Герои антиподы и их противостояние в романе война и мир сочинение

Обновлено: 05.07.2024

"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы", — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи "Война и мир" не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и "примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России", и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, "эпохе заблуждений и несчастий" своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то "чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. ". Толстой в очередной раз оставил написанное и "стал писать со времени 1812 года". Но оказалось, что "между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи" личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали" с равным интересом для автора, "молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени". И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав "наших неудач и нашего срама". Писатель пришел к выводу, что если "причина нашего торжества" лежала в "сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений". Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести "многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов". Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта "Войны и мира" прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: "Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. ", то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: "Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. "

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте "Войны и мира" появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил "по Толстому". Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что "исторические рассуждения" в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем "особого мнения". То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. "Что за славный народ!" — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. ". Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: "Я сожгу Москву", как и Наполеон: "Я накажу свои народы", — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. " — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно "Войну и мир", с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют "романом-эпопеей". Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.


Задание 12 № 8695

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.

Рекомендуемый объём сочинения 250−350 слов, минимально необходимый объём — 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

12.4. Тема любви к природе в отечественной или зарубежной литературе второй половины XX−начала XXI в. (На примере одного-двух произведений)

12.5. Какие рекомендации Вы бы дали художнику, иллюстрирующему рассказы А. П. Чехова? (С опорой на анализ произведения)

Комментарии к темам:

Другим примером может стать сопоставление Наташи и Сони. Соня Ростова — это один из тех персонажей, к которым читатель остается неравнодушен. Кажется, что Толстой поступил с этой девушкой незаслуженно — вместо того, чтобы вознаградить Соню за ее доброту и бескорыстие, автор сначала одаривает её безответной любовью, а затем оставляет старой де-вой.

Соня — это человек, который живет, руководствуясь правилами. Для девушки немыслимо осознать, что эти правила могут меняться в зависимости от ситуации. Она воспринимает жизнь слишком категорично, что не позволяет ей лавировать между жизненными неурядицами и находить безболезненный выход из сложившейся ситуации. Жизнь Сони в том, чтобы приносить себя в жертву ради других Девушка настолько срослась с этой ролью, что она для нее стала естественной, а о собственной жизни, жизни настоящей она забыла. Толстому ближе Наташа с её беспокойностью, совершёнными ошибками, страданиями и заблуждениями, потому что она искреннее, она живая.

С первых своих поэтических строк Сергей Есенин был предан деревне, родное Константиново подарило ему волну поэтического вдохновения и помогло прославиться. Порой поэт отходил от сельской тематики, но часто возвращался в родное лоно, как домой, для поиска вдохновения и покоя. Он понимает, что деревня навсегда останется в его сердце, а он всегда будет деревенским поэтом.

Я последний поэт деревни! — писал Есенин.

Сожалея о безвозвратно уходящей жизни, он пишет:

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

Под этим он подразумевает скорый конец и томится от мысли, что более никто из поэтов так не любит деревню, как он, более никто так не сможет описать её нетленную красоту. Сергей Есенин — истинный патриот своей родины, он любит её такой, какова она есть, без прикрас и высокопарности, он предан Родине до конца своих дней:

Если крикнет рать святая:

Я скажу: «Не надо рая,

12.4. Тема любви к природе в отечественной или зарубежной литературе второй половины XX−начала XXI в. (На примере

12.5. Какие рекомендации Вы бы дали художнику, иллюстрирующему рассказы А. П. Чехова? (С опорой на анализ произведения)

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

Положительные герои в романе

  • Наталья Ростова — молодая графиня 16 лет.
  • Княжна Марья Болконская — девушка верующая, тихая и спокойная, ее глаза извергают тепло и свет.
  • Граф Николай Ростов — муж Марии Болконской и брат Наташи Ростовой.
  • Кутузов Михаил Илларионович — полководец и главнокомандующий русской армии.

Наталья Болконская (Ростова)

Доброта Наташи Ростовой

Доброта Наташи Ростовой отличает ее от многих действующих лиц произведения, которых много в романе. С самого первого взгляда в глаза бросается ее детская простота, невинность, порядочность и хорошее воспитание. Девушка притягивает взгляд читателя своей честностью, открытостью, желанием жить ради других, своими добрыми поступками: помогает отдавать подводы раненым в бою. Она так же демонстрирует нам неподдельную любовь, несмотря на последующую измену.

Сердце Наташи наполнено любовью, чистыми и искренними чувствами, именно поэтому героиня так тяжело переносит утрату любимого мужчины. Смерть возлюбленного пагубно влияет на девушку, но не лишает человечности и милосердия. В эпилоге романа, писатель показывает нам замужество героини. Именно в браке и семейной жизни барышня находит свое истинное счастье. Она носит, рожает, кормит и воспитывает трёх дочерей и сыночка. С этого момента Наталья становится идеалом любящей жены и матери. Смыслом своей жизни теперь графиня видит свою семью: мужа и детей.

Марья Болконская

Душа героини многозначительно разнится с внешним обликом. В первую очередь свое милосердие девушка проявляет по отношению к своей семье: полностью отдает себя отцу и брату. Невзирая на строгость графа Болконского, главы семейства, она любит его, относится с большим трепетом и уважением. Героине несвойственны такие качества, как: жестокость, расчётливость, девушка не умеет обманывать. Замужество с Николаем Ростовым даёт Марье надежду на личное счастье. Брак позволил девушке совершенствоваться морально и духовно. Марья не просто является эталоном доброты, она также учит порядочности, добродушию окружающих.

Николай Ростов

Николай Ростов

Молодой человек очень добр и честен, вспыльчив, отчасти ведёт себя как ребенок. Проявление этого происходит не только во внешности парня, но и в поведении. Он никогда не лукавит, искренне любит своих родных и близких.

Николай так же пользуется уважением среди общества за свои удивительные таланты в музыке и танцах. Окружающие удивлялись его грации в танцах, просили исполнить что-нибудь с Натальей. Марью Болконскую граф полюбил за красивый внутренний мир, что говорит о его искренних намерениях к пассии. Бесспорно, парень также допускал ошибки, совершал глупые поступки, но он вовремя осознавал это и исправлял.

Кутузов Михаил Илларионович

Взору является человек добрый, внимательный, и главное — спокойный, неторопливый. Внешность деятеля прекрасно демонстрирует это, одет как обычный солдат, на военных советах и в бою остаётся самим собой.

В аргумент доброты на войне можно привести способность Кутузова к состраданию. Именно это качество роднит полководца с другими участникам и войны.

Отрицательные герои в эпопее

Вопреки всему хорошему, среди пятисот действующих лиц произведения. Больше половины из них являются отрицательными:

  • Княгиня Элен Курагина — образ притворной особы.
  • Анатоль Курагин — брат Элен.
  • Наполеон Бонапарт — генерал французской армии.

Элен Курагина

Героиня предстает полным антиподом Наташи Ростовой. Несмотря на то что изначально молодая особа появляется перед читателями мудрой, образованной, таковой она не является. Толстой упоминает ее однообразную улыбку и античную красоту тела. Она напоминает очерствелую статую, безумно красивую внешне, но абсолютно пустую внутри.

Элен Курагина

Элен эгоистична, самолюбива, вступает в отношения с Пьером Безуховым из корыстных побуждений. Она никогда никого не любила и не полюбит, сердце девушки мертво. На примере Курагиной Толстой желает показать, насколько обманчива бывает внешность. Вопреки безупречной внешности, внутри она особо уродлива. Бессердечная, меркантильная и эгоистичная Элен не заслуживает уважения и заботы, в конце произведения это её убивает.

Анатоль Курагин

Анатоль и Элен абсолютно одинаковы в своих жизненных принципах, где отсутствуют нравственные ценности. Они не созданы для семьи, у них нет и не будет детей. Невзирая на все плохие черты характера, парень чист совестью, считает себя хорошим, искренним и безукоризненным человеком. Ему не присуще сострадание и самоанализ, Анатолий готов идти к своей цели по головам, переступая через чувства окружающих.

Наполеон Бонапарт

Наполеон Бонапарт

Главная проблема полководца — самовлюблённость. Она проявляется в том, что Бонапарт считает себя выше и лучше других участников войны, потому относится к ним с пренебрежением. Исходя из этого, можно сказать, что Наполеон — человек бездушный, эгоистичный и неспособный на эмпатию и помощь.

Главнокомандующий никогда не пожертвует своим комфортом ради другого человека, даже если раненым окажется солдат своей армии.

Итоговый анализ сочинения

Подводя итоги, можно сказать, что добро и зло в войне и мире присутствует в совершенно разном соотношении. Злость, эгоизм и равнодушие куда превосходят милосердие, доброту и честность. Так происходит и в современном мире.

Автор уверен, что в наше время люди стали забывать про уважение, эмпатию и заботу. Нередко, из-за плохого окружения человек с чутким сердцем и чистой душой становится жестоким по отношению к другим и даже к самому себе. Каждому человеку на этой земле необходимо начать с себя: изменить свое поведение, характер и взгляды на жизнь. Если каждый из нас сумеет изменить себя: руководствуясь только идеалами доброты, на планете полностью иссякнут войны, во вселенной воцарит согласие, безмятежность и добро.

В произведении сталкиваются два типа людей, для которых совершать злые поступки вполне естественно и те, кто готовы сделать все, чтобы творить добрые деяния.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Кто они: герои и антигерои в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир".

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В процессе работы над созданием романа "Война и мир", погружаясь в материал истории, лев Толстой ищет в нем объяснение многим явлениям своей современности. Он убеждает читателя в том, что народ – огромная нравственная сила. Лев Николаевич Толстой — художник с большим диапазоном тем, философских взглядов на окружающий мир и человека. Писателю свойственна неспешная манера повествования, он постепенно вводит читателя в круг своих взглядов и интересов, надолго оставляя в "плену" произведения. Писатель ставит перед собой грандиозную задачу – рассказать о том "что никто никогда не скажет". Нельзя не удивиться широте его взглядов, умению вплести в ткань повествования проблемы, волнующие человечество на протяжении всего существования. А между тем Толстой очень тенденциозен, он заранее решает, как ему относиться к тому или иному герою, событию, и, выбрав линию поведения, не сворачивает с нее, заставляя своих героев действовать в соответствии со строго установленной линией. Таков и роман "Война и мир". По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров, мировая литература не знает ничего равного. Это колоссальное произведение о жизни русского общества в период между 1805 и 1820 годами. Писатель рассматривает бытие через призму войны и мира, то есть отношение различных людей к войне-убийству (именно так Толстой-пацифист трактует войну). Антиподом ей выступает мир, жизнь людей, их интересы, взгляды и мечты. Судьбы народные переплетаются в романе с жизненными судьбами отдельных героев. Любимые персонажи писателя: Андрей Болконский, княжна Марья, старик Болконский, Пьер Безухов, семья Ростовых, Кутузов. Они — проводники философии автора. Их антиподы — Курагины, Шерер, Друбецкой, Долохов — носители самых низменных пороков. Толстой не дает им ни малейшего шанса улучшиться, самосовершенствуясь. Показывая Наполеона в романе как предводителя шайки мародеров и грабителей, автор отказывает ему в талантливости, убеждает нас в случайности его первоначальных побед, когда молодой и тщеславный генерал ради своих мелочных интересов затягивает в пучину бед и страданий целые народы. Все помыслы и действия Кутузова были устремлены к одной цели – разгромить врага. Он жалеет солдат, видит бессмысленность русского похода в 1805 году. Командующий различает в солдатской массе отдельных людей, страдающих и умирающих из-за чужих фантазий, тщеславных помыслов индивидуалистов. Есть в романе сцены, где образ Кутузова показан противоречиво, в частности Толстой приписывает ему свои мысли о том, что развитие событий не зависит от людей, а предопределено свыше. Автор показывает в романе, какие изменения происходят с Кутузовым. Он становится совершенно иным в 1812 году, после отступления из Москвы. Полководец размышляет о своей вине, о том, что не сумел отстоять древнюю столицу. Этот мудрый старик понимает, что падение Москвы не есть потеря России. Бережное отношение к солдату сохранится в полководце и тогда, когда русские армии начнут громить французов. Кутузов с позиции сильнейшего советует "пожалеть" французов — ведь они стали слабыми, им грозит неминуемая гибель. Наполеон, войдя в Москву, почувствовал, что над ним и его армиями занесена рука сильнейшего духом противника, стал настойчиво просить о перемирии. До этого диктатор равнодушно смотрит на бессмысленную гибель подчиненных. Погибают уланы, а Наполеон уверен, что "присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумное самозабвение. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку". После этой сцены понимаешь, что Наполеон лишь карьерист и авантюрист, волей судьбы сумевший подчинить себе огромные массы людей и погубивший их. Его собственное падение было только вопросом времени. И совсем не удивляет бегство диктатора, когда он под Березиной бросил на верную гибель свою армию в "варварской России". Писатель подчеркивает, что Кутузов умел понимать дух войска и стремился им управлять. Толстой воспевает борьбу русского народа, "поднявшего дубину войны", воюющего без всяких правил, ибо какие могут быть церемонии с завоевателями. Противопоставление Кутузова Наполеону помогает автору показать истинный героизм одного и ничтожность помыслов другого. Кутузов плоть от плоти своего народа, а Наполеон далек от собственных солдат, смотрит на них как на средство для достижения своих корыстных целей. Картины крупнейших событий исторического значения переплетаются в романе с бытовыми сценами, в которых изображена повседневная жизнь героев. В целом роман представляет собой широкое полотно, рассказывающее о становлении личности в определенном историческом времени. На примере Наполеона автор показывает, как мелочные цели убивают душу самых активных и способных людей. Толстой, рассуждая о войне, говорит о ее пагубности для большинства людей. Зачинщиков бойни наказывает суд истории. Но для русского народа эта война была священной, так как речь шла о самом главном – о спасении родины от иноземного порабощения.

Сочинение на тему Кто они: герои и антигерои в романе-эпопее Л. Н. Толстого Война и мир Стр. 1

Сочинение на тему Кто они: герои и антигерои в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"
Толстой Л. Н.
Стр. 1

Сочинение на тему Кто они: герои и антигерои в романе-эпопее Л. Н. Толстого Война и мир Стр. 2

Сочинение на тему Кто они: герои и антигерои в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"
Толстой Л. Н.
Стр. 2

Читайте также: