Является преступлением когда один человек строит козни другому сочинение

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Наброски к урокам…

учитель русского языка и литературы

Один рассказ и четыре направления…

1. Знакомство с рассказом

Задание: Прочитайте рассказ Натальи Львовны Ключарёвой, российской поэтессы, прозаика, журналистки.

Иван Иваныч из Африки [2]

Когда я перешла в эту школу, травля была уже в самом разгаре.

Я не заметила, как он очутился в классе. Двадцать восемь глоток орали так, что закладывало уши. Звонка, разумеется, не было слышно.

И всё-таки через некоторое время я на своей последней парте почуяла что-то неладное. Мои новые одноклассники продолжали самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать по подоконникам.

А за учительским столом сидел печальный седой человечек в шерстяной кофте.

Человечек глядел в стол, горбился и так глубоко засовывал руки в карманы кофты, будто хотел спрятать туда и всё остальное тело. Залезть в собственный карман. И отлежаться там, в тёмной вязаной норе.

Мне почему-то стало трудно дышать.

— Кто это? — спросила я соседку по парте, пучеглазую Оленьку.

Оленька взахлёб пересказывала двум девочкам, сидевшим впереди, какой-то сериал. Меня она услышала только после тычка локтем. Оленька возмущённо взвизгнула и протараторила, не оборачиваясь:

Пауз между словами она не делала в принципе.

Тут я увидела, что на доске появилось несколько уравнений. Как-то сразу стало понятно, что решать уравнения на уроке алгебры здесь не принято. Этого не делал никто, даже самые последние изгои.

Я открыла тетрадь и стала переписывать иксы и игреки.

На человечка в кофте я не смотрела. Иксы расплывались перед глазами, будто у меня вдруг резко испортилось зрение. Перебирали синими ложноножками, дёргались и бесились. Как все вокруг.

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Но продолжала решать.

Почему-то было совсем не страшно.

Но вдруг я почувствовала, что надо мной кто-то стоит. И напряглась в ожидании какой-нибудь пакости. Подняла глаза и увидела… вязаные карманы.

Иван Иваныч развернул к себе мою тетрадку и стал в неё изумлённо вглядываться. Увидеть уравнения он, видимо, всё равно не ожидал. Несмотря на своё отчаянное путешествие на край класса.

Потом Иван Иваныч прошелестел:

Голос был похож на грязную доску, всю в старых меловых разводах. Такой же засохший и пыльный. Будто им пользовались крайне редко.

Я кивнула . Школа у нас была с французским языком. Чего же тут не понять.

Иван Иваныч вернул мне тетрадь. Расплывшиеся синие иксы были окружены частоколом исправлений, а внизу под резкой наклонной чертой стояла аккуратная двойка.

Вдруг на тетрадь опустилась гора. Так мне показалось в первую секунду. Но это была не гора, а зад переростка Ваганова.

— Хочешь стать великим математиком? — пробасил он.

Вокруг глаз у Ваганова темнели круги, как у маньяка из фильмов. А лицо блестело, будто ему на голову вылили бутылку масла.

Сердце у меня заколотилось сразу во всем теле. Дыхание сбилось. Но я заставила себя посмотреть на Ваганова. И ответить:

— А чего же ты хоооооооооооооочешь? — протянул Ваганов, закатив глаза, будто пел романс в филармонии.

Стая зашлась смехом. Но вскоре все замолкли и уставились на меня в ожидании ответа.

— Я хочу, — проговорила я, еле ворочая деревянным языком, — чтобы ты. Убрал. Свой зад. С моей тетради. Ясно?

Класс снова заржал. Но уже одобрительно. Ваганов озирался в поисках поддержки. И тут прозвенел звонок.

— Ладно, живи пока, — разрешил переросток.

Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт.

Но Иван Иваныч не орал. Иногда у него синели губы. Он вставал и уходил, держась рукой за стену.

Разговаривал он только со мной. И всегда по-французски.

Двойки мои по алгебре сменились тройками. Выпал первый снег. Кончилась первая четверть.

После каникул класс привычно драл глотки в ожидании алгебры. И вдруг дверь кабинета отлетела в стену. На пороге стояла укротительница. Зажатая в кулаке указка казалась хлыстом. Платье переливалось зловещими цирковыми блестками.

– С сегодняшнего дня, – медленно произнесла она, – на уроках алгебры будет всегда мёртвая тишина. Вот как сейчас.

И с того дня на уроках алгебры была всегда мёртвая тишина. Иван Иваныч в школе больше не появлялся. Что с ним стало, не знала даже Оленька. Да никто особо и не интересовался. Его постарались поскорей забыть.

А я почему-то верю, что Иван Иваныч вернулся в свою Африку. И говорит по-французски с толпой мультяшных негритят, как Бонифаций. А они слушают его, раскрыв рты. В какой-нибудь школе из пальмовых листьев.

И вязаная кофта ему больше ни к чему. Ведь он наконец-то согрелся.

Общие вопросы [3]

1. В чем смысл названия произведения?

2. Какова тема рассказа?

3. Что можно сказать о главном герое?

4. Его поведение в классе – это слабость или что-то другое?

5. Как в рассказе назван класс? Как представлены взаимоотношения героев в рассказе?

6. Возьмите красную шариковую ручку и подчеркните в рассказе те слова, которые характеризуют класс. Какой вывод вы делаете о классе, о его отношении к людям?

7. Подчеркните синей шариковой ручкой те предложения, в которых рассказывается об учителе. Вызывает ли у вас этот жалкий старичок сострадание? Почему? А уважение? Свою точку зрения объясните.

8. Можно ли назвать причину, которая лежит в основе конфликта класса и учителя?

9. Какова идея рассказа?

3. Подбор материала к конкретным темам

— Подчеркните ключевые слова в теме сочинения (КАК ОТНОСИТЬСЯ)

— Ответьте на этот вопрос?

— Какими могут быть ошибки?

— Какие нравственные ошибки совершает класс? Найдите в тексте подтверждение вашим мыслям.

Ошибка первая

Класс безобразно, недопустимо, жестоко относится к учителю

…травля была уже в самом разгаре

Двадцать восемь глоток орали так, что закладывало уши.

…одноклассники продолжали самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать по подоконникам.

Ошибка вторая

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Вдруг на тетрадь опустилась гора. Так мне показалось в первую секунду. Но это была не гора, а зад переростка Ваганова.

Стая зашлась смехом.

Ошибка третья

Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт.

После каникул класс привычно драл глотки в ожидании алгебры.

— Можно ли эти ошибки назвать преступлением или это просто проступки, детская шалость?

— КАК вы ОТНОСИТЕСЬ к тем ошибкам, которые совершает класс?

— Запишите свои мысли, оформив тезис будущего сочинения.

— Назовите ключевые слова этой темы. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за ПРОСТУПОК)

— То, что делают ученики из урока в урок, - это ПРОСТУПОК?

— Посмотрите в словаре лексическое значение слова.

Проступок - это противоправные, общественно-опасные, виновные деяния субъектов, которые причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава преступления.

— Какие противоправные деяния совершает класс?

— Почему ученики в старом учителе видят слабого, не умеющего защитить себя человека? Нет ли в его поведении проявления силы духа?

— Что не позволяет ему повышать голос, не наказывать, не писать замечаний в дневник? (Он считал это проявлением неуважения).

— А нужно и можно ли уважать таких детей?

— Поняли ли ученики, что старый учитель не был слабым, он был интеллигентным и добрым человеком?

— Ответили ли они за безобразное поведение?

— Дайте совет этим детям?

— Обобщите сказанное: в чём проявляется ответственность за совершённый проступок?

Тема 3 «Как вы понимаете утверждение Екатерины Великой:

— Как вы понимаете смысл высказывания Екатерины Великой?

— Почему книги названы зеркалом?

— Объясните лексическое значение слов ВИНА и ПОРОК?

— Действительно ли в художественной и публицистической литературе отражены людские пороки?

— С какой целью писатели и публицисты обличают эти пороки?

— Всегда ли люди понимают, что они совершают безнравственные поступки, что в их душе есть червоточина?

— Нужно ли людям показывать, что хорошо, а что плохо?

— Какова в этом роль литературы?

— Запишите свои ответы в тетради, написав вступление к сочинению.

— Можем ли мы сказать, что она обличает не только жестокость детей, но и поведение учителя, его бесхарактерность? Почему?

— В чем проявляется вина учеников?

Вина проявляется в неумении чувствовать чужую боль, неуважении человека как учителя, как старшего по возрасту, в невоспитанности учеников

Равнодушие Неуважение старших по возрасту Вседозволенность Безответственность

— К какому выводу вас подводит этот рассказ? Запишите его в тетради в качестве тезиса.

— Находим ключевые слова в предложенной теме сочинения (СТАНЕШЬ ЧЕЛОВЕКОМ)

— Что значит – стать человеком?

— Что надо сделать каждому из нас, чтобы стать человеком?

— Напишите вступление, обобщив свои ответы.

— Как называет класс автор? (стая)

— Объясните лексическое значение этого слова

— Как вы представляете стаю?

— Заглянем в толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

Стая ж.

1) Группа мелких животных одного вида, держащихся вместе. 2) перен. разг. Большая группа людей, находящихся вместе. 3) Несколько собак, специально подготовленных для совместной охоты, езды и т.п. 2. ж. местн.

ж. местн. Помещение для домашнего скота, хлев.

— Что стоит за этим словом в конкретном рассказе?

— Можно ли каждого из героев класса назвать человеком? Почему? Найдите подтверждение в тексте

Нельзя назвать человеком

Можно назвать человеком

Одноклассники

Рассказчица

Когда я перешла в эту школу, травля была уже в самом разгаре.

я на своей последней парте почуяла что-то неладное

Мне почему-то стало трудно дышать.

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам.

Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти.

И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт

Иван Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения..

А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе..

Но Иван Иваныч не орал.

— Давайте обобщим: почему никого из одноклассников рассказчицы нельзя назвать человеком?

— Почему героиня, от имени которой ведется рассказ, заслуживает наше уважение?

— Обобщив нашу работу, напишите тезис, ответив на вопрос: почему одних мы можем назвать человеком, а других – нет? В чём кроется причина нашего уважительного отношения к людям?

И напоследок – умные мысли для заключения

Сознаётся в вине только сильный. (Александр Герцен)

Бесчеловечность — это порок. (Оноре де Бальзак)

Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека (пословица)

Человек хуже животного, когда он становится животным. (Р. Тагор)

А дальше пишем все четыре сочинения. (можно и сократить количество!)

[1] Ключарёва Наталья Львовна (род. 1981, Пермь) — российская поэтесса, прозаик, журналистка.

[2] Текст взят из МЭ Всероссийской олимпиады школьников 2021 года, 9 класс

[3] Некоторые вопросы взяты из МЭ Всероссийской олимпиады школьников 2021 года, 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наброски к урокам…

учитель русского языка и литературы

Один рассказ и четыре направления…

Знакомство с рассказом

Задание: Прочитайте рассказ Натальи Львовны Ключарёвой, российской поэтессы, прозаика, журналистки.

Наталья Ключарёва 1

Иван Иваныч из Африки 2

Когда я перешла в эту школу, травля была уже в самом разгаре.

Я не заметила, как он очутился в классе. Двадцать восемь глоток орали так, что закладывало уши. Звонка, разумеется, не было слышно.

И всё-таки через некоторое время я на своей последней парте почуяла что-то неладное. Мои новые одноклассники продолжали самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать по подоконникам.

А за учительским столом сидел печальный седой человечек в шерстяной кофте.

Человечек глядел в стол, горбился и так глубоко засовывал руки в карманы кофты, будто хотел спрятать туда и всё остальное тело. Залезть в собственный карман. И отлежаться там, в тёмной вязаной норе.

Мне почему-то стало трудно дышать.

— Кто это? — спросила я соседку по парте, пучеглазую Оленьку.

Оленька взахлёб пересказывала двум девочкам, сидевшим впереди, какой-то сериал. Меня она услышала только после тычка локтем. Оленька возмущённо взвизгнула и протараторила, не оборачиваясь:

Пауз между словами она не делала в принципе.

Тут я увидела, что на доске появилось несколько уравнений. Как-то сразу стало понятно, что решать уравнения на уроке алгебры здесь не принято. Этого не делал никто, даже самые последние изгои.

Я открыла тетрадь и стала переписывать иксы и игреки.

На человечка в кофте я не смотрела. Иксы расплывались перед глазами, будто у меня вдруг резко испортилось зрение. Перебирали синими ложноножками, дёргались и бесились. Как все вокруг.

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Но продолжала решать.

Почему-то было совсем не страшно.

Но вдруг я почувствовала, что надо мной кто-то стоит. И напряглась в ожидании какой-нибудь пакости. Подняла глаза и увидела… вязаные карманы.

Иван Иваныч развернул к себе мою тетрадку и стал в неё изумлённо вглядываться. Увидеть уравнения он, видимо, всё равно не ожидал. Несмотря на своё отчаянное путешествие на край класса.

Потом Иван Иваныч прошелестел:

Голос был похож на грязную доску, всю в старых меловых разводах. Такой же засохший и пыльный. Будто им пользовались крайне редко.

Я кивнула. Школа у нас была с французским языком. Чего же тут не понять.

Иван Иваныч вернул мне тетрадь. Расплывшиеся синие иксы были окружены частоколом исправлений, а внизу под резкой наклонной чертой стояла аккуратная двойка.

Вдруг на тетрадь опустилась гора. Так мне показалось в первую секунду. Но это была не гора, а зад переростка Ваганова.

— Хочешь стать великим математиком? — пробасил он.

Вокруг глаз у Ваганова темнели круги, как у маньяка из фильмов. А лицо блестело, будто ему на голову вылили бутылку масла.

Сердце у меня заколотилось сразу во всем теле. Дыхание сбилось. Но я заставила себя посмотреть на Ваганова. И ответить:

— А чего же ты хоооооооооооооочешь? — протянул Ваганов, закатив глаза, будто пел романс в филармонии.

Стая зашлась смехом. Но вскоре все замолкли и уставились на меня в ожидании ответа.

— Я хочу, — проговорила я, еле ворочая деревянным языком, — чтобы ты. Убрал. Свой зад. С моей тетради. Ясно?

Класс снова заржал. Но уже одобрительно. Ваганов озирался в поисках поддержки. И тут прозвенел звонок.

— Ладно, живи пока, — разрешил переросток.

Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт.

Но Иван Иваныч не орал. Иногда у него синели губы. Он вставал и уходил, держась рукой за стену.

Разговаривал он только со мной. И всегда по-французски.

Двойки мои по алгебре сменились тройками. Выпал первый снег. Кончилась первая четверть.

После каникул класс привычно драл глотки в ожидании алгебры. И вдруг дверь кабинета отлетела в стену. На пороге стояла укротительница. Зажатая в кулаке указка казалась хлыстом. Платье переливалось зловещими цирковыми блестками.

– С сегодняшнего дня, – медленно произнесла она, – на уроках алгебры будет всегда мёртвая тишина. Вот как сейчас.

И с того дня на уроках алгебры была всегда мёртвая тишина. Иван Иваныч в школе больше не появлялся. Что с ним стало, не знала даже Оленька. Да никто особо и не интересовался. Его постарались поскорей забыть.

А я почему-то верю, что Иван Иваныч вернулся в свою Африку. И говорит по-французски с толпой мультяшных негритят, как Бонифаций. А они слушают его, раскрыв рты. В какой-нибудь школе из пальмовых листьев.

И вязаная кофта ему больше ни к чему. Ведь он наконец-то согрелся.

Общие вопросы 3

1. В чем смысл названия произведения?

2. Какова тема рассказа?

3. Что можно сказать о главном герое?

4. Его поведение в классе – это слабость или что-то другое?

5. Как в рассказе назван класс? Как представлены взаимоотношения героев в рассказе?

6. Возьмите красную шариковую ручку и подчеркните в рассказе те слова, которые характеризуют класс. Какой вывод вы делаете о классе, о его отношении к людям?

7. Подчеркните синей шариковой ручкой те предложения, в которых рассказывается об учителе. Вызывает ли у вас этот жалкий старичок сострадание? Почему? А уважение? Свою точку зрения объясните.

8. Можно ли назвать причину, которая лежит в основе конфликта класса и учителя?

9. Какова идея рассказа?

3. Подбор материала к конкретным темам

— Подчеркните ключевые слова в теме сочинения (КАК ОТНОСИТЬСЯ)

— Ответьте на этот вопрос?

— Какими могут быть ошибки?

— Какие нравственные ошибки совершает класс? Найдите в тексте подтверждение вашим мыслям.

Ошибка первая

Класс безобразно, недопустимо, жестоко относится к учителю

травля была уже в самом разгаре

Двадцать восемь глоток орали так, что закладывало уши.

одноклассники продолжали самозабвенно вопить, бегать между рядами, скакать по подоконникам.

Ошибка вторая

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам. Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Вдруг на тетрадь опустилась гора. Так мне показалось в первую секунду. Но это была не гора, а зад переростка Ваганова.

Стая зашлась смехом.

Ошибка третья

Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти. А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе. И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт.

После каникул класс привычно драл глотки в ожидании алгебры.

— Можно ли эти ошибки назвать преступлением или это просто проступки, детская шалость?

— КАК вы ОТНОСИТЕСЬ к тем ошибкам, которые совершает класс?

— Запишите свои мысли, оформив тезис будущего сочинения.

— Назовите ключевые слова этой темы. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за ПРОСТУПОК)

— То, что делают ученики из урока в урок, - это ПРОСТУПОК?

— Посмотрите в словаре лексическое значение слова.

Проступок - это противоправные, общественно-опасные, виновные деяния субъектов, которые причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава преступления.

— Какие противоправные деяния совершает класс?

— Почему ученики в старом учителе видят слабого, не умеющего защитить себя человека? Нет ли в его поведении проявления силы духа?

— Что не позволяет ему повышать голос, не наказывать, не писать замечаний в дневник? (Он считал это проявлением неуважения).

— А нужно и можно ли уважать таких детей?

— Поняли ли ученики, что старый учитель не был слабым, он был интеллигентным и добрым человеком?

— Ответили ли они за безобразное поведение?

— Дайте совет этим детям?

— Обобщите сказанное: в чём проявляется ответственность за совершённый проступок?

Тема 3 «Как вы понимаете утверждение Екатерины Великой:

— Как вы понимаете смысл высказывания Екатерины Великой?

— Почему книги названы зеркалом?

— Объясните лексическое значение слов ВИНА и ПОРОК?

— Действительно ли в художественной и публицистической литературе отражены людские пороки?

— С какой целью писатели и публицисты обличают эти пороки?

— Всегда ли люди понимают, что они совершают безнравственные поступки, что в их душе есть червоточина?

— Нужно ли людям показывать, что хорошо, а что плохо?

— Какова в этом роль литературы?

— Запишите свои ответы в тетради, написав вступление к сочинению.

— Можем ли мы сказать, что она обличает не только жестокость детей, но и поведение учителя, его бесхарактерность? Почему?

— В чем проявляется вина учеников?

Вина проявляется в неумении чувствовать чужую боль, неуважении человека как учителя, как старшего по возрасту, в невоспитанности учеников

Равнодушие Неуважение старших по возрасту Вседозволенность Безответственность

— К какому выводу вас подводит этот рассказ? Запишите его в тетради в качестве тезиса.

— Находим ключевые слова в предложенной теме сочинения (СТАНЕШЬ ЧЕЛОВЕКОМ)

— Что значит – стать человеком?

— Что надо сделать каждому из нас, чтобы стать человеком?

— Напишите вступление, обобщив свои ответы.

— Как называет класс автор? (стая)

— Объясните лексическое значение этого слова

— Как вы представляете стаю?

— Заглянем в толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

Стая ж.

1) Группа мелких животных одного вида, держащихся вместе. 2) перен. разг. Большая группа людей, находящихся вместе. 3) Несколько собак, специально подготовленных для совместной охоты, езды и т.п. 2. ж. местн.

ж. местн. Помещение для домашнего скота, хлев.

— Что стоит за этим словом в конкретном рассказе?

— Можно ли каждого из героев класса назвать человеком? Почему? Найдите подтверждение в тексте

Нельзя назвать человеком

Можно назвать человеком

Одноклассники

Рассказчица

Когда я перешла в эту школу, травля была уже в самом разгаре.

я на своей последней парте почуяла что-то неладное

Мне почему-то стало трудно дышать.

Мой саботаж быстро заметили. Вопли стали стихать, уступая место зловещим шепоткам и смешочкам.

Я понимала, что нарушаю закон своей новой стаи.

Каждый урок стая проверяла, как далеко он позволит зайти.

И ждали, когда, ну, когда же, он наконец наорёт

Иван Иваныч никогда не повышал голос, не заставлял, не наказывал, не писал замечаний в дневник. Он считал это проявлением неуважения..

А Иван Иваныч только всё глубже прятал руки в карманы кофты. И они заходили всё дальше. Так, что уже самим делалось не по себе..

Но Иван Иваныч не орал.

— Давайте обобщим: почему никого из одноклассников рассказчицы нельзя назвать человеком?

— Почему героиня, от имени которой ведется рассказ, заслуживает наше уважение?

— Обобщив нашу работу, напишите тезис, ответив на вопрос: почему одних мы можем назвать человеком, а других – нет? В чём кроется причина нашего уважительного отношения к людям?

И напоследок – умные мысли для заключения

Сознаётся в вине только сильный. (Александр Герцен)

Бесчеловечность — это порок. (Оноре де Бальзак)

Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека (пословица)

Человек хуже животного, когда он становится животным. (Р. Тагор)

А дальше пишем все четыре сочинения. (можно и сократить количество!)

1  Ключарёва Наталья Львовна (род. 1981, Пермь) — российская поэтесса, прозаик, журналистка.

2  Текст взят из МЭ Всероссийской олимпиады школьников 2021 года, 9 класс

3  Некоторые вопросы взяты из МЭ Всероссийской олимпиады школьников 2021 года, 9 класс

5 сочинений по теме: Преступление и Наказание — вечная тема

Родин Раскольников – главный герой романа, бывший студент, которого окружает множество проблем: семья испытывает очень сильную нехватку денежных средств, младшая сестра Дуня терпит развратного помещика, её насильно заставляют выйти замуж за Лужина.

Находясь в трудном положении, Родион Раскольников наведывается к старухе-процентщице, чтобы покончить с нищетой. Однако главный герой не собирается закладывать какое-то имущество. После долгих раздумий он решается на убийство, ещё не осознавая, какие мучения и страдания оно ему принесёт. Попав в дом к доверчивой старухе-процентщице, Раскольников убивает топором не только её, но и Елизавету. Лишь на следующий день главный герой осознаёт содеянное… Раскольникова начинает очень сильно мучить совесть, он не находит себе места. Ф. М. Достоевскому прекрасно удалось показать, что может испытывать человек, решившийся не необдуманный поступок… Постоянный страх быть пойманным, терзания совести не дают главному герою спокойно жить. И лишь в сближении с другой, немало важной героиней, Соней Мармеладовой, Родион находит поддержку и утешение. Как бы там ни было, герой не выдерживает и решает сдаться с поличным, он раскаивается, так как готов отбыть наказание, чтобы освободиться от всех страданий и встать на истинный путь. В конце произведения Раскольников берёт в руки Евангелие, что говорит о том, что он возвысился духовно, нравственно, переступил через содеянное и освободился от мучений.

Таким образом, данное произведение прекрасно подходит для раскрытия темы преступления и наказания. Ф. М. Достоевский смог поднять одну из вечных проблем в своём произведении, обратить внимание людей на то, какие последствия могут нести за собой некоторые поступки. Чтобы избежать судьбы Раскольникова, необходимо жить по совести, и никогда не решаться на отчаянные действия, которые могут привести к плачевному результату.

Ещё вариант сочинения:

Вот только теория незадачливого студента не сработала – он не обладал гениальностью Ньютона и военной беспощадностью Наполеона. Так что проведенный им эксперимент едва не закончился психбольницей. Многие предаются грезам о своем величии, бездумно проецируя поступки великих людей на свои собственные, и лишь потом с недоумением осознают, что их безумные идеи вдребезги разбиваются о скалу норм человеческой нравственности и морали, а за все совершенное, со временем все равно придется платить.


Пример сочинения 3

Преступление и Наказание — вечная тема. Может ли справедливость быть жестокой?

Существует ли справедливость на Земле, и кто ответственен за её воплощение? Может быть, справедливость — это кара небес для грешников и вознаграждение судьбы для праведников. А возможно, что случай наказать виновников и отблагодарить тех, кто жить хорошей жизнью предоставляет нам, простым смертным. Однако тот, кто берет на себя роль вершителя судеб, может сам стать убийцей. Так может ли справедливость быть жестокой?

Но сложно сказать, является ли правосудие достаточным, чтобы оправдать использованные средства. Однако, поскольку я сама не способна на всё ради справедливости, не смею осуждать людей, которые способны стать преступниками, чтобы делать этот мир чуточку лучше.


Пример сочинения 4

Всегда ли за преступлением следует наказание?

Преступление - действие вне закона, поступок, противоречащий моральным принципам и устоям. Причиной ему обычно бывает частный конфликт интересов. Да только это деяние выходит далеко за рамки личного инцидента и вредит всему обществу в целом. Поэтому человек, показавший такой негативный пример, подвергается наказанию, чтобы понять ошибочность действий. Наказание - самый эффективный урок, поэтому оно обязательно следует за преступлением. Об этом рассуждают и многие авторы на страницах литературных произведений.

Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что преступление касается не отдельно взятых людей, а всего общества в целом. Наказание в данном контексте - желание социума оградить себя от опасности, оборонительная позиция. Человек не имеет права нарушать закон. За его несоблюдение он и несет наказание, что является справедливым исходом. Что посеял, то и пожинай.


Пример сочинения 5

На протяжении всего существования человечества люди совершают преступления, которые подразумевают, что люди понесут наказание. Причем наказание заключается не только в судебном решении, но и в таких нравственных понятиях, как признание вины, угрызения совести. Понятия преступления и наказания связаны не только с правовыми понятиями закона и ответственности, но и с понятиями стыда, раскаяния и совести.

Судебному решению относительно наказания Раскольникова в повествовании уделяется не так много внимания, в основе повествования лежат внутренние терзания центрального персонажа, которые наблюдаются еще до совершения преступлений и даже во время нахождения на каторге. Именно внутренние переживания и конфликт с самим собой стали главным наказанием Раскольникова. Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее отбывания на каторге. Главное – внутренне осознать свою неправоту и признать вину, а не отсидеть положенный по закону срок.

ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницу

— Главная — Сочинение итоговое

Вам удалось в своем сочинении ответить на вопрос, заявленный в теме, показать знания литературных текстов и применить важные для понимания аргументов эпизоды в качестве примеров.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

попытка проанализировать эпизоды, важные для подтверждения аргументации, удалась

К3 (логика и композиция) + 1 балл

обращайте внимание на то, куда идет мысль каждого предложения, не встраивайте в структуру текста предложения, не относящиеся к раскрытию темы, это может увести вас в другую проблему.

предложение лишнее, оно уводит от темы.

слишком категоричное заявление, будто все люди. Уточняйте: н екоторые люди

Замечательным примером, иллюстрирующим противоположное предыдущему произведению

если оно противоположно, то надо приводить пример, где герой не совершает преступления и не расплачивается за него

всю жизнь его будут преследовать мысли о содеянном.

важны не сами мысли как воспоминания, а угрызения совести или раскаяние

К4 (речь) + 1 балл

причастие неуместно, всегда используем вместо него указательное местоимение этот: этого понятия

просторечное слово, д.б. мучить

В правильности точки зрения об отсутствии раскаяния меня убеждает произведение

речевая незавершенность: отсутствие раскаяния у кого?

не хватает уточнения, а как именно себя вести в военное время? быть серьезными, быть верными присяге и проч.

Однако, их действия не перестают быть преступными, то есть несут разрушения для общества и противоправными для личности.

не хватает уточнения: даже в это время

несочетаемость из-за несоответствия сопоставления: для других

несочетаемость: несут кому? чему? обществу

несочетаемость, вы хотели сказать натуральную

примером, иллюстрирующим противоположное предыдущему произведению

речевая неполнота и несочетаемость: иллюстрирующим что? мысль какую? противоположную предыдущему произведению

Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной

речевая несочетаемость: преступление повлечет наказание, преступник понесет наказание

поступки , который противоречат законам и преступают

несочетаемость: поступок не может переступить, переступает человек

свою ошибку, за которую должен будет расплатиться. Как минимум, своим душевным покоем
человек может прийти к тому, что сам понимает свою ошибку, за которую должен будет расплатиться. Как минимум, своим душевным покоем, то есть человека

неполнота: выдаст кому? Пугачеву

несочетаемость: позор и смерть от рук мятежников

неполнота: какой Петр? Гринев

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 16

кавычки не нужны

запятая перед придаточной частью СПП

запятая не нужна

запятая не нужна

запятая не нужна, здесь однак о - союз, синонимичный но

Однако, их действия не перестают быть преступными, то есть несут разрушения для общества и противоправными для личности.

не хватает запятой при вставной конструкции. К тому же ее лучше заключить в скобки, т.к. ее грамматическая форма отличается от грамматики предложения

На протяжении всего произведения, Швабрин и не думал

не нужна запятая

не хватает запятой перед придаточной частью СПП

обособляем вводное слово запятой

преступление понесёт за собой очень жесткое наказание и без разницы

нужна запятая между частями ССП перед союзом И

несоответствие числа подлежащего и сказуемого: преступление - это поступок, который противоречит законам и преступает .

может прийти к тому, что сам понимает свою ошибку, за которую должен будет расплатиться

несоответствие времени в предложении: может прийти к тому, что сам понимает свою ошибку, за которую должен будет расплатиться

должен будет расплатиться. Как минимум , своим душевным покоем

неоправданное парцеллирование: точка не нужна, вместо нее д.б. запятая, выделяющая вводную конструкцию

Читайте также: