Сочинение на тему кукла черкашин

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Блокадная сказка

Работа по содержанию :

1 Как в доме девочки появилась кукла? ( привез из Швеции дорогую куклу дедушка-профессор)

Когда Д. рассталась с ней? ( В блокаду)

Почему К не взяли с собой? ( она могла занять место какому-либо ребенку)

Почему мама не разрешала называть себя мамой? ( ч …….К счастью, девочку вместе с мамой (директором детского дома) удалось вывезти из осажденного города

Что произошло с бабушкой и дедушкой? ( умерли от голоа, похоронены в братской могиле)

Как К оказалась в комиссионном магазине7 (

Как отреагировали на просьбу мамы НОВЫЕ Жильцы их квартиры?

Удалось ли вернуть К? НЕТ . Можно себе представить, что это значило тогда, сразу после войны… Долго и трудно мама копит деньги, девочка ни о чем не напоминает, ничего себе не просит, сама готовит маме обед, когда та возвращается домой поздно, без сил . Для современного маленького ребенка,

. Они возвращаются после Победы в свой чудом уцелевший дом, изо всех сил надеясь встретить там бабушку с дедушкой. Но еще одного чуда не случается – они погибли, в доме живут чужие люди, которые продали все их вещи в комиссионный магазин, а маме с девочкой оставлена лишь пустая комната с выбитым стеклом. Им приходится начинать жизнь сначала. Но они уже научились за войну не ломаться под тяжестью обстоятельств, научились самому настоящему мужеству. Да бог с ними, с прекрасными фарфоровыми чашками и изящной скатертью.

Эту книгу нужно читать не спеша, хотя можно с легкостью одолеть за один вечер. Она рождает долгие, подробные разговоры о многих важных вещах. О потерях, верности и честности; о том, что вещи, какими бы прекрасными они ни были, могут быть ценны не сами по себе, а лишь благодаря памяти о человеке, благодаря любви, явленной через них.

Финал горький, но мы явственно чувствуем, что эта тяжкая потеря не сломит маленькую девочку, она сумеет устоять. Как сумели устоять в блокаду, не растерять в себе человеческое ее мама, бабушка, дедушка.

« – Мы опоздали. – Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. – Мы опоздали на целую неделю, – повторила она. – Кто-то уже купил твою Машу.
Мама не смотрела на девочку. Она сидела, не шелохнувшись, и смотрела на крышу противоположного дома. Девочка тихо подошла к ней и провела рукой по ее рано поседевшим волосам.

Все знают, что в Ленинграде во время Великой Отечественной войны была блокада. Черкашин написал рассказ про этот период времени.

ZVQObnKLvGcmKiIrfOMot4YcQlkNdQT.jpg

В своем рассказе писатель рассказывает о том, что в это время вывозили детей из блокадного города, при этом они конечно могли взять только самые необходимые вещи. Поэтому такие вещи как кукла или чайный сервиз оставались дома в осажденном городе.

Но наступила победа и люди стали возвращаться в родной город Ленинград, а вот их вещи, которые они оставляли в своих квартирах могли оказаться в комиссионном магазине. Так как не нужны эти вещи были своим новым владельцам.

Именно так и случилось с одной девочкой и ее куклой, которую она назвала Машей. Эту куклу когда-то привез ей дедушка из Швейцарии. Девочка ходила к витрине комиссионного магазина и рассказывала своей Маше сказки и очень хотела, чтобы Маша вернулась домой, ведь это память о ее погибших родственниках.

Но когда мама пришла в магазин, чтобы выкупить куклу, то было уже поздно.

Aq9hv5YVr5ARzHUh4mE408w8gswDepF2.jpg

Этот рассказ Черкашина рассказывает нам в художественной форме о истории нашей страны, он заставляет нас переживать трудные моменты, происходившие в блокадном городе Ленинграде и заставляет нас переживать вместе с девочкой потерю ее куклы. Вообще у меня даже слезы на глаза наворачиваются, когда я читаю эту историю, так жалко, что Машу не удалось выкупить вовремя.

В рассказе Черкашина "Кукла" фигурируют кукла Маша и девочка с мамой, это была из кукла. Из-за войны им пришлось ее оставить. Когда же они вернулись домой, то оказалось, что ни дома, ни куклы у них нет. В их квартире жили чужие люди, что часть их имущества вместе с кукой Машей сдали в магазин. Мама просила, чтоб они вернули куклу, ведь это была единственная память о погибшем дедушке. Но те оказались. Пока мама собирала деньги (кукла была из Швеции и стоила много), ее уже купили.

Отзыв: Очень печальный рассказ. Трогает до глубины души воспоминания о чае под названием "белая ночь":

H58HERffA70zggKV7UNA0O97de0VQV.jpg

Ужасно было читать о разговоре мамы и новой хозяйки их квартиры. Та бессовестно говорила, что ей рассказывали, как ранее тут жили культурные люди. Это она так намекала маме, что та бессовестная. Подать чужие вещи и еще и отмахиваться от этого - верх бесстыдства. Тем более, что мама не просила вернуть все. Ей не было дела до голубого сервиза, она просила лишь куклу для ребенка. Нужно быть черствым, бессердечным человеком, чтобы не вернуть куклу.

Еще меня очень тронула, как мама, что работала воспитателей, попросила собственную дочь не называть ее "мамой". Это чтоб другим детишкам было не так завидно, что у кого-то есть мама, а у них нет.

0zLaQSzYDnBgMBEsbdjeojC6ZXMKeP2I.jpg

Краткое содержание рассказа есть в этом вопросе.

Автором этого романа является Мэри Мэйпс Додж.

Главные герои в романе - молодой человек Ханс Бринкер,его сестра Гретель,а также их папа- Рафф, и хирург Букман.

Краткое содержание такое:

Ханс и Гретель жили в очень бедной семье. Они очень любили кататься на коньках, но так как их семья была бедна, то денег на коньки у родителей не было. Тогда дети смастерили подобие коньков и ходили кататься на реку. Другие ребята над ними смеялись.

Но однажды в их городе должны были быть соревнования по катанию на коньках. И дочь бургомистра дала им деньги чтобы они смогли купить коньки. Они купили коньки Хансу, но когда вернулись домой, то узнали, что их отец сильно болен и деньги нужны чтобы заплатить врачу.

Ханс продал свои коньки и пригласил врача, но врач не взял деньги. Ханс пошел на работу и выкупил коньки обратно, в соревновании участвовала девочка, она выиграла и получила приз "Серебрянные коньки".

Отец выздоровел, Ханс стал врачом, Гретель стала певицей.Все это смогло произойти только потому, что дети были добрыми и помогали другим в разных ситуациях.

Этот роман учит нас тому, что здоровье наших близких выше других материальных ценностей.

Эта сказка об одном старом доме, в которой жил старичок. Напротив этого дома жил маленький мальчик, который подарил старичку одного своего оловянного солдатика, чтобы тому не так было одиноко.

Старичок пригласил мальчика в свой дом, который был обставлен старой, но красивой мебелью. Мальчику очень нравилось быть у старичка, но оловянный солдатик, постоянно ему жаловался, что там одиноко и скучно.

Старичок умер, все имущество было продано, а старый дом снесли.

На месте этого дома был построен новый, современный, в котором поселился повзрослевший пальчик со своей женой.

Работая на разбитом перед домом участке, был найден тот оловянный солдатик, которого когда-то подарили старичку.

Мужчина вспомнил свое детство и своего старого соседа.

Главной мыслью этой сказки является ПАМЯТЬ, память о прожитых годах и людях, которых уже нет с нами. Как красной нитью, в этой сказке проходят слова:

zXCLUXDNPqSMmv4KdrX0jm7BAos939O.jpg

Которая отображает мысль о том, что сиюминутная красота ни что с вечным и не нужно оценивать что-то или кого-то только по внешней красоте.

Эта сказка учит уметь разбираться во всем, ведь не все дорого, что блестит. Приходить на помощь нуждающимся в ней и помнить о всем лучшем, что происходило в нашей жизни, и о тех, кто нам дорог.

Цель: определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны; узнать, что пережили дети блокадного Ленинграда.

Планируемые результаты (УУД)

Коммуникативные: развивать умение связно излагать мысли, отвечать на вопросы.

Познавательные: расширить представление о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., блокаде Ленинграда.

Эпиграф:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ход урока

— Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Начинаем урок литературы.

  1. II. Постановка проблемы. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю.Друниной. Как вы думаете, о чем эти стихи?

III. Формулировка учащимися темы урока.

Итак, как вы считаете, какова тема нашего урока?

Ребята, нам нужны 2 группы.

— В русской литературе много произведений, посвящённых Великой

Отечественной войне, о блокаде Ленинграда снято немало документальных и художественных фильмов.

— Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

— Запишите свои ассоциации в таблицу. Как вы считаете, какие звуки, запахи чувствует человек на войне.

-Прочитайте свои ответы. Молодцы, ребята.

Одним из русских писателей, который сумел передать все ужасы войны, был Геннадий Александрович Черкашин. Его творчество связано с Ленинградом неслучайно: писатель учился в Ленинградском университете. Этот город является второй родиной для Г.Черкашина.

-872 дня длилась блокада Ленинграда. 27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от блокады.

Следующее задание — нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Карточка для обеих групп.

Команды готовят иллюстрацию.

Задание группам: составить план по ключевым фрагментам.

VII. Творческая практическая деятельность

Страшный холод, голод и единственный символ детства — кукла Маша… Маша не просто кукла, подаренная дедушкой, а частичка волшебного мира и память о близком человеке, ниточка, связывающая с прошлой жизнью, с любимыми людьми.

-Ребята, давайте попробуем войти в роль. Я вам приготовила отрывки для инсценировки.

Карточка для 1группы.

Карточка для 2группы.

-Слово предоставляется первой группе (инсценировка).

-А сейчас выступает вторая группа.

Вопросы по фрагменту у вас на столе. Карточку берем по соответствующим цветам шляп. Прочитайте их и подготовьте ответ в течение одной минуты.

Белая шляпа:

–Какие факты из текста узнали?

Красная шляпа:

–Какие чувства возникают после прочтения отрывка?

Жёлтая шляпа:

–Какие положительные моменты мы можем выделить, прочитав данный отрывок?

Зелёная шляпа:

–Какие новые подходы (идеи) возможны в сложившейся ситуации?

Чёрная шляпа:

–Какие скрытые недостатки можно увидеть в данном тексте?

Синяя шляпа:

– Что вы чувствовали, когда читали данный отрывок?

Карточка для 1группы.

Карточка для 2группы.

Выступления учащихся.

VIII. Заключительный эмоциональный этап урока. Рефлексия.

Да, ребята, история заканчивается грустно. Но мы знаем, каким бы ни был финал, маленькая девочка сможет устоять, как сумели устоять в блокаду и не растеряли в себе человеческое люди этого города, так как нельзя строить счастье на бедах других.

Когда мама и дочь уезжали из Ленинграда, девочка хотела взять с собой красивую дорогую куклу, которую подарил ей дедушка-профессор, мамин отец. Но ведь брать нужно только самое необходимое, а оставшиеся в городе родители мамы сказали, что кукла будет напоминать им о внучке. Блокада закончилась, дедушки и бабушки больше нет, а кукла теперь в витрине комиссионного магазина. И мама девочки ставит перед собой цель – вернуть ее как память об отце, как ниточку, связывающую с прошлой жизнью, с любимыми людьми…

Это горькая жизненная история всего лишь одной семьи. Черкашин родился не в Ленинграде, а в другом городе-герое, в Севастополе. В первые месяцы войны оставшись без отца, он прошел через осаду, эвакуацию и возвращение. Детские воспоминания легли в основу его книг.

Сердечную память отнять невозможно. Но все же, как больно, когда хочешь, но не получается ее оградить от грубости и равнодушия…

В 1989 году рассказ был опубликован с иллюстрациями братьев Траугот, один из которых подростком жил в осажденном Ленинграде. Несколько лет назад книга с узнаваемыми трауготовскими иллюстрациями, дополняющими эту щемящую историю, была переиздана.

Кукла

Посвящается Юлии Михайловне Лазуркиной

Cразу же после уроков девочка бежала к комиссионному магазину. Она вприпрыжку спускалась с крыльца, сворачивала налево, в конце квартала снова сворачивала налево и две остановки пробегала вдоль трамвайного маршрута номер одиннадцать, потом нужно было повернуть направо и бежать одну автобусную остановку — здесь на углу и находился комиссионный магазин. Но чтобы увидеть куклу в витрине, нужно было ещё раз повернуть за угол вот на этом углу сердце её билось особенно сильно, и было больно, и не хватало воздуха: а вдруг, думала она, вдруг там куклы уже нет.

Однако кукла всё ещё была здесь. Вместе с плюшевым медвежонком. Медвежонок смотрел на куклу и протягивал ей голубой и красный резиновый мяч — она смотрела на прохожих, которые проходили мимо, каждый по своим делам.

— Здравствуй, Машенька, а вот и я, — говорила девочка и становилась так, чтобы кукла смотрела только на неё, и ей казалось, что, увидев её, кукла начинает улыбаться. Девочка моргала и тоже улыбалась. — Ты соскучилась? – спрашивала она, подходя вплотную к витрине. — Ты ждала меня. А я принесла тебе книжку показать, с красивыми картинками. Подожди, я сейчас её достану из портфеля.

Девочка поставила портфель на тротуар и вытащила из него книжку. Это были сказки дядюшки Римуса. И девочка первым делом показала кукле красивую обложку и сказала:

— Вот, видишь, это братец Кролик, а вот это… братец Лис. Знаешь, братец Лис хотел съесть братца Кролика, но братец Кролик был такой хитренький и такой умный, что братец Лис оказался в дураках.

Перелистывая книжку и показывая кукле картинки, девочка пересказала ей все сказки.

— Ну, тебе понравилась книжка? — спросила девочка, когда закрыла последнюю страницу. А мне она очень понравилась, очень-очень! Ах, Машенька, — продолжала девочка, если бы ты только знала, как мне хочется, чтобы ты вернулась домой. Мама обещала, что она тебя вернёт, ты только подожди. Мы только сошьём тебе новое платье из моего старого, из которого я уже выросла, и я тебе завяжу мой голубой бант.


Но девочка не помнила того, что помнила мама. Она просто не могла это помнить, потому что она не знала этого: в ту первую весну в Мышкине и в первое лето все детдомовские ребята не могли согреться, они всё кутались, летом не расставались с тёплыми шапками и ёжились даже на солнцепёке.

В конце лета маме пришёл вызов из гороно её просили вернуться в Ленинград для работы во Дворце пионеров, — и они уехали, попрощавшись со всеми ребятами, половина из которых, как сказала мама, уже были круглыми сиротами, и этот детский дом в Мышкине, добавила мама, наверное, станет им родным домом.

Две девочки и мальчик, шестиклассники, запрягли кобылу Феню и повезли их на пристань, а за телегой бежал жеребёнок Гришка и смешно подбрасывал задние ноги, и мама плакала, и девочки тоже.

В Ленинград они приехали поздним вечером.

— Как жаль, что кончились белые ночи, — сказала мама, — ты, наверное, не помнишь, что такое белые ночи!

Маму было не узнать. Глаза её блестели, она всё делала быстро, торопливо. У Московского вокзала они сели на трамвай, и, позванивая, трамвай побежал по улицам, потом выехал на мост, и девочка увидела Неву. Нева была чёрной, и не было в ней того простора, что был на Волге, но было что-то другое какое-то новое волнение, новое чувство, которое стало понятным, когда мама тихо и нежно произнесла:

— А вот и наша остановка, — сказала мама, и они вышли. И немножко прошли вперёд. И остановились перед большим домом.

— Боже мой! – вдруг вскрикнула мама. — В наших окнах свет! Неужели они живы?

Забыв о девочке, мама бросилась в подъезд, а девочка осталась на тротуаре с чемоданом и сеткой. И она стояла и смотрела на эти окна, которые красиво светились на четвёртом этаже, и ей казалось, что сейчас откроется окно и появится дедушка и позовёт её, но окно не открывалось. А вот и мама вернулась и, покачав головой, сказала, что чуда не произошло и что в их квартире живут чужие, совсем чужие люди.

— Идём искать дворника, сказала мама, может быть, дворник всё расскажет…

Но дворником работала незнакомая женщина, она выслушала маму, потребовала паспорт, прочитала его, шевеля губами, потом кивнула.

— Знаю, слыхала о таких. Жили тут. Профессор с женой. Оба в блокаду с голода померли. Похоронили, надо думать, на Пискарёвке, там всех в блокаду хоронили, новое кладбище. Только разве найдёшь где, когда могилы коллективные делали, за день знаешь сколько мёрло!

— Братские могилы, — сказала мама.

— Во-во, они самые, — кивнула дворничиха, — они самые и есть… А квартиру вашу… Ну сколько… ну два месяца назад, три али ещё больше, квартира пустовала, большая, профессорская. Эту квартиру одной тут… отдали. В блокаде не жила здесь, это уж точно, а муж её сюда привёз, когда кольцо прорвали, и поселил вместе со сродственниками. А вещи ваши перенесли на последний этаж, там тоже комната пустовала. Пошли, открою вам новые хоромы.

Дворничиха поискала ключи, нашла и, кряхтя, пошла по лестнице наверх, жалуясь, что лифт всё никак пустить не могут. На последнем этаже и лампочка не горела, и дворничиха протянула маме спички:

— На, милая, посвети.

Мама сожгла три спички, пока не отворилась дверь, дворничиха пошла первой, нащупала выключатель и включила тусклый свет в коридоре.

— Комнат в квартире много, была коммунальной, но до сих пор ещё не заселили. Да заселят, народ стал возвращаться, заселят. Ваши вещички в энти две затащили, сама видела, — говорила дворничиха, провожая их в самый конец коридора. — Вот сюда и затащили солдатики.

Она отворила дверь в одну комнату и зажгла свет, потом в другую, задумчиво огляделась и покачала головой:

— Солдатики-то затащили, а кто другой повытащил, ищи теперя кто… Кровать, вижу, оставили, стол есть. Как, будешь оставаться здесь или как? – Дворничиха посмотрела на маму. Мама в растерянности оглядывала полупустые комнаты, выбитые стёкла и, наверное, не знала, что ответить.

— Что окна выбиты, не гляди, — сказала дворничиха, — пока ишо лето, не застудитесь. А сходишь в жакт, поплачешься, и, ежели стёкла найдут, уставят. Да и что ты хочешь, дочка, война ведь.

— Хорошо, — сказала мама, — мы остаёмся.

Стёкла им, конечно, не вставили – не нашлось, но фанерой дыры забили. Мама вместе с девочкой подмели и вымыли полы, навели в комнате и на кухне порядок.

— Ничего, вещи мы с тобой, доченька, ещё наживём, — сказала мама и улыбнулась. — Наживём?

— Наживём! – кивнула девочка.

— А крыша над головой у нас есть, я буду работать, так и будем жить, да?

— Да, — сказала девочка, — проживём.

— Ну вот и молодец, — сказала мама и поцеловала девочку в обе щеки. — Как давно я тебя не целовала, — сказала она. — Даже отвыкла.

— Я тоже отвыкла, — сказала девочка. — Но теперь ты ведь будешь меня целовать?

— Только тебя и буду, — сказала мама. — Мы только с тобой и остались на всём белом свете, ты и я. Правда, у нас с тобой была большая семья, весь детдом был нашей семьёй, а теперь только ты и я, я и ты, как ни верти. Не очень в лад, но смешно.

— Ага, — сказала девочка и засмеялась.

Через несколько дней мама пошла на работу во Дворец пионеров, а девочка первого сентября пошла в школу. В школе девочка познакомилась с другой девочкой, пошла провожать свою новую подругу и, проходя мимо комиссионного магазина, вдруг увидела в витрине Машу.

— Маша! — крикнула девочка. — Машенька! – бросилась к витрине. — Это моя Машенька, моя кукла, — сказала она подруге, — она осталась ждать меня с дедушкой и бабушкой. Дедушка и бабушка умерли, а Машенька, видишь, жива. Машенька, Машенька, — снова позвала она куклу, — ты меня узнаёшь. Видишь, какие у неё глаза, она меня узнала! — сказала она своей подруге.

— Да! — обрадованно закричала та, подпрыгивая на месте. — Я сама видела, как она тебя узнала. Она глазами сделала вот так, — сказала подружка и широко раскрыла глаза. — Пошли, заберём её оттуда.

— Пошли, — обрадовалась девочка.

Они вошли в магазин, подошли к прилавку и встали на цыпочки.

— Дяденька продавец, — сказала девочка. — Там у вас Машенька живёт, она осталась ждать меня с дедушкой и бабушкой, но дедушка и бабушка умерли, а Машенька, наверное, потерялась, как подкидыш, живёт теперь у вас и ждёт меня. Можно я её заберу.

Продавец — маленький тощенький старичок — наклонился к ним и вытянутыми губами почесал кончик своего носа.

— Девочка, ты имеешь в виду ту большую куклу, которая стоит у нас в витрине? — спросил он.

— Это моя Машенька, — сказала девочка.

— Дяденька, это её кукла, — сказала подружка и даже подпрыгнула, чтобы дяденька ей больше поверил.

— А в каком вы классе? — спросил продавец.

— Нет, я её не знаю, — сказал продавец.

— Она сделала глазами вот так, — сказала подружка и снова вытаращила глаза.

— Кто, Ксения Ивановна?! — удивился продавец.

— Да нет, — сказала подружка, — кукла Маша. Мы как подошли, она нас как увидела, как обрадовалась и глазами сделала вот так…

— Не таращь глаза, — сказал продавец, — а то они вылезут наружу и ты ослепнешь.

— Ой! — пискнула подружка и закрыла глаза.

— Н-да… — задумчиво протянул старичок и снова почесал губами кончик своего носа. — Знаешь что, — наконец сказал он, — пусть ко мне придёт твоя мама, я с ней поговорю.

— Наверное, он боится, что мальчишки на улице отнимут у тебя куклу, — сказала подружка, когда они вышли из магазина, — поэтому он хочет куклу отдать твоей маме.

— Наверное, — сказала девочка.

Когда вернулась мама, было уже совсем поздно, и, конечно же, магазин в такое время был закрыт.

— Мама, мама! — закричала девочка, выскакивая в коридор, когда услыхала в прихожей мамины шаги. — Я нашла свою Машу. Дяденька продавец побоялся отдать её мне, и сказал, чтобы пришла ты. Давай завтра пойдём и заберём Машу, давай пойдём утром.

— Неужели? — обрадовалась мама. — Обязательно пойдём. Только не утром. Утром ты пойдёшь в школу, а я на работу, но я постараюсь освободиться пораньше.

В этот день девочка на уроках сидела плохо, слушала невнимательно, получила два замечания, а на переменках не бегала и во дворе не гуляла, вернувшись домой. Она села у окна и стала смотреть, когда из трамвая выйдет мама. Но вот наконец внизу мелькнул её белый беретик. Не дожидаясь, пока мама поднимется, девочка надела своё пальтишко, из которого уже давно выросла, и вприпрыжку побежала по лестнице.

— Пошли, пошли, мамочка, — говорила она, хватая маму за руку, — вдруг магазин сегодня закроют раньше, а Машенька нас уже ждёт.

— Пошли, — сказала мама, — я даже домой заходить не буду.

— Стало быть, она ничего не перепутала и это действительно её кукла, — сказал он.

— Её, — сказала мама. — Мой папа привёз куклу из Швеции.

— Да, из Швеции, — сказал продавец, — Хорошая кукла. Мы её оценили… — сказал продавец и назвал какую-то цифру, которую девочка не запомнила, но по тому, как ахнула мама, она поняла, что цена очень большая, но какое это имело значение, если куклу им вернут за так, потому что кукла эта их, а дяденька продавец такой хороший, такой добрый.

— В нашей практике уже бывали такие случаи, — сказал продавец. — Люди опознавали свои вещи. Как правило, это случается с теми, кто в блокаду уезжал из города. Бывает так, что вещи в магазин сдали их родственники, которых они найти не могут. Помните ведь, как было: дом разбомбят, люди и перебираются кто в Парголово, кто на Охту, кто на Лесной, мы адрес сообщим вот вам и пожалуйста, двойная радость! Я и подумал, вдруг и здесь такая же история. Вот адрес человека, который нам сдал куклу.

Мама прочитала адрес и покраснела.

— В этой квартире мы и жили, но сейчас там живут совсем другие люди. Они въехали в пустующую квартиру после блокады, мои родители не дождались этого светлого дня.

— Я и сам чудом уцелел, — сказал старичок, — студень из столярного клея, отруби — это уже деликатес. Мне ведь только пятьдесят один.

— Неужели? — ахнула мама.

— Последняя стадия дистрофии. Теперь никто не верит, что мне пятьдесят один.

— Мы уехали, когда открыли Ледовую, — сказала мама.

— А эти люди въехали после прорыва… — вздохнул продавец и неодобрительно покачал головой.

— Простите, — сказала мама и снова покраснела. — Этот сервиз чайный… голубой, что на второй полке, да, этот… он тоже сдан тем же владельцем?

— Подождите, я сейчас узнаю, — сказал продавец.

Он ушёл внутрь магазина, а когда вернулся, то уже почёсывал губами кончик своего носа.

— Вы угадали, — сказал он, — я прямо и не знаю, что делать.

— Мы пойдём туда, и я попрошу, чтобы они вернули девочке хотя бы куклу.

— Желаю успеха, — сказал продавец, — я буду рад, если всё обойдётся.

Перед знакомой дверью мама позвонила и взяла девочку за руку. Им открыла женщина в белой косынке, которая была повязана вокруг головы и завязана на затылке — так в Мышкине повязывали свои головы женщины, работая на огороде, и юбка её была подоткнута так же, и босые ноги были в галошах. Вся она была очень высокая и очень широкая, прямо великанша какая-то.

— Вам кого? — спросила она неприветливо.

— Нам бы хозяйку, — сказала мама.

— А по какому делу? — спросила женщина.

— Мы до войны жили в этой квартире, нам нужно кое о чём с ней поговорить.

— Подождите здесь, — сказала женщина. Она ушла, оставив их в прихожей, и не появлялась минут пять. Когда она вернулась, то уже была в малиновом панбархатном халате и в туфлях на каблуках, отчего стала ещё выше.

— У вас, наверное, очень высокий муж, — сказала мама.

— Как раз наоборот, — сказала женщина. — Он мне по плечо, но у нас очень дружная семья. Мне очень повезло в браке.

Переодевшись, хозяйка говорила теперь совсем другим тоном, почти пела.

— Так я вас слушаю, — сказала она и улыбнулась.

— Мы, собственно, вот по какому делу, — сказала мама. — Мы были в комиссионном магазине и видели там наши вещи. Нам дали адрес…

— Что вы имеете в виду? — спросила женщина, ещё пуще улыбаясь.

— Голубой сервиз и куклу.

— Ну что вы… — засмеялась женщина. — Вы ошиблись. Просто совпадение. Мало ли одинаковых вещей на свете.

— Я вам смогу доказать, что это наши вещи, — сказала мама.

— Поверьте, дорогая, — сказала женщина, и девочка заметила, какие у неё красные накрашенные губы, — поверьте мне на слово я тоже смогу доказать, что этот сервиз был приобретён моим мужем ещё до войны, точно так же, как и кукла. Куклу он купил для девочки, девочка выросла, и куклу я сдаю в магазин, что здесь необычного?!

— Нам не нужен сервиз, — сказала мама. — Верните нам только куклу. Вот ей. Это память о моём отце.

— Это уже похоже на вымогательство, — сказала женщина и сдвинула брови, — но я на вас пока не сержусь: вы ошиблись, вам кажется, что эти вещи ваши.

— Да ничего мне не кажется! крикнула мама.

— Не надо нервничать, дорогая, — сказала женщина, всё так же улыбаясь. — Вы же знаете, что от этого портится кожа на лице, цвет кожи я имею в виду.

— Но послушайте. — закричала мама.

— Пошли, — сказала девочка. — Идём, мама, ну идём же!

— С таким воспитанием вы ещё хлебнёте горя, кто же так воспитывает детей? Мне все говорили, что здесь культурные люди жили, а где эта культура? Не вижу никакой культуры…

— Да, идём, дочка, — сказала мама. — Идём скорее.

Они вышли на лестничную площадку. Мама была бледной как молоко, у неё тряслись и руки, и губы, и она шмыгала носом.

— Я выкуплю её тебе, — сказала мама, когда они поднимались по лестнице. — Жаль, ничего такого у нас нет, что можно было бы продать…

Ночью, укладывая девочку в постель, она снова повторила:

— Мы выкупим её, подожди. Я что-нибудь придумаю. Пусть память о дедушке у тебя останется на всю жизнь.

С того дня прошло много дней. Дожди пошли, и похолодало. В классе детей научили писать не только буквы, но и целые предложения, читать бегло и считать без палочек.

Девочка училась хорошо, дома сама разогревала на электрической плитке обед, сама стирала. Мама принесла ей американские подарки: длинное пальто и туфли на деревянной подошве, которые громыхали по полу, но зато в них не промокали ноги. Маме она не напоминала о кукле, зная, что мама и сама об этом помнит. С куклой она виделась каждый день, прибегая к ней после уроков. Потом так случилось, что в классе она заразилась свинкой, у неё раздулись желёзки и две недели она пролежала дома, рисуя специально для Маши рисунки цветными карандашами. Она рисовала себя, и свою учительницу, и свой класс. Она хотела эти рисунки показать Маше после выздоровления. Пока что она показывала их маме, и мама, улыбаясь, говорила, что рисунки очень понравятся Маше.

— Завтра, — однажды сказала мама радостным голосом, — завтра я иду в магазин. Маша вернётся к тебе.

Весь следующий день девочка убирала в комнате. Она очень хотела, чтобы Маше у них понравилось. В ожидании она пела песенки и подходила к окну, чтобы посмотреть, не идёт ли мама. И всё-таки она проглядела маму — вдруг её шаги послышались в коридоре. Девочка замерла, дверь распахнулась, и вошла мама. Она стояла на пороге и разводила руками, и девочка поняла, что мама пришла без куклы.

— Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. — Мы опоздали на целую неделю, — повторила она. — Кто-то уже купил твою Машу.

Мама не смотрела на девочку. Она сидела не шелохнувшись и смотрела на крышу противоположного дома. Девочка тихо подошла к ней и провела рукой по её рано поседевшим волосам.

Читайте также: