Сочинение на тему орфограммы в корне слова

Обновлено: 02.07.2024


Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова Чтобы проверить правописание сомнительных и непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.

Буквы И, А, У после шипящих После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У. Исключения: жюри, брошюра, парашют.

Буквы Е — И в корнях с чередованием В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И , если дальше следует суффикс -А-, в противном случае пишется Е . Исключение: сочетание.

Буквы А — О в корнях -ЗАР-/-ЗОР-, -ГАР-/-ГОР-, -ТВАР-/-ТВОР-, -КЛАН-/-КЛОН- В корне -зар-/-зор- безударный гласный обозначается буквой А .В корнях -гар-/-гор-, твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О . Исключения: зорев`ать, `утварь, пр`игарь

. Буквы А — О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС- В корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-кос-пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.

Буквы Ё, О после шипящих в корне слова Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё. Исключения: крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, шов, чопорный, шомпол, шорох, шоры, обжора, чокаться, трещотка. В иноязычных словах возможно написание О после шипящих в неударяемых слогах: жокей, жонглер, шоколад, шоссе, шофер и др.

Буквы А — О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) / -РОС- В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щпишется А , а перед С — О . Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

Соединительные О, Е в сложных словах В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О, а после мягких согласных, шипящих и Ц — соединительное Е .

Буквы И (Ы) после Ц После Ц в корне пишется И . Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

Буквы Ы — И после приставок После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением. После приставок сверх-, меж-сохраняется И. Сохраняется И и после иноязычных приставок дез-, суб-, контр-, транс-, пан-.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Номер материала: ДБ-534458

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно


СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Орфограммы в корнях слов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Повторение знаний о морфемах.

2. Повторение орфограмм в корнях слов.

3. Повторение морфемного и орфографического анализа слов.

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

Орфография – это 1) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, чёрточек); 2) система правил правописания слов.

Орфограмма – такое написание в слове, которое соответствует определённому графическому правилу или традиции письма.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с.16– 19; 191 с.

        1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20 – 25; 159 с.
        2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с.225 – 227, 229 – 231; 285 с.

      Теоретический материал для самостоятельного изучения

      Чтобы правильно писать слова, необходимо соблюдать инструкции, в которых указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах, то есть соблюдать орфографические правила. Вспомним, что условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что и как писать в каждом конкретном случае.

      Обычно в орфографическом правиле соединяются 2 – 3 условия выбора. Необходимо запоминать условия выбора орфограмм и понимать их связь с правильным написанием.

      Вспомним известные нам правила правописания корней слов. В корнях бывают орфограммы – гласные и орфограммы – согласные.

      Орфограммы – безударные гласные в корне слова могут чередоваться, проверяться ударением, а могут не проверяться никакими правилами.

      Какие условия выбора орфограмм для проверяемых ударением безударных гласных в корне? Во-первых, безударная гласная должна быть в корне слова (словообразовательное условие); во-вторых, эта гласная должна быть одинаковой с ударной в однокоренных словах (смысловые особенности): осеньосенний, дорогойдорого, дороже; укрощать тигра, чтобы он стал кротким, послушным; сокращать путь – делать его кратким.

      Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

      При проверке безударной гласной в корне у глагола следует обращать внимание на вид. Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида (что сделать? опоздать – что делать? опаздывать). Опоздать проверяем однокоренным словом – прийти поздно.

      Если безударная гласная в корне чередующаяся, то её написание зависит от корня с чередованием.

      При чередовании безударных е//и в корнях —бер— – —бир-; —блест— – —блист-; —дер— – —дир-; —жег— – —жиг-; —мер— – —мир-; —пер— – —пир-; —стел— – —стил-; —тер— – тир— выбор гласной зависит от наличия или отсутствия суффикса —а— после корня: если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишем и, если суффикса —а— нет, то в корне – е. Например, бл_ст-е-ть – нет суффикса —а— за корнем: пишем блестеть; бл_ст-а-ть – есть суффикс —а— после корня – пишем блистать.

      Непроверяемые безударные гласные в корнях слов надо запоминать и проверять по словарю: генерал.

      При выборе гласной оё после шипящей и ц в корне слова вспоминаем правило: в корне под ударением после шипящего пишется буква ё: например, чёрный, жёлтый.

      В словах цирк, цикорий, циркуль и других в корне после ц пишется буква и. исключения: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц.

      Орфограммы – согласные буквы в корне бывают проверяемые, непроверяемые и непроизносимые.

      Проверяемые согласные перед гласным звуком и перед согласными л, н, м, р, й слышатся отчётливо, поэтому подбираем такое однокоренное слово, в котором после проверяемая согласная стоит в сильной позиции: перед гласной или сонорной. Например, просьбапросить, ладладный.

      Мы знаем, что при стечении согласных в корне слова некоторые согласные не произносятся. Поэтому подбираем такое однокоренное слово, чтобы эта согласная слышалась отчётливо. Если в проверочном слове согласный не произносится, то он и не пишется. Например, лестныйлесть; ужасноужасен.

      Непроверяемые согласные, как и непроверяемые гласные, надо запомнить и проверять себя в случае затруднения по словарю: рюкзак, аккуратный.

      Примеры заданий из Тренировочного модуля

      В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

      А) ц_ркуль, ц_корий, ц_ган

      Б) нарц_сс, ц_плёнок, пац_ент

      В) ц_линдр, ц_стерна, ц_клон

      Г) на ц_почках, ц_кнуть, ц_када

      Разбор задания: вспомним, что в корне ы пишется только в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц. Поэтому строки, в которых есть слова-исключения, мы не выбираем.

      Ответ: В) ц_(и)линдр, ц_(и)стерна, ц_(и)клон.

      Выбор элемента из выпадающего списка

      Выберите из предложенного списка проверочное слово к слову горевать.

      Напишите сочинение на любую тему (8 — 10 предложений, используя слова в которых есть корни с чередованием и обозначить орфограмму?

      Русский язык | 5 — 9 классы

      Напишите сочинение на любую тему (8 — 10 предложений, используя слова в которых есть корни с чередованием и обозначить орфограмму.


      Сидя у реки, на заре, я смотрела на блистающие блики.

      Горящее солнце поднималось медленно, что бы дать насладиться своей красотой.

      Могучие деревья кланялись ему.

      Яркое Светило обжигало деревья и стелило лес золотой пеленой.

      Чего только солнце не касалось лучами, все сразу же загоралось ярким медным пламенем.


      Выпиши слова с изучаемой орфограммой в два столбика : с е и и в корнях?

      Выпиши слова с изучаемой орфограммой в два столбика : с е и и в корнях.

      Дополни столбики слов своими примерами, используя корни с чередованием.


      Свободный диктант?

      Графически обозначь условия выбора орфограмм — букв а — о в корнях с чередованием гласных звуков.

      Текст на картинке)))


      5 предложений с орфограммой корни с чередованием?

      5 предложений с орфограммой корни с чередованием.


      Составить текст со словами исключениями на тему орфограмма корни с чередованием?

      Составить текст со словами исключениями на тему орфограмма корни с чередованием.


      Сочинение на любую тему со словами из правила чередование гласных в корне?

      Сочинение на любую тему со словами из правила чередование гласных в корне.


      Составить предложение с двумя словами с чередованием и обозначить орфограмму?

      Составить предложение с двумя словами с чередованием и обозначить орфограмму.


      Напиши шесть слов с изучаемой орфограммы в корне Орфограмму обозначь Орфография буквы безударных гласных в корне слова Заранее спасибо?

      Напиши шесть слов с изучаемой орфограммы в корне Орфограмму обозначь Орфография буквы безударных гласных в корне слова Заранее спасибо.


      Составь предложение, используя как можно больше слов с чередованием согласных в корне?

      Составь предложение, используя как можно больше слов с чередованием согласных в корне.


      Напиши шесть слов с изучаемой орфограммой в корне орфограммы обозначь?

      Напиши шесть слов с изучаемой орфограммой в корне орфограммы обозначь.


      Напишите 25 слов ну или 20 слов с чередованием гласных а — о в корне?

      Напишите 25 слов ну или 20 слов с чередованием гласных а — о в корне.

      Как можно быстрее плииз!

      На этой странице находится вопрос Напишите сочинение на любую тему (8 — 10 предложений, используя слова в которых есть корни с чередованием и обозначить орфограмму?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

      Напишите сочинение на любую тему (8 - 10 предложений, используя слова в которых есть корни с чередованием и обозначить орфограмму.


      Сидя у реки, на заре, я смотрела на блистающие блики.

      Горящее солнце поднималось медленно, что бы дать насладиться своей красотой.

      Могучие деревья кланялись ему.

      Яркое Светило обжигало деревья и стелило лес золотой пеленой.

      Чего только солнце не касалось лучами, все сразу же загоралось ярким медным пламенем.

      Жаль, что не все замечают красоты, ведь это невероятно, но " одни любуются дождем, другие просто промокают".


      Выпиши слова с изучаемой орфограммой в два столбика : с е и и в корнях?

      Выпиши слова с изучаемой орфограммой в два столбика : с е и и в корнях.

      Дополни столбики слов своими примерами, используя корни с чередованием.


      Свободный диктант?

      Графически обозначь условия выбора орфограмм - букв а - о в корнях с чередованием гласных звуков.

      Текст на картинке)))


      5 предложений с орфограммой корни с чередованием?

      5 предложений с орфограммой корни с чередованием.


      Составить текст со словами исключениями на тему орфограмма корни с чередованием?

      Составить текст со словами исключениями на тему орфограмма корни с чередованием.


      Сочинение на любую тему со словами из правила чередование гласных в корне?

      Сочинение на любую тему со словами из правила чередование гласных в корне.


      Составить предложение с двумя словами с чередованием и обозначить орфограмму?

      Составить предложение с двумя словами с чередованием и обозначить орфограмму.


      Напиши шесть слов с изучаемой орфограммы в корне Орфограмму обозначь Орфография буквы безударных гласных в корне слова Заранее спасибо?

      Напиши шесть слов с изучаемой орфограммы в корне Орфограмму обозначь Орфография буквы безударных гласных в корне слова Заранее спасибо.


      Составь предложение, используя как можно больше слов с чередованием согласных в корне?

      Составь предложение, используя как можно больше слов с чередованием согласных в корне.


      Напиши шесть слов с изучаемой орфограммой в корне орфограммы обозначь?

      Напиши шесть слов с изучаемой орфограммой в корне орфограммы обозначь.


      Напишите 25 слов ну или 20 слов с чередованием гласных а - о в корне?

      Напишите 25 слов ну или 20 слов с чередованием гласных а - о в корне.

      Как можно быстрее плииз!

      На этой странице находится вопрос Напишите сочинение на любую тему (8 - 10 предложений, используя слова в которых есть корни с чередованием и обозначить орфограмму?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


      Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода - - а ( - я), - у ( - ю). Окончание - у ( - ю) : - у существительных с вещественным значением : гороху, чаю ; - у существительных с уменьшительным суффиксом : ч..


      Когда я вышел на сцену и станцевал зажигательный танец, я обрел такой небывалый блистательный успех, что даже люди, сидящие в зале, замерли от восторга.


      Когда мы увидели ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ ТАНЕЦ одного из жителя деревни ЗАМЕРЛИ ОТ ВОСТОРГАи поняли, что это был БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ УСПЕХ.


      Молодая девушка, на вид 25 лет. Одета в блузку и джинсы. У нее длинные русые волосы и Светлые глаза, темные брови и прямой нос. Как видно она стоит на мосту, с видом на реку и церковь.


      Правописание сложных существительных1. Пишутся слитно : сложные существительные, образованные с помощью соединительной гласной : водовоз, земледелие ; сложные существительные со второй частьюград, город, метр : Волгоград, Белгород, вольтметр ; сложн..


      Д) ртуть, очередь, трудность все слова женского рода.


      Одуванчики 1)велосипед 2)письмо 3)Брат Марины и разговор с Мариной 4)одуванчики 5)вялые цветы.


      1. Человек, бегущий кросс, победил в соревновании. 2. Гусь, Летящий по небу, громко кричал. 3. Оно плещется в каменной котловине, окруженной горными хребтами. 4. Друзья, идущие по полю, весело пели. 5. Поросенок, сидящий в сарае, громко хрюкал.


      Министру экономики в нашей стране надо позависеть от Путина, и отвертеться от Медведева.


      А вы знаете, что бывает, если чудеса из "Сказок 1000 и одной ночи" проникают в нашу жизнь? Сегодня уже никого не удивишь левитирующими ковриками, внезапными болезнями игроков футбольной команды, караванами верблюдов в Москве. Но лет восемьдесят наз..

      © 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
      Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание б.

      Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

      Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова Чтобы проверить правопис.

      Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова Чтобы проверить правописание сомнительных и непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.

       Буквы И, А, У после шипящих После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутс.

      Буквы И, А, У после шипящих После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У. Исключения: жюри, брошюра, парашют.

      Буквы Е - И в корнях с чередованием В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/.

      Буквы Е - И в корнях с чередованием В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И , если дальше следует суффикс -А-, в противном случае пишется Е . Исключение: сочетание.

      Буквы А - О в корнях -ЗАР-/-ЗОР-, -ГАР-/-ГОР-, -ТВАР-/-ТВОР-, -КЛАН-/-КЛОН- В.

      Буквы А - О в корнях -ЗАР-/-ЗОР-, -ГАР-/-ГОР-, -ТВАР-/-ТВОР-, -КЛАН-/-КЛОН- В корне -зар-/-зор- безударный гласный обозначается буквой А .В корнях -гар-/-гор-, твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О . Исключения: зорев`ать, `утварь, пр`игарь

      . Буквы А - О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС- В корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-.

      . Буквы А - О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС- В корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-кос-пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.

      Буквы Ё, О после шипящих в корне слова Если в корне после шипящего под ударен.

      Буквы Ё, О после шипящих в корне слова Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё. Исключения: крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, шов, чопорный, шомпол, шорох, шоры, обжора, чокаться, трещотка. В иноязычных словах возможно написание О после шипящих в неударяемых слогах: жокей, жонглер, шоколад, шоссе, шофер и др.

      Буквы А - О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) / -РОС- В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безу.

      Буквы А - О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) / -РОС- В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щпишется А , а перед С - О . Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

      Соединительные О, Е в сложных словах В сложных словах после твердых согласных.

      Соединительные О, Е в сложных словах В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О, а после мягких согласных, шипящих и Ц - соединительное Е .

      Буквы И (Ы) после Ц После Ц в корне пишется И . Исключения: цыган, цыпленок.

      Буквы И (Ы) после Ц После Ц в корне пишется И . Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

      Буквы Ы - И после приставок После приставок, оканчивающихся на согласную, вме.

      Буквы Ы - И после приставок После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением. После приставок сверх-, меж-сохраняется И. Сохраняется И и после иноязычных приставок дез-, суб-, контр-, транс-, пан-.

      • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
      • по всем предметам 1-11 классов

      Курс повышения квалификации

      Дистанционное обучение как современный формат преподавания

      • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


      Курс профессиональной переподготовки

      Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


      Курс повышения квалификации

      Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

      • Курс добавлен 31.01.2022
      • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
      • ЗП до 91 000 руб.
      • Гибкий график
      • Удаленная работа

      Дистанционные курсы для педагогов

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

      5 596 893 материала в базе

      Материал подходит для УМК

      § 1. Пунктуация и орфография

      Самые массовые международные дистанционные

      Школьные Инфоконкурсы 2022

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Другие материалы

      Вам будут интересны эти курсы:

      Оставьте свой комментарий

      • 02.04.2019 997
      • PPTX 94.3 кбайт
      • 3 скачивания
      • Рейтинг: 5 из 5
      • Оцените материал:

      Настоящий материал опубликован пользователем Шабанова Татьяна Антоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

      Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

      Автор материала

      40%

      • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
      • Для учеников 1-11 классов

      Московский институт профессиональной
      переподготовки и повышения
      квалификации педагогов

      Дистанционные курсы
      для педагогов

      663 курса от 690 рублей

      Выбрать курс со скидкой

      Выдаём документы
      установленного образца!

      Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

      Время чтения: 11 минут

      Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

      Время чтения: 1 минута

      Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

      Время чтения: 3 минуты

      В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

      Время чтения: 1 минута

      Инфоурок стал резидентом Сколково

      Время чтения: 2 минуты

      В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

      Время чтения: 0 минут

      Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

      Время чтения: 2 минуты

      Подарочные сертификаты

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


      Орфограммы в корне слова – сложная и большая тема, которая изучается школьниками вплоть до 11 класса. В 6 классе изучаются многие разделы языка, поэтому нужно отнестись к ее изучению особенно внимательно. Орфографические ошибки в корне слова не редкость, поэтому важно помнить все правила.


      Орфограммы в корне слова: гласные и согласные

      Правила могут касаться как гласных, так и согласных букв. Например, что касается гласных, то рассмотреть основные случаи поможет таблица “Орфограммы в корне слова” с примерами:

      Проверяемые гласные

      Чередующиеся гласные

      Непроверяемые гласные

      Гласные, которые проверяются ударением

      Гласные, которые ударением проверить нельзя

      К слову, где сомнительная гласная стоит в безударном положении, можно подобрать однокоренное, поставив ее под ударение: трава – трАвы.

      Выбор гласной в корне слова зависит от последующей согласной, суффикса, ударности-безударности, смысла: вскочить – вскакивать, гореть – гарь и т.д.

      Гласные, которые не ставятся под ударение и не проверяются ни по одному правилу, их написание нужно запомнить, можно проверить по словарю. Например: винегрет, альфонс и т.д.


      Есть еще один способ проверки, который можно использовать только для определенных буквосочетаний – оро, оло, ере. Проверить, что именно такие буквосочетания должны писаться в корне, можно с помощью подбора однокоренных слов с чередованием, например: город – ограда.

      Следует помнить, что чередующиеся гласные и гласные, которые проверяются ударением. – это два разных правила, для проверки одной орфограммы нельзя использовать правило для другой.

      Но не только гласные могут иметь сомнительное правописание, с согласными тоже не все так просто. Их правописание в корне слова также может проверяться по правилу или просто требовать запоминания (словарные слова).

      Основная проблема заключается в написании парных (по звонкости-глухости) согласных на конце слова, когда окончание нулевое. При произношении звонкий согласный оглушается, но как узнать, какая согласная используется на письме? Здесь снова нужно воспользоваться подбором однокоренных слов, выбирая такие, в которых после сомнительной согласной стоит гласная, например: гриб – гриба.

      В древнерусском языке такой проблемы не было, поскольку там действовал закон открытого слога, по которому после согласной всегда должна была стоять гласная, так что правописание было понятным.

      Что мы узнали?

      Орфограммы в корне слова могут касаться как гласных, так и согласных букв. В обоих случаях есть проверяемые и непроверяемые орфограммы. Непроверяемые орфограммы – это когда правописание слова нужно найти в словаре и запомнить. Проверяемые подчиняются определенным правилам, которые нужно знать для того, чтобы писать грамотно. Так, что касается гласных в корне, то основную проблему представляют безударные гласные, которые проверяются ударением, и чередующиеся, правописание которых зависит от разных факторов. Сложности с написанием согласных в корне в основном связаны с правилом оглушения (или озвончения).

      Читайте также: