Сочинение на тему личности война и мир

Обновлено: 07.07.2024

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого отражает в себе очень много актуальных тем. Политическая борьба и предстоящая война с Наполеоном открыто делить людей на две категории: люди войны и люди мира. Важно заметить, что люди войны не всегда находятся в состоянии борьбы, а люди мира тоже способны воевать. Разграничение на категории происходит гораздо раньше. Всё начинается в сфере моральных принципов, убеждений и ориентиров. Разница заключается в том, что у героев разные мотивы и цели.

Люди войны никогда не могут находиться в спокойной атмосфере. Они всегда думают только о себе, плетут какие-то интриги, устраивают скандалы, ссоры и склоки. Спокойная жизнь не для них. Эта категория людей никогда не думает о других. Она может спокойно наносит вред, топтать и ни во что не ставит чувства других людей, способна идти по головам. Такие люди привыкли, что им все можно. Они легко манипулируют и управляют, а если что-то не по их, то разразится скандал, а то и начнутся военные действия. Зависит от того, какой пост занимает человек. Таким людям чужды такие понятия, как: милосердие, сострадание, забота о других. Они видят только одно – свои желания и цели. Они всегда найдут себе оправдание. Скажут, что цель оправдывает средства. Совесть этой категории не в состоянии оказать на них влияния. Из-за таких людей ненависти становится больше, что впоследствии и приводит к войнам, страданиям и кровопролитию.

Люди войны: Наполеон, Александр Первый, Курагины, Друбецкие, Долохов, Карагины, Даву, Берг, Растопчин, Шерер.

Наполеон – самый яркий представитель этой категории. Ради своей цели и славы он пойдет на всё. Легко переступает через других людей ради достижения собственной выгоды.

Анатоль Кургагин легко играет с чувствами влюбленной в него Наташи. Для него жизнь сплошное развлечение. Он не думает о том, что легко разбил счастье Андрея и Наташи.

Александр Первый легко посылает солдат на верную смерть, несмотря на то, что Кутузов предостерегает его не делать этого. Его желания и планы стоят превыше жизней людей.

Люди мира живут спокойно, думают о тех, кто их окружают. Они полны добродушия, сострадания и внимания к другим людям. Они выступают против войны и кровопролития, но, если она всё-таки придет, эта категория будет на стороне справедливости. Люди мира сделают всё, чтобы выйти из этой ситуации с меньшими потерями, но при это стать победителями. Такие люди любят свою семью, страну. Им чужда ненависть, эгоизм, самолюбование и манипуляции. Они знают, что только в единстве сила. Именно благодаря таким людям добро еще живо.

Люди мира: Кутузов, Болконские, Ростовы, Безуховы, Багратион, Тушин, Каратаев, Денисов, солдаты и простой народ.

Ярким примером этой категории является Кутузов. Он заботится о благосостоянии армии, думает о том, как сохранить жизни бойцов. Не гонится за славой.

2 вариант

В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” всех героев можно разделить на людей войны и людей мира. Они очень отличаются друг от друга, у них разные характеры и разное восприятие всего происходящего.

Люди войны — это герои привыкшие добиваться своих целей силой и агрессией. Их абсолютно не волнует, что происходит с окружающими людьми и как они от этого страдают. К таким людям можно отнести Наполеона, императора Александра, Курагиных, Растопчина, Бориса Друбецкого и еще огромное количество героев данного романа.

Все они живут ради денег, славы и признания в легкомысленном высшем обществе. Эти герои до фанатизма одержимы своим величием и пытаются доказать всем окружающим. К примеру, Наполеон отправляет своих солдат на верную смерть при этом приписывает себе все их заслуги.

Растопчин в свою очередь отдает толпе на растерзание сына купца, обвиняя его в сдаче Москвы. Тем самым прикрывая себя.

Долохов же с неподдельным удовольствием и наслаждением убивает людей и все это он делает ради того, чтобы его наградили.

Князь Курагин и Борис Друбецкой ради успеха при дворе, готовы льстить, унижаться и обманывать. И таких персонажей в романе очень много.

Полная противоположность им, это люди мира. Они свои интересы не привыкли ставить выше других. Единственная их цель — это любовь и духовное развитие. Во избежание мук совести, они привыкли добиваться желаемого только честным путем. Люди мира полны сочувствия, веры, любви и самопожертвования.

Кутузов чтобы избежать смерти солдат, специально срывает наступление на бежавших французов, рискую при этом званиями, карьерой и уважением. Не боясь наказания и упреков, он смело идет на такой отчаянный поступок.

Семью Ростовых смело можно назвать самой доброй и отзывчивой. В их доме царит мир, любовь и понимание. Они с удовольствием принимают гостей и помогают всем нуждающимся.

Пьер Безухов тоже относится к людям мира. Он всегда предельно честен, его смело можно назвать человеком совести.

Разделяя персонажей как бы на два лагеря, автор весь романа сталкивает их на каждой странице своего произведения. Тем самым помогая читатель сделать выбор на чьей он стороне. Взаимодействую между собой герои обнажают всю свою сущность.

Также читают:

Картинка к сочинению Люди войны и люди мира в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Наверное, нет такого человека, который бы не умел разговаривать. Вот только правильно умеют разговаривать всего лишь некоторые из них. Речь используется для передачи информации от одного человека другому

Одной из главных тем произведений советских писателей стала тема Великой Отечественной войны. Многие из них были не только военными корреспондентами, но даже принимали непосредственное участие в боевых действиях

Такой персонаж, как Калашников получился в произведении очень интересным и раскрытым. Автор поднял большую проблему, в которой хотел показать, насколько важной может быть проблема, связанная с восстановлением образа

С давних времен гадание на святки считается нормальным делом, вот и героиня картины Карла Брюллова собирается погадать. Написана картина в 1836 году и передает русскую национальную тематику.

В мировой истории известно немало примеров выдающихся личностей, которые тем или иным образом повлияли на дальнейший ход её событий. Каково же значение этих личностей? Ответ на этот вопрос можно найти в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого "Война и мир".

Истинное воплощение народной мудрости, "простоты, доброты и правды" писатель выражает в образе Михаила Кутузова, который несмотря ни на что верен долгу и чести, своей армии и стране. В облике полководца автор показывает всю его человечность, мудрость и близость к простым людям. Кутузов не ставит себя выше солдат, а наоборот проявляет заботу по отношению к ним, ведёт общение с каждым на равных. В самые тяжёлые дни он поддерживает дух русского войска, находится рядом с ним.

Я считаю, что Михаил Кутузов внёс неоценимый вклад в победу, благодаря таланту командующего, способности оценить обстановку и умению предугадать следующий шаг противника.

Ещё одна историческая личность, описанная Львом Николаевичем Толстым в произведении - Наполеон - высокомерный "человек с помрачённой совестью", жестокий и равнодушный к судьбам окружающих.

Для него "война - игра, а люди пешки, которые стоит лишь правильно расставить". Герою безразлична его армия, он считает, что существуют вещи ценнее жизней солдат, например :награбленное богатство, величие и слава.

По моему мнению, Наполеон в романе-эпопее показан с негативной стороны. Этот герой-личность не способная поменять ход событий войны, потому что он далёк от простых людей, из-за чего французская армия терпит поражение.

Таким образом, в "Войне и мире" Кутузов и Наполеон - две исторические личности, контрастные друг другу, два "нравственных полюса" романа-эпопеи. Несомненно, каждый из них играет свою роль в истории, но именно Михаил Кутузов достоин уважения и чести, ведь он - близок к народу, он - это воплощение всеобщей мысли русских людей, их голос и поддержка. Действительно, благодаря всему этому Михаил Илларионович является великой личностью, ставшей символом своего времени.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность научного познания законов исторического процесса и склонялся к мысли, что течение, направление и характер событий определяются сложением бесчисленного количества факторов. Передвижение стрелок на часах истории, по убеждению писателя, зависит от вращения множества сцепленных друг с другом колесиков. Этими колесиками оказываются люди с бесконечным разнообразием характеров, интересов, устремлений.

Отказываясь уяснить первопричину исторических событий, Толстой старается в определенный исторический момент найти равнодействующую тех, по его мнению, не учитываемых никакой наукой сил, которые приводят в движение стрелки на циферблате истории. Это равнодействующая — дух народа.

Роль народа в истории убедительно раскрыта на примере Аустерлиц- кого сражения. Битва под Аустерлицем была проиграна русскими войсками не только из-за несогласованности союзнических армий. Одна из причин поражения состояла в том, что русским солдатам, как показывает Толстой, были чужды цели этой войны на чужой земле ради имперских интересов.

Иное дело — сражение под Бородином. Здесь каждый понимал, что борется за свою землю. Вот почему, не дожидаясь приказания командиров, солдаты перед сражением надевали чистое белье, торжественно и сурово готовясь к исполнению своего долга — умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. Они понимали, что на них легла ответственность за судьбу Родины. Уловив эти настроения солдат, Андрей Болконский приходит к выводу, что Бородинское сражение будет выиграно вследствие того патриотического чувства, которое есть у него самого, у капитана Тимохина, у каждого русского солдата.

Проницательность Толстого заключалась в том, что битву под Бородином он рассматривал прежде всего как нравственную победу русского войска, русского народа, отстаивающего независимость своей страны. Численно превосходящие русских французы не могли победить, потому что начали войну с грабительскими целями. Русская армия, потеряв почти половину войска, к концу сражения стояла так же грозно, как и в начале. И хотя французское войско вошло в Москву, это было уже движением по инерции.

Смертельная рана, полученная под Бородином, предопределила быстрый распад еще недавно могучей армии французов. Писатель подчеркивает, что против Наполеона выступило не только профессиональное войско, но поднялся весь народ. Это была народная и потому справедливая война. Однако формы сопротивления были разные. Особое значение имело партизанское движение, которое питалось народной стихией свободы.

Анализируя ход войны 1812 года и ее результаты, Толстой приходит к выводу, что Россия была спасена не царем, а единением народа и патриотического дворянства во главе с Кутузовым.

Народ изображен в романе носителем самых ценных человеческих качеств. Наиболее ярко проявление красоты и мощи народного духа автор показывает в солдатских массах, в их главнокомандующем Кутузове. Успех деятельности Кутузова Толстой видит не в том, что он умелый полководец, а в том, что ему как русскому человеку удалось почувствовать дух армии и понять стремления и желания солдат.

"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы", — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи "Война и мир" не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и "примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России", и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, "эпохе заблуждений и несчастий" своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то "чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. ". Толстой в очередной раз оставил написанное и "стал писать со времени 1812 года". Но оказалось, что "между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи" личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали" с равным интересом для автора, "молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени". И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав "наших неудач и нашего срама". Писатель пришел к выводу, что если "причина нашего торжества" лежала в "сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений". Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести "многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов". Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта "Войны и мира" прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: "Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. ", то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: "Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. "

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте "Войны и мира" появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил "по Толстому". Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что "исторические рассуждения" в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем "особого мнения". То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. "Что за славный народ!" — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. ". Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: "Я сожгу Москву", как и Наполеон: "Я накажу свои народы", — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. " — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно "Войну и мир", с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют "романом-эпопеей". Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Читайте также: