Сочинение на тему гражданственность в лирике некрасова

Обновлено: 02.07.2024

Ни один великий поэт или писатель не может пройти мимо вопроса о роли и значении поэта в поэзии. Рылеев — поэт-декабрист — первым провозгласил поэтического кредо: “Я не поэт, а гражданин”, — заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз. Поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего времени. Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он уподоблял поэта пророку, которому дано “глаголом жечь сердца людей”. (“Пророк”) Лермонтов в 30-е годы XIX века скорбел о том, что голос поэта не звучит более “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”.
Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Некрасова с первых шагов литературной деятельности волновали вопросы о назначении поэзии и роли поэта в обществе. Небольшое стихотворение “Тот не поэт” заканчивается словами:
…Кто продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!
Взгляды Некрасова на назначение поэта и поэзии выкристаллизовались в процессе борьбы с реакционной теорией “искусство для искусства”. Некрасов писал Толстому в 1856 году: “… в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных”. Свой манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге “Поэт и гражданин”.
Спать, молчать поэту стыдно, но еще хуже, когда поэт уводит общество от больных вопросов современности в мир узко личных чувств и переживаний:
С твоим талантом стыдно спать: Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Строки эти относились к реакционным поэтам, сторонникам “чистого искусства”, отгораживающих поэзию от жизни “китайской стеной”. Некрасов обращается к поэту с призывом, который звучит как обращение ко всем современникам, в ком осталась хоть искра совести и любви к родине:
Не может сын глядеть спокойно, На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Некрасов требует, чтобы поэт был прежде всего гражданином:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизненного пути, в 1874 году, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в общественной жизни. Он говорит:
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — “страдания народа”, И что поэзия ее забыть должна. Не верьте, юноши!
Не стареет она.
В “Элегии” поэт, используя риторический вопрос, утверждает, что реформа не принесла народу облегчения (народ освобожден, но счастлив не народ, так как, несмотря на реформу, люди влачатся в нищете, “покорствуя бичам”). Надежду на подлинное освобождение крестьян путем реформ он называет “наглым увлечением”. В этом стихотворении Некрасов еще раз подчеркивает и народность и боевой, действенный характер своей поэзии.
Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
В своих стихах поэт добивался необычайного обобщения. Например, “Забытая деревня” вызывает мысль, что это вся Россия, похожая на забытую деревню. Или “Размышления у парадного подъезда”, где сразу ясна основная мысль: народ забит, бесправен, унижен. Чиновники и помещики бессовестно грабят его. Вскрываются ханжество, лицемерие, пошлость владельцев “роскошных палат”. Народность должна определяться степенью типизации, обобщенности, широтой охвата. Мысль о том, что народ забит и бесправен заключена в следующем:
Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Некрасов не примиряется с тяжелой жизнью народа. Он хочет, чтобы о ней узнали все, и пишет о ней снова и снова, в частности о тяжелом принудительном труде детей (“Плач детей”). Некрасов резко и обличающе показал контрасты города. В 1843 году поэтом было написано одно из его наиболее проникновенных стихотворений: “Еду ли ночью по улице темной. ”. В нем показана типичная картина нужды, горя, будничная мучительная петербургская драма. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые и чистые чувства человека. Голодное существование, смерть ребенка, самоотверженная решимость матери пожертвовать собой для того, чтобы купить гроб ребенку и ужин отцу. Основное внимание Некрасов уделяет крестьянской тяжелой жизни. Крестьянство ассоциируется у поэта с всем народом (так как в это время крестьянство составляло подавляющую часть населения). Если в ранних стихах, отражая тяжелое положение крестьянства, полное его бесправие, поэт не указывал людей, которые приведут народ к счастью, и те силы, которые будут решающими в борьбе за него, то в творениях 60—70-х годов уже ясно звучат мотивы народной революции как единственного пути освобождения. И народ уже выступает в роли той силы, которая “грудью проложит дорогу себе”.
Некрасов изображал русский народ трудолюбивым, выносливым, но в то же время униженным, зависимым. Исходя из этого, поэт в стихотворении “Железная дорога” говорит о простом мужике, его привычке работать:
Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
.


достойным сыном. В стихотворении "Элегия" мы читаем: "Я лиру посвятил народу своему".

С позиции поэта-гражданина Некрасов делит своих героев на три группы: людей труда, "заступников народных" и угнетателей. Произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, восславляют подвиги этих людей во имя народного счастья. Некрасов постоянно подчеркивает, что путь восставших "против угнетателей народа" терпит, но сознает, что без жертв не могут быть достигнуты великие цели.

Будучи человеком свободолюбивых взглядов, Некрасов борется за народное счастье пером. Центральный герой его произведений -народ. Поэт изображает его полно и широко, обрисовывая не только картины крестьянской жизни, но и жизнь городской бедноты. Одним из произведений подлинной гражданственности и народности являет

стихотворение "Размышления у парадного подъезда". Обычное для

Руси происшествие у подъезда богатого вельможи вызывает в поэте массу горестных

мыслей. Он думает о рабской покорности крестьян своей доле, о купающемся чиновнике,

который не любит "оборванной черни", о судьбе всего своего народа. В конце

стихотворения ставится вопрос: "Ты проснешься ль, исполненный сил? Ответ

на эти сомнения Некрасов ищет в самом народе. Такие произведения поэта, как "Школьник", "Железная дорога" и поэма "Кому на Руси жить хорошо?", служат продолжением этих раздумий. В стихотворении "Школьник" поэт передал гордость за свою страну, которая "выводит из народа столько славных", идущих "к своей великой цели", людей. Несколько другой подход к проблеме в стихотворении "Железная

дорога". Оно построено в виде спора с "утеснителем народа".

Особое значение здесь принимает тема воспитания. Лирический герой сатирически описывает Ване купца, прямого угнетателя народа, спорит с генералом, презирающим "чернь".

Главная мысль стихотворения раскрывает частную гражданскую позицию Некрасова: народ - лучшая часть нации, он сам "грудью проложит дорогу себе".

В подтверждение этой мысли поэт показал образы мужиков -правдоискателей в поэме "Кому на Руси жить хорошо?". Если в умах простых крестьян зарождаются вопросы о счастье, правде, то такая нация, такой народ способен к борьбе.

О чем бы ни писал Некрасов в своих произведениях, они всегда были выражением его взглядов, которым поэт верен до конца.

Н. А. Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной и в чьих произведениях четко сформулирована гражданская позиция. “Я лиру посвятил народу своему”, – писал Некрасов, Он был не единственным, кто так поступил. Например, Тарас Шевченко, вышедший из крепостной среды, также был народным писателем, но Некрасову стать им было намного сложнее: он происходил из дворянского рода, он должен был упорно трудиться, чтобы понять крестьянина, пропитать себя народным духом. В этом огромная заслуга поэта,

что он научился смотреть на мир глазами простого труженика.
Но Некрасов не отрекся от того хорошего, что дало ему дворянское звание. Он образованный человек, он чувствует в себе большой талант и считает своим гражданским долгом приложить все свои силы к делу служения народу. Таким образом, в Некрасове собраны лучшие черты как народа, так и дворянства.

От крестьянина он взял способность видеть вещи такими, как они есть, от высших слоев общества – образование, культуру.
Николай Алексеевич стал народным поэтом не вдруг. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта. Мальчиком он

играл с крестьянскими детьми, будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел ее целостность, органичность, проникся уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ.

Но в то же время он увидел забитость крестьянина, его неграмотность, униженность, осознал всю тяжесть рабского, крепостного труда. Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное богатство – такую судьбу избрал себе Некрасов. В этом его гражданская позиция.
В отличие от авторов, оплакивавших долю русского народа, только Некрасов в своих стихах и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе:
Рать подымается – Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Лучшим свидетельством признания народом творчества Некрасова является то, что некоторые его произведения считаются народными, например, “Тройка”, песня из “Коробейников” “Ой полна, полна коробушка…”
В лице Некрасова мы видим величайшего поэта на Руси и честного, принципиального гражданина. Дворянин, он сумел встать на сторону народа и применить свой талант и энергию к делу его освобождения. Как гражданин он всегда сохранял верность своим идеям, ни разу не отрекся от своего идеала, писал стихи и издавал “Современник”, несмотря на гнет царской цензуры и преследования.

Некрасов был одним из лучших представителей народного русского дворянства.


Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Гражданская лирика Некрасова. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.

Сочинение 1

Что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

О чем бы ни писал Некрасов в своих произведениях, они всегда были выражением его взглядов, которым поэт верен до конца.

Сочинение 2

Большинство тем, которые описывал Николай Алексеевич, он черпал из своей жизни, писал от своего имени и ярко олицетворял свои чувства и эмоции. Писатель открыто говорил о том, о чем его предшественники и современники не могли даже подумать.

Сочинение 3

Эти граждане-герои уже есть, и перед участью их одни преклоняют колени, а другие их увенчивают, но не лавро­вым, а терновым венком. В самом стихотворении нет укра­шающих эпитетов и метафор там, где они не нужны. Стиль, простой и благородный, поднимается до пафоса, когда речь идет о народе и страдающей Родине, здесь появляются и ме­тафоры, и яркие, красочные сравнения:

Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер, ласковый и сонный,
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво стройно,
И сердце путников спокойно…
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!

Написанное четырехстопным ямбом с дактилическими окончаниями некоторых строк, стихотворение обладает
естественностью разговорной речи. Оно кончается многоточием. Некрасов, показав сближение мнений поэта с мнениями гра­жданина, не мог по цензурным соображениям сделать ясный для читателя вывод. Однако и в этом виде стихотворение под- верглось гонению цензуры. За его перепечатку в сборнике Чернышевский, составлявший его, получил грозное предупреждение от цензурного комитета.

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Традиции Некрасова продолжила и развила литература последующих десятилетий. Влияние Некрасова испытали на себе поэты XX века — Блок, Андрей Белый, Есенин, Твар­довский, Исаковский и другие.

Читайте также: