Сочинение на тему консерватизм

Обновлено: 05.07.2024

Определение понятия и сущности консерватизма, как политической идеологии определяющая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. Политический анализ неоконсерватизма, как синтез либерализма и консерватизма.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.07.2010
Размер файла 23,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СОДЕРЖАНИЕ

1. КОНСЕРВАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

2. НЕОКОНСЕРВАТИЗМ КАК СИНТЕЗ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА

3. РОССИЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ

ВВЕДЕНИЕ

Как идейное движение консерватизм зародился на исходе XIX в., в условиях кризиса классической либеральной идеологии, вызванного расширением государственной деятельности по регулированию экономики в индустриально развитых странах.

1. КОНСЕРВАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2006. .

Консерватизм (от лат. conservate - сохранять, охранять) - одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества. Основные положения консерватизма:

1. Возможности человеческого разума и познания общества ограничены, ибо человек по своей природе - существо несовершенное, низменное и во многом порочное. В силу несовершенства человеческой природы все проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок.

2. Нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей.

3. Традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества.

4. Отрицание возможности социального равенства. При этом консерватизм позитивно относится к идее равенства людей перед Богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство.

5. Консерваторы - приверженцы строгой иерархии общества, в котором каждый человек занимает строго отведённое ему место, соответствующее его статусу.

6. Вначале консерваторы высказывали недоверие к демократии, особенно популистского толка, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм даёт возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных (принцип меритократии - власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп). Достойное - достойным, - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем.

7. В экономической сфере консерваторы так же, как и либералы, делают ставку на развитие бизнеса, частного предпринимательства. Они выступают против жёсткого контроля со стороны государства за функционированием экономики. Экономика должна иметь максимум свободы. Свобода многими консерваторами трактуется как право каждого человека на собственность и неограниченную конкурентную борьбу в обществе. Частная собственность священна и неприкосновенна. Она - гарантия личной свободы, процветания и социального порядка. Поэтому никто не имеет права посягать на частную собственность, отчуждать её под каким бы то ни было предлогом в свою пользу.

8. В политической сфере консерваторы выступают за сильную и эффективную государственную власть. В то же время она должна быть ограничена коституционными и моральными нормами. Государство призвано стоять на страже частной собственности, прав и свобод человека.

9. В социальной сфере консерваторы выступают за создание в обществе системы социального самообеспечения.

2. НЕОКОНСЕРВАТИЗМ КАК СИНТЕЗ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия -- все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации. В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.

Конечно, предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности (предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д.) не могли решить многие вопросы общественного развития государств, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции (например инфляции, обнищания населения). Однако по сравнению с его способностью дать человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2002. .

Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

3. РОССИЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ

В России необходимость в обосновании консервативных идей появилась в конце XVIII - начале XIX вв. Русская консервативная мысль возникла как реакция, во-первых, на либеральную идеологию (идеи Французского Просвещения, Французской революции), во-вторых, на всё большую ориентацию и зависимость России от Европы. Отсюда появились два основных элемента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (антилиберализм) и антиевропеизм (национализм) Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / Под ред. В. Я. Гросула. М., 2000. .

Изначально российский консерватизм в отличие от западноевропейского был тесно связан с культурными традициями: моралью, литературой, религией. Кроме этого, российские консерваторы не оформились в партию в западном понимании. Консервативные идеи присутствовали в течениях светского и духовного характера, развивались писателями, философами, общественными деятелями, стоящими вне политических партий и движений.

Обстоятельства возникновения современного русского консерватизма подтверждают тот факт, что консерватизм - всегда реакция на радикальные общественные сдвиги. Если дореволюционный русский консерватизм являлся прежде всего реакцией на Французскую революцию, консерватизм русской эмиграции - на революцию 1917 г. и последовавшие за ней социальные перемены, то консерватизм последних десятилетий представляет собой идейно-теоретическую реакцию на социальный процесс, начавшийся в СССР - России со второй половины 80-х годов и предопределивший радикальные изменения во всех сферах жизни страны, в ее внутренней и внешней политике Рормозер Г. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996. .

Современный русский консерватизм зародился прежде всего как культурный консерватизм, а с началом либеральных реформ на его основе сформировался политический и экономический консерватизм. В отличие от исчерпавшего себя к 80-м годам эмигрантского консерватизма он обладает значительным опытом включенного наблюдения над сложной и противоречивой эволюцией СССР и России, возможностями осмысления новых тенденций, созревающих в недрах российского общества.

Адаптация отдельных советских и исторически сложившихся российских ценностей к современным реалиям в контексте развития российского государства может составить консервативное наполнение той либеральной модели, о которой заявляет российская власть. Однако для реализации данной модели политическим субъектам необходимо научиться слушать и слышать друг друга, толерантно относиться к оппонентам, развивать в первую очередь те качества, которые в большей степени ассоциируются с либерализмом. Лишь после освоения индивидами этих качеств, которые в современном мире принято называть цивилизованными, возможно наполнение либерализма консервативным содержанием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

Усиление позиций современной формы консерватизма обусловлено реакцией на рост идеологий, альтернативных позднему капитализму, кризисом модели послевоенного социально-экономического развития, обострение проблемы путей достижения эффективной экономики в условиях постиндустриального общества.

В характеристике современного консерватизма исследователи обращают внимание на признаки, ранее ему не свойственные: популизм и демократия.

Вероятно, устойчивым и жизнеспособным сделает общество только такая общественная и культурная система, при которой либеральное и консервативное начала находятся в сбалансированных отношениях, когда существует либерально-консервативный консенсус, отстаивающий эволюционное изменение социально-политических отношений, снятие напряжения, достижение баланса сил и устойчивого развития общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 3-4.

2. Вершинин М. С. Политология русского консерватизма (XIX -- начало XX в.). СПб., 1997.

3. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М., 1995.

4. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2002.

5. История политических и правовых учений / Под ред. профессора О. Э. Лейста. Издательство Зерцало, 2004.

6. Лебедева М.М. Мировая политика: учебник для вузов /М.М.Лебедева. - М., 2004.

7. Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии / Под ред. А. К. Голикова и других. СПб., 2001.

8. Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия для вузов / Сост. В. А. Мальцев. Пермь, 1999.

9. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2006.

10. Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / Под ред. В. Я. Гросула. М., 2000.

12. Загородников А.Н. Либеральный консерватизм на Западе: истоки и перспективы // Либеральный консерватизм: история и современность.

13. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001. С.374.

Подобные документы

Отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку. Функционирование политической идеологии в обществе. Основные типы политической идеологии. Идеологии либерализма, консерватизма, социализма, фашизма, анархизма.

презентация [543,0 K], добавлен 30.03.2015

Подходы к определению политического консерватизма. Истоки, сущность и эволюция идеологии консерватизма, её характерные черты. Принципы, установки и идеи консерватизма как направления социальной мысли. Негативное отношение консерваторов к революции.

реферат [43,9 K], добавлен 11.11.2015

Отличительные черты трех крупнейших современных политических идеологий: консерватизма, либерализма и социализма (коммунизма). Анализ рассуждений Д.С. Милля и Л. фон Мизеса. Сущность идеологии неоконсерватизма и концепции плюралистической демократии.

курсовая работа [65,7 K], добавлен 18.01.2012

Определение политического консерватизма в политологии. Классический консерватизм как ответ на идеологию либерализма. Стремление к постепенности и осмотрительности в политических преобразованиях. Период начального становления российской многопартийности.

реферат [55,0 K], добавлен 28.11.2010

Политическая идеология: суть, структура, функции. Основополагающие идеи и представители либерализма и неолиберализма. Понятие и идеи консерватизма и неоконсерватизма. Социализм и его разновидности в современном мире. Идеология белорусского государства.

презентация [1,7 M], добавлен 15.04.2013

Сущность, важнейшие функции и принципы политической идеологии. Характеристика, основные концепции, принципы, история развития и выдающиеся представители основных идеологических течений в современном мире: либерализма, консерватизма и социализма.

реферат [27,1 K], добавлен 24.05.2010

Общая характеристика политической доктрины консерватизма. Авторитарный консерватизм первой половины ХХ в. Радикальное направление консерватизма после Второй мировой войны и второй половины ХХ в. Характерные черты неоконсерватизма последних десятилетий.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Выбранное мною высказывание по политологии поднимает актуальные на сегодняшний день вопрос о соотношении миросозерцания различных поколений. Бердяев считал, что истинный консерватизм есть борьба вечности со временем, иными словами -консервативная идеология будет всегда бороться с новым временем и новыми убеждениями. Она всегда будет пытаться сохранить прошлое как можно дольше .Я полностью согласна с автором данного высказывания, ведь время не стоит на месте и в каждой эпохе, в каждом историческом периоде существует свой мироуклад, свои ценности и некоторые из них теряют свою значимость под воздействием временем.

Рассмотрим данное высказывание с точки зрения политической теории, давайте для начала разберемся, что же такое консерватизм. Консерватизм -это Политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни. Родоначальником это идеологии являлся английский государственный деятель в XVIII века Бёрк.

Для консервативной идеологии характерны следующие черты: 1)критичное отношение к любым радикальным реформам 2) стремление к сохранению национальной идентичности и ограждения влияние на страну иностранной культуры 3)проведение политики протекционизма 4)принцип частной собственности и 5)сохранение нормы традиции. Консерватизм имеет еще одну важную черту -это отрицание наличия универсальные природы у человека, тоесть человек не может самостоятельно сформироваться только лишь под воздействием социума и политических институтов.Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях.Базовыми ценностями консерватизма является государство, церковь, семья. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Вторая часть данного высказывания состоит из таких понятий как вечность и время. Вечность -это философское понятие, которое мы можем понимать, как неограниченность во времени, то есть бесконечность.Время -это непрерывная величина, то есть продолжение чего-то .

Для подтверждения своего мнения о том, что консерватизм всегда будет бороться со временем, я могу привести пример из истории, касающийся февральской революции 1917 года. У власти в это время находился Николай II, который проводил консервативную политику (так как старался сохранить абсолютизм, этому свидетельствует роспуск 1 и 2 Государственной Думы). Однако такая политика не удовлетворяла интересы растущей либеральной интеллигенции и в итоге с помощью вооруженного Восстания либеральная Элита добилась отречение Николая II от престола, и власть перешла в руки временного правительства, которое состояло из либералов.

В качестве еще одного аргумента я могу привести в пример произведения Джорджа Оруэлла "Скотный двор". У скотного двора существовали 7 нерушимых заповедей, которым руководствовались все животные. И одна из них гласила -тот, кто ходит на двух ногах -враг. Много лет животные следовали этой заповеди, однако настало трудное время им пришлось заключить договор с мистером Сопли на поставку яиц, чтобы обеспечить себя мукой и зерном.Они нарушили заповедь, однако сделали этого во благо своего дома.Времена поменялись и если раньше они могли обойтись без человека, то со временем он стал им необходим. Таким образом мы можем сделать вывод, что в мире существует ценности на которых держится человек, есть ценности, которые со временем теряют свою сущность, и так как мир не стоит на месте, а постоянно развивается, то и ценности постоянно обновляются. Человек должен идти в ногу со своей исторической эпохой, но пытаться пронести сквозь время ценности, доказавшие свою нетленность в течение истории.

Политический мир невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения власть и связанные с ней формы правления, а также проводимый ими политический курс нуждались в фундаменте, основании. Идеология, не важно как она называлась в разные исторические эпохи, и была призвана выполнять эту задачу. О ее значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX столетие называют веком идеологии, поскольку он прошел под знаком не просто бескомпромиссной борьбы, а войны различных идеологических систем.

В современном мире произошла глобализация политической идеологизации. В одном плавильном котле сейчас оказались политические идеи, концепции доктрины и представления всех времен, народов и регионов. При такой пространственно временной и содержательной глобализации производства политических идей все труднее предложить универсальную систему политических знаний, отвечающую требованиям теоретического осмысления политической сферы современного мира. Своеобразие трактовок нынешних проблем субъектами политической жизни не может быть понято без знания особенностей либерализма, консерватизма, социализма, входящих в семью основных политических идеологий.

Я хочу остановиться более подробно на таком направлении политической идеологии, как консерватизм.

Понятие консерватизма и история его возникновения

Консерватизм — это система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и установок, который так же, как либерализм, социал-демократизм, марксизм, не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями. Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции. Обращает на себя внимание историческая многовариантность консерватизма. [2]

В конструкциях основателей консерватизма естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность общественного организма, подобно тому, как отдельные органы человеческого тела обеспечивают жизнеспособность и целостность всего его организма. [5]

Если либерализм в социализм возникли как классовые идейно-политические течения соответственно буржуазии и рабочего класса, то в этом смысле значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом. В целом консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. [1]

Принципы и цели консерватизма

Основой консервативной идеологии является традиционализм, т.е. ориентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется настоящему. С точки зрения Э. Бёрна, следовать традиционализму значит действовать в соответствии с естественным ходом вещей, сообразовывать свои поступки с вековой мудростью, аккумулированной в традиционных нормах и представлениях.

В первой половине XIX в. в консерватизме господствовали три основные идеи: противостояние революции, критика рационализма и индивидуализма, противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации. Эти три идеи, органично взаимодействующие друг с другом, составили, с одной стороны, специфическую идеологическую позицию, ассоциирующуюся с определенными, а именно консервативными политическими представлениями, позициями, партиями, а с другой консервативную модель поведения индивидов в повседневной жизни.

Один из наиболее влиятельных глашатаев консерватизма в США Томас Стерн Элиот выдвигал три главных принципа данной идеологической доктрины:

1) необходимость основать социальное благополучие на традиционных ценностях;

2) оказывать организационное и эффективное противодействие эгалитаризму (социальному равенству);

3) необходимость каждому индивиду соблюдать социальную лояльность и долг перед общностью.

Впоследствии эти три принципа получили дополнение еще несколькими основополагающими консервативными идеями. Наиболее существенные из них таковы:

а) отрицание мелиоризма (желательности улучшения общества);

б) осторожное, преимущественно критическое отношение к социальным переменам;

в) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования общества и человека с помощью политических и экономических средств;

г) вера в естественность и справедливость социальной иерархии в обществе (наличие в нем высших и низших социальных слоев);

д) нравственный абсолютизм, выражающийся в признании вечных истин, и неизменность нравственных ценностей;

е) прогресс и улучшение общественной жизни возможны, но бессмысленны. [3]

Последовательные сторонники консерватизма отрицают идею, согласно которой человеческая история представляет собой непреклонное совершенствование общественной жизни и в силу этого гораздо более критичны по отношению к социальным изменениям, чем представители иных идеологических доктрин. Иерархический характер общества, из которого проистекает социальное неравенство, считают они, является неизменной формой современного стратифицированного общества, вытекающей из его естественного происхождения.

Отвергая перспективы возникновения авторитарной тирании, они утверждают, что последняя может возникнуть в двух случаях: 1) правление толпы; 2) деспотизм, приведенный к власти в результате крушения хорошо организованной социальной иерархии.

Стабильность политического порядка, по убеждению сторонников консерватизма, обеспечивается постепенным реформизмом, в основе которого должен лежать компромисс. Именно компромисс, с их точки зрения, составляет единственную гарантию сохранения существующих экономических и политических отношений, а также, пусть и несовершенной, но все же реальной социальной гармонии различных социальных сил.

Консерватизм в современном мире

Существуют две основные трактовки неоконсерватизма:

1) как современного консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи;

2) как идеологического течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Одна из наиболее существенных особенностей неоконсерватизма заключается в том, что наиболее известные его представители (Д. Мойнихэн, И. Кристол, 3. Бжезинский, Д. Белл и др.) были или до сих пор являются ведущими экспертами правящих политических сил в США, Англии, Австралии, Японии. К числу неоконсерваторов принадлежат и такие влиятельные политические лидеры, как М. Тэтчер, Р.Никсон, Р. Рейган, Г. Коль, Дж. Буш-старший и Дж. Буш-младший.

Третья отличительная особенность неоконсерватизма заключается в том, что его ведущие представители являются активными поборниками сциентистско-технократического направления социальной философии. Д. Белл, в частности, утверждает, что основным инструментом оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное (информационное) общество является новейшая технология. В отличие от индустриального общества в постиндустриальную эпоху, считает Д. Белл, именно научное знание и его воплощение в технологиях выступают основными источниками богатства и власти, а поэтому решающим средством управления становятся уже не машинные, а интеллектуальные технологии и телекоммуникационные системы.

Пятая особенность неоконсервативной идеологии в том, что ее последователи по-новому сконструировали теоретическую модель взаимодействий между индивидом и обществом, гражданином и государством. Индивид должен рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан (в отличие от того, что утверждают поборники либерализма), а не надеяться на поддержку государства, государство же призвано сохранять целостность общества и обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе незыблемого правопорядка и стабильности существующей экономической и политической системы.

Шестая особенность рассматриваемой идеологической доктрины заключается в обосновании тезиса, согласно которому в условиях углубляющейся глобализации мира, сопровождающейся ростом социальной нестабильности и неустойчивости, лучшими и наиболее эффективными средствами искоренения всяких нестабильностей выступают рыночная система и основанные на идеологии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества. [3]

Поборники неоконсерватизма выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, считая, что государство обязано поддерживать частную инициативу, а не ограничивать ее. В социальной политике они придерживаются трех основных принципов: а) принципа солидарности, основанного на единстве труда и капитала; б) принципа справедливости справедливое распределение доходов, справедливая зарплата, справедливая налоговая политика и т.п.; в) принципа субсидиарности содействие людям в их самопомощи и в развитии частной инициативы. В идеологическом плане они признают приоритетность принципов свободы над принципом равенства, утверждают, что равенство может существовать только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. В политической сфере неоконсерваторы строго придерживаются тезиса: демократия должна быть вертикальной, а вершину ее составляет политическая и экономическая элита.

Поэтому высказываемые у нас часто доводы и рассуждения относительно необходимости отказа от идеологии в пользу деидеологизации как непременного условия строительства демократического государства лишены каких бы то ни было серьезных оснований, поскольку в современном мире политика как арена столкновения различных конфликтующих интересов немыслима без идеологии. Речь в данном случае должна идти, как представляется, не о деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществования, терпимости друг к другу и открытости в отношении друг друга. А это в свою очередь предполагает, что, хотя научный подход и отвергает идеологию в качестве инструмента или исходной посылки исследования, необходимость изучения самой идеологии как неотъемлемого элемента мира политического не отпадает.

Еще Ф.Ницше предупреждал, что XX в. станет веком борьбы различных сил за мировое господство, осуществляемой именем философских принципов. Предупреждение Ницше оказалось пророческим с той лишь разницей, что все многообразие и сложность мировоззренческого начала были заменены идеологическим измерением, идеологические принципы взяли верх над философскими, в том числе политико-философскими. Это проявилось, в частности, в выдвижении множества проектов, идей, программ, учений, предлагавшихся в качестве руководства к поискам переустройства существующей и создания новой, более совершенной общественно-политической системы. При этом сама политико-философская мысль оказалась политизированной и идеологизированной, подчиненной императивам системного конфликта. [3]

Разделительная линия в этом конфликте была проложена еще в начале прошлого века в процессе формирования и более или менее четкого разграничения двух магистральных направлений политико-философской мысли: реформистского в лице либерализма, консерватизма и социал-демократизма и революционного в лице ленинизма и фашизма, каждое из которых имело свои национальные, региональные и системные разновидности.

Ряд ведущих стран, таких как США, Великобритания, Франция, Швеция, Дания, Голландия и др., избрали путь постепенных социально-экономических и политических преобразований капитализма. Причем при всех существовавших между ними разногласиях приверженцами реформистского пути преобразования общества выступили все главные социально-политические силы, признававшие основополагающие принципы рыночной экономики и политической демократии. Всех их объединяло осознание необходимости в создавшихся в тот период условиях расширения роли государства во всех сферах жизни общества, особенно в социальной и экономической, для предотвращения и преодоления негативных последствий рыночной экономики. В целом речь идет о тех силах, которые в основу своих социально политических программ положили установки и принципы идейно-политических течений либерализма, консерватизма и социал-демократизм.

Список литературы

1. Вонсович Л. В. Основы идеологии белорусского государства: ответы на экзаменационные вопросы / Л. В. Вонсович. – Минск: ТетраСистемс, 2009

2. Гаджиев К.С. Политология учебник, Москва: Логос, 2002

3. Гончаренко Р. М. Политическая и правовая идеология государства: справочное пособие.- Минск : Технопринт, 2005.

4. Гребень В.А. Основы идеологии белорусского государства: учебно-методический комплекс / Минский институт управления.- Минск: МИУ, 2008.

5. Матусевич Е.В. Новый этап развития идеологии белорусского государства / Проблемы управления (РБ).- 2003.- №3.

Первые зачатки консерватизма появились во Франции в ответ на буржуазную революцию. Тогда суть консерватизма была другой, нежели той, какой она известна сейчас.

Консерваторы 19 века

Позже В Англии и Америке она предстала в знакомой всем сущности с характерными признаками – сохранении традиций и устоев общества.

Кратко и понятно о сущности консерватизма

Консерватизм – это политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок.

Приверженцев консерватизма в современном мире сравнивают с борцами против попыток изменения революционным способом ситуации в государстве.

Сравнительная характеристика представителей консерватизма, либерализма и социализма показана в таблице.

Консерватизм, либерализм и социализм

Основные черты консерватизма:

недопущение вмешательства простых людей в политику государства;

большая роль церкви и семьи в обществе;

редкое проведение реформ;

высокая враждебность к революционным и радикальным взглядам;

уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости любыми способами, даже с привлечением армии;

Для достижения целей консерваторы использует старые, поверенные многими десятилетиями и даже столетиями методы:

удержание любыми способами власти в своих руках, если потребуется с применением военного вмешательства;

метод, при котором в государстве практически не принимаются новые реформы.

Неоконсерватизм

Неоконсерватизм сочетает признаки консерватизма и либерализма.

Неоконсерватизм

Характеристика неоконсерваторов включает:

неохотное признание демократии, так как в современном мире другой альтернативы нет;

признание двойственности человеческой природы – агностицизм;

государство считает, что не должно экономически и социально поддерживать граждан, которые сами могут заработать;

культурные и моральные нормы преобладают над социальными, экономическими и политическими.

Направление на неоконсерватизм было предпринято Западом в 60 - 70-х годах прошлого века, когда был расцвет феминистического и радикального движения среди молодежи.

Ультраконсерватизм

Ультраконсерватизм

Сторонники этого движения крайне отрицательно относятся к любым изменениям принятого и установленного порядка во всех сферах и группах общества: в политике, семье, религиозной жизни.

Ультраконсерваторы абсолютно уверены, что новые законы и реформы никогда не смогут изменить государство в лучшую сторону.

Консерватизм в России в XIX веке

В России консерватизм получил широкое распространение в 19 веке. Зародился как славянофильство, затем приобрел религиозные и этические черты.

Консерваторы

Российская история XIX века была полна событиями радикального и революционного характера: восстание декабристов, покушения на царя и высокопоставленных чиновников, отмена крепостного права, движения за предоставление больших прав народу.

Такие народные настроения привели к более консерваторским взглядам в правительственных кругах, чтобы взять контроль над населением.

Государственная политика основывалась на сохранении самобытности России. Особое внимание уделялось религиозному учению, укреплению самодержавия, сохранению исконно-русских устоев. Авторы консерваторских философских работ поддерживали такие взгляды.

Самыми известными представителями российского консерватизма XIX века были: Самарин, Хомяков, Киреевский, Аксаков.

Представители консервативной мысли XIX века

Список имен консерваторов берет свое начало еще в 18 веке, однако наибольшее распространение идеология получила в 19 веке.

Этапы развития консерватизма

В начале идея зародилась после революции во Франции, после стала распространяться по всей Европе, в том числе и в России. В середине 19 века добралась до Америки.

Самыми известными представителями идеологии консерватизма были:

Во Франции - Жозеф де Местр и Луи Габриэль Амбруаз Бональд (совместно с английским философом Эдмундом Беркем считаются основоположниками консерватизма).

В Великобритании – Эдмунд Берк, Роберт Пиль, Бенджамин Дизраэли.

В Германии – Отто фон Бисмарк.

В России — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, Н. Я. Данилевский, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский.

Современный этап развития консерватизма

Стремление к консервативности, несмотря на преобладание в обществе толерантности и демократии, существует и в современном мире.

Современный консерватизм

Современный консерватизм подразделяется на три течения:

Не все современные страны имеют основной идеологией консервативные политические взгляды. Однако статистика показывает, что практически во всех странах мира есть консервативные политические партии или государственные мероприятия, посвященные консервативной идеологии.

Консерватизм в странах мира

Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются.

Королева Елизавета 2

В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие.

Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США.

В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии.

Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной.


Читайте также: