В каком классе пишут сочинение по войне и мир

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Первые уроки по роману-эпопее

(История создания. Жанр. Композиция.).

Во всяком произведении

должно быть три условия для того,

чтобы оно было полезно людям:

а) новизна содержания, б) форма или,

как у нас принято называть, талант

и в) серьёзное, горячее отношение

к предмету произведения

Вот только несколько фактов:

Роман состоит из 4 томов, 17 частей, 361 главы.

В романе свыше 569 действующих лиц. Около 200 из них — исторические лица

Действие романа длится более 15 лет.

Черновики и архив романа составляют свыше 5200 рукописных листов.

Сохранилось 15 вариантов начала романа.

Толстой писал роман на протяжении 6 лет, с 1863 по 1869 годы. По историческим сведениям, он вручную переписал его 8 раз, а отдельные эпизоды писатель переписывал более 26 раз.

Магия романа состоит в том, что читателей, в каком бы веке они не жили, роман буквально завораживает, вовлекает в круговорот жизни героев, как бы заставляя быть не просто наблюдателем со стороны, а полноценным участником событий.

И ещё несколько реплик:

Почему же роман, который написан 150 лет назад, продолжает волновать сердца читателей до сих пор?

Толстой нашёл в новой истории России ту уникальную эпоху – Отечественную войну 1812-1814 годов, когда патриотическая, объединяющая идея вышла на первый план, отодвинув мучительные и неразрешимые социальные вопросы. И написал о ней в те короткие мгновения 60-х годов, которые в чём-то рифмовались с эпохой Отечественной войны: после отмены крепостного права Россия, кажется, плавно. эволюционно переходила в новую, бесконфликтную стадию развития.

Что же это был за труд? Какой путь прошёл роман от замысла до воплощения? Об этом вторая часть нашего урока.

5.Как был встречен роман читателями? Почему оценки критиков, современников Толстого, были столь неоднозначны?

Ещё раз повторимся: Толстой создавал свой роман почти семь лет – с 1863 по 1869 годы.

Вспомним ещё раз, что это были за годы в истории России?

А ещё в 1855 году Россия потерпела поражение в Крымской войне, участником которой был и молодой Толстой. Через 7 лет, в 1862 году, были отпразднованы два юбилея: тысячелетие России и 50-летие Отечественной войны.

Первый юбилей – тысячелетие России – был широко отпразднован с одной-единственной целью – поддержать престиж императорской власти в очень непростой момент, создать привлекательный образ правителя и положительный имидж самодержавия в целом. В ходе торжеств настойчиво проводилась параллель между реформаторской деятельностью Александра II и началом русской государственности, а также между самим императором и Рюриком. Фигура русского царя выводилась в образе реформатора, который определяет развитие державы и направляет его во благо подданных. Юбилей 1862 года стал не просто праздником Древней Руси, воспоминанием об истоках славного пути российской государственности, но, прежде всего, мощным пропагандистским актом во славу Великой России, ведомой могучим и просвещенным самодержцем к новым блистательным достижениям.

Второй юбилей - 50-летие Отечественной войны – отмечался несравнимо скромнее. После окончания Крымской войны интерес к войне 1812 года существенно возрос, будучи обусловлен стремлением компенсировать горечь поражения совсем иными, положительными воспоминаниями. Потребность в этом испытывало как общество, так и правительство. Со стороны правительства именно стремлением протянуть нить к славному прошлому объясняются и назначение на годовщину Бородинской битвы коронации Александра II в 1856 году, и приуроченное к этой же дате открытие памятника тысячелетию России в Новгороде в 1862 году. В коллективном сознании память об итогах Крымской войны останется жить долгие годы; как раз к 1862 году национальные чувства вспыхнули с новой силой в связи с 50-летним юбилеем победы над Наполеоном.

Кроме того, слишком очевидными были параллели между реалиями российской действительности первой четверти и последней трети XIX века. И Отечественная, и Крымская войны обострили целый ряд военных, социальных и политических проблем в стране, поставили новые общественные вопросы, в частности, касающиеся взаимоотношений народа и власти. В 1860-е годы возникают попытки получить на них принципиально новые ответы. Причины победы над Наполеоном, роль народа в войне, идея объединения всех сословий вокруг трона для борьбы с внешним врагом, соотношение чисто военного и патриотически-героического факторов как слагаемых успеха – уже сам факт обсуждения подобных тем был ранее немыслим и крайне болезненно воспринимался официальными инстанциями. Весьма актуальный в эпоху падения крепостного права вопрос о роли народа в исторических событиях вовсе не мог воодушевить правящие круги, и правительство эту бородинскую годовщину, по сути, игнорировало.

В свою очередь, либеральные и радикальные круги использовали юбилей в своих целях. Выдвижение на первый план роли народа в великой победе, так же как и версия о том, что события 1812 года следует рассматривать как исключительно военную победу силами армии, а не отдельных личностей, в том числе императора и его генералов, противоречили взгляду верховной власти на прежние времена.

Оппозиционная правительству печать была полна материалами о 50-летии Отечественной войны и Бородинской битвы; юбилей тысячелетия Руси в Великом Новгороде старательно игнорировался. Точно так же и правительственные круги фактически замалчивали юбилей 1812-го года, а официальные лица не посещали соответствующие мероприятия. В целом 50-летие Отечественной войны 1812 года принесло правительству столько неприятных осложнений, что на протяжении последующих тридцати с лишним лет власть не допускала и мысли о каких-либо юбилейных торжествах.

В 1861 году писателю 33 года. За плечами участие в Крымской войне, оборона Севастополя, три поездки за границу (посещает Францию, Швейцарию, Италию и Германию), организация школы для крестьянских детей в своём имении Ясная поляна, где сам увлечённо ведёт уроки, сам создаёт учебники, издаёт педагогический журнал.

« Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливы (Л.Н. Толстой – двоюродной тётке А. А. Толстой, 28 сентября 1862 г.).

Фотографии той поры, когда Толстой пишет самое крупное из своих произведений, запечатлели человека со светлым, счастливым выражением лица. На портретах человек с вдохновенным, сосредоточенным взглядом, увлеченный любимым делом. И действительно, это было лучшее время в долгой и трудной жизни Толстого, пора расцвета его физических и творческих сил.

Легко увидеть, что первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости будущих декабристов, прошедших через бури Отечественной войны 1812 года. Вторая пора – это 20е годы с их кульминацией восстанием в Петербурге 14 декабря 1825 года. А третья пора это 50е годы, середина века, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки, время ожидания и подготовки больших перемен в жизни России.

В ходе работы над произведением писателю пришлось сузить рамки

Бодрый, жизнерадостный тон писем Толстого из Боролина свидетельствуют о большом душевном подъёме, которым он был тогда охвачен.

1.Поиски начала (февраль 1863 – первая половина 1864 года).

2.Создание первой завершённой редакции (вторая половина 1864 – последние месяцы 1867 года).

3.Переработка ранней редакции – создание окончательного текста, работа над корректурой в процессе печати (1867-декабрь 1869 года).

Трактовки смысла заголовка романа Толстого

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт прямо-таки военные действия… Князь Василий не сдаётся и продолжает войну - уже за самого Пьера, вместе со всем его наследством…

3. Т.П.Буслакова: «Основной вопрос сформулирован в названии романа. На взгляд Толстого, в мировой истории существует две главных тенденции – к соединению и обособлению людей. Единство понимается не только как социальное равенство, но и как дружба, а также соединение любящих сердец в браке, семье…, как понимание между людьми разной национальной, социальной принадлежности… Наконец, соединяет людей одушевлённость общей идеей…

- Обсудим, что у вас получилось при выполнении заданий.

- А теперь продолжаем лекцию .

И даже знаменитый М. Е. Салтыков-Щедрин заявил, что эта книга напоминает ему болтовню бабушек и нянюшек.

IV . Жанр и композиция романа Толстого.

Что же это за жанр?

В современной трактовке роман-эпопея – это масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека. Как видно из определения, роман-эпопея предполагает наличие двух обязательных пластов:

- изображение крупного исторического события, охват длительного периода истории;

- рассказ о жизни людей в изображаемую эпоху.

Кроме этого, литературоведы отмечают следующие признаки эпического начала в произведении:


Текст: Ирина Ивойлова/РГ

Фото: В. Кожевников/ ТАСС

barkina

Если школьные программы по математике или биологии никто не рвется менять, то вокруг литературы постоянно идут споры. Нужен или нет "золотой список" обязательных для изучения книг? Давать или нет список литературы на лето? Вводить ли устный экзамен по литературе? Каких авторов современные дети не в состоянии понять? Об этом корреспондент "РГ" беседует с заместителем директора московской школы N1269, финалистом одного из конкурсов "Учитель года Москвы" Екатериной Баркиной.

Екатерина Алексеевна, одно из последних предложений - изучать Толстого и Достоевского факультативно, так как для учеников эти авторы слишком сложны. Вы за или против?

Екатерина Баркина: Если поставить задачу досконально изучить "Преступление и наказание" и "Войну и мир", то надо исключить все остальные произведения из программы. И целый год читать только эти. Тогда ученики поймут и философию Толстого, и его логику изображения исторических событий, и нравственно-философскую позицию Достоевского. Но это дело студентов-филологов. Задача школы иная - привить ученикам вкус к чтению, показать, что такое хорошая литература, которая заставляет читателя сопереживать, рассуждать. А это и Достоевский, и Толстой. Если все время читать беллетристику, "легкую" литературу, никогда не выработается вкус к переживаниям, сильным эмоциям. А чтение - отдых только тогда, когда ты понимаешь, что эти эмоции, переживания тебе приносят удовольствие, делают тебя лучше.

То есть список обязательных авторов не меняем?

Екатерина Баркина: Пересматривать программу по литературе необходимо, потому что в ней остаются произведения, которые отсеяны временем. В то же время появились и новые, достойные изучения. Но есть база, первооснова, от нее отказываться нельзя ни в коем случае. Это Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой и многие другие.

Мне кажется, литература ХIХ века - это своеобразная философия литературных открытий.

Не понимаю, как можно читать и понимать литературу ХХ века, если не прочитать, например, "Легенду о Великом инквизиторе" из "Братьев Карамазовых" или не иметь представления о романе Чернышевского "Что делать?"? Как потом читать антиутопии Евгения Замятина "Мы", Дж. Оруэлла "1984"? Как понимать произведения Михаила Булгакова?

А Замятин есть в программе?

Екатерина Баркина: Да, в 11-м классе. И, между прочим, это одно из самых читаемых произведений.

Почему Замятин в 11-м классе, а такие сложные авторы, как Толстой и Достоевский, изучаются в 9-10-м?

Екатерина Баркина: Сейчас обязательным является только начальное общее и основное общее образование, т.е. с 1-го по 9-й класс. И если раньше с 9-го по 11-й класс была линейная программа по литературе (9-й класс заканчивали "Мертвыми душами" Гоголя), то теперь основной курс заканчивается в 9-м классе, и необходимо пройти все - от "Слова о полку Игореве" до "Судьбы человека" Шолохова. А в 10-м классе изучаем классическую литературу ХIХ века, начиная с Пушкина, в 11-м - литературу ХХ века, в том числе и Замятина.

Какие книги из школьной программы даются ученикам труднее всего?

Мне кажется, это методическая ошибка. Все равно что начинать знакомство с искусством с Босха: человеку, который толком еще не знает реализма, сразу предлагают понять сюрреализм. "Историю одного города" стоит изучать вместе с "Историей государства Российского" Карамзина в старшей школе. Почему? Потому что Карамзин посмотрел на историю как реалист, а Салтыков-Щедрин - как сатирик, даже как сюрреалист, хотя направление это и сформировалось только в начале ХХ века.

Получается, надо больше заниматься не содержанием, а методикой преподавания литературы?

Екатерина Баркина: Конечно. В том числе необходимо предусматривать соответствие литературного периода тому, что учат школьники на уроках истории. Например, в 5-м классе изучается повесть Тургенева "Муму".

"Почему Герасим не взял Муму с собой и не ушел с ней в деревню?" - такой самый частый вопрос ребят после прочтения.

О крепостном праве дети имеют весьма отдаленное представление, потому что изучают в этот момент "Историю Древнего мира", древние цивилизации.

Вообще программа по литературе в 5-7-х классах очень дробная: практически каждый урок - новое произведение. А что такое один урок на рассказы Астафьева, Распутина, Нагибина? Для того чтобы научиться понимать слово, авторскую позицию, почувствовать стиль автора, нужно время.

В каких классах совпадают по историческому времени программы по истории и литературе?

Читаем, допустим, "Обломова". В ответ на вопрос: кто лучше, кто нужен России - Обломов или Штольц, - к сожалению, обычно называют последнего. Спорю с ними: "Что же получается: Гончаров написал роман о человеке, который просто лежит на диване и ничего не делает? Почему же тогда Ольга, выйдя замуж за замечательного Штольца, несчастна с ним? А вы перевели с немецкого на русский язык фамилию Штольца?" С сожалением констатирую: редко кому приходит в голову заглянуть в словарь.

Может, классику как-то иначе надо доносить?

Екатерина Баркина: Надо менять взгляд на обучение. Современные дети сегодня заглядывают на шаг вперед: "Я учу это, а зачем мне это нужно? Как я смогу применить это в жизни?"

Новые образовательные стандарты как раз направлены на обучение для жизни, но учителям, к сожалению, очень тяжело перестроиться и отойти от прежней знаниевой парадигмы.

Я прихожу на урок и спрашиваю педагогов: "Какой прием, какие задания, предложенные ученику, работают на формирование универсальных учебных действий?" Это вопрос часто вызывает затруднение.

Значит, учителя не понимают, что от них требуется?

Екатерина Баркина: Получается так: учитель находится в рамках своего предмета, в рамках школьной программы, а, например, работа с ученическими проектами требует выхода из зоны комфорта. Скажем, ученики выбирают тематику, не связанную с программой: Древнюю Грецию, восточную литературу, японские стихи хокку и многое другое. Учителю самому надо открывать этот проект для себя. А у него нет времени, а часто - и желания.

Разве словесник не обязан все это знать?

Екатерина Баркина: В рамках программы - да, все остальное - это вопрос профессионального мастерства, кругозора. В профессиональном стандарте сказано: "Педагог должен демонстрировать знание предмета и программы обучения", нет детализации предметного содержания. Если бы такой перечень был, я, как завуч, могла бы попросить учителя, например, сдать ЕГЭ, пройти независимую экспертизу предметных знаний. А в стандарте прописано, какими профессиональными компетенциями должен владеть учитель, как вести воспитательную работу, к каким изменениям должен быть готов. А это можно оценить только по результатам обучения, воспитания и развития школьников.

Извините, а вы сами ЕГЭ по литературе или по русскому языку сдавали?

Вы даете ученикам список литературы на лето?

Екатерина Баркина: Даю два списка. Один дублирует программу, которую будем проходить в следующем году. Второй включает литературу по возрасту, и этот список стараюсь каждый год обновлять. В нем есть и современные произведения для разных возрастов: Ю. Нечипоренко "Смеяться и свистеть", В. Ледерман "Календарь ма(й)я", А. Дорофеев "Божий узел", "Сахарный ребенок" Ольги Громовой, "Черновик человека" М. Рыбаковой, "Лестница Якова" Л. Улицкой, "Зулейха открывает глаза" Гузели Яхиной и многие другие.

На встречах с коллегами обязательно обмениваемся впечатлениями от прочитанных нами и нашими детьми книг, составляем списки. У меня накопилась уже целая тетрадь.

Как вы считаете, четыре года бакалавриата достаточно, чтобы подготовить хорошего учителя?

Екатерина Баркина: Достаточно, если бы была грамотно написана программа, которая включала бы философию, психологию, педагогику, методику, дидактику и предметное содержание. А то бывает, что выпускники педвузов пишут с ошибками.

Подготовка должна быть такой же, как у врачей.

Сначала бакалавриат и магистратура, специалитет, а потом своего рода ординатура - педагогическая практика - работа в школе в рамках системы наставничества. И смысл этого этапа не в том, что педагогу доплачивают как молодому специалисту, а в том, что за ним закреплен куратор, наставник, который его консультирует, делится с ним секретами мастерства, просто учит работать. Филологам в педвузах не хватает латыни, а в классических университетах можно давать больше методики и психологии.

Может, стоит давать побольше педагогики в классических университетах?

Екатерина Баркина: Педагогика в университетах есть, но, по моим воспоминаниям, - это был один из самых скучных и неинтересных курсов. Возможно, мне не повезло. А педагогика должна быть совмещена с психологией, философией, социологией и другими антропологическими дисциплинами. Надо найти золотую середину между классическим университетским и педагогическим образованием.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Из школьной программы ребятам даются труднее всего "Муму" Тургенева, "Миргород" Гоголя, "Тарас Бульба" Гоголя, "История одного города" Салтыкова-Щедрина, "В дурном обществе" Короленко. А с удовольствием читают: Булгакова, Маяковского, Блока, Мандельштама, Цветаеву, Замятина.

Галина Пономарева, завотделом "Музей-квартира Ф. М. Достоевского" Государственного литературного музея, кандидат филологических наук:

Достоевского исключать из школьной программы нельзя. Но можно рекомендовать учителю выбирать, какие произведения изучать: "Преступление и наказание", "Униженные и оскорбленные" или "Бедные люди" (в младших классах - "Мальчик у Христа на елке", "Мужик Марей"). Я бы, конечно, остановила выбор на "Преступлении и наказании". Разве философская мысль "Тварь я дрожащая или право имею?" сложна для подростка в 16 лет? Это сегодня еще и важный цивилизационный вопрос.

К чтению Достоевского ученик средней школы должен быть подготовлен. Я за то, чтобы учителя давали детям на лето короткий, но реальный список литературы. В нем должны быть "Слово о полку Игореве", Фонвизин, Крылов, Радищев (можно в отрывках), Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Некрасов. Обязательно "Война и мир" Толстого, "Тихий Дон" Шолохова, Солженицын, Распутин, Вампилов ("Утиная охота"). Что-то из Блока, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака. Не думаю, что в этот список стоит включать Улицкую, Сорокина, Дмитрия Быкова.

357431.jpg

Ассоциация учителей литературы и русского языка предлагает начинать изучение в школах романа-эпопеи "Война и мир" Льва Толстого с пятого класса. Об этом сообщил председатель исполкома ассоциации Роман Дощинский.

"Можно пошатнуть каноны закреплённости за каким-то классом, перераспределить эту классику, разбросать её. Может, какие-то фрагменты изучать ранее. Мы знаем известные пейзажные зарисовки из "Евгения Онегина", их дети вполне нормально осваивают в начальных классах. То же самое с "Войной и миром": какие-то фрагменты оттуда можно изучать уже в пятом классе", - цитирует агентство городских новостей "Москва" Дощинского.

Споры о школьном курсе литературы ведутся нескончаемо. Какие учебные часы сократить, а какие добавить, кого из писателей "проходить", а кого не обязательно, на чем делать акценты при разборе тех или иных произведений, а на чем заостряться не стоит — мнения на сей счет то и дело сталкиваются и меняются со сменой погоды на дворе, причем меняются подчас на полную свою противоположность.

Напомним, в этом году был полнят вопрос: а нужно ли вообще проходить в школе классику? Мол, эти прекрасные произведения достаточно сложны для понимания, нужен умный учитель, который был бы проводником между текстом и учеником, а таких учителей у нас, к сожалению, меньше, чем хотелось бы. А один известный чиновник прямо заявил, что он в свои шестнадцать лет читал "Преступление и наказание" и ощутил скуку, ничего не поняв, поэтому, значит, не обязательно включать этот роман в школьную программу.

Но эксперты уверены: ничего с русской классикой поделать нельзя, она была и останется нашей школьной программой. И вы никогда никем не замените Пушкина, Толстого, Достоевского.

Ранее об изменениях, которые ждут ЕГЭ по литературе, рассказала министр образования Ольга Васильева:

— В следующем году серьезные перемены ждут экзамен по литературе — это будет совсем другой экзамен, в нем полностью будут отсутствовать какие-либо тестовые задания, это будет экзамен, в котором будут только творческие задания с большим развернутым ответом, связанные с теорией литературы. То есть, во-первых, задания увеличатся, они будут требовать хорошего знания текста, а во-вторых, будут повышены требования к самому сочинению.

Ольга Васильева заявила, что одним из средств, которое может вернуть интерес к чтению, изучению классической литературы, станет сочинение.

— Пройдет 2,5 года и оно примет классический вариант, как это было раньше, — пообещала она. То есть объем его станет больше. А оценки за него будут ставить не только эксперты, как происходило раньше, но и школьные учителя.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Цель:
учить работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать личность, стремящуюся к самопознанию и самосовершенствованию

Оборудование:
портрет Л. Н. Толстого, рабочие материалы к творческим работам, иллюстративный материал, раздаточный материал.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Охарактеризуйте войну и мир как два собирательных художественных образа, отражающих два универсальных состояния человеческого бытия.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений (запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Л. Н. Толстого

Комментарий.
Учитель записывает темы на доске и организует из обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация-объяснение учителя

— Композиция любого сочинения состоит из трёх обязательных элементов:
вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют в композиции сочинения сходную роль.

Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

Распространённые недостатки при написании вступления и заключения

• Изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
• выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
• очень длинное, затянутое вступление.

Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы к нему есть отсылка; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Учитель, читающий сочинение, не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.

3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом (работа в парах)

Ошибки при написании сочинения

Нужно ли составлять план и нужно ли переписывать его в чистовик?
Целесообразно составить для себя рабочий план и написать его в черновике. Если план будет переписан в чистовик, то все ошибки, которые окажутся в плане, будут учтены при выставлении оценки. Наличие плана в чистовике не является обязательным.

Нужен ли эпиграф?
Сам факт наличия эпиграфа не улучшает оценку, так же как факт его отсутствия — не снижает. Всё зависит от того, что представляет собой сочинение в целом. Если эпиграф приводится, то он должен быть оформлен в соответствии с существующими правилами.

Можно ли привести цитату не дословно?
Цитата потому и называется цитатой, что является точным воспроизведением части текста. Если вы не помните цитату точно, то соответствующую часть текста лучше изложить своими словами. Неточно приведённая цитата является фактической ошибкой.

Как расставлять в цитате знаки препинания?
Существуют две возможности. Можно расставить знаки препинания так, как они расставлены у автора. Но можно поступить проще: расставить знаки препинания по современным правилам.

4. Самостоятельное составление планов, написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

В поисках смысла жизни
(Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского)

I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев романа.

II. Духовные искания Андрея Болконского:

1. Поиск истинного, достойного дела:

1) неудовлетворённость светским обществом;
2) разочарованность в семейной жизни;
3) мечта о подвиге, стремление к славе;
4) желание обрести уверенность в себе на военной службе.

2. Участие в войне 1805 г.:

1) чувство воинского долга, воспитанное отцом;
2) неприятие законов света в среде военного офицерства;
3) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;
4) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности);
5) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;
6) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своём кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе);

3. Смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений.

4. Уход в себя, отречение от активной жизни.

5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея.

6. Встреча с Наташей в Отрадном, воплощение мыслей Андрея в образе дуба — символе замирания и возрождения.

7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.

8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком.

9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, сосредоточенность на себе).

10. Участие в войне 1812 г. — решающий этап в жизни Болконского:

1) возвращение в армию, стремление быть полезным отечеству, слияние с судьбой народа;
2) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;
3) нравственный подвиг Андрея на Бородинском поле — подвиг выдержки и силы духа;
4) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необходимость любви к людям;
5) чувство жалости к Курагину;
6) возрождение любви к Наташе;
7) смерть Андрея.

I. Образы Кутузова и Наполеона — психологические и нравственно-философские полюса романа.

II. Кутузов и Наполеон — свет и тень романа.

III. Воплощение в образах Кутузова и Наполеона идей мира и войны.

2. Герои, тяготеющие к Кутузову, несущие идеи мира, стремящиеся победить любые античеловеческие проявления.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Читайте также: