Сочинение автор и рассказчик

Обновлено: 18.05.2024

Любое литературное произведение — это, прежде всего, рассказ о чём-то, то есть связный, последовательно изложенный (ну… я надеюсь) текст на определённую тему. Он повествует о каких-то событиях, явлениях, персонах. Это, кстати, касается не только художественных текстов. Научная монография – такое же повествование, только отличающееся от романа содержанием и формой подачи информации.

Что такое нарратология и нарратор

Нарратология — это область знания, изучающая тексты с точки зрения их повествовательности. В отличие от литературоведения, которое больше занимается исследованием творчества отдельных писателей и поэтов, а также направлениями в литературе, нарратология изучает сам текст. И рассматривает любое повествование в двух аспектах: с точки зрения содержания (что написано) и с точки зрения формы (как написано).

Нарратология – западная наука и, мне кажется, она связана родственными узами с зародившейся ещё в раннем Средневековье герменевтикой – искусством толкования текстов. Но, впрочем, углубляться я в эту науку не буду, по крайней мере, сегодня. Нас с вами интересует исключительно нарратор.

Повествователь в художественном тексте

Повествователь ближе всего к автору, он занимает объективную позицию и существует как бы вне текста, наблюдая за событиями со стороны. Но тем не менее повествователь — это не автор, а продукт его творчества, как и любой нарратор. Например, человек пишет научную статью о стратификации социальных групп, мрачный роман в жанре постапокалипсиса и юмористический пост о своём путешествии. Автор у этих текстов один, а вот повествователи (и нарраторы) разные.

Но обычно повествователь всё равно воспринимается читателями как автор или выразитель авторской позиции и даже авторских личностных качеств. Хотя позиция эта будет максимально объективной и обезличенной. Правда, степень этой обезличенности. конечно, разная.

Рассказчик

Самый очевидный рассказчик – это главный герой, от лица которого ведётся повествование. Но он же и самый ограниченный в возможностях, потому что такому рассказчику доступно только то, что он сам видит и слышит.

Такой же нарратор характерен и для эпистолярного жанра , то есть романов в письмах.

Вообще, типов нарраторов значительно больше, и в западной нарратологии это популярная тема исследования. Там вообще уделяют серьёзное внимание изучению характера повествования, потому что это нередко играет не меньшую роль, чем сюжет. И часто именно особенности повествователя и рассказчика делают успешной книгу с, казалось бы, незамысловатым сюжетом.

Повествование в художественном произведении не всегда ведётся от лица автора.

Полностью присутствует писатель как автор в таких жанрах, как автобиография, исповедь, записки, письма. Повествование ведется от первого лица.

РАЗНИЦА МЕЖДУ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЕМ И РАССКАЗЧИКОМ

Повествователь - рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.

Рассказчик - автор, рассказывающий устами персонажа. Рассказчик живет в каждом конкретном тексте – это, к примеру, старик и старуха, которые жили у самого синего моря. Он непосредственный участник каких-то событий.

А повествователь всегда находится над рассказчиком, он историю излагает целиком, являясь участником событий или свидетелем жизни героев. Повествователь - это персонаж, который представлен как писатель в произведении, но при этом он сохраняет особенности своей речи, своих мыслей.

Зачем автор иногда скрывается под маской или поручает повествование своему герою?

Чтобы представить и раскрыть свой замысел во всей полноте, автор надевает на себя разные маски – в том повествователя и рассказчиков. Два последних – очевидцы событий, читатель им верит. Отсюда возникает ощущение достоверности происходящего. Автор будто на сцене – страницах произведения – играет один множество ролей созданного им спектакля. Поэтому так интересно быть писателем!

КТО РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ СИЛЬВИО?
В КАКОМ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОР ПРИБЕГАЕТ
К ПОДОБНОМУ ПРИЁМУ?

Ответ на вопрос: кто рассказывает историю Сильвио – раскрывается как матрёшка:

Повествование ведется от первого лица: рассказчик участвует в действии, именно ему, молодому армейскому офицеру, Сильвио поверяет тайну незаконченной дуэли. Интересно, что финал ее И.Л.П. узнает от противника Сильвио. Таким образом, рассказчик в повести становится и поверенным двоих персонажей, каждый из которых сам рассказывает свою часть повести, которая дана от первого лица и в прошедшем времени. Поэтому рассказанная история кажется достоверной.

Вот такое сложное построение, казалось бы, незамысловатой повести.

Сквозь слова рассказчика Гринёва слышен голос автора, Пушкина. Это его ирония сквозит в повествовании о детстве, воспитании Петруши, это Пушкин говорит устами своего героя о бессмысленности и беспощадности русского бунта.

Сочинение на тему: АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ПОСЛЕ БАЛА

Мы изучаем - Сочинение на тему: АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ПОСЛЕ БАЛА. Подсказки школьнику

В основе рассказа Л. Н. Толстого После бала лежит действительное событие, о котором писа­тель узнал от своего брата. В середине 80-х годов, описывая эпоху Николая I, Толстой вспоминал о знакомом полковом командире, который нака­нуне с красавицей дочерью танцевал мазурку на балу и уехал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал это­го солдата до смерти и возвращался обедать в се­мью. Сюжет рассказа После бала дублирует это событие. При этом писатель акцентирует вни­мание не столько на самом факте, сколько на пе­реживаниях и размышлениях человека, ставше­го невольным свидетелем произошедшего.

Оче­видно, писателю были чрезвычайно близки и по­нятны переживания и духовные поиски, изобра­женные в рассказе. Лев Толстой считал, что как ни многообразны людские характеры, все они присущи каждому человеку. Различные харак­теры, выражаемые искусством, утверждал писатель, только потому и трогают нас, что в каждом из нас есть возможности всех возможных характеров.

Это предположение подтверждают и некото­рые данные биографии самого писателя. Молодо­му Толстому хотелось увидеть войну своими гла­зами и проверить, храбрый ли он человек. С этой целью он едет на Кавказ, а с началом Крымской войны переводится в Дунайскую армию, действо­вавшую против турок.

Затем переводится в Сева­стополь, где, командуя батареей на 4-м бастио­не, проявил редкое бесстрашие. Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но у высшего начальства он находился на плохом счету. Толстой пишет проект о перереформировании всей русской армии, где подчер­кивает тяжелые условия солдатской службы.

Вскоре он вышел в отставку, записав в свой днев­ник: Военная карьера не моя… Эту же мысль писатель вкладывает в уста рассказчика, пере­жившего один из драматичнейших периодов сво­ей молодости: …не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как ви­дите, не годился.

Толстой считал, что заложенное в человеке нравственное чувство развивается под влияни­ем природы, тогда как порочные чувства связа­ны с условиями общества, условиями света. Но не только природа противостоит порокам и условиям света. Им противостоит заложенное в душе человека влечение к добру. Цель жиз­ни есть добро.

Это чувство присуще душе на­шей, отмечает Толстой в дневнике от 30 июня 1852 года. Влечение души есть добро ближ­них, говорится в его дневниковой записи от 3 сентября 1852 года. Об этом же он говорит и в рассказе После бала, написанном почти через пятьдесят лет после этих дневниковых записей, т. е. в 1903 году.

Добро присуще душе главного героя-рассказчика. По ходу развития действия в рассказе Пос­ле бала выясняется, что это существующее в потенциале добро герой ощутил в момент влюб­ленности. Все чувства его оголены: я был счаст­лив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

Герой не понимает источник сво­его добра, объясняет свои эмоции всепоглощаю­щей любовью, способной перевернуть мир: как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутыл­ки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Он настолько глубоко погружается в свои внутренние чувства, что, кажется, готов по­верить в добро всеобщее. Не потому ли у него воз­никает убеждение, что все, так же как и он, лю­буются его возлюбленной, несмотря на то, что она затмила их всех? Не потому ли его восхи­щает отец возлюбленной, безусловно, красивый и, безусловно, добрый.

Как он заботится о доче­ри! Экономит даже на сапогах ради того, чтобы Варенька, милая красивая Варенька, могла по­явиться на этом балу во всей своей красе. В свете любви, счастья герою прекрасным представляет­ся весь мир: и хозяйка бала в фероньерке, и ее муж, и ее лакеи.

Но, тем не менее, в монологе влюбленного героя присутствует некая логика и связность.

Писателю интересно наблюдать, как одни чув­ства и мысли развиваются из других; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше, слива­ет грезы с действительными ощущениями. Влюб­ленный герой не может уснуть, он бродит пустын­ными переулками, возвращаясь мысленно к собы­тиям прошедшей ночи. В его воображении еще танцует возлюбленная с отцом, еще звучит мотив мазурки.

Но звучащую в душе мелодию внезапно прерывает другая, жесткая, нехорошая музы­ка, а грациозная пара превращается во что-то большое, черное. Он становится свидетелем ужасной экзекуции, превращающей человека во что-то такое пестрое, мокрое, красное, неесте­ственное. И если раньше герой мог определить свои чувства, то сейчас эта определенность сменя­ется замешательством.

Герой не испытывает жа­лости, но на сердце была почти физическая, до­ходившая до тошноты тоска. Он продолжает раз­мышлять над увиденным, пытаясь пояснить про­исходящее всеобщим благом, тайным знанием. Но все эти усилия оказываются тщетными. Хотя по­ток переживаний героя все время меняется, где то в глубине его души существует постоянная мо­ральная опора, нравственный инстинкт, подлин­ная искренность, личная правда.

Постепенно этот голос непосредственной искренности, голос лич­ной правды прорывается сквозь стену всеобщей тайной правды, которая на поверку оказывается обыкновенной жестокостью.

Часть 1 - основные сведения.
Часть 2 - выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 - аргументация собственного мнения по проблеме.

Что такое позиция автора?

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.


Как выявить позицию автора?

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что.

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )


Средства выражения позиции автора

Как написать сочинение в задании С1? Часть 4


Автор и рассказчик

Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда.

— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.

— Не знаю. Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.

— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза.

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки. Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор. (Г. Андреев )


Типовые конструкции

Автор считает, что.
Автор подводит читателя к выводу о том, что.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу.
Позиция автора такова.
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом.
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что.
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что.


Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Как написать сочинение в задании С1? Часть 4


Советы

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)


Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.


Практика

Часть 1 - основные сведения.
Часть 2 - выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 - аргументация собственного мнения по проблеме.

Для меня в Горьком - вся Россия.
Как я не могу представить себе
Россию без Волги, так не могу
подумать, что в ней нет Горького.
К. Паустовский
Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа. Он любил и досконально знал Россию, язык своего народа, потому что общался с людьми разных профессий и мировоззрений.
Не было ничего, чем бы писатель пренебрегал в этой стране и что бы не увидел по-своему, по-горьковски.
В своих произведениях Горький отразил эпоху, в которую жил. Писатель говорил, что главный источник его творчества - это наблюдение над окружающей жизнью. Он обладал несокрушимой выносливостью, силой и богатырским здоровьем. Будущий писатель не гнушался никакой работы. Природная чуткость и общительность, добрый нрав помогали ему легко сближаться с людьми. Чтобы лучше понять жизнь, людей, молодой Горький исходил всю Россию. Он сменил множество профессий: рыбак на промыслах, ночной сторож, грузчик. Выполняя различные работы, встречая людей, будущий писатель пропускает через себя полученные впечатления, размышляет. Его волнует вопрос, почему в мире так много бессмысленной жестокости. Юноша, будучи неравнодушным человеком, пытается разобраться в этой круговерти жизни.
Молодой Горький понимает, что он “призван для того, чтобы распутать узлы всех заблуждений и ошибок”. Он ощущает в себе призвание литератора и начинает писать. Интересны его ранние романтические произведения, где Горький выступает как автор и оригинальный рассказчик.
В рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды о смелости, силе духа, свободолюбии представлены в виде повествования старого, умудренного жизненным опытом человека: цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагимоглы. И рядом с ними мы видим образ еще одного героя - “проходящего”, слушателя, от лица которого ведется повествование. Назовем его условно автобиографическим героем, так как в его судьбе много общего с судьбой “нижегородского цехового” Алексея Пешкова. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика.
Автобиографический герой - выходец из низов, прикоснувшийся к книжной мудрости. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Слившись с ней воедино, рассказчик умеет поразить нас красотой обыденного. Его видение мира вносит в рассказы романтическое начало, радость, дерзновенность, обилие красок: “С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; . окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море. ”
Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой и старухой Изергиль, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хочет понять истинный смысл жизни, беседуя с этими мудрым-и людьми, потому что главное для него “ходить. ”, “учиться и учить”. Это хорошо понимает Макар Чудра, разговаривая со своим юным собеседником. Старуха Изергиль упрекает молодого и сильного парня в преждевременном старении души. “Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки”.
О настроении героя нигде прямо не говорится. На основании чего мы можем утверждать, что он здесь присутствует? Мы понимаем, что напряженность повествования, необычность описаний, восторженность и музыкальность идет от “проходящего”. Не могут Макар и Изергиль передавать свои чувства таким мелодичным, литературным языком. Да, у них опыт, знание жизни, сказок и легенд, а у него - литературный талант, природное чутье и бесконечная любовь к своему языку. Такие эпитеты и сравнения придают речи особую красочность и эмоциональность. Клочки неба - “темно-голубые”, диск луны - “кроваво-красен”. Глаза девушек и женщин - “темно-синие”.
Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают нам представление о рассказчике - человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.
Автобиографический герой - романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа “фигуру” из народа - то Макара Чудру, то старуху Изергиль, то Надыр-Рагимоглы.
Для рассказчика и автора интересен внутренний мир простого человека и его духовные ценности.
Легенды, песни, рассуждения героев о жизни, рассказы о себе и своих идеалах помогают в раскрытии их образов. Сказания о Данко, о Радде и Зобаре, Изергиль о самой себе рисуют образы прекрасных мужественных и свободных людей. Для этих героев важны их убеждения, ради которых они готовы пойти на смерть. В песнях же даны образы иного типа - символические и аллегорические. Сокол - это символ бесстрашного бойца: “Безумству храбрых поем мы славу”. А Уж - это символ осторожного и здраво мыслящего обывателя. Аллегоричны образы трусливых гагар, пингвина и чаек, которые судорожно мечутся, стараясь спрятаться от реальности, ее перемен.
Легенды и песни значительны сами по себе, но Горькому они нужны для раскрытия идеалов реального человека. То восхищение, с которым рассказчики повествуют о подвигах, бескорыстии, и то негодование, которым проникнуто их отношение к прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствуют об их стремлении к свободе, к подвигу во имя людей, показывают, что в душе человека живет жажда прекрасного.
Эти простые люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным, отрицают в их понимании безобразное.
Горький не просто поддерживает бунтарство своих героев, но и находит опору ему в народной среде.
О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.
Сочувствуя героям-рассказчикам, автор показывает не только их сильные, но и слабые стороны. Так, например, Макар Чудра, который жаждет свободы, прославляет независимость, и в то же время проповедует пассивность в отношении к жизни.
Цыган поет гимн свободе, но его свобода обеспечивается только разрывом с людьми, отсутствием каких-либо связей с ними. Чудра говорит: “Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!”
Старуха Изергиль живет среди людей, ищет человеческой любви, готова ради нее на героические поступки. Почему же так жестоко подчеркнуто писателем безобразие ее старости? Она “почти тень” - это ассоциируется с тенью Ларры. Видимо, потому, что ее путь - жизнь сильного человека, но прожившего для себя. Нет в ней бескорыстия Данко.
Авторское повествование, само по себе романтичное, соприкоснувшись с героическими образами легенд и песен, становится еще ярче.
Ранние романтические рассказы Горького открыли мне не только автора-лирика, но и необычно возвышенных героев, стремящихся к высокой цели.

Читайте также: