Религия всегда была и остается теперь врагом науки сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Творцы античной науки были в то же время и религиозными мыслителями. Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса математики, представляло собой религиозный орден. Аристотель — отец современного естествознания, был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление. В средние века Церковь осталась единственным культурным очагом в Европе, который сохранил семена античной науки. Монастыри собирали древнюю литературу, сосредоточив в своих стенах все сокровища знаний той эпохи. Выдающиеся христианские мыслители поздней античности и средневековья были во всеоружии науки своего времени. Вопросами естествознания живо интересовались и св. Василий Великий, и Блаженный Августин. Такие энциклопедические умы, как св. Альберт и св. Фома Аквинат, придавали науке огромное значение и изучали различные ее отрасли. А монах Роджер Бэкон, внесший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком.

В нехристианском мире мы видим то же самое. Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию, буддийские — логику и теорию познания.

Итак, в древневосточном мире, в античную эпоху и в средние века наука и религия мирно жили бок о бок к взаимной пользе друг для друга. И только в XVII веке произошло первое крупное столкновение между ними, связанное с проблемой вращения Земли. Остановимся на этом конфликте несколько подробнее.

Много веков геоцентрическая система оставалась краеугольным камнем астрономии. Она вошла в плоть и кровь научного мышления. Естественно, что вместе со всем ученым миром ее разделяли и христианские философы, тем более что Библия, хотя и говорила о том, что Земля повешена ни на чем (Иов 26, 7), не упоминала о ее вращении.

Джордано Бруно был воспитан в религиозной семье и много лет провел в монастыре. Его живой и поэтический ум быстро воспринимал новые веяния и философские идеи, носившиеся в то время в воздухе. Под их влиянием у него сложилось своеобразное пантеистическое мировоззрение, близкое к неоплатоновской мистике. Для него Божество было силой, разлитой во всей Вселенной, которую — вслед за пифагорейцами — он считал бесконечным множеством миров. К этой философии гипотеза Коперника оказалась важным чисто научным дополнением (см.: Карсавин Л. Джордано Бруно. Берлин, 1923. С. 164 сл.).

Когда один венецианский дворянин из личной мести предал его в руки куриального трибунала, Бруно сначала не был этим встревожен, так как считал, что его невозможно обвинить в какой-либо ереси. Действительно, его пантеистическая доктрина хотя и не соответствовала христианству в некоторых пунктах, но не принадлежала к категории официально осужденных лжеучений. На этом он настаивал перед судом.

Фанатизм, нетерпимость, идеологический диктат вытекали и вытекают не из духа религии, а из самых худших сторон человеческой природы. Они проявляются и тогда, когда сила находится в руках людей безрелигиозных. Известно, каким репрессиям подвергались сторонники новых научных концепций (генетики и др.) в нашем столетии.

Справедливости ради необходимо, однако, подчеркнуть, что Бруно пал жертвой не столько своих научных теорий, сколько как политически опасный человек, еретик и противник Римской курии. Запрет же коперниковской литературы был опубликован лишь 16 лет спустя после казни. Произошло это при следующих обстоятельствах.

Идеи Коперника быстро распространялись среди христианских ученых. В феврале 1615 года вышла книга монаха Паоло Фоскарини, защищавшая гелиоцентрическую гипотезу. Среди светских астрономов сторонником ее стал знаменитый Галилео Галилей (1564-1642), который энергично пропагандировал свои научные воззрения.

Тем временем споры, возникшие вокруг гелиоцентризма, приняли угрожающий размах, и интриги против Галилея продолжались. В конце концов противники ученого добились вызова его в Рим для суда. На этом процессе Галилей полностью отказался от всех своих взглядов.

Обратимся теперь к самой проблеме соотношения религии и знания.

Прежде всего: могут ли религия и наука свободно развиваться, не препятствуя друг другу?

Положительный ответ на этот вопрос проистекает из качественного различия объектов, на которые они направлены. Наука изучает видимый мир. Объектом ее исследования является материальная Вселенная. Религия же есть духовное устремление к миру сверхчувственному, который не может быть постигнут чисто научными методами.

По существу своему наука нейтральна в отношении религии и философии. Так, учение Платона возникло в античном мире, но, как показал Вернер Гейзенберг, идеи платонизма не утратили своей ценности и в наши дни. Открытие человеком мира прекрасного в искусстве и открытие мира духовного в религии не может и не должно препятствовать открытиям науки в сфере материальной.

Религиозное мышление нередко использует научные методы для раскрытия и осмысления интуитивного религиозного опыта, но оно может обходиться и без этих методов. Точно так же и наука может развиваться под знаком религиозного мировоззрения, а может оставаться и вне его.

Значение религии для работы ученого хорошо показал Эйнштейн, утверждавший, что вера в осмысленность мироздания вдохновляет исследователя. Религиозный ученый, раскрывая мировые закономерности в просторах Вселенной или в глубинах атома, видит в них проявления Мирового Разума. Это придает особую значимость его исследованию.

Наука играет в человеческой жизни ограниченную роль. В частности, по характеру своему она — внеморальна. И человек, производящий преступные опыты над людьми, и ученый, рискующий своей жизнью в процессе эксперимента, — одинаково принадлежат науке.

Таким образом, наука и религия — эти два пути познания реальности — должны не просто быть независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине.

Как конкретное подтверждение совместимости религиозного мировоззрения с наукой приводим данные о Папской Академии наук. Она была основана в Риме в 1603 году учеными Ф. Чези, И. Хеком и Ф. Стеллути, расширена в 1887 году Львом XIII и преобразована в 1036 году Пием XI.

Эта Академия является единственной в мире сверхнациональной но составу членов. В нее входят верующие ученые из большинства стран мира. Многие исследователи, избранные в Панскую Академию, являются всемирно известными учеными, например, Луи де Бройль, Поль Дирак, Джон Экклс, Вернер Гейзенберг и др.

Кроме Папской Академии (по статистике на 1968 год), существует 138 католических университетов, 86 отдельных факультетов и 240 университетских колледжей. Только в Риме работает 20 католических академий и институтов, изучающих различные сферы науки.

6. О критериях в науке

6. О критериях в науке Поскольку здание наук возводится не только на основании наблюдений, экспериментов, измерений, но и на гипотезах и теориях, встает серьезный вопрос о критериях их истинности. Факты сами по себе еще мало говорят исследователю, пока он не найдет общей

10. Вера и знание в религии и науке

10. Вера и знание в религии и науке Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю,

О ВСЯЧЕСКОЙ НАУКЕ [225]

О ВСЯЧЕСКОЙ НАУКЕ [225] 31. О ДУШЕ Душа, познающая сама себя и то, что она обладает божественным достоинством, далеко отстоит от природы. Она возвышается над всеми зародышами. Она гораздо раньше, чем они, отделена от всех тел, и на собственном седалище сидит она выше всех

7. К науке о сознании

7. К науке о сознании Для того чтобы исследование сознания стало завершенным, необходимо разработать методологию, учитывающую не только то, что происходит на нейронном и биохимическом уровнях, но и субъективный опыт переживания самого сознания. Даже сочетание

2.1. Интересные моменты в науке

2.1. Интересные моменты в науке Подчеркнем важные моменты в науке, которые не сразу усваиваются большинством людей, особенно верующими.1) Чувства, эмоции и прочее субъективное — ничто. Например: если в таз с водой с температурой 10 °C опустят руки человек, который находился

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста

Наука о науке

Наука о науке В эпоху научно-технической революции, когда необходимо обеспечить ускорение темпа научного прогресса, мы не можем пассивно ожидать, когда те или иные научные открытия совершатся сами собой. Человек в принципе может активно воздействовать на процесс

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта

Наука о науке

Наука о науке В эпоху научно-технической революции, когда необходимо обеспечить ускорение темпа научного прогресса, мы не можем пассивно ожидать, когда те или иные научные открытия совершатся сами собой. Человек в принципе может активно воздействовать на процесс

5. ПРОЩАНИЕ С МИФОМ О НАУКЕ

Парадигмы в науке

Парадигмы в науке В 1970 году Томас Кун написал книгу о научных революциях, в которой была предложена свежая идея понимания научного прогресса.[41] Согласно Куну, наука развивалась не в соответствии с классическим мифом эволюции о накоплении теорий, основанных на все более

Свободомыслие в науке калама

17.2. Познание в современной науке

17.2. Познание в современной науке Существуют четыре вида познания:· Познание материи · Познание формы материи· Познание абстрактной формы· Познание сутиПоскольку в окружающей нас действительности нет ничего, в чем нельзя было бы распознать материю и форму, то и науку,

Часть 3. Высказывания известных верующих ученых мира о Боге и его Сыне, религии и науке

Часть 3. Высказывания известных верующих ученых мира о Боге и его Сыне, религии и науке Я верю в Бога, как в Личность. А.

О ХРИСТИАНСКОЙ НАУКЕ

О ХРИСТИАНСКОЙ НАУКЕ Вступление. <…> (IV). Наконец, что смягчит неудовольствие против меня людей, похваляющихся Божественным даром и самонадеянно усвояющих себе способность разуметь и объяснять Писание без таких правил, какие здесь будут преподаны, и потому готовых

(4)Между тем наука самим своим происхождением обязана религии, и обе они издавна существовали в тесной взаимосвязи. (5)Трудно предположить, что древнеегипетские и вавилонские жрецы, создавая основы математики, ас­трономии, медицины, ставили себе целью приспособиться к новым временам. (б)Храмы древневосточных цивилизаций были настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями. (7)Первые ана­томические атласы, первые математические формулы, первые карты вышли из рук людей, которые служили религии. (8)Этот общеизвестный факт отрицать невозможно. (9)Творцы античной науки были в то же время и религиозными мыслителями. (10)Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса математики, представляло собой религиозный орден. (11)Аристотель — отец современного естествознания — был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление. (12)В средние века церковь оставалась единственным культурным очагом в Европе, который сохранил семена античной науки.

(13)Монастыри собирали древнюю литературу, сосредоточив в своих стенах все сокровища знаний той эпохи. (14)Выдающиеся христианские мыслители поздней античности и средневековья были во всеоружии науки своего времени. (15)Вопросами естествознания живо интересовались и святой Василий Великий, и Блаженный Августин, а монах Роджер Бэкон, внесший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком.

(16)В нехристианском мире мы видим то же самое. (17)Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию, буддий­ские — логику и теорию познания.

(18)Итак, в древневосточном мире, в античную эпоху и средние века наука и религия мирно жили бок о бок к взаимной пользе друг для друга, и только в XVII веке произошло первое крупное столкновение между ними, связанное с вращением Земли. (19)К счастью, во взаимоотношениях науки и религии это был редкий случай.

(27) Остается вопрос: могут ли религия и наука свободно развиваться, не препятствуя друг другу?

(41)Таким образом, наука и религия — это два пути познания реальнос­ти — должны быть не просто независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине.

(По А. Меню)

Задания

1. Выберите из ряда высказываний только те, которые противоречат основной проблеме текста:

а) Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

(Аристотель)

б) Если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания.

(И. Мечников)

в) Религия всегда была силой, враждебной дерзаниям философов и ученых.

(М. Кашен)

г) Чем глубже мои познания в области разных наук, тем сильнее восхищение перед Творцом.

(Максвелл)

д) Наука не имеет ничего общего с Христом. Что касается лично меня, то я не верю, чтобы когда-нибудь имело место какое-либо Божественное Откровение.

(Ч. Дарвин)

е) Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо послало нам два дара, которые не совместимы и противоречат друг другу.

(Д.Дидро)

ж) У кого есть наука. тот не нуждается в религии.

(И.В. Гете)

з) В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значи­мость, которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной. Это ощущение является главным стержнем в жизни ученого и в его поисках. Чем больше знаний о мире дает нам наука, тем яв­ственнее вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной.

(А. Эйнштейн)

1) языковые средства выразительности

4) указания на время действия и место действия

5) иллюстрации из собственного житейского опыта

6) фрагменты научно-популярных статей

7) названия богословских трактатов

8) указание на имена и фамилии

9) статистические данные

3. Используя читательский и жизненный опыты, подберите известные вам аргументы, подтверждающие следующую мысль автора:

(А. Мень)

Если это задание оказалось для вас сложным, то выполнить его вам поможет задание 8.

4. Проиллюстрируйте каким-либо известным вам фактом основную проблему текста.

(1)Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. (2)Сегодня они связаны с ответственностью не только за то, что уже сделано, но и за выбор новых направлений исследований — например, в современной биологии. (3)Возможность манипулирования наследственным материалом клеток, которую дала генная инженерия, внеутробное развитие человеческого эмбриона, проблемы трансплантации органов — эти примеры демонстрируют ситуации, где этические проблемы в решающей степени переплетаются с планированием и осуществлением экспериментальных исследований, с новыми путями практического использования научных открытий.

(4)Не секрет, что в среде учёных-естественников преобладает убеждение, будто наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не исключает, а, наоборот, предполагает, что этика должна выработать определённые моральные нормы, которыми могли бы руководствоваться исследователи в ходе своей работы.

(11)Учёные не могут закрывать глаза на опасность уничтожения человеческой цивилизации, не могут не видеть нищету, хронический голод и безграмотность сотен и сотен миллионов жителей нашей планеты. (12)Как исследователи, как гуманисты они могут и должны вносить свой вклад в решение этих острейших проблем современности.

(13)Джон Бернал, выдающийся учёный и общественный деятель, размышляя о судьбах науки, писал, что первый и самый трудный шаг состоит в том, чтобы использовать наши знания против устранимого зла. (14)А вторым шагом является поиск средств борьбы со злом, против которого сегодня мы ещё бессильны. (15)Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем. (16)А посему учёные должны неустанно создавать новое и полезное: новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации

(17)Сказанное Джоном Берналом фактически означает, что работа учёного должна в конечном счёте приводить к изменению мира в интересах человека. (18)Соединение мощи знания с принципами научного гуманизма и есть основа подлинного прогресса — прогресса, не подчиняющего себе человека, а верно служащего ему.

* Евгений Павлович Велихов

(род. в 1935 г.) — российский учёный, физик-теоретик.

Вариант сочинения ЕГЭ

В предложенном для анализа тексте Е. П. Велихов поднимает проблему этики в науке.

Сопоставляя эти примеры, мы можем понять, что этика должна учитывать стремительное развитие науки, чтобы направлять её и указывать верный, истинно гуманистический путь.

Позиция автора ясна и понятна: этические проблемы в науке непосредственно связаны с ответственностью учёных перед всем человечеством. Грань, за которой стираются всевозможные моральные нормы, чрезвычайно тонка, и именно этика не должна позволять её переступить.

Я полностью согласен с позицией автора. Наука способна привести мир к светлому будущему, в котором не будет места войнам, эпидемиям и голоду. Но, оставшись без нравственных ориентиров, она способна пойти на совершенно бесчеловечные эксперименты, призванные уничтожить главные духовные ценности и лишить людей свободной воли.

Таким образом, наука шагает вперёд, но учёные, занимаясь различными исследованиями, не должны забывать об ответственности за свои открытия. Наука должна развиваться на пользу всему человечеству, а не в угоду отдельным личностям. Соблюдение этических норм должно стать первоочередной задачей.

Варианты сочинений ЕГЭ 2021.

Написание сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Проблема этики в науке по тексту Велихова.

Дата добавления: 13-09-2021

Похожие презентации:


Сочинение ЕГЭ русский , Текст Долининой

, как говорил Пушкин.

ревность — это неверие в себя.

)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы

, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

недоверие к тому, кого любишь

  • (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)

(13)Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим, —

в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.

(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда -раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.

14 стр., 6515 слов

2017. Организация и проведение итогового сочинения

Владимира Железникова

Я думаю, во имя дружбы иногда нужно попытаться простить. На свете нет идеальных людей, и каждый из нас может оступиться, совершить ошибку. Моя лучшая подруга когда-то очень сильно меня обидела. Мне долго не удавалось простить её. Но, поняв, как она страдает от угрызений совести, поставив себя на её место, я решила забыть обиду. Это один из тех моих поступков, которыми я горжусь. Теперь наша дружба стала ещё крепче.

23 стр., 11234 слов

Прочитайте окончание рассказа мой некрасивый друг. рассуждение-размышление …

… причем в основном насекомых, вредящих человеку. Мой некрасивый друг Первый раз мы встретились в лесу. … не какой-то безграмотный человек. Это написал известный врач и биолог Конрад … насекомых, но и хватает ползающих по земле. Поэтому тело ее как … рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, …

Размолвки и ссоры, к сожалению, нередки даже между самыми близкими людьми. Но настоящий друг никогда не станет мстить. Он всё поймёт и найдёт в себе силы для того, чтобы быть выше обиды. Ведь истинная дружба – бесценный дар судьбы.

ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Что такое дружба?

Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимоуважении. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь.

Как писать -рассуждение? Обучение сочинению-рассуждению

… со всем текстом сочинения. А еще помните: вы не должны делать категоричных выводов – вы просто исследуете проблему. Задумываясь о том, как написать сочинение-рассуждение, надо помнить, … может быть, постараться изменить ее или, наоборот, подтвердить. Структура сочинения-рассуждения Грамотно оформленное сочинение, как правило, состоит из трех частей. Предположим, вам задано сочинение-рассуждение на …

Таким образом, настоящая дружба – это, прежде всего, взаимоуважение. Думаю, она даётся лишь избранным, а потому является великим даром судьбы.

ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Примеры похожих учебных работ

Рассуждение: “тема любви в русской литературе”

Сочинения | Сочинения 11 класс. «Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко …

… с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда … преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает … по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко. …

Сочинения открытого банка заданий фипи

Сочинение человек когда он человек без любви на свете жить не может

… и на сегодняшний день. Автор: А. С. Пушкин Произведение: Стихотворения Пушкина Это сочинение списано 124 625 раз Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд …

Задание №2378

(По Е.Г. Водолазкину)

Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Творцы античной науки были в то же время и религиозными мыслителями. Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса математики, представляло собой религиозный орден. Аристотель — отец современного естествознания, был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление. В средние века Церковь осталась единст­венным культурным очагом в Европе, который сохранил семена античной науки. Монастыри собирали древнюю литературу, сосре­доточив в своих стенах все сокровища знаний той эпохи. Выдаю­щиеся христианские мыслители поздней античности и средневе­ковья были во всеоружии науки своего времени. Вопросами

естествознания живо интересовались и св. Василий Великий, и Блаженный Августин. Такие энциклопедические умы, как св. Аль­берт и св. Фома Аквинат, придавали науке огромное значение и изучали различные ее отрасли. А монах Роджер Бэкон, внесший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком.

В нехристианском мире мы видим то же самое. Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию, буддийские — логику и теорию познания.

Итак, в древневосточном мире, в античную эпоху и в средние века наука и религия мирно жили бок о бок к взаимной пользе друг для друга. И только в XVII веке произошло первое крупное столкновение между ними, связанное с проблемой вращения Зем­ли. Остановимся на этом конфликте несколько подробнее.

Много веков геоцентрическая система оставалась краеуголь­ным камнем астрономии. Она вошла в плоть и кровь научного мышления. Естественно, что вместе со всем ученым миром ее раз­деляли и христианские философы, тем более что Библия, хотя и говорила о том, что Земля повешена ни на чем (Иов 26,7), не упоминала о ее вращении.

«Сам Коперник явил образец того, как в одном человеке, в его сознании могут автономно сосуществовать ученый и верующий. В начале новой эпохи всемирной истории коперниканство пред­ставляло собой новый, исторически перспективный образец отно-

Джордано Бруно был воспитан в религиозной семье и много лет провел в монастыре. Его живой и поэтический ум быстро вос­принимал новые веяния и философские идеи, носившиеся в то время в воздухе. Под их влиянием у него сложилось своеоб­разное пантеистическое мировоззрение, близкое к неоплатоновской мистике. Для него Божество было силой, разлитой во всей Вселенной, которую — вслед за пифагорейцами — он считал бе­сконечным множеством миров. К этой философии гипотеза Копер­ника оказалась важным чисто научным дополнением (см.: Карса­вин Л. Джордано Бруно. Берлин, 1923. С. 164 сл.).

Когда один венецианский дворянин из личной мести предал его в руки куриального трибунала, Бруно сначала не был этим встревожен, так как считал, что его невозможно обвинить в какой- либо ереси. Действительно, его пантеистическая доктрина хотя и не соответствовала христианству в некоторых пунктах, но не при­надлежала к категории официально осужденных лжеучений. На этом он настаивал перед судом.

Фанатизм, нетерпимость, идеологический диктат вытекали и вытекают не из духа религии, а из самых худших сторон чело­веческой природы. Они проявляются и тогда, когда сила находится в руках людей безрелигиозных. Известно, каким репрессиям под­вергались сторонники новых научных концепций (генетики и др.) в нашем столетии.

Справедливости ради необходимо, однако, подчеркнуть, что Бруно пал жертвой не столько своих научных теорий, сколько как политически опасный человек, еретик и противник Римской курии. Запрет же коперниковской литературы был опубликован лишь 16 лет спустя после казни. Произошло это при следующих обстоятельствах.

Идеи Коперника быстро распространялись среди христиан­ских ученых. В феврале 1615 года вышла книга монаха Паоло Фоскарини, защищавшая гелиоцентрическую гипотезу. Среди свет­ских астрономов сторонником ее стал знаменитый Галилео Гали­лей (1564—1642), который энергично пропагандировал свои науч­ные воззрения.

Тем временем споры, возникшие вокруг гелиоцентризма, при­няли угрожающий размах, и интриги против Галилея продолжа­лись. В конце концов противники ученого добились вызова его в Рим для суда. На этом процессе Галилей полностью отказался от всех своих взглядов.

другие. Мы не будем останавливаться на вопросе о дарвинизме, который рассмотрен в другом месте (См. гл. VI и приложения № 5 и 6), а также на высказываниях выдающихся ученых о рели­гии (См.: Табрум А, Религиозные верования современных ученых. М., 1912; Куртуа, Что говорят о Боге современные ученые? Брюсбель, 1960; Hirsch Е. Ch , Das Ende aller Gottesbeweise ? Natur ­ wissenschaft und Antworten auf die Religi ö se Frage . Hamburg , 1975).

Обратимся теперь к самой проблеме соотношения религии и знания.

Прежде всего: могут ли религия и наука свободно разви­ваться, не препятствуя друг другу?

Положительный ответ на этот вопрос проистекает из качест­венного различия объектов, на которые они направлены. Наука изучает видимый мир. Объектом ее исследования является мате­риальная Вселенная. Религия же есть духовное устремление к миру сверхчувственному, который не может быть постигнут чисто научными методами.

По существу своему наука нейтральна в отношении религии и философии. Так, учение Платона возникло в античном мире, но, как показал Вернер Гейзенберг, идеи платонизма не утратили

своей ценности и в наши дни. Открытие человеком мира прекрас­ного в искусстве и открытие мира духовного в религии не может и не должно препятствовать открытиям науки в сфере мате­риальной.

Религиозное мышление нередко использует научные методы для раскрытия и осмысления интуитивного религиозного опыта, но оно может обходиться и без этих методов. Точно так же и наука может развиваться под знаком религиозного мировоззрения, а может оставаться и вне его.

Значение религии для работы ученого хорошо показал Эйнш­тейн, утверждавший, что вера в осмысленность мироздания вдох­новляет исследователя. Религиозный ученый, раскрывая мировые закономерности в просторах Вселенной или в глубинах атома, видит в них проявления Мирового Разума. Это придает особую значимость его исследованию.

Наука играет в человеческой жизни ограниченную роль. В частности, по характеру своему она — внеморальна. И человек, производящий преступные опыты над людьми, и ученый, рискую­щий своей жизнью в процессе эксперимента, — одинаково принад­лежат науке.

Религия дает человеку знание о том, для чего он живет и как он должен жить. Наука не может ответить на эти вопросы — она лишь пытается узнать, как устроен материальный мир. Сфера науки — преимущественно сфера интеллекта. Но человек не может и не должен сужать себя до пределов только одной этой сферы (См. приложение 5). Религиозное миросозерцание — целостный круг, в котором заключена вся человеческая жизнь и в том числе жажда знаний, научное исследование мира. «Рели-

Таким образом, наука и религия — эти два пути познания реальности — должны не просто быть независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине.

ПРИМЕЧАНИЕ

Как конкретное подтверждение совместимости религиозного мировоззре­ния с наукой приводим данные о Папской Академии наук. Она была основана в Риме в 1603 году учеными Ф. Чези, И. Хеком и Ф. Стеллути, расширена в 1887 году Львом XIII и преобразована в 1936 году Пием XI.

Эта Академия является единственной в мире сверхнациональной по составу членов. В нее входят верующие ученые из большинства стран мира. Многие исследователи, избранные в Папскую Академию, являются всемирно известными учеными, например, Луи де Бройль, Поль Дирак, Джон Экклс, Вернер Гейзенберг и др.

Кроме Папской Академии (по статистике на 1968 год), существует 138 католических университетов, 86 отдельных факультетов и 240 университетских колледжей. Только в Риме работает 20 католических академий и институтов, изу­чающих различные сферы науки.

Читайте также: