Значение социализации индивида для общественного развития сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Для написания эссе я выбрала высказывание Б.Г. Ананьева " Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида ". В данном высказывании поднимается тема сущности социализации, её проявления в жизни человека. Б.Г. Ананьев утверждает, что сначала наступает начало индивида, а потом уже личности.

Из курса обществознания нам известно, что индивид - это единичные представитель человеческого рода, человек, как носитель биологических качеств.

Личность - это человек как носитель сознания, наделённый важными социальными качествами, которые формируются у него в процессе общественного развития. Важно отметить, что личностью человек не рождается, он ей становится в процессе социализации. Что же такое социализация ? Социализация - это процесс приспособления человека к культурному богатству, ценностям и правилам поведения, которые установились в том обществе, в котором он живёт, для нормального функционирования и развития в этом обществе. Социализация бывает двух видов: первичная и вторичная. А кто же осуществляет процесс социализации ? Кто является её спутниками ? Социализация происходит с помощью агентов и институтов. Агенты социализации - это люди, которые помогают усваивать новые ценности и правила, а институты - это учреждения, которые осуществляют процесс социализации. У социализации есть два проявления: ресоциализация и десоциализация. Ресоциализация - это процесс приобретения новых качеств взамен утраченным, а десоциализация - это процесс утраты приобретённых качеств. Социализация происходит в несколько этапов: стадия адаптации, стадия идентификации, стадия интеграции, трудовая стадия и послетрудовая стадия. На процесс социализации оказывают влияние следующие факторы: биологическая наследственность, физическое окружение, культура общества, групповой и индивидуальный опыт. Важно понимать, что процесс социализации - сложное дело, для его прохождения человек должен обладать выносливостью, силой воли и желанием измениться.

Для подтверждения данного высказывания я хочу привести пример из истории. Ещё с юности Петра 1 обучали военному мастерству, прививали ему любовь к военному делу. Это помогло ему будучи взрослым человеком, созревшейся личностью в годы своего правления уделить большое внимание войне, участвовать самому в этих событиях и добиться большого успеха во внешней политике. Так, на данном примере мы видим, что сначала Пётр 1 был как и все, простым индивидом, а позже стал выдающейся личностью.

Другой пример я хочу привести в виде модели социальной ситуации. С детства мама Вани научила его уважать старших, уступать им, что помогло Ване ориентироваться в любой ситуации в будущем. Таким образом, мама помогла Ване из простого индивида превратиться в личность с важными социальными качествами.

Таким образом, я согласна с мнением автора. Я также считаю, что сначала человек становится индивидом, а потом уже личностью, в чём и проявляется сущность социализации.

Критерий 29.1 1 балл

Пояснение: Неплохо выделен смысл высказывания.

Критерий 29.2 2 балла

Пояснение: Отличная теория!

Критерий 29.3 1 балл

Пояснение: Есть связь, логика, структура не нарушена.

Критерий 29.4 2 балла

Пояснение: Примеры неплохие, но старайся в следующий раз побольше их раскрывать. 2 предложения мало для второго примера.

Итог: 6 баллов из 6. Хорошо!

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Гост

ГОСТ

Индивидуальное значение социализации

Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для результативного функционирования индивида в обществе.

Социализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Социализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Благодаря социализации человек овладевает социальными знаниями и навыками, воспринимает принципы, нормы, ценности, идеалы общества, становится ее активным участником.

Индивидуальное значение социализации заключается в том, что благодаря ей человек становится личностью. Социализировать человека можно посредством приобретения им:

  • общих черт людей социальной группы, к которой принадлежит и общества, в котором живет;
  • собственных, индивидуальных черт, через которые реализуются его задатки и способности, заложенные генетически. Если эти черты в формируются гармонично, то человек будет легче интегрироваться в социальные группы, организации и институты, будет более комфортно и уверенно чувствовать себя в обществе.

Личность социализируется посредством овладения той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач, переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение социализации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Значение социализации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Значение социализации для общества

Благодаря процессам социализации молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая самовозобнавляемость социальной жизни.

Общество продолжает функционировать благодаря социализации. Нарушение социализации индивида в обществе приводит к: развитию конфликта между личностью и обществом, конфликту поколений, дезорганизации общественной жизни, упадку культуры. В процессе социализации личность овладевает той или иной социальной ролью (или несколькими ролями).

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач. Социализация способствует переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям. Существует два подхода к рассмотрению процесса социализации:

  1. Социобиологический подход. Представители этого подхода утверждают, что несмотря на то, что культура оказывает влияние на социальную активность индивида, различные ее виды могут быть предопределены генетически. Социализация – это совокупность генетических обусловленностей, предопределяющих характер деятельности человека. Помимо прочего, биологические особенности человека характеризуют приверженность к определенному типу питания, стимулируют охрану территории существования, создание структур власти.
  2. Культурологический подход. Представители этого подхода считают, что сложные виды социального поведения в генах не запрограммированы (хотя людям характерны генетически обусловленные рефлексы). Дети вовлечены в культурные отношения общества, они учатся поведению в процессе жизнедеятельности. Поэтому социализацию личности обуславливают культурологические факторы.

Наиболее правильной является позиция, согласно которой биологические факторы (пол, гены, возраст, особенности нервной системы) выступают необходимой предпосылкой и материально-физической базой социализации личности. При этом социальная среда и общественные процессы являются факторами социализации.

Роль социализации в формировании личности

Процесс социализации происходит в несколько этапов, и на каждом этапе она играет определенную роль. Личность, осмысливая приемы и правила поведения, принятые в обществе, корректирует собственное поведение в зависимости от интеллектуального, личного эмоционально-чувственного развития, от способностей.

Через эти процессы человек утверждает себя в социальной группе, обществе.

При внутригрупповом и межличностном общении происходит обмен социальной информацией, усваиваются необходимые правила поведения, общения, устанавливаются доверительность или подозрительность, симпатия или антипатия, коммуникабельность или отчужденность. На этой основе человек формирует новые знания, формы поведения, мировоззренческие позиции, социальные качества.

Человеческая деятельность связана с социальной активностью, характеризующей воспроизводство материальных и духовных благ, созидание в труде, творчество. Однако деятельность может носить негативный и деструктивный характер. Это связано с ликвидацией устаревших материальных и духовных ценностей, проявлениями насилия. Социализация личности во время общественно полезной, позитивной деятельности является наиболее эффективной, результативной и предпочтительной, так как индивид может в наиболее полной мере проявить и реализовать свои творческие способности и возможности.

Социализировать личность можно в духовном и нравственном плане. Это означает определенное осмысление и обобщение деятельности, общения, поведения, совершенствования эмоционально-чувственных, волевых состояний, знаний, ценностных ориентаций, конкретных социальных качеств, что и формирует духовный мир личности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социализация личности в современном мире.

Современный мир не стоит на месте, соответственно процесс развития личности тоже. Невозможно жить в обществе и не иметь на него влияния, как и не ощущать это влияние на себе. Таким образом, все мы находимся в процессе непрерывного обновления, развития, приобщения к окружающему нас ареалу.

Одна из главных характеристик личности – это сознательная деятельность. Она зависит от психологической характеристики и физиологических особенностей человека. В свою очередь вне общества не может развиваться личность, т.к. она имеет ярко выраженный общественный характер.

Каждое поколение, в том числе и современное, несёт в себе отражение своей эпохи. Однако не стоит забывать, что базируется это отражение на вековом опыте предыдущих поколений. Темп современной жизни намного быстрее, чем несколько лет назад. Здесь сказывается влияние научно-технического прогресса. Мы живём в мире новых технологий и новых социальных отношений. А социализация личности имеет место быть сейчас, как и раньше.

Социализация. Термин этот означает усвоение культурных норм и освоение социальных ролей общества. Изначально это происходит в семье, где рождается человек. Ребёнок усваивает нормы поведения, отношение к окружающему миру, правила поведения в тех или иных ситуациях. Поэтому первая (семейная) социализация является базовой основой для дальнейшего развития личности. От того в какой семье растёт малыш, зависит и его дальнейшее поведение. Следует иметь ввиду, что влияние оказывают и многие факторы, такие как пол, национальность, религия, физические и психические показатели, климат и много другое.

Малыш, появившийся в африканском племени, отличается от ребёнка, рождённого в аристократической семье англичанина, так же как и английский ребёнок отличается от русского малыша, рождённого в обычной семье нашей страны.

Таким образом, первая социализация, происходящая в семье у каждого индивидуума, проходит по-разному.

Рассмотрим процесс освоения социальных ролей дальше. Ребёнок родился, получил первый опыт общения, первые уроки. Он попадает в общество. Пусть это будет детский сад, или просто друзья по прогулке. Здесь человек начинает осознавать себя частью коллектива. И от того, какой это коллектив, зависит его дальнейшее осознание себя, как личности. Он учится общаться не только с близкими ему людьми, но и с теми, с кем он проводит время вне семьи. Ребёнок осваивает разные модели своего поведения, учится принимать определённые правила и действовать в соответствии с ними. Здесь многое зависит от наставника (воспитателя, няни, первого учителя). Ведь именно он пытается донести все те правила и постулаты, которые приемлемы в данном обществе. Тем не менее, влияние семьи тоже остаётся очень важным. Взаимосвязь родных с наставниками в учебных заведениях играет особую роль. Важно, чтобы окружающие действовали в одном ключе, на одной волне. К сожалению, это происходит не всегда. Зачастую родители не хотят прислушаться к рекомендациям учителей или наоборот – учителя не берут на заметку индивидуальные возможности своего воспитанника, особенности его характера.

В мир технологий огромное влияние на социализацию человека стали оказывать современные средства общения. Это настоящий бич нашего общества. Нет, я не против интернета, не против телевидения и т.д. просто это должно осуществляться под контролем взрослых. Подростки очень ранимы и самокритичны в своих суждениях. Малейшее неверное направление может значительно повлиять на их психическое и, даже физическое развитие.

Человек живёт, учится общаться, устраивается на работу, заводит семью…

Тут бы казалось и всё…он – полноценный член общества, знающий нормы и правила поведения…

Время не стоит на месте, он связал свою жизнь с другим человеком, который может отличаться от него своими взглядами, манерой поведения и т.д. Приходится по новой учиться общаться, уметь принимать чужую точку зрения, привыкать к новому ритму и порядку жизни.

В процессе создания новой семьи появляется ответственность не только за себя, но и за своих близких. Меняется мировоззрение. На первый план ставятся другие приоритеты. Но это рассуждения о классическом, (в моём понимании) развитии человека.

Существует столько жизненных путей, сколько людей на нашей планете. Если ещё затронуть религию, то эссе может превратиться в целый огромный доклад, а рассматривая людей с ограниченными возможностями можно показать совершенно другую модель социализации. Их семьи, их окружение и их интересы несут в себе определённые особенности.

Таким образом, процесс социализации личности длится непрерывно и зависит от многих факторов. Общество не стоит на месте, оно в движении, оно развивается.

Главное, чтобы всё то, что накопилось нашими предками, не было забыто, опыт, приобретённый веками, имел своё значение, и мы развивались только в лучшую сторону.

Социализация как процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы через формирование собственного "Я". Определение этапов данного процесса, оценка его роли в обществе. Особенности формирования личности в процессе социализации.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.12.2012
Размер файла 30,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Конституции разных стран гласят, что все люди равны перед законом. Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях.

В данной контрольной работе мы попробуем прийти к пониманию понятия социализации через рассмотрение проблемы социализации в российском обществе последнего времени в сравнении с советским.

1. Понятие социализации личности и ее значение

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Таким образом, социализация представляет собой процесс становления личности, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы; приобретаются социально значимые характеристики сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

2. Этапы, стадии социализации

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Есть и другие мнения - по возрастным этапам. Рассмотрим подробнее.

Подростковый возраст.

В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости. По мнению, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В этот период юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе еще недостаточно четки. Несформировавшаяся личность влечет подростков к поиску более надежной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, шайки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Ранняя зрелость, или молодость

В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность - молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Возраст 16 лет - самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире.

Покинув отчий дом, молодые люди в возрасте около 20 лет или чуть старше могут избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру службу в армии или учебу в университете, как начало самостоятельной жизни. Или могут устроиться на работу (при условии, что смогут ее найти), продолжая жить дома. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы остаться жить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новые социальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретают большую самостоятельность и ответственность. С течением времени центр тяжести в жизни молодых людей смещается в сторону от их отчего дома.

Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг двух главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах. В идеале они вырабатывают способность находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Они могут сожительствовать со своими сексуальными партнерами или вступить в брак и обзавестись семьей. Они могут также заложить фундамент своей будущей карьеры или сделать карьеру в одной области, а затем отказаться от нее. Они могут также бесцельно плыть по жизни, что часто приводит к кризису в возрасте около 30 лет.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

3. Формирование личности в процессе социализации

социализация личность общество норма

Начиная со вступления в октябрята, ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская комсомольская организация также обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру.

В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной образовательной сферы. Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно высокой криминализации общества, то следует сделать вывод, что высшее образование будут получать люди, близкие к криминалу. Из этого следует вывод, что ориентация на социальные группы и платность образования способствуют дальнейшей криминализации общества.

Не только сфера права является показателем цивилизованности общества. Как мы уже убедились, право не способно регулировать проявление девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения. Например, в Государственной Думе все чаще и чаще всплывает вопрос о легализации проституции вместо того, чтобы искать методы ее снижения.

Люди, которые серьезно рассуждают о том, что порок должен пополнять бюджет, способный заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы официально иметь от нее выгоду.

Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в настоящее время криминализируется и деградирует.

Для самообразования требуется и свобода. Если человек для того, чтобы выжить, вынужден работать по 14 - 16 часов в сутки (часто в сфере, далекой от профессии), он легко дисквалифицируется.

Исследователи так же отмечают, что деятельность, которая выбирается человеком не по мотиву интереса, а по мотиву материального удовлетворения, разрушает его психику и ведет к срыву.

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.

До тех пор, пока людям не будут платить достойную заработную плату, в России не будет возможностей построения правового государства и гражданского общества. Бедность вынуждает людей искать дополнительные заработки (часто незаконные). Телевидение и средства массовой информации сплошь и рядом делают акцент на негативной информации (к примеру телеканал НТВ).

Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Реальная жизнь показывает что, только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека может нанести ущерб его формированию.

Список литературы

1. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997

2. Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема. // Социологические исследования. 2007. №10.

3. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997.

4. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические исследования. 2006. №10.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 2001.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 2001.

Подобные документы

Принципы воспитательного процесса и его специфические особенности. Роль обучения и самообучения в развитии личности. Общественная направленность социализации и формирования личности. Исследование проблем социализации молодёжи в современных условиях.

курсовая работа [44,2 K], добавлен 07.05.2011

Механизм процесса социализации, его личностный характер и реализация через деятельность личности. Педагогическая природа, сущность и функции процесса социализации. Организация деятельности, мотивация, осмысление, переживание, стимулирование деятельности.

контрольная работа [14,3 K], добавлен 29.03.2010

Теория процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры. Этапы формирования полового самосознания детей. Полоролевая социализация дошкольников. Практические исследования роли игры для социализации детей в условиях ДОУ.

курсовая работа [144,8 K], добавлен 11.02.2011

Понятие и основные стадии социализации, сферы ее распространения в обществе. Социализированный человек как результат процесса социализации. Особенности социализации детей-сирот. Пути совершенствования социального воспитания в детском доме "Родник".

дипломная работа [181,6 K], добавлен 25.10.2010

Характеристика макро-, мезо- и микрофакторов социализации личности. Семья как важнейший институт социализации личности, негативное влияние ее деформации на развитие личности ребенка. Сущность понятия "гипопротекция", компоненты воспитательной системы.

Читайте также: