Что отличает катерину от обывателей города калинова сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сочинение на тему что отличает катерину от обывателей города калинова

Сочинения по литературе: А) что отличает катерину от обывателей города калинова А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого Быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой творчества Островского. Драма “Гроза” появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством. Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и “жертвы темного царства”. “Темное царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может Оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит Окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства, проводов мужа Или хождения в церковь. Кабанова — непримиримый враг всего нового: в нем ей Видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем. Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”, А взамен рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие Новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. “Ханжа, — говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заела совсем… ” И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не одчиняться Матери. Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…”), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является опекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том Случае, “если будут с ним почтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети есть”. Самодуры “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест. Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует: “Эх, кабы сила!” — при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” — делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину. В конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно. Даже Кулигин, человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не Связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны. Его Фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., что бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому. Представители же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит на Дружелюбный тон. Таким образом, Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить — ни муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома И при первой же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу, Постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не имеет Ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит только себя, Ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких усилий, чтобы ей Помочь. Смерть Катерины в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может Присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним из Его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души все Чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением, Присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито да Крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой за то, Что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако понимает Она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а душа теперь не Ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!” Таким образом, протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали Общества, против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался Саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, Не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской Моралью и серостью повседневного быта.

Мотив совершенной замкнутости калиновского мира (Гроза)

14 стр., 6752 слов

Почему пьеса гроза самое решительное произведение островского. …

Композиционно в центр пьесы выдвинуты два героя: Катерина и Кабаниха, представляющие собой два полюса калиновского мира. Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна — греху нет прощения, и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать о давно исчезнувшем, отлетевшем духе этой формы.

22 стр., 10884 слов

Мир женщины. Любовь. Отношения. Семья. Мужчины (4)

Это смутное чувство, которое Катерина не может объяснить, просыпающееся чувство личности. В душе героини оно принимает не форму гражданского протеста, а форму индивидуальной личной любви. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первозданного значения и смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна.

10 стр., 4973 слов

В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза

… жизнью. Свекровь для нее стала злой и бесчеловечной женщиной, а муж как был слаб, таким же и остался. Спасение только одно от всего этого – смерть. В чем трагедия Катерины … героиня решается признаться в измене Тихону и Кабанихе. Через время Тихон говорит девушке, что прощает ее, потому что видит, как она страдает от этого. Но Катерина понимает, что остальные …

7 стр., 3243 слов

Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс

Примеры похожих учебных работ

Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского Гроза. Тема греха, возмездия …

В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза

… жизнью. Свекровь для нее стала злой и бесчеловечной женщиной, а муж как был слаб, таким же и остался. Спасение только одно от всего этого – смерть. В чем трагедия Катерины … по драме Островского Гроза В пьесе А. Н. …

Символика произведения гроза. «Смысл названия и символика пьесы «Гроза

Постановки

История конфликта главных героинь


Описание Катерины Кабановой

До замужества мир девушки был наполнен светом и красотой. Она видела во всём поэзию и знала только ласку и любовь. Выйдя замуж за нелюбимого по требованию, Катерина резко попадает в мир враждебный и грубый. Её душа страдает от мелочности и ханжества здешних обитателей. Даже Варвара, которая хорошо относится к девушке, неприятно удивляет и ранит своими размышлениями.

Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи в таблице (цитаты):

Свежий взгляд на российскую действительность

Усредненный образ провинциального города

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Калинов как царство несчастных людей

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Островский — Колумб купеческой жизни

А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого
быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
Драма “Гроза” появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека.

Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви,

всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.
Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно

было бы назвать: “темное царство” и “жертвы темного царства”.
“Темное царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может
оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит
окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства, проводов мужа
или хождения в церковь. Кабанова – непримиримый враг всего нового: в нем ей
видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем.
Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”,
а взамен рассказывают то, что от них хотят услышать – сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие
новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. “Ханжа, – говорит о Кабановой Кулигин, – нищих оделяет, а домашних заела совсем…” И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием – вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться.

Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не одчиняться
матери.
Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя – соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…”), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является опекуном своих племянников – Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том
случае, “если будут с ним почтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети есть”.
Самодуры “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест.

Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует: “Эх, кабы сила!” – при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” – делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину.

В конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.
Даже Кулигин, человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не
связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны. Его
фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., что бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.
Представители же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит на
дружелюбный тон.
Таким образом, Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить – ни муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома
и при первой же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для
Катерины это неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу,
постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не имеет
ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит только себя,
ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких усилий, чтобы ей
помочь.
Смерть Катерины в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Она не может
присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним из
его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души все
чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением,
присоединиться к “жертвам темного царства” – жить по принципу “лишь бы все шито да
крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины – это вина не перед конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой за то,
что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако понимает
она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться – именно об этом говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а душа теперь не
ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
Таким образом, протест Катерины – это протест против ханжества и лицемерной морали
общества, против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался
саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности,
не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской
моралью и серостью повседневного быта.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать В чем главное отличие Катерины от жителей города Калинова..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Катерина – главная героиня пьесы “Гроза” – не смогла ужиться в обществе города Калинова. Она решила покончить жизнь самоубийством, но почему? Почему другим удалось привыкнуть к правилам этого города, а ей нет? Чем же Катерина отличается от других героев?

“Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю” – говорит о себе Катерина. Трудно оставаться собой при всех обстоятельствах, особенно среди таких людей.

Варвара, сестра Тихона, пытается всеми силами пойти против правил, а главное против Машеньки, прибегая к вранью. Кабанова взяла в руки весь дом, учит всех жизни, навязывая всем своё мнение, а сын её, Кабанов, идёт у неё на поводу. Борис терпит издёвки Дикого над собой ради денег, а от самого Дикого все в страхе и ужасе. Неужели возможно жить в таком обществе? Все смирились и привыкли к такой жизни, кроме Катерины Насколько нужно быть сильной и несломленной, чтобы не слиться с такими людьми и не стать такой же? У Катерины свой взгляд на всё, ей не внушить чужого мнения. Она не умеет обманывать, что-то скрывать, как это и получилось в случае с Борисом. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

У такого человека, как Катерина, все волнения и переживания на лице, она все принимает близко к сердцу. Особое отношение к таким понятиям, как “грех” или ”вера” – она понимает, что делает всё на глазах у Бога. Всё это сказалось на внутреннем состоянии Катерины после измены Тихону. Она не смогла простить себя, призналась публично в своём грехе, после чего выбросилась в Волгу. Своим самоубийством Катерина бросает вызов миру. Более того, ей удалось изменить некоторых героев.

Катерина отличается от остальных героев своей искренностью и непокорностью. Она живая. Она переживает, волнуется, любит, а значит, она живет.

Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

Видео

Калинов как царство несчастных людей

Зажиточные же горожане - купцы - отгородились от с

Постановки

Характеры девушек

Литературные критики не противопоставляют образы девушек, и это правильно, ведь двух героинь нельзя назвать антиподами. У них близкие взгляды на некоторые вещи, хотя в отдельных сценах заметно противопоставление. Личность одной героини лучше проявляется на фоне другой, что легко понять, если сопоставить их действия в разных ситуациях. Своими поступками, высказываниями и нравственными убеждениями девушки оттеняют друг друга. Каждый образ интересен, если рассматривать его отдельно, но в связке выявляются новые, подчас неожиданные грани характеров.

Первая сцена, где зритель видит героинь в типичной для того времени обстановке, показывает, как по-разному ведут себя персонажи. Вот что происходит в пьесе:

Варвара — родная дочь Кабанихи, Катерина — невестка этой женщины. Логичнее, чтобы первая не скрывала свою позицию, а вторая держалась более осторожно. На самом деле происходит наоборот. Варваре не чужды человеческие чувства, но она предпочитает, чтобы маменька о них не знала.

Катерина не думает об осторожности, она говорит прямо всё, что думает. Обвинения свекрови ей не понятны, она считает их несправедливыми.

Катя уверяет, что никогда не притворяется и не изображает из себя того, кем не является. Из уст девушки эти слова не звучат как претензия, скорее, они выглядят слабой попыткой оправдаться.

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Столкновение характеров

Кабаниху раздражает кроткая уверенность Катерины, нежелание подчиниться законам, по которым живут все в мире Кабанихи. Катерина же не может жить в этом темном мире. Она противостоит ему. Веря в настоящую любовь, она уходит к Борису. Но тот предает ее. вернуться в дома Кабанихи Катерина не может. Ее решением и единственным выходом стало самоубийство. Оно является своеобразным протестом против того мира, в котором остались существовать жители города. Являясь настоящим лучом света в этом темном царстве, Катерина не смогла бы привыкнуть к миру лжи, лицемерия, жестокости, в котором ей предстояло жить. Но даже самоубийство не вернуло Кабаниху в добрые мысли. Она рада этому трагическому событию, ведь теперь никто не будет противостоять ей в ее жестокой и темной обители.

Что общего у Швабрина и Гринева – кратко об общих чертах (возраст, происхождение, воспитание, образование)

Читайте также: