Как быть конкурентоспособным сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.
Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Файлы: 1 файл

ПХЛ,доклад.Мусина.doc

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова

Дисциплина Психология конкурентоспособной личности

Специальность 050510 – Государственное и местное управление

Выполнила: Мусина Ж. студентка 4 курса

очной формы обучения,

Проверила: Коваль О.В.

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается.

Андреев В.И. считает, что среди стратегических задач в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования" выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: "Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка"

Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способнос ть преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. [Андреев В. И. "Педагогика" ]

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно" .

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формироват ь:

· систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

· профессиональную направленность личности;

· самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, "развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях" [Митина Л. М. "Психология развития конкурентоспособной личности" ]

Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.

О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др. рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.

2. Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.

3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.

4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа" " [Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в высшей школе" ]

Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумина, Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.

Осуществляя классификацию способностей, характеризующих конкурентоспособность, на основе типизации определенных свойств, присущих рабочей силе, можно констатировать: конкурентоспособность рабочей силы выступает как абстрактная категория, характеризующая потенциальные способности человека к труду; представляет собой на первом этапе анализа два уровня способностей: 1) совокупность качеств, характеризующих способности к труду в самом широком аспекте; 2) умение человека находить рабочее место, доказать работодателю свои преимущества перед другими кандидатами.

Конкурентоспособность современного специалиста — умение находить рабочее место и убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами. Таким образом, речь идет о самомаркетинге специалиста. Самомаркетинг в теоретическом плане выражает общественные связи и действия работника на рынке труда, связанные с удовлетворением его потребностей в подходящем рабочем месте. Это – определение своего места в системе общественного разделения труда, процесс реализации трудовых интересов в соответствии со своими склонностями, а также система активных действий специалиста с учетом рыночного механизма хозяйствования. Специалист при этой системе рассматривается не как пассивный объект, подчиняющийся стихийным законам экономики или ожидающий помощи извне, а как активная личность, умеющая быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, обладающая стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения проблемы трудоустройства. Важным уровнем конкурентоспособности является выявление соответствия количественных и качественных параметров рабочей силы требованиям экономики, рабочих мест, которые представляют потребители рабочей силы, являющиеся одним из ключевых элементов в структуре конкурентоспособности. Этот уровень связан с проявлениями экономического закона соответствия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства; он отражает объективную, мало зависящую от работника сторону конкурентоспособности.

Конкурентоспособным в определенной области деятельности является специалист, обладающий: 1) профессиональной компетентностью (знания, умения, навыки) на уровне, достаточном для решения профессиональных задач (уровень образования, опыт работы, уровень профессиональных знаний, образование по профилю работы, наличие знаний по смежным специальностям (полипрофессионализм)); 2) набором специальных личностных качеств специалиста: активность, деловитость, трудолюбие, целеустремленность, общительность, настойчивость, обязательность, дисциплинированность, контактность, инициативность, уверенность, мобильность, лидерство, внимательность, самостоятельность, ассертивность, синтонность, рефлексивность и др. Конкурентоспособность может означать, что качество рабочей силы данного работника в наибольшей степени соответствует требованиям рабочего места, должности, а в условиях соперничества, надо доказать это соответствие.

Сегодня процесс глобализации охватил все сферы жизни во всем мире, поэтому формирование межкультурной компетентности также является одной из важных задач в образовании. Компетентность – это способность человека применять полученные знания, умения на практике, в повседневной жизни. Только высокий уровень межкультурной компетентности способствует формированию этнической толерантности для активного взаимодействия в современном, все более глобализованном мире.

Деловые отношения требуют от молодых людей психологической готовности отстаивать, защищать круг своих интересов – это есть сформированность достаточного уровня корпоративной культуры. Корпоративная культура включает реализацию синтонного поведения, которое означает созвучность, понимание и настроенность на волну другого человека, гармоничное вхождение с ним в контакт, проявление эмпатии.

Индикатором конкурентоспособности является профессиональная компетентность. Ее формированию у будущего специалиста в вузе способствует применение практико-ориентированной технологии обучения и других технологий, которые требуют применения активных методов и форм взаимодействия. Интерактивная деятельность на семинарских занятиях предполагает организацию и развитие диалогового партнерского общения, которое способствует взаимопониманию, взаимодействию, взаимосодействию, а затем и принятию оптимального совместного решения, значимого для каждого участника. Конкуренция рассматривается как борьба за достижение наилучших результатов на определенном пространстве деятельности в рамках заданных норм и правил и требует проявления субъективной активности, творческих действий. Конкурентные отношения требуют инициативного, высококвалифицированного работника, глубоко вовлеченного в процесс принятия решений.

Существенная роль в формировании конкурентоспособности молодых специалистов принадлежит системе высшего образования. В работе должны быть определены основные направления деятельности вузов, по которым целесообразно осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов: 1) повышение качества обучения, как фундамента профессиональных компетенций специалиста 2) сбор, систематизация и анализ информации о потребности региона в выпускаемых специалистах; 3) формирование базы данных вакансий по специальностям профессионального образования; 4) формирование базы данных молодых специалистов; 5) организация и проведение учебных курсов и консультаций для студентов по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда; 6) разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями мер, позволяющих студентам реализовать свои потребности во временной или краткосрочной занятости; 7) проведение анкетирования среди руководителей организаций и учреждений с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам; 8) заключение с организациями и учреждениями договоров на целевую контрактную подготовку студентов; 9) организация сотрудничества с организациями и учреждениями, а также их подразделениями, занимающимися вопросами трудоустройства выпускников и временной занятости студентов; 10) организация работы студенческих бирж труда как самостоятельного подразделения вуза по трудоустройству студентов и выпускников; 11) создание единой системы практики и трудоустройства в вузе. На наш взгляд, считаем необходимым дополнить данные направления формированием совокупности компетентностей, которые являются доминантой конкурентоспособной личности.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 13 человек(а).

Для достижения успеха и продвижения в ряды славы и гламура хорошо быть конкурентоспособным в нашей университетской, рабочей и личной жизни. Конкурентные отношения помогают вам чувствовать себя энергичным, способным браться за сложные задачи и готовым достичь многого в жизни. Однако, конкурентное поведение, которое не внимательно к вашему благосостоянию или уравновешено в своем применении, может оказывать отрицательное воздействие, что приводит к саморазрушению и возможному изгнанию из общества тех людей, которые вам наиболее дороги. Стремление быть конкурентоспособным достойным образом, уважая потребности окружающих, внимательным к вашему собственному благосостоянию и показывая контролируемые амбиции, поможет обеспечить более полноценный и здоровый успех.

Изображение с названием Develop Self Control Step 12

Изображение с названием Develop Self Control Step 2

Изображение с названием Like Yourself Step 28

  • Будьте более сговорчивы, чем конкурентоспособны. Предложите способы сотрудничества по проектам, задачам, деятельности, тяжелым заданиям, мероприятиям и так далее, которые вы разделяете с друзьями, близкими или коллегами. Совместный подход позволяет иметь место разногласиям в мнениях, раздумывать, идти на компромиссы, и демонстрировать лучшие таланты каждого человека без ущерба ни одному из вас.

Изображение с названием Develop Self Control Step 8

Изображение с названием Be a Winner Step 4

  • Подумайте о том, как мудро всегда поступала Опра, поскольку она окружала себя людьми, используя их лучшие таланты – поддерживая их в том, что они самые лучшие, вместо того, чтобы пытаться конкурировать с ними, она блистала в своем собственном праве.

Изображение с названием Study Efficiently Step 24

Изображение с названием Cheat on a Test Using School Supplies Step 10

Изображение с названием Stick to Your Goals Step 7

  • Быстро стать богатым/знаменитым/популярным и так далее – нереалистичное мировоззрение. Все хорошее занимает время, включая здоровую конкуренцию. Придерживайтесь своих ценностей и принципов, и вы будете процветать в долгосрочной перспективе.

Изображение с названием Write Personal Goals Step 15

  • Вдохновляйте людей следовать вашим указаниям, демонстрируя здоровые и продуктивные навыки конкурентной борьбы. В полной готовности к здоровому конкурентному поведению вы учите окружающих, как вести себя этим разумным способом, тем самым умножая влияние внимательной конкуренции на тех, кто хочет идти по вашим стопам.
  • Другие наблюдают. Ваши дети, племянники и племянницы, ваши соседи, ваши сослуживцы и многие другие, кто в состоянии учиться от вас, наблюдают и учатся вашему поведению. Убедитесь, что оно является примером, который вы действительно хотите подавать.
  • Конкуренция является здоровой, когда она подталкивает вас к достижению лучших результатов. Вы узнаете об этом, когда ваши отношения с другими станут дружелюбными и не натянутыми, вы насладитесь балансом активности в вашей жизни и стремитесь к своим целям размеренным темпом, не беспокоясь о том, что думают или делают другие.
  • Два конкурентных типа не оправдывают соревнование. Если вы постоянно спорите, ругаетесь, вне конкуренции и выставляетесь перед вашим партнером, начальником, сослуживцем, другом или другим человеком из вашей жизни, начните удивляться почему. Вы оба рискуете испытать стресс, отсутствие наполненности в ваших взаимоотношениях, и потенциал для действительно плохого, выпадающего однажды, не так далек. Будьте более сильным и махните рукой на конкурентоспособность. Начните хвалить реальные достижения этого человека, как вы видите их, игнорируя их остальные старания – это может занять время, но это остановит вас обоих от конкуренции друг с другом.
  • Избегайте смешения здорового конкурентного поведения с нездоровым. Не всякое конкурентное поведение является плохим – иногда оно поднимает вас с постели и делает готовым к работе на весь день. Оно плохое, когда поглощает полностью чувство собственного я, благосостояния и заставляет вас принижать других или использовать их в своих интересах. Оно не является здоровым, когда разрушает отношения, которые вам дороги, и портит ваши шансы жить полноценной жизнью. Вы почувствуете разницу, этому вы не сможете научиться из написанного.

Дополнительные статьи

выглядеть полностью бесчувственным

отключить эмоции

найти себя

сделать так, чтобы время шло быстрее

быть серьезным

перестать быть замкнутым

быть самим собой

быть настоящей леди

вести себя равнодушно

стать спокойным и уравновешенным человеком

составить распорядок дня

быть милой

стать умным

Об этой статье

Была ли эта статья полезной?

Куки помогают сделать WikiHow лучше. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с нашими куки правилами.

Конкурентоспособность наций или регионов – понятие размытое и весьма обширное.

Конкурентоспособность же – это шанс человека и нации вывести страну на абсолютно новый уровень развития, научить казахстанцев выигрышно предлагать как материальный продукт, так и свои знания и трудовые ресурсы.

Страновая конкурентоспособность. Конкурентоспособность – это также показатель благосостояния народа государства. Рост конкурентоспособности прямо пропорционален росту благосостояния, если можно так выразиться. И конкурентоспособная страна и экономика в ней означает, что общество получает прямую пользу от экономического роста. Так, показатели конкурентоспособности Казахстана ежегодно оцениваются различными международными институтами, в числе которых и выше названные Всемирный экономический форум (ВЭФ) и Международный институт управленческого развития (IMD). К слову, по итогам последнего Казахстан расположился на 42-ом месте из 63 стран, в прошлом же году мы были на 34 месте. Результаты вышли всего полмесяца назад и являются актуальными. Безусловно, данный факт был воспринят болезненно, ведь перед республикой вот уже который год стоит неизменная задача вхождения в тридцатку самых развитых стран мира.

В то время как правительство из года в год стремится попасть в топ конкурентоспособных стран, граждане этого государства должны также ставить себе цель быть конкурентоспособным.

Личностная конкурентоспособность. Изначально конкурентоспособность есть черта личности. Конкуренция – естественная форма взаимоотношений между людьми. И правда, что некоторые люди обладают ею в большей степени. И речь идет о конкурентоспособности, которая возникает не в условиях соперничества, а в процессе сотрудничества.

Выпускникам вузов уже недостаточно уметь продуктивно выполнять свои трудовые функции, они должны быть способны выдержать конкуренцию при приеме на работу и в процессе профессиональной деятельности. Возможно, у некоторых это чувство проявляется гораздо раньше: в детсаде при изготовлении каких-то подделок, в начальной и средней школе. Но настоящая конкуренция наступает в момент вступления во взрослую жизнь. Что уж говорить, явление уже изучается на курсах университетов, активно изучается психологами и выделяется как отдельное научное направление – конкурентология. В стратегстатье Назарбаев приводит простой пример набора качеств, достойных 21 века. Это компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. И да, это то, чем должен обладать каждый подрастающий или развивающийся гражданин нашей страны. Любое твое преимущество перед кем-то дает тебе уверенность. И уже уверенность, по закону притяжения, является ключевым элементом победы, успеха.

ВложениеРазмер
esse.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Учитель иностранного языка:

Хлебникова Юлия Петровна

Нет сегодня более актуальной и неотложной задачи, чем помощь школе, учителям и подрастающим гражданам нашей страны, потому что все проблемы экономического, социального и культурного развития нашего российского общества зависят от судьбы каждой, отдельно взятой школы, от того, какой она будет и завтра, и послезавтра. Для нас сейчас очень важный период. Время не стоит на месте, и все перемены — закономерны. Изменилась экономическая ситуация не только в нашей стране, но и в мире. Безусловно, поменялись и сами дети — у них иные стремления и желания. А общество сменило запросы, ему требуется гражданин, который должен не только способствовать процветанию своей страны, но и содействовать ее развитию. Соответственно, развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые отличаются мобильностью, развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.

Что значит сегодня хорошее образование? Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности , свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста. Если у меня нет образования, я выбирать не могу. Если же у меня есть образование, я могу выбирать. Чтобы вывести нашу страну в число лидеров по качеству общего образования на мировой уровень, надо подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни , а обеспечить качественную жизнь всем. Наконец, помочь осуществить своё жизненное и профессиональное самоопределение, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, способной при необходимости быстро менять профессию.

Самой главной ценностью качества образования должна стать его индивидуализация. Индивидуализация образования – это подход к ребенку и педагогу как к индивидуальностям, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого ребенка и педагога. В центре современного образования - сам ребенок, его взаимоотношения с учителем. Мы должны воспитать человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию; увидеть индивидуальность в каждом ребенке, дать возможность проявить её в жизни.

Ещё один важный способ в улучшении качества образования через использование инновационных технологий, через экспериментальную деятельность педагогов, использование современных образовательных технологий, способствующих личностному развитию школьников.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которое формирует общественный интеллект, как фактор прогрессивного развития общества.

Я преподаю английский язык, считаю, что учитель, который выбрал профессию учителя иностранного языка, берёт на себя огромную ответственность. Надо, будучи влюблённым в свой родной язык, научить услышать красоту языка иноземного. Стараясь раскрыть перед своими учениками притягательную силу всемирных знаний, своего учебного предмета, самого процесса учения, я исподволь пытаюсь приучить их к мысли, что знания, полученные ими в школе, должны быть фундаментальными, существенными. Необходимо научиться применять эти знания в будущем, заявить о себе и быть конкурентоспособным в современном образовательном пространстве. Я понимаю, что мой непосредственный долг - подготовить ребят к вступлению во взрослую жизнь, подчас такую нелегкую и непростую. Я должна научить их не отступать перед трудностями, быть стойкими, выносливыми, найти свою дорогу и уверенно идти по ней, добиваясь поставленной цели. Но самое главное, чему я должна научить моих ребят, - это всегда, в любой ситуации оставаться настоящими людьми в самом высоком смысле этого слова. Моя позиция - стремление к совершенству профессиональных умений через постоянное самообразование, следовательно, стремление к улучшению качества работы учителя, готового к конкурентоспособности в современном общеобразовательном мире.

Читайте также: