Сочинение человек труда в сказе бажова

Обновлено: 01.07.2024

В таланте, данном человеку (кем?), часто прослеживается мистический момент.
БОльшая часть людей ведёт спокойный образ обывателя, производя и потребляя только то, что предназначено природой в назначенные сроки. Но почему-то во все времена существовали люди, чьим предназначением становилось творчество, и порой настолько, что прочие события жизни уходили от такого человека на второй план. Однако, по моему убеждению, человек, умело сочетающий в себе земное и духовное (одно время наши современники приходили к выводу, что в жизни нужно чем-то жертвовать!), так вот, только человек, не жертвующий ничем, а использующий весь свой творческий и жизненный потенциал заслуживает глубокого уважения и почтения. И к такого рода художникам (в высоком смысле этого слова) можно отнести писателя Павла Петровича Бажова.
На мой взгляд, писательский дар, если и не заложен в человека с рождения, то по крайней мере призвание к нему определяется довольно рано. Что до писательского дара П.П.Бажова, то если судить по его биографическим данным, можно заметить. что духовный путь писателя - это не только и столько революция,она лишь создаёт социальный фон, обостряет мотив социального неравенства, уже многократно акцентированный в фольклоре. Писателя П.П.Бажова сделала писателем его собственная жизнь: ". родился на Урале в семье потомственных горнозаводских мастеров" *). Основная тема его будущих произведений почерпнута ещё из детских впечатлений, а они, по утверждениям современных психологов, самые сильные.
Павел Бажов получил до революции духовное образование в Екатеринбургском духовном училище (1889-1893) и Пермской духовной семинарии (1893-1899). Смею утверждать, что духовное образование играет немаловажную роль в становлении личности человека вообще, а в особенности - художника. Конечно, в каждой религии своя мера духовности, основные нравственные критерии, по которым учится человек, вступающий в жизнь. Именно потому и считаю факт духовного образования важной вехой в становлении личности писателя.
По окончании духовной академии П.П.Бажов работал учителем в начальной школе, затем преподавал русский язык и литературу в Камышлове. **) Последний факт биографии только подтверждает любовь будущего писателя к родному языку, а умение владеть им и дальнейшее совершенствование проявилось уже после известных событий 1917 года, когда П.П.Бажов работал журналистом в камышлове и Свердловске. ***) Журналистика очень часто служила тропинкой к дороге в Большую Литературу (разумеется, при наличии писательского таланта!). Так, формируя свой авторский стиль и язык, Бажов постепенно от журналистских очерков и автобиографических повестей переходит к основному своему неповторимому циклу уральских сказов "Малахитовая шкатулка".
Среди сказов "Малахитовой шкатулки" особое место занимают сказы о чете мастеров-умельцев: "Каменный цветок", "Горный мастер" и "Хрупкая веточка".

Некому было передать своё мастерство бездетному деду Прокопьичу, а просто так, по господскому указу учеников брать не хотел - это ли не свобода творчества.
А чем Прокопьичу приглянулся Данилка-Недокормыш. Разве тем, что "худ больно". Так ведь Данилка из той породы людей, о которых говорят: "Не от мира сего!" "Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет!"****) А, поддрастая и потихонечку вникая в дедову науку, Данилка, сам того не подозревая, и открыл то, что люди называют талантом: "На мой глаз, дедушко, не с этой стороны кромку отбивать надо. Видишь, узор тут, а его срежут." ****) В этом будет проявляться и дальнейшее кредо мастера. Показать всю красоту живой природы, сохранив живую силу камня. Не для барина он будет стараться, делая дурман-чашу, да и не в честолюбии мастера дело, а именно в цели показать живую силу камня.
Хозяйка Медной Горы в сказах выступает скорее не как фольклорный образ "нечистой силы", а по-моему чем-то вроде музы мастера. И метание Данилы между земной жизнью (невестой катериной) и творчеством ( Хозяйкой Медной Горы с её Каменным Цветком, поначалу так недоступным Даниле из-за нехватки мастерства, опыта, разума) - это не что иное, как искание художника, то, что порой называют "творческим кризисом".
Потому в этих сказах наиболее сильно и ярко в противоположность образу Хозяйки Медной горы выступает образ катерины - девушки, которая не просто борется за свою любовь, а готова на любые жертвы ради своего мастера: сносит смешкИ и сплетни, переселяется жить к хромому Прокопьичу, пытается освоить ремесло своего любимого. В этом месте наиболее ярко подчёркивается сущность женского творчества: выпиливая бляшки и пуговицы, Катя чувствует, будто Данила ей весточку подаёт. не потому ли Хозяйка и отпускает влюблённых с миром, потому что видит, насколько сильна эта земная любовь, насколько краше она её Каменного Цветка. как писал Н.Бердяев: "Настоящая любовь - редкий цветок." Потому и оставляет Хозяйка в памяти Данилы всё, что он в её садах увидел. Не сможет подобный мастер злоупотребить гостеприимством.
Один из сыновей Данилы и Катерины - горбатенький Митя - тоже стал мастером, но как представитель молодого поколения, более непримиримый к социальному неравенству. в сказе о нём не упомянута Хозяйка Медной Горы, но некоторый мистический элемент исчезновения Мити и его подружки всё же присутствует. После отмщения барину за испорченную поделку (Митя "хряснул барина набалдашником по лбу"), Митя вышел и исчез, не видели также и девчонки, его подружки.
Читавший ранние сказы поначалу может подумать. что дело опять связано с Хозяйкой Медной Горы - уж очень по-сказочному опять восторжествовала справедливость, но здравый смысл по прочтении "Хрупкой веточки" предлагает читателю тысячи вариантов, куда мог скрыться Митя с подружкой. Мне думается, такое non finito не случайно.

В своих "Уральских сказах" автор выступает скорее в роли фольклориста-собирателя, пересказчика сказов, но это лишь один из образов, хотя в какой-то мере центральный, нарочито созданный самим автором. Зачем? Думаю, что этот приём был необходим автору именно для раскрытия перед всеми красоты того родного языка, который он слышал с детства. Его размышления в сказах о подлинном мастерстве, о творчестве сопряжены с собственным опытом, с собственными исканиями. О назначении сказки П.П.Бажов так писал в своём дневнике: "Старая сказка нужна. В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом. По этим дорогим зёрнышкам люди наших дней въявь увидят начало пути, и напомнить это надо. (. ) Что ныне ведомо всякому, то большим пОтом и трудом прадедам досталось, да и выдумки требовало, да ещё такой, что и теперь дивиться приходится."*****)

*) Ерёмин В. Послесловие // Бажов П.П. Уральские сказы. - М., 1976. - С.427

****)Бажов П.П. Каменный цветок // Бажов П.П. уральские сказы. - М., 1976. - С.156.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Кто является главными героями сказа П.П.Бажова?

Главными героями сказов Бажова являются прежде всего уральские умельцы. Разговор о герое Бажова – это прежде всего разговор о мастере.

  • Объясните лексическое значение слов: МАСТЕР, МАСТЕРСТВО, ТАЛАНТ
  • В каком произведении, изученном ранее, основной характеристикой главного героя является его МАСТЕРСТВО?

Приёмы создания художественного образа

1. Внешние черты (портрет)

8. Изображение природы

3. Прямая авторская характеристика

5. Сопоставление героя с другими персонажами и противопоставление им.

6.Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж

2. Характер персонажа

4. Характеристика героя другими действующими лицами

7. Изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж

9. Психологический анализ

Живинка во всяком человеке есть, впереди мастера бежит и человека за собой тянет.

  • Как вы понимаете высказывание П.П.Бажова?
  • Как вы думаете, о каких мастерах пойдёт речь на уроке?
  • Объясните значение выделенного слова, замените его другим. близким по значению.
  • Объясните значение выделенного слова, замените его другим. близким по значению.
  • Мытарить – в течение какого-то времени подвергаться мытарствам, помучиться.
  • Как звали нового ученика Прокопьича? Почему?
  • Данилка Недокормыш
  • Как перенёс Данилушко наказание господского палача?
  • Какой эпизод в сказе говорит о полном взаимопонимании, доверии и теплых дружеских отношениях между мастером и его учеником?
  • Как характеризует Данилушку отношение к миру окружающей природы?

2. Кто помог открыть в Даниле художника, талантливого камнереза?

3. Каково назначение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?

4. Почему прежние ученики Прокопьича были признаны им непригодными к малахитовому делу?

5. Какими качествами должен быть наделён человек труда, настоящий мастер?

  • Нарисовать вазу, которую хотел создать Данило-мастер.

Интернет-ресурсы, использованные при выполнении работы

  • Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности: человек, обладающий такими качествами, способностями.
  • Блаженный – в высшей степени счастливый; не совсем нормальный, близкий к Богу, юродивый.

Эрмитаж. Царица ваз (из яшмы), изготовленная мастерами Колыванского камнерезного завода. Алтайский край 1825-1843.

Учитель Куксова О.А.

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения;воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым людям - хранителям красоты.

Предметные умения : знать содержание сказа, уметь определять позицию автора произведения, выделять проблемы, соотносить позицию автора со своей позицией.

Личностные : формировать интерес к изучению литературы; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью, способность осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать.

Регулятивные : уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные: строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою.

Познавательные: находить достоверную информацию из текста для решения учебной задачи, уметь устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне ( используя опорные вопросы, жизненный опыт и информацию на уроке).

Основные понятия : сказ, сюжет, позиция автора, диалог

Межпредметные связи :окружающий мир, культура речи, изобразительное искусство.

Методы и педагогические технологии : объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод,музыка.

Оборудование: записи на доске, портрет П.П.Бажова, выставка книг, рисунки уч-ся к сказу, текст произведения, презентация .

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Бажова,с его сказом «Каменный цветок. Известный литератор Федор Гладков, современник Бажова, признавался: "Его Малахитовую шкатулку" я читал и перечитывал. Это была действительно волшебная шкатулка, сделанная искусным умельцем, полная ослепительных драгоценностей, созданных сомобытным художником".

2. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

- Чтение учащимся стихотворения на фоне музыки. (4 сл)

На дворе пурга в окно стучится.

В комнате уютно и темно,

Мне сегодня что-то вдруг

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живет в горе.

Вижу я Данилушку — и сразу

Ящерки мелькнули на заре.

Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит.

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло.

В дальний домик дедушки Бажова

На Урал меня перенесло!

- Сказы П.П. Бажова ярки и живописны. (5 сл)
И такое цветовое богатство не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Но главное богатство Урала – его люди. Все они великие труженики, умельцы. Во многом благодаря Бажову стали известны имена крепостных мастеров – камнерезов, сумевших постичь душу камня, вдохнуть жизнь в мертвую горную породу. Об уральских умельцах нам расскажут ученики нашего класса.

Чтение стихотворения учеником.(6 сл)

Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.

- Перед нами сказ Бажова об уральских мастерах, о людях талантливых, (7сл) трудолюбивых. Но перед тем, как перейти к непосредственной работе с текстом, к работе над образами героев, вспомним отличия сказа от сказки.

— От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.

( Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо .)

(9сл)- Обратимся к главному герою сказа –Даниле.

1.Чем Данила отличается от других детей? Расскажите о жизни Данилки.

Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.

Найдите примеры в тексте.

(10 сл)2. Как жилось у Данилыча? Как и в чем проявляется его мастерство?

(11сл)3. Как меняется образ Данилы? (портретная характеристика)

4. Как раскрывается в сказе талант Данилы,его душа художника?

- (12сл)5. Почему Даниле не нравится чаша?

- (13сл)6. Что ищет в лесу?

- Портретная характеристика, образ.

(16сл)- Почему она не хочет показывать Даниле цветок? А показывает ли?

( Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка мастерства.)

  • 4 . Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор.


Презентация "Сравнительный анализ сказа П.П.Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке" .

В презентации даётся сравнительный анализ сказа П.П. Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке". Выполнила ученица 5б класса Фатнёва Дарья.


Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, про.



Викторина по сказу П. Бажова "Каменный цветок"

Викторина по сказу П. Бажова "Каменный цветок". Презентация создана с использованием технологического приёма "Анимированная сорбонка"Можно использовать на уроке литературы и во внеклассной работе по л.


Одним из основных персонажей произведения является Степан Петрович, представленный писателем в образе уральского рабочего человека.

Степан описывается в сказании как молодой мужчина, отличающийся могучим телосложением, работающим на хозяйском руднике по добыче малахитовых камней.

Характерными чертами мужчины являются его бескорыстие, честность, смелость и трудолюбие. Несмотря на царящую несправедливость хозяина по отношению своим крепостным работникам, Степан добросовестно выполняет свою непростую работу, теряя на ней постепенно драгоценное здоровье, что отражается в его зеленого оттенка глазах.

Однажды отправившись в лес, Степан встречает на своем пути сказочную девушку в образе ящерицы, которая является Хозяйкой Медной горы. Хозяйка демонстрирует Степану имеющиеся у нее богатства в виде драгоценных камней и просит его передать хозяину рудника ее требование о закрытии шахты. За выполнение ее просьбы Хозяйка обещает Степану стать его супругой. Однако юноша отказывается от брака с волшебной девушкой, поскольку уже обручен с деревенской сироткой Настенькой. На память об их встрече Хозяйка дарит Степану несколько изумрудных камней и наказывает ему забыть о ней навсегда.

Степан передает просьбу Хозяйки барину, но хозяин настаивает на продолжении работ в руднике и требует от Степана добыть малахитовые глыбы для изготовления церковных столбов. Выполнив приказ барина, Степан получает вольную для себя, и для невесты. Затем молодые люди женятся, выстраивают дом и рожают детишек.

Однако счастливая семейная жизнь у Степана не ладится, поскольку он не может забыть о Хозяйке Медной горы. Молодой человек начинает болеть от тоски, не в состоянии радоваться обычным житейским будням.

В один из дней Степан, захватив ружье, отправляется в лес к месту его давней встречи с Хозяйкой Медной горы. Там у большого валуна и находят Степана умершим, а возле его тела замечают плачущую зеленую ящерку. В руках у покойного Степана обнаруживают горсть драгоценных камушек, которые мужчина втайне ото всех хранил долгие годы, не продав ни один экземпляр, в память о любимой Хозяйке Медной горы.

Сочинение Степан - главный герой рассказа Медной горы Хозяйка

Сделав одним из главных героев произведения крепостного мастерового с уральских заводов, писатель показал свое видение трудящихся дореформенного времени. Взаимоотношения Степана и Хозяйки Медной горы в иносказательной форме показывают восприятие человеком того времени природы и окружающего мира.

Автор сказов изобразил своего героя крупным молодым человеком, находящимся в зависимости от господ в силу несправедливости социального порядка. Массивная фигура мужчины как бы демонстрирует потенциальную силу горнозаводских рабочих. О том же может сказать и тяжелое воздействие на него вредной работы с камнем, крошки которого оседают в легких.

Однако тяжкий труд и вредные условия производства не сломили Степана духовно. Бажов подчеркивает, что он смелый человек. Своей внутренней духовной крепостью он и приглянулся сверхъестественному персонажу, владеющему Медной горой и ее рудными богатствами.

Степан поставлен выше мира бар и господ, но природа все же оказалась сильнее его. Женившись, он не может забыть Владычицу горы. Его находят мертвым, сжимающим в руке драгоценные камни – слезы Хозяйки горы.

Природа оказывается сильнее даже такого человека как Степан. Он слишком связан со своей профессией и поэтому Малахитница, олицетворение заводского мира, где он живет сильнее его.

История Степана

Крепостной Степан - мастер рудника. Он идет в лес и видит там Хозяйку Медной Горы. Она пришла к нему из сказки, охраняет Уральские горы и их богатство - ее владения. Выглядит хозяйка как ящерица с головой девушки. Она превращается в прекрасную девицу. У нее длинные черные волосы, заплетенные в косу и она пленит странников своими чарами и красотой.

Хозяйка нередко встречается на пути странникам и путает их своими заданиями. Она подвергает их разным испытаниям, проходя которые можно добраться до даров. Местные жители знают об этом существе и всячески избегают его. Она может погубить тех, кто не прошел ее испытания. Она выдает приказы своим подчиненным - малахитовым ящеркам.

Степан, увидев Хозяйку, рассказал местным жителям о ее просьбе покинуть рудник. Ему не поверили. Кроме того, его наказали, посадив на цепь и заставив добывать малахит. За его смелость, Хозяйка стала помогать Степану. Она всегда щедро вознаграждает тех, кто ей симпатизирует. Она намекает, что готова выйти замуж за Степана, но тот остается верен своей невесте. Его невеста Настенька. Кроткая и нежная девушка. Сирота. Хозяйка дарит Степану свои изумруды (слезы), а Настеньке - свою шкатулку из малахита. Они продают это богатство и получают вольную.

В конце сказки Степан и Настенька женятся, строят дом, у них рождаются дети, но Степан не чувствует себя счастливым. Он не в состоянии забыть Хозяйку. Степан становится зависимым от своего увлечения, все чаще пропадает в лесу. В итоге его находят там мертвым. А в кулаке он держит слезы Хозяйки Медной Горы.

Образ Степана собирательный. Он символизирует силу и мужество с одной стороны, и слабость характера с другой. Он любил Настеньку, но не смог устоять перед чарами Хозяйки, тем самым подвергнув себя на тяжелые душевные муки и физические страдания. В конечном итоге погиб, ведь Хозяйка несет только беды встречей с собой. Даже вольная не подарила этой паре счастья. Степан - честный человек и он не в состоянии был обманывать Настеньку и Хозяйку. Он храбрый и проворный, но так и не смог совладать со своими чувствами.

Когда Степан умер и его тело нашли в лесу, возле него обнаружили небольшую ящерицу. Это была Хозяйка Медной Горы, которая оплакивала своего возлюбленного. Хозяйка Медной Горы тоже имела чувства, хоть и была жестока со всеми встречающимися на своем пути.

Даже такой смелый и честный человек, как Степан, не сумел совладать со своими эмоциями и поддался колдовским чарам Хозяйки, зная, что обрекает себя и свою семью на страдания.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Степана в сказе Медной горы Хозяйка

Популярные сегодня темы

Гончаров вводит в свое произведение Обломов образ Захара не напрасно. Это не только верный слуга, который приносит барину одежду по утрам, укоряет за непомерные траты и осведомляется

В данной замечательной поэме, написанной великолепным автором Александром Твардовским, показана история, в которой главный герой отображен в собирательном образе обычного воина, готового отдать свою жизнь за благо страны

Произведение является актуальным и в настоящее время, несмотря, что относится к шедеврам русской литературы. Основной сутью романа является противопоставление двух миров (крестьянского и помещичьего).

Я просыпаюсь в мягкой и теплой постели. Мама целует меня в щеку, улыбается и зовет завтракать. На столе мои любимые бутерброды и горячий ароматный чай. Я бегу в школу, меня ждет мой уютный класс, мои любимые друзья.

Читайте также: