек и природа в лирике Заболоцкого".

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Вся лирика Николая Заболоцкого проникнута искренней любовью к природе. Он любил каждое растение и каждое животное так, что наделял их практически человеческими качествами. Он обожествлял природу и в каждом произведении она представала перед читателями в самых разных ипостасях. Природа в лирике Заболоцкого прекрасна и таинственна, она обладает чувствами, эмоциями, она живет и дышит.

Человек же предстает в изумительных стихах Николая Заболоцкого лишь крошечным винтиком во всей системе мироздания. В своих произведениях поэт предлагал человеку перестать себя считать царем природы и ее повелителем, он предписывал ему быть ее добрым хозяином, которому стоит заботится о природе и быть ей другом, который никогда ничего не сделает во вред.

Лирика Заболоцкого сейчас особенно актуальна, потому что с течением времени человек все больше отдаляется от природы. Сейчас природа для многих людей – это лишь средство получить, как можно больше прибыли. Благодаря убитым животным шьются шубы, красивые цветы безбожно срываются и продаются на рынке, а небольшие растения и вовсе затаптываются теми, кто никогда не смотрит вниз.

Именно этот конфликт человека с природой и находит свое отражение в стихах Заболоцкого, который предлагает нам перестать уничтожать природу или относится к ней беспечно, он завещает нам попытаться разгадать тайны природы, постичь ее тайные знания. В своих небольших произведениях Николай Заболоцкий объясняет нам, что не стоит зацикливаться на самих себе, нужно внимательнее смотреть по сторонам широко открытыми глазами и только тогда мы больше поймем самих себя.

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

В русской лирике были певцы природы и поэты культуры. Были поэты широкого тематического диапазона, которые черпали образы и сюжеты из той и другой области. Своеобразие Н. Заболоцкого в том, что он заостряет внимание на контактах природы и культуры:

Читайте, деревья, стихи Гезиода,
Дивись Оссиановым гимнам, рябина.
Не меч ты поднимешь сегодня, природа,
Но школьный звонок над щитом Кухулина.
Еще заливаются ветры, как барды,
Еще не смолкают березы Морвена,
Но зайцы и птицы садятся за парты
И к зверю девятая сходит Камена.

И я стоял у каменной глазницы,
Ловил на ней последний отблеск дня.
Огромные внимательные птицы
Смотрели с елки прямо на меня.

Все, что было в душе, все как будто опять
потерялось,
И лежал я в траве, и печалью и скукой
томим,
И прекрасное тело цветка надо мной
поднималось,
И кузнечик, как маленький сторож, стоял
перед ним.
И тогда я открыл свою книгу в большом
переплете,
Где на первой странице растения виден
чертеж.
И черна и мертва, протянулась от книги
к природе
То ли правда цветка, то ли в нем заключенная
ложь.
И цветок с удивленьем смотрел на свое
отраженье
И как будто пытался чужую премудрость
понять.
Трепетало в листах непривычное мысли
движенье,
То усилие воли, которое не передать.
И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно
проснулась,
И запела печальная тварь славословье уму,
И подобье цветка в старой книге моей
шевельнулось
Так, что сердце мое шевельнулось
навстречу ему.

И далеко внизу, расправив два крыла, Скользило подо мной подобье самолета. Казалось, из долин за нами гнался кто-то, Похитив свой наряд и перья у орла.

Быть может, это был неистовый Икар, Который вырвался из пропасти вселенной, Когда напев винтов с их тяжестью мгновенной Нанес по воздуху стремительный удар.

И вот он гонится над пропастью земли, Как привидение летающего грека, И славит хор винтов победу человека, И Грузия моя встречает нас вдали.

А ты, соловей, пригвожденный к искусству, В свою Клеопатру влюбленный Антоний, Как мог ты довериться, бешеный, чувству, Как мог ты увлечься любовной погоней? Зачем, покидая вечерние рощи, Ты сердце мое разрываешь на части? Я болен тобою, а было бы проще Расстаться с тобою, уйти от напасти.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.
Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небе пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
. О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

В поэтическом завещании Н. Заболоцкого, как и во всем его творческом наследии, много счастливых встреч. Здесь вновь соединяются личность и вселенная, природа и культура, прошлое и будущее, встречаются поэт и его сегодняшний читатель. Встречаются, чтобы уже не расставаться, но составить прекрасный и нераздельный союз.

Читайте также: