Развитие идеи правового государства в россии мини сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В дальнейшем развитие идей И. Канта нашло свое отражение в работы русских и зарубежных философов, юристов и государствоведов, таких как Г. Еллинек, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, А.С. Алексеева [70] , В.М. Гессена [71] , П.И. Новгородцева [72] , М.А. Рейснера [73] и др.

Г. Еллинек еще в конце XIX в. предложил ограничить власть государства издаваемыми им законами, но как показал дальнейший исторический опыт, данный тезис не всегда сможет защитить гражданское общество от самоуправства со стороны государства. [74] Поскольку государство может издавать как демократические, так и авторитарные законы, которые могут опираться и возводить в категорию права самовластие и произвол. Ярким примером может послужить фашистская Германия, которая провозглашала себя именно правовым государством, однако все мы знаем чем закончилось это строгое соблюдение законов – возвышение одной нации и расы над всеми, военная агрессия по всему миру, приведшая к миллионным жертвам, уничтожение собственного населения и представителей неугодных наций, бесчеловечное отношение людей, не взирая на возраст и пол и т.д.

Русским ученым-юристом, профессором Петербургского университета Н.М. Коркуновым был внесен значительный вклад в развитие теорию разделения властей. Причиной этому стало то, что Россия стояла на пороге огромных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. Он полагал, что главным в теории разделения властей является не просто обособление ветвей друг от друга, а их взаимное сдерживание, которое можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функций несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке. [75]

Однако Н.М. Коркунов полагал, что такого механизма для эффективного действия правового государства мало, поэтому необходимо создание особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления и обеспечение права граждан на подачу жалоб (петиций), что, по мнению автора, позволит обеспечить реальную реализацию прав, и свобод граждан. [76]

Так продолжалось вплоть до революции 1917 года, однако в 20-30 годы прошлого века идея правового государства в советской правовой науке была отвергнута как буржуазная и критиковалась как буржуазная вплоть до конца 80 – х годов. Однако в 1988 году на XIX съезде КПСС было принято решение о построении правового государства. Эта идея нашла свое воплощение в Конституции РФ 1993 года. Современный этап развития характеризуется закреплением принципов правового государства в конституционном законодательстве, а также, что характерно для отечественной юридической науки, обсуждением проблем формирования, построения правового государства.

На сегодняшний момент можно констатировать тот факт, что проблемы формирования в современной России правового государства остаются актуальными. Это связано и с изменение типа политической системы, и низким уровнем правосознания граждан, и недостаточное законодательное закрепление принципов правового государства, в связи с этим возможно выделить два направления устранения этой проблемы:

1. Закрепление на конституционном уровне принципов правового государства.

2. Конкретизация этих принципов в правотворческой и оперативно-исполнительной деятельности государственных органов.

Для того, что бы правовое государство было сформировано, что бы нормы закрепляющие принципы правового государства и реально действовали нужно следующее:

- разгосударствление социальной жизни;

- обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни общества;

- демократизм и научность правотворчества, совершенствование законодательства;

- создание эффективной системы надзора за законностью;

- обеспечение правовой защиты всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;

- обеспечение неотвратимости юридической ответственности;

- четкое разграничение компетенции властей, создание системы сдержек и противовесов;

- повышение авторитета представительных органов;

- повышение эффективности деятельности исполнительных органов, контроль за их деятельностью;

- обеспечение независимости суда;

-повышение правовой культуры населения и должностных лиц государственных органов.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в конституциях ряда стран мира.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Более того, Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшим Основным законом СССР:

а) законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция заседаний Государственной Думы;

б) население лишилось права отзывать депутатов, не оправдавших их доверия;

в) деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из-под общественного контроля.

Все еще не изжиты случаи нарушения принципа верховенства закона. Имеют место факты принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральным законом, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения.

Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению федеральных законов.

Таким образом, для реального построения правового государства в России необходимо:

- устранить противоречие в системе права - как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ — с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с законами РФ);

- преодолеть правовой нигилизм как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;

- усилить контроль за исполнением уже принятых нормативных правовых актов, для этого создана общественная палата, призванная осуществлять контроль за проектами принимаемых законов;

- добиваться усиления гарантированности установленных прав и свобод, провозглашенных, Конституцией и текущими законами, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан. Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание в Российской Федерации.

ТЕОРИЯ ПРАВА

ТЕМА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

В первую очередь, нам необходимо понять, что же из себя представляет понятие правового государства и каковы его признаки.

Правовое государство, - это тип тип государств, которое во всех своих действиях и принимаемых решениях опирается на правовые нормы, а своей главной целью считает обеспечение в полном объеме прав и свобод человека.

Иначе можно обозначить правовое государство следующим образом, в правовом государстве вся власть, находясь во взаимоотношениях с индивидами и общественными объединениями выстраивает свою деятельность опираясь на нормы права.

Основополагающими признаками правового государства можно считать, следующие принципы.

Во-первых, верховенство права и закона во всех общественных сферах, во - вторых, абсолютная гарантированность и неотчуждаемость прав и свобод человека, причем права и свободы общества не только провозглашаются, но и защищаются государством, в- третьих, организованность и функционирования государственной власти основывается на принципах ее разделения.

Теперь перейдем к основному вопросу, а можно ли в существующих реалиях добиться построения идеально правового государства или это нечто желанное и в какой-то степени утопическая идея?

По моему личному мнению, общество способно, пусть и не в полной мере, но все же очень близко подойти к построению правового государства. Ведь еще античные мыслители и философы одни из первых высказывали идеи об идеальном устройстве права и государства, например древнегреческий философ Аристотель высказывал мысль, о том, что государство должно быть правлением законодательства, а не конкретных людей.Еще одним мыслителем более позднего периода был Монтескье, который в свой книг под названием "О духе законов", впервые пришел к выводам о необходимости разделения органов власти, по его мнению такой принцип не позволял развиваться деспотическим и тираническим режимам правления, в последствие данный принцип был признан одним из критериев правового государства.

Какое же государство, можно считать правовым? Правовым государством можно считать государство, где соблюдаются следующие признаки и механизмы.

1.Верховенство права и законна, а именно юридическая защищенность от любым произвольных нападков и вмешательств со стороны государства, наличие механизмов общественного самоуправления и регуляции отношений, свобода СМИ и политический плюрализм партий, мнений и организаций.

2.Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, ее независимость, но в тоже время тесная взаимосвязь, которая позволяет обеспечить принятие наиболее верных и законных решений.

3.Взаимная ответственность личности и государства подразумевающая под собой неукоснительное исполнение возложенных на гражданина и государства законных обязательств и требований.

В заключение, хотелось бы отметить, что правовое государство является конечной точкой развития цивилизованного общества и государства.Именно правовое государство позволяет обществу чувствовать всестороннюю защищенность. поддержку и помощь, а также возможность идти по пути общественного развития.

29.1 Раскрытие смысла высказывания - (1 балл)

Смысл высказывания хорошо раскрыт, определено правовое государство, условия его существования

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения - (2 балла)

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения - (1 балл)

Все рассуждения поняты и связаны между собой, хорошее структурированное эссе, есть вывод

29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров - (1 балл)

Отсутствие четких примеров, однако приведение в пример мнения философов можно засчитать за 1 пример, так как они аргументируют необходимость правового государства.

Можно было привести в пример какую-нибудь страну, где есть правовое государство, и противоположную ей.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Понятие правового государства, его признаки и принципы. Теоретические и практические вопросы формирования правового государства в Российской Федерации. Основные этапы формирования, становления и развития теории правового государства Российской Федерации.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.10.2010
Размер файла 43,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Становление и развитие идеи правового государства в России

2. Этапы формирования и развития теории правового государства в России

3. Практические вопросы становления правового государства в Российской Федерации

Актуальность темы заключается в том, что практически каждое современное государство стремится стать правовым государством. Несмотря на то, что действительно правовым государством можно назвать лишь единицы из существующих в современное время государств, декларативно уже многие провозгласили себя таковыми, в том числе и Российская федерация в ст. 1 Конституции РФ.

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового государства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности. Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной организации. Вот почему и философы, и юристы, и историки обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию.

Объект исследования составляют теории российских ученых в области права, в которых предложены понятия правового государства и рассматривается его признаки и принципы.

Цель работы: рассмотреть теоретические и практические вопросы формирования правового государства в Российской Федерации.

1. рассмотреть становление и развитие идеи правового государства в России;

2. определить основные этапы формирования и развития теории правового государства в России;

3. рассмотреть практические вопросы становления правового государства в Российской Федерации.

1. Становление и развитие идеи правового государства в России

Именно это давление Запада, по мнению некоторых авторов, стало побудительным мотивом для России подчиняться неизбежному игу централизации и самодержавия. Без такого централизованного самодержавного правления Россия, согласно их версии, не смогла бы противостоять Западу и выжить.

Об этом свидетельствуют не только академические издания в виде книг, брошюр и статей, посвященные проблемам демократической организации общества или правового государства. На это же указывают и некоторые изданные в дореволюционный период нормативно-правовые акты.

В качестве примера дальнейшего рассредоточения самодержавно! власти в России можно сослаться на Основные государственные законы, утвержденные Указом Николая Второго 23 апреля 1906 г.

2. Этапы формирования и развития теории правового государства в России

Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, с известной долей условности, на три периода или этапа: первый этап -- со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй -- с 1917 по 1985 г.; и третий этап -- с 1985 г. и вплоть до настоящего времени. Каждый этап соотносится с определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.-2005.- с. 276.

Характерными особенностями первого этапа формирования и развития идей правового государства в России являются следующие. Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей.

В сознании многих, в том числе и весьма просвещенных для того времени, людей по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через ее (этой власти) укрепление и совершенствование.

Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось, да и сейчас вполне резонно считается, не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей.

Особое внимание при этом обращалось, и не без оснований, на предотвращение наиболее часто встречающихся в политической жизни разных стран попыток узурпации всей государственной власти со стороны исполнительной власти.

Во-вторых, ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу их действий и передавать их суду за преступления по должности. Это же во многих странах касается и главы государства, который может быть привлечен к ответственности парламентом за преступления по должности.

Следующий, условно выделяемый этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее, даже наоборот. В практическом отношении, в плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственно-правовой истории был, несомненно, шагом назад.

Анализ научных источников и официальных документов этого периода со всей очевидностью свидетельствует о том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались идеи, созвучные идеям правового государства.

Более того, в 60 -- 80-е г. в нашей стране проводились дискуссии о соотношении права и закона, где подвергался сомнению издавна сложившийся тезис о том, что право и закон есть идентичные явления и понятия, что закон как ведущий нормативно-правовой акт, исходящий от государства, всегда имеет правовой характер.

Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г, по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки.

Именно в этот период были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей предержащих тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и др.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 г впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

3. Практические вопросы становления правового государства в Российской Федерации

Качественные изменения, произошедшие в процессе становления в современной России основ правовой государственности и гражданского общества, настоятельно подводят к необходимости изучения понятия правовой активности, факторов ее дальнейшего развития. Наряду с изменением политического режима в пользу демократического также изменяется и сложившееся мировоззрение. В настоящее время наше общество и государство стоят у истоков формирования правового государства. Это означает такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. Более того, как отмечает Л. С. Мамут, правовое государство - это, прежде всего, такое государственно-организованное общество, в котором основные права и обязанности, свободы и ответственность человека высоко чтутся и защищаются конституцией (законодательством), институты публичной власти легитимны и легализованы, в котором существует разделение властей и независимость суда Мамут Л. С.Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N 7. С.13..

Определенные шаги на данном пути уже видны. Конституция Российской Федерации определяет Россию как правовое государство. Однако время показало, что недостаточно провозгласить идею и даже закрепить ее в Основном законе. Главное состоит в том, чтобы воплотить ее в практику, сделав реальностью в повседневной жизни каждого человека. На пути построения правовой государственности Россия встречает немало трудностей и проблем. "Обстановка в современной России характеризуется глубоким системным кризисом, социальной дезорганизацией, идеологической дезорганизацией, трансформацией общественных устоев, резкой социальной поляризацией и дифференциацией". Изменения же в сфере общественных отношений в целом обусловили сдвиги в системе ценностных ориентаций граждан. Это способствовало нарастанию уже в новых условиях негативных явлений правового характера, которые исходят от самих граждан, таких как социальная напряженность, правовой нигилизм, правовая пассивность, нежелание во многом решать проблемные вопросы и социальные конфликты правовыми методами. "Как только страна отказалась от тоталитарных методов правления, - справедливо отмечает В. А. Туманов, - и попыталась встать на путь правового государства: так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка" Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. N 8. С.52.. Отсюда, представляется, и обратная связь: граждане с недоверием относятся к социальной сфере, проявляют крайне низкую способность к общественной самоорганизации. Личность в полной мере не готова активно участвовать в политической деятельности, которая превратилась в занятие для общественной элиты. На сегодняшний день можно говорить о низкой "природной" правовой активности и инициативе россиян. Данные негативные социально-правовые обстоятельства, безусловно, не только противодействуют, но и тормозят процесс становления правового государства в России.

Имеет место и подрыв духовно-нравственных аспектов. Это пренебрежение, а в отдельных случаях и отрицание общечеловеческих ценностей, которые, в свою очередь, способствуют развитию и закреплению таких антисоциальных явлений, как наркомания, алкоголизм, проституция и др. При этом распространение негативной тенденции пренебрежения нормами нравственности и морали происходит угрожающими темпами. В ряде мест ситуация близка к неуправляемой. Эти обстоятельства, как объективное следствие, отрицательно влияют на состояние правовой системы, отношение к правовым предписаниям со стороны представителей власти, на механизм обеспечения самим государством конституционных прав и свобод граждан.

Такое состояние права и отношение к нему со стороны личности во многом обусловлено историческим развитием нашего общества. Тоталитарная система управления общественными отношениями и государством, наряду с определенными успехами, прежде всего социально-экономического плана, породила и целый ряд негативных явлений и тенденций, напрямую затрагивающих права и свободы человека и гражданина, а также развитие права в аспекте взаимодействия с общечеловеческими ценностями. Создание недемократической формации отодвинуло на второстепенное место личность, где человек с его личностным существованием был полностью включен в общество, стал частью коллектива, утратив при этом инициативу и правовую активность.

В тот период времени были нарушены сложившиеся прежде нравственные и культурные устои в обществе, недооценивались воспитание индивида, его личные человеческие качества Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан, "Журнал российского права", N 1, январь 2002 г..

На современном этапе важно укреплять правосознание российских граждан, повышать правовую культуру, утраченную в годы советской власти.

Таким образом, можно констатировать: от правовой активности каждого гражданина и нации в целом в стремлении поднять уровень значимости общечеловеческих ценностей и права во всех сферах общественных отношений в немалой степени зависит формирование истинного правового государства на российской земле.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов - это не самое главное. Более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

Большой юридический словарь М.: 1998.

Конституция РФ от 12.12.93г. // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

Мамут Л. С.Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N 7.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.-2005.

Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан, "Журнал российского права", N 1, январь 2002 г.

Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. N 8.

Подобные документы

Концепция правового государства. Формирование правового государства в Российской Федерации. Исторические предпосылки развития начал правовой государственности в России. Проблемы и перспективы становления правового государства в России.

курсовая работа [69,3 K], добавлен 16.05.2007

Идеи немецкого философа Канта в основе современных концепций правового государства. Возникновение и развитие идеи правового государства. Черты правового государства. Проблемы и пути формирования и становления правового государства в Российской Федерации.

курсовая работа [52,6 K], добавлен 29.03.2014

История идей правового государства. Развитие идей правового государства в России. Понятие и признаки правового государства. Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Проблемы формирования и функционирования правового государства.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 12.02.2011

Возникновение и развитие идеи правового государства. Понятие и признаки правового государства. Основные характеристики института прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве. Пути и процесс формирования правового государства в России.

дипломная работа [19,7 K], добавлен 28.01.2017

Изучение истории возникновения идеи правового государства в трудах российских юристов. Понятие, признаки и институты правового государства. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Построение правового государства в Российской Федерации.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 17.11.2014

Факторы и особенности процессов формирования правового государства. Принципы и признаки, которые являются необходимым условием возникновения и становления правового государства. Значение гражданского общества в функционировании правового государства.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 01.06.2014

Развитие идей о правовом государстве. Отличительные признаки и теории правового государства. Развитие элементов правового государства в истории России. Практика становления правового государства в современной России, основные проблемы и пути решения.

Проблема возникновения, становления и развития правового государства традиционно представляла большой интерес не только для зарубежных, но и для отечественных ученых, среди которых можно выделить прежде всего таких исследователей вопроса, как С.А. Котляревского, Н.М.Коркунова, Ф. Кистяковского, П.И. Новгородцева, И.В. Михайловского, Г.Ф. Шершеневича и ряд других.

Само понятие правового государства, его идеи и принципы оказывали и продолжают оказывать влияние на правовую культуру и правовое сознание российских граждан путем прививания им характерных гуманистических идей, принципа справедливости и законности.

Однако необходимо заметить - нисколько не отрицая влияние хода исторического развития, - что и в условиях самодержавия в России не только возникали созвучные утверждению права в стране идеи, но и воплощались в жизнь. В частности, императором Александром Первым был учрежден в 1810 году Государственный Совет, который хоть и был органом преимущественно совещательным, означал тем не менее шаг к демократизации политической жизни страны.

Процесс формирования и развития идей правовой государственности в России условной можно периодизировать, разделив на три основных этапа: первый этап - со второй половины XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 года; второй - с 1917 по 1985 год; и третий этап - с 1985 года и до настоящего времени.

По мнению М.Н. Марченко, представляется возможным выделить некоторые характерные особенности первого этапа формирования и развития идей правового государства в России. Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей. Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве (явном или скрытом) с идеями просвещенного абсолютизма. В-третьих, формирование и развитие идей правовой государственности в России на рубеже XIX - XX веков осуществлялось на фоне и в контексте бурных экономических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой, изначальной стадии их возникновения и развития.

Второй этап формирования идей правовой государственности (1917 - 1985 гг.) характеризуется относительной стабилизацией в политической и социальной сферах жизни общества: были приняты первые советские конституции, и идея сущности правового государства, а также вопрос применения идеи на практике вновь оказался на повестке дня. Ряд исследователей проблемы правовой государственности полагали в тот период (Б.А.Костяковский; П.И.Новгородцев), что концепция социализма, получившая тогда распространение, может сочетаться с принципами правовой государственности, а некоторые из них придерживались точки зрения, что формирование правового государства возможно только в условиях социализма. Эти теории были вскоре опровергнуты ходом исторического развития: с конца 1920-х гг. в России началось постепенное становление тоталитаризма, что, естественно, свело на нет объективные, неидеологизированные теоретические разработки в области правовой государственности.

Читайте также: