Сочинение на тему осквернение памятных мест

Обновлено: 30.06.2024

В середине марта в городе Заинске в Татарстане сгорел памятник Воину-освободителю. Пожар нечаянно устроили дети, которые играли с Вечным огнём и жгли на нём еловые ветки. Это как минимум 10-й случай неподобающего обращения с Вечными огнями с начала 2021 года. Strelka Mag узнал о подобных инцидентах в других городах страны и обсудил их с антропологом.

Фото: Прокуратура Республики Татарстан

Как дети памятник сожгли

В среду, 17 марта, Заинск попал в новостные сводки всех федеральных СМИ. Накануне вечером там полностью сгорел монумент Воину-освободителю. Скульптуру уничтожили дети: они играли с Вечным огнём и подожгли венок, который лежал у ног памятника. Пламя перекинулось на монумент, который сгорел всего за 11 минут.

Раньше на бульваре Победы стоял бронзовый солдат, но весной 2020 года его заменили скульптурой из стекловолокна. Особое внимание местные власти обращали на то, что она была изготовлена из огнеупорных материалов. После пожара Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел в отношении чиновников и предпринимателей, ответственных за установку некачественного монумента.

Местные жители в шутку говорили, что школьники-вандалы 9–11 лет — три девочки и мальчик — помогли вскрыть коррупционную схему. На защиту детей встали не только многие заинцы, но и уполномоченная по правам ребёнка в Республике Татарстан Ирина Волынец.

Чем заняться ребёнку в маленьком городе

Город Заинск. Фото: Команда К

Заинск — малый город, расположенный на берегу небольшого водохранилища. По данным на 2020 год, здесь проживает чуть менее 40 тысяч человек.

Процесс благоустройства Заинского пляжа.

Где чаще всего тушат Вечные огни

Инцидент в Заинске оказался в федеральных новостях благодаря эффектной картинке: горящий памятник попал на видео, а фотографии с его обугленным каркасом разлетелись по соцсетям. Пожар стал громким медиасобытием, но, к сожалению, его причина — неуместные игры с Вечным огнём — стала частью повседневности российских городов.

Согласно подсчётам Strelka Mag, с 1 апреля 2020 года по 28 марта 2021 года в России произошло не менее 42 актов осквернения Вечных огней. Четыре из них зафиксировали уже после пожара в Заинске — в Богучаре , Санкт-Петербурге и дважды в Тольятти .

Осквернение мемориалов регистрируют как в городах-миллионерах, так и в небольших населённых пунктах. В списке оказались Волгоград , Ростов-на-Дону , Оренбург , Калининград , Чебоксары , Пенза , Элиста , Елец , Дербент , Химки , село Донское в Ставропольском крае и село Дзуарикау в Северной Осетии.

Минимум в 21 случае из 42 хулиганами оказались дети или несовершеннолетние.

В отдельных случаях речь идёт о хороводах и прыжках через огонь .

Самый распространённый акт вандализма в зимний период — попытка потушить огонь. Антилидером в этой категории оказался Санкт-Петербург. С начала декабря 2020 года огни в этом городе тушили шесть раз: трижды на Марсовом поле и трижды в Красном селе. Второе место пока занимает Тольятти: 4 случая с начала зимы.

Подсчёты Strelka Mag основаны на мониторинге новостных агрегаторов и лент новостных агентств. Выяснить точное количество случаев неподобающего обращения с Вечным огнём в России невозможно, поскольку многие из них остаются никем не замеченными. Единственное исключение — это потухший огонь, поскольку каждый такой случай требует вмешательства бригады газовиков и всегда придаётся огласке.

Вечный огонь на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Фото: Вечёрка Спб ​

Что грозит за осквернение мемориалов

Иногда преследование за осквернение Вечных огней ведёт к реальным тюремным срокам. Так произошло в 2020 году в Уссурийске и в 2019 году в Сургуте .

Вечный огонь в Сургуте. Фото: Наш Сургут ​

Если правонарушение совершают дети, то с ними и их родителями проводят разъяснительные беседы, в том числе с привлечением комиссий по делам несовершеннолетних. Нередко на родителей хулиганов составляют административные протоколы о неисполнении родительских обязанностей, как это произошло в Заинске.

Почему в России оскверняют вечные огни

Никита Петров, антрополог, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, доцент Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, старший научный сотрудник МВШСЭН

Памятник Достоевскому. Фото: depositphotos ​

Но огонь горит. Обычно на огне можно что-то жарить, греть или сжигать. И вот, пожалуйста: шашлыки, горящие венки и сушка носков на Вечном огне. Это неприятно, но закономерно. Так возникает неинституциональное освоение сакрализованного пространства.

Молодожёны у Монумента Воинской Славы, Чебоксары, 1983 год. Фото: Василий Евдокимов ​

Если говорить о детях, то для многих из них эти мемориалы — не до конца понятная история. Да, есть такое место в центре города, там что-то горит, там перечислены какие-то фамилии, оно связано с войной. Но вряд ли школьники младших классов понимают, что это братская могила или кенотаф и что вести себя там надо соответствующе.

Возможно и другое объяснение: память о войне вписывается в официальную риторику государства, которое предписывает гражданину, как и что помнить о ней. Само событие из личного, переживаемого становится общим и формальным, а знак этого события — Вечный огонь — теряет первоначальное значение.

Я думаю, что в основе таких действий не всегда лежит осознанное дурное намерение или прямой протест. Есть лакуны смысла, которые надо чем-то заполнять, и люди заполняют их чем могут.

9 Мая на Марсовом поле. Фото: depositphotos ​

Сегодня неподобающее обращение с Вечным огнём воспринимается исключительно как посягательство на нечто священное, на память о предках, которые победили в Великой Отечественной войне. Государственная машина реагирует на каждый случай, квалифицируемый теперь как вандализм или надругательство над местами захоронения, заводятся уголовные дела, родителям выписывают штрафы. Из-за этого пристального надзора и наказания сам феномен осквернения Вечных огней стал более заметным.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Проблема исчезновения памятников истории и культуры.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Проблему исчезновения памятников истории и культуры в своём тексте рассматривает Валентин Петрович Катаев, русский советский писатель, поэт, драматург.

Автор, размышляя над проблемой от первого лица, негодует по поводу переноса и уничтожения исторических памятников в Москве. Он болезненно ощущает исчезновение памятника Пушкину и Страстного монастыря с Тверского бульвара, чуть не попадает в аварию на перекрёстке Мясницкой и Бульварного кольца, территория которого существенно изменилась за последнее время. Кроме того, автор пишет о том, что вместе с разрушением старого города разрушается память, остаются лишь призраки уже не существующих особняков, церквей, зданий.

Автор убеждён в следущем: исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связана жизнь человека, поэтому он болезненно переживает этот процесс. Пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков кажется ему противоестесственной.

Я полностью согласен с мнением автора. Памятники создают неповторимую атмосферу города, деревни, формирует определённый облик.

Проблему исчезновения памятников истории и культуры рассматривали многие русские писатели и культурные деятели.

Герой произведения В.Шукшина "Крепкий мужик" бригадир Шурыгин решает собственными руками снести главную святыню деревни-церковь. Его не беспокоит то, что здание имеет историческую, духовную ценность для жителей деревни. От мужчины отворачивается даже его собственная жена, никто не может смириться со сносом церкви. Главное для Шурыгина-выгода, корысть. Кирпичи разрушенной церкви он планирует "пустить на свинарник".

В качестве второго аргумента хочется привести в пример произведение Д.С.Лихачёва "Письма о добром и прекрасном". Писатель восхищается самобытностью русских городов, их грандиозными культурными ансамблями. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он отмечает важность сохранения разнообразия наших городов и сёл, сохранение в них исторической памяти, общее национально-историческое своеобразие, ведь историческая память воспитывает человека.

В заключение хочется отметить, что проблема исчезновения памятников истории и культуры весьма актуальна в наше время. Человек уничтожает старинные здания с неповторимой архитектурой, на месте которых появляются новые однотипные "многоэтажки", которые не несут никакой культурной ценности. Мы должны остановить эту тенденцию. Ведь люди, которые забывают прошлое, не имеют будущего.

Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. Считал, что про блокаду всё известно.

(1)Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. (2)Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. (3)Считал, что про блокаду всё известно. (4)Голод, холод, бомбёжки, смерть. (5)Он долго меня уговаривал. (6)Несколько дней шли эти переговоры. (7)Наконец, поскольку у нас были давние, дружеские отношения, он уговорил хотя бы поехать послушать рассказ его знакомой блокадницы.

(8)Мы даже, по-моему, не записывали его или записали потом, по памяти. (9)Ей было восемнадцать лет. у неё был роман. (Ю)Любила Федю, своего жениха. (11)Федю взяли в армию, и стояла его часть под Ленинградом, где-то в районе Шушар. (12)0на пробиралась к нему. (13)Носила сухари, варенье, носила домашние вещи: рукавички, шарф. (14)Но главное — как она пробиралась туда. (15)Я знал: заставы наши, патрули не пропускали штатских, гражданских — это строго-настрого было запрещено. (16)Перебежчики могли быть, могли быть шпионы. (17)Тем не менее она несколько раз побывала у него, шла шестнадцать километров, добиралась до его части, упрашивала, умаливала эти патрули. (18)И её пускали. (19)То был удивительный пример любви. (20)Любви, которая попала в блокаду. (21)Её рассказ меня и тронул, и удивил.

(22)Кроме этого, Адамович уговорил ещё к одной блокаднице сходить. (23)Короче, я увидел, что существовала во время блокады неизвестная мне внутрисемейная и внутридушевная жизнь людей, она состояла из подробностей, деталей, трогательных и страшных, необычных. (24)В конце концов я дал согласие.

(25)Мне всё это было странно, поскольку никогда не работал вдвоём, и ещё: Адамович не ленинградец. (26)Он белорус. (27)Прошёл войну совсем не такую, как я. (28)Партизанскую, в этом заключалась разница наших представлений о войне, о фронте. (29)Но, как потом выяснилось, это имело и свои преимущества. (ЗО)Его совершенно свежий взгляд на Ленинград, на ленинградскую жизнь помогал ему увидеть то, что для меня давно стёрлось, — особые приметы того военного времени.

(31)Так мы начали вместе работать. (32)Блокадники передавали нас друг другу. (ЗЗ)Тогда блокадников было много. (34)Это были семидесятые годы XX века; середина — конец семидесятых годов. (35)Мы ходили из дома в дом, из квартиры в квартиру, выслушивали, записывали на магнитофон рассказы. (36)Сначала мы ходили вместе, потом разделились, чтобы охватить больше людей. (37)Почему нам было нужно больше людей? (38)Да потому, что, оказалось, у каждого есть свой рассказ.

(39) У каждого оказалась своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти.

(40) Люди и голодали по-разному, и умирали по-разному. (41)Мы набрали двести рассказов, и ничего не повторилось.

(42)Что такое эта запись? (43)Тоже интересно. (44)Приходили мы — и блокадники большей частью не хотели ничего рассказывать. (45)Не хотели возвращаться в ту зиму, в те блокадные годы, в голод, в смерти. (46)Ни за что. (47)Но потом соглашались, как правило, не было ни одного случая, чтобы нам отказали наотрез. (48)Иногда мы уходили, а они потом звонили нам и приглашали нас. (49)Мы не сразу поняли, в чём тут дело. (50)Потом разобрались: у людей была потребность рассказать, чтобы освободиться. (51)Какая-то женщина пыталась некогда рассказать об этом своим детям или соседям, внукам, родным — её не слушали. (52)Не хотели слушать. (53)Когда приходили мы, писатели, с магнитофоном и она начинала рассказ, они собирались вокруг нас и слушали совершенно по-новому: как мы, как посторонние люди. (54)Часто — слышали впервые о том, что происходило в этой квартире, что происходило с матерью, что происходило в этой семье. (55)Рыдали, плакали.

(56)Многое решал талант рассказчика. (57)Лучше всего рассказывали женщины. (58)Женская память устроена несколько иначе, чем мужская. (59)Ведь мужская память — она глобальная какая-то. (60)Мужчин общие ситуации больше интересуют. (61 )А подробности быта, бытия, что творилось на малом участке очередь, булочная, квартира, соседи, лестница, кладбище, — это память. женская. (62)Она была более красочная и крепкая. (63)Примерно из десяти рассказов один, как правило, гениальный; два-три рассказа — талантливых, очень интересных. (64)Но даже из незначительных иногда рассказов всё равно всегда всплывали детали и подробности впечатляющие.

(65)О чём же получилась эта книга? (66)Мы решили, что эта книга, во-первых, об интеллигенции и об интеллигентности. (67)Ленинград — город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией своей, духовной жизнью. (68)Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять. (69)Второе, что мы хотели, — показать пределы человека. (70)Мы сами не представляли себе возможностей человека. (71)Человека, который не просто отстаивает свою жизнь: люди эти чувствовали, понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя.

(По Д. А. Гранину)

Важно ли сохранять историческую память народа? Говорят, что жизнь погибших людей продолжается, пока о них помнят те, кто остался в живых. Литература – лучший хранитель памяти. Именно благодаря художественным произведениям мы многое узнаём о страшных событиях Великой Отечественной войны, получаем ценный опыт и нравственные уроки. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему роли писателей в сохранении исторической памяти.

Так, например, изначально автор не считает важным записывать рассказы блокадников, думая, что об этом и без того всё известно. Однако услышанная им история одной женщины тронула сердце и убедила в необходимости сохранить и передать этот рассказ другим людям. Как это можно сделать? Конечно, с помощью литературы, которая помогает авторам достучаться до сердец читателей. Блокадница рассказывает писателям о том, как она тайно пробиралась к своему жениху, носила ему еду и домашние вещи, рискуя собственной жизнью. Восемнадцатилетняя девушка не боялась погибнуть, любовь помогла ей преодолеть свой страх. По мнению рассказчика, этот удивительный пример искренности и преданности достоин быть записанным.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они помогают опровергнуть первоначальное мнение рассказчика о необходимости создания книги о блокадниках. Герой убеждается в том, что такое произведение важно, потому что подрастающее поколение должно знать историю своего народа, который героически выстоял и отстоял родной город.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: у людей, прошедших через войну, была потребность рассказать о пережитом, и с приходом писателей им удавалось освободиться от этого тяжёлого груза, а их близким – услышать подробности жизни родных в блокаду.

Таким образом, нельзя закрывать глаза на страшные события, которые произошли с нашим народом. Именно поэтому Д.А. Гранин видит долг писателя в том, чтобы рассказать историю каждого отдельного человека и создать общую картину жизни Ленинграда в годы блокады.

по А.И. Солженицыну (1) Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая -- куда, не замечая подъёма. (2) И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3) И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4) Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой -то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под не начатое строительство. (5) А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6) Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7) Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и заваленным слежавшимся щебнем. (8) Да! (9) Да! (10) Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11) Он оглянулся. (12) Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под моста дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14) Её нет. (15) Или эти груды камня -- от колокольни? (16) Яконову стало горячо в глазах. (17) Он зажмурился, тихо сел. (18) На каменные обломки, завалившие паперть. (19) Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20) Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании: - (21) Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве? (22) И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23) Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24) И тут же, в углу ограды, рос старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной. - (25) Вот эта церковь,-- сказала Агния. - (26) Но не самое красивое место в Москве. - (27) А подожди. (28) Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот - (29) Так смотри! (30) Антон ахнул. (31) Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33) Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34) И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце. -(35) Да! (36) Это - Москва! - захваченно произнёс Антон. - (37) Но она - уходит, Антон, -пропела Агния. - Москва - уходит. - (38)Куда она там уходит? (39) Фантазия. - (40) Эту церковь снесут, Антон,-- твердила своё Агния. - (41) Откуда ты знаешь? - рассердился Антон.-- (42) Это художественный памятник, его всё равно оставят. (43) Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой, к колоколам, заглядывали ветки дуба. - (44) Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали. (45) Яконов очнулся. (46) Да, . разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47) Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48) Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями.

Вступление

Сохранить прошлое, выраженное в памятниках, старинных зданиях, произведениях искусства, наша основная задача. Это важно сделать ради будущих поколений, которые имеют право не только знать, что происходило раньше, но и иметь возможность ощутить прошлое материально.

К сожалению, часто во имя каких-то бытовых нужд исторические памятники и памятники культуры не реставрируются, разрушаются, сносятся, а на их месте выстраиваются современные торговые центры.

Проблема

Проблему сохранения культурного наследия поднимает А.И. Солженицын на примере утраты старинной церкви, которая имела большую культурную значимость, при этом много значила лично для героя текста Яконова.

Комментарий

Текст начинается с того, что Яконов идет по маленькой, едва заметной тропинке, преодолевая усталость, неровности пути. Путь его усыпан стеклом, щебнем и обломками кирпичей. Оказавшись на месте, он обнаружил остатки будки и подготовленное, но давно заброшенное место для строительства. На горке, практически в центре столицы, Яконов увидел несколько белых ступеней, которые заставили ожить воспоминания в сердце героя. Из-за сумерек уже было не различить, куда вели эти ступени. Виднелись лишь большие железные ворота, скрытые слежавшимся щебнем.

Ему вспомнилась текущая внизу речка, колокольня, которой сейчас уже не было. От осознания разрушения колокольни, Яконов ощутил сильнейшую боль в сердце, зажмурился, присел.

И тут его осенило: 22 года назад он бывал тут с девушкой по имени Агния. Тогда осенним вечером они гуляли у Таганской площади, и девушка предложила показать одно из самых красивых мест в Москве.

Они долго шли к небольшой кирпичной церкви. В ее ограде было тесно, вмещалась только узкая тропинка, для свершения крестного хода. Там рос огромный, высокий многолетний дуб, от его высоты церковь казалась совсем миниатюрной.

Агния сказала, что это еще не самое красивое место, оно располагалось внизу, где горела река, где лежала вся Москва, сияющая на закатном солнце. Агния сказала, что Москва эта уходит, что это место собираются уничтожать, церковь будут сносить. Антон не верил в это, он утверждал, что художественный памятник останется неприкосновенным.

Когда Яконов очнулся, он понял, что пророчества Агнии сбылись, колокольня и лестница были разрушены. Он не мог в это поверить.

Авторская позиция

Автор выражает свою боль через переживания лирического героя. Для него это стало настоящим потрясением. А.И. Солженицын призывает сохранять памятники культуры, потому что это не только историческая память, это еще и воспоминания людей, их духовная память.

Своя позиция

Нужно очень трепетно относиться к наследию прошлого, давая возможность потомкам прочувствовать дух прошедшего времени, насладиться историей, которая находится прямо перед глазами и которую можно запросто потрогать рукой. Разрушение памятников истории и культуры влечет за собой разрыв времен, разрушение преемственности поколений.

Аргумент 1

Аргумент 2

Заключение

Разрушая памятники прошлого, наше культурное наследие, наши историческую архитектуру, мы обрубаем свои исторические корни, уничтожаем память о прошлом.

Читайте также: