Сочинение на тему государство и народ в романе петр первый

Обновлено: 02.07.2024

А.Н. Толстой родился в 1882 году и творить ему пришлось в очень противоречивый период нашей истории: в период коренных изменений в жизни и политике страны. Чтобы как следует разобраться в настоящем, необходимо осмыслить и понять прошлое. Для этого как нельзя лучше подходит интереснейшая эпоха Петровских реформ, которую писатель выбрал для своего знаменитого исторического романа. На первых же страницах романа открывается страшное время безвластия. Царь умер, вокруг престола бушуют дворцовые интриги. Народ в тревоге и ожидании: что-то станется с Россией, в чьих руках она будет, что за судьба ждет впереди. Все народные переживания мы слышим в дорожном разговоре мужиков, и это логично, ведь русский мужик не мыслит себя вне Отечества, будущее страны — его будущее. Грядущие перемены несут неизвестность и пугают людей: за кем идти людям, кому доверить свою судьбу? Люди мечутся в душевных терзаниях, ищут ответы и делают страшные ошибки. Поддавшись влиянию хитрых сторонников царевны Софьи, народ выступает против законного наследника престола, юного Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой неизгладимый след в душе маленького царевича, наглядно показывают всю беспощадность и неразумность людей, измученных неразберихой и страшащихся своего неведомого будущего.

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. Не имея решающего голоса в решении своей судьбы, народ вновь обращает свои надежды к другому правителю, надеясь найти в нем своего заступника.

Петр молод, умен, решителен и готов действовать. На пути к преобразованиям Отечества царь-реформатор ищет опору в своем народе. Он любит его и верит в его созидательные силы. Главным помощником и другом царя становится выходец из народа Меньшиков. Из крестьянских детей и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает бурную реформаторскую деятельность. Он действует решительно и даже жестоко, он смело реализует свои замыслы, не учитывая при этом мнения народных масс. Заглядывая далеко в будущее, радея о процветании страны, Петр своей царской властью часто насаждает обычаи, чуждые русскому духу, и народ стихийно протестует против этого. Таким протестом явился стрелецкий бунт. Народное непонимание замыслов царя, неприятие его методов вылились в восстание. Столкнулись две силы — народ и государство. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по- прежнему считает народ слепым орудием в своих руках. Государство, осуществляя свою политику, не испрашивает на то народного согласия и не терпит с его стороны никаких возражений. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.

Но совсем другие взаимоотношения народа с властью предстают перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения, принимая роль простого бомбардира. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Удивлен фельдмаршал О’Гильви боеспособностью и дисциплинированностью русской армии. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. Взята неприступная крепость Нарва, взята благодаря полному взаимопониманию и доверию. Сцены осады Нарвы демонстрируют полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. Глубоко символично, что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Святая любовь к Отечеству заслоняет на время противостояние патриархального русского народа и революционного царя-реформатора.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссального напряжения сил русского народа. Основная трагедия в том, что власть вновь видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия. Прекрасный город растет на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки -Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.

В разгар революции 1917 года А. Н. Толстой обращается в своем творчестве к эпохе Петра. По собственному признанию писателя, он “решил откликнуться на нашу эпоху так, как сумел. И снова обратился к прошлому, чтобы на этот раз рассказать о победе над стихией, косностью, азиатчиной”. Открывается роман картиной всеобщего недовольства положением, существующим в государстве. Но точку в горестных рассуждениях ставит Ивашка Бровкин, как бы подводя итог всему сказанному: “…того подай,— этого подай… Тому заплати, этому заплати… Но прорва,— этакое государство? — разве ее напитаешь?” Все понимают, что наступило время перемен. Их жаждут и одновременно боятся, так как жизнь привычно движется по накатанной колее. Старики рассказывали, что в старину жить было лучше: дешевле, сытнее, благообразнее. А сейчас в государстве назревает хаос. Правящая верхушка печется лишь о собственном благополучии, не видя всеобщего разорения и обнищания, находящаяся у власти царевна Софья, опираясь на своего фаворита Василия Голицына, судорожно цепляется за трон. Она готова потопить в крови страну, лишь бы сохранить все как есть. Старое ожесточенно сопротивляется новому, но исторический процесс не остановить. Молодой царь Петр стал выдающимся реформатором по мере осознания им неизбежности преобразований, необходимость которых уже назрела в обществе, во всех его слоях. Только каждый решает свои проблемы сообразно возможностям. Бояре продолжают нещадно эксплуатировать крестьян, а бедняки, не видя никакой перспективы улучшения своей жизни, бегут в леса, на север, на Дон — подальше от своих господ и царя-антихриста. Так начинается правление Петра Первого. И нужно было обладать не только огромными организаторскими способностями, но скорее безрассудством молодости, чтобы взяться за дело в такой трудной, почти безвыходной ситуации. Всеобщему хаосу и бездействию царь противопоставляет кипучую деятельность, он сам овладевает четырнадцатью профессиями: столяра, плотника, кузнеца, морехода,— и сплачивает вокруг себя лучших мастеров. Не всегда люди идут к царю добровольно. Они, как Овдоким, Федька Умойся Грязью или Алеша Голиков, предпочитают убегать в леса или скрываться по раскольничьим скитам, но Петр уже набрал силу, у него есть верные помощники, которые будут кого уговорами, как Голикова, кого плеткой и в кандалах, как Федьку Умойся Грязью, загонять в работу. В романе нет идиллических страниц, где бы описывалось, как любимый народом царь беседует со своими подданными. Толстой рисует реальные и суровые картины драматического времени — становления русской государственности, когда Россия, отсталая и забитая в своей массе, разворачивалась лицом к Европе, пытаясь встать вровень с другими странами. И не только внутреннее сопротивление преодолевал Петр. Благополучная Европа не хотела иметь в лице России конкурента ни в чем, поэтому старалась силой оружия загнать Русь назад — в дикость и неразбериху. Но Петр, опираясь на соратников и сторонников, уже сумел повернуть огромное государство на новые рельсы, и этот процесс не остановить ни туркам, ни шведам, ни кому бы то ни было еще.
Суровые картины русской истории нарисовал А. Толстой в своем романе “Петр Первый”. Но, как подчеркивали современники, не мраком и холодом веет от жестокой и грозной Петровской эпохи, а предвосхищением новых дней и периодом расцвета, что в общем-то и доказала дальнейшая русская история. В жизни почти каждого государства бывают подъемы и падения, главное, во что я верю, так это в то, что Россия, не пропавшая в древности, не погибнет и сейчас. У нее великая история и прекрасное будущее. Но для этого нужна сплоченность всего общества и напряженная работа.







Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Место героя в образной системе романа зависит от его участия в основном конфликте произведения: политическом, экономическом, социально-бытовом. Происхождение, воспитание и образование оказываются факторами, играющими незначительную роль в характеристике персонажа. Приобщение к новому может кардинально поменять его облик и судьбу. Главными требованиями при этом являются недовольство прежней жизнью, открытость для восприятия новых веяний, преданность интересам государства, работоспособность.

В быту этой семьи, хотя и сохраняется патриархальный уклад, но в целом все заведено по иноземному образцу. Санька едет в Европу, блистает при королевских дворах. Гаврила учится в Гааге, бывает в Париже, о чудесах которого рассказывает Наталье Алексеевне, пригласившей его помочь в устройстве театра.

Они люди, каких мало, за что особенно ценятся царем. Петр приезжает к Бровкиным сватать для Волкова Саньку, намерен взять ее ко двору. Алексей произведен в подполковники, Яков командует кораблем.

В образе других героев из народа – Цыгана, Овдокима, Жемова – подчеркивается противоположная черта петровского времени: ужесточение гнета и закабаление народа. Но, в представлении автора, такая антигуманность оправдана, так как время требует нечеловеческих, кровавых усилий для работы на благо родины. Таким предстает угрюмый каторжник Федька-Умойся-Грязью, вбивший первую сваю в невский берег.

Герои произведения делятся на сторонников и противников прогрессивных начинаний Петра. Но если царевна Софья, Голицын, бояре, европейские монархи враждуют с царем из-за власти, то для людей из народа все же открыт путь к принятию петровских преобразований.

Но конфликт с историей – удел не только тех, кто не внимает ее голосу. Многие становятся ее жертвами, в то время как для всех есть возможность вершить судьбу страны, внести вклад в мировую историю. Личность в романе трактуется как точка преломления исторических сил, которые иногда действуют наперекор желанию человека. При этом Толстой утверждает, что историю творят личности.

Государство в романе показано как совокупность исторических условий и предпосылок только в самом начале его становления. И здесь огромна роль личности Петра как царя, народного вождя, мирового лидера, исторического деятеля. Вектор развития образа героя из народа, его взаимоотношения с государством определяется глубиной понимания исторического момента в непростой судьбе России.

В романе А. Толстой воссоздает основные вехи истории Рос­сии на рубеже XVII-XVIII вв. Он рисует стрелецкие мятежи, покорение Азова, войну со Швецией, строительство Петербур­га. Писатель охватывает жизнь и быт во всех их проявлениях, переходя от изображения отдельных персонажей к массовым сценам и созданию собирательного образа народа.

А. Толстой разворачивает картину жизни разных слоев обще­ства. Люди из низов — крестьяне, беглые, холопы, стрельцы, монахи, солдаты — выступают в реалистически жизненных ка­чествах. Даже эскизно данный образ человека из народа настолько схвачен в каких-то колоритных чертах, что запоминается сразу. Отдельные персонажи не сливаются во что-то безличное, они оттеняют, представляют ту или иную черту облика народа.

Однако народ выступает и как косная сила, не принимаю­щая царские реформы, не желающая никакой новизны в его пусть тяжелой, бесправной, но устоявшейся жизни. Люди живут по патриархальным законам, им кажется, что именно наруше­ние старины приводит к опустошению и оскудению полей, к голоду. При Петре жизнь народа становится еще тяжелее — царь вовсе не ставит целью облегчить состояние народа. Измученные крестьяне бегут в леса, уходят в раскольничьи скиты.

Взаимоотношения народа и власти — одна из основных ли­ний романа. На протяжении всего повествования проводится мысль, что народ — орудие в руках государства, власть пользует­ся его терпеливостью и покорностью.

После смерти царя, в смутное время междуцарствия, народ в растерянности. Он боится грядущего. Эти настроения используют сторонники Софьи в борьбе за власть. Возбужденные подстрекательством против Петра взбунтовавшиеся люди жестоко и бессмысленно убивают других. Они оказываются только ору­дием в достижении власти.

Выросший Петр понимает, что опора в его деятельности — народ. Поэтому он приближает к себе наиболее талантливых про­стых людей. Но, придя к власти, Петр действует так же, как и его предшественники: осуществляет свои замыслы за счет угне­тения и жестокости по отношению к народу.

Власть не берет в расчет желания народа. Когда не прини­мающие петровских реформ стрельцы поднимают бунт, Петр жестоко расправляется с ними, насильно, через виселицы, дыбу, вводя новыя законы и нормы.

В периоды войн патриотизм народа всегда снимал противо­стояние его и власти. Война со Швецией не могла бы окончить­ся победой, если бы Петр не слился со своей армией. Он стал частью народа — тянул пушки, стрелял, испытывал все тяготы походной солдатской жизни. Это воодушевляло солдат, уничто­жало пропасть между царем и народом.

Строительство новой столицы, долженствующей показать могущество власти, снова потребовало рабского труда русского народа. Снова власть видит в народе только средство исполне­ния своих державных замыслов. Петербург растет на костях ты­сяч крепостных, погребенных в невских болотах.

Отношения между народом и властью прослеживаются как противоречивые, сложные. А. Толстой не оправдывает насилие над народом, но, вместе с тем, всем повествованием дает по­нять, что без этого эпохальные преобразования были бы невоз­можны.

Читайте также: