Сочинение на тему каким я себе представляю летописца

Обновлено: 02.07.2024

Автор "Слова. " неизвестен. Имя автора не дошло до наших дней, потому что по древнерусскому этикету подписывать свои творения считалось неприличным. Так же неизвестна дата создания и место написания "Слова. ", ведутся споры о его жанре. Сама же рукопись сохранилась только в одном древнерусском сборнике летописей, принадлежавшему одному известному коллекционеру памятников русских древностей, графу Алексею Мусину-Пушкину. С его слов, он приобрел рукопись у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря в конце восемнадцатого века, однако вскоре эта версия была опровергнута. Существует более двадцати гипотез относительно личности автора "Слова. ". Исследователи предполагают, что им мог быть премудрый книжник Тимофей, певцы Митуса или Хотына, летописец Петр Борисович, тысяцкий Рагуил, великий киевский князь Святослав или даже сам князь Игорь.

Но, несмотря на то, что мы не знаем имя создателя "Слова. ", его образ в произведении очень важен и значим.

С самых первых строк автор говорит, что он, в отличии от Бояна, не будет приукрашивать, а будет излагать достоверно, максимально приближенно к правде. Он не хочет, чтоб эти события были искажены. Потомки должны знать правдивую историю. Сам же автор достаточно образован, хорошо знает историю того времени (по одной из гипотез, являлся монахом). Это мы можем наблюдать в "золотом слове Святослава": перечисляет всех князей, некоторые их битвы, врагов. В этой же части мы видим автора как тонкого политика. Он понимает положение Руси. Понимает, что князьям нужно объединиться и вместе дать отпор врагу. И он же призывает их сделает это. Возможно, тогда все так считали и хотели этого. Тем самым он может доносить голос народа.

Автор ярко показал связь человека с природой. Он настоящий патриот. Его творение проникнуто ласковой и тёплой любовью к родине. Автор восхищается ею, он убежден в её силе. Русская земля для него - это не только русское естество, русские деревни и города, это прежде всего люди: князья, дружинники, земледельцы и монахи. Он понимает их всех и одинаково горячо любит. Он чувствует беспокойство русского народа за князя Игоря. Он видит грусть людей из-за усобиц князей. Автор отлично понимает, что весь русский народ может победить половцев, но нужно его объединить. И он к этому призывает. Так же автор очень любит русскую природу. Она всегда поддерживала людей. Автор часто использует рефрену: "О Русская земля! Ты уже за холмом.". Она часто повторяется при описании похода князя Игоря. В них со всей полнотой и огромной эмоциональной силой проявляется любовь автора к своей земле.

События в "Слове. " описаны очень точно и красочно. Часто создается впечатление, что автор сам был свидетелем или даже участником этих событий.

"На другой день рано утром кровавой зори рассвет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии."

В этом предложении много средств выразительности: эпитеты (кровавые зори, синие молнии), олицетворение (тучи хотят прикрыть, молнии трепещут). Так же автор сопоставляет князей, принимающих участие в битве, с четырьмя солнцами.

"И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастий. Тоска разлилась по Русской земле, печаль многая рекою протекла среди земли Русской."

Олицетворения (Киев и Чернигов застонали, тоска разлилась) и метафора (печаль многая рекою протекла) дает нам понять, насколько опечалило людей поражение Игоря. Это был очень сильный удар для Русской земли.

В "плаче Ярославны" нам раскрывается внутренний мир героини. Автор, точно тонкий психолог, раскрывает всю её душу. С помощью её молитв силам природы мы узнаем, насколько она скучает и переживает за Игоря. Это один из самых красивых и трогательных моментов во всем произведении. Она со всей душой и трепетом отнеслась к природе. Пусть она и юна, но внутренней мир у неё очень богатый.

Автор - это новатор, опередивший свое время. Его герои живы и человечны. Мы понимаем их. Мы видим их душевный мир вне сражения. Он не пытается приукрасить свое произведение, но оно получилось очень ярким и эмоциональным. Через героев и силы природы автор показывает нам свою оценку происходящему. Это произведение не посвящено одному герою. Их несколько и всех их мы чувствуем и понимаем.

Сложно точно сказать, кем по моему мнению является автор. Этот человек был образован, видел события и изнутри, и снаружи, был близок с народом. Возможно, этим автором является не один человек. Но кем бы он ни был, мы все ему благодарны за столь чувственный и яркий памятник русскому творчеству.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Одним из основных героев трагедии является летописец Пимен, которого Пушкин изобразил с особенной любовью и трепетом. Для создания этого образа автор перечитал старые летописи и знаменитый труд Карамзина. Этот персонаж сборный, в нем объединены все качества, отмеченные в разных летописных источниках.

В первый раз мы встречаем Пимена в его келье в Чудовом монастыре, где он ведет разговор с юным Григорием Отрепьевым. Оказывается, летописец много чего повидал в жизни: он предавался веселым пирам, сражался с литовской ратью под предводительством Шуйского, воевал у стен Казани. Теперь же он монах, который видит свою миссию в служении Богу, он смирен и изо дня в день читает молитвы. Такую же судьбу Пимен пророчит Григорию, вот только по неосторожности рассказывает о событии, которое ему довелось увидеть: восшествие на престол Бориса Годунова после убийства малолетнего царевича Дмитрия в Угличе.

Во фразах, которыми летописец описывает это кровавое дело, чувствуется страх, неподдельный и сильный. Это страх перед божьим наказанием за смертоубийство. Пимен придерживается того мнения, что тень от греховного поступка, совершенного одним человеком, ляжет на весь народ. Еще непонятно, как это все отразится на государстве, но Пимен предчувствует, что что-то должно произойти. Непременно произойдет. И никак нельзя избежать.

И хотя на первый взгляд кажется, что летописец – это тихий, кроткий, смиренный старец, читающий молитвы в своей келье, такое впечатление обманчиво. На самом деле Пимен беспокоится за народ, волнуется, его равнодушие напускное.

Он пишет летопись, излагая точно и правдиво суть тех событий, которые происходили в то время. Пимен хочет рассказать потомкам настоящую истину о том, как был убит царевич Дмитрий. Летописец твердо уверен ,что человек, вступивший на престол без поддержки народа и через кровь, никогда не сможет стать царем.

И ведь на самом деле так все и происходит. Народ не любит своего правителя, не доверяет ему. Его самодержавная политика, суть которой удерживание власти в одних руках, борьба с боярством и угнетение крестьян, вызывает только недовольство. Да и сам Борис не рад всему, что произошло. Его душа мучается, мечется, ее грызет совесть. Он не уверен в себе.

Голосом летописца Пимена Александр Сергеевич Пушкин показывает отношение всего простого люда к царю Борису Годунову и ко всей власти в целом.

Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.

Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.

Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.

За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.

Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.

Основа блаженства для Пимена лежит в верной службе божественному началу, размышляя о вечном мире и сосредоточено выполняя работу по написанию летописи, в создании которой он видит свое истинное человеческое предназначение, поскольку православные потомки должны знать судьбу своей родной земли. Свою летопись Пимен создает с особым вдохновением, испытывая необычайную творческую радость.

В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.

Вариант 2

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.

Сочинение Образ монаха Пимена

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов

Несколько интересных сочинений

Любые военные действия приводят к материальным потерям и людским жертвам. Больше всего в противостоянии страдают старики и дети. Ведь не даром в народе говорят, что у войны не женское лицо

Наличие в обществе представителей разных поколений является одним из заметных и обсуждаемых актов общественной жизни. Эта тема нередко становится в центре внимания разных произведений культуры

Наверное, нет такого человека в нашей стране, которые не читал рассказы Чехова. Его рассказы короткие взяты из жизни, но в них он описывает художественные детали, которые трудно не заметить.


Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси. Именно таким, каким создал его Александр Сергеевич, видятся летописцы большинству людей, он пишет, что у него есть некая простота и неизъяснимая прелесть.

Одним из самых ценных качеств, которое есть у человека с подобным родом занятий, есть особое отношение к любимому делу, он исполняет свои обязанности, как высокий гражданский долг. Он уверен, что за каждое слово, написанное на бумаге, рано или поздно он понесет ответственность.

Сам Пимен привык правдиво передавать происходящие с его народом события, он не приукрашивает события, но показывает их такими, какие они есть. Такой же завет он передает Григорию, который будет продолжать его деятельность.

Он готов рассказывать не только о прекрасных делах и поступках русского народа, но и о грехах, настоящих преступлениях, которые происходят регулярно.

Несмотря на то, что подобных летописцев на Руси было мало, единицы. Они были неугодны правительству, которое привыкло к похвале и чести за любые свои поступки, даже мелочные.

Пимен, несмотря на то, что является простым собирательным образом и никогда не существовал в реальной жизни, является идеалом для людей, занимающихся его профессией. Автор достаточно реалистично описывает нюансы быта и жизни, что предает произведению особый шарм.

Стилистика повествования позволяет переместиться в древнюю Русь, где каждый старался выжить как может. Пимен же старается идти против существующей действительности, он описывает ее такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая существующие факты, он передает все так, чтобы читатель понимал, что необходимо иметь достаточно сильный характер, чтобы противостоять окружающей действительности и правителям, не желающим передавать предкам правду.

Пушкин создает Пимена сильной личностью, способной бороться за правду и справедливость до последнего момента, даже в наставление следующему поколению он передает свои заповеди и велит их соблюдать.

Вариант 2

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.


Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах

Старик Пимен является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой трагедии “Борис Годунов” А. С. Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах

“Найдет мой труд усердный, безымянный. ” (Пимен о себе)

Он летопись свою ведет. ” (Григорий о Пимене)

Знать, во всю ночь он не смыкал очей.”
(Григорий о Пимене)

Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

“. Пимену, старцу кроткому и смиренному. ” (Игумен о Пимене)

“Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

Безумные потехи юных лет!” (Пимен о своем прошлом)

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

За свою жизнь Пимен был свидетелем множества событий:

Пришел я в ночь. Наутро в час обедни

Спешу туда ж – а там уже весь город.

“Покаялись – и назвали Бориса.” (сообщники выдали Бориса Годунова)

“. я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному. “

Критика об образе Пимена

“Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших.

“Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, “не ведая ни жалости, ни гнева”, решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена.”
(Л. П. Прессман, “Драматургия А. С. Пушкина”, диафильм, 1982 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

Сочинение Образ монаха Пимена

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава↑ ПушкинОбраз Москвы в романе Евгений Онегин →

Царские палаты

Первый

Второй

В своей опочивальне Он заперся с каким-то колдуном.

Первый

Так, вот его любимая беседа: Кудесники, гадатели, колдуньи.- Всe ворожит, что красная невеста. Желал бы знать, о чем гадает он?

Второй

Вот он идет. Угодно ли спросить?

Первый

Царь (входит)

Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной — Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать — Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком — Как буря, смерть уносит жениха… И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.


Главные герои

Царь Борис Годунов

Григорий Отрепьев

Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царем Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь, и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско, и пошел отвоевывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели, и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.

Второстепенные персонажи

Пимен

Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.

Марина Мнишек

Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.

Шуйский

Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.

Юродивый Николка Железный Колпак

Думный дьяк Андрей Яковлевич Щелканов

Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за ее пределами. Характеризуется, как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьем и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.

Федор Годунов

Царевич Федор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.

Читайте также: