Ученик пишет сочинение на уроке русского языка каким видом устройства информации он является

Обновлено: 30.06.2024

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе.

ВложениеРазмер
Навыки работы с информацией 43 КБ
n.p._harlamovaword_4.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Навыки работы с информацией на уроках русского языка

Наталья Петровна Харламова

Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию.

Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией (слайд 3)

I. Получение, поиск и фиксация информации

II. Понимание и преобразование информации

III. Применение и представление информации

IV. Оценка достоверности получаемой информации

Наша начальная школа определила для себя следующие форматы информации (слайд 6- 13) На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема).

Еще одной особенностью нашей школы, в сфере получения информации, является наличие хорошо укомплектованной библиотеки (слайд 14)

Формировать навык работы с информацией у младших школьников начинаю с первого класса, уже в период обучения грамоте.

Используя разнообразные методы, я подвожу ученика к тому, что, зачастую не зная лексического значения слов, нельзя постигнуть и самого текста.

Первый словарь, с которым знакомятся ребята первого класса это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (слайд16) Далее ребенок подводится к мысли, что для того, чтобы лучше понять русские народные сказки, в пару к современному словарю С.И.Ожегова существует толковый словарь В.И.Даля. ( слайд 16 продолжение)

Таким образом, мы поясняем архаизмы, которые продолжают использоваться в живом русском языке.

Первое знакомство с фразеологическим словарём выглядит так: я показываю два словаря — толковый и фразеологический. Прочитав название, ребята легко находят словарь, в котором содержится нужная им информация.

Таким образом, к концу первого класса ученик уж знаком с четырьмя типами словарей: толковый, фразеологическим и словарями синонимов и антонимов.

Работа со словарями продолжается на уроках математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.

Ребята выбрали не только толковый словарь, но и словарь иностранных слов. Из этого учитель сделал вывод, что ребята научились различать словари и выбирать необходимые для работы.

В 3-4 классах широко используется фразеологический словарь, ибо фразеологизмы не только часто встречаются в текстах, но и

делают речь человека, владеющего русским языком, более образной и живой.

На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к выводу необходимости использования такого словаря. ( слайд 26)

Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы применять средства информационных и коммуникационных технологий. (слайд32)

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд - проектов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

ИКТ служат средством доступа к обучению, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество. (слайд 33)

Культура создает личность, и чем ее больше,
тем личность значительней.
Для культуры нужны знания, но сама ученость
будет грубовата, если будет не отшлифована.
Изящными должны быть не только мысли,
но и желания, и особенно – речь.
Грасиан-и-Моралес Бальтасар

Речь – удивительно сильное средство,
но и нужно много ума, чтобы пользоваться им.
Георг Гегель

Оснащение школы компьютерной техникой и подключение ее к Интернету открывает перед педагогами и школьниками окно в информационный мир, где одной из задач школы становится формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей, внедрения новых методов и организационных форм учебной деятельности в современной школе.

В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

– развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

– эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

– развитие коммуникативных способностей;

– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (использование интегрированных пакетов, различных сред проектирования гипертекстов, Интернет).

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;

– обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

– углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.

Н.Винер высказал мнение: “Отдайте человеку – человеческое, а вычислительной машине – машинное. В этом должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин”.

Важно не только привить учащимся интерес к предмету, поддерживать активность на протяжении всего урока, но и дать им возможность увидеть в предмете то, что их более всего интересует. Для этого на своих уроках я обращаюсь к нестандартным задачам на развитие речи, логики, внимательности, творческого подхода не только к решению, но к созданию творческих заданий самими учащимися. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии (в том числе, конечно, и Интернет) в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.

Современные исследователи утверждают, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают возможности их использования.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).

В зависимости от методического построения занятия компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:

– репродуктивной (“педагогика Упанишад”: следуй за мной, делай, как я);

– интерактивной (“педагогика Сократа”: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя);

– развивающей (“педагогика саморазвития”, “индивидуальная образовательная программа”: преподаватель определяет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели);

– парадигмы саморазвития – свободного путешествия в пространстве культуры.

Также широко варьируются и формы обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Что, где, когда и как может использовать учитель русского языка и литературы компьютерную технологию?

  1. Электронная библиотека. Она позволяет мгновенно переходить к нужной части текста с помощью содержания, снабженного гипертекстовыми ссылками; создавать закладки; работать параллельно с несколькими произведениями; копировать информацию, распечатывать тексты.
  2. Мультимедийные курсы. Они могут быть использованы и в изложении нового материала, и при закреплении, и при контроле: содержат статьи справочного материала, вопросы и ответы, языковые практикумы, компьютерные диктанты, статьи лингвистического словаря, озвученные анимационные модели, интерактивные таблицы и дикторский текст.
  3. Создание презентаций, публикаций, веб-страниц. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя может оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет учителю самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами.

К преимуществам Microsoft Power Point как инструментального средства разработки мультимедиа – приложений можно отнести:

  • доступность;
  • легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций;
  • возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет расширить для непрофессионального пользователя возможности подготовки содержательного наполнения, а также включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel;
  • наличие встроенного языка программирования Visual Basic, позволяющего при необходимости реализовать требуемые интерактивные функции.
  1. Создание тестов.
    Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
  2. Создание обучающих программ.
  3. Изучение русского языка и литературы с помощью Internet.

Компьютер с соответствующим программным обеспечением выступает как средство управления учебной деятельностью учащихся. Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи:

Единство трех задач обучения приводит к тому, что урок русского языка по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые для развития грамотной устной и письменной речи. В создавшихся условиях, когда компьютеры становятся непременным атрибутом нашей жизни, а информационные технологии создают принципиально новые возможности получения человеком знаний, все более актуальными становятся задачи использования их в школе при изучении общеобразовательных предметов, и я хочу представить вам рабочий материал по подготовке учащихся к написанию сочинений.

Мой опыт работы по русскому языку основывается на следующих циклах обучения:

  1. мотивация познавательной деятельности;
  2. формирование новых знаний, умений и навыков;
  3. закрепление ЗУН;
  4. контроль усвоения ЗУН.

Задачи и цели обучения:

  1. познавательные – усвоение, закрепление и обобщение изученного по лексике и фразеологии;
  2. практические – закрепление учебно-языковых, лексико-фразеологических умений и навыков;
  3. воспитательные – умения помочь другим, находить решения на любые ситуации;
  4. развивающие – сопоставление русских и якутских фразеологизмов, умение выделять в них общее и различное, делать самостоятельные выводы.

При подготовке к компьютерным занятиям перед учителем стоят следующие задачи:

  1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта.
  2. Составление выборки (презентации) из программного продукта.
  3. Создание авторской обучающей программы с:
  • дикторским текстом;
  • музыкальным сопровождением;
  • статическими иллюстрациями;
  • видеовставками;
  • интерактивным взаимодействием учащийся – компьютер;
  • включением материалов из сети Интернет.

Использование при подготовке к сочинению ИКТ требует от меня элементарные пользовательские умения:

1) Работа с текстами:

  • Создание и редактирование текста – одно из основных направлений использования компьютера. Каждый доступный учителям компьютер является рабочим местом для создания текста. Для печати текста на бумаге служит принтер.
  • Сохраняют текст либо в компьютере (в виде файла), либо выводят на внешний носитель (CD-диск, дискету), что позволяет легко переносить его на другой компьютер.

2) Работа со звуком:

  • Звук воспроизводится с носителей (дискет, компакт-дисков) с помощью встроенных программ.
  • Для записи и сохранения звука используется любой современный компьютер с установленной звуковой картой и колонками, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками. Можно спеть песенку или проговорить инструкцию для учеников. Идеально иметь устройство для записи собственных CD.

3) Работа со статическим изображением:

  • Статические изображения – пока самый распространенный вид наглядных средств обучения в массовой школе. Компьютерная техника позволяет:
  • подбирать нужные иллюстрации (из Интернета, с CD-дисков, банков данных);
  • сканировать иллюстрации с бумажных носителей;
  • составлять коллажи, рисунки, схемы (с помощью программ Paint Bruch, Corel Drow);
  • соединять изображение со звуком;
  • конструировать программы просмотра иллюстраций (презентации) с помощью программ Power Point.

4) Работа с видеоинформацией:

Источниками видеоизображения могут служить компакт-диск, веб-камера, цифровая видеокамера формата DV, аналоговая видеокамера или видеомагнитофон. Для сохранения и преобразования видеоинформации на компьютере требуется специальное оборудование и программное обеспечение программы монтажа. Имея все это, можно монтировать собственные видеоклипы..

Приложение предназначено для решения методических задач, стоящих перед учителем на уроке подготовки к написанию сочинения. Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и определенное речевое произведение, текст. Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. В соответствии с действующей программой на уроках языка ученики получают специальные знания о речи, изучая такие темы программы, как “Стили”, “Текст”, “Тема”, “Основная мысль высказывания”.

К решаемым на уроке коммуникативным (иногда их называют коммуникативно-речевым) умениям относятся:

Основные способы введения ИКТ на уроке:

Просмотр видеозаписи урока или его фрагмента в Интернете;

  • мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками (например, в профильном обучении);
  • работа с компьютерными тренажерами;
  • поиск информации непосредственно в сети (например, поиск значения слова в виртуальном словаре) и т.п.

Реализация этих способов предполагает перераспределение времени между индивидуальной и коллективной деятельностью учеников, разработку гибкой системы контроля за результатами деятельности письменные работы,. Благодаря ИКТ, учитель преодолевает ограниченность в материалах, получает доступ к словарям и библиотекам.

Наша задача – привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением.

Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме – это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями. Эта точка зрения не нова. Еще Ф. И. Буслаев, возражая против увлечения на уроках русского языка “бланкетными бумагами”, писал: “Исчислить все случаи, при коих необходима деловая бумага, невозможно. Если учитель русского языка выучил своих учеников основательно обдумывать заданную тему, правильно располагать мысли, точно выражать оные, то ему уже вовсе не нужно будет и намекать, как пишутся ярлыки о продаже домов или найме комнат. ”.

Более последовательно и глубоко вопросом об умениях, которыми должен овладеть ученик, готовя сочинение, занимался К. Б. Бархин, вычленивший общие и специфические для устных и письменных сочинений умения. Такими общими, с точки зрения К. Б. Бархина, умениями являются:

* сбор материала,
*составление “рабочего” плана речи или статьи,
*приведение в порядок и известная обработка фактического материала.

М.А. Рыбникова же строила свою систему работы на обучении детей умению писать сочинения: “Разумная методика письменных работ требует подготовки к работе, к постановке темы, заблаговременного привлечения материала, предварительных языковых упражнений”. Она утверждала, что необходимо направлять мысль учеников на осмысление ими особенностей построения рассказа, описания или рассуждения.

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

  • сочинения на лингвистические темы;
  • сочинения на темы из жизни (свободные).

В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

а) Традиционные сочинения:

  • сочинения-повествования,
  • сочинения-описания,
  • сочинения-рассуждения,
  • сочинения-повествования с элементами описания, рассуждения;
  • сочинения-рассуждения с элементами повествования, описания.

б) Сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике.

Начинается этап анализа текстов, когда ученики определяют тему текста, его основную мысль (она нередко прямо формулируется автором), стиль текста, его структуру; находят языковые средства, которые несут большую смысловую нагрузку в раскрытии замысла писателя. В этих же целях может быть использован любой текст из учебника и из дидактических материалов, который ученики могут воспринимать.

На “пути” к созданию своего текста-описания (по наблюдениям) могут быть использованы самые различные виды работ, например:

  • подробное изложение текста описательного характера;
  • творческий диктант по картине с задачей обогатить диктуемый текст определенными языковыми средствами (наречиями, определениями и т.д.);
  • сочинение-описание (устное или письменное) изображенного на картине пейзажного характера;
  • сочинение (устное или письменное) на основе музыкальных впечатлений,
  • сочинение (устное или письменное) на основе телепередач, тематически связанных с темой творческой работы;
  • редактирование (коллективное, самостоятельное) текстов-описаний с типичными недочетами.

Все эти виды работ оцениваются учителем, хотя, как правило, носят обучающий характер, но главная самостоятельная работа впереди: выбор темы, определение замысла, сбор и отбор материала, его систематизация, определение последовательности описания и, наконец, его реализация - все это на завершающем этапе ученик делает сам, создавая первый вариант своего сочинения-описания.

Чтобы облегчить создание учениками своего текста, важно уточнить речевую задачу, описать речевую ситуацию.

Таким образом, в процессе подготовки, рассредоточенной во времени, а также проводимой на специальном уроке, учитель практическим путем раскрывает существо определенного речеведческого понятия и учит определенным коммуникативным умениям.

Данное приложение, состоящее из презентаций для подготовки к написанию сочинений, – методический материал для учителя, владеющего ИКТ и систематически использующего компьютер в организации работы на уроке.


Обобщая результаты, можно сделать следующие выводы: компьютеризация учебного процесса направлена на повышение качества обучения. Обучение в условиях компьютеризации способствует усилению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, т.е. способствует усилению их познавательной деятельности. Последнее отражает повышение интереса учащихся не только к изучаемой дисциплине, но и к техническим средствам обучения. Компьютеры развивают логическое мышление, закрепляют умение спокойно анализировать ошибочные ситуации в процессе поиска правильного ответа. Работа с компьютером развивает у учащихся внимательность, точность, аккуратность, творчество.

Чем больше я занимаюсь этим, тем больше хочется знать, больше учиться. Во многом мне помогают мои ученики, я стараюсь передать им все, что знаю сама и учусь вместе с ними.


На сегодняшний день огромный поток информации, с которым сталкивается современный школьник во время учебного процесса и подготовке к нему, требует выстраивать учебную деятельность таким образом, чтобы у ребёнка была возможность переносить умения и навыки в нестандартные учебно-познавательные ситуации. При этом мы не должны забывать о приоритетной роли основных предметных навыков.

По мере усвоения детьми стандартных умений и навыков по русскому языку и литературе мы в основном обучаем детей по рациональным, экономным по затрате времени и сил, здоровье сберегающим технологиям. При этом с каждым разом всё чаще обращаем внимание на то, какие способы и приёмы работы с информацией являются наиболее приемлемыми, поскольку при их целесообразном использовании мы экономим время, силы и здоровье как ученика, так и учителя, деля тем самым процесс обучения интересным, доступным, разнообразным и полезным с предметной точки зрения.

Целенаправленная работа школы, учителя по формированию информационной культуры школьника способна в какой-то мере снять остроту проблемы учебных перегрузок и способствовать росту познавательной активности детей. На мой взгляд, современные условия существования и развития информационного общества значительно повышают у детей интерес к способам рациональной работы с информацией, что невозможно без соответствующих умений, которые возможно сформировать на уроках русского языка и литературы. Огромную роль здесь играет подготовка педагога, которому предоставляется возможность отобрать теоретические и практические материалы как из бумажных, так и электронных средств предоставления информации. Экономится время, открывается спектр подачи, приёма и трансляции информации на другом, более интенсивном уровне.

В целях повышения интереса к изучаемому предмету, мотивации к обучению, качественной и общей успеваемости, как конечного результата, мною были определены основные приёмы и методы работы с информацией, которые, я думаю, в той или иной степени используются педагогами на различных этапах каждого урока.

Работа с электронным текстом, который легко поддаётся переносу и практически любой обработке. Ученикам предлагаются в основном творческие задания: составить сборник произведений автора, переработать исходный текст; отредактировать текст, предварительно найдя ошибки в его построении, устраняя их различными способами, и предоставить правильный вариант.

Дифференцированные либо разноуровневые задания на основе умственного развития детей, скорости усвоения учебного материала, общих умственных способностей, одарённости позволяют индивидуализировать учебный процесс и получать и обрабатывать информацию в зависимости от выше обозначенных аспектов.

Использование исследовательской и проектной деятельности в учебном процессе позволяют ученику или группе учащихся изучать, обрабатывать значительный объём информации по определённой теме либо направлению в зависимости от интересов и потребностей в знаниях.

Поиск ответа на проблемный вопрос способствует формированию у ребёнка своего мнения, умений высказать его, постараться аргументировать свою точку зрения, уметь слушать, слышать и адекватно воспринимать другие точки зрения по одному и тому же вопросу. Обладание выше названными навыками будет способствовать тому, что ребёнок научится отстаивать свою позицию.

Групповая работа по тексту является необходимой, во-первых, для сплочения коллектива и обучения детей навыкам работы в группе, в коллективе, во-вторых, для охвата большего объёма информации на уроке. Во втором случае каждой группе (а чаще всего стандартный класс возможно разбить для лучшей результативности на пять групп) даётся определённое направление, которое необходимо выполнить, а затем афишировать всему классу для того, чтобы все дети владели тем объёмом информации, который индивидуально обработала каждая группа.

Ролевые игры целесообразно проводить на уроках повторения, обобщения и систематизации знаний, что будет способствовать развитию сотрудничества между детьми, их коммуникативных навыков и умений, исследовательских способностей, личной ответственности за общий результат.

Анализ учебной статьи по литературе, параграфа по русскому языку включает в себя помимо чтения, составление простого, сложного или тезисного плана, а впоследствии пересказ отработанного материала. Ученик работает с предоставленной информацией и вычленяет основное, на основе чего готовит воспроизведение сжатой информации.

Написание обучающих изложений (подробное, выборочное, сжатое изложение). Ученикам предлагается подробно, сжато или выборочно воспроизвести текст. При этом школьникам предлагаются памятки по написанию подобных текстов, изучаются способы сжатия текста (сокращение, замена, исключение), выбора основной информации.

Инсценирование произведений, а также чтение по ролям способствует более точному пониманию содержания произведения, его образному восприятию, вживанию в роль, в образ героя, формированию и отработке навыков выразительного чтения, развитию творческих способностей.

Обучению детей написанию собственных текстов я бы хотела выделить особое место. Это и написание обычных текстов описательного или повествовательного характера, и составление эссе — рассуждений на определённую тему в соответствии со структурой построения текста-рассуждения (тезис, аргументы, выводы). На уроках литературы после изучения художественных произведений можно предложить детям составить аннотацию, написать рецензию, отзыв. В целях приобщения школьников к искусству и культуре на уроках русского языка проводятся сочинения по произведениям живописи (сочинение по картине). Можно предложить детям описать памятник архитектуры. Учащиеся с большим удовольствием составляют лингвистические сказки, рассказы на предложенные сюжеты, сочинения-миниатюры на предложенные темы, стихотворения, синквейны, буриме и т. д.

Огромную роль на уроках русского языка и литературы целесообразно отводить лингвистическому анализу текста. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.

Начиная с пятого класса необходимо приучать пятиклассников к основам лингвистического комплексного анализа. Например, на основе образцовых текстов можно проводить самодиктанты. Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением).

В среднем звене необходимо проводить такую работу, которая будет способствовать выработке базовых умений и навыков школьников. Это целенаправленное наблюдение за реализацией выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка. Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.

Целенаправленная работа с текстом как источником информации — один из наиболее эффективных способов подготовки учащихся к написанию сочинений-рассуждений, что необходимо детям для сдачи экзамена по русскому языку (в частности, части С). Формирование умения рассуждать, выявлять проблему и раскрывать её предполагает в итоге высокий уровень знаний по предмету. Для детей старших классов обязательным и необходимым заданием, на мой взгляд, является лингвистический анализ текста. Это позволит школьникам осознать единство развития речи, её культуры, овладеть лингвистикой текста как новой области языкознания, на более высоком уровне подготовиться к созданию собственных творческих работ.

Учитель должен понимать, что использование текста на уроке будет максимально эффективным, если текст детям интересен, если он соответствует возрастным особенностям школьников, способствует духовному развитию ученика, является актуальным для решения учебной задачи. В 5–6 классах это образно-оценочно-информационные тексты развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес и активизируют мыслительную деятельность. В 7–9 классах это оценочно-информационные тексты публицистического характера. В 10–11 классах текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать желание высказать своё мнение по поводу прочитанного.

Таким образом, сформированные у учеников умения и навыки работы с текстом способствуют рациональной организации труда ребёнка в огромном потоке информации.

1. Н.Сметанникова. Через чтение в мировое образовательное пространство. — М., 2001г.

3. Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. — М., 1990.

4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, огромный поток информации, ребенок, учебный процесс, лингвистический анализ текста, мой взгляд, огромная роль, орфографический словарь, учебный материал.

Похожие статьи

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале.

Огромную роль на уроках русского языка и литературы целесообразно отводить лингвистическому анализу текста.

Организация работы с текстом на уроках русского языка.

Процесс понимания текста — это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического

Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом.

Работа с текстом на уроках русского языка как средство.

русский язык, текст, работа, урок, Чайковский, комплексный анализ текста, предложенный текст, мой взгляд, коммуникативная компетентность, произведение русской.

Общность предметов языкового и литературного образования

Использование лингвистических понятий в разных видах речевой деятельности, обращение к лингвистическому анализу текстов способствуют закреплению и углублению знаний по русскому языку.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Аникин В. П. Русский фольклор. Учебное пособие.

художественный текст, русский язык, текст, художественная литература, анализ текста, интерпретационная деятельность, монологическая речь, речевая деятельность, язык, казахстанская действительность.

Система работы с лингвистическими терминами как условие.

По мнению педагогов, это делает процесс усвоения лингвистической терминологии формальным. Между тем усвоение учащимися лингвистической терминологии на уроке русского языка имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского.

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале.

Психологические особенности погружения в языковую среду на. Уроки русского языка становятся огромной нагрузкой для учителей.

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как. )

Изучаются художественные тексты [3], тексты рекламы [4],текстовые материалы современных учебников [5]. В области РКИ текст уже не просто рассматривается как учебный материал, но и как учебная единица, играющая важную роль в языке.

Развитие речи как средство обучения младших школьников.

 орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить

На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров.

их в единый учебный предмет — русский язык.

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

Сбор лексического материала

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Были в восторге

Работа с черновиком

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

Сочинение по картине

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

Сочинение по литературе

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

Сочинение-миниатюра

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Читайте также: