Сочинение на тему ивана купала

Обновлено: 02.07.2024

С момента прихода христианства в наши края этой обычай почти не изменился. Христианская церковь не смогла искоренить и уничтожить этот любимый народом обычай, празднование ночи Ивана Купалы. В библейской истории подобрали свое объяснение празднику — подобранное по дате рождения Иоанна Крестителя — дабы не создавать конфликт между истинным восприятием мира и природы жителей нашей местности и христианской религии.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.

Почему же после прихода христианства, а в некоторых случаях насильного обращения в эту веру, у людей, спустя более двух тысяч лет, сохранились пусть не в первозданном виде, но в близком к этому состоянию обряды, традиции в отношении именно этого праздника? Наверное, это значит, что наши предки что-то знали, вкладывали какой-то смысл в этот день. И именно этот день наиболее важный из всех летних дней, который стоит чтить, помнить, даже на уровне генетической памяти.

Разве не удивительно, что сегодняшняя молодежь, которая совсем не знает истоков происхождения этого праздника, с большим удовольствием пускает венки со свечами на воду, бегает по лесу в поисках цветущего папоротника, прыгает через костер и верит в реальность этого таинства.

Это наша культура, передающаяся не из уста в уста, не через книги и газеты, это заложено в нас природой. Но как ни странно, не только молодежь, но и люди, жившие в советские времена, когда было запрещено все, с удовольствием приходят на купаловские праздники, проходящие во всех районах города где есть водоемы.

Возможно, никто и не найдет папоротник, но вера в прекрасное и хорошее существует. И это замечательно. Не исключено, что именно для этого наши предки придумали, а может и знали об этом празднике, о чем-то загадочном и сверхъестественным и смогли донести эту загадку до современности, иначе неспроста он существует и по сей день…

купала христианство папоротник костер

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ивана Купала – древний языческий праздник, который приходится на июльскую ночь с 6 на 7 число второго месяца лета. Этот праздник назван в честь святого Иоанна. Это праздник имел чрезвычайное значение для древних славян, он был связан со священными действами у огня и воды, двух самых важных жизненных стихий.

Известно, что славяне всегда очень почитали силы природы и наделяли их дополнительными силами. Люди верили в силу дождя и ветра, поклонялись многим богам. Оно и не удивительно, но наши предки были аграриями и от хорошей погоды, и благоприятных природных условий зависел их урожай. Поэтому они всегда стремились обожествлять силы природы, оказывать естественным силам огромного значения. Русские имели бога ветра, дождя, снега, бога воды и урожая. И каждый из этих богов требовал своих ритуалов и традиций.

С тех пор как на Русь (сочинение) пришло христианство, мало что изменилось. Люди перестали называть богов своими именами, отныне в быту русских существовали только святые. Но отказаться от всех языческих праздников наши предки не смогли, ведь они очень укоренились в нашей культуре и в славянском сознание. Итак, началось сочетание элементов славянских ритуалов с христианскими, много праздников было адаптировано на христианский лад, но некоторые так и остались такими, какими были. К таким праздникам относится и Ивана Купала.

С этим праздником связано много интересных ритуалов. В одних местностях верили, что в эту волшебную ночь в лесу распускается цветок папоротника, только раз в год и тот, кто его найдет, будет обладать огромным сокровищем. Юноши отправлялись в лес на поиски волшебного невиданного цветка. Вокруг этого верования сплетено много легенд: говорят, что во время поисков папоротника смельчаков ждут жуткие испытания, ведь в эту ночь вся нечисть бродит по лесу. Говорят также, что этот цветок горит страстным огнем, что на него невозможно смотреть, настолько он яркий. Но все это догадки и мифы, хотя кто знает.

Еще одно интересное поверье связано с водоемами: реками и озерами. Люди верили (а некоторые и сейчас верят), что в эту ночь на поверхность воды выплывают русалки, но эти русалки не такие как в детских мультфильмах. Они норовят затянуть в глубину реки каждого, кто ступит в воду, поэтому в этот день и ночь многие избегают (и избегает) купаний. Даже сегодня иногда можно услышать, что в ночь на Ивана Купала было найдено много утопленников.

Традиционное празднование этого праздника проходит у реки обязательно с костром. С ним тоже связано много интересных легенд. Говорят, что если парень и девушка вместе, взявшись за руки, перепрыгнут через костер, то они будут любить друг друга всегда, а их брак будет крепкий и счастливый. Прыжки через костер – это своеобразное очищение, вступление к новой жизни.

Незамужние девушки на Ивана Купала плели венки и пускали их в реку. Они верили, что куда венок поплывет, там девушку ждет ее судьба.

Сегодня Ивана Купала – это скорее развлекательное действие, чем ритуальное. Люди танцуют у реки, проводят конкурсы, девушки ради любопытства опускают на воду венки, но этот день и ночь уже не имеют такого сакрального значения для русских, как когда-то, ведь люди понемногу теряют то обожествленное отношение к природе, которое было у наших предков.

Праздник Ивана Купала – один из величайших христианских праздников. Еще несколько десятилетий назад оно было достаточно популярным на территории России. И сегодня в сельской местности можно найти определенные остатки древнего праздника.

Собственно праздник Ивана Купала связан с поклонением божествам природы, культ которых был довольно распространенным в дохристианские времена. О древности этого праздника говорят обряды и действия, связанные с ним: костры, через которые прыгали юноши и девушки, колеса, которые поджигали и скочували

с речных и озерных склонов и т. п. Очень красивый купальский обряд сохранился до сегодня: девушки сплетали венки из цветов и пускали их по воде. За “поведением” венков можно было узнать о дальнейшей судьбе, ожидаемый брак.

Венки и пускали по воде, сопровождая это действо обрядовыми песнями.

С праздником Ивана Купала связано много народных верований. Одно из них – цвет папоротника. По древним легендам, папоротник цветет один раз в год – в купальскую ночь.

Тот, кто сумеет сорвать огненный цветок папоротника, получит возможность с легкостью находить богатейшие клады, спрятанные в недрах земли.

И не так просто сорвать цвет папоротника: всевозможные ужасы сопровождают искателя, и не дай Бог ему оглянуться… На самом деле папоротник не цветет ни в купальскую ночь, ни в любую другую.

И от того не становится меньше восторг тех, кто ищет волшебный цветок.

Очарованный красотой родной природы человек и сегодня помнит об празднике Ивана Купала. К сожалению, теперь редко устраивают купальский праздник в полном объеме, ограничиваясь лишь некоторыми его элементами. А какое бы воспитательное и просветительское значение могло бы иметь!

Это не только этнография, но и история, искусство, религия – и все объединено в одном празднике.

В России много праздников, но мы помним их не все. Это может означать, что со временем немало праздников просто исчезнут. Будем надеяться, что эта участь минует один из самых любимых праздников украинского народа – праздник Иван Купала, день радости, чистоты и единения с природой родного края.

Ни одному из языческих праздников не выпала такая пристальное внимание и долгую жизнь, как празднику Купалы. День Купала, который приходится на 7 июля, совпадает с летним сонцеворотом. У древних славян Дажьбог - бог Солнца - был самым уважаемым среди других мифологических божеств. Это и понятно, потому что от солнца зависел урожай, а значит, и жизнь земледельцев, которыми испокон веков были украинцы. Наши предки считали, что именно солнце подарило жизнь всему на земле. Поэтому годовой цикл солнца совпадал с важнейшими ритуальными действами. Одним из них было Купало, которое символизировало летний солнцеворот, то есть самый высокий культ солнца.

Христиане не смогли запретить это праздник, поэтому соединили его с Рождеством Святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Вот так появилось християнізоване праздник с двойным названием - Ивана Купала.

Как каждое народный праздник, день Ивана Купала происходит со многими своеобразными обрядами и песнями.

Все село собиралось возле реки. Там зажигается священный очаг, выступало символом небесного солнца. Оно должно гореть целую ночь. Желающие, особенно парни и девушки, перепрыгивали через него три раза, тем самым они как бы очищались. Парням это давало силы и здоровье, девушкам - красоту. Если удачно перепрыгнул через костер парень со своей девушкой, это означает, что они непременно поженятся и будут счастливы в браке.

С праздником Купалы связанные два главные персонажи - собственно Купало и Марена. Это были две символические фигуры парня и девушки. Марена готовилась из вишневой ветки, которую сопровождалась и впитывали в женскую одежду. У нее водили хороводы и пели песни. В это время свою куклу готовили парни. Купало делался в жмута соломы. На него надевали мужскую одежду. Уже ночью Марену и Купала топили, при этом напевая:

Утонула Мареночка, утонула, На верх кісонька зирнула.

Ой купался Иван и в воду упал. Было же тебе, Іваночку, не купаться.

На праздник Купала девушки обязательно гадали: они заранее плели венки, вонзали в них свечу и пускали по реке. Если венок хорошо плывет и горит, то девушка в этом году женится, если венок крутится на месте, то придется еще сидеть в девках, а если у кого венок затонет, то это уже предвещало несчастья. Парни пытались поймать венок своей возлюбленной, это означало, что они проживут всю жизнь в паре.

С праздником связано много легенд. Самой популярной была легенда о цвет папоротника. Считается, что папоротник цветет раз в год. Тот, кто добудет себе тот цветок, становится мудрым и сильным, сможет противодействовать нечистой силе, услышит язык деревьев и увидит сокровища, спрятанные в земле. Понятно, почему так много смельчаков шло ночью в лес искать тот цвет папоротника, хотя это было очень опасно, потому что черт всячески пытался помешать человеку получить желанное сокровище.

Мне кажется, что это праздник - найпоетичніше и самый веселый из всех народных праздников. Поэтому очень жаль, что его уже совсем не празднуют, или делают это совсем не по традиции. Праздник Ивана Купала символизировало духовное единение человека с природой, освящало чувства молодых сердец. Символом очищения от всего греховного были огонь и вода, а все плохое тонуло вместе с Мареной. И люди действительно в это верили, а с этой верой оживала их надежда на лучшее будущее.

Читайте также: