Сочинение на тему какая смерть страшнее духовная или физическая

Обновлено: 05.07.2024

Смерть связана с проблемой нашей свободы

Но углубимся далее в исполненную страданий драму человеческого рода. Смерть, неумолимая и неудержимая, вторглась в мир, чтобы в корне изменить нашу жизнь, чтобы лишить нас блаженного общения с Богом и прервать наш путь к вечной и нетленной жизни.

Первый мятеж на земле

Ева знала, каковы будут последствия преступления заповеди Бога, Который предупредил, что в тот день, когда вкусите плод от древа познания добра и зла, смертию умрете ( Быт.2:16–17 ), то есть станете смертными. Знала праматерь нашего рода беспредельную любовь Божью. Благодаря Божественным дарованиям, которые дал ей Создатель, Ева в силах была понять, что змий, то есть диавол, говоря так, бесстыдно лгал. Ева могла понять, что диавол дерзко клеветал на Бога и оскорблял Его, утверждая, что Бог Истины скрывал от своих созданий правду, якобы из зависти, так как не хотел, чтобы они стали как боги! И Ева сначала попыталась сказать своему незваному собеседнику истинный смысл слов Божьих, но при втором, более решительном, нападении диавола ( Быт.3:2–5 ) 124 – не дала ему отпора. С того момента, как она согласилась вступить в диалог с Денницей, она претерпела глубочайшее внутреннее изменение. Враг сумел обманом и хитростью разжечь в ее душе горделивую жажду богоравенства. Тогда ее взгляд, чистый и невинный, которым она до тех пор всегда взирала на прекрасные плоды древа познания добра и зла, помутился. И если раньше красота плода не производила на нее особенного впечатления, то теперь ее любопытство страстно и вероломно приковано к нему, и она во что бы то ни стало хочет его попробовать. Помраченным от гордого желания умом она абсолютно верит в то, что ей сказал лжец, прельститель и обманщик. И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт.3:6 ).

И немедленно то, что было дерево хорошо для пищи, и . приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание ( Быт.3:6 ), оказалось семенем смерти! С тех пор грех будет лишь кратковременным услаждением гортани, позднее же его ужасные последствия станут горче желчи, а укоры совести будут острее обоюдоострого меча ( Притч.5:3–4 ). Этим безумным делом человек явил свою преступную неблагодарность и непочтение по отношению к Богу. Своей волей он отверг Источник Жизни. Поступок Евы был первым отступничеством, первым мятежом, который имел место на земле. Это была, так сказать, первая атеистическая акция разумного человека.

Поэтому наши прародители, по сути, умерли сразу же после того, как согрешили, согласно предупреждению Бога в Троице! Как только они преступили заповедь человеколюбивого Бога, они сделались подвержены смерти.

Духовная смерть

Страшное состояние духовной смерти, которое теснейшим образом связано с грехом ( Рим.5:12 ) 154 , применимо не только к тем, кто жил до Христа и был мертв по преступлениям и грехам своим ( Еф.2:1; 5 . Кол.2:13 ), но и к тем, кто живет после Христа, но порабощен греху. Поэтому божественный Павел призывает их подняться от мрачного сна греха, восстать от смерти, чтобы осветил их Свет жизни, то есть Христос ( Еф.5:14 ). 155

О вечной смерти речь пойдет в соответствующем разделе. Ниже мы рассмотрим телесную смерть как результат нашего преступления Божественной заповеди.

Естественное следствие нашего преступления – телесная смерть

Всеобщее явление

Только мы и никто другой!

Когда человек встречается с явлением смерти в мире, когда он видит, как смерть похищает его любимых в зрелом и раннем возрасте, он спрашивает: почему же Бог допустил смерть? Он, всеведущий, разве не знал, что человек согрешит, и что, следовательно, Он осуществит угрозу, которую изрек первозданным: смертию умрете ( Быт.2:17 )? Неужели Сам Бог является виновником смерти, пусть и косвенно?

Это недоумение, однако, нелогично! Ибо свобода и принудительная приверженность к добру суть два состояния, диаметрально противоположные. Свобода означает возможность и свободу выбора пути, тогда как чисто инстинктивное делание добра означает вынужденное движение в заданном направлении. А это есть лишение свободы. Божественное всемогущество неограниченно, но оно действует всегда разумным и свободным образом. И творения оно создает разумные и свободные.

Кроме того, нужно иметь в виду, что Бог создал человека свободным, но не оставил его без помощи. Он направил еще не испытанную волю Своего создания к добру, чтобы человек, и отстраняемый от добра, обратился все же к Нему и утвердился в добродетели.

О, смерть! как горько воспоминание о тебе. О, смерть! отраден твой приговор . ( Сир.41:1–3 ).

Разлучение души и тела

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. I. Гл. I / Полное собрание творений. СПб., 1913. Т. 1. С. 157–158.

Человек погрузившейся в любовь к себе и к миру с удовольствиями.Высшие принципы(как духовность), являющиеся основными элементами человека уходят,погибают, и он живет только на природном плане своих чувств.Погоня за богатством, забавами и развлечениями общественной жизни, опьяняет и восторгает этих живых мертвецов.

Потому что тело - физическое рано ли поздно умрет, а душа она вечна - ее смерть куда страшнее. Дух бессмертен, я так понимаю смерть означает не спасение, рай - спасение для души человека, туда и нужно стремиться.

Самыми страшными казнями Средневековья являлись:

5.Удары розгами и плетью.

7.Применение пыток перед смертью виновника.

8.Членовредительские наказания, связанные с отрубанием руки.

Это может привести к проблемам с нервной системой, со здоровьем. К бессонницам, паническим атакам , навязчивым состояниям, маниакальным состояниям. К сумасшествию. Я советую обратиться с этой проблемой к психиатру, чтобы понять что стало причиной появления этого страха. Действительно грамотный специалист поможет с этим разобраться.

Я был на грани смерти. Тонул в речке еще лет в 14. Состояние паники и бессилия. Но в тот момент думаешь не столько о смерти, сколько о боли и мучениях, которые испытываешь. Потом когда я уже фактически утонул, у меня был провал в памяти, и очнулся я уже на зеленой травке, выплевывающим воду из легких, меня спасли. Смерти особо не боюсь, я не думаю о том, как страшно будет умирать, но возможно это потому, что я молодой и сижу в безопасности. Будь я стариком или находился бы я в тонущем корабле все могло быть иначе. Трясся бы скорее всего от страха. В реинкарнацию я верю на уровне свершившегося факта, но я специально изучал эту тему, и знаю, что есть как минимум две концепции реинкарнации - буддистская и индуистская. Индуистская считает, что из рождения в рождение переходит душа, которая сама бессмертна и не меняется, на этот процесс влияет милость богов и внешние факторы - например, дорогой обряд кремации заказанный в Варанаси, которые не может себе позволить местное население, более благотворно сказывается на следующей жизни. Буддистская концепция отрицает веру в душу и единую линию целостной жизни от оболочки к оболочке, считая, что сознание после смерти распадается на скандхи, и перевоплощается уж в настолько иной форме, что прошлой личности не остается, собственно, личность и душа есть иллюзия изначально в их представлениях. Там что-то типа записей на Hard Drive ума, которые все хранятся в высоких слоях ума, заблокированная память для непросветленных. Так что у них перерождается не душа. И влияние богов (каких любо сущностей) не может оказывать влияние на процессы кармы. Обряды типа дорого сожжения в особом месте типа Варанаси тоже никак не влияют. Есть еще третья точка зрения - западно-эзотерическая, представляющая из себя суррогат всего возможно напиханного в неё, вообще не стоит рассмотрения.

Хороший вопрос))) Думаю, что до смерти от смеха прямо всё же дело не дойдёт. Надо просто чтобы в меру было. Чтобы человек, который щекотать будет, был надёжный, кому можно доверять. Чтобы знал, когда надо остановиться. Тогда всё нормально будет))) ИМХО.

Вечная жизнь - это жуткая скука. Представь, что все радости и печали, все удовольствия и разочарования ты познаешь в первые 50 лет. А потом? Повторять то что уже было, это как читать прочитанную книгу или смотреть старое кино. Интересно, но исход известен и потому интриги нет. Скука. Любовь. Она бывает только в глупом возрасте. И цветет только один раз. Дети. Не всегда они радуют. Через те же 50 лет загрызут упреками типа "зачем ты меня родила". И все такое.

Так что лучше ярко и звонко прожить короткую, но полную впечатлений жизнь, чем тянуть свой бесконечный срок мучаясь жуткой депрессией и нехорошо поминая Создателя.

3 сочинения: Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической?

С первых строк романа нам понятно, что главным героем является молодой барин – Илья Ильич Обломов, – проживающий на Гороховой улице. Известно, что Гороховая улица появилась в Санкт-Петербурге в 1720 году.

В девятнадцатом веке это была одна из самых престижных улиц города.

Здесь располагались крупные магазины, доходные дома (это многоквартирные дома, предназначенные для сдачи квартир в аренду), дома богатых петербуржцев.

Обстановка в комнате оставляла желать лучшего: все обветшало, запылилось. Из трех комнат лишь в одной присутствуют признаки жизни.

Более того – он даже не может заставить себя встать, умыться, одеться, предпочитая пить чай лежа и думать лежа.

Впору своему хозяину и его слуга Захар, любивший проводить время на лежанке.

Между ними происходит забавный диалог: Обломов распекает Захара за беспорядок в доме, а Захар находит всяческие оправдания своей лени и ловко пользуется тем фактом, что Обломов очень не любит возни в доме.

После прочтения первой главы возникает двойственное чувство: кажется, что нельзя быть настолько ленивым. Писатель явно гиперболизирует образ героя. Но вопреки здравому смыслу мы чувствуем симпатию, жалость, снисхождение к молодому барину, так и не вставшему с дивана в течение всего дня.

Пример сочинения 2

В мировой литературе больше не встретить такого произведения, где главный герой на протяжении практически всего повествования не поднимается с дивана. Илья Ильич ничего не делает самостоятельно, даже никогда не надевал сам чулок. Для этого у него есть Захар, приставленный к герою с детства. Вся жизнедеятельность Обломова зависит от его слуги. Герой мечтает, чтобы все делалось само собой или кем-то устраивалось. Он пассивен, безволен, его эмоции минимальны.

Пример сочинения 3

Передо мной произведение принадлежащее перу И. А. Гончарову. В данном романе представлены размышления автора над проблемой угасания человеческой души.

Почему же другу не удалось изменить образ жизни Обломова? Дело в том, что Илья Ильич не просто боится перемен: он оградил себя от живого и многообразного мира еще и особой жизненной философией, чтобы оправдать свое бездействие и лень. Обломов витает в облаках собственный иллюзий, утверждая, что у него нет пустых желаний и мыслей. Он презирает суету и горд тем, что может себе позволить не заниматься торговлей, не идти в кабинет с докладом или бумагами — быть выше всех низменных житейских проблем.

Обломов доволен собой, поэтому и не стремиться меняться. Герой отказывается взрослеть и понимать, что никакое внезапно сошедшее на него чудо не решит всех назревших проблем ни в хозяйстве, ни в личной его жизни, поэтому он решает лучше остаться в своих несбыточных мечтах, для которых нужно хоть что-то делать, а не просто лежать и размышлять.

Люди преимущественно боятся физической смерти. Но пугаться нужно бесчувственного, оцепеневшего состояния души, когда тело еще живое. В первом случае гибель — это природный процесс, следствие первого грехопадения. А смерть духовного мира заключается в разлучении с Божеством и в соединении с грехом. В этом случае тело является своеобразным гробом для души. Процесс происходит от воли, подвергается ответственности и не имеет оправданий. Эта смерть тягостная и ужасная. Она не заключается в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения.

  • невозможность войти в блаженную вечность;
  • неспособность жить и действовать в ней.

За умерщвленную душу человек будет отвечать перед Богом. Поэтому стоит задуматься над тем, что забвение о телесной и возможной духовной гибели — это и есть то состояние, когда умирает душа.

Наглядным примером людей с мертвой душой являются пустотелые семена. От качественных невооруженным взглядом их не отличить. Но после посева в землю становиться все понятно. Здоровые зернышки дают ростки, а от больных — всходов ждать не стоит. В них нет способности к жизни.

Царь и волшебница

Признаки духовной смерти

Первое грехопадение, из-за которого умерла душа, случилось с Адамом. Он откусил плод с Древа познания, и смерть настигла его духовную составляющую. Сразу после этого, когда тело еще не успело заболеть, душа подала признаки разложения. Сначала появилось чувство наготы. Это не телесные ощущение, а потеря одежды благодати. Признаком гибели души стало также ее погружение в океан безумия, когда Адам спрятался от Бога под кустом. Дальше между супругами распалась любовь. Каждый из них готов пожертвовать своим партнером.

При приближении физической смерти, у человека проявляются болезни, дряблость. У него ослабевает слух и зрение. Постепенно чувства затухают совсем. Смерть души также имеет определенные признаки.

  1. Поэтапное притупление совести — в результате происходит привыкание к греху, потому что на него уже нет реакции. Человек не чувствует необходимости покаяться, он себе во всем поощряет. Внутренний голос в это время спит.
  2. Грех переходит в страсть — это чувство отнимает здравый ум. Пропадает ощущение что плохо, а что хорошо. Отсутствует возможность отличить Добро от Зла.
  3. Нет нужды в молитве — человек во время прошения сонлив, не желает изучать духовную литературу. Во время богослужений ему скучно. Не принимает участия в духовных беседах. Они могут вызывать у него раздражение.
  4. Человек легко поддается негативному влиянию. Ему присущи такие качества, как озлобленность, ненависть, желание мести.

Все перечисленные состояния приводят к болезни души. Это проявляется также извне. Человек становится грубым в поведении. Его взгляд мрачнеет, лицо приобретает злые черты, голос становится неприятным.




Мнение других религий

Они по-своему трактуют понятие смерти. Для начала давайте выясним, что такое смерть с точки зрения философии мусульман. Во-первых, между исламом и христианством очень много общего. В религии азиатских стран земная жизнь также считается переходным этапом. После её окончания душа попадает на суд, который возглавляют Накир и Мункар. Именно они расскажут, куда вам направляться: в рай или ад. Затем грядёт высший и справедливый суд самого Аллаха. Вот только настанет он после того как Вселенная разрушится и полностью исчезнет. Во-вторых, сама смерть, ощущения во время неё, сильно зависят от наличия грехов и веры. Она будет незаметной и безболезненной для истинных мусульман, продолжительной и мучительной для атеистов и неверных.

Что касается буддизма, то для представителей этого вероисповедания вопросы смерти и жизни являются второстепенными. В религии даже нет понятия души как таковой, существуют только её основные функции: познание, желание, ощущение и представление. Такими же аспектами характеризуется и тело плюс телесные потребности. Правда, буддисты верят в реинкарнацию и считают, что после смерти душа всегда перерождается – в человека или другое живое существо.

А вот иудаизм совсем не уделяет внимание объяснению того, что представляет собой смерть. Это, по мнению его приверженцев, не такой уж и важный вопрос. Позаимствовав у других религий различные понятия, иудаизм впитал в себя целый калейдоскоп смешанных и адаптированных убеждений. Поэтому в нём предусматривается реинкарнация, а также наличие рая, ада и чистилища.

Что убивает душу

Смерть души вызывает грех — отступление от Бога живого, оскорбление Всевышнего. Сначала он приводит к болезни духовной составляющей человека. Это главная демонская сила, из-за которой умер Христос. Она является причиной всех скорбей.

Если человек грешит, то он сам наказывает себя. За это ему посылаются болезни, разные испытания и страдания.

Привязанность к греху — это нарушение целостности человеческой жизни и нарушение Божьего замысла. Он часто не дает возможности общаться с Создателем. Условием смерти души является пребывание в порабощении у страсти.


Смертный грех христианина, который не излеченный покаянием, влечет за собой вечные мучения. Простительный — не разделяет человека с благодатью. Но он также является разрушительным. Не стоит думать о своих грехах, как о маловажных. Это все равно нарушение закона Божьего, которое имеет страшное лицо, потому что оно:

  • нарушает порядок естества;
  • противодействует воле Господа;
  • расстраивает тело;
  • извращает душу.

Но бывает так, что грех кажется человеку приятным. Это случается потому, что он представляет беззаконие добром, не желая замечать истинного положения вещей. Если бы каждый видел отступление от Божьих заповедей в настоящем виде, то ужаснулся бы и никогда бы больше не заблуждался.

Искушения действуют губительно на энергетическую субстанцию внутри каждого. Если человек не умеет их победить, то прежние преступления заканчиваются новыми. Нужно понимать, что любое нарушение заповедей Господа приводит к состоянию, когда духовный мир умирает.

Основные этапы

Духовная составляющая гибели человека ясна. Теперь попробуем выяснить, что такое биологическая смерть. Медики выделяют несколько стадий процесса умирания:

  1. Предагональное состояние. Длится от десятка минут до нескольких часов. Человек заторможенный, сознание неясное. Может отсутствовать пульс на периферических артериях, при этом прощупывается только на бедренной и сонной. Наблюдается бледность кожных покровов, присутствует одышка. Предагональное состояние заканчивается терминальной паузой.
  2. Агональный этап. Дыхание может прекращаться (от 30 секунд до полутора минут), артериальное давление падает до нуля, угасают рефлексы, в том числе и глазные. В коре головного мозга происходит торможение, функции серого вещества постепенно отключаются. Жизнедеятельность становится хаотичной, организм перестаёт существовать как единое целое.
  3. Агония. Длится всего несколько минут. Предшествует клинической смерти. Это последний этап борьбы человека за жизнь. Все функции организма при этом нарушены, отделы центральной нервной системы, расположенные выше ствола мозга, начинают тормозить. Иногда появляется глубокое, но редкое дыхание, происходит отчётливое, но кратковременное повышение давления. Сознание и рефлексы отсутствуют, хотя могут ненадолго возобновиться. Со стороны кажется, что человеку становится лучше, но подобное состояние обманчивое – это последняя вспышка жизни.

Затем следует клиническая смерть. Хотя это и последний этап умирания, он обратимый. Человека могут вывести из указанного состояния или же он самостоятельно возвращается к жизни. Что такое клиническая смерть? Детальное описание процесса изложено ниже.

Что вдыхает в душу жизнь

Каждому при рождении дается душа. Но она из-за первородного греха Адама и Евы падшая, умерщвленная. Дальнейшая жизнь и смерть энергетической субстанции зависит от присутствия в ней Святого духа. Если он есть, нематериальная субстанция жива. Когда благодать отсутствует, она умирает. Получается, что душа оживляет человека, а ее — Дух Святой. Если этого не произойдет, то для Бога личность останется духовно мертвой.

Земной смысл каждого — это сделать свой духовный мир способным к жизни. Поэтому основное в христианстве — стяжание Благодати. Обеспечивается оно благодаря бытию, согласно Божьим законам. Смертный грех лишает ее присутствия.


Многие живут насыщенной и яркой жизнью, наполненной событиями, что не вызывают чувство стыда. Часто случается наоборот — бывают такие обстоятельства, о которых не хочется даже вспоминать. Кто-то рассуждает, что он не живет, а существует. Нередко человеку сложно правильно оценить свое бытие. Не каждый желает заниматься самоанализом, принуждать себя к чему-то.

Стоит понимать, что не все, что относится к жизни, принадлежит и к духовному миру. Вывести из тупикового состояния может Божья благодать, от которой идет добро. Без Господа человек не может ничего. Есть его установленные законы. Почерпнуть их можно у кого-то опытней и мудрей. Это могут быть святые отцы, которые написали много творений. Когда человек периодически приходит к своему батюшке на исповедь, он обязательно получит совет.

Чтобы побороть смерть души, можно также воспользоваться собственным христианским опытом. Он способен дать подсказку, напомнить, что помогало человеку в этом случае ранее. Укажет на действия, которые дадут возможность встрепенуться. Средства у каждого могут быть свои, но часто они похожи. Пищей для оживления души является:

  • чтение духовной литературы, Евангелия, псалмов и молитв;
  • пение духовных песен;
  • пост;
  • бдения;
  • размышления о вечных благах и надежда на них.

Нередко помогает встрепенуться раздумывание о смерти. Рано или поздно, но человек умрет. Стоит задуматься, что будет дальше. Это даст возможность переосмыслить и переоценить свою жизнь. Тогда все встанет на свои места.


Становится понятно, что действительно важно, а от чего нужно отказаться. Есть вещи, которые следует отбросить от себя подальше. Такие размышления дадут четкую картину о жизни и о важных ее отдельных элементах.

Первородный грех

Таким образом, первородный грех – наследственная поврежденность человеческой душевно-телесной природы, общая склонность людей к греховным поступкам.

Законы духовной жизни

Человек должен знать законы духа и как поступать по ним, чтобы иметь возможность взаимодействовать со Святым Духом. Это поможет также уберечься от проделок сатаны. Верующему нужно уяснить, что от духа, что от души, а что от тела. Когда все хорошо, то человеческий дух подобен фонарю — он полностью освещен. Если нет контакта с благодатью, то царит тьма. Можно также провести сравнение с пружиной. Когда человека что-то обременяет, то дух находится в сжатом состоянии, не может функционировать. Нужно выяснить, что дает тяжесть, и достичь чувства свободы.

Стоит также научиться распознавать и отражать атаки злых сил, чтобы не нарушить равновесия общения с Богом. На них могут указывать такие состояния:

  • угнетенность;
  • печаль, отчаяние;
  • плохое настроение.


Эти проявления быстро затронут плоть при условии, что не встретят сопротивления и отвержения. Человек должен различать такие состояния своего духа:

  • угнетенный;
  • в спокойствии и равновесии;
  • напряжен, переутомлен.

Если личность научится это делать и будет поступать по духу, то сможет возвысить его. Способности человеческого духа познаются тогда, когда он соединен с Христом и укреплен Духом Святым.

Воскрешение человеческого естества


Воскрешение заключается в том, чтобы блудник стал целомудренным, корыстолюбивый — милосердным, жестокий — кротким. Ваш грех умерщвляется, праведность воскресает и начинается новая жизнь по Евангелию. На протяжении Великого поста каждый должен проверить, жив он или умер. Начало покаяния — это осознание себя мертвым или полумертвым духовно. Дальше нужно прибегнуть к источнику жизни — первая ступень духовного бытия. Необходимо оставить грех, обратиться всем сердцем своим к Господу. Тогда он не вспомнит о совершенных беззакониях. Нужно только не сворачивать с выбранного пути.

Воскрешение омертвевшей души может наступить прежде телесной смерти. Человек еще живет на земле, но для Бога он уже воскрес. К таким людям относятся святые подвижники.

Читайте также: