Дружба начиналась очень давно пещера костер сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Задание 3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится.

Прочтите текст и выполните задания 6-9.
Приносят ли аисты счастье?

(1)Мы остановились на хуторе, где жили аисты. (2)Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. (3)В траве виднелись нагретые солнцем красноватые лобастые валуны. (4)Из таких же камней была сложена хата. (5)Крепкие стены. (6)На них кое-где виднелись царапины от осколков. (7)На этом куске земли война растеряла много свинца и железа. (8)В березе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. (9)Береза давно засохла, потеряла верхушку и стояла у дома, как отбеленная ветром кость. (10)Хозяин не срубил остаток мертвого дерева. (11)Прибил на верхушке деревянные перекладины с надеждой, что поселятся аисты.
(12)Аисты поселились. (13)Двенадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камышовую крышу среди разливов воды и раненую сухую березу. (14)Каждый год два-три голенастых птенца в середине августа становятся на гнезде во весь рост, машут крыльями - пробуют крылья. (15)Потом они в первый раз слетают на камышовую крышу, первый раз меряют по лугу воду. (16)А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака. (17)Аисты начинают кружиться над хутором, забираются выше, выше и улетают совсем. (18)Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: еще на один год постарел.
(19)Мы попросили напиться. (20)Хозяин вынес горшок молока и деревянную посуду с теплой копченой рыбой. (21)Сели на большой камень.
(22) - Аисты приносят счастье?
(23) Старик не спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами.
(24)- Что счастье. (25)Сын с войны не пришел. (26) Бабка пятый год лежит с ревматизмом. (27)Этим летом телушку громом убило. (28)Я стар верить сказкам. (29)Аисты делят со мною заботы. (30)Сяду вот так на камень и гляжу, как летают, хлопочут. (31)Гляжу, гляжу - от сердца и отлегнет. (32)Двенадцать лет рядом живем.
(33)Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. (34)Ударил мороз: мелкая вода и мокрые лужи оделись коркою гололеда. (35)Прилетевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. (36)День, другой - уже не стало силы взлетать. (37)Сидят с обвисшими крыльями и даже клювами перестали трещать. (38)Пошел старик Август в соседний колхоз просить лодку.
(39)- Куда в такую погоду? (40)Рыбаки и те неделю уже сидят.
(41)Старик все-таки вышел в море и вернулся с корзиною мелкой рыбешки. (42)Приладил к березе лестницу, накидал в гнездо рыбы. (43)Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась. (44)Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. (45)Аисты положили в гнездо два яйца.
(46)- Аугуст, Аугуст! - позвали из дома.
(47)Старик ушел. (48)Прогремел в сенях жестяною кружкой.
(49)- Второй год не подымается. (50)Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. (51)Лужок из окна виден, а если кверху глядеть - аистов видно. (52)Души в них не чает.
(53)По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок. (54)Теленок все порывался оборвать привязь и дотянуться к белым ромашкам возле канавы. (55)Наседка шустро копала навоз. (56)Самый проворный из ее сыновей первым хватал из-под матери червяка и кидался бежать. (57)Все желтое семейство кидалось вслед отнимать.
(58)- Трех цыплят утянул коршун, - сказал Август.
(59)Старику одному приходится управляться с хозяйством. (60)Совсем немного времени остается, чтобы набить трубку и посидеть на камне, поглядеть, как кружатся аисты, как три молодых птенца пробуют крылья.
(61)- Аугуст, Аугуст. - позвали из дома.
(62)Мы попрощались.
(63). Приносят ли аисты счастье? (64)Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. (65)Но особое слово на этот счет скажет вам человек, неподвижно лежащий возле окошка. (66)Для него эти птицы все, что осталось от жизни. (67)Для него эти птицы - и есть само счастье. (68)Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати.

* Василий Песков - писатель, журналист, путешественник и фотокорреспондент.

ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку 2020.

Задание 2. Синтаксический анализ.
24
Задание 3. Пунктуационный анализ.

Задание 4. Синтаксический анализ.

Задание 5. Орфографический анализ

Задание 6. Анализ содержания текста.

235
Задание 7. Анализ средств выразительности.
135

Задание 8. Лексический анализ.

Счастье – это состояние души человека, когда он удовлетворен всем происходящим. Для каждого данное понятие означает что-то свое. Для меня это, безусловно, то, что приносит улыбку и внутреннюю гармонию.

Таким образом, можно сделать вывод, что счастье – это внутреннее состояние удовлетворения собственной жизнью.

Предварительный просмотр:

Вариант 2 ОГЭ по русскому языку 2020. По демоверсии ФИПИ 2020.

ЧАСТЬ 1. Изложение

  1. оно прекратит работу (предложение 4)
  2. стихи дела прочее разворачиваются от нее (предложение 2)
  3. любовь (предложение 3)
  4. любовь главное (предложение 1)
  5. сердце работает (предложение 5)

Задание 3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой).

Прочтите текст и выполните задания 6-9.
(1)Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника. (2)Вся любовь его, все, чем люди живут для себя, у него было отдано искусству. (3)Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы. (4)Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле.
(5)Но вот однажды пришла к нему женщина, и он ей, а не мечте своей пролепетал свое люблю.
(6)Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила:
- (7)А что это значит "люблю"?
- (8)Это значит, - сказал он, - что, если у меня останется последний кусок хлеба, я не стану его есть и отдам тебе, если ты будешь больна, я не отойду от тебя, если для тебя надо будет работать, я впрягусь как осел.
(9)И он еще много сказал ей такого, что люди выносят из-за любви. Фацелия напрасно ждала небывалого.
- (10)Отдать последний кусок хлеба, ходить за больной, работать ослом, - повторила она, - да ведь это же у всех, так все делают.
- (11)А мне этого и хочется, - ответил художник, - чтобы у меня было теперь, как у всех. (12)Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди.
(По М. Пришвину)

Задание 8. Выполните лексический анализ слова.
Подберите синонимы к слову пролепетал (предложение 5).
Напишите один из этих синонимов.

ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку 2020.

Вариант 2 ОГЭ по русскому языку 2020. По демоверсии ФИПИ 2020.

Задание 2. Синтаксический анализ.
15

Задание 3. Пунктуационный анализ.
134789

Задание 4. Синтаксический анализ.

Задание 5. Орфографический анализ.
13

пробормотал, вымолвил, проговорил, промямлил

Любовь – это высшая ценность в жизни человека. Именно данное качество делает жизненный путь людей светлее и радостнее. Я считаю, что любовь важна на пути каждого человека.

Зачастую люди забывают о том, что такое любовь и даже не пытаются ее найти. Так, например, в тексте М. Пришвина мы видим мужчину, который посвятил все свои чувства и эмоции искусству (предложение 2). Однако однажды он встретил женщину, ради которой был готов на все.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь – это то чувство, ради которого стоит жить и за которое надо бороться.

Предварительный просмотр:

ЧАСТЬ 1. Изложение ↑ ЧАСТЬ 2. Тест ОГЭ 2020

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно.

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора .
1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно.
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.
5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки.

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Подберите синонимы к слову ШВЫРНУЛ (предложение 6).
Выпишите один из этих синонимов.

ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ 2020

ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
13

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
1235789

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
книжная страница

ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
124

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
34
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
бросил|кинул

Предварительный просмотр:

Вариант 4 ОГЭ по русскому языку 2020. По демоверсии ФИПИ 2020

ЧАСТЬ 1. ИЗЛОЖЕНИЕ ОГЭ 2020

ЧАСТЬ 2. ТЕСТ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила.

ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.
2) ЗАГОРАТЬ - написание чередующейся гласной в корне зависит от следующего за корнем суффикса А.
3) ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.
4) ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН
5) ВО-ПЕРВЫХ – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным.

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения.
2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.
3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится.
4) Однажды Свирид такой номер выкинул.
5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно.
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.
5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки.

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Подберите синонимы к слову ШВЫРНУЛ (предложение 6).
Выпишите один из этих синонимов.

ВАРИАНТ 7 ОТВЕТ

4. книжная страница

ВАРИАНТ 8 . ЧАСТЬ 2. ТЕСТ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020

ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(1)История человека есть история его свободы. (2)Рост человеческой мощи выражается прежде всего в росте свободы. (3)Свобода не есть осознанная необходимость, она прямо противоположна необходимости, свобода есть преодоленная необходимость. (4)Прогресс в основе своей есть прогресс человеческой свободы. (5)Да ведь и сама жизнь есть свобода, эволюция жизни есть эволюция свободы.

1) история человека есть (предложение 1)

2) рост человеческой мощи выражается (предложение 2)

3) она противоположна (предложение 3)

4) прогресс есть (предложение 4)

5) жизнь есть свобода (предложение 5)

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Как известно (1) люди называют жестокость человека "зверской" (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) так жесток (6) как человек (7) так артистически (8) так художественно жесток.

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЗАДАНИЕ 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано

3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова.

4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется

5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения.

Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре.

(3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай.

(5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее. (12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась.

(14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее первая заметила.

(15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами.

(21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тетя Вера.

(22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом спросила она.

(23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на землю. – добавила она бесстыдно.

(25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить.

(26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу?

(27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал.

(32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке:

(33) – Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу?

(34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, – ласково сказала Леночка.

(37)– А для чего они отдают грушу тете Вере?

(38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу.

(39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось.

(40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину.

(41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.

(43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.

(50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим.

(53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

1) За обедом рассказчик не просил добавки, поскольку понимал, что еды может хватить не всем.

2) Рассказчик отобрал грушу у девочки, поскольку часто недоедал.

3) Тетя Вера забрала грушу у ребят, чтобы съесть ее.

4) Мысль о том, что груша пойдет на общий компот приносила рассказчику удовольствие.

5) По мнению рассказчика, лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.

2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.

3) Бессилие лжи было очевидным.

4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.

5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки.

Основной Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.



Полная коллекция сочинений ОГЭ-2020. Русский язык. 36 вариантов. Цыбулько


Сочинение ОГЭ 9.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс


Сочинение ОГЭ 9.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас


Сочинение ОГЭ 9.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Задание 8 ОГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. Анализ текста

ВАРИАНТ 7. "Теперь на каждом уроке. " Текст по А. Лиханову.

Прочтите текст и выполните задания 6-8.

(1)Теперь на каждом уроке — русском, математике, истории — были разные учителя. (2)Это оказалось интересно, потому что все они были очень разные люди.
(3) Бритоголовый математик Иван Алексеевич, которого за круглую голову с круглыми, торчавшими в сторону ушами сразу прозвали Шариком, Михаське понравился, не то что Русалка — Нина Петровна.
(4)Когда кто-нибудь из ребят выходил к деревянной доске и долго смотрел на нерешенную задачу, он не сердился, а удивлялся: в чем дело — ведь задача вон какая легкая, — а потом, когда наконец задача получалась, все решали еще одну, похожую, и тот, кому не повезло, уже быстро с ней разделывался и, хотя получал жалкую тройку с минусом, уходил на свою парту смущенный и красный от удовольствия. (5)Иван Алексеевич вообще очень любил плюсы и минусы. (6) Он ставил двойки, тройки, четверки с минусами и плюсами, а самыми крайними оценками у него были единица с минусом и пятерка с плюсом. (7) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. (8) Однажды Свирид такой номер выкинул.
(9) После контрольной, когда раздавали тетради с отметками, Шарик вдруг вызвал Сашку и сказал ему:
(10) — А ты знаешь, Свиридов, у тебя ответ не сошелся.
(11) Сашка опустил голову.
(12)— Но ты все-таки молодец! — сказал Шарик. (13)— Ты решил задачку по-своему. (14)Я тебе пятерку поставил.(15) Даже с плюсом. (16) Садись.
(17)Сашка покраснел до макушки, а Иван Алексеевич встал и заходил по классу.
(18)— Да! — говорил математик. (19)— Трижды да! (20)Пусть всегда вас гложет червь сомнения!
(21)Михаська усмехнулся тогда, так как не понял, за что это его должны грызть какие-то черви, но заметил, что ребята реже стали звать учителя Шариком.
(22)Кроме математики, Иван Алексеевич преподавал у них физкультуру. (23)Это, конечно, забавно: и на серьезной математике, и на несерьезной физкультуре — один учитель! (24)Михаська заметил, что Иван Алексеевич и сам как будто этому удивляется. (25)Но учителей не хватало. (26)А на физкультуре он даже иногда играл с ребятами в футбол, если в одной команде не хватало игроков.
(27)Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. (28)Это означало, что у него два тяжелых ранения и одно среднее. (29)И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.
(30) Ну а Русалка, Нина Петровна, была совсем другой. (31) Русалкой ребята прозвали ее не за длинные волосы, а за то, что она преподавала русский язык. (32)Нина Петровна всегда будто куда-то торопилась; и если кто плохо отвечал или забыл немного, она тут же сажала на место и ставила двойку. (33) Нужно было потом за ней ходить и клянчить, чтобы вызвала снова.
(34) Ребята ее боялись и не любили, и Михаська тоже не любил.

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

1) Иван Алексеевич преподавал одновременно и математику, и физкультуру.
2) Учитель математики поставил Свириду пятерку с плюсом за то, что тот решил задачку по-своему.
3) Михаська не любил учителей, потому что они его часто ругали.
4) Шарик очень любил ставить ребятам плюсы и минусы.
5) Ребята прозвали учительницу русского языка Русалкой за ее длинные волосы.

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения.
2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.
3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится.
4) Однажды Свирид такой номер выкинул.
5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска.

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

1) Летчик взял собаку, потому что раньше у него уже была собака.
2) Кубарю очень понравилось летать на самолете.
3) Собаке нравилось слушать музыку, доносящуюся из патефона.
4) Летчик ценил собачью преданность.
5) Летчик взял собаку в экспедицию, потому что боялся, что она устроит беспорядок в доме.

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно.
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.
5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки.

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Подберите синонимы к слову ШВЫРНУЛ (предложение 6).
Выпишите один из этих синонимов.

(1)Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника. (2)Вся любовь его, все, чем люди живут для себя, у него было отдано искусству. (3)Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы. (4)Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле.
(5)Но вот однажды пришла к нему женщина, и он ей, а не мечте своей пролепетал свое люблю.
(6)Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила:
- (7)А что это значит "люблю"?
- (8)Это значит, - сказал он, - что, если у меня останется последний кусок хлеба, я не стану его есть и отдам тебе, если ты будешь больна, я не отойду от тебя, если для тебя надо будет работать, я впрягусь как осел.
(9)И он еще много сказал ей такого, что люди выносят из-за любви. Фацелия напрасно ждала небывалого.
- (10)Отдать последний кусок хлеба, ходить за больной, работать ослом, - повторила она, - да ведь это же у всех, так все делают.
- (11)А мне этого и хочется, - ответил художник, - чтобы у меня было теперь, как у всех. (12)Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди.
(По М. Пришвину)

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА.

1) Художник умер, уверенный, что любви нет.
2) Признание художника в любви было особенным, необычным.
3) До встречи с Фацелией вся жизнь художника была посвящена искусству.
4) Фацелия ждала необычного признания в любви.
5) Художник думал, что только особенные люди могут испытать великое счастье.

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1) Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы.
2) Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника.
3) Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила:
4) Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле.
5) Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди.

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Подберите синонимы к слову пролепетал (предложение 5).
Напишите один из этих синонимов.

(1)Мы остановились на хуторе, где жили аисты. (2)Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. (3)В траве виднелись нагретые солнцем красноватые лобастые валуны. (4)Из таких же камней была сложена хата. (5)Крепкие стены. (6)На них кое-где виднелись царапины от осколков. (7)На этом куске земли война растеряла много свинца и железа. (8)В березе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. (9)Береза давно засохла, потеряла верхушку и стояла у дома, как отбеленная ветром кость. (10)Хозяин не срубил остаток мертвого дерева. (11)Прибил на верхушке деревянные перекладины с надеждой, что поселятся аисты.
(12)Аисты поселились. (13)Двенадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камышовую крышу среди разливов воды и раненую сухую березу. (14)Каждый год два-три голенастых птенца в середине августа становятся на гнезде во весь рост, машут крыльями - пробуют крылья. (15)Потом они в первый раз слетают на камышовую крышу, первый раз меряют по лугу воду. (16)А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака. (17)Аисты начинают кружиться над хутором, забираются выше, выше и улетают совсем. (18)Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: еще на один год постарел.
(19)Мы попросили напиться. (20)Хозяин вынес горшок молока и деревянную посуду с теплой копченой рыбой. (21)Сели на большой камень.
(22) - Аисты приносят счастье?
(23) Старик не спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами.
(24)- Что счастье. (25)Сын с войны не пришел. (26)Бабка пятый год лежит с ревматизмом. (27)Этим летом телушку громом убило. (28)Я стар верить сказкам. (29)Аисты делят со мною заботы. (30)Сяду вот так на камень и гляжу, как летают, хлопочут. (31)Гляжу, гляжу - от сердца и отлегнет. (32)Двенадцать лет рядом живем.
(33)Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. (34)Ударил мороз: мелкая вода и мокрые лужи оделись коркою гололеда. (35)Прилетевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. (36)День, другой - уже не стало силы взлетать. (37)Сидят с обвисшими крыльями и даже клювами перестали трещать. (38)Пошел старик Август в соседний колхоз просить лодку.
(39)- Куда в такую погоду? (40)Рыбаки и те неделю уже сидят.
(41)Старик все-таки вышел в море и вернулся с корзиною мелкой рыбешки. (42)Приладил к березе лестницу, накидал в гнездо рыбы. (43)Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась. (44)Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. (45)Аисты положили в гнездо два яйца.
(46)- Аугуст, Аугуст! - позвали из дома.
(47)Старик ушел. (48)Прогремел в сенях жестяною кружкой.
(49)- Второй год не подымается. (50)Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. (51)Лужок из окна виден, а если кверху глядеть - аистов видно. (52)Души в них не чает.
(53)По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок. (54)Теленок все порывался оборвать привязь и дотянуться к белым ромашкам возле канавы. (55)Наседка шустро копала навоз. (56)Самый проворный из ее сыновей первым хватал из-под матери червяка и кидался бежать. (57)Все желтое семейство кидалось вслед отнимать.
(58)- Трех цыплят утянул коршун, - сказал Август.
(59)Старику одному приходится управляться с хозяйством. (60)Совсем немного времени остается, чтобы набить трубку и посидеть на камне, поглядеть, как кружатся аисты, как три молодых птенца пробуют крылья.
(61)- Аугуст, Аугуст. - позвали из дома.
(62)Мы попрощались.
(63). Приносят ли аисты счастье? (64)Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. (65)Но особое слово на этот счет скажет вам человек, неподвижно лежащий возле окошка. (66)Для него эти птицы все, что осталось от жизни. (67)Для него эти птицы - и есть само счастье. (68)Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати.
(по В. Пескову)
* Василий Песков - писатель, журналист, путешественник и фотокорреспондент.

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА.

1) Аисты безошибочно находили гнездо, которое построили двадцать лет назад
2) Аисты делали счастливой жену Аугуста, поскольку для нее они стали единственной радостью.
3) Счастливые люди говорят, что аисты приносят счастье.
4) Старику помогали управляться с хозяйством.
5) Старик Аугуст потерял на войне сына.

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ.ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1) А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака.
2) Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая.
3) Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила.
4) По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок.
5) Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась.

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.


В лесных блокнотах записи о зверях, о речках, о лесных кордонах, о козявках и облаках. Там, где слово о человеке, в блокноте две жирные черточки – так легче потом разбираться в записях. Летом мой человек живет в поле, у речек, в палатках и лесных избах рядом с комарами, птицами, оленями, белками и стрекозами. А вот несколько записей из летних блокнотов с пометкою: ЧЕЛОВЕК.

Дружба начиналась очень давно. Пещера. Костер. Человек в шкурах. Подошел к огню крадучись зверь, поднял ухо и застыл от любопытства и голода. Вынул человек из костра кусок опаленного мяча и швырнул зверю. Пес обглодал кости и остался лежать у края пещеры. Так начиналась дружба, которой теперь уже многие тысячи лет…

А вот что я записал со слов летчика. Дальний родственник пещерного пса пристроился жить около самолетов. Пес был ничей. Такие псы живут обычно на станциях, в портах, у базаров. В непогожие дни на Диксоне, когда самолеты не улетали, пес начинал выть. Собачий голос сливался с метелью, и мало кто слышал жалобы Кубаря. Но однажды скрипнула зверь, и пес очутился в маленькой комнате. Горела лампа. Человек поставил у порога тарелку теплого супа, погладил собаку и зашуршал газетой. Это был немолодой летчик. В Москве у него случилось горе. Он бросил все и приехал на Диксон. В комнате стоял чемодан и патефон с дюжиной довоенных пластинок. Чем-то был дорог летчику старый обшарпанный патефон. Человек оценил деликатность пса, смирно севшего у порога рядом с унтами.

– А что, брат, не послушать ли музыку? – Летчик поднялся и покрутил ручку у синего ящика…

Утром метель утихла. Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб. Этим утром первый раз за долгое время увидели улыбку московского летчика. После завтрака он позвал технарей к себе в комнату, покрутил ручку у патефона, улыбаясь, глазами показал на собаку…

Старый летчик, однако, больше всего ценил в Кубаре не это редкое качество, а обычную собачью преданность.

– Ну не скучай, Кубарь, я скоро… – Один раз Кубарь проводил хозяина до самой кабины и, не удержавшись, вскочил по лесенке. Самолет увозил геолога на дальний пустынный остров. Пропеллеры засверкали, дверь открыта, а собака не убегает.

– Возьмем? – обернулся летчик к геологу.

Когда от земли оторвались, собаке стало нехорошо. Все, кто летал на маленьком самолете, знают, как швыряет его по ухабам теплого и холодного воздуха. Запах бензина, тряска и рев мотора положили Кубаря на живот. Глаза помутнели, шерсть стала мокрой и поднялась дыбом… Когда, спотыкаясь на каменистой равнине, самолет наконец замер, когда дверца открылась, Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. Следили, пока рыжая точка не скрылась за горизонтом. Геолог махнул рукой:

– Все. К этой птице уже не вернется. Будет жить с песцами.

Летчик огорченно молчал.

Работали четверо суток. Любопытные песцы прибегали на стук молотков и, помочившись на камни, убегали. Кубаря не было.

Погрузили ящики с образцами. В последний раз долго глядели между валунами.

– Нет, не вернется, – сказал геолог.

Заревел мотор. На что-то надеясь, летчик помедлил со взлетом. И вдруг положил на плечо геологу руку:

По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. Шерсть висит клочьями. На боках и спине краснеют следы песцовых укусов.

– Без человека не может…

Пастушья дудочка

Дом у него на краю Риги. В этом месте не деревья сажали возле домой, а дома строили возле деревьев. Я был у него четыре часа и лишний раз убедился: при сплошной седине может жить молодое сердце. Седина была у него удивительной красоты. Если она попадает в луч солнца, от нее идет свет. Старик улыбается, чуть сощурившись, брови густые и тоже белые, коренастый – в самом деле очень похож на лесного доброго колдуна.

В комнате у него книги и чучела птиц, виолончель и пастушья дудочка. Внук Юрка играет на виолончели, дед на дудочке. Я вошел в тот момент, когда Григулис укладывал в папку исписанные листы. Поздоровались.

Новая книга для ребятишек о лесе, о птицах, о грибах и стрекозах. У него целая полка своих книг и печатных работ. На другой полке – ноты. На третьей – толстые серьезные книги. Я старался определить: музыкант, ученый, писатель?

Он был пастухом, потом землемером, потом бухгалтером, полковым музыкантом. Первый раз в школу пошел, когда ему исполнилось двадцать лет. Сейчас ему больше восьмидесяти. Он много и прилежно учился. Но верх над всей премудростью взяла простая грамота, которую постиг в лесу и в поле, когда ходил землемером и пастухом. В человеке живет сейчас и поэт, и ученый, и музыкант. Его дудочка лежит на столе рядом с куском янтаря и большой кедровой шишкой. Старик Григулис кладет дудочку в карман клетчатой полотняной рубашки, и мы идем в лес.


Он и правда похож на доброго колдуна…

Ничего нет проще пастушьей дудочки – палочка, дырочки. Подносишь к губам, палочка обретает голос. Если умело шевелить пальцами, разносятся по лесу простые, как азбука, звуки: крик птицы, мычанье коров, жалоба пастушьего сердца. Но и романс Чайковского способна родить еловая дудочка.

Звуки этого первобытного инструмента так необычны, что к пеньку, где мы сидим, поставив у дорожки корзинку с грибами, подходит девушка в шуршащем прозрачном плащике. Потом прибегает орава мальчишек. Усаживаются и молчат.

А потом мы идем в глубь леса. Дудочка кричит иволгой. Молчание. И еще раз крик иволги. Желтая птица мелькнула в соснах и отозвалась флейтой. Потом прилетел зеленый дятел и беспокойным челноком стал нырять от дерева к дереву. Потом прилетели синицы… Старик звал птиц то дудочкой, то пищиком, то просто дул в хитро переплетенные пальцы:

Рассказ тракториста про зайца

– Удивительный характер у человека…

Лежим с трактористом Борисом Сапрыкиным на опушке. Трактор молчит. Прицепщик уехал в колхоз искать запасные части.

– Плохо ремонт делаем. Прошлую весну Колька Печник так долго стоял – птица под радиатором гнездо свила. Да-а… Не стали трогать. Пашет Колька, а птица на яйцах сидит…

А еще расскажу случай. Во время Отечественной войны под Старым Осколом схватились с немцами из-за маленькой деревеньки. Деревеньки-то уже нет, все равно за это место деремся. Расстояние между окопами ну как вон до той груши. Вот их окопы, вот наши. Ничейная земля вся перепахана, разворочена снарядами и свинчаткой. И вдруг из овражка на эту землю (и за каким чертом его понесло) выскочил заяц. Туда-сюда забегал. Ну, думаю, конец зайцу. Я их перед войной почем зря бил. Премию за шкурки имел. А тут жалко. Смотрю, и другие притихли, не стреляют. Глядим, и немцы притихли. Оторопели, что ли? Ни одного выстрела. Тишина сразу такая, что слышно, как трещит подожженный пулями осиновый пень. Заяц, то ли с испугу, то ли еще почему, тихонько, будто ночью к овину идет, заковылял к овражку. Как только скрылся, такое опять началось! Меня в тот день ранило. Много в тот день ихних и наших легло. А заяц… Вот объясните такое…


Где на земле для жизни самое хорошее место? Володька вырастал на Хопре, на речке, скрытой от мира широкой полосой лозинок, вязов, камышей и черемухи. Когда Володька получил паспорт, он сказал:

– Все. Землю вдоль пройду и поперек пройду. Все места погляжу, а какое место больше понравится, там и жить буду.

Вдоль прошел до самого Владивостока. Работал лесорубом, потом рыбаком. Поперек прошел до Ташкента. Работал егерем и пастухом. Еще раз поперек прошел до Кавказа – работал художником в заповедном музее. И наконец нашел-таки самое лучшее место для жизни. Место это на речке Хопер, скрытой от мира широкой полосой лозинок, вязов, камышей и черемухи. То есть то самое место, где ловил в детстве Володька стрекоз картузом, где ежи шуршат на опушке прошлогодними листьями, где осенью река пахнет дразнящей душу незнакомой травкой, где олени трубят и куда обязательно каждой весной возвращаются журавли.

Стоит в музее очень древнее, запыленное чучело журавля. У Володьки давно зуб горит обновить чучело. Все, кто приезжает в музей, должны знать: живут на Хопре журавли. Известно, что журавлей на земле все меньше и меньше. И не каждый скажет теперь, что слышал, как кричат журавли.

Володька не может работать в дни, когда журавли улетают. Стоит, подняв голову, а журавли тихо кругами вьются и вьются. Выше и выше. Прощаются. Хотят запомнить родное болото и речку, скрытую от мира полосою прибрежного леса.

Володьке для чучела нужен один журавль. Каждую зиму он строит планы, как сделать чучело, где поставить. В половодье Володька начинает осуществлять свои планы. Выследит место, где журавли ночуют, и начинает скрадывать. Осторожная птица. Потихоньку, где на лодке, где в сапогах по грязи, доберется к болоту, сделает засидку – ждет. Прилетают. Надо не спешить с выстрелом, надо поглядеть. Кому еще придется так близко наблюдать журавлиную жизнь. Мерзнут ноги в холодной весенней воде, а глаза ненасытно глядят и глядят. И вот видят глаза: начинаются на поляне журавлиные танцы. Качаются журавли, приседают. Чем дольше глядит Володька на любовные журавлиные пляски, тем больше пропадает желанье стрелять. Наконец застывшей рукой он открывает стволы у ружья и кладет в карман патроны, набитые крупной дробью…

В заповеднике Володька говорит директору:

– Не выстрелил. Осторожная птица…

Зимой Володька опять начинает думать, как сделать чучело журавля. А весной все повторяется. Выслеживает. Глядит и… прячет патроны в карман.

До сих пор стоит в заповеднике старое, запыленное чучело. А никем не потревоженные журавли каждую осень кружатся, прощаясь с речкой, скрытой от мира широкой полосой степного леса.

Где на земле для жизни самое хорошее место?

Сердце охотника

Бронзовая сосна стережет бугорок земли. Мы с лесником сняли шапки.

Стоим и слушаем, как шумит синяя верхушка сосны. Он был ровесник этим березам, а сосна помнит детство его отца. Игнат Игнатович был особенный человек. Он мог починить лодку и фотографический аппарат, мотоцикл, ружье и гармонь. Я думаю, он мог бы даже заново сделать ружье и гармонь. И никакие инструменты, кроме тех, что лежат под оленьим рогом на верстаке, ему бы и не понадобились. На тысячу километров вокруг не было стрелка лучше, чем он. Лес он знал так, что ученые в заповеднике вздыхали:

– Ведь это же пять диссертаций. Пишите…

Но он не был отшельником. Я слышал, как он поет. Старая церковь. В ней когда-то молились сосланные в лесную глушь за провинность монахи. Вместо креста теперь звезда из жести над колокольней. А в самой церкви устроен клуб. На сцене парни и девушки, и среди них Игнат Игнатович, сухощавый и длинный, как жердь. Он очень любил песни.

Он любил правду и не боялся сказать правду. Не всем в лесу правда была нужна, от этого у него были друзья и враги. Лесники, если случалась несправедливость, шли к директору, в профсоюз. Если не помогало – шли к Игнату. И тогда Игнат шел к директору, в профсоюз и к партийному секретарю…

Когда у Игната побелели виски, оленей в лесу стало более тысячи. Олени попадались чаще, чем зайцы. Лес для них стал уже тесен. Пошли расселяться на юг, к Воронежу, и на север, под Липецк, а в заповеднике стали ходить стадами. Осенью, когда поспевали помидоры и свекла, олени стадами, дождавшись захода солнца, отправлялись на огороды. Стали приходить жалобы, и лесники начали роптать: молодой лес губят. Держали совет в заповеднике. Решили: надо делать отстрел. Игнат тоже сказал: надо делать отстрел.

Всю жизнь Игнат берег это стадо. Волков стрелял, отгонял браконьеров, знал, что едят, где спят, где зимуют олени. Каждую осень желтые листья в лесу дрожат от рева зверей. В это время Игнат почти не бывал дома. Слушал, глядел, как морозный пар шел из ревущих глоток. Олени не знали выстрелов.

– Кто будет стрелять?

– Я буду, – сказал Игнат.

Все сказали: хорошо. Игнат тратит всегда одну пулю, не будет в лесу подранков.

Игнат начал стрелять. Никто не знал, как тяжело Игнату стрелять. У него был чешский карабин с оптическим прицелом. Пуля всегда находила сердце – зверь умирал без мучений. Но после выстрела Игнат доставал из кармана и высыпал на ладонь белые лепешки лекарства. Уже три года он, не жалуясь никому, поддерживал сердце лепешками. Теперь каждый выстрел укорачивал жизнь, он чувствовал. Он пригласил охотника из поселка. Но первый же выстрел нового человека не повалил оленя. Зверь убежал, оставляя на листьях красные пятна. Через три дня, по крику сорок, его нашли в лесном бочаге. Игнат опять взялся за карабин…

Воскресным утром племянница пошла на сеновал будить Игната к столу. Он спал, подложив ладонь под правую щеку. Он не проснулся…

Приехал со станции доктор:

– Сердце. Я ж ему говорил…

Бронзовая сосна стережет маленький холмик в лесу.

В таллинском парке

В Таллине в городском парке белки так же обычны, как воробьи. Уронишь на дорожку остаток булки – сейчас же с высоких дубов винтом – хвост кверху – опускается пара зверьков. Шумно делят добычу и тут же садятся закусывать. Еще десять шагов – на пне белки с воробьями подбирают зерна подсолнухов.

Велик соблазн у мальчишки схватить белку за хвост. Крадется из-за дубов, как первобытный охотник. Чья-то рука ложится мальчишке на голову. Наклоняется человек с книжкой в руках. Минуты две разговору. Мальчишка, придерживая панаму и шлепая по дорожке сандалиями, бежит к матери, которая вдали на скамейке читает газету.

– Работаете тут, в парке?

– Нет, я инженер. На пенсии. В парк прихожу подышать, заодно и мальчишек воспитываю. Года через три-четыре сам не тронет, а сейчас важно охладить охотничий пыл. Как вам нравится в парке. Вон там за поляной дом Петра Первого и дуб, им посаженный. – Разговаривая, человек кидает в сторону от дорожки обломки печенья…

В Таллине в городском парке белки так же обычны, как воробьи.

Я хорошо не понял, то ли он судья, то ли должен следить за судьями, чтобы судили правильно.

Он сказал, что вот уже двадцать четыре лета подряд неизменно приезжает на эту речку, на это место. Стоим у старой бани.

Тишина. Две луны. Одна на небе, другая в воде. В сухой траве, как детские погремушки, трещат кузнечики. Остывающий плес похож на темный котел. В нем лениво плещутся рыбы, белый пар переливается через край и растекается по лугу. В тумане ходят две лошади. Ног не видно. Видно спины и головы. Видны в тумане верхушки сенных стогов. В лесу за поляной кричат совы.

– Пушок. Пушок. – зовет Николай Николаевич…

Мягкий, почти неслышный шорох двух крыльев. На банную крышу садится сова. Два больших глаза, моргая, настороженно смотрят вниз. В них отражаются блестки речной луны. Сова ерошит перья и крутит головой при всяком подозрительном звуке.

– Ну как? – шепчет Николай Николаевич.

В прошлом году мальчишки принесли на кордон больного совенка. Николай Николаевич ловил для него мышей, ездил в город за витаминами. Совенок выжил. Он постоянно сидел на спинке кровати, охраняя сон своего спасителя. Потом совенка поселили на чердаке бани. Может, всю жизнь быть бы ему желанным пленником. Но однажды в потемках услышал он из леса призывный крик и отозвался. И потом уже целую ночь шла перекличка.

– Пы-у… – кричали из леса.

– Пы-у… – отзывался голос с банного чердака.

У кого сердце не дрогнет. Открыл судья окошко на чердаке…

Недели две каждый вечер возвращался Пушок на чердак и находил там приготовленный для него корм. Потом, видно, сам научился ловить мышей. Перестал прилетать. Но стоило в сумерках подойти к бане и, повернувшись к лесу, терпеливо позвать – являлся.

Зимою судья жил в Воронеже, а летом в двадцать четвертый раз приехал на Усманку, ну и конечно, в первый же вечер к бане. Позвал…

– Помнит. Вы подумайте, пережил зиму, потомство, наверно, выкормил…

Мы сидим у бани на снопах высохшей лебеды. Плавают в тумане лошадиные спины и головы.

– Пы-у! – зовет голос из леса.

– Пы-у! – отзывается с бани.

Читайте также: