Радость есть особая мудрость сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Радость есть особая мудрость.

На первый взгляд кажется, что наш мир устроен достаточно просто, он как зебра и белая полоска сменяется черной, в нем есть место как удовольствиям, так и страданию, нет ничего сложного. Но за этой простотой скрывается много подвохов. Радость - одно из тех чувств, к которому стремятся все без исключения, оно доставляет приятные ощущения, поднимает настроение, улучшает самочувствие, но и в ней есть несколько подводных камней, обойти которые можно только если попытаться разобраться в этом чувстве. Не зря о радости иногда говорится как об особой мудрости.

Одно из первых заблуждений заключается в ложном отождествлении радости с весельем или с приподнятым шутливым настроением. В конце концов, выражением счастья принято считать если не смех, то хотя бы улыбку на лице. Радость может так же возникнуть от приобретения желанной вещи, от победы над противником или в результате каких-либо личных достижений, от славы и от еще многих-многих вещей, но, несмотря на причину, это чувство восторга объединяет между собой то, что: во-первых - оно зависит от внешних условий, а во-вторых – носит сугубо эмоциональный характер, доставляющий приятные ощущения, поэтому нет ничего удивительного, что человек стремится испытать это чувство вновь и вновь. И вот здесь скрывается первый подвох, несмотря на то, что радость принято считать исключительно позитивным чувством, на деле оно очень часто может уживаться с различными пороками и даже с жестокостью.

Например, очень распространено заблуждение, что веселый и жизнерадостный человек более доброжелателен по отношению к другим людям, чем остальные, но всегда ли это так? Многие аферисты выглядят очень открытыми и веселыми, умеют вызвать симпатию к себе, но это совершенно не мешает им врать глядя прямо в глаза. Они знают, что позитивно настроенные люди нравятся всем. Никто не хочет находиться в компании грустного и депрессивного человека, но всем хочется находиться среди веселой компании или общаться с позитивными людьми, к таким всегда непроизвольно испытываешь влечение. Причина этому весьма проста - эмоции заразительны, поэтому быть рядом со счастливым человеком означает перенять часть его позитива на себя. Сознательно или бессознательно, но все люди это понимают, поэтому и ищут компании именно таких людей, а аферисты и мошенники этим пользуются.

Есть и другой тип людей, тоже умеющий радоваться и поднимать настроение окружающим, но их настроение может мгновенно смениться раздражением или гневом, причем по самой пустяковой причине: неудачная шутка, неосторожное движение или еще что-то, что в принципе легко можно было бы пропустить мимо ушей и не обращать внимания. Так что считать, что позитивное, веселое настроение является панацеей от негативных качеств характера и ума, является большим заблуждением, поэтому надо внимательнее присматриваться к людям и только потом делать выводы. Не все люди умеющие радоваться непременно плохи, среди них есть доброжелательные и открытые, важно уметь различать где искренняя радость, а где всего лишь маска, за которой скрывается очень неприятные черты характера.

С другой стороны, если те же самые вышеперечисленные пороки не имеют глубокого отпечатка в уме, то хорошее расположение духа, поддержание в себе позитивного настроя, способно принести хорошие результаты. Таким образом, нельзя однозначно сказать, что обычная человеческая радость совершенно бесполезна. Она способна принести некоторую пользу, но революции в сознании не совершит. Что касается людей депрессивных и грустых, неуверенных и неверящих в себя, то для них радость – это спасение, но как никому другому им очень тяжело в себе ее развить.

В отличие от истинной радости, радость земная всегда зависит от множества факторов: чьей-либо шутки, комичной ситуации, настроения, погоды и так далее. Чуть только ситуация изменилась, человек остался один, поводов для веселья больше нет, радость начинает угасать. Вернее даже будет сказать, что человек возвращается в такое состояние ума, где не дает проявиться истинной радости, той, которая всегда рядом с ним. На него наваливаются нерешенные проблемы, воспоминания, может даже обиды, а так как отпускать их опыта нет, то получается, что и проблемы не решаются, и обиды не забываются, и радость не может проявиться. Другими словами, от подобного состояния и пользы нет, и настроение никакое.

Истинная радость может проявить себя только тогда, когда человек устранит все, что мешает ее ощутить. Для этого надо научиться отрешаться от всех проблем. Для этого необходимо выбрать в течение дня какое-то определенное время, утром, днем или вечером, не важно, главное, чтобы никто в этот момент не беспокоил, и стараться отпустить все проблемы, не думать о них, расслабиться и просто побыть в тишине. Не сопротивляться и не форсировать что-либо, просто побыть самим собой, как если бы переместиться на другую планету, а все проблемы оставить на этой. На некоторое время не вспоминать ни об обидах, ни о сожалениях, ни об упущенных возможностях, ни о чем, что могло бы испортить настроение, и тогда, через какое то время, в эти самые моменты тишины и покоя, можно будет ощутить ту самую радость, которая и есть особая мудрость. Она подобна тихому пению соловья, которое легко может быть перекрыто шумом деревьев при сильном ветре. Только когда устанавливается тихая погода, шум листвы прекращается и тогда можно по-настоящему восхититься гармонией леса и пением птиц. Это состояние важно пережить хотя бы один раз, чтобы понять, что то, что обычно люди называют радостью – не более чем дешевая подделка истинной радости, которая живет в душе у каждого. Человек всю свою жизнь тратить на поиски того, что всегда было спрятано в глубине его сознания, в его высшем Я. Оно всегда было ближе чем это можно себе представить и обрести его не сложно, а вот потерять очень легко.

И еще одни полезным упражнением, позволяющим развить в себе истинную радость, будет настраивание себя, перед тем как заснуть, на хороший, яркий сон, вызывающий только положительные эмоции. Пусть не сразу, но и это упражнение начнет приносить положительный результат и с утра можно будет вставать в хорошем настроении. А если эту практику выполнять регулярно, стараясь и в течении дня поддерживать ощущение истинной радости и не поддаваться негативным эмоциям и мыслям, то можно будет видеть восхитительные и даже вещие сны.

"Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным! Поищи их в глубине своего сердца.".

Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).

Расширить представления детей о таком типе речи текста, как рассуждение; способствовать отработке навыков построения сочинения-рассуждения, познакомить учащихся со словами, выражающими личное мнение.

Побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость, воспитывать в них стремление к красоте побудить стремление к творчеству.

Форма урока: урок развития речи с элементами конструирования текста по типу речи рассуждение.

ВложениеРазмер
urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse_obuchenie_sochineniyu-rassuzhdeniyu.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

(МОУ СОШ № 3 учитель Васильева Т.А.)

1.Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).

2. Расширить представления детей о таком типе речи текста, как рассуждение; способствовать отработке навыков построения сочинения-рассуждения, познакомить учащихся со словами, выражающими личное мнение.

3.Побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость, воспитывать в них стремление к красоте побудить стремление к творчеству

4. Дать возможность учащимся воплотить в словах и рисунках мечты и мысли, способствовать личностному развитию учеников, осознанию ими роли радости как психологического здоровья человека.

Форма урока : урок развития речи с элементами конструирования текста по типу речи рассуждение.

1.Вступительное слово учителя. Объявление темы, постановка целей урока.

Мы с вами постараемся задуматься над вопросами :

Что такое радость?

Чему можно радоваться и удивляться?

Каждый ли человек умеет радоваться?

Запишем ключевые слова нашего урока.

Учитель записывает на доске:

радость чудо диво

Подберите однокоренные слова .( 3 ученика выходят к доске и записывают слова)Остальные ученики дополняют , предлагают свои варианты.

( Запишем, чему можно радоваться . Учитель на доске:

( чему?) – приведите примеры . (солнышку, цветам, дождю, друзьям, маме)

Помощь: самый дорогой человек, пришли в класс, увидели друг друга., выглянули вчера в окно, летом чему ?

Чтение примеров, приведенных учащимися.

К нашим словам мы еще вернемся, а сейчас мы поработаем с текстами.

( На доске вопросы : что произошло? какой? почему?)

Возьмите листочек с текстами. Итак, давайте прочитаем тексты и вспомним, какие типы речи текстов существуют в русском языке.

Чтение текста № 1 . (ученик читает текст)

Беседа по тексту :

Ребята, умела елочка радоваться?( Ответ)

К тексту можно задать вопрос.

Какой из этих вопросов ( учитель указывает на доску) подходит к данному тексту?

А еще к текстам можно нарисовать картинку.

Учитель показывает иллюстрацию.

Посмотрите, какие картинки нарисовал художник к этому тексту . Почему ему пришлось сделать несколько картинок ? Какой вопросы он себе задавал?

Вспоминаем, какой это тип речи? ( Ученики отвечают, что это повествование) итак, повествование у нас отвечает на вопрос :Что произошло?.

Давайте прикрепим нашу картинку на доску рядом с вопросом .

Чтение текста № 2 . Беседа по тексту № 2 .

Какое впечатление производит на вас портрет героини повести?(хорошее, доброе, светлое).

Какой из наших вопросов мы выберем к данному тексту? ( какой.?)

Как называется текст такого типа речи? (описание )

(Какие еще виды описаний вы знаете? (описание природы – пейзаж, описание интерьера)

Посмотрите на иллюстрацию, которую нарисовал художник. Обратите внимание, здесь одна картинка, потому что художник , когда рисует, тоже отвечает на вопрос : Какая девочка? Прикрепляем иллюстрацию к доске.

Чтение текста № 3 . Беседа по тексту:

Какой своей радостью с вами поделился писатель К. Г. Паустовский?

Какой вопрос мы зададим к этому тексту? Как называется такой тип речи?

( вопрос почему, тип речи- рассуждение)

Ребята, а вот художник не смог нарисовать иллюстрацию, как вы думаете почему?

( Потому что рассуждение объясняет факты, понятия, явления. Нельзя изобразить ) Иллюстрация прикрепляется.

Вспомним, как мы должны строить рассуждение. Из каких 3 частей оно состоит?

- тезис , доказательство, вывод.

Найдите в тексте № 3 тезис? ( ученики читают)

А чем это доказывает автор, какие примеры он приводит? Перечислите.

Прочитайте вывод рассуждения. Молодцы!

Давайте прочитаем ,как еще можно оформить тезис.(чтение )

Задание: сформулируйте тезис в виде вопроса и запишите в пустую строку. Можно выполнять работу в паре с соседом, советоваться.

(проверка 1-2 ученика)

Познакомимся со словами- помощниками. Прочитайте их.

Зачем они в доказательстве? Прочитаем об этом в памятке.

Введите текст слова – помощники на свободные места ( проверка 1 -2 работ).

Ученики и учитель рисуют.

А теперь, кто хочет поделится своей радостью, может выйти и прикрепить свой символ к доске.( Ученики выходят к доске и прикрепляют листы)

Молодцы, вы наполнили наш класс энергией света и радости.

Но все ли мы умеем удивляться, настраивать себя на доброе, ценить чудесные моменты нашей жизни? Послушайте сказку. Можно даже закрыть глаза и представить.

6. Чтение сказки. Учитель читает сказку.

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь лес свой поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя ,как в зеркало. Ни с кем ни ссорилась. Веселая, добрая речка. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. Вздохнула грустно, потянулась, зацепилась за корягу. Совсем расстроилась речка, помутнела вода. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказалось, маленький лосенок пришел попить и запутался в прибрежной траве, еле выбрался. Обиженная речка рассердилась, фыркнула… и вышла из себя. Из берегов своих… Сначала на траву, потом до кустов, растекается речка, понимает, что не то делает, а вернуться не может. Вышла из себя, сорвалась, и вперед бежать уже сил нет, и обратно не вернешься. Мутной ,грязной трясиной становится речка. Гниют ветки, листья в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится . Болото…А была речка. …Была…Веселая…Добрая…. Только вышла из себя….Выйти каждый может. Выйти легко… Очень… Не надо кричать….и дверью хлопать стоит. Спокойно… Тише, пожалуйста , тише…Тише…

Понравилась вам сказка?

Какой мы увидели речку до того, как она рассердилась?

Ученики пишут работы. 5-6 мин.

8. Чтение работ.(1-2 ученика)

Домашнее задание. Продолжите свою миниатюру, дополните свое рассуждение, спросите в своей семье, что для них означает радость, а на следующем уроке обязательно поделитесь с Бертой Павловной своей радостью.

9. Итоги урока . Мы с вами повторили сегодня типы речи , попробовали себя в роли редактора (конструировали текст), были художниками и даже писателями. Мне было очень приятно познакомиться с вами и очень радостно работать. Я возьму себе на память эту радость, а вам на память оставлю фломастеры и наши памятки. Пользуйтесь ими и пишите хорошие сочинения.

Как писать сочинение-рассуждение

Тезис можно сформулировать в форме вопроса или в форме повествовательного предложения.

Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Но сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершен. Вывод должен отвечать на вопрос тезиса.

Я думаю, | Может быть,

По моему мнению, | Наверное,

Я считаю, | Пожалуй,

Как писать сочинение-рассуждение

Тезис можно сформулировать в форме вопроса или в форме повествовательного предложения.

Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Но сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершен. Вывод должен отвечать на вопрос тезиса.

Я думаю, | Может быть,

По моему мнению, | Наверное,

Я считаю, | Пожалуй,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по.

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения Цели:закреплять навыки вычленения основной проблемы текста;развивать умения комментировать проблему, определят.

Разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Обучение написанию синквейнов"

На данном уроке реализуются приемы технологии "развития критического мышления через чтение и письмо".


Урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе".


Подготовка к ЕГЭ.


Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"

Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширять представления о таких качествах человека, как радость, жизнерадостность, доброта и чуткость.

Открытый урок по самопознанию:

Цель урока: расширять представления о таких качествах человека, как радость, жизнерадостность, доброта и чуткость.

- побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость;

- воспитыватьу них стремление к прекрасному: к радости, красоте, доброте, чуткости;

- пробудить стремление к творчеству, воспитывать толерантность.

Круг радости

- Ульяна, у тебя очаровательная улыбка!

- Алеша, ты хороший друг.

- Даша, ты очень добрая и т.д.

Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселиться,

Ей можно с другом поделиться,

Она - любимая, как сладость.

Она – отрада наша, … (РАДОСТЬ).

Во дворе играли дети. Вдруг одна девочка сказала: — А у меня сегодня радость — мне мама купила новое платье! Оно такое красивое, белое с розовыми розочками просто необыкновенное, — сказала Анечка и мечтательно закрыла глаза.
Вова подумал немного и тоже сказал: — А у меня зато есть новая рубашка! Вот какая! — и он широко расставил руки, чтобы каждый смог по достоинству оценить его новую рубашку. — А мне купили карандаши, — быстро сказала Леночка. — Целую коробку! Яркие и красивые! — Да что карандаши! — включился в разговор Костя. — Вот у меня есть удочка. Настоящая! Мы с папой поедем на рыбалку и я много-много рыбы поймаю! А карандаши изрисуешь и всё.
Дети начали перечислять все свои подарки и радости.
Мне купили велосипед! А мне конструктор! А у меня есть дома кошка! — слышались детские голоса. И только один мальчик сидел тихонько и улыбался. — Алёшенька, а почему ты молчишь? — поинтересовалась у него Анечка. — У тебя разве нет никакой радости? — Есть! — скромно ответил мальчик. — Я в лесу цветы видел! — Какие цветы? — недоуменно спросил Костя. — Беленькие! Мы с папой гуляли в лесу, а потом стемнело и на полянке были беленькие цветы. Такие красивые! Они словно светились! — То же мне радость! — сказал Костя и засмеялся. — И вправду! Кто цветов не видел!? — засмеялась Леночка. — А ещё я крыши блестящие видел! — сказал Леша. — Зимой на них снег лежал и солнце ярко светило. Все крыши в городе были такие блестящие. Правда-правда! Я сам с балкона видел. — И вовсе это не радость! — смеясь закричал Вова. — Мы все снег видели. Он каждую зиму выпадает! — Алёша, может, у тебя ещё какая-нибудь радость есть? — пыталась поддержать его Аня. — Есть! Я рыбок золотых видел! — скромно сказал мальчик. — Каких рыбок? — заинтересовался Костя. — Где? — В луже. Сначала дождь прошёл, а потом солнце выглянуло. Вода в луже светилась и в ней рыбки золотые плавали! — Врёшь ты всё! — сказал Костя. — Нет у тебя никакой радости! Вот ты и выдумываешь!
И все ребята стали смеяться. И только Анечка тихо сказала: — Подождите, ребята! — заступилась она. — А может, у него этих маленьких радостей больше чем у нас, ведь он их везде найдёт.

Вопросы к притче:

Как вы думаете почему Алеша видел радость в разных видениях?

А почему Аня заступилась за Алешу когда все стали над ним смеяться?

- Радость – чувство душевного удовлетворения, которое ведет человека по правильному пути, даже в самых сложных ситуациях. Оно не дает отчаяться в трудную минуту, оно вдохновляет поэтов и музыкантов, скульпторов и художников, творцов и самых обычных людей – нас с вами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКОУ Григорьевская средняя общеобразовательная школа

Гусь-Хрустальный район

Минцева Вероника Владимировна (учитель русского языка и литературы, 1 кв.кат)

Методическая разработка

урока развития речи (с применением метода межпредметной интеграции)

5 класс

Цели мероприятия:

побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость, воспитывать у них стремление к прекрасному: к радости, красоте, доброте, чуткости; пробудить стремление к творчеству, воспитывать толерантность


-Ребята, испытывали ли вы когда-нибудь чувство радости? Какое это чувство? Было ли у вас в жизни какое-нибудь радостное событие? (Одновременный показ иллюстраций и репродукций,выражающих чувство радости)

Фронтальная беседа по сказке (текст у каждого на парте)

-Понравилась ли вам сказка? Чем она интересна?

-Если бы вы оказались у речки до того,как она вышла из берегов, что бы вы ей сказали? А что посоветовали бы потом?

-Как вы думаете , легко ли вернуться в свой образ?

-Можно сказать,что у речки есть характер?. Опишите,какой вы видите речку до того,как она вышла из себя. Какой она стала потом и почему?

-А может ли человек выйти из себя? Что с ним происходит в таком случае?

-Было ли у вас иногда плохое настроение? Вам знакомо состояние уныния,грусти, раздражения, злобы? Как вы себя при этом чувствовали?

-А как вы думаете,можно ли передать людям своё плохое и хорошее настроение?

(Да.Можно . Если человек постоянно раздражается,его организм начинает вырабатывать яд,который отравляет самого хозяина . Он оседает на окружающих предметах. Даже цветам от него плохо.Окружающим людям тоже очень неуютно)

Чувство,бросаемое в пространство,как бумеранг возвращается к своему хозяину.(показ.изображения бумеранга)

-А в чём можно находить радость,чему можно радоваться?(красота природы,красота родных людей, радость в самых простых вещах)

-А богатство может приносить радость?(Богатство тоже может стать радостью,но только в том случае если оно служит на благо обществу. Ведь только то,что тыдаёшь другим людям,жожет вернуться к тебе. Приятно получать подарки,но гораздо приятнее дарить.

Я тоже хочу сделать вам приятное:подарить вам фломастеры. Но в них нет чёрного цвета, как в радуге.,все цвета яркие и сочные. Пусть эти фломастеры напоминают вам о том , что человек может творить. На мой взгляд,самая большая радость-радость творчества. Когда творишь ,забываешь обо всех невзгодах, потому что душа устремляется к прекрасному. Можно писать стихи,рисовать,слагать музыку,а можно просто любить. Послушайте ,как просто и в то же время мудро написала поэтесса нашего села:

• Я хочу всегда добро дарить

• Теплым словом, дружеским участьем.

• В нужный час на помощь приходить

• И любить. Какое это СЧАСТЬЕ!

поэтесса с. Григорьево

Мне бы хотелось,чтобы вы улыбнулись друг другу,улыбнулись себе,улыбнулись мысленно. Постараемся забыть всё плохое, что было в жизни, настроим себя на доброе.

----А теперь попробуем стать творцами радости. В течение нескольких минут нарисуем радость в виде символа.Работу будет сопровождать музыка. Слушая её, попробуйте представить картину.(показаваются слайды,выражающие чувство радости,звучит Sonate in C Паганини

Подведение итогов. Выставка рисунков учащихся. Рефлексия

--Молодцы,ребята,вы сумели украсить этот класс энергией радости. От ваших рисунков он стал теплее и уютнее.

Как вы думаете,справедливы слова,взятые мной в названии урока? Почему радость мудра? Почему нужно жить в радости?

Читайте также: