Этнокультурный облик страны сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Один из самых острых вопросов России в 2-ой четверти 19 века заключался в национальном развитии страны. Национальная политика Николая 1 была достаточно гибкой. Это выражалось в том, что к каждому народу страны предъявлялись свои требования и давались свои права. Для некоторых прав было больше, для некоторых меньше. В целом политика заключалась в том, чтобы сохранять порядок в государстве и по возможности предоставлять более либеральные условия народностям, проживающим на окраинах государства. Правительство наделяло особым административным статусом территории, которые имели пограничное расположение, поскольку в большинстве своем это были территории, присоединенные не так давно, а также потому, что на большей части этох территорий проживали люди, которые стремились воссоздать государства, независимые от России.

При изучении национальной политики эпохи правления Николая 1 важно рассмотреть события, которые касаются следующих направлений:

  • Финляндия.
  • Польша.
  • Западные окраины.
  • Еврейский вопрос.

Политика в отношении Польского царства

Восстание в Польше 1830-1831

Эти события и волна польского патриотизма привели к тому, что в Польше произошла революции 1830 года. Длилась она без малого 2 года. Восстание началось в ноябре 1830 года с покушения на убийство князя Константина в польской столице. В ходе восстания местное дворянство объявило, что Конституция 1815 года больше не действительна, Польша объявляет себя самостоятельным государством во главе которого становится Правительство во главе с Чарторыйским. Для подавления мятежа Николай 1 отправил армию под командованием Дибича. Численность армии составляла 120 000 человек. Они одержали победу над поляками при Гроховом, Однако вскоре после победы Дибич умер от холеры. Ему на смену назначили генерала Паскевича, который в сентябре 1831 года занял в Варшаву. На этом революция закончилась. Подавление польского восстания вынудило Николая 1 ввести целый ряд корректив в национальную политику Польши:

  • Полностью отменялась Конституция 1815 года. Вместо Конституции применялся документ под названием Органический статус.
  • Сейм был полностью ликвидирован. Все вопросы, которые ранее обсуждались на сейме, переходили под контроль местному генерал-губернатору.
  • Польская армия ликвидировалась. Полякам запрещалось иметь свою армию. В этом регионе могла находиться только русская армия.
  • Польское царство сохраняло свою автономию, а также местные советы.
  • В наказание за проведение революции в Польше был закрыт целый ряд образовательных учреждений. В частности были закрыты университеты в Виленском и в Варшаве.

Николай 1 отчетливо понимал, что Польша является огромной проблемой для Российской империи, поскольку поляки продолжают вынашивать идею в создание Речи Посполитой. Любые Конституции и любые послабления здесь воспринимались не как попытка России лишить национальную проблему в Польше, а как первый шаг. Польское дворянство было уверено, что Россия обязана воссоздать Речь Посполитую. Для решения польского вопроса Николай 1 приказал возвести цитадель, пушки которой могли бы обстреливать Варшаву.

Национальная политика в Финляндии и Прибалтике

Немногочисленные, но важные перемены произошли при Николае 1 в национальной политике Финляндии и прибалтийских земель. Финляндия по-прежнему сохраняла статус автономии. Ещё Александр Первый, при присоединении территории в 1809 году, понимал, что финские и шведские народы, которые населяют эту территорию, обладают различным менталитетом и различной культурой со славянами. Поэтому вести здесь жесткую национальную политику нельзя. Во многом из-за этого здесь была создана автономия, где Великое княжество Финляндское обладало практически всеми функциями государства. При Николае Первом эти функции расширились. Например, в столице Российской империи теперь находился министр-статс-секретарь Финляндии, который избирался из финского дворянства, и который имел право личного доклада царю.

Коренных изменений в политике Финляндии Николай 1 не вводил. Достаточно сказать, что финский сейм за годы его правления собирался всего несколько раз по незначительным вопросом. Этот регион жил своей полноценной жизнью и никаких существенных изменений здесь не происходило.

Прибалтийские земли также имели особый статус и в эпоху правления Николая 1 приобрели статус важных экономических районов страны. Прежде всего за счёт того что здесь активно развивалась торговля. Губернии имели прямой выход к морю и важным торговым путям, что этому способствовало. В это время стали образовываться такие крупные торговые и экономические города как Вильно, Рига и Ревель.

Политика в отношении Западного края

Западный край включал в себя большинство западных земель вдоль границы. Этот район состоял из земель 3-х провинций:

  1. Украинские губернии: Подольская, Киевская и Волынская.
  2. Литовские губернии: Ковенская и Виленская.
  3. Белорусские губернии: Витебская, Минская, Могилевская, Гродненская.

Эти земли располагались вдоль границы и обладали обособленным статусом. Причины этого мы частично оговаривали выше. Можно только отметить, что любое государство, особенно такое больше как Россия, ведет мягкую политику на окраине, особенно в отношении народов, которые склонны к бунтам. Для таких народов издают отдельные законы, налоги и так далее. В том числе создаются и отдельные экономические условия.

Старые предприятия Донбасса

Для экономического развития и общественного движения в Украине было характерно, что на этой территории нашли большое количество полезных ископаемых. Прежде всего, железа и угля. Следовательно здесь был заложен фундамент для развития этих отраслей промышленности. Это очень хорошо прослеживается если рассматривать цифры по количеству работающих предприятий в этом регионе. Если в 1825 году на территории украинских губерний работало 650 промышленных предприятий, то к концу правления Николая 1, в 1850 году этих предприятий было уже 1650. Очень влажными для развития экономики региона были торговые морские пути. Для этих целей здесь развивались морские порты. Большими темпами шло развитие портов в Одессе, Николаеве и Херсоне.

Еврейский вопрос

Важнейшие тенденции, проводимой властями политики, в отношении к еврейскому населению, проживающему на территории России заключались в ассимилировании евреев. Для этих целей в 1835 году было принято специальное Положение, которое описывала правовой статус еврейского населения в Российской империи. Согласно этому положению:

  • Евреи имели льготы и пользовались широкими правами.
  • Евреи подвергались воинской повинности. Напомним, что до 1827 года евреи были освобождены от воинской повинности в России. Теперь уже евреи обязаны были служить в армии, но оставалась возможность замены рекрута. Рекрута можно было заменить мальчиком из школы кантонистов. Такие мальчики служили в армии 25 лет. Евреи активно пользовались этой возможностью, направляя в армию сирот и бедных детей, забирай из армии детей богатых семей.
  • Евреям было разрешено переселение в Сибирь. Это был важный момент, поскольку переселения было не масштабным, и в результате него происходила ассимиляция с русским населением, с культурой и традициями. При переселении евреи получали русские имена и фамилии, что раньше было запрещено.

В противовес этому выступала еврейская община. Она была сильной и хорошо организованной, делая всё возможное, чтобы сохранить свою идентичность. Многом из-за этого возможность переселение в Сибирь была закрыта. Переселение предполагало возможность работы на земле, но согласно правилам еврейских общин сельскохозяйственные работы являются недостойными.

В конце хочу подчеркнуть, что еврейский вопрос для Российской империи стоял остро, поскольку еврейское население было четвертым по численности в стране. Больше всего евреев проживало в Польше.

Становление народов и формирование государства имеют под собой прежде всего экономическую базу, однако тесно связанную со средой обитания человека и определяющую образ жизни, что в свою очередь оказывает влияние на особенности национальной культуры народов, населяющих страну. Конечно, нет народов с полностью совпадающей культурой, но одни и те же условия жизни, рожденные взаимодействием людей с окружающей природой на определенном уровне развития производительных сил, могут сделать их культуру, несмотря на разность происхождения и языков, во многом схожей. В одинаковой естественно-географической среде формируются близкие по типу комплексы культуры.

Содержание

Введение
Этнокультурный облик России.
Российская Федерация - крупнейшее полиэтническое государство.
Взаимодействие культур народов России как фактор их развития.
Исторические корни культурной общности народов России.
Этнокультурное развитие многонационального народа России.

Актуальность темы. Пространство исторической жизни населения России, начиная с конца ХХ века, характеризуется крайне активной динамикой этносоциальных процессов, изучение которых группой отечественных исследователей способствовало выделению совокупности разнонаправленных векторов этносоциального развития современных обществ. В настоящее время Россия имеет уникальный шанс для укрепления единства всех слоев общества и всех народов, проживающих на территории самого большого государства в мире. Подчеркнута практическая значимость проблемы для современных обществ и нашей страны.В начале нового тысячелетия Россия стоит перед множеством исторических вызовов. Сегодня, как никогда ранее, необходимо утвердить в новой форме приоритеты, цели исторического развития России, соотнести их с контурами нового мира, в котором нам предстоит жить. Необходимо проанализировать пройденный путь, осознать место в настоящем мире, наметить будущие перспективы. Изучение тенденций этносоциального развития общественных систем и отношений была предпринята значительно раньше, нежели чем она стала одной из реалий сегодняшнего дня. Начиная с анализа исследований М. Вебера, П.А. Сорокина, Ф. Барта, а затем П. Бурдье, Г. Гарфинкеля, Э. Гидденса, П. Штомпки, можно проследить пристальное внимание авторов к проблеме проявления феномена этничности и его локализационных свойств в спектре межгруппового взаимодействия как важнейшего элемента социальной эволюции, подкрепляемого динамизмом историко-культурного развития стран и государств.

1. Понятие этноса

Изменение этнического состава многих современных обществ, увеличение полиэтнической составляющей породили множество оснований для рассмотрения путей дальнейшей эволюции, как обществ, так и государств. Живыми примерами могут служить особенности функционирования и развития этнических пространств России, Германии, Франции последних лет, где увеличение общей численности мигрантов, а затем этнических диаспор является одним из ведущих факторов изменения траектории социального развития обществ, в том числе на уровне государственного регулирования и законотворчества. С точки зрения соотношения равновесного-неравновесного, более равновесными предстают общества Востока, где незыблемость культурных традиций в отдельных случаях является свойством ментальности этносов и часто глубоко переплетается с их консервативно-патриархальным семейным укладом. Это обеспечивает преемственность этнокультурных ценностей, тем самым создавая условия для постоянной устойчивой трансляции конкретного этнокультурного образца в пространстве и времени, формируя ценностное ядро определенного общества. Так, в этнических пространствах государств Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Китая, Японии приверженность семейному клану трактуется как доминирующая ценность социальных отношений и смысл человеческого бытия. Рассматривая акцентуации соотношения равновесность-неравновесность в контексте развития современных этнических пространств, следует выделить её абсолютные и относительные свойства. Абсолютными свойствами в данном случае будут выступать культура и традиции, видоизменения которых могут до неузнаваемости трансформировать облик этнического пространства вплоть до разрушения его этнического ядра-этноса. Относительными свойствами является совокупность характеристик, в первую очередь самого этноса, которые могут варьироваться в зависимости от внешних условий, придавая социальным процессам внутри этнического пространства тот или иной акцент. Среди них надлежит выделить: этнические стереотипы как образцы восприятия внешней среды, способные влиять на устойчивость и степень открытости социальной системы; этническую идентичность как форму проявления этнического сознания: может быть показателем степени конформности и одновременно влиять на уровень сплоченности этноса как социального ядра; национальное самосознание как свойство притязаний этноса на власть в рамках определенного социального пространства: оказывает влияние на стремление к изменению места этноса в стратификационной структуре полиэтнического социума, порождает и стимулирует конфликтогенность, увеличивая долю неравновесности системы

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Актуальность темы. Пространство исторической жизни населения России, начиная с конца ХХ века, характеризуется крайне активной динамикой этносоциальных процессов, изучение которых группой отечественных исследователей способствовало выделению совокупности разнонаправленных векторов этносоциального развития современных обществ. В настоящее время Россия имеет уникальный шанс для укрепления единства всех слоев общества и всех народов, проживающих на территории самого большого государства в мире. Подчеркнута практическая значимость проблемы для современных обществ и нашей страны.В начале нового тысячелетия Россия стоит перед множеством исторических вызовов. Сегодня, как никогда ранее, необходимо утвердить в новой форме приоритеты, цели исторического развития России, соотнести их с контурами нового мира, в котором нам предстоит жить. Необходимо проанализировать пройденный путь, осознать место в настоящем мире, наметить будущие перспективы. Изучение тенденций этносоциального развития общественных систем и отношений была предпринята значительно раньше, нежели чем она стала одной из реалий сегодняшнего дня. Начиная с анализа исследований М. Вебера, П.А. Сорокина, Ф. Барта, а затем П. Бурдье, Г. Гарфинкеля, Э. Гидденса, П. Штомпки, можно проследить пристальное внимание авторов к проблеме проявления феномена этничности и его локализационных свойств в спектре межгруппового взаимодействия как важнейшего элемента социальной эволюции, подкрепляемого динамизмом историко-культурного развития стран и государств.

1. Понятие этноса

Изменение этнического состава многих современных обществ, увеличение полиэтнической составляющей породили множество оснований для рассмотрения путей дальнейшей эволюции, как обществ, так и государств. Живыми примерами могут служить особенности функционирования и развития этнических пространств России, Германии, Франции последних лет, где увеличение общей численности мигрантов, а затем этнических диаспор является одним из ведущих факторов изменения траектории социального развития обществ, в том числе на уровне государственного регулирования и законотворчества. С точки зрения соотношения равновесного-неравновесного, более равновесными предстают общества Востока, где незыблемость культурных традиций в отдельных случаях является свойством ментальности этносов и часто глубоко переплетается с их консервативно-патриархальным семейным укладом. Это обеспечивает преемственность этнокультурных ценностей, тем самым создавая условия для постоянной устойчивой трансляции конкретного этнокультурного образца в пространстве и времени, формируя ценностное ядро определенного общества. Так, в этнических пространствах государств Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Китая, Японии приверженность семейному клану трактуется как доминирующая ценность социальных отношений и смысл человеческого бытия. Рассматривая акцентуации соотношения равновесность-неравновесность в контексте развития современных этнических пространств, следует выделить её абсолютные и относительные свойства. Абсолютными свойствами в данном случае будут выступать культура и традиции, видоизменения которых могут до неузнаваемости трансформировать облик этнического пространства вплоть до разрушения его этнического ядра-этноса. Относительными свойствами является совокупность характеристик, в первую очередь самого этноса, которые могут варьироваться в зависимости от внешних условий, придавая социальным процессам внутри этнического пространства тот или иной акцент. Среди них надлежит выделить: этнические стереотипы как образцы восприятия внешней среды, способные влиять на устойчивость и степень открытости социальной системы; этническую идентичность как форму проявления этнического сознания: может быть показателем степени конформности и одновременно влиять на уровень сплоченности этноса как социального ядра; национальное самосознание как свойство притязаний этноса на власть в рамках определенного социального пространства: оказывает влияние на стремление к изменению места этноса в стратификационной структуре полиэтнического социума, порождает и стимулирует конфликтогенность, увеличивая долю неравновесности системы . Одним из значимых факторов эволюции современных обществ выступает межэтническое взаимодействие. Его объективной предпосылкой выступают потребности этнического развития, уровень которых предопределяется характером и доминантой социальных связей, существующих внутри этнического пространства. Анализ общесоциальных тенденций развития этнокультурного поля современной России указывает на характерные особенности проявления указанной категории. Процессы, которые мы наблюдаем в последнее время, взаимно противоположны, но неразрывны по сути, ибо связаны с определением отдельным этносом места своей культуры в пространстве проживания и в то же время с провозглашением стратегии поведения представителей этнических групп в полиэтнической среде. Отсюда вполне понятная социальная дуальность: на одной чаше весов – стремление к дифференциации, изоляции культур, возрастающее стремление сохранить свою культурно-языковую самобытность, рост этно-национального самосознания; на другой – тенденция интеграции культур, взаимокультурной диффузии различных пластов культуры . Учет культурообразной основы коммуникативной культуры отдельного этноса позволяет более эффективно выстраивать модель межэтнического взаимодействия в рамках развития социальных систем на основе теории диалоговых отношений. Анализ современной эпохи общественного развития России позволяет заметить, что этносоциальная составляющая в структуре современных обществ носит весьма противоречивый характер. Соединяя и разъединяя одновременно, обогащая и существенно ограничивая, она влечет за собой стягивание, столкновение локальных культур, которые, по словам Р. Робертсона, должны переопределяться в этом столкновении локальностей. Под локальной культурой современного мира в том числе понимают культуру этническую, которая живя, развиваясь, сопротивляясь и интегрируясь в глобализационном пространстве, проявляет себя как этносоциальный феномен. Современному российскому обществу свойственна множественность культурных проявлений, наиболее устойчивые из которых сохраняются во взаимосвязанном, открытом гомеостазе различных этнических общностей. В данном случае важнейшим пространственным фактором является не только изменение среды в её поликультурном выражении, но и усложнение социокультурных и аксиологических смыслов бытия, формирования нового уровня функционирования социальных систем на основе принципов синергетики. Этносоциальная динамика развития в эволюции современных этнокультурных обществ России придает амбивалентный характер процессу развития, который определенно может изменить априорную позицию эволюции. Конечно, изменение социальной системы не может быть абсолютно предсказуемым, однако учет ряда параметров позволит более глубоко осмыслить и проанализировать текущие процессы.

2. Россияне: нация или национальность?


В уроке рассказывается о восстании в Царстве Польском 1830–1831 годов и его последствиях. Описывается политика российского правительства в отношении Финляндии, Средней Азии и Западных губерний. Рассматривается положение евреев.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик"

Среди православных верующих было распространено почитание старцев. Они активно проповедовали и вели праведный образ жизни, чем заслуживали почёт и уважение. Монаха Серафима Саровского можно назвать одним из самых известных старцев первой половины XIX века.


Он предсказал многие события, которые произошли в России в последующие десятилетия. Подробнее о религиозных течениях в Российской империи вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае и Прибалтике. Положение евреев в Российской империи. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века. Политика России в Средней Азии.

Пропаганда демократических ценностей и конституционных норм, провозглашение независимости Греции и Бельгии, победа буржуазной революции во Франции не могли не повлиять на подъём патриотических чувств в национальных регионах России. Например, восстание назревало в Царстве Польском. Даже несмотря на то, что польским землям было предоставлено широкое самоуправление и особый статус.

Этому было несколько причин: ужесточение режима – введение цензуры и создание тайной полиции; преследования и аресты оппозиционных депутатов сейма; несоблюдение российскими властями конституции 1815 года; желание польского дворянства восстановить прежние вольности и возродить независимую Речь Посполитую в границах 1772 года. Т. е. государства, в которое, помимо польской территории, должны были войти земли Литвы, Беларуси и Правобережной Украины. Кроме этого, была сильно ограничена деятельность сейма.


Восставшие захватили арсенал, создали армию и своё правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета Адамом Ежи Чарторыйским.

В январе 1831 года польский сейм провозгласил, что Николай I и его семья лишаются прав на польский престол. Это нарушало действующую конституцию 1815 года и означало, что поляки сами отказываются от конституционного порядка 1815 года. Фактически правительство Польши объявило России войну.

Однако уже в феврале 1831 года мятежники потерпели поражение от русской армии под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Ивановича Дибича. А 8 сентября 1831 года правительственные войска под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича заняли столицу Царства Польского – Варшаву. Восстание потерпело поражение.

Ещё одной национальной окраиной, наделённой широкой автономией, было Великое княжество Финляндское. Ещё в 1809 году непосредственно Александр I открывал сейм в городе Борго, на котором провозглашалось сохранение старой конституции Финляндии и её важнейших законов. Столицей княжества с 1812 года был город Гельсингфорс (современный Хельсинки).


Во время правления Николая I Финляндия всё ещё сохраняла автономию, хотя сейм за этот период практически не созывался. В 1826 году была учреждена должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского. Министр-статс-секретарь фактически являлся представителем Финляндии в Петербурге и имел право личного доклада императору. Эту должность в основном занимали уроженцы Финляндии.

Земли Беларуси, Литвы и Правобережной Украины, которые отошли России в результате разделов Речи Посполитой, вошли в состав особой административной единицы – Западного края. Он административно делился на Северо-Западный край и Юго-Западный край. Северо-Западный край состоял из 6 белорусских и литовских губерний – Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилёвской и Витебской. Юго-Западный край включал в себя 3 украинские губернии – Волынскую, Подольскую и Киевскую.


Поскольку эти территории являлись приграничными, на них осуществлялось особое управление и действовали свои законы. В первой половине XIX века экономика Юго-Западного края активно развивалась. Там были открыты залежи каменного угля и железной руды, что способствовало становлению железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Росло количество промышленных предприятий.

Своё развитие получили в крае культура и образование. Так, в 1804 году был открыт Харьковский, а в 1834 году – Киевский университеты.

В Киевском университете с 1834 по 1847 год действовала и своя тайная политическая организация – Кирилло-Мефодиевское студенческое общество. Её участники хотели создать единую славянскую федерацию с национальной автономией каждого славянского народа. Они отстаивали идеи республиканского строя и выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Главой этого тайного студенческого общества являлся профессор истории Николай Иванович Костомаров, а одним из его активных деятелей был поэт Тарас Шевченко.


Ещё одни окраинные губернии – Эстляндская, Лифляндская и Курляндская – входили в состав Прибалтийского края. Ещё во время правления Александра I здесь была проведена аграрная реформа, которая освободила крестьян от крепостной зависимости, но не дала им земли. В то же время прибалтийские помещики состояли на воинской службе в русской армии.

На этих землях также шла борьба за сохранение национальных традиций. Культурно-просветительской деятельностью здесь занимались Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество, Эстонское учёное общество.

Благодаря промышленному перевороту, который активизировал торговлю, Прибалтика превратилась в один из самых динамично развивающихся регионов Российской империи.

Во время правления Николая I вопросы быта и управления еврейским населением в Российской империи регулировались Положением 1835 года.

У евреев сохранялись многочисленные льготы, в том числе касательно службы в армии. Так, от рекрутства были полностью освобождены еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имеющие среднее или высшее образование. Посредством привлечения евреев в армию правительство проводило политику их ассимиляции.

Ассимиляция – процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных и заменяется чертами другого общества.

Им присваивались русские имена и фамилии. Также евреев, поступивших на службу в армию, крестили в православие. Зато после этого они могли проживать за чертой оседлости. Таким образом евреи постепенно приобщались к русскому языку и культуре.

По отношению к различным религиям в многонациональной Российской империи действовал принцип веротерпимости. Признавая царскую власть и государственные порядки, можно было исповедовать любую религию. Но всё же православная церковь имела преимущество перед остальными. Её прихожане составляли 86 % от всего населения страны. Более того, в Поволжье, Сибири и на Кавказе активную деятельность развернули православные миссионеры. Их целью был перевод в православие представителей других вер.


Следует отметить, что в самом старообрядческом движении до середины XIX века не было своей иерархии. Она появилась после того, как в 1846 году к раскольникам примкнул боснийско-сараевский митрополит Амвросий. Он возглавил старообрядческую церковь, став митрополитом Белокриницким.


Поэтому Амвросия можно считать основателем старообрядческой иерархии.

В Российской империи в XIX веке распространилась и католическая вера. Этому способствовало несколько факторов: присоединение польских земель, ссылка участников польских восстаний в Сибирь, увеличение количества немецких колонистов.

Ещё одной религией, которую исповедовало население империи, было униатство. Оно было распространено на украинских и белорусских землях.

Униатство подразумевает соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих православных обрядов.

С 1837 года дела униатской церкви были переданы в ведение Синода. А с 1839 года действие Брестской церковной унии было прекращено, и униатская церковь была воссоединена с Русской православной церковью.

Население Прибалтики и Финляндии принадлежало в основном к протестантизму. В России он был представлен лютеранством и кальвинизмом.

Появлялись в империи и новые конфессии. Так, в 1841 году сюда проник баптизм.

Баптизм – одно из направлений протестантского христианства.

Первыми, кто стал его исповедовать, были немцы, однако вскоре баптизм распространился и среди русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.

Ислам в России был представлен двумя направлениями: суннизмом и шиизмом. Суннизм исповедовали большинство верующих татар, башкир, а также народы Северного Кавказа, шиизм же – только часть дагестанцев и азербайджанцев.

В течение XVIII–XIX веков в состав России вошли и казахские жузы (Младший, Средний и Старший). Это группы племён, кочующих по степям современного Казахстана. Постепенно здесь начали основываться русские военные укрепления. С этими землями граничили среднеазиатские государства – Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират.

Российское правительство пыталось наладить отношения и с ними. Так, в 1854 году военный губернатор Оренбургской губернии Василий Алексеевич Перовский смог добиться подписания договора с Хивой. Однако среднеазиатские государства, опираясь на поддержку Англии, стремились подчинить себе казахские земли. Так, кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие в подданство России. Необходимость защиты своих приграничных земель в итоге подтолкнёт Россию к завоеванию Средней Азии.

Подведём итоги: В середине XIX века Российская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством. Во время правления Николая I к представителям разных народов и религий было неодинаковое отношение. После восстания 1830–1831 годов была существенно ограничена самостоятельность Царства Польского. Финляндия пользовалась широкой автономией. На приграничных землях Западного края действовали особые законы и управление. Еврейское население Российской империи пользовалось значительными льготами. Усилилась борьба со старообрядцами, была упразднена униатская церковь. Российское государство пыталось наладить отношения с государствами Средней Азии.


Правивший в Российской империи с 1825 по 1855 год император Николай I вошел в историю как правитель консервативного толка. Он боролся с инакомыслием и некоторыми общественными движениями. Следовательно, его национальная политика велась в таком же консервативном ключе, от нее страдали некоторые национальности государства, на которые накладывались различные ограничения.

В западных губерниях

Основным направлением национальной политики Николая I стали западные губернии. Это связано с восстанием в царстве Польском в 1830-1831 годах, которое вспыхнуло под влиянием революции во Франции.

Император Николай I

Рис. 1. Император Николай I.

Подавление восстания потребовал от императора решительных действий в отношении польского населения.

Во-первых, была отменена польская конституция 1815 год, которую даровал старший брат Николая I – Александра I. Вместо конституции в 1832 году был введен Органический статус. В нем подтверждалась свобода вероисповедания и особый статус римско-католической церкви.

Во-вторых, был ликвидирован польский сейм. Вопросы, которые ранее относились к его компетенции назначенного в Привислянский край генерал-губернатора.

Следующей мерой стала ликвидация польской армии. С 1830-ых годов и до начала Первой мировой войны в регионе могла находиться только русская императорская армия. В годы правления Николая I в Варшаве была построена цитадель, которую можно было использовать для обстрела города в случае очередного мятежа. Однако, в польских губерниях сохранялась некоторая автономия, в том числе и местные советы.

Николай I предпринял меры против польских образовательных учреждений. Например, закрыл университеты в Вильно и Варшаве, а также лицей в Кременце.

После отмены польской конституции на территории Российской империи осталась только одна территория, где конституция была – Великое княжество Финляндское. Аналогично и сейм (парламент) сохранился только там. При Николае I в Петербурге появилась должность министра-статс-секретаря Финляндии от финской аристократии с правом личного доклада императору.

Николай I Польские губернии

Рис. 2. Николай I Польские губернии.

Еврейский вопрос

К 1825 году в Российской империи проживало многочисленное еврейское население. После упразднения царства Польского его численность еще больше выросла и продолжала увеличиваться. В 1835 году было принято специальное Положение с описанием статуса еврейского населения России. Оно предполагало следующие меры:

  • Введение воинской повинности для евреев.
  • Разрешено переселение евреев в Сибирь. Переселенцы могли получить русские фамилии и имена. Власти предполагали, что произойдет ассимиляция небольшого количества евреев.
  • Ликвидация самостоятельности кагалов (еврейских общин).

Не все евреи в армии были крещеные. В батальонах существовали даже собственные раввины. Также в 1843 году власти начали выселять евреев из приграничной полосы на границе с Австрией и Пруссией. Переселенцам предоставляли материальную помощь, но указ выполнялся пассивно.

Портрет Николая I

Рис. 3. Портрет Николая I.

События национальной политики 1825-1855 гг. можно оформить в виде такой таблицы:

Направление

Результат

Сохранение сейма, конституции, появление министра-статс-секретаря в Петербурге

Отмена почти всех институтов царства Польского периода 1815-1830: армия, конституция, учебные заведения

Власти стали призывать евреев в армию и переселять их в Сибирь

Что мы узнали?

Кратко о национальной политике Николая 1 следует знать, чтобы лучше понять общий консервативный курс его деятельности. Привилегированное положение при нем сохранила Финляндия, а в отношении евреев и поляков вводились различные ограничения.

Читайте также: