Проблема отношения студентов к преподавателю сочинение

Обновлено: 07.07.2024

В статье разбираются трудности, с которыми может столкнуться любой преподаватель, и пути их решения.

ВложениеРазмер
problemy_vzaimootnosheniy_studentov_i_prepodavateley.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Войнов Юрий Борисович

ГАОУ СПО Технологический колледж № 28 г. Москва

преподаватель английского языка

Проблемы взаимоотношений студентов и преподавателей.

На тему воспитания подрастающего поколения написано немало статей. Все они охватывают обширный круг вопросов, связанных с этой животрепещущей темой. Но хотелось бы еще раз коснуться проблемы взаимоотношений студента и преподавателя. Имея опыт преподавания в различных учебных заведениях более семнадцати лет, приходишь к выводу, что давать советы относительно абстрактного подростка очень легко, но как же трудно бывает найти выход из трудного положения в конкретном случае.

К нам в колледж приходят ребята, которые по разным причинам не захотели, или не смогли продолжить обучение в школе. Это та категория бывших школьников, которые в своем большинстве не могли в школе похвастаться дневниками с одними превосходными отметками. Это не говорит о том, что они в чем-то уступают своим сверстникам. Даже, наоборот: у таких ребят очень большая деловая хватка и стремление как можно быстрее получить профессиональное образование.

Вот здесь и начинаются трудности. Первокурсники, придя в колледж, надеются уйти от повседневного контроля со стороны преподавателей и своих родителей. Они увлеченно слушают разговоры старшекурсников, проходящих практику в престижных ресторанах Москвы (наше подразделение колледжа готовит поваров, кондитеров и технологов общественного питания). Ребята готовы часами работать в лабораториях, постигая кулинарное искусство, но не всегда идут с охотой в учебные классы для изучения теории, так необходимой для профессионального мастерства.

Преподавателям и мастерам производственного обучения приходится прилагать огромные усилия для того, чтобы найти подход к каждому студенту и дать ему понять, что практика без теории просто невозможна. Для себя я сделал вывод, что только тогда можно донести свою мысль до студента, когда ты прекращаешь использовать императивный тон и забываешь нравоучения. Ты становишься равноправным членом студенческой группы, и только твой авторитет позволяет тебе делать замечания обучающимся. Но как завоевать авторитет?

Наверное, в первую очередь надо постараться полюбить всех без исключения студентов группы, в которой ты преподаешь свой предмет. Знаю, это дается нелегко, но ребята сразу начинают подсознательно реагировать очень положительно, и атмосфера общения становится очень дружелюбной. В такой атмосфере намного легче донести свою мысль до учащихся. Здесь я хочу напомнить, возможно, довольно банальную истину, знакомую каждому преподавателю: если хочешь сделать выговор, то лучше это сделать наедине со студентом, а если хочешь похвалить – в присутствии всей группы. Конечно, иногда приходится делать какое-либо замечание, но это следует делать очень тактично, не задевая личность самого человека.

Приведу небольшой пример из своей практики:

Вместо того, чтобы заявить перед всей группой о том, что какой-либо студент не готов к занятиям, лучше произнести приблизительно такую фразу:

Здесь звучит несколько пресуппозиций:

  1. студент отвечал
  2. я недоволен только сегодняшним ответом, значит, были и хорошие ответы в прошлом.
  3. Я недоволен, а это чисто субъективно и, значит, я могу ошибаться.
  4. студент потратил какое-то время на подготовку домашнего задания.

Очень часто студент в таком случае признается, что он совсем не готовился, так как у него не было на это времени. Причины могут быть объективными или необъективными – это оставляем в стороне. Студент признает свою ошибку и не винит вас в том, что вы придирались к его ответу. Это всего лишь один из примеров общения со студентами.

Как видите, второе предложение звучит не так категорично, как первое. Еще пример:

Умелое использование этих довольно простых приемов позволяет во многих случаях избежать ненужного напряжения во взаимоотношениях с учащимися и коллегами. Я уверен, что у многих преподавателей есть свои наработки в этой области. Бывает, что даже необычное использование тона своего голоса приносит очень интересные результаты. На одной из лекций я был свидетелем, как преподаватель резко замедлял темп своей речи для привлечения внимания к какому-либо особо важному моменту. Такой прием очень эффективен как при общении с небольшой группой студентов, так и в больших аудиториях. Множество таких приемов можно найти в работах современных психологов как российских, так и зарубежных.

Мы все привыкли, что преподаватель должен быть примером для подростков во всех сферах жизни. С этим ни кто не спорит, но иногда стоит показывать ребятам, что вы тоже имеете небольшие просчеты в своих делах. Это приближает вас к детям. Например, можно слегка покритиковать себя за забывчивость или оплошность:

- Какой же я растяпа, забыл дома свой блокнот.

Большую пользу при контакте с ребятами разных курсом приносит теория коммуникативных паттернов Нейро - Лингвистического Программирования. В свое время мне повезло пройти курс обучения в Центре Нейро - Лингвистического Программирования в Образовании. Знания, полученные на таких курсах и семинарах, позволяют стать более гибким в общении с окружающими, уходить от конфликтов, находить общий язык.

В заключение хочется сказать, что сейчас появилось довольно много молодых преподавателей (не говоря о тех, кто уже имеет богатый опыт преподавания и воспитания), которые умеют найти правильный подход к студентам и учащимся. С такими преподавателями и учителями очень приятно обмениваться опытом в неформальной обстановке, в которой они откровенно говорят о своих методах воспитания. Ни один учебник по психологии не заменит общения с коллегами, умеющими на практике использовать свои знания в области воспитания и образования.

Хотелось бы чаще встречаться с педагогами, готовыми поделиться своим опытом.

В любой отраслевой социологии одной из ключевых проблем всегда была проблема взаимодействия субъектов внутри той или иной системы. Не иключением стала и социология образования, в которой рассматривается проблема взаимодействия субъектов в сфере высшего образования – т.е. студентов и преподавателей, студентов между собой либо преподавателей между друг другом. Наиболее актуальной и обсуждаемой темой, как мне кажется, всегда была проблема взаимоотношений студентов и преподавателей. Из-за чего возникают недоразумения, конфликты, проблемы? Кто виноват в этом? Как надо было поступить, чтобы этого избежать? - вот только некоторая часть вопросов, на которые хотлось бы найти ответы.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимоотношения преподавателей и студентов.docx

В любой отраслевой социологии одной из ключевых проблем всегда была проблема взаимодействия субъектов внутри той или иной системы. Не иключением стала и социология образования, в которой рассматривается проблема взаимодействия субъектов в сфере высшего образования – т.е. студентов и преподавателей, студентов между собой либо преподавателей между друг другом.

Наиболее актуальной и обсуждаемой темой, как мне кажется, всегда была проблема взаимоотношений студентов и преподавателей. Из-за чего возникают недоразумения, конфликты, проблемы? Кто виноват в этом? Как надо было поступить, чтобы этого избежать? - вот только некоторая часть вопросов, на которые хотлось бы найти ответы.

На межличностном уровне взаимодействие преподавателей и студентов включает в себя: особенности образа жизни преподавателей и студентов; сознание участников образовательного процесса; взаимопонимание субъектов взаимодействия; идентификацию социальных ролей в рамках установленных правил их взаимодействия; потребности преподавателей в самореализации, профессиональном росте, общественной оценке труда, получении удовольствия от работы; потребности студентов в самореализации, образовании, общении, поощрении и поддержке стремления к обучению и саморазвитию, качестве образования; культурный и образовательный потенциал преподавателей и студентов; их интересы, ценностные ориентации; взаимные ожидания и взаимное уважение. Однако не всегда потребности совпадают с реальностью. Проблема заключается в том, что существуют некоторые разногласия и расхождения в реальности с тем, что бывает по началу заявлено самими студентами либо преподавателями. Студент, с одной стороны, стремится к приобретению качественного высшего образования, а с другой - заинтересован только в тех знаниях, которые в дальнейшем будут непосредственно востребованы. В вуз студенты идут, чтобы получить диплом о высшем образовании, подтверждающий его квалификационный уровень, но, в то же время, у них довольно низка заинтересованность в получении глубоких знаний.

С другой стороны, нге все проблемы появляются из-за студентов. Возникают они и по вину преподавателей. Как бы они не стремились к пониманию студентов, не всегда у них это получается, и, к ому де, это может сопроводждаться отсутствием терпения, тактичности или даже бестактностью, на почве чего и возникают конфликты.

Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне их межличностных контактов.

Высшее образование создается процедурами взаимодействия участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает и как субъект, преследующий общие цели, и как объект ориентации для других индивидов. Взаимодействие общностей студентов и преподавателей – результат взаимосогласованных единичных действий, включающих индивида (группу индивидов), цели деятельности, социальную ситуацию, представленную средствами обучения и атмосферой вуза, нормы и ценности, посредством которых определяется качество образования в высшем учебном заведении.

Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов – это проблема их взаимоотношений. Каждый из участников образовательного процесса входит в социальную ситуацию, обладая неким накопленным опытом и с культурными предпосылками. Разделяемые всеми участниками когнитивные и нормативные предпосылки являются основой для взаимодействия.

На культуру взаимодействия преподавателей и студентов вузов влияет

множество факторов. Среди них – уровень общей и профессиональной культуры преподавателей и студентов; взаимное уважение участников образовательного процесса; ценностные ориентации педагогов и учащихся; их культурный и образовательный потенциал; социальное партнерство субъектов образования; соблюдение ими норм и правил поведения.

Факторами, негативно влияющими на культуру взаимодействия субъектов высшей школы, являются: невысокий уровень общей культуры студенческой молодежи, бестактность субъектов высшего образования по отношению друг другу, взаимное неуважение преподавателей и студентов.

Все заявления любого ВУЗа про “ориентацию на студента, на личность” рабиваются в пух и прах из-за несостоятельности системного подхода к высшему образованию. “Относись к другому как к цели но никогда как к средству” – завет Канта - не всегда срабатывает.

Что же касается общепостулируемых принципов, то в сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Данный порядок закреплен институционально. Закрепление уважительного отношения к преподавателю – обязательное правило ожидания вежливого отношения со стороны студента. Аналогичного правила должны придерживаться также преподаватели при взаимодействии со студентами. Взаимное преломление социальных норм и ценностей в сознании участников образовательного процесса, его осмысление и отражение в реальных действиях преподавателей и студентов определяет доминанту личностно - ориентированного подхода в образовательной деятельности.

Основная задача преподавателя и студента найти "золотую" оптимальную для них середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее.

Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга, уважать предпочтения и просьбы друг друга – все это является необходимым требованием к успешному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Как должен вести себя ученик по отношении к учителю? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к предложенному для анализа тексту, где В. И. Амлинский обращается к проблеме отношения учеников к учителю.

Писатель иллюстрирует случай, в котором рассказчик говорит, что классного руководителя можно было уговорить, если "очень просить и смотреть при этом важными покорным собачьими глазами" или же истерично кричать: "за что, за что двойку ставить? Ведь я же учил, я же учил!" Разве может ученик позволить себе так грубо разговаривать со взрослым человеком? Разговаривая с учителем на высоких тонах, мы показываем неуважение к нему.

Обращусь к другому примеру, в котором дети испугали классного руководителя мычанием (предложения 16-18). Думаю, поступок детей характеризуется полным отсутствием воспитания и совести. По-моему, с точки зрения правил этикета, неуважение к старшим недопустимо в обществе. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что ученики не должны грубо относиться к учителю.

Позиция автора выражена неясно, но читатель может понять для себя следующее: дети должны любить и уважать своего классного руководителя, а не пытаться "вывести из себя".

С удовольствием прочитав предложенный для анализа текст, соглашусь с точкой зрения автора, так как я считаю, что учитель — это такой человек, который даёт знания новым поколениям и воспитывает их. Сразу вспоминается произведение В. Распутина "Уроки Французского", где главный герой всем сердцем любил учительницу французского языка. Он Уважал её за то, что та и воспитывала его, и давала ему деньги на пропитание, и учила.

Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод: ученик должен уважать учителя. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Успех ученика - это плод работы учителя. Каждый в мире успешный человека благодарен в первую очередь трем людям: родителям и учителю. Мы сейчас учимся в школе, и некоторые очень отрицательно настроены на своих же учителей. Мы пока не понимает понятие учитель в широком смысле. Конечно, хорошие взаимоотношения учителя и учеником, зависит также от самого учителя.

Так кто же такой хороший учитель? Чем отличается хороший от плохого? Наверно, хороший учитель - это тот, который не задает домашнего задания и, мы ничего не делаем на его уроке. Вот, на данный момент, больше половины учеников думает именно так. Мы не ценим тех, которые строги по отношению к нам, учит чему-то. По-моему хороший учитель должен быть великодушным, добрым и у него должна отсутствовать понятие "зависть". Он также должен быть строгим, любящим свою профессию, который готов дать знания ученикам. Как учитель хочет, чтобы его подопечный добился наивысших успехов.

Вообще-то большая часть учеников почему-то не ценят своих учителей, точнее школьники не ценят своих школьных учителей. А ведь эти люди, выбирают не богатые профессии, чтобы зарабатывать и наслаждаться своей жизнью, а выбирают профессию педагога, чтобы сделать из нас великими людьми. Правильно говорят, что добро не ценится.

Быть учителем может не каждый человек, так, что быть учителем - это дар бога, это большой талант. Ведь учитель должен правильно передать свои знания своему ученику. Каждому ученику нужен свой подход, все разные, нет одинаковых людей. Профессия учителя - очень трудная, и одновременно непрестижная. Учителей не ценят, у них маленькая зарплата, и их профессия не востребована. А ведь если бы не они, то никаких бы выдающих личностей у нас не было бы. Они жертвуют своей карьерой, чтобы сделать из нас настоящих чемпионов.

Чтобы между учителем и учеником были хорошие взаимоотношения, то между ними должна присутствовать уважение друг к другу. Отсюда возникает еще один вопрос: должен ли ученик превзойти своего учителя? По-моему, да. Если ученик превзойдёт своего учителя, то это значит, что учитель справился со своей работой на 100 процентов.

2 вариант

К счастью существуют отличные способы наладить контакт между учителем и учеником. Во-первых желательно подходить к организации занятий креативно: придумывать необычные задания, устраивать различные мини-конкурсы, и многое другое, так уроки будут проходить всем в удовольствие. Во вторых ученик должен проявлять уважение к своему наставнику, так как если отношение к нему будет плохим, желание работать может отпасть, а качество преподавания снизится. Ну и наконец в третьих, помогать поддерживать эти отношения должны родители, ведь без их помощи все старания будут напрасными. Прочитав эти советы можно сделать вывод что в построении хороших отношений участвуют и учитель, и ученик, и даже родители. Когда все прикладывают немного усилий и стараются понять друг друга, налаживаются не только отношения, но и весь учебный процесс в целом.

Главное помнить что и учитель и ученик и родитель обычные люди, которые как и все остальные имеют право на ошибки. И не стоит акцентировать на них слишком много внимания, будет намного правильнее объяснить свою точку зрения спокойно и мягко. Учителя запоминаются на всю жизнь, и конечно же хочется чтобы воспоминания были исключительно хорошими, а за молодого себя не было стыдно. Всё это возможно.

Также читают:

Картинка к сочинению Взаимоотношения учителя и ученика

Популярные сегодня темы

Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город

Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.

Преданность основывается на приверженности к конкретному человеку или группе, несмотря на любые жизненные обстоятельства.

Читайте также: