Проблема истины сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

Многие столетия человечество задумывается над вечны­ми вопросами бытия. Во только некоторые из них: что нуж­но сделать для того, чтобы изменилась к лучшему жизнь, в чем сила одних и бессилие других, можно ли прожить без лжи, в чем истина, нужна ли она. Свое видение этих вопро­сов представляет Лев Николаевич Толстой, величайший рус­ский писатель и мыслитель.

Автор обращается к проблеме осознания истины и выра­жения ее. Для того чтобы привлечь читателя к размышле­ниям, Л.Н. Толстой точно, логично, убедительно рассуждает о том, зачем человеку знание истины и кто из людей, не­смотря на возможное наказание, боль потерь и страх одино­чества, решается ее высказать. Позволим себе следовать мыслям великого писателя и понять сложную последова­тельность его рассуждений.

Невозможно не согласиться с мнением Л.Н. Толстого: основанием для общественного развития служат не револю­ции и войны, а положительное изменение общественного мнения благодаря людям, сумевшим осознать истину и сме­ло высказать ее там, где царят отжившие, закоснелые пред­ставления о жизни, там, где большинство уже давно думает и чувствует по-новому, но не решается на открытую общест­венную позицию.

Проблема осознания истины и ее смелого высказывания, на мой взгляд, является одной из важных проблем русской классической литературы. Все положительные герои или мучительно ущут истину, или, после многих испытаний, найдя ее, несут людям. И тогда, как это ни парадоксально, томительная и мучительная жизнь не желающего искать истину большинства становится лучше, чище, правдивее.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поиски источников изменения жизни к лучшему всегда были одной из важнейших проблем человечества. Основой изменений должно стать общественное мнение, которое формируют яр­кие, сильные личности, для которых правда, милосердие, сострадание — главные нравственные истины.

Текст

(1)Для того чтобы совершились самые великие и важные изменения в жизни человечества, не нужны никакие подви­ги: ни вооружение миллионов войск, ни постройки новых до­рог и машин, ни устройства выставок, ни устройства союзов рабочих, ни революции, ни баррикады, ни взрывы, ни изо­бретения, ни воздухоплавание и т.п., а нужно только изме­нение общественного мнения. (2)Для изменения же общест­венного мнения не нужно никаких усилий мысли, не нужно опровергать что-либо существующее и придумывать что-либо необыкновенное, новое, нужно только не поддаваться ложно­му, уже умершему, искусственно возбуждаемому правитель­ствами общественному мнению прошедшего, нужно только, чтобы каждый отдельный человек говорил то, что он дейст­вительно думает и чувствует, или хоть не говорил того, чего он не думает. (3)И только бы люди, хоть небольшое количе­ство людей, делали это, и тотчас само собой спадет отжившее общественное мнение и проявится молодое, живое, настоя­щее. (4)А изменится общественное мнение, и без всякого усилия само собой заменится все то внутреннее устройство жизни людей, которое томит и мучает их.

(6) Совестно сказать, как мало нужно для того, чтобы всем людям освободиться от всех тех бедствий, которые те­перь удручают их: нужно только не лгать. (б)Пускай только не поддаются люди той лжи, которую внушают им, пусть только не говорят того, что они не думают и не чувствуют, и тотчас же совершится такой переворот во всем строе нашей жизни, которого не достигнут революционеры столетиями, если бы вся власть находилась в их руках.

(7) Только бы верили люди, что сила не в силе, а в прав­де, и смело высказывали бы ее, или хоть только бы не от­ступали от нее словом и делом: не говорили бы того, чего они не думают, не делали бы того, что они считают нехоро­шим и глупым.

(8) . Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении ее, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты. (9)Но та духовная сила, которая движет миром, она даже не в книге, не в газете, она неуловима и всегда свободна, она в глубине сознания людей. (Ю)Самая могущественная и неуловимая, свободная сила эта есть та, которая проявляется в душе че­ловека, когда он один, сам собою обдумывает явления мира и потом невольно высказывает свои мысли своей жене, бра­ту, другу, всем тем людям, с которыми он сходится и от ко­торых считает грехом скрыть то, что он считает истиной. (И)Никакие миллиарды рублей, миллионы войск и никакие учреждения, ни войны, ни революции не произведут того, что может произвести простое выражение свободным чело­веком того, что он считает справедливым независимо от то­го, что существует и что ему внушается.

(12)Один свободный человек скажет правдиво то, что он думает и чувствует среди тысяч людей, своими поступками и словами утверждающими совершенно противоположное.

(13)Казалось бы, что высказавший искренно свою мысль должен остаться одиноким, а между тем большей частью бывает так, что все или большинство уже давно думают и чувствуют то же самое, только не высказывают этого. (14)И то, что было вчера новым мнением одного человека, делает­ся нынче общим мнением большинства. (15)А как скоро ус­тановилось это мнение, как тотчас незаметно, понемногу, но неудержимо начинают изменяться поступки людей.

(16) Все мы плачемся на безумный, противоречащий все­му нашему существу порядок жизни, а не только не пользу­емся тем единственным находящимся в нашей власти могу­щественнейшим орудием: сознания истины и выражения ее, но, напротив, под предлогом борьбы со злом уничтожаем это орудие и приносим его в жертву воображаемой борьбе с этим порядком.

(17) Один не говорит той правды, которую он знает, по­тому, что он чувствует себя обязанным перед людьми, с ко­торыми он связан, другой — потому, что правда могла бы лишить его того выгодного положения, посредством которо­го он поддерживает семью, третий — потому, что он хочет достигнуть славы и власти и потом уже употребить их на служение людям; четвертый — потому, что он не хочет на­рушать старинные священные предания, пятый — потому, что он не хочет оскорблять людей, шестой — потому, что высказывание правды вызовет преследование и нарушит ту добрую общественную деятельность, которой отдается или намерен отдаться.

(18) Для того чтобы изменился противный сознанию лю­дей порядок жизни и заменился соответственным ему, нуж­но, чтобы отжившее общественное мнение заменилось жи­вым, новым. (19)Для того же, чтобы старое, отжившее общественное мнение уступило место новому, живому, нуж­но, чтобы люди, сознающие новые требования жизни, явно высказывали их. (20)А между тем все люди, сознающие все эти новые требования, один во имя одного, другой во имя другого, не только умалчивают их, но словом и делом ут­верждают то, что прямо противоположно этим требованиям. (21)Только истина и высказывание ее может установить то новое общественное мнение, которое изменит отсталый и вредный порядок жизни, а между тем мы не только не вы­сказываем той истины, которую знаем, а часто даже прямо высказываем то, что сами считаем неправдой.

Сочинения для ЕГЭ (часть С)

Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем должна состоять цель жизни? (751)

Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности? (845)

Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойствен­ную природу. Он становится и смертельным заклятием, и выс­шим божественным даром. Служение искусству.

Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека (840)

Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка таланта художника? Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник? (689)

Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит настоящее счастье? (887)

Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит неповторимое очарование русской женщины, ее душевная красота? (684)

Аргументы к сочинению ЕГЭ. Внешность человека, красота и безобразие (710)

Аргументы к сочинению ЕГЭ. Должен ли быть у молодого человека наставник? Каким он должен быть? (578)

Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как внешний облик человека влияет на его общение с окружающим миром? Проблема противостояния красоты и безобразия. Проблема контраста внешности и внутреннего мира человека. (831)

Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов? (695)

6 готовых уникальных сочинений ЕГЭ по тексту К. Г. Паустовскому (есть неоспоримые истины, но они часто), для варианта №31 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

  • Проблема влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика. (Как знание смежных с писательским творчеством областей искусства влияет на произведения прозаика?)
  • Проблема отношения писателя к смежным с писательским мастерством областям искусства. (Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства?)
  • Проблема появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво. (В чём причины неспособности писателя ярко и правдиво отразить действительность?)
  • Проблема внимательного отношения к окружающей действительности. (Как научиться видеть всё то прекрасное, что нас окружает?)

Сочинение ЕГЭ №1

Все виды искусств так или иначе взаимосвязаны. Писатель же должен быть особенно внимательным к смежным областям. Это наблюдатель, который не может упустить из виду ни одной мельчайшей детали. В предложенном тексте К.Г. Паустовского поднимается проблема отношения писателя к другим видам искусства.

Итогом размышлений К.Г. Паустовского становится такая позиция: если писатель является настоящим мастером, он не может пренебрегать знанием поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки.

Таким образом, смежные области искусства помогают писателю по-новому взглянуть на мир, а такой взгляд необходим для создания художественного произведения. Прозаик должен стремиться к тому, чтобы его читатель с каждой новой страницей делал для себя интересные открытия.

Сочинение ЕГЭ №2

Влияет ли знание различных видов искусства на писательское мастерство? Необходимо ли изучать поэзию, музыку, архитектуру и живопись, чтобы стать хорошим писателем? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя К. Г. Паустовского.

Раскрывая проблему влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика, автор опирается на личный опыт и собственные рассуждения, приводит пример из своей молодости. Утверждение автора о том, что писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, является яркой иллюстрацией того, что нужно смотреть на окружающую действительность внимательно, а неумение видеть свидетельствует о недостатке культуры, знания других видов искусства. Вторым примером может служить совет художника юному писателю о том, что нужно попробовать смотреть на всё с мыслью о том, что всё это надо написать красками.

Оба эти примера, дополняя друг друга, свидетельствуют о том, что необходимо в писательской деятельности обращаться к помощи других видов искусства, а для этого нужно их изучать.

Авторская позиция заключается в следующем: знание поэзии, архитектуры, скульптуры и музыки необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, литература и проза как часть искусства слова являются видом искусства, куда входят живопись, музыка, архитектура и скульптура. Знание этих видов искусств необходимо для того, чтобы проза была эмоционально богатой, насыщенной, яркой, полной глубокого смысла. Борис Пастернак, прежде чем стать поэтом, увлекался живописью, музыкой и философией. Эти увлечения повлияли на художественное своеобразие стиля писателя, его лирика обладает и живописностью, и музыкальностью; кроме того, она наполнена глубоким философским смыслом.

В заключение подчеркнём, что искусство – это художественное освоение реальной действительности, и в познании окружающего мира большую роль играют все виды искусства, которые способны взаимодействовать, взаимопроникать друг в друга, обогащать художественное произведение.

Сочинение ЕГЭ №3

Часто можно слышать от людей, что они не любят живопись или музыку, стихи или архитектуру. Но не обедняем ли мы себя, отказываясь от восприятия тех видов искусств, которые кажутся нам не особо близкими?

Мне думается, текст К. Г. Паустовского посвящен именно этой проблеме — важности для прозаика понимания другого искусства.

Далее автор приводит совет знакомого художника, который научил ясно и четко видеть его самого. Секрет в жадной наблюдательности, которая помогает видеть ясно и дает пищу душе и уму. Паустовскому стало очень обидно, что он с самого начала не умел смотреть на мир как художник: он очень многое пропустил.

Автор уверен, что глубокое понимание другого искусства (например, живописи) удивительно обогащает прозаика.

С автором невозможно не согласиться. Действительно, человек, который интересуется искусством, постепенно учится видеть и слышать то, на что прежде он не обращал внимания. Это делает его внутренний мир более ярким и многоцветным, насыщает его новыми звуками и линиями. Неслучайно у многих великих людей был не один талант, а несколько. Например, М. Ю. Лермонтов был не только великим писателем, но и талантливым художником, А. С. Грибоедов сочинял музыку, а Н. В. Гоголь был прекрасным комическим актером.

Я стараюсь уделять внимание своему образованию в области живописи, музыки и театра: хожу на спектакли, концерты, посещаю выставки и музеи. Я уверен, что знакомство с произведениями разных искусств поможет и мне стать образованнее, обогатит мой внутренний мир.

Сочинение ЕГЭ №4

Как научиться видеть прекрасное во всем? На данный вопрос отвечает в своем тексте русский писатель К.Г. Паустовский.

С автором текста трудно не согласиться. Если не обращать пристального внимания на окружающий мир, то не получится увидеть все то прекрасное, что нас окружает. Об этом рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что способность видеть красоту окружающего мира развивается с помощью внимательного отношения ко всему, что окружает человека.

Сочинение ЕГЭ №5

Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства? Должен ли он интересоваться живописью, архитектурой, музыкой? Именно эти вопросы волнуют К. Паустовского, автора предложенного для анализа текста.

Эти два примера взаимосвязаны и важны для понимания проблемы, поскольку показывают мнения двух людей на один и тот же вопрос и доказывают, что смежные с писательским творчеством области искусства очень важны для прозаика.

Автор считает, что писатель не должен пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, в том числе должен интересоваться поэзией, живописью, архитектурой, скульптурой и музыкой. Эти знания наполняют красками, свежестью и характером работы прозаика. Я согласен с мнением автора. Писатель должен быть подкован в разных видах искусства, чтобы его работы были полны жизненных образов и искренних эмоций.

В мире искусства есть немало примеров, которые подтверждают мою мысль, один из них – это Борис Пастернак. Известный поэт был хорошо знаком и с другими видами искусства – он увлекался живописью, музыкой, философской наукой. Такой широкий спектр знаний, безусловно, оказал влияние на его творчество, у которого сегодня тысячи поклонников.

Таким образом, писатель должен изучать разные виды искусства, чтобы его произведения были наполнены глубоким смыслом и выразительными образами.

Сочинение ЕГЭ №6

В данном тексте К. Г. Паустовский, известный русский писатель, поднимает проблему влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, музыки и скульптуры на творчество прозаика.

Чтобы привлечь внимание читателя к данному вопросу, автор рассказывает нам о том, что часто сталкивается с ситуацией, когда после прочтения книги в памяти не остается ничего, кроме сутолоки серых людей.

Паустовский отмечает, что литературные произведения являются по-настоящему интересными, лишь когда сам писатель развивается с разных сторон. Действительно, если прозаик не интересуются ничем кроме письма, его творчество не способно вызвать у людей какие-либо чувства.

Эти два примера, дополняя друг друга, убеждают любого читателя в том, что автор должен расширять свой кругозор, изучать особенности культуры и социума.

Позиция автора такова: знание поэзии, музыки, архитектуры, живописи и скульптуры необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика, придавая особую выразительность его прозе.

Таким образом, мой читательский и жизненный опыт убеждает меня в том, что заинтересовать публику способны лишь те произведения, которые автор наполнил глубоким смыслом и выразительными образами.

Полный текст ЕГЭ К.Г. Паустовского о писательстве, искусстве, красоте:

(1)Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне, никак не отзываясь на человеческой деятельности, из-за нашей лени или невежества.

(2)Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. (3)Она заключается в том, что знание всех смежных областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. (4)Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, характерной для поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки.

(5) Это всё добавочные богатства прозы, как бы ее дополнительные цвета.

(6) Я не верю писателям, не любящим поэзию и живопись. (7)В лучшем случае это люди с несколько ленивым и высокомерным умом, в худшем — невежды.

(8)Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют Американскую жевательную резинку.

(9)Часто бывает, что после прочитанного рассказа, повести или даже длинного романа ничего не остаётся в памяти, кроме сутолоки серых людей. (10)Мучительно стараешься увидеть этих людей, но не видишь, потому что автор не дал им ни одной живой черты.

(11)И действие этих рассказов, повестей и романов происходит среди какого-то студенистого дня, лишённого красок и света, среди вещей только названных, но не увиденных автором и потому нам, читателям, не показанных.

(12)Несмотря на современность темы, беспомощностью веет от этих вещей, написанных зачастую с фальшивой бодростью. (13)Ею пытаются подменить радость, в особенности радость труда.

(14) Причина этой тоскливости не только в эмоциональной скудости и неграмотности автора, но и в его вялом, рыбьем глазе.

(15) Такие повести и романы хочется разбить, как наглухо заклеенное окно в душной и пыльной комнате, чтобы со звоном полетели осколки и сразу же хлынули снаружи ветер, шум дождя, крики детей, гудки паровозов, блеск мокрых мостовых, — ворвалась бы вся жизнь с её беспорядочной на первый взгляд и прекрасной пестротой света, красок и шумов.

(16)У вас немало книг, написанных как будто слепыми. (17)Предназначены они для зрячих, и в этом заключается вся нелепость их появления.

(18)Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. (19)Нужно научиться видеть. (20)Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит.

(21)Стёртость и бесцветность прозы часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. (22)Но иногда это простое неумение, свидетельствующее о недостатке культуры. (23)Тогда это дело, как говорится, поправимое.

(24)Как видеть, как воспринимать свет и краски — этому могут научить нас художники. (25)Они видят лучше нас. (26)И умеют помнить увиденное.

(27)Когда я был ещё юным писателем, знакомый художник сказал мне:

— Вы, мой милый, ещё не совсем ясно видите. (28)Несколько мутновато. (29)И грубо. (30)Судя по вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное.

— (31)Что же я могу поделать! — ответил я, оправдываясь. — (32)Такой уж глаз.

— (33)Ерунда! (34)Хороший глаз — дело наживное. (35)Поработайте, не ленитесь, над зрением. (36)Держите его, как говорится, в струне. (37)Попробуйте месяц или два смотреть на всё с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками.

(38) В трамвае, в автобусе, на улице — всюду смотрите на людей именно так.

(39) И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. (40)А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.

(41) Я послушался художника, и действительно — и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо.

(42) И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. (43)Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей! (44)Сколько интересного необратимо ушло, и его уже не воскресишь!

(45)Это был первый урок, который я получил от художника.

Многие столетия человечество задумывается над вечными вопросами бытия. Вот только некоторые из них: что нужно сделать для того, чтобы изменилась к лучшему жизнь, в чём сила одних и бессилие других, можно ли прожить без лжи, в чём истина, нужна ли она. Своё видение этих вопросов представляет Лев Николаевич Толстой, величайший русский писатель и мыслитель.

Автор обращается к проблеме осознания истины и выражения её. Для того чтобы привлечь читателя к размышлениям, Л.Н. Толстой точно, логично, убедительно рассуждает о том, зачем человеку знание истины и кто из людей, несмотря на возможное наказание, боль потерь и страх одиночества, решается её высказать. Позволим себе следовать мыслям великого писателя и понять сложную последовательность его рассуждений.

Невозможно не согласиться с мнением Л.Н. Толстого: основанием для общественного развития служат не революции и войны, а положительное изменение общественного мнения благодаря людям, сумевшим осознать истину и смело высказать её там, где царят отжившие, закоснелые представления о жизни, там, где большинство уже давно думает и чувствует по-новому, но не решается на открытую общественную позицию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поиски источников изменения жизни к лучшему всегда были одной из важнейших проблем человечества. Основой изменений должно стать общественное мнение, которое формируют яркие, сильные личности, для которых правда, милосердие, сострадание — главные нравственные истины.

Текст Льва Николаевича Толстого:

(1)Для того чтобы совершились самые великие и важные изменения в жизни человечества, не нужны никакие подвиги: ни вооружение миллионов войск, ни постройки новых дорог и машин, ни устройства выставок, ни устройства союзов рабочих, ни революции, ни баррикады, ни взрывы, ни изобретения, ни воздухоплавание и т.п., а нужно только изменение общественного мнения.

(2)Для изменения же общественного мнения не нужно никаких усилий мысли, не нужно опровергать что-либо существующее и придумывать что-либо необыкновенное, новое, нужно только не поддаваться ложному, уже умершему, искусственно возбуждаемому правительствами общественному мнению прошедшего, нужно только, чтобы каждый отдельный человек говорил то, что он действительно думает и чувствует, или хоть не говорил того, чего он не думает. (3)И только бы люди, хоть небольшое количество людей, делали это, и тотчас само собой спадёт отжившее общественное мнение и проявится молодое, живое, настоящее. (4)А изменится общественное мнение, и без всякого усилия само собой заменится всё то внутреннее устройство жизни людей, которое томит и мучает их.

(5)Совестно сказать, как мало нужно для того, чтобы всем людям освободиться от всех тех бедствий, которые теперь удручают их: нужно только не лгать. (6)Пускай только не поддаются люди той лжи, которую внушают им, пусть только не говорят того, что они не думают и не чувствуют, и тотчас же совершится такой переворот во всём строе нашей жизни, которого не достигнут революционеры столетиями, если бы вся власть находилась в их руках.

(7)Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы её, или хоть только бы не отступали от неё словом и делом: не говорили бы того, чего они не думают, не делали бы того, что они считают нехорошим и глупым.

(8). Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении её, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты. (9)Но та духовная сила, которая движет миром, она даже не в книге, не в газете, она неуловима и всегда свободна, она в глубине сознания людей. (10)Самая могущественная и неуловимая, свободная сила эта есть та, которая проявляется в душе человека, когда он один, сам собою обдумывает явления мира и потом невольно высказывает свои мысли своей жене, брату, другу, всем тем людям, с которыми он сходится и от которых считает грехом скрыть то, что он считает истиной. (11)Никакие миллиарды рублей, миллионы войск и никакие учреждения, ни войны, ни революции не произведут того, что может произвести простое выражение свободным человеком того, что он считает справедливым независимо от того, что существует и что ему внушается.

(12)Один свободный человек скажет правдиво то, что он думает и чувствует среди тысяч людей, своими поступками и словами утверждающими совершенно противоположное.

(13)Казалось бы, что высказавший искренно свою мысль должен остаться одиноким, а между тем большей частью бывает так, что все или большинство уже давно думают и чувствуют то же самое, только не высказывают этого. (14)И то, что было вчера новым мнением одного: человека, делается нынче общим мнением большинства. (15)А как скоро установилось это мнение, как тотчас незаметно, понемногу, но неудержимо начинают изменяться поступки людей.

(16)Все мы плачемся на безумный, противоречащий всему нашему существу порядок жизни, а не только не пользуемся тем единственным находящимся в нашей власти могущественнейшим орудием: сознания истины и выражения её, но, напротив, под предлогом борьбы со злом уничтожаем это орудие и приносим его в жертву воображаемой борьбе с этим порядком.

(17)Один не говорит той правды, которую он знает, потому, что он чувствует себя обязанным перед людьми, с которыми он связан, другой потому, что правда могла бы лишить его того выгодного положения, посредством которого он поддерживает семью, третий — потому, что он хочет достигнуть славы и власти и потом уже употребить их на служение людям; четвёртый потому, что он не хочет нарушать старинные священные предания, пятый потому, что он не хочет оскорблять людей, шестой — потому, что высказывание правды вызовет преследование и нарушит ту добрую общественную деятельность, которой отдаётся или намерен отдаться.

(18)Для того чтобы изменился противный сознанию людей порядок жизни и заменился соответственным ему, нужно, чтобы отжившее общественное мнение заменилось живым, новым. (19)Для того же, чтобы старое, отжившее общественное мнение уступило место новому, живому, нужно, чтобы люди, сознающие новые требования жизни, явно высказывали их. (20)А между тем все люди, сознающие все эти новые требования, один во имя одного, другой во имя другого, не только умалчивают их, но словом и делом утверждают то, что прямо противоположно этим требованиям. (21)Только истина и высказывание её может установить то новое общественное мнение, которое изменит отсталый и вредный порядок жизни, а между тем мы не только не высказываем той истины, которую знаем, а часто даже прямо высказываем то, что сами считаем неправдой.

Истина – это объективная утвердившаяся в сознании людей правда о сути чего-либо или кого-либо. Следует отличать истину, в справедливости которой можно убедиться практически, проведя опыты, исследования, эксперименты, – от истины, утверждаемой путём построения логических рассуждений, с опорой на предположения, умозаключения, обобщения.

Первый путь поиска и обретения истины характерен для мира науки, и такая истина является научной, подтверждённой неопровержимыми фактами, количественными показателями, на основании которых делаются выкладки, создаются цифровые таблицы, графики, диаграммы. Наука в поиске истины в решении какой-либо проблемы имеет технические средства, необходимое оборудование, возможность многократно проверить полученный результат.

Истины, которые касаются вопросов, не решаемых языком цифр – это, как правило, неписаные, но утвердившиеся в общечеловеческом сознании правила, регулирующие отношения между людьми в семье, коллективе, любом сообществе. Они носят морально-этический или философский характер и содержат представления о добре и зле, чести и бесчестии, правде и лжи и т. д.

Есть понятие “прописные истины”. Ими овладевают с детства в ходе домашнего, школьного воспитания; их утверждают средствами искусства. Самым интересным, насущным и актуальным во все времена и для каждого человека был и остаётся поиск истины в вопросе ” В чём смысл жизни, бытия человека на земле?”

СПАДИЛО.РУ

(1) Для того чтобы совершились самые великие и важные изменения в жизни человечества, не нужны никакие подвиги: ни вооружение миллионов войск, ни постройки новых дорог и машин, ни устройства выставок, ни устройства союзов рабочих, ни революции, ни баррикады, ни взрывы, ни изобретения, ни воздухоплавание и т.п., а нужно только изменение общественного мнения.

(2) Для изменения же общественного мнения не нужно никаких усилий мысли, не нужно опровергать что-либо существующее и придумывать что-либо необыкновенное, новое, нужно только не поддаваться ложному, уже умершему, искусственно возбуждаемому правительствами общественному мнению прошедшего, нужно только, чтобы каждый отдельный человек говорил то, что он действительно думает и чувствует, или хоть не говорил того, чего он не думает. (3) И только бы люди, хоть небольшое количество людей, делали это, и тотчас само собой спадёт отжившее общественное мнение и проявится молодое, живое, настоящее. (4) А изменится общественное мнение, и без всякого усилия само собой заменится всё то внутреннее устройство жизни людей, которое томит и мучает их.

(5) Совестно сказать, как мало нужно для того, чтобы всем людям освободиться от всех тех бедствий, которые теперь удручают их: нужно только не лгать. (6) Пускай только не поддаются люди той лжи, которую внушают им, пусть только не говорят того, что они не думают и не чувствуют, и тотчас же совершится такой переворот во всём строе нашей жизни, которого не достигнут революционеры столетиями, если бы вся власть находилась в их руках.

(7) Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы её, или хоть только бы не отступали от неё словом и делом: не говорили бы того, чего они не думают, не делали бы того, что они считают нехорошим и глупым.

(8)…Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении её, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты… (9) Но та духовная сила, которая движет миром, она даже не в книге, не в газете, она неуловима и всегда свободна, она в глубине сознания людей. (10) Самая могущественная и неуловимая, свободная сила эта есть та, которая проявляется в душе человека, когда он один, сам собою обдумывает явления мира и потом невольно высказывает свои мысли своей жене, брату, другу, всем тем людям, с которыми он сходится и от которых считает грехом скрыть то, что он считает истиной. (11) Никакие миллиарды рублей, миллионы войск и никакие учреждения, ни войны, ни революции не произведут того, что может произвести простое выражение свободным человеком того, что он считает справедливым независимо от того, что существует и что ему внушается.

(12) Один свободный человек скажет правдиво то, что он думает и чувствует среди тысяч людей, своими поступками и словами утверждающими совершенно противоположное.

(13) Казалось бы, что высказавший искренно свою мысль должен остаться одиноким, а между тем большей частью бывает так, что все или большинство уже давно думают и чувствуют то же самое, только не высказывают этого. (14) И то, что было вчера новым мнением одного: человека, делается нынче общим мнением большинства. (15) А как скоро установилось это мнение, как тотчас незаметно, понемногу, но неудержимо начинают изменяться поступки людей.

(16) Все мы плачемся на безумный, противоречащий всему нашему существу порядок жизни, а не только не пользуемся тем единственным находящимся в нашей власти могущественнейшим орудием: сознания истины и выражения её, но, напротив, под предлогом борьбы со злом уничтожаем это орудие и приносим его в жертву воображаемой борьбе с этим порядком.

(17) Один не говорит той правды, которую он знает, потому, что он чувствует себя обязанным перед людьми, с которыми он связан, другой потому, что правда могла бы лишить его того выгодного положения, посредством которого он поддерживает семью, третий — потому, что он хочет достигнуть славы и власти и потом уже употребить их на служение людям; четвёртый потому, что он не хочет нарушать старинные священные предания, пятый потому, что он не хочет оскорблять людей, шестой — потому, что высказывание правды вызовет преследование и нарушит ту добрую общественную деятельность, которой отдаётся или намерен отдаться…

(18) Для того чтобы изменился противный сознанию людей порядок жизни и заменился соответственным ему, нужно, чтобы отжившее общественное мнение заменилось живым, новым. (19) Для того же, чтобы старое, отжившее общественное мнение уступило место новому, живому, нужно, чтобы люди, сознающие новые требования жизни, явно высказывали их. (20) А между тем все люди, сознающие все эти новые требования, один во имя одного, другой во имя другого, не только умалчивают их, но словом и делом утверждают то, что прямо противоположно этим требованиям. (21) Только истина и высказывание её может установить то новое общественное мнение, которое изменит отсталый и вредный порядок жизни, а между тем мы не только не высказываем той истины, которую знаем, а часто даже прямо высказываем то, что сами считаем неправдой.

(По Л.Н. Толстому)

Такое сложное слово - истина. Сразу и не поймешь, что оно означает. По моему мнению, истина - это то же самое, что и правда. Но в более глобальном смысле.

Человек рождается, делает первые шаги, смеется и плачет, познает этот мир. В первые годы жизни все ему кажется большим, красивым, непознанным, мир для него не имеет границ. Маленький ребенок удивляется мелкими вещами: как восходит солнце, как поет птица, как бежит где-то животное, как лает собака, он любуется своей мамой (эссе), любуется природой и каждый день для него - как впервые. Затем ребенок идет в садик и познает радость общения, счастье дружбы. Но когда ребенок вырастает и становится взрослым, он смотрит на этот мир уже иначе. Он уже понимает, как устроен этот мир, понимает много сложных вещей, которые в детстве вызывают лишь удивление, страх и непонимание.

Истина - это осознание правды. Осознание того, что таких как мы, людей на свете - миллионы, что каждого ждет своя судьба, свое призвание, каждому отмерено свой возраст. Принятие истины - это принятие того факта, что время постоянно мчится вперед и вернуть его обратно никто не имеет возможности. Подобные вещи слишком сложны для детского понимания и приходят в сознание только в период взросления.

Ведь каждый человек сам для себя выбирает, по каким принципам ему жить, какими правилами руководствоваться. Но все-таки в любом обществе существуют четко определенные требования морали и юридические нормы, которые координируют жизнь членов этого общества. Они возникают как определенная общая единая истина. Существует мнение, что все юридические законы построены на библейских заповедях. Слова о том, что нельзя завидовать, убивать, воровать, что надо уважать своих родителей и не говорить зла о ближних людей - ни у кого не вызывают сомнения. По моему мнению, у них спрятана самая истина жизни - доброта. Доброта руководит людьми, так же как и зло. Ведь и зло побуждает людей к определенным поступкам и для многих людей оно является ориентиром в жизни, но зло никогда не приведет человека к счастью, только относясь к людям по принципу: как ты ко мне, так и я к тебе, - приведет человека к гармонии с собой. Правда в том, что каждый человек себя любит, даже если этого не признает. И он внутренне желает к себе хорошего отношения, хочет, чтобы всегда его поступки и старания всегда были адекватно оценены, чтобы его таланты были замечены, а мнение учтено. И только проявляя в окружающих подобную заботу, можно рассчитывать на соответствующее поведение в отношении к себе.

Кроме того, истина заключается в плавучести времени. Время идет и ничего его не вернет. Человек должен осознать, что это так и не иначе. А значит, ценить необходимо каждый новый день, делать что-то прекрасное, реализовать себя, исследовать мир и себя в нем. Человек должен найти свое место, найти свое дело. Полезный труд, как нечто, возвеличивает человека и наполняет его жизнь смыслом.

Итак, истина - очень сложное понятие, размышлять о нем - дело нелегкое. По моему мнению, каждый человек вкладывает в него свой смысл.

Читайте также: