Сочинение на тему образ сальери

Обновлено: 02.07.2024

История. Некоторые историки утверждают, что первые строки данного произведения великий поэт написал в 1826 году. Данное время является очень плодотворным для Пушкина, в эти годы он создал много произведений.

В каждом уголке Европы ходили слухи о причинах смерти величайшего композитора. Стоит знать, что, когда Пушкин создал свою версию смерти композитора, а именно через отравление, он стал еще знаменит, а его версия очень нравилась людям.

Тема. Главной темой в данном произведении является некий конфликт между творческим и рационалистическим. Два героя отличаются друг от друга. Если Моцарту легко дается писать шедевры, причем помимо этого тратит много времени не на искусство, а так в пустую, Моцарт не понимает, что у него настоящий талан.

Сальери напротив понимает свой труд, он трудится, применяя научный подход, трудится очень много. Сальери очень завидует талантливому композитору и решается отравить его, за то, что он и понятия не имеет о своем предназначении о своем таланте.

Именно зависть является разрушительной силой. Именно она заставила пойти на такую злобу, на ужасное преступление. Зависть заставила забыть, что Моцарт лучший друг.

Автор произведения хотел показать, что когда человек делает что-то плохое или еще хуже убийство, то в конце концов остается только он и советь. А проблема находится только в том, кто совершает зло. Но все же Моцарт даже, будучи отравленным, все равно превзошел Сальери. Он сказал, что таланту (гению) и злу не бывать вместе

Композиция. Главной особенностью произведения есть то, что она состоит из монологов героев, а также и диалогов главных персонажей. Мысль произведения состоит в том, что зависть ранит человека, а потом душит, это и есть авторская композиция. Если говорить в общем, то композиция произведения состоит из столкновения добра и зла.

Жанр. В произведении присутствует конфликт, далее раскрывается главная идея и проблема и в конце трагедия. Пушкин не стал исключением и написал трагедию так же в стихах, а именно по манере Шекспира, пятистопным ямбом. По своему объему произведение относительно небольшое, а также без всяких лишних ответвлений. Но, не смотря на малый объем в данном произведении заложен огромный смысл.

Проанализировав данное творение Пушкина, можно сказать, что поэт изобрел свой неповторимый жанр – маленькая трагедия.

Пушкину очень нравилось, как люди реагировали на его произведение. Поэту очень нравилось придавать своим творениям художественную мистификацию. Так же Пушкин в произведении применяет некоторые слухи и догадки, но все это нравится людям.

О чем пьеса Пушкина – сюжет

Сцена I

Композитор Сальери один в комнате, он беседует сам с собой. Сальери говорит, что посвятил музыке всю жизнь. Благодаря упорному труду он стал уважаемым и известным музыкантом. Он был счастлив и никогда не испытывал зависти. Но теперь он мучительно завидует Моцарту. По мнению Сальери, “безумец” и “гуляка” Моцарт не заслуживает своей гениальности.

В комнату входит Моцарт. Он приводит с собой слепого музыканта из трактира. Моцарта развеселило то, как мужчина играл отрывки из его опер. Сальери не понимает, как Моцарт может радоваться такому. Сальери прогоняет музыканта. Моцарт дает мужчина немного денег.

Моцарт играет для Сальери несколько своих новых сочинений. Сальери восхищается этими работами. Он называет Моцарта богом музыки, но упрекает его в том, что тот не достоин сам себя. Сальери предлагает Моцарту пообедать в трактире. Тот соглашается, но сначала идет домой, чтобы предупредить жену.

Оставшись один, Сальери говорит себе, что он должен остановить Моцарта. По его мнению, гениальный Моцарт все равно не принесет пользы искусству, потому что после его смерти музыка вернется к прежнему уровню. Сальери решает отравить приятеля с помощью яда.

Сцена II

Моцарт и Сальери в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его новое произведение “Реквием (Requiem)” — заупокойная месса. Три недели назад мужчина в черной одежде заказал ему этот реквием. Моцарт уже закончил работу, но заказчик все не приходит. Моцарту не дает покоя мысль об этом незнакомце.

В ходе беседы Моцарт называет себя и Сальери гениями. Он также говорит, что гений и злодейство не совместимы, то есть гениальный человек не может быть злодеем. В это время Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьет за здоровье Сальери и их дружбу.

Затем Моцарт играет на фортепиано свой реквием, Сальери плачет. Вдруг Моцарту становится плохо, он уходит домой. Сальери понимает, что несчастный скоро умрет.

Сальери спрашивает себя: гений ли он сам, если совершил такое злодейство – убийство Моцарта.

Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел.

Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.

Приходим к выводу, что творца от ремесленника отличает именно цель его деятельности. Творец старается удовлетворить свои духовные потребности, а ремесленник — материальные.

Последний, как правило, достигает коммерческого успеха и довольствуется этим, живя настоящим днем и работая на него, в то время как творец стремится к увековечиванию своих произведений и мечтает об их вечной жизни.

Сочинение о пьесе Пушкина

Моцарт и Сальери часто ассоциируются с конфликтом гения и посредственности. Но эта история вряд ли стала бы так долго будоражить умы поколений, если бы была простой притчей о зависти маленькой бесталанности к гениальности и божественной силе человека. Нет, это скорее история о столкновении двух умов, по-своему гениальных, но при этом друг другу себя противопоставляющих.

Отношения между персонажами развиваются на протяжении всей поэмы. Чередование монологов Сальери с его диалогами с Моцартом в структуре произведения медленно приводит читателя к сцене с отправлением. Важную роль в конфликте играет музыка, закадровый персонаж, такой же живой и способный дышать, как и герои.

Недаром произведения Моцарта откликаются в Сальери с ещё большей тревогой, чем сам творец. И неслучайно именно музыка заставляет Сальери спрашивать себя о том, а не посредственность ли он по сравнению с чем-то воистину непостижимым его разумом в своей красоте.

В этих двух вечных образах мы видим конфликт между двумя творцами: внутренним и внешним. Внутренний творец, играющий на струнах своей души, пусть и темной, но глубокой – Сальери. И в противопоставление ему — Моцарт – творец внешний, с музыкой, струящейся из его души навстречу миру.

Он не чувствует свой талант, он является с ним единым целым и готов поделиться собой с этим миром. Всё это находит свою любопытную симметрию. При множестве монологов Сальери в произведении нет ни единого монолога Моцарта, при музыке Моцарта, в поэме нет ни следа исполнений Сальери своих произведений.

Эти слова заставляют Сальери усомниться в своей гениальности. Ведь своим деянием он не только разделил музыку с жизнью, но и композитора с человеком, превратив себя в убийцу гениальности.

Итак, из трагедии мы узнаем, что Сальери родился с любовью к музыке. С самых ранних лет его привлекали звуки, он умилялся до слез, когда слышал в церкви игру на органе. Его талант напрямую связан с трудом, Сальери сделал себя сам. Он долго изучал азы музыкального искусства, преодолел все трудности на этом нелегком пути, и даже после этого не остановился, а продолжал оттачивать мастерство. Многие свои творения он сжег, так как считал их несовершенными. Такие поступки характеризуют Сальери как человека самокритичного и педантичного. И вот в тот момент, когда к нему пришла настоящая слава, и нашлись люди, душой созвучные его музыкальным произведениям, появился Моцарт.

Никогда раньше Сальери не испытывал чувство зависти. Он даже гордился успехам и достижениям своих друзей. Теперь же ничего не мог с собой поделать. Его душу буквально сжигала зависть, черная и всепоглощающая. Сальери не мог смириться с талантом молодого человека и с тем, что все досталось Моцарту так легко и просто. Ему пришлось корпеть изо дня в день, трудиться не покладая рук. Почему же все так несправедливо устроено в жизни и в его судьбе?

Ничем Сальери не выдал своего волнения, лишь раз заколебался, когда Моцарт поднес вино к губам. Но все же не остановил композитора, позволил ему осушить свой стакан. А когда затем слушал Реквием Моцарта, написанный им по заказу таинственного незнакомца в черной одежде, плакал от облегчения, что все так быстро разрешилось. Ему не было жаль человека, которого он только называл своим другом. На самом деле Моцарт был его самым настоящим врагом, тем, кто мог отнять все, к чему Сальери шел долгие годы. Рядом с ним он попросту мерк. Трудяга и ремесленник, Сальери не мог смириться с тем, что есть великие люди, которые загораются и освещают свои талантом все вокруг. Его подлая душонка страдала от осознания, что его талант не идет ни в какое сравнение с гениальными способностями Моцарта. Он так и не смог с этим смириться и пошел на преступление. Потом же пытался найти для себя оправдание, но разве есть оно?

САЛЬЕРИ – герой трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” (1830), второй пьесы цикла “Маленькие трагедии”. Исторический прототип: итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII”Шв. большой популярностью (самая известная среди них – “Тарар” на либретто П. Бомарше). Замысел этой “маленькой трагедии” возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) сложился своеобразный культ, одним из проявлений которого

стали сенсационные публикации, касавшиеся жизни великого композитора и его таинственной смерти. Широкое распространение получили слухи о том, что Моцарт был отравлен Антонио Сальери и будто бы тот на смертном одре признался в совершенном им злодеянии.

Этой легендой воспользовался Пушкин, построив на ней интригу трагедии. Хотя в названии трагедии имя С. стоит на втором месте, главным персонажем является он, а не Моцарт. Роль С. больше по количеству стихов, у него три монолога (у Моцарта ни одного), причем два из них весьма пространные. В монологах-исповедях С. излагает свои воззрения на искусство и свою

С. в прямом смысле действующее лицо трагедии, тогда как Моцарт оказывается объектом этих действий. Сначала С. сетует на несправедливость судьбы, отказавшей ему в награде за годы “трудов, усердия, молений”, одарившей бессмертным гением “безумца, гуляку праздного”; потом с ужасом, видимо впервые, произносит вслух признание, что сделался “завистником презренным” – завидует Моцарту “глубоко, мучительно”. Однако не из зависти С. отваживается на убийство. (В этом смысле знаменателен отказ Пушкина от раннего варианта названия трагедии – “Зависть”.) Чувство зависти послужило лишь импульсом. Однако руководствуется С. иными мотивами, в его понятиях вполне возвышенными, соответствующими “гордому Сальери”, как он себя называет.

Услышав “безделицу” Моцарта, потрясшую его глубиной и стройностью, а еще более тем, что, сочинив “это”, Моцарт “мог остановиться у трактира и слушать скрипача слепого”, С. осознает свою историческую миссию: “Я избран, чтоб его остановить”. Убивая Моцарта, С., как он полагает, восстанавливает справедливость и спасает искусство от слишком райских песен, недосягаемых “чадам праха”. А иначе, убежден С., “мы все погибли, мы все, жрецы, служители музыки”.

Подобные трактовки не лишены оснований. С., “в науке искушенный”, разъявший музыку, “как труп”, чтобы проверить “алгеброй гармонию”, определенно тяготеет к “картезианскому” типу художника XVII-XVHI вв., опирающемуся на рассудок, преимущество которого отстаивал, например, Д. Дидро в своем “Парадоксе об актере”. В пользу этого прочтения свидетельствует ряд характеристических совпадений между героем и образом “русского Расина”, А. П. Сумарокова, каким тот представлен у Пушкина: “завистливый гордец, холодный Сумароков, предрассуждениям обязанный венцом”. Подобное сугубо эстетическое толкование образа С. вызвало отповедь у критиков, искавших в трагедии более глубокий экзистенциальный смысл.

В контексте последнего С. предстал выразителем идеологии масс-медиа, рупором черни, “тупой бессмысленной толпы”, нетерпимой ко всему, что гениально и возвышается над общей массой. В самом деле, С. апеллирует к большинству (“мы все…”), но к избранному большинству жрецов искусства (слова о бессмысленной толпе принадлежат ему, С.). Герой Пушкина отнюдь не “маленький человек”, подавленный величием Моцарта и в своем ничтожестве пожелавший гения “сузить”.

Маленьких людей С. презирает (уличный скрипач для него “фигляр презренный”, который бесчестит пародией высокое искусство); гениев же ненавидит. Первые в глазах С. слишком малы, вторые чересчур высоки – те и другие не укладываются в понятие меры, а значит, и справедливости. Оригинальное толкование образ С. получил в поздней эссеистике Вяч.

И. Иванова (статья “О Пушкине”, 1937). Поэт-символист увидел в С. предтечу “теургов”, мечтавших посредством искусства установить над жизнью свою деспотическую власть. С. в интерпретации Иванова “ревностный строитель красоты”, созидающий “художническую церковь” и лишенный за эту подмену божественной благодати, нисходящей на Моцарта. Эту пушкинскую тему, считает Иванов, позднее продолжил Достоевский в легенде о Великом инквизиторе, где Христос, снова появившийся среди людей, объявлен нежелательным гостем. “Моцарт и Сальери” – единственная пьеса Пушкина, поставленная при его жизни (Александрийский театр, 1832).

Первыми исполнителями ролей Моцарта и С. были соответственно И. И. Сосницкий и А. А. Брянский. Впоследствии роль С. играли М. С. Щепкин (1854), К. С. Станиславский (1915), Н. К. Симонов (1962), И. М. Смоктуновский (1979). Последний играл также и Моцарта. Трагедия обрела воплощение в одноименной опере Н. А. Рим-ского-Корсакова (соч.

1897), либретто которой почти дословно соответствует пушкинскому тексту. Первым исполнителем партии С. был Ф. И. Шаляпин (1898).


Окт 28, 2019 | 0 комментариев

Сочинение Моцарт и Сальери по поэме Пушкина

Наше сочинение на тему Моцарт и Сальери мы начнем с истории создания трагедии. Замысел написать трагедию известных музыкантов родился у Пушкина в 1826 году, но только в 1830 году трагедия Моцарт и Сальери увидела свет. Это было время самого плодотворного пушкинского периода — болдинской осени. Из-под пера поэта рождались его знаменитые работы. В это время была написана и трагедия, которую Пушкин назвал маленькой, ведь состоит она всего из двух небольших сцен. Работая над произведением писатель берет за основу легенду о смерти Моцарта, и связанные с этим событием слухи. Однако историческим произведение назвать нельзя, ведь в истории факт отравления Моцарта композитором Сальери так и остался не подтвержден.

Произведение Пушкина Моцарт и Сальери, по которой мы пишем наше сочинение рассуждение — это рассказ о двух композиторах, что по-разному относились к музыке. Так, читатель видит Сальери, которому для достижения славы, пришлось долго и тяжело трудиться. Причем ему музыка нужна была лишь ради славы. Моцарт же писал композиции легко, он творит для души, а не для того, чтобы прославиться. А далее Сальери завидует Моцарту, и эта зависть приводит к ужасному финалу. Сальери убивает доброго друга.

Сочинение Моцарт и Сальери

Добро и зло

В своих работах Пушкин часто поднимает тему добра и зла. Затронута эта тема и в трагедии Моцарт и Сальери.

Казалось бы, два человека связаны одним увлечением, и в чем-то даже похожи, но присмотреться к их характерами и поступкам, то Моцарт и Сальери как воплощение добра и зла. Сальери подобен черному ангелу, а Моцарт — воплощение доброты. А ведь и Сальери был талантливым музыкантом, и пускай ему пришлось отказаться от праздных забав, много трудиться, и выбросить часть неудачных работ, но он все же добился поставленной цели. Сальери достиг определенных высот, и мог бы наслаждаться успехом и славой, но душу композитора разъедает зло. Как следствие, он подсыпает Моцарту яд. Раскрывая тему добра и зла, автор также затрагивает тематики таланта и упорного труда, рационализма и творчества, ремесленничества и гениальности. Но все же основной темой является зависть людей.

Зависть

После изучения трагедии, в своем сочинении следует затронуть и зависть, которая стала главным двигателем в сюжетной линии произведения Пушкина. Именно этот смертный грех проснулся в душе Сальери, который стал завидовать своему другу. Он завидовал гениальности Моцарта, который вел праздную жизнь, и относился ко всему легко. Чтобы написать новую музыкальную композицию, Моцарту не нужно было прилагать усилий. Все рождалось быстро и легко, в то время как Сальери приходилось много трудиться.

Зависть испепелила душу Сальери, и он воплощает свой замысел. Сальери берет на себя роль судьи, считая произведения Моцарта губительными для искусства. Он счел Моцарта недостойным таланта, который ему подарили небеса, и Сальери решает принести в жертву своего друга. Но, в действительности Сальери не стал судьей и палачом в одном лице. Им стал Моцарт, который выносит приговор своему убийце. Совместимы ли гений и злодейство, спрашивает Моцарт у убийцы, и ответ на него очевиден. Если Сальери совершил злодеяние — он не гений.

Аргументы к сочинению

Трагедия Пушкина это пример настоящего искусства, поэтому оно включено в итоговое сочинение ОГЭ 15.3 6. На примере гениального музыканта Моцарта и ремесленника Сальери мы видим аргументы. Истинное искусство может нести только добро, и его творец должен повиноваться душевному порыву, а не следовать математическому расчету. Гениальности невозможно научиться, и истинное искусство создается без правил, а лишь по велению души.

Именно так и создавал свои произведения Моцарт. Сальери же пытался расчленить музыку как труп, хотя и он мечтал о том, что когда-нибудь и к нему придет и восторг, и творческая ночь, и вдохновение. Он мечтает стать таким же гениальным, как Моцарт, но гений и злодейство несовместимы.

  • История написания
  • Краткое содержание
  • Тема и конфликт
  • Композиция произведения
  • Главные герои
  • Жанровые особенности

Анализ трагедии Пушкина Моцарт и Сальери

История написания

Культ личности Моцарта.

Сам Пушкин хорошо понимал, что его поэма — художественное произведение, характеры героев вымышлены. Но его забавляло наблюдение за реакцией публики на скандальную историю.

Краткое содержание

Произведение пушкина Моцарт и Сальери

Первая часть

Моцарт приводит с собой слепого скрипача,

Вторая глава

Сальери снова остаётся один, предаваясь размышлениям. Он считает Моцарта угрозой искусству, потому решает отравить его. Друзья встречаются в трактире, где разговаривают. Моцарт говорит, что его тревожит Requiem, который пишет по заказу незнакомого человека — ему кажется, что фигура в чёрном везде преследует его. Сальери успокаивает его, утверждая, что это просто детские страхи.

Сальери подсыпает моцарту яд

Сальери пытается остановить Моцарта, но тот всё равно выпивает вино. Затем он подходит к пианино и играет свою оперу Requiem. Слушая последнюю композицию, Сальери плачет, но не от угрызений совести, а от осознания выполненного долга. Моцарту становится плохо, он уходит из трактира.

Снова оставшись один, Сальери размышляет о сказанном. Он пытается найти себе оправдание, вспоминая легенду о том, как Микеланджело Буонаротти якобы принёс человеческую жертву ради искусства, но приходит к выводу, что это только глупые выдумки народа. В итоге старый музыкант начинает сомневаться в собственной гениальности — таким образом, даже отравленный Моцарт выходит победителем из их противостояния.

Тема и конфликт

Двигателем сюжета и основой конфликта в поэме Пушкина становится зависть. Это разрушительное чувство доводит Сальери до ужасного преступления, заставляя его убить Моцарта ядом. Будучи жертвой зависти толпы в реальной жизни, Александр Сергеевич сильно презирал её. Это и позволило ему изобразить вызванную ей трагедию настолько живо и искусно.

Интересно, что преступник остаётся без традиционного наказания, но и не выходит победителем. Фраза о том, что гениальность и злодейство несовместимы, навсегда отпечатывается в сознании Сальери, заставляя его сомневаться в своих взглядах, а отравленный Моцарт торжествует — он поднялся выше людской злобы, доказав свою исключительность. Смысл произведения в том, чтобы показать, как движимый завистью человек остаётся наедине с собственной совестью и не может найти оправдания для себя, что и служит справедливым возмездием.

Композиция произведения

Внутренней основой композиции произведения служит описание борьбы добра и зла. Некоторые из её особенностей:

Монолог сальери

Само произведение написано довольно просто. Оба акта сочетают монологи и диалоги основных персонажей. Неспешное начало подводит к очевидной кульминации и развязке.

Заканчивается трагедия на философской ноте — вместо непосредственной смерти Моцарта читателю показываются размышления Сальери о произошедшем.

Главные герои

Пьеса не отличается богатым составом персонажей. Среди них выделяются два главных героя — Моцарт и Сальери, характеристика которых во многом противоположна. Таблица действующих лиц:

Моцарт — молодой композитор и главный положительный персонаж

  • Моцарт — молодой композитор и главный положительный персонаж. Жизнерадостный, оптимистичный, отличается добрым нравом и лёгким отношением к жизни. Создание музыки даётся ему легко — к своему таланту музыкант относится скромно и даже слегка пренебрежительно. Композитор наивен и открыт — он искренне считает Сальери другом, не догадываясь о его противоречивых эмоциях.
  • Сальери — пожилой придворный музыкант. По характеру представляет собой противоположность Моцарта — серьёзный, мрачный, безжалостный и гордый. Музыка даётся ему с трудом, и только путём упорного труда, значительных усилий и отречения от прошлой праздной жизни он может преуспеть в ней. Убеждает себя, что Моцарт — угроза искусству и недостоин своего таланта из-за лёгкого отношения к жизни, а потому должен быть остановлен и убит. Но в глубине души понимает, что завидует своему другу-композитору, из-за чего сам страдает.
  • Человек в чёрном — предвестник смерти. За три недели до начала событий заказывает у Моцарта Реквием, после чего якобы незримо преследует его, вызывая тревогу в душе молодого музыканта. Уже выпив яд, музыкант исполняет созданную для него композицию с символическим названием, что доводит Сальери до слёз.
  • Слепой старик — скрипач в трактире, который на слух играет мелодии Моцарта. Сальери прогоняет его, услышав фальшивую мелодию, которую считает кощунством. Его друг не соглашается, щедро вознаграждая музыканта.

Персонажи, помимо Моцарта и Сальери, являются второстепенными. Автор никак не раскрывает их характер, используя героев только как часть сюжета, происходящего с друзьями-композиторами.

Жанровые особенности

  • острый конфликт;
  • ясная идея;
  • насущная проблематика;
  • трагическая развязка.

Читайте также: