Сочинение на тему любовь в повести гоголя старосветские помещики 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор рисует быт старосветских помещиков, показывает в мельчайших подробностях дни, так похожие друг на друга. Несколько меняет привычный уклад приезд гостей. Хотя и в этом случае все идет по заведенному плану, привечать приезжих в доме супругов Товстогуб очень любят.

Так зачем же Гоголь так старательно изображал эту, кажется, ничем не примечательную жизнь? Чему он хотел научить нас, своих читателей? В первую очередь, конечно же, нравственности и семейным ценностям.

Небольшая повесть Николая Васильевича Гоголя наполнена поэзией, источник которой кроется в слаженной семейной жизни главных героев. Владельцы небольшой усадьбы ведут такой уединенный образ жизни, что порой не верится, что еще остались на свете тревоги, волнения, страсти и желания. Попадая в этот райский уголок, ты просто забываешь о существовании иного мира и живешь совершенно иными ценностями и принципами.

Над отношениями нужно работать. Ссоры и размолвки в семейной жизни - не редкость, и вспыхнуть они могут просто на пустом месте. В любой семье, но только не в гоголевской, не в семье Товстогуб. Супруги настолько хорошо понимают друг друга, что для ссор попросту нет причин. Вспомните хотя бы случай со стулом: на вопрос Пульхерии Ивановны о продавленном стуле Афанасий Иванович просит не сердиться и честно признает, что это сделал он.

А как легко старушка угадывает все желания супруга. Просьбы Афанасия Ивановича чем-нибудь закусить исполняются буквально тут же, кажется, он даже не успевает подумать. И что именно хочет отведать муж, тоже знает Пульхерия Ивановна, предлагая ему соленых рыжиков, коржиков с салом, пирожков с маком, спелый ярко-красный арбуз. Афанасий Иванович соглашается, не раздумывая.

А особого восхищения достойно стремление Пульхерии Ивановны найти кого-нибудь заботиться о муже, когда ее не станет. О себе старушка совершенно не думает, ее волнует только муж, как же он останется один. Найдя подходящую кандидатуру – ключницу Явдоху – женщина успокаивается. И уже не остается у нее никаких забот.

Таким образом, мы можем еще раз заключить, что Гоголь учит нас взаимному уважению и любви. Автор хоть и подсмеивается над старичками, но все же описывает их верные и теплые чувства в деталях быта и простых мелочах. В таких, как жарко натопленные комнаты, поющие на все голоса двери, сундуки и сундучочки, ящики и ящички в комнате Пульхерии Ивановны, соловей, распевающий свои рулады над домом, окружающим его садом и дальней рекой.

“Два старичка прошедшего века” вспоминаются автору “среди модных фраков”. Такие старики – украшение отдаленных деревень Малороссии.

Афанасию Ивановичу Товстогубу – шестьдесят лет, Пульхерии Ивановне Товстогубихе – пятьдесят пять. Они чрезвычайно добры и радушны.

Старушка всегда готова угостить всем, что у нее есть в доме. Старик всегда улыбается приветливо. Он совершенно не эгоистичен, всегда живо интересуется делами собеседника, участливо расспрашивает, никогда не ворчит

Детей они за всю жизнь не нажили, поэтому вся их любовь сосредоточилась друг на друге.

Живут старосветские помещики в домике с низенькими комнатками, где от огромных печей, которые топятся соломой, всегда чрезвычайно темно.

У Пульхерии Ивановны множество мешочков с семенами, клубков с шерстью, сундуков и сундучков – запасливая хозяйка, она копит вещи, хотя и не знает, на что их потом употребить. В доме полным-полно мух и даже шмелей и ос.

В доме содержатся крепостные девушки, которым иногда поручается какая-то работа, но в основном они едят и спят.

Иванович мало занимается хозяйством, а Пульхерия Ивановна постоянно что-то сушит, солит, варит и заготавливает впрок.

Присмотр за своим лесом и пашнями эти милые старички поручили приказчику, который безжалостно их обкрадывает: вырубает лес на продажу, свозит в амбары помещиков самую худую муку. Но благословенная украинская земля столько всего производит, что убытка как будто вовсе не замечается.

Главное развлечение помещиков – постоянная еда: за коржиками с салом следуют пирожки и соленые рыжики, за час до обеда – чарочка водки, которая заедается сушеными рыбками. На обед – множество горшочков с блюдами старинной кухни. После обеда полагалось поспать, а после сна на столе появлялся арбуз. Разговоры тоже большей частью крутятся вокруг еды.

Впрочем, если Афанасий Иванович хочет подшутить над супругой, он затевает разговоры о том, что бы сталось, если бы дом сгорел, и кухня сгорела, и кладовая сгорела… Простодушная старушка пугается, и муж ее улыбается довольно.

В приеме гостей, в щедром хлебосольстве выражается вся бесхитростность и доброта души старосветских помещиков.

У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка, которую та любила гладить по шейке. Однажды кошечку сманили дикие коты, обитавшие в лесу за садом. Она пропадала долго, вернулась одичавшая и отощавшая.

Поела – и убежала обратно в лес. Суеверная старушка решила, что это смерть за ней приходила. Она так и объявила мужу, что летом непременно умрет.

Старик рыдал, как ребенок.

Готовясь к смерти, старушка дает распоряжения ключнице Явдохе – как ухаживать за паном. Она совсем не думает о себе и о той страшной минуте, что ее ожидает – только о своем спутнике жизни.

Рыдал старый помещик, провожая покойницу на кладбище, горевал, видя ее опустелый стул. И спустя пять лет после смерти Пульхерии Ивановны он все еще плакал, когда подавали за столом одно из ее любимых кушаний.

Автор по контрасту вспоминает одного блестящего молодого человека, влюбленного в ослепительную красавицу. Неумолимая смерть унесла девушку из этого мира. Влюбленный дважды пытался покончить жизнь самоубийством, но медики спасали его.

Через некоторое время он был весел и счастливо женат.

Афанасий Иванович после смерти той, что составляла смысл его жизни, прожил некоторое время в скорби и печали. Однажды ему во время прогулки по саду послышалось, что женский голос зовет его по имени-отчеству. Он тут же решил, что это покойная жена зовет его к себе. “Положите меня возле Пульхерии Ивановны”, – последние слова, что он произнес перед смертью.

Имение после смерти помещика было окончательно разорено.

Казалось бы, о чем эта небольшая повесть? О пирожках с капустой, соленых грибочках и галушках, о сундучках и мухах, о кошках и предрассудках? Это – повесть о любви.

гоголь старосветские помещики

Прототипы четы Товстогубов

Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович также имеют своих прототипов. Это Афанасий Демьянович и Татьяна Семеновна (девичья фамилия Лизогуб) Гоголь-Яновские — дед и бабка Николая Васильевича. История их женитьбы и совместная жизнь очень напоминают рассказ Гоголя. Старосветские помещики тоже женились против воли родителей. Афанасий Иванович по окончании духовной академии в Киеве тайно увез свою возлюбленную.

Литературовед П. Е. Щеголев проводил также параллель между героями повести и родителями Гоголя. По его мнению, хотя жизнь последних и не была столь спокойной и безмятежной, как у Товстогубов, да и до старости им не довелось дожить вместе, отношения между супругами всегда были такими же теплыми, наполненными любовью и нежностью, как у Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича. Это главные человеческие качества, на которые обращает внимание читателя Гоголь.

Краткое содержание

Николай Васильевич Гоголь, в произведении он выступает в роли рассказчика, делится воспоминаниями о двух ранее живших стариках. Афанасий и Пульхерия Товстогубы жили скромно в одной из отдалённых деревушек. Такие места в Малороссии обычно называли старосветскими. Жизнь в деревне протекала спокойно и все, кто погружались в неё, понимали — в такие моменты нет места грусти.

Афанасию Ивановичу шестьдесят лет, а его супруга была на пять лет моложе. Товстогуб был очень улыбчивым человеком. Пульхерия, наоборот, женщина серьёзная и рассмешить её практически невозможно. Несмотря на это, героиня была очень добрым человеком, это можно было легко понять по её глазам. Глядя на лица супругов, любой может увидеть, что они прожили яркую жизнь, в которой не было место печали и плохим поступкам.

Детей у Афанасия и Пульхерии никогда не было, поэтому они дарили свою любовь только лишь друг другу.

Жизнь супругов

В доме Товстогубов было несколько небольших комнат, заполненных различными вещицами. А также в каждой была установлена печка, так как старики любили находиться в тепле. Афанасий Иванович не занимался практически никакими домашними делами и всё хозяйство лежало на плечах его супруги.


У Пульхерии Ивановны было несколько ежедневных обязанностей: открывать и закрывать кладовку, а также заниматься урожаем. У них в огороде росло множество овощей, фруктов и растений, которые женщина солила, сушила и варила. Во все остальные дела Пульхерия не вмешивалась, чем активно пользовался наглый приказчик, и не стесняясь обкрадывал супругов. Пара даже не замечала недостач, так как их земля была очень плодородной.

У Пульхерии и Афанасия была одна большая страсть — они оба любили поесть. На протяжении дня супруги постоянно что-то ели. Герои часто принимали в своём доме гостей. Они пытались выполнить любые их пожелания и всегда угощали самыми лучшими продуктами. Кроме того, супруги никогда не отпускали гостей в тот же день, и всегда оставляли их на ночь. Все дни героев проходили мирно, они жили в полной гармонии.

Однажды их спокойствие было нарушено одним неприметным событием. Любимую кошку Пульхерии Ивановны заманили в лес дикие коты. Через три дня беглянка вернулась домой, уставшая и похудевшая. Хозяйка её накормила, и кошка вновь убежала через окно, даже не дав себя погладить. Такое поведение животного женщина восприняла как знак. Героиня была уверена в том, что смерть её придёт этим летом.

гоголь старосветские помещики краткое

Повесть условно можно подразделить на несколько частей:

  • знакомство с имением;
  • рассказ о размеренной, спокойной жизни героев и идиллических отношениях между ними;
  • смерть Пульхерии Ивановны и ее последствия.

Повествование начинается с описания типичного старорусского имения и размышлений рассказчика о теплоте и располагающем радушии, всегда веющих от этих уютных небольших домиков, окружающих их садов и добродушных хозяев, какими изображает супругов Товстогубов Гоголь.

Взаимоотношения супругов

Старосветские помещики все дни проводили одинаково. Утром пили кофе. Затем Афанасий Иванович беседовал с приказчиком — узнавал о делах и отдавал приказы (которые мало выполнялись). Потом дважды перекусывали и в 12 часов садились обедать (стол непременно был заставлен множеством разных блюд). После часового отдыха и полдника следовала совместная прогулка по саду. Потом у Пульхерии Ивановны находились дела по дому, а Афанасий Иванович, устроившись в тени навеса, наблюдал за происходящим во дворе. День заканчивался ужином в половине десятого.

Таким образом, вся жизнь помещиков была посвящена повседневным заботам друг о друге и о хозяйстве. Несмотря на ограниченную и даже бесполезную для общества жизнь героев, автора и читателей привлекают в них искренние, чистосердечные отношения, противопоставленные суете и озлобленности города.

повесть гоголя старосветские помещики

Герои произведения

Главными героями повести являются:

  • Афанасий Иванович Товстогубов – помещик, имеет высокий рост, часто улыбается, одет в бараний тулуп, при беседе очень разговорчив, очень привязан к своей супруге.
  • Пульхерия Ивановна Товстогубова – помещица, немного полновата, лицо имеет доброе, хорошая и гостеприимная хозяйка, ее так же характеризует такая черта как мужественность, подтверждением этого является тот факт, что, предчувствуя свою скорую смерть, она не отчаивается, а заботится о будущем мужа.
  • Рассказчик – человек являющийся частым гостем в доме помещиков Товстогубовых, имеет чувственный сентиментальный характер, обладает красноречием. Благодаря его рассказу мы видим нежные и добрые характеры главных героев.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Второстепенными героями повести являются:

  • любимая кошка Пульхерии Ивановны
  • Явдоха — ключница
  • Ничипор — приказчик
  • дворовые девки
  • комнатный мальчик кучер

Все для гостей

Еще одну хорошую черту супругов отмечает Гоголь. Старосветские помещики были очень гостеприимны. Стоило появиться в доме постороннему человеку, он тут же оказывался в центре внимания. Доставались все лучшие яства, наперебой предлагаемые хозяевами. Но главное было даже не это. Поражала сама атмосфера — доброжелательная, теплая, радушная. И все это происходило вовсе не из желания польстить или угодить. Старики абсолютно не умели притворяться. Потому всякий проезжий был рад повидать Товстогубов, рассказать им о новостях и непременно отведать самых вкуснейших блюд.

Трагические предзнаменования

Весьма печально заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь. Старосветские помещики умирают, а их поместье и все нажитое добро идут прахом.

Однажды пропала кошка Пульхерии Ивановны – увели бродячие коты, обитавшие в соседнем лесу. Спустя время животное вернулось. Кошка была в очень неприглядном виде. Хозяйка тут же принялась ее кормить, и уже хотела было погладить, как та прыгнула в окно и вновь убежала. Для Пульхерии Ивановны вся жизнь изменилась в этот миг — она почему-то решила, что приходила ее смерть. Сила самовнушения была настолько велика, что вскоре она действительно слегла и скончалась.

С горечью продолжает повествование Гоголь. Старосветские помещики настолько были привязаны друг к другу, что Афанасий Иванович так и не смог смириться со смертью жены. Когда рассказчик вновь заехал к нему через 5 лет, он поразился увиденному. Некогда бодрый и улыбающийся хозяин превратился в согнувшегося старика. Даже по прошествии времени он не мог выговорить имени супруги — сразу начинали душить слезы. А во всем вокруг были видны следы упадка и запущенности.

Умер Афанасий Иванович так же, как и Пульхерия Ивановна, — услышал ее голос, слег и быстро угас. Перед смертью попросил лишь, чтобы его похоронили рядом с женой.

Анализ произведения Гоголя Старосветские помещики

Основная идея создания произведения- показ жизни людей-обывателей. Старые, добрые герои живут по установленным им правилам и ничего менять не собираются. Их основные потребности еда в неограниченном количестве, глупые рассуждения о кулинарии и беседы, наполненные глупостями. Гоголь хочет показать читателю, как животные потребности поглощают человеческий разум и автор призывает не подаваться пассивной старости.

Главные герои – семейная пара Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Более тридцати лет прожили супруги в мире и согласии. Детишек Бог им не дал, и жили они исключительно друг для друга. Автор не делает акцента на прошлую жизнь, перед читателем пожилые люди, которые понимают, что их дни жизни сочтены. До глубокой старости пара пронесла в сердце свою преданность и безграничную любовь.

Глава дома Товстогубов- высокий мужчина, одевается в одну и ту же одежду, состоящую из тулупа. Он постоянно радуется окружающей жизни, главным человеком в своей жизни считает любимую супругу. Афанасий Иванович никогда не покидал свой родной дом, а о жизни за его пределами знает лишь со слов других. Как и его супруга, он обожает принимать у себя гостей.

Пульхерия Ивановна – толстенькая помещица, изображает из себя домовитую хозяйку. Она как и муж, добрая и приветливая, все свое время она проводит в приготовлении пищи и делая несметные запасы, которые воруют все кому не лень.

В усадьбе нет жесткой руки руководителя, слуги воруют независимо от чина и положения, начиная от приказчика до обычной девки. Гости , приходящие в дом стариков, могли унести их имущество. Поместье постепенно разорялось , герои выживали лишь за счет ежегодного урожая.

Пропажа кота была растолкована хозяйкой как предвестник ее смерти. Женщина старается как можно лучше угодить супругу и беспокоится лишь о его благосостоянии после ее ухода. В этом и заключается великая сила любви.

После смерти супруги Афанасий Иванович не смог жить, он умирает и перед кончиной просит лишь об одном, чтобы его положили рядом с женой.

Тема любви – основная в повести. Через нее прослеживается неоднозначное отношение автора к своим героям. Он видит бессмысленность их существования, ему жалко их бесцельно прожитые годы, но в. то же время Н.В.Гоголь воспевает силу любви , верность супружескому долгу.

Анализ повести Старосветские помещики


Несколько интересных сочинений

Ипполит – молодой юноша, которому скоро предстоит оставить этот свет, он страдает от чахотки и полностью отгородился от мира. Молодой человек всего 17 лет размышляет как умудренный философ.

Настоящее искусство – отражение человеческой жизни, но каждый по своему дает определение этому понятию, я считаю так.

Лермонтов один из самых талантливых поэтов, наверно не возможно найти человека, который не читал его произведений. Бородино-одно из самых запоминающихся произведений этого великого поэта

Я считаю, что жить без людей, отрешенно – невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая

Идея произведения

Основная идея создания произведения- показ жизни людей-обывателей. Старые, добрые герои живут по установленным им правилам и ничего менять не собираются. Их основные потребности еда в неограниченном количестве, глупые рассуждения о кулинарии и беседы, наполненные глупостями. Гоголь хочет показать читателю, как животные потребности поглощают человеческий разум и автор призывает не подаваться пассивной старости.

Главные герои – семейная пара Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Более тридцати лет прожили супруги в мире и согласии. Детишек Бог им не дал, и жили они исключительно друг для друга. Автор не делает акцента на прошлую жизнь, перед читателем пожилые люди, которые понимают, что их дни жизни сочтены. До глубокой старости пара пронесла в сердце свою преданность и безграничную любовь.

Глава дома Товстогубов- высокий мужчина, одевается в одну и ту же одежду, состоящую из тулупа. Он постоянно радуется окружающей жизни, главным человеком в своей жизни считает любимую супругу. Афанасий Иванович никогда не покидал свой родной дом, а о жизни за его пределами знает лишь со слов других. Как и его супруга, он обожает принимать у себя гостей.

Пульхерия Ивановна — толстенькая помещица, изображает из себя домовитую хозяйку. Она как и муж, добрая и приветливая, все свое время она проводит в приготовлении пищи и делая несметные запасы, которые воруют все кому не лень.

В усадьбе нет жесткой руки руководителя, слуги воруют независимо от чина и положения, начиная от приказчика до обычной девки. Гости , приходящие в дом стариков, могли унести их имущество. Поместье постепенно разорялось , герои выживали лишь за счет ежегодного урожая.

Пропажа кота была растолкована хозяйкой как предвестник ее смерти. Женщина старается как можно лучше угодить супругу и беспокоится лишь о его благосостоянии после ее ухода. В этом и заключается великая сила любви.

После смерти супруги Афанасий Иванович не смог жить, он умирает и перед кончиной просит лишь об одном, чтобы его положили рядом с женой.

Тема любви — основная в повести. Через нее прослеживается неоднозначное отношение автора к своим героям. Он видит бессмысленность их существования, ему жалко их бесцельно прожитые годы, но в. то же время Н.В.Гоголь воспевает силу любви , верность супружескому долгу.

Другие сочинения: ← Тема искусства в повести Портрет↑ ГогольДорога в произведении Мертвые души →

Главная мысль

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

Действующие лица повести

главные герои

В повести, которой автор детально описывает жизнь старых помещиков, действующих лиц немного. А вот к главным героям этого произведения можно отнести:

★Старосветского помещика Афанасия Ивановича Товстогуба ★Жена помещика — Пульхерия Ивановна Товстогубиха.

По тексту сюжета читатель очень скоро отметит для себя, что герои этой повести люди простые и очень скромные. Эти кроткие существа смыслом своей жизни сделали заботу друг о друге. Они очень радушны и всегда искренне радуются гостям. Казалось, что теперь они живут лишь только для гостей. Накрывался сразу же стол, словно они знали о посещении, причем на этот стол ставилось все самое лучшее, что было в доме. Но автор противопоставляет им других лиц, которые живут уже по-другому:

•Ключница Явдоха. •Приказчик Ничипор. •Дворовые девки. •Комнатный мальчик. •Любимая кошка Пульхерии Ивановны.

Но чем дальше продолжает развиваться эта история, тем интереснее становится психологические характеристики Гоголя. Например, в главном герое в самой начале повести он отмечает его улыбку, которая всегда была на его лице. Но ближе через время, вспоминая все о той же улыбке, он говорит так об Афанасии Ивановиче:

Так добрый помещик пытался воздействовать на своих собеседников, гостей, показывая, что все скоро образумиться и будет хорошо и замечательно.

Но сами герои не развиваются, и их существование сосредоточилось вокруг растений. Они переживают лишь только о хорошем урожае, больше их ничего не интересует. И каждый день у них похож на вчерашний. Поэтому с таким радушием они принимают гостей, которые приносят разнообразие в их жизнь. И тогда они могут продемонстрировать все изделия, которые есть на кухне. Нарисованная автором идиллия этих двух людей неяркая и неживая, ведь в ней нет никаких волнений души, и она не содержит никаких эмоций.

Главные герои

  1. Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.
  2. Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику. Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят. Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.
  3. Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой Гоголь подробно описывает дом четы Товстогубов и принятый в нем уклад, дает развернутые характеристики своим героям. Читатель узнает об однообразном течении жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. У них есть два развлечения – вкусно поесть и принять гостей. Писатель с любовью рисует картины природы своей малой родины: пышный сад, лес с вековыми дубами, пруд, широкие поля. Не менее обстоятельно рассказывает он о домашней обстановке Товстогубов, вплоть до перечисления картин. Все здесь создает атмосферу старинного уюта и покоя, который Гоголь противопоставляет стремительному течению столичной жизни. Автор признается, что в таких местах он отдыхает душой.

Основные события повести разворачиваются во второй части. Пульхерия Ивановна достаточно странно истолковывает поведение любимой кошечки. Помещица вдруг решила, что животное убежало из дома не просто так, теперь осталось ждать смерти. Мы видим быстрое угасание женщины и большое горе Афанасия Ивановича, пережившего супругу. Трогательно и грустно завершается произведение, перед читателем предстает картина полного разорения поместья.

Гоголь практически ничего не сообщает о прошлом семейной пары, лишь замечает вскользь о том, что тридцатилетний секунд-майор Товстогуб тайно увез Пульхерию Ивановну, поскольку ее родители были против такого союза. Но это короткое замечание многое проясняет в отношениях пожилых супругов. В основе их брака была большая любовь, ведь решиться сбежать, пойти против родительской воли – очень смелый поступок для девушки.

Афанасий Иванович беззлобно подшучивает над своей супругой, с тревогой замечает, что она похудела, а Пульхерия Ивановна стремится накормить мужа вкусненьким и переживает, что некому будет присматривать за ним после ее смерти. У помещиков нет детей, поэтому пожилая чета сосредоточена друг на друге.

Полная наивность стариков в ведении дел оборачивается повсеместным ужасающим воровством. Крадут у Товстогубов все: войт, приказчик, лакеи, дворовые девки и даже гости. Но быт помещиков прост, все их интересы вращаются вокруг еды, а богатая малороссийская земля дает щедрые урожаи, поэтому хватает всем.

По писателю: Гоголь Николай Васильевич






Тема любви

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Сюжет произведения

сюжнт повести

Афанасий Иванович-главный герой повести, который всегда носил тулупчик из бараньей шкуры и отличался своей милой улыбкой. Но зато его жена Пульхерия Ивановна практически никогда не смеялась и не улыбалась, но зато и лицо, и глаза ее излучали много доброты. Эти помещики жили уединенно в далекой деревне, где еще царили старосветские порядки. Их барский домик, низкий и спокойный, гости навещали редко. Поэтому жили они спокойно и равнодушно. Их совсем не тревожили и не волновали те события, которые происходили в мире. У них был свой уютный мир, лишенный чувств.

Во всех комнатах помещичьего домика чего только не было! Различные вещички, которые никому и не нужны были, множество старых и скрипучих дверей, еще больше кладовых, в которых было столько припасов, что ими можно было накормить весь мир. Ведь их приготовлением постоянно целыми сутками занимались практически все придворные, которыми руководила главная героиня. Главные герои ни в чем не имели лишений, поэтому они старательно не замечали того, как и приказчик, да и просто лакеи их обкрадывали.

Кошка хозяйки, которую пожилая женщина так любила, пропадает, скорее всего, в саду, убежав за котами. Три дня героиня искала ее, и вот когда это исхудавшее создание находится, то после кормления не дает погладить ее, а снова убегает, выскочив в окно. Это происшествие заставляет задуматься бедную старушку, которая долгое время ходила с задумчивым и скучным видом, а потом вдруг неожиданно сообщает своему мужу, что это сама смерть приходила за нею и суждено ей скоро умереть.

Старушка умирает, а Афанасий Иванович долго не может понять и осознать то, что все-таки произошло. И только ощутив одиночество своего дома, начинает рыдать герой. Спустя пять лет повествователь опять посещает дом одинокого помещика, но имение изменилось, стало более ветхим. Изменился и сам герой, который все время тоскует по жене. Он согнулся и часто плачет, особенно когда пытается сказать ее имя. Афанасий Иванович через время тоже умирает. Когда он идет по саду, то слышит голос своей покойной жены. И после этого случая он умирает. Его смерть чем-то напоминает кончину его жены. Перед смертью он просит, чтобы его похоронили рядом с Пульхерею Ивановной. С тех пор дом опустел, а имущество растащено.

Эти милые старички не просто верные супруги, они неразделимые, слившиеся в общий двуединый образ.

Читайте также: