Сочинение на тему лунная ночь

Обновлено: 03.07.2024

Произведение выполнено маслом на холсте.

Жанр картины — морской пейзаж. В творчестве художника много полотен, где море озарено лунным светом. При общности темы все они отличаются друг от друга настроением, цветовой гаммой, идеей.

Композицию произведения, учитывая вертикально-горизонтальное построение, можно назвать линейной. Сам формат картины, вытянутый по вертикали, придаёт ей некую устремлённость ввысь. Не случайно большая часть полотна отведена небу. Лунная дорога в череде волн, светлый силуэт парусника, волнистые линии облаков сообщают картине динамичность.

Композиционным центром здесь является световое пятно — луна, её жёлтый свет, пробивающий облака ночного неба.

Все три плана картины сопряжены лунным светом, везде лежит его отблеск.

Цветовая палитра полотна отличается преобладанием светлых тонов голубого, жёлтого и зелёного цвета. Тёмная зелень ночного моря остаётся на периферии картины. В этой ночи нет ничего пугающего и сумрачного. Цветовая гамма произведения жизнерадостна. В свете луны краски, хотя и не отличаются яркостью, выглядят приглушёнными, но они нежны, создают атмосферу сказочного волшебства, не имеющего ничего общего с силами зла.

Свет в картине занимает главенствующее положение. Луна этой ночью высветила небо так, что звёзды померкли, и в приглушённой голубизне проступили белые облака. Ночное светило в жёлтом ореоле льёт свой свет на толщу морских вод, и в мягком блеске переливаются играющие волны. Этот неяркий, таинственный лунный свет заполняет собой всё полотно, но волны, оставшаяся в тени, темны в своей зелени почти до черноты. И только это напоминает, что ночь всё-таки ночь, как она ни светла.

Какова идея картины? Вероятно, автор хотел передать красоту ночи, которая бывает над морем, когда в природе ни буря, ни штиль, а свежий ветер, яркая луна и парусник. Айвазовский работал над этим полотном уже в немолодом возрасте (61 год), когда ощущение красоты этого мира становится острее. Особенно остро её чувствует художник. Картина пронизана светлым, мажорным настроением, любовью к небу и морской стихии. У зрителя возникают ответные чувства, на картину хочется смотреть долго: так живы эти волны, и так светло в ночном небе…

Лунной ночью холод сбирается в мириады фиолетовых крупинок, рассыпается перед нами, перед странным светом. Я терялся в догадках: что было главным в это время? Освещение?
Сама луна, большая, беспристрастная, летела в темном небе сквозь редкий дым облаков, сквозь наше предчувствие. В мыслях луна была точкой, от которой отсчитывают начало, она довлела над всеми понятиями, определяла их, и был какой-то укор мне, немой, укор во мне, но такой силы, что я постоянно не забывал такое время.
О чем-то хотел догадаться, о неестественно правдоподобном, словно хотел видеть себя со стороны.
* * *
Ясно освещенной мчалась через дымчатые облака подробная и тонкая в очертании луна. Тускло белевший снег на местности изредка светлел, светлело небо, обозначались тени от деревьев и изб. Странный свет! В нём все было видно, но видно едва. При этом свете мир больше в несколько раз, чем днем, и за привычно отдаленной луной еще виделось огромное пространство, более сжатое, более видное.
Хотелось лететь над землей, бесшумно, и почти верилось в сверхъестественное в этой ночи.
При взгляде на темноватый снег в объеме воздуха мерцали пятна.
* * *
Луна светится, крутясь, отдаленно висит, тонко и независимо; вечное небо бесконечно подробно глубиной оттенков и расстояний, но небо — противопоставление всему, что есть на земле. Что луна? Почему мы придумываем что-то? Не потому ли, что богаты собственной историей?
* * *
Воздух под лунным светом тонко редеющий, поверхность снежная в бледной синеве. Под холодным и пронизывающим ветром прижимаются друг к другу ветви березы, всюду бегут, мчатся стайки снега, вихрем останавливаясь в облачко, и вот уже оседает оно под своей тенью.
Как дрожат тонкие ветви березы, шумит и свистит ветер, и ты один здесь, кто думает об уюте… А хоровод снежинок наметает сугроб: пляска – облачко, немеют щеки, руки – и ты бежишь от холода – тебя заставляют в природе играть.
Шумит и свистит ветер, светлым снегом наметая сугроб.
* * *
Лунное небо над силуэтами деревьев - спокойное смешение зеленого и синего. Неостановимо небо тянет взгляд к себе, оставляя его там, растворяя в крутящихся линиях.
Струится свет бледный, а даль за небом и горизонтом светла. Мерцающий свет, сверху входя в лес, пронзает его. Первые минуты свет задерживает тебя тусклым, но после неожиданно видишь все резко, - ты видишь ночью, когда будто не положено тебе видеть.
А лес звенит под луной неподвижными ветвями, звон неслышный под глубоким небом, поднимающийся, да выдает его тонкий блеск темного снега.
Звенит лес, от стволов деревьев тени-плоскости. Странно, когда тени ночью, жутковато в огромном лесу при лунном освещении, потому что ты один, ты вынужден следовать предчувствию. Ты силен, для тебя предчувствие - игра, ловушка для раскрытия смысла. А странность остается, то ли как инерция, то ли мы чувствуем больше, чем знаем.
Взглядом ты опережаешь силуэты деревьев, ты переступаешь через тени - как светло! Тонкий звон ветвей, шептание снежных полян - все выдумано тобой?
* * *
Сквозь голые ветви дерева светит луна, ветви тянутся к свету, в них лунный свет замирает крохотными черточками.
Зимнее небо дальше от земли ночью, чем в это же время летом - все только при луне.
* * *
Жёлтая, вся в кровоподтёках, луна медленно поднималась над небольшим скоплением седых туч… Жёсткий морозный ветер … Синяя темнота рядом. Ты задыхаешься от жгучего прикосновения
* * *
Местность при тусклом свете луны простирается далеко - сколько хватает взору. Проходили чередой облака, закрывая луну тонкой волнистой пеленой, и все небо наполнялось чем-то, и местность темнела, то облака полностью прятали в себе луну, то вдруг выпуская, и она светилась бледной открытой улыбкой.
А пустынная местность все равно оставалась будто не должной быть, будто все подстроено нам, будто какое-то значение есть у лунной ночи, значение, которое мы еще не можем понять.
* * *
Небо лунной ночью за луной, в седине, а все от луны до земли будто пусто совсем, но видно. Пусто… светлой темнотой. Мы в удивлении от того, что видим, от того, что можем видеть.
* * *
Лунной ночью оцениваешь поверья и представленья. Неподвижная мерцающая местность с одинокими молчаливыми деревьями, уснувшая деревня, темная, - все кажется таинственным и вечным.
Долго-долго смотришь ты на ночь, и мысли не могут уйти от какой-то основы.

Тихая лунная ночь. На снегу тени. Небо грязно-голубое, у горизонта сливается неясным со снежной далью.
Лунная ночь - ночь-пустыня, холодная; тени на снегу резкие, сопровождающие тебя. Ночь прекрасна. Почему мы чувствуем красоту? Как мы хотим понять ее? Привносим ли мы сейчас в ночь с собой красоту или, точнее, берем ли частицу, нужную нам?
. Нет, нет, мы едины, и что-то одно и в природе и в нас.
* * *
Странно, молчаливая луна почти не освещает тёмную землю – лишь небеса вокруг…. А на земле едва заметный бледный отблеск да чуть приметные тени …
Но всё как-то объёмно, всё богато тайнами …
Звонко лают собаки, доносится пение лягушек из пруда, слышны далёкие голоса людей
* * *
В тихое сумеречное время силуэты деревьев являют нам близкое, тёплое и таинственно-сказочное; а за ними фиолетово-голубое светлое вдали небо с оранжевой луной
* * *
Теперь я знал, почему лунная ночь или раннее утро казались прекрасными, но тревожно-непонятными: не было привычки к ним, всегда они воспринимались как чудо, как откровение …

После утомительного времени дня появляется низкая полная пуна. Долгое время она лишь дополняет пейзаж подробностью: резко очерченным оранжевым кругом, отдельно видным. Но за темными силуэтами, еще пыльной дорогой, серой теплотой местности она начинает светиться рыхлым и нежно-оранжевым касанием к тихим сумеркам.
И уже мягкий свет собран в одно яркое кострище, довлеющим в грязно-синем окружении.
* * *
Летом в сумерках зелень словно отторгнута от себя и застывшая так; успокоившееся небо бледно-бледно все до пыльных дорог. Озеро гладко-светло, взгляд разлетается по его поверхности; уже закручивается чувствуемо в рыхлые пятна воздух. Небо держит полную луну, она спокойна, ждет своего времени, когда переливаясь медным отливом, будет с пением соловьев выражать ночь.
И ночь свежа иссиня светлым горизонтом на месте захода солнца, прибегающими к нам всеми линиями сразу силуэтами деревьев, чудной тишиной, шумно отходящей от тебя до самого дальнего леса; ночь свежа рождающейся отовсюду прохладой, которая проталкивает тебе то запах росы и зелени с низин, низкий и медленный в движении, то прохлада – свобода необъятного и волшебного неба, всё в голубых лунных сумерках, и мчится пространство, схватывая мысли, и теряешься ты: все твои теории обесцвечены прикосновением ночи. Сама луна далеко, где-то за темными садами, отдельно яркая, но бессильная перед темной деревней. все-все слышно сейчас. Время какое: ты сбираешь его в единое, а оно расходится с каждой подмеченной подробностью. И воздух - отторжение всего.
* * *
Перед рассветом синее вдали небо проявляет белые тучи, к западу бегуще-зеленоватые. Горизонт - переход, лилово-красный, он нес к себе землю в сумеречном освещении, и все словно двигалось к востоку, и наше внимание.
За нами внизу неба лежит луна, полная, за силуэтами деревьев, домов. Луна поодаль от себя в ярко-желтом мерцании прятала последние остатки летней ночи, в седине зелени - тайну звуков.
Ветер ровный, спокойный, запах сильный, плоский. Проступающая серым местность держит мысли как на весу, а бледное озеро с отраженьем зари у дальнего берега беспрерывно захватывает их в неясные собрания. Столько непосредственного у нас.
Запах сильный, над землей, и льется прохладный ветер, и опережают все незнакомые звуки.
* * *
Летом луна низка над тёмной землёй и тёмными силуэтами деревьев, над далью. И спешит уже сменить короткую ночь низкая слабо-фиолетовая красноватая заря …
* * *
Расстилается по дорогам и равнинам лунный свет, темны сады и овраги, уносится ввысь недоступностью бледное озеро, и словно сам растекаешься под лунными брызгами, - ты всюду: над темнотой тайн, над виднеющейся дорогой, голубовато-серебристым инеем росы в низинах, ты, неуловимое тепло и неожиданное обнажение, принимающий разум и предельно конкретные ответы.
* * *
Лунной ночью тишина широкая, а звуки случайны. Тишина, вертясь, мгновенно и беспрерывно уходит в небо.

* * *
Лунной ночью в поле от тебя все серо и тишина, большая. Низкая даль сочно-темная, небо с неопределенно-низкой границей. Все низко, все плывет в неслышных и невидимых струйках прохлады. Взгляд твой разбивается о сумеречное освещение, да и оно кажется новым-новым, будто совсем недавно до него были цветные огоньки, и вдруг огоньки убежали от теплой земли, оставив нам недоумение от сиюминутного состояния мыслей.
* * *
Таинственная лунная ночь в деревне или раннее звучное утро , неожиданное солнцем и теплом, - всё бесконечное открытие каждой подробности , где в ходе открытия можно представить многие стороны своей тайны и тайны красоты земли
Летом даль и близкое до полудня наполнены радостным воздухом, тёплым и голубоватым, пронизанным солнечными лучами , и свободным , парящим … Ты так рад миру своему
* * *
И сейчас я боготворил освещение лунной ночи, когда местность стала видимой таинственно, когда освещенно-синее небо огромно прохладой, редкими далёкими звёздами…, и под луною небо бесконечно близкое, льюще-зеленоватое, под луною земля большая, силуэтно-волшебная , тёмная…
* * *
Есть какая-то торжественность в лунной ночи : сквозь серое темнеет земля, запах низин окутывает холмы, а льющийся бледно-синий цвет от луны в мириадах точек молчаливо прикасается к серому …
А земля спит.
* * *
Ночью принимаем мы мир свежо и сразу отовсюду.
Сейчас бледное с зеленоватым отливом освещение сверху - луна. Тревожится сердце, предчувствуя что-то иное, чем красоту. Притихшая земля безлюдна, тени в ночи всегда необычны, виднеющаяся до горизонта местность - будто не должная быть видимой. Весь мир тих, словно всего касается единое.
После ночи мы мудрее для дня.
* * *
Ночью вообще мы принимаем мир свежо и сразу отовсюду; лунной ночью небо зеленоватое: льётся бледное освещение луны
земля безлюдна, тени необычные, сама местность, виднеющаяся до горизонта, словно не должная быть видимой
тишина : не шелохнётся листочек , слышна даль
А у меня же тревожилось сердце, предчувствуя что-то иное, чем красоту
Что?

Ночью полная луна на живописном своде — тонком, безразлично проходила разорванные темные облака: местность то светлела, обнажаясь строениями, то незаметно и сразу темнела.
* * *
Осенью небо за луной - пространство с бесконечно удаленной, но видной границей, явно освещенное луной. А здесь на земле - темно и сыро, здесь мы вмещаем ночь низкую в наше сознание…
* * *
Луна ослепительна, ясно освещает небо до темного свода, на земле все видно единым, которое разрывает и не может разорвать ветер. На озере в лунной дорожке огненные вихри постоянно разбегаются, отклоняясь от начального центра.
* * *
Иногда после сумерек поздней осенью появившаяся луна долго-долго ничего не освещает, много позже, когда уже местность вокруг – притихшая под луной и объединённая её светом, сама луна – главное событие, и мы ждём чего-то…
Неужели мы придумываем миру нечто своё, а потом верим придуманному?

Из работы "О самодостаточности человека"

Нет большего контраста, чем беззаботно отдыхающие люди в лунную ночь и воспринимающие луну лишь как деталь собственного отдыха.
. а луна сияла — открытая, недоступно далёкая, безмерно печальная, луна смотрела на землю, заливая её до горизонта печальным светом, и словно тайну какую-то несла с собой. Какую?
. летняя низкая лунная ночь шумная, звучная, таинственная; и кажется, что дышишь ты насквозь шумным воздухом, темным, силуэтным, не дышишь — пьёшь. летняя лунная ночь прохладная, прохлада. в отдалении, прохлада застывающая.
а свет луны — торжественный, замирающий, медленный да и время это всё — медленное, словно земное быстрое время, незамечаемое тобой. встречаясь с лунным светом, — замедляется: от этого необычно!
луна замедляет твоё время! поэтому на "острие" времени "скапливаются" бегущие мгновенья, и вот уже ты не на "острие" времени, но на поверхности времени, открытой лунным светом. а "времена" всё прибывают и прибывают!
какое-то торжество, чьё-то торжество вокруг, а ты не можешь быть непосредственным: ты постоянно "оглядываешься" на собственное прошлое, да и вот оно, рядом! . времена выстраивают печальную поляну, всё увеличивающуюся
/низкая ночь потому, что темнота только вокруг, а поодаль словно светло.!/
. низкая летняя ночь, а там, далеко в небе, бледные звёзды да редкие облака, то седые, то чёрные, и всё тот же печальный и разреженный свет луны.
А зимою уже высокая луна, и ночное небо уже высокое-высокое — видное! — видное от самой заснеженной земли, видное всё с тем же застывающим в пути встречным лунным светом, а темнота, должная быть, вытягивается куда-то в невообразимую вышину, к горизонту, и поэтому зимней лунной ночью — светлее, зимней лунной ночью сам ты кажешься себе — меньше /!/, поэтому вся зимняя лунная ночь — объемнее, просторнее, да и луна в холодном небе кажется меньше, а "печаль" её — недоступнее

* * *
Открывается земля со всем живым — луне, и безотчётно, подсознательно, человек обращает мысли к себе, к оценке себя
Открывается земля лунному свету и беспокойство с нами, настигает неожиданная и непонятная самооценка, а она, оказывается, "требует" как-то иначе "обращаться" со временем. Как? и какая самооценка?
Безмолвный свидетель луна, свидетель наших помышлений и действий, луна — великая спутница на нашем пути.
И луна, и водное отражение всегда несли с собою что-то совсем-совсем новое — для нас. Что?


Из книги "Этюды о сознании"

Первое что бросается в глаза зрителя это изображение воды, море темного цвета и делит его лунная дорожка. Лунный свет заставляет темную часть моря расступится, тьма уходит, и вода становится более зеленой, темнота уступает свету. Если обратить внимание на небо, то можно заметить тучи, которые вроде как хотят окутать все небо, но по сравнению с луной они бессильны, луна не дает тучам завладеть небом и тем самым нарушить ночной покой купальни. Никто и ничто не может помешать такому спокойствию, разве что девушка, которая плывет в этой ночной тишине. Словно русалка из какой-то сказки. Девушка так же спокойна и получает удовольствие от такого ночного плаванья. Ей не о чем беспокоиться, не берегу ее ждет уютный дом и после того, как ночное купание закончится, девушка ляжет в уютную кровать и будет очень крепко спать.

Немного вдали автор изобразил корабли, их мачты уходят прям в небеса. А еще позади если присмотреться, то можно рассмотреть еще один корабль, он находится очень далеко, он уже покинул причал и зрителям только остается догадываться куда его занесет моря, какие края повидает корабль. Кажется, что этот корабль все дальше и дальше и вскоре вообще пропадет из виду.

Каждая мелка деталь, правильный подбор цветов и оттенков, а также великолепное мастерство дают картине жизнь, кажется, что все это по-настоящему, картина очень похожа на фотографию реального пейзажа. Благодаря этому именно эта картина входит в число лучших работ художника, а также в число лучших произведений России. Данная картина остается актуальной и сегодня, творчество Айвазовского изучают в школах и других учебных заведениях.

2 вариант

При упоминании о великих маринистах невозможно не вспомнить И.К. Айвазовского. Ведь душа этого человека, по сути, и была морем – таким разным, но прекрасным во всех проявлениях. Гений умел видеть и показывать водную гладь как размеренной и спокойной, так и бушующей – и в каждом мазке, в каждом движении его кисти чувствуются неимоверное почтение и любовь к морским глубинам и корабельному делу.

Луна, в данном случае является центром картины. Ночь несколько безлика – то есть, не подразумевает никаких событий.

Однако присутствует некий элемент, делающий атмосферу на холсте поистине мистической – это ниспадающий вниз лунный свет, отражающийся в волнах. Он словно меняет небо и море, дает им новые, невиданные прежде, цвета и оттенки.

Мастерство Айзавского не подлежит сомнениям: художник действительно очень реалистично и чарующе пишет незабываемую морскую феерию. Но все же Луна источает не теплый свет, а холодный.

К слову, картина была написана на мысе Фиолент, одной из самых главных достопримечательностей Севастополя. Глядя на холст, невольно начинаешь чувствовать дуновение свежего морского ветра, неповторимые нотки которого оживляют в сознании приятные воспоминания.

Краски довольно сочные, детали прорисованы прекрасно - все это создает атмосферу настоящего шедевра.

Законченность композиции и поэтичность образов придают прелесть данному творению. Любоваться им можно бесконечно. Сложно, сказать, кто еще кроме этого художника мог бы показать всю ту гармонию, что передается зрителю при созерцании ночи на море.

Море. Лунная ночь

Море. Лунная ночь

Популярные сочинения

Шолохов – один из важнейших писателей для Российской литературы. В своих произведениях Шолохов показывал родину своего времени именно такой, какой она и являлась, без каких бы то ни было масок

Не одно российское произведение не обходилось без описания живописи и природы. Данное произведение является наилучшим описанием природы. В этой картине автор.

Самостоятельная жизнь. Жизнь среди людей. Всё это звучит так увлекательно, не правда ли? Вот только подобное кажется забавным только сперва. Когда же мы вырастаем

Сочинение на тему ночь, описание ночи
Ночью мир людей замирает. Один за другим гаснут окна домов, пустеют улицы и дороги. Одинокие фонари освещают небольшие островки пространства.
Вокруг царит тьма, а в небе зажигаются мириады звезд. Ближе к полуночи небо в одном месте светлеет, бледное зарево постепенно разгорается. Через несколько минут появляется полная луна, на которой даже с земли видны странные рисунки, созданные рельефом ее поверхности. Кто видит там лицо человека, кто диковинных животных или еще что-то другое.
С восходом луны становится так светло, что легко можно различить силуэты домов, деревьев, даже отдельные листочки на них. А на землю падает их четкая тень. Весь ночной мир предстает перед нами, как будто покрытый серебристой краской.
И, несмотря на то, что большинство людей сладко спят ночью, ночная жизнь в природе продолжается. Летом сверчки не умолкают до самого рассвета. Выходят на ночную прогулку коты, они стремительно и беззвучно прошмыгивают мимо незаметно для человеческого глаза. Где-то в саду шуршит в кустах ежик. Срывается с крыши стая летучих мышей. А в лесу охотятся ночные хищники – кошачьи и совы.
Ночью обычно так тихо, что редкие отдаленные звуки — голоса людей, собачий лай, скрип дверей — слышны, будто они совсем рядом.
Особым украшением ночной природы является лунная дорожка на водоемах. Она тянется от горизонта в том месте, над которым плывет луна, до самого берега. Кажется, сами волны приносят свет туда. А вокруг дорожки — спокойные и темные воды. Это любимый пейзаж многих художников и фотографов.
Ночь завораживает и вдохновляет. Каждый из нас хоть раз любовался ее таинственной красотой, воспетой художниками всех времен как волшебная пора размышлений, отдыха, творческого вдохновения и любви.
Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

Мир людей ночью замирает. Друг за другом гаснут окна домов, улицы и дороги пустеют. Одинокие фонари освещают небольшие участки улицы.
Вокруг главенствует темнота, а в небе вспыхивают миллиарды звезд. К полуночи небо начинает в одном месте светлеть, постепенно бледное зарево разгорается. Через несколько минут всходит полная луна. На луне даже с земли видны чудные рисунки, созданные рельефом её поверхности. Там мы видит то лицо человека, то диковинных животных или что-то другое.
С восходом луны на улице становится становиться намного светлее, можно легко различить силуэты деревьев и домов. Чёткая их тень падает на землю. Будто покрытый серебристой краской предстаёт перед нами весь ночной мир.
И не смотря на то, что люди ночью сладко спят, в природе продолжается ночная жизнь. Летом сверчки не замолкают к самому рассвету. На ночную прогулку выходят коты, они беззвучно проскальзывают мимо незаметно для человеческого глаза. Где-то в саду в кустах шуршит ёжик. Из крыши срывается стая летучих мышей.
Обычно ночью так тихо, что отдаленные звуки – собачий лай, голоса людей, скрип дверей – слышно очень хорошо, будто они совсем рядом.
Особенным украшением природы ночью является лунная дорожка на водоемах.
Ночь просто завораживает. Каждый из нас хоть раз ей любовался красотой, во все времена художники воспевали ночь как волшебное время творческого вдохновения, отдыха, и любви.

Последний лучик солнышка мигнул, озарил небо багряным светом – и пропал. Стало темнее. Небо уже не затягивало своей голубизной, не манило палитрой закатных красок, не обещало жаркой погоды пурпуром сумеречной окраски, нет – теперь небо было серым. Еще немного и появится первая звезда. Первая, она еще будет слабенькая-слабенькая, почти незаметная, дрожащая в потоках теплого воздуха. Потом за первой разведчицей, осмелевшие, подтянутся и другие жительницы неба. Они будут сиять ярко-ярко, мигая и маня. Их будет много. Они заполнят собой небосвод, но им покажется мало и они спустятся на землю. Найти их можно будет в лужах, ведрах с водой, прудах и озерцах, ручьях и реках.
Ночью река затихает. Она становится тише, спокойнее и молчаливее, приманивая к себе небесных странниц, чтоб сиять их великолепием и становиться дорогой к звездам.
Когда-то реку считали порогом, за которым заканчивается один мир и начинается другой. В это легко поверить, смотря на нее ночью. Кажется – нырнешь в реку, а вынырнешь уже на небе и вокруг будут одни только звезды. Словно сам млечный путь спустился с небес на землю и обрел свое воплощение в каждой реке на планете.
Но стоит появится тучам – и очарование исчезает. Звезды прячутся, ныряют в темную глубину, словно испугавшись собственной смелости. И тогда появляется сама река – темная, загадочная, тихо несущая свои воды при свете дня или же темной ночью. Иногда то тут, то там плеснет какая-то заигравшаяся рыбка, громко, самодовольно квакнет лягушка или разнесется над темной гладью крик ночной птицы. Заглядывая в такие моменты в воды реки, словно смотришь в небытие – столь же темно и непроницаемо водное полотно.
Однако это чувство обманчиво. Река – живая, она живет всегда, на виду или сокрытая от глаз. В ее объятиях живут самые разные существа, живут рядом, иногда пересекаясь и влияя на жизнь друг друга. Кто-то охотится, кто-то прячется, одни находят друг-друга и продолжают извечный круг жизни и смерти, другие просто проплывают, стремясь к устью, навстречу новым границам свободы. Каждый на своем месте и нет ни одного безучастного. И все это может происходить даже в полнейшей темноте.
Но вот тучи расходятся и на небо выкатывается ночная его хозяйка – луна. Она поглядится в зеркальную гладь воды и, удовлетворённая, вознесется выше, умытая и яркая. Река в ее лучах заиграет бликами, сделавшись из темной золотой и, отражая свет хозяйки неба, сама станет чуть красивее. О, как хочется пройтись по золотой дорожке! Она почти осязаема, она манит и кажется надежной опорой. Но берегись, смельчак! Недаром река считалась когда-то границей между живым и мертвым – она столь же изменчива и непостоянна. Эта дорога, сотканная из бликов – она не для людей. Ступив на нее, ты провалишься в омут темноты, холода и забвения. Под сверкающим пологом простирается чуждое пространство иной жизни. Как из-под него ничего не может проникнуть к нам, так и мы не можем безнаказанно заглянуть туда. Или – можем, но уже никогда не получится рассказать о своем опыте в том мире, откуда ушел. Когда-то считалось, что русалки – это девушки, отдавшие себя реке.
Ночью именно река, самый близкий путь к небу, зеркало и чаша луны, обитель звезд и где-то глубоко-глубоко – колыбель зарождающихся грез.
Наблюдая всю непостижимую изменчивость и тайну бегущих вод, можно представлять мириады картин творящейся в ней жизни, придумывать непостижимые загадки причастности ее к тайнам соприкасающихся с ней миров, почти осязать ее влияние на происходящее вокруг и гадать, что же упущено наблюдением за ее обманчиво простым видом.
Река всегда загадочна. Даже днем, когда она притворяется обыкновенной водой, текущей по своим делам, снабжающей людей едой и живительной влагой, служащей дорогой для судов и дарящей прохладу в знойный летний день. Ночью же она становится волшебной. Дикой, неуправляемой и чуждой. Но все так же – манящей.
И когда небо посветлеет и предупредит о восходе солнца, река умоет и его. А затем… Затем все потечет по своему руслу. Из века в век, от истока к устью. Всегда.

Читайте также: