Культура речи сочинение в научном стиле

Обновлено: 02.07.2024

Научный стиль речи — это раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая при­ме­ня­ет­ся в сфе­ре нау­ки с исполь­зо­ва­ни­ем тер­ми­нов, абстракт­ных слов и слож­ных син­так­си­че­ских конструкций.

Узнаем, что такое науч­ный стиль в рус­ском язы­ке, опре­де­лим его зада­чу, сти­ле­вые чер­ты, жан­ры и язы­ко­вые сред­ства. Приведем при­ме­ры тек­стов науч­но­го сти­ля речи.

Что такое научный стиль?

Нау́чный стиль — функ­ци­о­наль­ный стиль речи лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­ро­му при­сущ ряд осо­бен­но­стей: пред­ва­ри­тель­ное обду­мы­ва­ние выска­зы­ва­ния, моно­ло­ги­че­ский харак­тер, стро­гий отбор язы­ко­вых средств, тяго­те­ние к нор­ми­ро­ван­ной речи.

Научный стиль явля­ет­ся одной из раз­но­вид­но­стей книж­ных сти­лей рус­ско­го язы­ка. Он при­над­ле­жит сфе­ре науч­ных иссле­до­ва­ний и фор­му­ли­ро­ва­нию их резуль­та­тов. Эта раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка исполь­зу­ет­ся в тру­дах учё­ных и иссле­до­ва­те­лей в какой-либо обла­сти знаний.

Основная зада­ча науч­но­го сти­ля — сооб­щить точ­ные све­де­ния, про­ана­ли­зи­ро­вать их, объ­яс­нить причинно-следственные свя­зи, обоб­щить резуль­та­ты исследований.

Обычная фор­ма реа­ли­за­ции иссле­ду­е­мо­го сти­ля — это монолог.

Научный стиль речи

Языку нау­ки харак­тер­ны сле­ду­ю­щие сти­ле­вые черты:

  • объ­ек­тив­ность изложения;
  • под­чёрк­ну­тая логичность;
  • точ­ность формулировок;
  • дока­за­тель­ность.

Пример научного стиля речи

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей спе­ци­фи­че­ской чер­той это­го сти­ля речи явля­ет­ся логич­ность изло­же­ния.

Этим каче­ством долж­но обла­дать любое связ­ное выска­зы­ва­ние. Но науч­ный текст отли­ча­ет­ся под­черк­ну­той, стро­гой логич­но­стью. Все части в нем жест­ко свя­за­ны по смыс­лу и рас­по­ла­га­ют­ся стро­го после­до­ва­тель­но; выво­ды выте­ка­ют из фак­тов, изла­га­е­мых в тек­сте. Это осу­ществ­ля­ет­ся сред­ства­ми, типич­ны­ми для науч­ной речи: связь пред­ло­же­ний при помо­щи повто­ря­ю­щих­ся суще­стви­тель­ных, часто в соче­та­нии с ука­за­тель­ным местоимением.

На после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мыс­ли ука­зы­ва­ют и наре­чия: сна­ча­ла, преж­де все­го, потом, затем, далее; а так­же ввод­ные сло­ва: во-первых, во-вторых, в-третьих, нако­нец, итак, сле­до­ва­тель­но, наобо­рот; сою­зы: так как, пото­му что, что­бы, поэто­му. Преобладание союз­ной свя­зи под­чер­ки­ва­ет боль­шую связь меж­ду предложениями.

Другим типич­ным при­зна­ком науч­но­го сти­ля речи явля­ет­ся точ­ность.

Смысловая точ­ность (одно­знач­ность) дости­га­ет­ся тща­тель­ным под­бо­ром слов, исполь­зо­ва­ни­ем слов в их пря­мом зна­че­нии, широ­ким упо­треб­ле­ни­ем тер­ми­нов и спе­ци­аль­ной лек­си­ки. В науч­ном сти­ле счи­та­ет­ся нор­мой повто­ре­ние клю­че­вых слов.

Отвлеченность и обоб­щен­ность непре­мен­но про­ни­зы­ва­ют каж­дый науч­ный текст.

В науч­ной лите­ра­ту­ре широ­ко исполь­зу­ют­ся абстракт­ные поня­тия, кото­рые труд­но пред­ста­вить, уви­деть, ощу­тить. В таких текстах часто встре­ча­ют­ся сло­ва с отвле­чен­ным зна­че­ни­ем, напри­мер: пусто­та, ско­рость, вре­мя, сила, коли­че­ство, каче­ство, закон, чис­ло, пре­дел; неред­ко исполь­зу­ют­ся фор­му­лы, сим­во­лы, услов­ные обо­зна­че­ния, гра­фи­ки, таб­ли­цы, диа­грам­мы, схе­мы, чертежи.

Жанры научного стиля

Научный стиль реа­ли­зу­ет­ся в сле­ду­ю­щих жанрах:

  • дис­сер­та­ция
  • науч­ный доклад, статья;
  • моно­гра­фия
  • анно­та­ция
  • тези­сы
  • лек­ция ;
  • энцик­ло­пе­дия, учеб­ник, спра­воч­ник и пр.

Языковые средства научного стиля

Для это­го книж­но­го сти­ля харак­тер­но пред­ва­ри­тель­ное обду­мы­ва­ние изла­га­е­мо­го мате­ри­а­ла, стро­гий отбор язы­ко­вых средств, соблю­де­ние лек­си­че­ских, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских норм рус­ско­го язы­ка. С этой точ­ки зре­ния науч­ный стиль — это нор­ма­тив­ный язык нау­ки.

Языковые осо­бен­но­сти науч­но­го стиля

Общенаучная лек­си­ка, а так­же книж­ная (но не вы­сокая) лек­си­ка абстракт­но­го значения.

Медицина: диа­гноз, нар­коз, ото­ла­рин­го­ло­гия, рецепт.

Философия: агно­сти­цизм, ба­зис, диа­лек­ти­ка, материя.

Число, систе­ма, функ­ция, про­цесс, эле­мент, пред­став­лять, рас­смат­ри­вать, являть­ся, заключаться.

Уровень язы­ка: морфология

Уровень язы­ка: синтаксис

Синтаксис научного стиля

Рассмотрим подроб­нее осо­бен­но­сти средств науч­но­го сти­ля на раз­ных уров­нях языка.

Особенности средств научного стиля

Научный стиль тре­бу­ет точ­но­сти в изло­же­нии мате­ри­а­ла, поэто­му сло­ва упо­треб­ля­ют­ся в пря­мом зна­че­нии. Для науч­но­го сти­ля речи харак­тер­но исполь­зо­ва­ние мно­же­ства тер­ми­нов и одно­знач­ных слов.

В текстах пре­об­ла­да­ют абстракт­ные име­на суще­стви­тель­ные. В соот­вет­ствии с обла­стью при­ме­не­ния (мате­ма­ти­ка, меди­ци­на, пси­хо­ло­гия, линг­ви­сти­ка и пр.) отме­тим суще­ствен­ные отли­чия в тер­ми­но­ло­гии тек­стов науч­но­го сти­ля, но основ­ные сти­ле­вые чер­ты оста­ют­ся неизменными.

Разговорная лек­си­ка отсут­ству­ет. Эмоционально окра­шен­ные и экс­прес­сив­ные сло­ва упо­треб­ля­ют­ся редко.

Уже дока­за­но, что лекар­ствен­ные свой­ства золо­то­го уса обу­слов­ле­ны содер­жа­ни­ем в нем вита­ми­нов, фла­во­но­и­дов, сте­ро­и­дов и ряда мик­ро­эле­мен­тов (желе­за, хро­ма, меди). Эти веще­ства ока­зы­ва­ют анти­бак­те­ри­аль­ное и обще­укреп­ля­ю­щее дей­ствие, поэто­му пре­па­ра­ты из золо­то­го уса полез­но при­ни­мать не толь­ко для лече­ния, но и для про­фи­лак­ти­ки забо­ле­ва­ний. Например, при­ем отва­ра кал­ли­зии в осенне-зимний пери­од помо­га­ет убе­речь­ся от про­студ­ных забо­ле­ва­ний и гриппа.

Пример научного стиля

В обла­сти мор­фо­ло­гии науч­но­го сти­ля речи отме­тим сле­ду­ю­щие харак­тер­ные черты:

  • исполь­зо­ва­ние един­ствен­но­го чис­ла имен суще­стви­тель­ных в зна­че­нии мно­же­ствен­но­го при обо­зна­че­нии цело­го клас­са пред­ме­тов с ука­за­ни­ем их харак­тер­ных признаков.

Ель евро­пей­ская — это веч­но­зе­ле­ное хвой­ное дере­во из семей­ства сос­но­вых. В бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях ель вырас­та­ет в высо­ту до 50 м. Продолжительность жиз­ни ели состав­ля­ет триста-четыреста лет.

    при­об­ре­та­ют фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла (высо­ко­проч­ные ста­ли, сма­зоч­ные мас­ла);
  • упо­треб­ле­ние гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида 3 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни (счи­та­ет­ся, пола­га­ют, утвер­жда­ют); ;
  • состав­ные пред­ло­ги и сою­зы (в свя­зи с, из-за того что, вви­ду того что, бла­го­да­ря тому что).

Отметим такую нема­ло­важ­ную осо­бен­ность, что в науч­ной лите­ра­ту­ре пред­по­чти­те­лен выбор боль­шо­го коли­че­ства имен суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных, уточ­ня­ю­щих и рас­ши­ря­ю­щих их зна­че­ние, чем глаголов.

Для син­так­си­са науч­но­го сти­ля харак­тер­ны признаки:

  • пря­мой поря­док слов в предложении;
  • пре­об­ла­да­ние слож­ных предложений;
  • исполь­зо­ва­ние ввод­ных слов и конструкций.

Подстили научного стиля

В зави­си­мо­сти от задач тек­ста раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие раз­но­вид­но­сти науч­но­го стиля:

  • научно-популярный
  • научно-деловой
  • научно-технический
  • научно-публицистический
  • учебно-научный.

Научно-популярный стиль

Эта раз­но­вид­ность науч­но­го сти­ля исполь­зу­ет­ся для попу­ля­ри­за­ции науч­ных откры­тий и дости­же­ний. Авторы научно-популярного сти­ля в увле­ка­тель­ной и зани­ма­тель­ной фор­ме повест­ву­ют о кос­мо­се и зага­доч­ных пла­не­тах, о жиз­ни живот­ных и рас­те­ний, о тай­нах морей и оке­а­нов, то есть обо всём, что инте­ре­су­ет любо­зна­тель­ных читателей.

Научно-популярный стиль сохра­ня­ет основ­ные осо­бен­но­сти науч­но­го сти­ля. В нем исполь­зу­ют­ся тер­ми­ны, отвле­чен­ные суще­стви­тель­ные. У гла­го­лов пре­об­ла­да­ют фор­мы тре­тье­го лица един­ствен­но­го чис­ла. Но в отли­чие от дру­гих видов науч­но­го сти­ля в тек­сте упо­треб­ля­ет­ся раз­го­вор­ная и эмоционально-экспрессивная лек­си­ка. Для ожив­ле­ния повест­во­ва­ния исполь­зу­ют­ся образ­ные сред­ства (эпи­те­ты, срав­не­ния, раз­лич­ные виды повто­ров), а моно­лог ино­гда при­об­ре­та­ет чер­ты диалога.

Пример научно-популярного стиля


При написании дипломной или курсовой работы настоятельно рекомендуется придерживаться научного стиля речи. Ознакомившись с материалом представленной ниже статьи, вы узнаете об особенностях, присущих данному способу повествования, а также основных правилах написания текста научным стилем.

Сколько стоит учебная работа на заказ?

Специалисты компании Курсар оказывают информационно-консультационные услуги. Результат такой работы не является готовым научным трудом. Сервис не несет ответственности за дальнейшее использование предоставленного материала третьим лицам. Публичная оферта

Общая характеристика научного стиля, способы построения и методы логической организации научного текста. Устная и письменная научная речь. Жанры монологические и диалогические, правила эффективного слушания. Композиция первичного и вторичного текста.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.12.2019
Размер файла 26,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Факультет средне профильного образования

Культура научной речи

Выполнила: Катыхина Екатерина Игоревна

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика научного стиля. Подстили и жанры научных текстов. Способы построения и методы логической организации научного текста

2. Устная научная речь. Жанры монологические и диалогические. Правила эффективного слушания

3. Письменная научная речь. Композиция научного текста. Жанры первичные и вторичные

1. Общая характеристика научного стиля

Как уже было отмечено ранее, каждый функциональный стиль современного русского литературного языка - это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в той или иной сфере общественной деятельности и обладает определенной совокупностью стилистически значимых языковых средств.

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, - наука. Научный стиль характеризуется отвлеченностью, которая проявляется прежде всего в том, что почти каждое слово выступает в научном тексте как обозначение отвлеченного понятия или абстрактного предмета (скорость, время, вещество, предел, развитие, закономерность, качество, количество, частица и т.п.), строгой логикой и объективностью изложения, большим числом специальных терминов (причем в последнее время все больше места занимает международная терминология), определенными особенностями синтаксиса. В нем используется преимущественно книжная, специальная, а также стилистически нейтральная лексика, полностью исключены эмоциональная лексика, фразеологизмы разговорного характера.

Особенностью научной речи является активность родительного падежа. Это вызвано необходимостью перечисления последовательных действий при описаниях и характеристиках, пояснении (в целях получения достоверных данных существования вышеназванных видов микроорганизмов…). Однако излишнее употребление таких конструкций затрудняет восприятие смысла текста.

Широко используются в научных текстах отглагольные существительные (торможение, растворимость, легализация, впитывание), причастия и деепричастия.

Точность научной речи воплощает терминология. Термин - это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности: фьючерс, диффузия, плотность, агноним, процессор, интеграл и др.

Понятие - это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий - важное условие научной речи. Определение понятия дает дефиниция (лат. определение) - краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином, например: Индуктивность - это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи. Термин входит в язык и действует в рамках конкретной терминологической системы (терминологии).

К специфическим особенностям термина относятся системность, наличие дефиниции (определения), однозначность, стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии, простота. Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках: коммуникация, гипотеза, бизнес и др. Также в термин часто входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, авто, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.

Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональном уровнях, совместимость законодательных и нормативных документов.

Основным источником пополнения системы терминов являются заимствования: научный прогресс немыслим без международных научных контактов. При этом существуют особые нормативные требования, предъявляемые к термину: фиксированное содержание (постоянство значения в рамках определенной терминологической системы); точность (четкость, ограниченность значения); однозначность; отсутствие синонимов; систематичность, которая базируется на классификации понятий, исходя из которой выделяются необходимые и достаточные признаки, включаемые в термин; краткость; благозвучность, современность (устаревшие термины заменяются новыми) и некоторые другие.

Терминология делится на три группы:

- общенаучная терминология (анализ, проблема, процесс, тезис и др.),

- межнаучная (экономика, стоимость, рабочая сила и др.),

- узкоспециальная (употребляемая только в определенной области знания: жанр, сюжет, композиция, конфликт, проза, лирика, драма, эпос и др.).

проблема, процесс, тезис и др.),

- межнаучная (экономика, стоимость, рабочая сила и др.),

- узкоспециальная (употребляемая только в определенной области знания: жанр, сюжет, композиция, конфликт, проза, лирика, драма, эпос и др.

Разнообразие областей науки и определяет многообразие научной терминологии.

Поскольку научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие, эмоциональные, экспрессивные средства не играют решающей роли в научной прозе. Однако это не значит, что в научном изложении не могут присутствовать элементы эмоциональные, экспрессивные, особенно в работах полемического характера.

Образность научной речи - явление историческое. Свидетельство тому - стершиеся ныне термины-метафоры, которые в момент возникновения были ярким образным средством выражения. Например, среди технических терминов встречаем такие, как муфта, гусеница, лапа, плечо и т.п.

Научный стиль речи подразделяется на подстили: собственно-научный (его жанры - монография, статья, доклад), научно-информативный (жанры - реферат, аннотация, патентное описание), научно-справочный (жанры - словарь, справочник, каталог), учебно-научный (жанры - учебник, методическое пособие, лекция), научно-популярный (очерк, статья и др.).

Отличительная черта собственно-научного стиля - академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля - точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.

Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные преподносятся в доступной и занимательной форме. Этот подстиль не стремится к краткости, лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.

Научно-информативный подстиль должен точно передавать научную информацию с описанием научных фактов.

Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам, поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.

Основными способами построения научного текста являются описание, рассуждение, повествование.

Описание - это словесное изображение явления действительности путем перечисления его признаков. Научное описание имеет цель - раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение).

Повествование - это рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. При этом соблюдается определенный порядок слов в предложении: подлежащее - сказуемое. Задача научного повествования - зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т.е. временные рамки. Иначе говоря, научное повествование представляет краткое или развернутое описание процесса во временных рамках его протекания. Повествование - это рассказ о явлениях, событиях во временной последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравнениями.

Рассуждение - словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Это самый распространенный способ построения научного текста. Цель рассуждения - проверка истинности или ложности какого-либо утверждения (гипотезы) с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению. Рассуждение - способ изложения, посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание как результат в форме логического вывода.

Рассуждению близко доказательство. Оно, как и рассуждение, содержит тезис, т.е. мысль, которая нуждается в обосновании, аргументы, или доводы (совокупность фактов, статистические данные, научные законы и т.д.), демонстрацию - показ того, как из данных аргументов следует тезис (т.е. она демонстрирует ход наших рассуждений) и выводы.

Заслуживают особого внимания требования, предъявляемые логикой к аргументам.

Первое требование - аргументы должны иметь непосредственное отношение к тезису, иначе можно доказать нечто весьма далекое от первоначального замысла.

Второе требование - аргументы должны быть истинными, то есть доказанными ранее. При нарушении этого требования возникает ошибка ложного основания (если аргумент заведомо ложен) или ошибка предвосхищения основания (если аргумент никем не был доказан).

Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения.

Дедукция - это движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным.

Метод дедукции состоит из трех этапов:

1 этап - выдвигается тезис или гипотеза;

2 этап - развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение (здесь применяются различные типы аргументов, служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения);

3 этап - выводы и предложения.

Индукция - движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению.

Метод аналогии формируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Аналогия - самый нестрогий способ получения выводов. Им можно пользоваться только в том случае, если сопоставляемые явления сходны в самых существенных признаках, а различия между ними незначительны.

Проблемное изложение - это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, делая при этом всех слушателей участниками мыслительного процесса.

Стилю научно-технической литературы, адресатом которой являются специалисты технико-технологического профиля, присущ особый способ изложения материала: первостепенную роль в ней играет описание, а повествование и рассуждение используются весьма незначительно.

устный письменный научный речь

2. Устная научная речь

Жанры монологические и диалогические.

Правила эффективного слушания

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи, однако в последние годы с развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной научной речи (конференции, симпозиумы, семинары).

Устная речь - это живая, произносимая речь, которая создается в момент говорения.

Чаще всего имеют место следующие ситуации научного общения в устной форме: лекция (учебная, публичная), конференция, семинар, симпозиум, совещание, заседание.

Оба стиля слушания имеют достоинства и недостатки. Мужской стиль слушания может вызвать у собеседника дискомфорт, а то и помешать ему высказаться; женский стиль в отдельных ситуациях может быть малоэффективным.

Стиль слушания зависит не только от пола, но и характера человека, его возраста, интересов, конкретной ситуации.

Выделяются следующие виды слушания:

- эмпатическое слушание:слушатель воспринимает не слова, а чувства, переживания;

- нерефлексивное слушание состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника замечаниями, демонстрируя понимание и поддержку;

- рефлексивное слушание: слушающий активно вмешивается в речь собеседника, помогая выразить мысли и чувства, устанавливая таким образом обратную связь.

Чтобы научиться слушать, нужно прежде всего проанализировать свою манеру слушать: к какому стилю ее можно отнести, позволяет ли она получить необходимую информацию от собеседника и удовлетворить его потребность высказаться.

Тем, кто обнаружил у себя недостатки мужского типа слушания, можно посоветовать давать собеседнику время высказаться. Не все в состоянии сразу точно выразить суть дела. Если говорящего перебить, он может смутиться и вообще не добраться до сути.

Если вы склонны идти на поводу у эмоций говорящего, заражаться его настроением, нужно сосредоточиваться на информационной стороне разговора. При этом следует расположиться немного дальше обычного от эмоционального собеседника и вслушиваться в смысл его слов, а не в интонацию.

3. Письменная научная речь

Композиция научного текста.

Жанры первичные и вторичные

Письменная речь - это речь, зафиксированная на письме. Она заранее планируется и обдумывается и требует использования иных языковых средств, иной организации, чем устная форма речи.

Рассмотрим композицию научного текста, т.е. строение, соотношение и взаимное расположение его частей.

Композиционно любое научное сочинение, в том числе курсовая и дипломная работа, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части - описательную (обзорную) и основную.

В описательной части отражается ход научного исследования, при этом во введении дается обоснование актуальности научного исследования, формулируется предмет и избранный метод исследования, излагается история вопроса (если необходимо) и ожидаемый результат.

В основной части научного произведения освещаются методика и техника (основные этапы) исследования, достигнутый результат. Основная часть членится на главы и параграфы.

Заключение научной работы содержит основные выводы, т.е. краткое изложение результатов проведенного исследования.

Библиография содержит список используемых в работе научных трудов и цитируемых источников.

Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.

Курсовая и дипломная работа относятся к первичным (оригинальным) жанрам научного стиля. Тексты этих жанров должны отвечать требованиям логичности и точности, характеризоваться отвлеченностью и обобщенностью, язык должен отличаться сложным и ясным синтаксисом, строгой терминологичностью.

Тезисы, конспект, аннотация, реферат - это вторичные жанры, т.к. они составляются на основе уже имеющихся научных текстов.

Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.

Конспект - особый вид письменного текста, цель которого - в процессе аналитико-синтетической переработки информации исходного текста выявить, систематизировать и обобщить наиболее важные для конспектирующего сведения.

Аннотация - это краткая характеристика статьи, книги и т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Целью аннотации является ответ на вопрос, о чем говорится в статье (книге), т.е. дать о ней общее представление.

Аннотация включает в себя выходные данные (автор, название, место и год издания) в номинативной форме и обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи, а во второй перечисляются (называются) основные положения, круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Завершается аннотация указанием, для кого предназначено данное издание.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на втором листе. Знакомясь с книгой, в первую очередь читают аннотацию к ней.

Однотомный толковый словарь современного русского языка содержит 70 тыс. слов. В словарной статье даются краткие толкования значений слова, примеры его употребления в речи, фразеологические сочетания. Приводятся основные грамматические формы слова, стилистические пометы, указывающие на сферу его употребления. Отмечается ударение и в отдельных случаях произношение.

Словарь предназначен как для широкого круга читателей, так и для специалистов - филологов.

Реферат - это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи или ряда статей, монографии и т.д.), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для определения целесообразности обращения к нему.

Цель реферата - ответить на вопрос, о чем именно говорится в статье (книге), что в ней нового, существенного. При этом информативный реферат (реферат-конспект) содержит в обобщенном виде все основные положения источника, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования и использованном оборудовании. А индикативный реферат (указательный, реферат-резюме) содержит не все, а лишь основные положения, тесно связанные с темой реферируемого документа; второстепенная для данной темы информация опускается. Реферат-обзор составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме. В нем дается сравнение разных точек зрения (мнений, концепций) по рассматриваемому вопросу.

Основные требования к языку и стилю аннотации и реферата следующие: краткость (не должно быть избыточной информации); простота и ясность изложения без искажения смысла первоисточника; логичность в подаче информации; использование книжной или нейтральной лексики.

Рецензия - письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений научной работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы).

В структуру рецензии входят введение, указывающее на проблемы и задачи, характеристика, краткое содержание работы, оценочная часть - достоинства и недостатки, выводы.

Подобные документы

Понятие научного стиля, единицы научной речи. Языковые особенности лексики, грамматические особенности, орфография и пунктуация. Чтение научного текста. Составление конспекта. Виды работы с первичным текстом. Устное научное выступление. Научная полемика.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 20.12.2013

Главное коммуникативное задание общения в научной сфере. История становления и общая характеристика научного стиля речи. Общие внеязыковые свойства научного стиля, его фонетические и лексические особенности, морфология. Стилевая специфика научного стиля.

реферат [28,5 K], добавлен 01.11.2010

Общая характеристика научного стиля. Фонетические, лексико-фразеологические и грамматические особенности научного стиля. Морфология научной речи. особенности научного познания воплощаются в содержании и отражаются в языковой форме научных произведений.

реферат [16,9 K], добавлен 04.07.2005

Общая характеристика научного стиля. Основные задачи научной литературы. Фонетический, морфологический и словообразовательный уровни в научном стиле речи. Уровень лексики и фразеологии. Жанры научного стиля. План написания рефератов, конспекты и рецензии.

презентация [13,7 K], добавлен 05.04.2013

Задача культуры речи. Типы речевой культуры, устная и письменная разновидность русского языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, устная публичная речь. Совершенствование навыков грамотного письма и говорения.

Научный стиль речи

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • что такое научный стиль речи;
  • его основная функция и задачи;
  • сфера применения;
  • особенности и характерные черты научного стиля;
  • подстили или разновидности;
  • жанры научного стиля речи;
  • пример научного текста.

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

  • Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
  • Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
  • Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

  1. Название.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Научный стиль обслуживает сферу аналитической деятельности человека (науки), он предназначен для описания фактов действительности, объяснения их взаимодействия, формулировки закономерностей и законов.

Добавим, что в научной речи преобладает рассуждение как функционально-смысловой тип речи, и это понятно: чтобы выявить и описать закономерности, надо доказать, что сделанное истинно.


Мы уже знакомы с экстралингвистическими факторами, определяющими специфику этого стиля.

Стилевые черты научного стиля

  • подчеркнутая логичность,
  • доказательность,
  • точность (однозначность),
  • отвлеченность (обобщенность).

Подчеркнутая логичность речи должна позволить автору доказать свою правоту и убедить адресата в этой правоте. Практически такую же цель выполняют доказательства.

От автора текста требуется точность, которая должна исключить возможность непонимания текста. Наука, имея дело с конкретными примерами, извлекает из них общие закономерности.

И поэтому, говоря о конкретном, одновременно говорит и о всеобщем — этим зачастую объясняется отвлеченность и обобщенность научного стиля.

Некоторые ученые отмечают и такую стилевую черту, как неэмоциональность, безОбразность текста.

Действительно, цель науки — воздействовать на адресата не с помощью эмоций, а используя логику и доказательства.

Стилевые черты научного стиля проявляются в языковых средствах: лексических, морфологических, синтаксических и т.д.

Лексические средства научного стиля

В данном стиле встречаются специальные слова, обозначающие понятия — термины. Основное требование к термину – лексическая однозначность.

Любое слово в научном тексте употребляется лишь в одном значении, т.к. в науке недопустима игра слов. Слово чаще выступает в обобщенном значении. Например в предложении —

имеется в виду любая осина, а не какая-то определенная, конкретная. В этом стиле очень много слов, которые имеют отвлеченное (абстрактное) значение: установление, зависимость, закономерность, происхождение и т.д., В качестве основного средства связности обычно используется повтор слова. Как правило, здесь не используют эмоционально окрашенную лексику, а также синонимическую замену в качестве средства связности.

Морфологические средства научного стиля

Существительных в предложении значительно больше, чем глаголов (соотношение

4:1), при этом чаще используются существительные среднего рода. Местоимения необходимы для того, чтобы текст не казался однообразным.

Другие части речи, в частности прилагательные, могут употребляться в значении местоимений:

Это явление имеет определенные характеристики.

В предложениях используются также наречия со значением следования: сначала,

Синтаксические средства научного стиля

Как правило, предложения стиля науки сложные, повествовательные, распространенные, достаточно большие по объему.

В научной речи практически не используются восклицательные и побудительные предложения. Очень частотны причастные и деепричастные обороты, страдательные конструкции и безличные предложения. В тексте используются вводные слова и предложения, которые подчеркивают логичность текста: во-первых, во-вторых, итак, следовательно. Употребляются специальные слова и обороты связи, а иногда это целые предложения — предложения скрепы: вначале рассмотрим…, перейдем к проблеме…. Об этом говорилось выше.

Цитаты являются одним из способов доказательств.

Наша презентация по этой теме

Текстовые особенности научного стиля

В научной речи четко выдержана структура абзаца. Первое предложение абзаца, как правило, является новым положением. Предложение строится по схеме:

Каждый абзац в научном тексте начинает новую микротему.

Научный текст легко делится на части, потому что каждая часть достаточно четко композиционно оформлена: зачин — развитие мысли — концовка-вывод.

Для такой речи также характерны особые стандартные обороты:

Нам представляется возможным доказать…, Нетрудно заметить, что. Из всего сказанного можно сделать вывод…

А еще — у нас есть увлекательный онлайн-кроссворд и видеокроссворд на эту тему для проверки ваших знаний — здесь

Читайте также: