Сочинение на тему эстетическое воспитание

Обновлено: 30.06.2024

Маленький ребенок - это великое чудо; это вечная загадка; это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно.

Дитя - маг и волшебник: сидя в углу своей детской, он видит золотые нити, переплетающиеся дивными узорами; держа в руке щепку, он воображает себе прекрасно одетого рыцаря; он слышит музыку там, где ее нет; он рассказывает вслух сам себе о столкновении кораблей, о спасении на льдине. Он волнуется, как будто все это происходит на самом деле. Он живет грезами своей фантазии.

Дитя – самый деятельный работник во всем мире: целый день он движется и движет, строит, лепит, рисует, красит, клеит, - словом, видоизменяет попавший ему в руки материал. В этих своих творческих делах он не знает пресыщения.

Известно, что детское творчество- явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Напитывая детей красотой искусства, природы, человеческого благородства мы помогаем им выразить себя в рисунке.

Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки, но главное – помочь увидеть ребенку мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.

Основное направление моей деятельности - художественно-эстетическое воспитание детей.

Первые шаги к эстетическому развитию детей:

- формирование эстетического отношения к природе, красивым предметам произведениям изобразительного искусства;

знакомство детей со скульптурой малых форм;

формирование у детей понятия, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение;

обращать внимание детей на материал, фактуру поверхности, форму, цвет, орнамент и узор, которые используются для украшения вещей;

осуществление работы по знакомству с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);

знакомство с отдельными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет)

знакомство детей с архитектурой и ее особенностями.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развитие детских художественно - творческих деятельностей в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно - творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно - речевой). Видимо этим объясняется тот феномен, неоднократно подтвержденный жизнью, что художественно - творческие способности проявляются в комплексе: человек пишущий стихи, рисует, музицирует и т. п.

Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.

Исходя из концепции комплексного характера художественно- творческих способностей, в центре моей педагогической работы стоит интегрированная форма работы по разным видам художественно-творческой деятельности (блоки, циклы, объединяющие разные виды деятельности, занятия одним содержанием)

В каждой художественной деятельности дети передавали специфическими для этой деятельности средствами образы животных: в играх - драматизациях при помощи мимики, жестов, движений, поз, голоса; эти же средства использовались в музыкальных сценах, здесь помогали музыка, ее тембр, динамика. В разных видах изобразительной деятельности образ животного создавался путем передачи формы туловища и его частей, пропорций, позы, фактуры. В период прохождения того или иного блока могут быть затронуты и другие темы, связанные с общей воспитательно - образовательной работой

Занятия способствуют формированию у детей эстетического восприятия, обучения способам действия, развитию творчества.

Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают разнообразные методы и приемы. Предпочтение отдаю тем методам и приемам, которые будят детскую активность, способствуют проявлению самостоятельности детей. Таковыми являются традиционные: словесные, наглядные, практические. А также более совершенные:

-метод проблемного изложения

Информационно- рецептивный метод предусматривает наблюдение детей, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций.

Репродуктивный метод включает деятельность педагога, направленную на закрепление знаний, выработку навыков и умений.

Исследовательский и эвристический методы в обучении используются в единстве. Эти методы направлены на обучение, поиск самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения.

Методика работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений искусства – на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяю эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе, используя свой художественный, музыкальный опыт, ребенок воплощает свои представления, отношения, фантазии.

Так, музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, передавать это эмоциональное состояние, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности - в рисовании, лепке, художественном труде. Все это позволяет подводить детей к целостному, осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

Важно постоянно создавать разные ситуации, в которых ребенку приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Только так развивается природная любознательность ребят, формируются и совершенствуются уникальные детские способности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее высокую эффективность. Результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображении образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные/, что способствует развитию его творчества.

В процессе игр ребята учатся обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат. У них активно формируются навыки речевой деятельности.

Иногда провожу занятия в форме игры, через сказку, где ребенок вовлекается в волшебный мир сказки, образов, фантазий.

Вся деятельность сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами.

На своих занятиях я прежде всего продумываю применение игровых приемов, создания игровых ситуаций. В них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовал герой. Например, дети становятся художниками и создают картины; выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п.

Для закрепления умений я использую игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, которые допускают неточность, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят на помощь, чувствуют радость, уверенность в себе, осознают важность и полезность знания, умения.

По мере готовности изображений они размещаются на большом листе Получается красивая картина, которая на несколько дней вывешивается в группе или вестибюле.

Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышая их эмоциональную отзывчивость, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединены общей целью, единым положительным отношением к деятельности. Часто, как это видно из приведенных примеров, результаты работы всех детей объединяются в общую композицию.

К занятиям стараюсь подбирать пособия, игры, материалы, которые кажутся увлекательными, желанными. Организую свободную форму, то есть дети могут работать сидя, стоя, или как им удобно. Побуждаю детей к речевому общению, поощряю стремление действовать совместно.

Для этого стараюсь создать необходимые условия, чтобы дети были постоянно активны. Вместе с детьми ищем ответы на вопросы, фантазируем.

Строю свою работу исходя из сезонности, различных проявлений природы, из того, что детям близко, дорого и интересно. При необходимости перестраиваю занятия буквально на ходу, в зависимости от общего состояния и настроения детей.

1. В основу построения моей системы работы по художественно-эстетическому направлению положены следующие принципы:

принцип систематичности и последовательности;

индивидуальный подход к детям.

2.Эффективность всей системы определяется взаимосвязанным использованием всех средств художественно-эстетического воспитания и разнообразных деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой).

Результаты работы возможно получить руководствуясь главными принципами, один из которых – связь обучения с жизнью. Ведь в изображении дети передают те впечатления, которые они получили из окружающей их жизни и произведений искусства, в процессе всей воспитательно-образовательной работы в детском саду, в семье.

Особое значение во всей деятельности по художественно-эстетическому воспитанию имеет творческое отношение ко всему, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребенка.

Пусть каждый ребенок познает и переживает благотворную радость творчества!

Ведь только ребенок, живущий в окружении ярких образов, фантазий способен что-либо сотворить.

Доронова Т.Н., Гербова В.В. Программа Радуга, М.: Просвещение , 1997

Ильина Т.А Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов М: Просвещение, 1984

Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение: Учеб. лит.,1996

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: 1961. С. 181


Полный текст материала Педагогическое эссе на тему "Помочь ребенку увидеть мир" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система эстетического воспитания.

Что же такое эстетическое воспитание? Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития способности не только видеть всю красоту окружающего мира, искусства, но и создавать её. Такое воспитание включает в себя: воспитание эстетического отношения к искусству, общественной жизни, природе, труду и т.д. .

Стоит заметить, что эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания ребенка. Очень тесна связь с нравственным воспитанием.

В процессе воспитания у детей происходит переход от бессознательного отклика на всё яркое и красивое к сознательному восприятию прекрасного в действительности. Основной особенностью эстетического воспитания является именно чувственная форма вещей – это их звук, форма, цвет. Форма обычно выражается в совокупности красок, линий и звуков. Ребёнок может воспринимать красоту как единство формы и содержания.

Функциями эстетического воспитания являются:

· Воспитательная функция искусства

· Раскрытие в мире реально действующей красоты

· Развивающая функция, которая способствует творческому развитию

Целью такого воспитания является пристальное внимание к художественной / творческой деятельности учащихся, развитие эстетического мироощущения, а также потребность в прекрасном, способность к тонкому эмоциональному отношению.

Эстетическое воспитание развивает и гармонизирует абсолютно все духовные способности человека, которые необходимы в различных областях творческой деятельности.

Мы можем заметить, что в процессе самого воспитания происходит приобщение личности к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание человека.

Процесс эстетического воспитания, а именно его содержание зависит от возраста детей, их потребностей и возрастных особенностей.

Чувство прекрасного должно присутствовать у каждого человека. Ведь без этого люди не смогут ни наслаждаться красотой природы, ни любоваться произведениями искусства ни любить. Человеческие ценности меняются под влиянием новых течений, в связи с этим проблема восприятия искусства и воспитания эстетического вкуса остро встает в обществе.
Антон Павлович Чехов хорошо и много писал об этой проблеме. В произведениях “Человек в футляре” и “Крыжовник” проблема восприятия искусства и воспитания эстетического вкуса освещена более

подробно. Многие писатели, поэты и философы рассуждали на эту тему. О том, какой жизни достоин человек, рассуждал в своих произведениях Антон Павлович Чехов.

Он всячески выражал свой протест против “обыденности” и всегда считал, что каждый из нас создан для яркой, плодотворной работы и счастливой жизни. Именно поэтому своих героев он показал в противоположных красках. Беликов из рассказа “Человек в футляре” и Чимша из “Крыжовника” стараются оградить себя от окружающего мира. Но Антон Павлович убежден, что человек создан не для такой жизни и убеждает читателей избегать такого образа жизни.

восприятия искусства вставала во все времена. Антон Павлович Чехов один из первых, кто показал обыденность такой, какая она есть, без прикрас и улучшений. Правдивое изображение действительности показывает нам, как не нужно жить.
А. М. Горький в пьесе “На дне” также затрагивает проблему восприятия искусства и воспитания эстетического вкуса. Все герои этого произведения – люди, упавшие на дно жизни. Многие из них не хотят менять свою жизнь к лучшему, не ценят счастья, любви, красоты и искусства.

Герои нравственно и духовно бедны. Вспомним хотя бы смерть Анны, большинство жителей ночлежки отнеслись к ее смерти безразлично, не сочувствовали ей даже тогда, когда она лежала больная. Понимание и сочувствие отсутствует у людей, не способных ценить красоту и понимать искусство.

Но, это не меняет сущности человека. Каждый из нас хочет быть услышанным, понятым.
Пьеса “На дне” является великим произведением, ведь в ней Антон Павлович так умело преподает нам урок. Важность и актуальность этой проблемы, на мой взгляд, вечно не уменьшатся, даже наоборот. Не поэтому ли современный кинематограф и лучшие театры все чаще возвращаются к постановке этой пьесы?!

В жизни есть множество великолепия, но таковыми являются не только творения природы, но и сооружения человека. Как же отличить удивительное от безобразного? Чем должен обладать человек чтобы заметить эти различия? В предложенном для анализа тексте русский писатель Лев Абрамович Кассиль поднимает проблему воспитания чувства прекрасного.

Продолжая свои рассуждения, русский писатель говорит, что попытки заменить творчество человека совершенной кибернетической машиной и поссорить физиков с лириками не обвенчаются успехом. Известный учёный А. Мошковский писал о А. Эйнштейне, что тот находил источник высшего счастья вовсе не в науке. А значит, существенную роль играет эстетика, именно о ней говорит автор в последующих рассуждениях. Он перечисляет сложное анатомическое устройство человека, а именно: уши, которые могут воспринимать музыку, глаза, которым приятна соразмерность и стройность здания, а не нагромождения на нём архитектуры. Этим автор показывает, что наука тесно связанна с искусством, ни то, ни другое не может существовать без друг друга, поэтому важную роль играет воспитание в человеке чувство прекрасного, ведь только тогда он сможет совершать открытия и достигать большего успеха.

Оба примера имеют тесную смысловую связь и дополняют друг друга. Каждый из них показывает, что люди должны уметь воспринимать и наслаждаться чудесами жизни для того, чтобы их жизнь была счастливой и полезной.

Позиция автора ясна: человек, который неспособен отличать красивое от безобразного не сможет полноценно жить. Он упустит многие радости, которые могли бы сделать его мир ярче и интереснее. Поэтому важную роль играет умение чувствовать подлинную красоту.

Таким образом, можно сделать вывод, что истинное счастье достигается лишь тогда, когда человек воспитает в себе чувство прекрасного, научится воспринимать мир вокруг него и радоваться мелочам.

Читайте также: