Сочинение на тему образ народа в стихотворении железная дорога

Обновлено: 30.06.2024

Центральная часть стихотворения - разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла дорога: Чу! Восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные. Что там? Толпа мертвецов.

Образ народа-созидателя глубоко поэтичен и вызывает у автора любовь и уважение. Свои чувства он стремится внушить и маленькому Ване: Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять. Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу протяженностью в сотни верст, - свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Поэт-демократ снова и снова восстает против покорности, которая более всего мешает труженикам завоевать свои права. Сам этот гнев, выражающий чувства лучших людей России, помогал современникам Некрасова понять, что близится время, когда мужик разогнет свою спину горбатую и скинет всех, кто так удобно уселся на ней.

Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель скрывает множество вопросов, множество проблем русской жизни, которые часто носят довольно трагический характер.

Пожалуй, самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в “Левше”, является проблема невостребованности русских талантов. В заключительной, двадцатой, главе автор замечает: “Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства” . Множество людей, обладающих довольно большой властью (Платов, государь Николай Павлович и др.) , “в своих.. .людях были очень уверенными и никакому иностранцу уступать не любили”, но дальше слов и гордости за свой народ дело не заходило, образования не было, а если и было, то только для богатых; гении умирали в бедноте, так и не использовав дарованный им свыше талант.. .В других государствах, например, в Англии, все наоборот. Мастеров было не так много, но заботились о них очень усердно: и учеба, и работа, и прекрасные условия для творчества.. .

Левша - неказистый мужичок, с выдранными “при ученье” волосами, одетый, как нищий - не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.

Проводя параллель с современной жизнью, хочу отметить, что проблема эта остается актуальной и в наше время. Наши проблемы были косвенно описаны Лесковым в современной ему форме. Время от времени все же находятся “аглицкие” добродетели, пытающиеся использовать наши таланты во благо своей родины, но это, безусловно, является лишь признаком бессовестного отношения властных структур к своим людям, за что государству должно быть очень стыдно.

Непомерная любовь ко всему иноземному, уважение и гостеприимство, проявляемые к иностранцам, часто отводят взоры наших политиков от собственного народа, что нередко оказывает губительное влияние на людей. Очень точно это можно проследить в восемнадцатой главе сказа, где “англичанина.. .привезли в посольский дом. сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. ”, в то время как простого русского левшу “до самого утра.. .по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился. ”.

Несмотря на трагичность судьбы главного героя, в произведении описывается также довольно много ситуаций, носящих комический характер. Оригинальность произведению придают необыкновенный слог и манера повествования автора: простота, краткость, стремительность действий. Здесь сразу же на ум приходит спор Левши с подшкипером о том, кто больше выпьет, когда, идя наравне, оба одновременно увидели вылезающих из воды разноцветных чертей. Очень интересны описания внешнего вида тульских мастеров (“три человека. один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. ”), Левши (“. в опорочках, одна штанина в сапог, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”).

Судьба русского народа – основная тема творчества Николая Алексеевича Некрасова – никогда не оставляла его равнодушным. Страдания крестьян на­ходили самый живой отклик в его сердце. Но Некра­сов – не сторонний наблюдатель и рассказчик.

Своей поэзией он старался вызвать в людях сочувствие, побудить их к действию, способному изменить существующий жизненный порядок.

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. В нем изображено строительство

Важную роль играет эпиграф к произведению. На вопрос сына, кто строил эту дорогу, отец отвечает: “Граф Петр Андреич Клейнмихель…”, царский министр. Некрасов же в своем стихотворении хочет рассказать правду об этом строительстве.

Пассажиры поезда из окна видят узкие насыпи, которые оказываются могилами строителей дороги. Им чудятся мертвецы, слышатся их голоса:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Страшные картины народного труда

предстают пе­ред читателем. Болезни, холод, несправедливость – все это вынуждены были терпеть крестьяне. И над всем происходящим возвышается единый властелин, за ставивший людей решиться на такой каторжный труд.

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Груд и терпение крестьян вызывают уважение Не­красова. Он надеется, что судьба народа изменится. Но в словах автора слышится грусть, потому что это про­изойдет не скоро:

Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придется – ни мне, ни тебе.

Страдающим крестьянам противопоставлен жесто­кий и высокомерный генерал, который презирает труд народа и считает его неспособным сотворить что-либо прекрасное.

Презрительно смеясь, генерал говорит:

“Был я недавно в стенах Ватикана,

По Колизею две ночи бродил,

Видел я в Вене святого Стефана,

Что же… все это народ сотворил. ”

Генерал просит автора показать Ване “светлую сто­рону” сооружения железной дороги. Но рассказ поэта исполнен горечи. Бочка вина, которую купец-подряд­чик выставил строителям, да прощеные недоимки – вот и все, что получили они в награду за свои каторжный труд. Однако крестьяне рады и этому:

Выпряг народ лошадей – и купчину С криком “ура!” по дороге помчал…

На этой безрадостной ноте Некрасов заканчивает свое произведение. Его взгляд на судьбу простого че­ловека пессимистичен. Последние слова стихотворения окрашены горькой иронией:

4 примера сочинений на тему лучшие качества русского народа в

Некрасов и Лесков - одни из первых авторов, изобразивших в своих произведениях не светскую жизнь, а простой народ.

И описывая правдиво и реалистично, они показали лучшие черты русских людей: их трудолюбие, терпение, стойкость, любовь к родине. В ужасных условиях работали мужики на строительстве железной дороги, и тем не менее они построили ее.

Сейчас такой труд назвали бы героическим. Ведь многие из них так и остались лежать в земле там, где работали.

А если говорить про Левшу, то можно назвать еще и такое достоинство, как одаренность.

При этом Левша был очень скромным и совершенно не тщеславным.

Трудно сказать, можно ли назвать доверчивость однозначно положительным качеством, но то, что оно присутствовало у главных героев этих произведений, -- это несомненно. Легко их было обмануть.

Конечно, достоинства неотделимы от недостатков, например, такого, как пьянство, которое было, пожалуй, одним из самых распространенных пороков простого народа в России в то время.

И о нем тоже упоминают авторы, объективно описывая и условия, в которых этот порок "процветал".


Пример сочинения 2

Прославленные мастера русского слова Н.А. Некрасов и Н.С. Лесков показывают в своих произведениях трудолюбие народа, его добросовестность, сообразительность, талантливость. Изображая трудовой народ, авторы сочувствуют бесправию и незащищённости наших мастеров и осуждают эксплуатацию народа.

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой.

Автор с болью и гневом осуждает жестокую эксплуатацию народа. В этом произведении обличается государственный произвол и подчеркивается несправедливость по отношению к бедным людям.

Таким образом, мы видим, что оба автора прославляют трудолюбивый народ и осуждают власть тиранов, показывают реальное положение народа.


Пример сочинения 3

Что видит автор в простых русских людях? Какими качествами восхищается?

Тульский оружейник от природы умен и любознателен, эти качества стали основой его самообразования.

Левша добрый и не злопамятный. Несмотря на грубость и бесцеремонность Платова, он не держит на него обиды.

Тульский умелец – настоящий патриот: он всегда помнит о родине, православной вере и своих родителях. У левши особенно трепетное отношение к русской земле и традициям, поэтому он не мыслит своей жизни за границей и все время рвется на родину.

Левша – простой, искренний, доброжелательный человек, таков и собирательный образ народа.

Авторская симпатия по отношению к левше видна, даже когда герой пьянствует. По пути в Англию левшу не кормят, а только поят вином, на обратном пути – тоже. Левша скучает по родине и от тоски затевает с английским шкипером спор, кто больше выпьет. Допились приятели до того, что увидели чертей, вылезающих из морских волн. По приезде в Россию состояние тульского оружейника становится совсем плачевным, в итоге он погибает. Прямой причиной является пьянство, а косвенной – неоказание помощи и жесткое обращение: в России не принято церемониться с простолюдином. Такое пьянство – общая беда народа, и происходит оно не от хорошей жизни.

Раскрывая образ левши, автор подчеркивает, что русский характер имеет в себе немало прекрасных черт, однако это совершенно не ценится государством. Русский народ благодаря трудолюбию, таланту, преданности отечеству, доброте и скромности мог стать гордостью страны и сотворить немало прекрасного. Однако положение простого человека остается рабским, ничтожным. Автор грустит о судьбе великого народа, который влачит жалкое существование.


Пример сочинения 4

Схожесть проблематики произведений Н. С. Лескова и Н. А. Некрасова заключается в том, что писатели хотели показать свое отношение к народу. Авторы восхищаются мастерством простого русского человека, с любовью описывают народные образы. Особенно подчеркивается любовь русского народа к труду. Это является одним из основных качеств мужика.

Общность произведений проявляется в том, что народ всегда является мастером своего дела. Именно народ создает что-то новое для жизни всей страны. У Н. А. Некрасова это железная дорога, у Н. С. Лескова – труд тульских мастеров, воплотившийся в подкованной блохе.

Несправедливость

Трагичная судьба

Герой Н. С. Лескова трагично погибает в финале произведения. Смерть Левши является символичной при обозначении образа всего народа. Пока у власти будут стоять бездушные чиновники, люди, подобные Левше, будут умирать каждый день.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Читайте также: