Сочинение у лукоморья дуб зеленый

Обновлено: 05.07.2024

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

Вариант 1

Композиция и жанр

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли.

Это интересно: Описание Тараса Бульбы из текста — сочинения с цитатами.

Вариант 2

…На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Композиция и строение стиха в стихотворении

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертая строфа выбивается из принятого Пушкиным строя. В ней 6 строк: первая и вторая строки – смежная рифма, третья и шестая – перекрестная, четвертая и пятая – смежные. Пятая строфа состоит из 5 перекрестно зарифмованных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующая строфа – четверостишие со смежными рифмами. Далее следует двухстрочная строфа, и завершается произведение четверостишием с кольцевой рифмовкой.

Средства художественной выразительности

Стихотворение становится динамичным благодаря обилию глаголов: ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит и др. В нем много образов, но упоминаются они, как бы вскользь. Пушкин показывает, таким образом, о ком, какие сказки рассказал ему кот ученый.

Сказочность, обособленность мира лукоморья, о котором рассказывает поэт, подчеркивается эпитетами неведомый, невиданных. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают ощутить цвет и форму предметов и событий, помогают читателю представить себе происходящее. Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый.

В описании витязей, выходящих из моря, используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны.

Это интересно: Комедия Ревизор Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного, небольшого, уездного городка, высмеивает пороки его жителей, обличает их отрицательные черты. Одной из них является “хлестаковщина”.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Это интересно: Сказка Алые паруса главные герои и интереснейший сюжет А. Грина.

Стихи – особенная область нашей духовной жизни. Любое прочитанное нами стихотворение проникает в наше сознание, оставляя в душе свой неповторимый след. При чтении одних стихотворений мы погружаемся в сказочный мир, полный чудес. В других узнаем мир реальный. И ни один образ, ни один герой со слов знакомого человека не воспринимается нами более глубоко, чем тот, о котором мы узнаем сами. Мы словно сживаемся с лирическим героем сердцем и душой, сливаясь с ним воедино. И тогда мы глубже оцениваем реальную обстановку, ту, в которой жил поэт.
Мне очень нравится читать стихи. Из них я узнаю много нового. Каждое стихотворение открывает моей душе что – то особенное, то, чего я не знала до чтения, что, быть может, поможет мне выбрать в будущем правильную дорогу в жизни. Одним из любимых стихотворений для меня стало стихотворение у лукоморья дуб зелёный…
Все стихотворение наполнено каким-то волшебством, именно это мне и понравилось.
Ведь в нашей обычной жизни так не хватает сказки. Нас всех привлекает магия, которую можно найти в этом стихотворении. Пушкин воистину великий поэт, не потому, что известен, но потому, что он, как никто другой, смог описать такое волшебное место как Лукоморье. Он стал первым, кто подарил людям сказку.
Пушкинское Лукоморье является тем, что понравилось мне и многим другим людям, за волшебство, за доброту, за сказку, которую редко где встретишь.

Очень сложно ответить на вопрос, какое стихотворение Пушкина я люблю больше всего. Как сравнить самые первые, самые волшебные в моей жизни строки “У лукоморья дуб зеленый” и вечную мелодию “чудного мгновенья”, романтичное “Прощай, свободная стихия!” и торжественное “Слух обо мне пройдет по всей Руси великой “, задумчиво-серьезное, философское “Вновь я посетил”? Поэтому я хочу рассказать не об одном любимом стихотворении, а об одной из тем пушкинской лирики. Это не какой-то цикл или отдельный сборник. Просто для меня эти строки как бы из одного источника, на одном дыхании. Эти строки, кажется, идут из глубин пушкинского сердца, потому что посвящены самым главным в жизни поэта событиям, самым дорогим для него людям. Велико было мое удивление, когда оказалось, что у Пушкина есть несколько стихотворений с одинаковым названием — “19 октября “. Лицейские годовщины! По этим стихотворениям подымаешься, словно по ступеням веков, — от одного уровня понимания к другому: детские проказы, юношеское братство, первые шаги служения музам, верность дружбе, настоящее мужество, достоинство, честь.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен!
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни привело —
Все те же мы. Нам целый мир — чужбина.
Отечество нам — Царское Село.
Какая бы пора года ни была на дворе — я представляю пушкинскую осень. Шуршат желто-багряные листья, через мокрые ветки аллеи просвечивает на чугунной скамье тоненькая фигура мечтательного юноши с кудрявыми волосами. Кажется, вот-вот зазвенит смех Пушкина, зазвучат голоса его друзей. Такие милые, такие близкие имена: Кюхельбекер, у которого, к слову, тоже есть стихи с названием “19 октября”, “первый друг, мой друг бесценный” Пущин, и еще поэт-Дельвиг, и тот, кто был рядом в последней, страшной, поездке — Данзас, и блестящий Горчаков — звезда российского дипломатического корпуса, и староста курса Яковлев — “полях 200 нумеров”… К лицейским друзьям тянулось сердце Пушкина в тяжелые минуты Михайловской ссылки, согреваясь воспоминаниями “лицейских ясных дней”, и сжималось в отчаянье и тревоге за них — патриотов воспетой им России.
Только вернувшись из ссылки, еще не въехав в столицу, на вопрос царя Пушкин дает откровенный ответ: “Стал бы в ряды мятежников! “. Ведь там были друзья. Это им, даже под надзором самого царя, он напишет на лицейскую годовщину в 1827 году:
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
А этим строкам пришлось проехать всю Россию — от пышной столицы до суровой Сибири в багаже хрупкой, изящной женщины, жены сосланного декабриста Александрины Григорьевны Муравьевой, чтобы проникнуть в “каторжные норы” поддержкой, ободрением, глубоким участием:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье!
Пушкин доказал друзьям, что, несмотря на заточение в крепости, гражданскую казнь, ссылку, лишение всех прав, они все равно сильны, что есть ценности, которые царское правительство просто бессильно отнять у них, потому что “любовь и дружество дойдут сквозь мрачные затворы”, потому что все равно “придет желанная пора”. Как будто дружеская рука протянулась через расстояния и запреты!
Вместе с листками знаменитого “Послания в Сибирь” А. Г. Муравьева привезла и стихотворное послание И. И. Пущину, начинающееся словами: “Мой первый друг, мой друг бесценный!”. Вспоминая о посещении Пущиным Михайловского, Пушкин как бы повторяет поступок друга, озаряя лучом дружеского общения суровую ссылку. В ряду моих любимых пушкинских строк и эти, звучащие светлой и бескорыстной юношеской клятвой:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Стихи, посвященные тогда еще молодому Петру Чаадаеву, еще офицеру, а потом опальному философу, что стоял в начале пушкинского пути служения ее величеству Правде.
И эти строки, западающие в душу сразу же, после первого прочтения, словно берут твое сердце в теплые заботливые ладони, создавая это неповторимое, с детства знакомое ощущение надежного крыла-защиты.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках…
Старенькая няня Арина Родионовна — самый верный друг. К ее образу поэт обращается очень часто, воссоздавая его в образе няни Татьяны в романе “Евгений Онегин” и няни Егоровны в повести “Дубровский”, сделав ее поистине бессмертной. Как-то тепло и спокойно на душе от этих пушкинских строк. Словно встают рядом с Пушкиным друзья и близкие поэта, а значит — они рядом и с нами.

Сочинение Мой Пушкин у лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том; и днём и ночью кот учёный

Александр сергеевич пушкин стихи у лукоморья дуб

Кузнецова Мария гимназия №8 г. Можга.
Сочинение

У лукоморья дуб зелёный;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Кто не знает этих строк и их автора? С раннего детства, ещё. ещё не умея читать, мы почти наизусть знаем эти строки.

Кроме сказок, поражают меня и пушкинские лирические стихотворения. В них он открывает для нас чудесный мир поэзии. Напоминаем о свободолюбивой русской душе, о её благородстве, мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость.

Я думаю, что в творчестве Александра Сергеевича отразилась вся жизнь народа со всеми её радостными, смешными, страшными и удивительными событиями. И всё это увлекает и волнует так, как будто происходит сейчас. на самом деле, сегодня!

Александр сергеевич пушкин стихи у лукоморья дуб

Альчиков Влад гимназия №8 г. Можга.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В этот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин вошёл в жизнь празднично!

Александр рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше всего он любил, когда ему читали вслух. Стихи он начал сочинять тоже рано и первое стихотворение написал на французском языке.

Как и все дворянские дети того времени, Пушкин получил домашнее образование у гувернёров и учителей – французов. Но русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст его бабушки и няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка, пробудив в нём любовь к русскому народу и его языку. Прошли годы, Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихотворений, повестей, поэм и даже роман в стихах, но сказки оставались его любимым жанром.

Все беды князя Гвидона произошли из – за зависти поварихи, ткачихи и сватьи Бабарихи. Именно из - за них царица с ребёнком чуть не погибла в пучине моря. Из – за них царь Салтан вынужден был жить одиноко. Нов конце концов всё заканчивается благополучно. Умение прощать и любить близких побеждает зависть и жестокость!

Я думаю, что моё знакомство с Пушкиным ещё не закончено и не ограничится только сказками. Я хочу ещё узнать больше о нём и прочитать и другие его произведения.

Александр сергеевич пушкин стихи у лукоморья дуб

Хорошилова Екатерина гимназия №8 г. Можги.

Сейчас я учусь уже в 5 –ом классе, и думаю, что тоже встречусь на страницах учебника литературы с Александром Сергеевичем Пушкиным, с его произведениями, такими же замечательными. как и раньше. И снова, как и раньше, они будут волновать моё воображение и мысли, учить добру и справедливости, учить прекрасному.

«У каждого возраста свой Пушкин" - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое. Так это будет и у меня…..

Александр сергеевич пушкин стихи у лукоморья дуб

Сабрекова Ольга 5г гимназия №8 г. Можги.

Имя Александра Сергеевича Пушкина, как многим другим мальчишкам и девчонкам, как и моим родителям, и даже бабушке с дедушкой, знакомо мне с раннего детства. Кто же не слышал его сказок? Трудно сказать…

Да, я тоже люблю его замечательные сказки о рыбаке и рыбке, о славном царе Салтане и умном Балде. Но, в первую очередь, при упоминании имени Пушкина, у меня в голове сами собой вспоминаются строчки:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной авроры,

Звездою севера явись!

Пушкин зорко видел всю окружающую его жизнь и внимал ей. Именно поэтому его произведения так близки мне и многим читателям. Как красиво и образно пишет он о природе! Я сразу представляю себе ярое солнце, искрящийся снег и дорогу…

Александр сергеевич пушкин стихи у лукоморья дуб

Суворова Софья гимназия №8 г. Можга.
Сочинение .

Мне нравятся стихи, поэмы, сказки Александра Сергеевича Пушкина. Когда я начинаю читать его произведения, то чувствую, что он хочет передать настроение того героя, о котором пишет. И понимаю, что он писал для того, чтобы его уважали, любили как поэта. Мне кажется, что он не зря писал стихи на такие разные темы.

А в его стихах чувствуется соприкосновение с природой. Он был очень наблюдательным. Он смотрел на природу и видел много интересного, то, что не все видят. И хотел показать это им, чтобы все видели и чувствовали красоту и прелесть природы. Я люблю читать как его сказки, так и стихи. Они легко учатся. А ещё я всегда представляю себя в его сказках, мечтаю, что это я принцесса – лебедь, и это ко мне мчится королевич Елисей.

Наверное, Александр Сергеевич и хотел. чтобы мы представляли себя в его сказках, мечтали о красоте и видели красоту. Поэтому мы и любим его произведения!

Пантелеев Миша гимназия №8 г. Можга
Сочинение.

Александр Сергеевич в одиннадцать лет поступил в лицей и умел писать стихи. В наше время в одиннадцать лет ещё только учатся в школе. Сейчас мне столько же лет, сколько было ему, ноя ещё только учусь в гимназии. и писать стихи не умею. Для этого, наверное, нужен такой талант, какой был у Пушкина.

Пушкин прожил очень мало лет, всего тридцать семь. Но за такую короткую жизнь он смог написать столько хороших. добрых и красивых сказок и стихотворений, которые невозможно не любить! Я ещё мало читал его произведений, но у нас дома много его книг. Я их ещё прочитаю.

Бердниковой Марии гимназия №8 г. Можга
Сочинение.

Мне очень нравится творчество русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Он прекрасный сказочник, лирик и сатирик. Я люблю его произведения, особенно сказки. Сказки Пушкина учат читателей не повторять таких ошибок, какие допускают его герои. В них есть сатира и юмор. А в лирических стихах А.С. Пушкина со всеми точностями описывается красота русской природы.

Сказочное Пушкин сталкивает с обыденным, сказочные персонажи по-современному переосмысляются. Колдунья, например, оказывается жалкой и злой старушкой, притом совсем не страшной, грозный чародей Черномор - немощным стариком. Сказочная голова зевает и чихает - Пушкин явно шутит. И в то же время он достигает удивительного эффекта достоверности: герои его сказки- живые люди, с присущими им слабостями, комическими чертами характеров.

Мне очень нравятся произведения А.С.Пушкина

Рябова Екатерина гимназия №8 г. Можга.
Мой Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Творчество его широко известно во всём мире. Моё знакомство с ним ограничивается пока сказками, услышанными от мамы и бабушки в детстве, и рамками школьной программы по литературе – это, в основном, стихи природе.

Я, конечно, не прочитала ещё всё, что написал Александр Сергеевич Пушкин, но уже полюбила его творчество. И думаю, что его сказки будут со мной всю жизнь!

Адамова Мария гимназия №8 г. Можга.

Родился Пушкин в Москве. Его самыми близкими друзьями в детстве были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, и, конечно же, сказки и рассказы о русской старине, о Петре I, о прадеде Ганнибале. Именно они, наверное, и привили Пушкину любовь и интерес к жизни русского народа. к живому русскому слову.

Долгими зимними вечерами, в ссылке в Михайловском, уже будучи взрослым, Пушкин снова, как в детстве, слушал нянины сказки. Слушал и записывал, чтобы потом подарить нам не менее замечательные, чем у няни, свои сказки.



Иллюстрация Н. Кочергина

Стихотворение начинается с описания сказочного лукоморья, некоего таинственного места, где совершается множество невероятных чудес. На берегу морского залива возвышается могучий дуб, ствол которого перехвачен золотой цепью. Говорящий кот, которого автор называет ученым, без сна и отдыха ходит по цепи, рассказывая сказки и напевая песни. Наверху, на ветвях высокого дуба, расположился еще один персонаж – сказочная русалка.


Иллюстрация Н. Кочергина

Постепенно читатель знакомится и с другими героями. Вот из ясных вод появляются тридцать прекрасных витязей, ко торые во главе с Черномором представляют военную мощь русской земли. Среди положительных персонажей оказываются и королевич, который берет в плен грозного царя, и богатырь, и томящаяся в темнице царевна. Автор специально оставляет их безымянными, потому что им еще только предстоит воплотиться в конкретных героев данной сказки. Отрицательные сущности в лице Бабы Яги и Кащея Бессмертного представляют собой носителей зла и коварства.

Анализ

История создания

Иллюстрация Н. Кочергина

Существует мнение, что лукоморье – не фантазия автора, а реальная местность, где не единожды бывал Пушкин. На карте она обозначена как мыс Фиолент, расположенный на Крымском полуострове. Поэт очень любил посещать древний монастырь, который находился недалеко от этого места. Могучий, вековой дуб, произраставший там с незапамятных времен, настолько впечатлил Пушкина, что он решил сделать его персонажем сказочного начала своей поэмы.

Это вступление можно назвать прямым продолжением традиций устного народного творчества, берущего свое начало еще с древней Руси. Так начинали свои сказания гусляры: сначала они исполняли отстраненную от сюжета присказку, а уже потом переходили к основному содержанию. Все это создавало у слушателей ощущение волшебства и таинственности.

Персонажи и образы


Иллюстрация Н. Кочергина

Баба Яга – злая жительница колдовского мира, хозяйка избушки в дремучем лесу. Бурый волк – также представитель темных сил, нападающий на одиноких путников, оказавшихся в лесу. Во главе этой нечисти стоит бессмертный Кащей, одолеть которого можно, отыскав иглу, в которой заключено его долголетие.

Композиция


Иллюстрация Н. Кочергина

Данное стихотворение построено линейно, так как содержит все композиционные точки. По своей структуре оно очень напоминает старинные русские сказки. В нем есть вступление, или завязка (описание Лукоморья), развитие сюжета, так называемая, основная часть (перечисление всех персонажей и их действий) и необычная развязка, где уже присутствует сам автор, которому довелось посидеть под дубом, испить меда и послушать умного кота, одну из историй которого, он и представляет на суд читателей.

Своеобразно описана кипучая жизнь Лукоморья, где каждый персонаж выполняет какое-либо действие, участвует в каком-то событии. Причем, все они происходят не последовательно, а параллельно друг другу, словно в одно и то же время:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…


Иллюстрация Н. Кочергина

Стихотворение принадлежит к литературному направлению романтизм. По роду это лирика с фантастическим сюжетом. Данный отрывок можно отнести к жанру литературной сказки или назвать прологом к основному произведению.

Размер и средства художественной выразительности

Пушкин использовал в этом стихотворении один из самых популярных стихотворных размеров – четырехстопный ямб. Именно он придает плавность и определенную напевность повествованию. Такое явление характерно, прежде всего, для произведений фольклора.


Иллюстрация Н. Кочергина

В первых трех четверостишиях (катренах) идет перекрестная рифмовка с сочетанием мужской и женской рифмы. В четвертой строфе шесть строк, из которых первая и вторая со смежной рифмой, третья и шестая – с перекрестной, а четвертая и пятая – снова со смежной. В пятой строфе, состоящей из пяти строчек, рифма перекрестная, здесь рифмуются только пятая строка с четвертой. Шестая строфа представляет собой четверостишие со смежной рифмовкой. За ней идет двустрочная строфа, и заканчивается стихотворение четырьмя строками с кольцевой рифмой.


Иллюстрация Н. Кочергина

Проблематика и основная идея произведения

Читайте также: