Сочинение на тему капитализм

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Вебер считал, что протестантская этика породила и поощряла дух капитализма. Он был этим больше, чем просто капиталистической деятельностью. По его словам, это была суть, лежащая в основе экономической системы. В течение шестнадцатого века этот дух воплотился в обществах Европы и послужил стимулом для превращения капитализма в доминирующую экономическую систему мира.

Он видел в капитализме нечто большее, чем просто накопление богатства. Это коренилось в рациональности. Он настаивал на том, что капитализм был триумфом рациональности над традицией. Явным в его взглядах на капитализм была дисциплинированная рабочая сила и упорядоченное вложение капитала. Он утверждал, что это сочетание имело место только в Европе и наиболее сильно в протестантских странах, таких как Англия, Голландия и Германия

Чтобы определить отличительные черты современного капитализма в протестантской этике, Вебер прежде всего отделил капиталистическое предпринимательство от погони за прибылью, такой как.Стремление к богатству существовало в большинстве времен и народов, само по себе не имеет ничего общего с капиталистическими действиями, которые предполагают регулярную ориентацию на получение прибыли посредством экономического обмена. Капитализм, определенный таким образом в меркантилистских операциях, например, существовал в различных формах общества; в Вавилоне и Древнем Египте, Китае, Индии и Европе. Но только на западе капиталистическая деятельность стала ассоциироваться с рациональной организацией формально бесплатного труда. Под рациональной организацией бесплатного труда понимается его рутинное расчетливое управление на непрерывно функционирующих предприятиях.

Рационализированное капиталистическое предприятие подразумевает две вещи - дисциплинированную рабочую силу и регулируемое вложение капитала. Каждый из них сильно отличается от традиционных видов экономической деятельности. Это связано с мировоззрением весьма специфического рода - непрерывным накоплением богатства ради него самого, а не ради материальных вознаграждений, которые оно может принести. В человеке доминирует зарабатывание денег, приобретение как конечная цель его жизни. Экономическое приобретение больше не подчинено человеку как средство удовлетворения его материальных потребностей. В этом, по мнению Вебера, заключалась суть духа современного капитализма.

Понятие призыва, по Веберу, не существовало ни в Античности, ни в католическом богословии; оно было введено Реформацией. В основном это относится к идее о том, что высшей формой морального обязательства индивида является выполнение своего долга в мирских делах. Это проецирует религиозное поведение в повседневный мир и противоречит католическому идеалу монашеской жизни, цель которой состоит в том, чтобы превзойти требования мирского существования.Более того, моральная ответственность протестанта была кумулятивной, т.е. цикл греха, покаяния и прощения, возобновляемый на протяжении всей жизни католицизма, отсутствовал в протестантизме.

Идея призвания уже присутствовала в учении Лютера, но она получила более строгое развитие в различных сектах: кальвинизме, методизме, пиетизме и крещении.Вебер был в основном сосредоточен на кальвинизме. Кальвинизм был верой, за которую велась великая политическая и культурная борьба шестнадцатого и семнадцатого веков в наиболее высокоразвитых странах - Нидерландах, Англии и Франции. Четырьмя принципами кальвинизма были: а) Бог всемогущ и трансцендентен. Человек никогда не сможет достичь или понять Бога. (б) Доктрина предопределения: Бог уже заранее избрал, кто будет спасен, а кто будет осужден. (c) Не от Мира сего аскетизм: Делайте мирские вещи, но сбалансированно. Накопил богатство, но не для того, чтобы тратить его с роскошью. Фактически реинвестируйте. (d) понятие “призвание”: у всех людей есть призвание. И следовать этому призванию означает исполнять волю Божью. Она рассматривает благодать как непреодолимую, придерживается жесткой доктрины предопределения и изначально придерживалась теократического взгляда на государство. Кальвинистские доктрины рассматривают Божью волю как суверенную, и церковь не должна подчиняться государству (хотя она не осуждала общество, в котором доминировала церковь). Доктрина предопределения имела первостепенное значение, “подчеркивая абсолютный суверенитет Божьей воли, утверждала, что спасаются только те, кого Бог специально избирает, что это избрание непреодолимо и что человек ничего не может сделать для осуществления этого спасения”. Вебер отметил, что Кальвина интересовал исключительно Бог, а люди существовали только ради Бога. Лишь немногие избранны, а остальные прокляты. Человеческие заслуги или вина не играют никакой роли в том, избран человек или нет. Эта доктрина породила “беспрецедентное внутреннее одиночество отдельного индивида" (Протестант, стр. 104). Связь отдельного кальвиниста с Богом “осуществлялась в глубокой духовной изоляции”. (Протестант, стр. 107) например, Пилигрим в путешествии пилигрима. Вебер рассматривал это скорее как пессимистически разочарованный тип индивидуализма, чем как дух просвещения.

Никто не мог спасти человека, ни священник, ни Церковь, ни таинства. “Это, полное устранение спасения через Церковь и таинства. было тем, что составляло абсолютно решающее отличие от католицизма". (Протестант, стр. 105). Вебер рассматривает это как логическое завершение ликвидации магии, то есть как рациональное развитие религии. Для Кальвина люди существуют на земле только для того, чтобы прославлять Бога. Долг христианина состоял в том, чтобы показать Божью славу в призвании. Это означало выполнение повседневных задач, а это часто означает выполнение работы в рациональной организации.

Христианина-кальвиниста волновал вопрос о том, был ли он или она одним из избранных. Поскольку это причиняло страдания отдельному человеку, были даны две формы пастырских советов. См. цитату 12 о предопределении. Во-первых, это был “абсолютный долг считать себя избранным и бороться со всеми сомнениями как с искушениями дьявола, поскольку недостаток уверенности в себе является результатом недостаточной веры, следовательно, несовершенной благодати. . обязанность достичь уверенности в собственном избрании и оправдании в повседневной жизненной борьбе”. (Протестант, стр. 111). Во-вторых, “для достижения этой уверенности в себе рекомендуется интенсивная мирская деятельность в качестве наиболее подходящего средства. Это и только это рассеивает религиозные сомнения и дает уверенность в благодати". (Протестант, стр. 112). Это контрастирует с лютеранством, согласно которому Бог обещает благодать тем, кто верит в Бога.

Таким образом, вера отождествлялась с типом христианского поведения, прославляющего Бога. Дела были не средством приобретения спасения, а средством избавления от страха проклятия. “На практике это означает, что Бог помогает тем, кто помогает себе сам”. (Протестант, стр. 115). Но это достигается не случайными добрыми делами или постепенным накоплением очков к спасению, “а скорее систематическим самоконтролем, который в каждый момент стоит перед неумолимой альтернативой, избранный или проклятый”. (Протестант, стр. 115). Это означает, что христианин должен вести жизнь, полную добрых дел; здесь нет места “очень человеческому" католическому циклу греха, покаяния, искупления, освобождения. Из элементов кальвинизма особое внимание заслуживает доктрина предопределения - о том, что только некоторые люди избраны для спасения от проклятия, причем выбор предопределен богом. В своей крайней бесчеловечности он комментирует: "Эта доктрина, прежде всего, должна была иметь одно последствие для жизни поколения, которое подчинилось ее великолепной последовательности - чувство беспрецедентного одиночества". Из этой муки, по мнению Вебера, родился капиталистический дух.Он рассказал о двух событиях на пастырском уровне - стало обязательным считать себя избранным, отсутствие уверенности свидетельствует о недостаточной вере; и совершение добрых дел в мирской деятельности стало приниматься в качестве средства, с помощью которого можно было продемонстрировать такую уверенность. Успех в призвании в конечном счете стал рассматриваться как признак, а не как средство быть одним из избранных. Накопление богатства было морально санкционировано в той мере, в какой оно сочеталось с трезвой, трудолюбивой карьерой; богатство осуждалось только в том случае, если оно использовалось для поддержания жизни в праздной роскоши или потакания своим желаниям.

Кальвинизм обеспечивал моральную энергию и стремление капиталистического предпринимателя.Вебер говорит о своей доктрине как о обладающей железной последовательностью в суровой дисциплине, которой она требует от своего приверженца. Элементы аскетического самоконтроля в мирских делах, безусловно, присутствовали в других пуританских сектах, но им не хватает динамизма кальванизма.Их влияние было главным образом на формирование морального мировоззрения, повышающего трудовую дисциплину на низших и средних уровнях капиталистической экономической организации. Такими добродетелями, которым благоприятствовал пиетизм, были добродетели верного чиновника, клерка, рабочего или домашней прислуги".

Основная идея высказывания известного британского политика Уинстона Черчилля заключается в том, что при капиталистической системе распределение благ происходит неравномерно.

С данным высказыванием трудно не согласиться. Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. В данной системе существует ряд приемуществ. Она позволяет людям получать доход, который ограничен только их возможностями и нечем более. Так появляются люди, которые зарабатывают миллионы долларов в год и обеспечены практически безграничными благами.

Благо- всё, что способно удовлетворить потребности людей. Но в такой системе существуют и свои недостатки. Хоть она и позволяет многим людям самореализоваться, в тоже время, она безжалостна к тем, кто не смог воспользоваться преимуществами системы, в силу различных причин. Таким образом происходит расслоение общества по уровню доходов.

Ярким примером, подтверждающие всё вышесказанное является тот факт, что всего 1 процент населения земли богаче остальных 99-ти. Такие данные приводит британская благотворительная организация Oxfam. Данная ситуация чётко показывает, что для предприимчивых людей капитализм — это безусловное благо, но к тем, кто обладает данным качеством в меньшей степени, данная система менее милостива, так как она полностью перекладывает весь груз ответственности за своё будущее на самого человека и только от него самого зависит каким оно будет.

Вторым примером, подтверждающим истинность данного высказывания является то, что около половины населения мира живут за чертой бедности. И главной причиной возникновения этой ситуации является то, что капитализм- это достаточна жестокая система, которая не терпит слабости. При ней не существует распределения благ и если человек не смог сам создать их себе, то ему никто не поможет.

В заключение хотелось бы сказать, что капитализм, при всех своих недостатках, является больше благом, чем злом. Так как именно он позволяет достичь огромных темпов роста экономики и развития общества в целом.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: