Сочинение на тему фантастика и реальность

Обновлено: 05.07.2024

Самым известным фантастом мирового масштаба считается Жюль Верн. Интерес к его творчеству объясняется еще и тем, что большинство его фантазий со временем были реализованы. Интерес к научно-фантастической литературе не всегда был однородным. С конца прошлого века интерес к процессу чтения резко упал. Потерял актуальность и жанр научной фантастики, на смену ему пришел молодежный жанр фэнтези.

Спецификой любой фантастики является создание особого виртуального пространства специфической реальности.

Сочинение на тему Научная фантастика

Научная фантастика — это жанр, который относится к различным видам искусства, например, к таким как: литература, кинематограф. Она включает в себя все области наук (естественные, точные и гуманитарные), научные открытия, высокие технологии, а так же контакты с инопланетными существами.

Есть большое колличество мнений учённых и литературоведов, на тему: что такое научная фантастика и где ее применение. Критики давно спорят о том, какое же определение раскроет истинный смысл научной фантастики. Таким образом, в большинстве случаев мнения сходятся на том, что научная фантастика — это разновидность литературы, а так же имеет место мнение, что она относится к мифологии.

В моем понимании, научная фантастика — это вымысел, который люди придумывают, для того чтобы в будущем реализовать, или найти объяснение необычным явлениям и событиям. То что много лет назад люди считали, чем то не доступным и нереальным, сейчас никого не удивляет, ещё 50 лет назад никто бы и подумать не мог, что наука продвинется так далеко. Я думаю, это произошло только благодаря фантастическим идеям. Обычная домохозяйка когда то мечтала чтобы мусор с пола сам убирался, посуда тоже сама помылась, тогда эти мысли считались заоблачными, за гранью реальности, а на сегодняшний день, посудомоечная машина и пылессос-робот, обычное явлении современных технологий. Видимо, фантастика для того и существует, чтобы с течением времени, с помощью науки, ломать все границы реального.

В каждом человеке живут фантастические мысли и идеи, которые наука превращает в реальность, затем человечество снова придумывает, что то неведанное, а особенно большими фантазерами, являются дети.

Другие сочинения: ← Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского↑ ДругиеАнализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве) →

Фантастика как жанр художественной литературы

Фантастика как жанр в художественной литературе существует не так давно. Она возникла в конце девятнадцатого века, а свою особую популярность набрала в конце двадцатого-середине двадцать первого века.
Замечание 1

Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором сочетаются нереальные, неосуществимые на данный момент события с нашей действительностью. Фантастика отличается от фэнтэзи тем, что в ней присутствуют в качестве нереальных явления не мистические, а научные (то есть далекое будущее людей, новые технологии, новый общественный порядок и так далее).

Фантастика набрала свою популярность в тот момент, когда первый человек полетел в космос, а также начала развиваться астрофизика. Все эти события дали почву писателям-фантастам, простор для размышлений над тем, есть ли в этой Вселенной другие цивилизации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Фантастика как жанр художественной литературы 490 руб.
  • Реферат Фантастика как жанр художественной литературы 220 руб.
  • Контрольная работа Фантастика как жанр художественной литературы 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

К характерным чертам фантастических произведений можно отнести следующее:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Таким образом, мы рассмотрели некоторые отличительные черты фантастики как жанра в художественной литературе. Однако, наличие всех этих черт одновременно вовсе необязательно.

Современные книги во многом являются продолжением моды на фантастику, поэтому смело можно утверждать, что фантастика как жанр в художественной литературе актуальна и по сей день.

Фэнтези:

Фэнтези — жанр фантастики, где описывается вымышленный мир, чаще всего средние века, а сюжетная линия выстраивается на основе мифов и легенд.

Наверное, весь секрет в том, что в нашем примитивном мире не хватает какой-то сказки, волшебства, чудес.

Эти фильмы затягивают нас великолепной графикой, игрой актеров, загадочными сюжетами, а просмотр подобных картин дарят эмоции, которые не получишь от просмотра фильмов в других жанрах.

Именно фэнтези добавляет в нашу жизнь дополнительные краски и восхищает снова и снова.

Боевая фантастика:

Боевая фантастика — это вид (поджанр) фантастики, который описывает военные действия, происходящие в далеком или не очень далеком будущем, причем все действия происходят с использованием сверхмощных роботов и новейшего оружия неведомого сегодня человеку.

Этот жанр достаточно молод, его зарождение можно отнести к середине 20-го столетия во время разгара войны во Вьетнаме.

Причем отмечу, что боевая фантастика становилась популярной и число произведений и фильмов увеличивалось, прямо пропорционально нарастанию конфликтов в мире.

Яркий летний закат. Природа необыкновенно красивая. Бескрайняя стальная гладь лесного озера простирается до самого горизонта. Я стою на его краю и боюсь сделать первый шаг. Озеро огромное. Вечерний тёплый воздух играет с весёлыми облаками, лёгким ветерком и розовыми заходящими лучами солнышка. Крылышки у бабочек покрываются капельками росы. Им пора спать, чтобы утром радовать своей пёстрой красотой птичек и людей, которые рано просыпаются и улыбаются миру.

На берегу стоят вековые сосны, словно иглы прокалывающие небо. Они много лет стоят в своём молчаливом величии. Встречают птиц весной и провожают осенью.

Я, маленькая частичка этого мира, тихо стою на берегу озера, улыбаюсь заходящему солнышку, беру на ладошку капельку и чувствую себя песчинкой, птичкой, весёлой стрекозой.

Вдруг на тоненькую травинку присел не комарик, не бабочка, не стрекоза, а маленький улыбчивый гномик. От удивления и восторга я долго моргала глазками и думала, что делать дальше.

— Я гном Тимошка, а ты кто?

— Я девочка Саша. Давай дружить!

Я протянула ладошку и маленький гномик быстро перебежал ко мне. Согревая его своим теплом, я несла домой это маленькое чудо

и не верила, что такое бывает.

Дома было тихо все отдыхали. Гномик Тимошка устроился на маленьком кукольном кресле. На спичечном коробке, который заменял стол, стояла маленькая чашечка чая, печенье и первая летняя ягода- жимолость. Мы пировали. Гномик Тимошка спрашивал меня о людях, затем рассказывал о своей стране. Называется она Ягодная Лилиана: весёлая, яркая, сладкая. В ней всегда светит солнце, поют птички, порхают бабочки и очень много вкусных ягод.

-Если у вас так хорошо, то почему ты здесь? –спросила я

— В тот день всё было тихо и спокойно, мы обирали ягоды. Кто малину, кто землянику, кто шелковицу. Вдруг подул сильный ветер, он срывал листья, ломал и бросал ягоды на землю. Один сильный порыв ветра поднял вверх большую охапку листьев и понёс. Я тебе не сказал, на земле есть десять временных измерений. Вы живёте в десятом, а мы в восьмом. И вот от сильного порыва мембрана нашего измерения не выдержала и мы попали сюда.

— Да я здесь не один. Знакомься мой братик Тимсон и сестричка Тисли.

Тимошка поднял полу кафтанчика и показались две весёлые мордашки маленького Тимсона и совсем крошечной Тисли.

Теперь задумалась я, что делать? Маму обманывать нельзя, а без её помощи гномики не выживут.

Мама готовила кушать. Мне было страшно , но взяв в ладошку Тимошку, я набралась смелости и рассказала маме. Мама моя очень добрая, она обрадовалась моим новым друзьям. Вместе с мамой и Тимошкой мы сделали домик для гномиков.

Маленький крошечный домик стоял на журнальном столе возле моей кровати. Утром я поставила у входа вазочку с яркими пахнущими мёдом цветами. На сладкий запах и яркие цветы появились первые гости. Это были котёнок Кнопа и попугай Кеша, из панциря показалась голова черепахи Снежаны. Кнопе понравился запах каши для детей-гномиков.

Детки не знали , что бывают такие огромные и красивые животные. Зверюшки быстро подружились с маленькими чудо- человечками. Они катали их по комнате. Гномики весело хохотали и смех был похож на перелив звонких колокольчиков.

Когда на небе зажглись первые звёзды малыши уснули. Тимошка присел на уголок моей подушки и мы долго шептались, делились своими секретами.

У меня был один большой секрет. Очень давно я гуляла по улице и встретила весёлую старушку. Мы долго разговаривали и её понравились мой фантазии. На прощание она подарила мне тоненькое колечко с голубым камешком. Старушка сказала, что с этим колечком я смогу становиться невидимой если повернуть колечко камешком к ладошке и загадать какое-нибудь место, куда я хочу попасть. Тимошка очень обрадовался, ведь у него появилась надежда вернуться в свою Ягодную Лилиану и снова увидеть папу, маму, друзей. Мы договорились утром попробовать побывать в стране гномиков.

Комната наполнилась яркими звёздочками. Они медленно закружились, затем быстрее и быстрее и какая то неведомая сила подняла меня. Через мгновение я уже стояла на яркой полянке среди ягод и множества цветных колпачков. Это были гномики. Их было так много, я даже боялась сдвинуться с места ,что бы не наступить на малышей. Тимошка что-то сказал на своём языке и гномики выстроились в длинные шеренги по обе стороны от меня. Я присела на траву. Гномики , как огромная цветковая волна, подбежали ко мне. Они забирались на колени, трогали косички, весело хихикали.

Время пролетело незаметно. Солнышко стало клониться к горизонту и я засобиралась домой. Гномики собрали мне кувшинчик разных ягод. Мы договорились приходить в гости друг к другу, дружить измерениями. Гномики рассказали о седьмом измерении, где жили великаны и обещали познакомить нас, но это будет в следующий раз. Я повернула колечко камешком к ладошке, закрыла глаза и в следующее мгновение очутилась в своей комнате.

На столе стоял крошечный домик-напоминание о моих маленьких друзьях. Я угостила маму ягодами- подарком с удивительной страны маленьких человечков. За рассказом о моём путешествие вечер пролетел быстро.

PS: Возможно продолжение приключений маленькой девочки Саши и её весёлых друзей – гномиков Тимошки, Тисли и Тимсона….

Любовная фантастика:

Любовная фантастика, романтические приключенческие произведения.

К этом виду фантастики можно отнести любовные сюжеты с вымышленными героями, волшебными странами, которых не существует, присутствием в описании чудесных амулетов, обладающих необычными свойствами, ну и, конечно же, все эти истории имеют счастливый конец.

Николай Гоголь известен своим стилем написания произведений, который уникален, и отличается обилием персонажей, которые легко запоминаются, и удивительными сюжетами. В свое время автор весьма оригинально посмотрел на традиционный жанр произведений, который определяется как рассказ.

Общество обычно не замечает таких людей, их жизни не привлекают внимания посторонних людей, которые, соответственно, не относятся к ним сочувственно.

Гоголь такое отношение исправляет тем, что ставит главного героя в центр событий и повествует лишь о том, что связано с ним. Таким образом, создается и полумифический сюжет всего происходящего, и, благодаря этому, удается показать персонажа рельефно и всеобъемлюще.

Не вызывает нареканий или сомнений реалистичность и детальность описания образа жизни Акакия Акакиевича – как монотонна и скучна его служба, как он нищенствует и самый главный конфликт всего произведения – кража шинели с последующей неудачной попыткой вернуть ее.

Все настолько реалистично, даже отказ вышестоящего чиновника в помощи Башмачкину и страх самого Башмачкина вполне могут быть испытаны в полной мере любым другим человеком.

Но смерть главного героя, которая случается из-за испуга и отчаянности кажется мифической. Ведь в реальной жизни такая причина смерти весьма маловероятна. Гораздо более реалистично было бы, если бы жизнь героя продолжилась после кражи – сначала бы она была отягчена горем от утраты, но потом бы она вернулась на круги своя.

Но этот финал не менее страшен, ведь при этом люди будут равнодушно относиться к главному герою. Они и так равнодушно реагируют на его стенания и горе, и им все равно даже на то, жив ли он, или нет.

О том, что он еще существует, бывший чиновник напоминает хулиганством с того света, так как он теперь может мстить только из параллельного мира, ведь реальный мир не дал ему жить справедливо.

Вывод. В произведении связаны реальный и фантастический миры, причем, неразрывно, и иногда очень сложно понять, где реальность, а где – фантастика. К чему отнести пустое и ненужное существование Башмачкина с последующим его воскрешением уже в виде призрака?

Автор использует различные характеры в сюжете, с целью донести до читателя мысли о том, что, не пустому ли и ненужному мы слишком много придаем значения и превозносим его, тем самым, упрощая и игнорируя важные дела вплоть до призрачного фантома, который был выброшен из нашей реальности?

1. В основе повести лежит фантастический сюжет. Главный герой, коллежский асессор Ковалев не обнаружил собственного носа. В это время нос находился в доме у цирюльника, который недавно брил Ковалева. Главный герой ищет свой нос. Он видит его, но в странном виде – облаченного в мундир статского советника. История имеет счастливое завершение – нос возвращается на место к Ковалеву. С тех пор на лице главного героя окружающие видят не только нос, но и радостную улыбку.

2. Несмотря на фантастический сюжет, в повести отражены серьезные проблемы, существовавшие в тогдашнем обществе. Крепостное право с его грубым нарушением достоинства человека, нищета малоимущих граждан, бесцельная жизнь дворян – все это оказало существенное влияние на общественный строй, его мораль.

Гоголь описывает обыденную повседневную жизнь петербуржцев, в которой мы видим грубое поведение с низшим сословием и заискивание перед высшими чинами. Для главного героя и его окружения очень важен внешний вид, а человек без носа – не человек. Как же придет человек без носа на званый ужин? Главный герой готов лишиться руки, ноги, но только, чтобы в сохранности было его лицо. Без него он теряет всю свою значимость, хотя ценность человека в нем самом.

К примеру, нос в мундире статского советника с большим усердием молится в соборе, а Ковалев стоит перед ним в подобострастной позе. Забавно читать о том, как Ковалев заходит в различные организации с целью найти свой нос. Люди ходят по учреждениям – и это реальность, но в данном случае человек разыскивает свой нос, и смешно читать о том, как чиновники воспринимают заявление Ковалева. Мы представляем чиновника в издательстве газеты, который сочувственно предлагает понюхать Ковалеву табаку.

4. Мне нравится эта повесть тем, что она смешная и у нее счастливый конец. Так редко можно увидеть в классической литературе историю, закончившуюся благополучно. Обычно это или фантастические сюжеты, как в этом примере, или сказки. Хотелось бы, чтобы и в современном мире было больше радостного и позитивного – и в литературе, и на телевидении, и в жизни.

  • История написания повести
  • Жанр и строение произведения
  • Сюжет книги
  • Реальность и фантастика
  • Характеристика главных героев
  • Темы и проблематика

Тема произведения нос

История написания повести

Реальное и фантастическое в повести нос

Жанр и строение произведения

Автор всегда обращал внимание на общественные диссонансы, замечал несправедливость, но будучи писателем, он мог только рассказывать об этих наблюдениях в своих произведениях. Добавление фантастических деталей позволяло еще ярче изобразить жизнь современников. В дальнейшем таким же приемом пользовался Михаил Булгаков, Салтыков-Щедрин и другие писатели.

Реальное и фантастическое в повести гоголя нос

Гоголь делит свое саркастическое произведение на три части: завязка, кульминация и развязка. События развиваются последовательно, хотя не всегда их логичность понятна. Подробности о строении композиции:

  1. В первом блоке описаны главные герои, их жизнь и начало повествования. Эта часть тоже содержит 3 блока: нахождение носа, желание от него избавиться, прощание с бременем, которое оказалось ложным.
  2. Во второй части автор рассказывает о майоре Ковалеве. Тут также присутствует завязка (обнаруживается, что нос пропал), развитие (поиски пропавшего) и завершение — нахождение носа.
  3. Заключительная часть предельно лаконична.

Сюжет книги

Анализ произведения нос

  1. Двадцать пятого марта брадобрей Иван Яковлевич видит в своем хлебе нос одного из посетителей — майора Яковлева. Цирюльник стремится от него избавиться и выбрасывает неожиданную находку в реку. Иван с облегчением вздыхает, но затем к нему подходит полицейский. Суть их диалога остается неизвестной.
  2. Майор Ковалев просыпается и понимает, что у него нет носа. Он направляется к обер-полицмейстеру. Дома того не оказывается, зато по пути встречается сам нос, который не желает входить в контакт со своим владельцем.
  3. Ковалев старается вернуть себе недостающую часть тела, хочет разместить объявление в журнале, но ему отказывают в этом.
  4. Наконец пропажу находят при попытке эмиграции и отдают владельцу, только нос не хочет прирастать на положенное ему место.
  5. Ковалев предполагает, что на него навела порчу штаб-офицерша Подточина. Он пишет ей письмо, но получает ответ с недоумением, после чего осознает, что ошибся.
  6. Через 2 недели майор просто видит свое лицо в естественном виде, проблема исчезает сама по себе.

Реальность и фантастика

Казалось бы, писатель изобразил реальный Петербург тех времен, события происходят в точные даты и все идет своим чередом. Фантастической является только одна деталь — от майора убегает нос. По мере развития сюжета отделившаяся часть тела становится чуть ли не самостоятельной личностью, а в конце повести все разрешается само по себе.

Нос анализ произведения

Однако эта выдумка не воспринимается как что-то шокирующее, потому что самый большой абсурд заключается в другом. Автор описывает, как люди преклоняются перед чиновниками и фанатично переживают о чужом мнении. Гоголь считал, что такое поведение понять сложнее, чем пропажу носа.

Характеристика главных героев

В повести Гоголя всего несколько ключевых персонажей, но каждый из них может многому научить читателя. Можно составить следующую таблицу с характеристикой участников сюжета:

Анализ повести нос для 10 класса

  1. Платон Ковалев — асессор, человек невежественный, пустой и пошлый. Мечтает только о продвижении по службе и богатой невесте. На первом плане у этой личности — впечатление, которое он может произвести на больших шишек. По отношению к людям, находящимся ниже него по статусу, ведет себя высокомерно, если перед ним высокопоставленное лицо — старается угодить и начинает подлизываться. Любит называть себя кратко — майор.
  2. Нос — часть тела асессора, сошедшая с лица своего владельца. Является отдельным героем, потому что обладает созданием, умеет разговаривать и хмуриться. Умен, притворялся статским советником, но был разоблачен из-за неудачно подделанных документов. Проворачивает свои дела благодаря людской слепоте. Окружение может воспринимать даже такой откровенный гротеск и принимать за своего столько странное создание, если оно имеет чин.
  3. Иван Яковлевич — брадобрей, склонный к алкоголизму. Настолько боится, что на него обратят внимание власти, что даже готов лишить Ковалева носа на всю жизнь и разрушить его телесность.
  4. Санкт-Петербург — город, представленный в олицетворенной форме и своем художественном своеобразии.

Суетливый и шумный, величественный Невский проспект зациклен на самом себе, здесь никому не интересны людские проблемы. Жители равнодушны и безразличны. Они считают нос полноценной личностью, потому что тот имеет чин.

Темы и проблематика

Тематика произведения очень масштабна. Можно выделить список того, какие пороки раскрывает автор в своей книге:

Анализ повести нос гоголя 10 класс

  1. Ключевая тема повести — неравенство. Каждый человек занимает свое место в социальной лестнице. Поведение людей соответствует их формальному положению. Чиновники высшего чина грубят титулярным советникам, а титулярные советники с пренебрежением относятся к обслуживающему персоналу.
  2. Тема маленького человека раскрыта во всех аспектах. Ковалев не имеет связей с большими людьми, он не может даже написать в газете об утрате части своей физической оболочки. И что удивительно, не способен приблизиться к своей собственности, потому что она выше него по чину.
  3. Присутствует и тема духовности. Главное для Ковалева — его положение и визуальный портрет. Этот человек даже не задумывается, почему именно внешность занимает для других ключевую роль, а гнилая душа совсем не воспринимается как порок. Майор ведет себя фривольно, он увлекается девицами, но специально дает надежду дочери Подточиной.

Проблематика и художественное своеобразие повести нос

  1. Основная проблема — филистерство. Чиновник обладает узким видением мира, он мечтает о продвижении по службе и его беспокоит, что телесный дефект станет мешать в карьере. Больше всего он печется о мнении окружающих. Ковалев переживает, что подумают люди о человеке без носа.
  2. Образ цирюльника связан с проблемой безнравственности. Он даже не думает вернуть часть тела ее хозяину. Вместо этого брадобрей бежит избавляться от находки, чтобы его не обвинили в случившемся.
  3. Еще одна проблема — лицемерие. Высокомерный нос отказывается общаться с людьми, которые ниже него по статусу, так же как и его владелец.

В повести Гоголя в жанре сатира содержится рассуждение о кризисе личности, подверженной порокам и тщеславию. Главный герой не задумывается о смысле своей жизни, он одержим женщинами, карьерой и развлечениями. Образ Ковалева собирателен, в окружении автора было много таких людей. В своем произведении писатель предупреждает социум о приближающейся катастрофе, которая может коснуться каждого.

Читайте также: