Нет рано чувства в нем остыли сочинение

Обновлено: 18.05.2024

В образе Онегина Пушкин обнаруживает иные, противоположные Ленскому свойства характера.
Как положительные свойства характера Онегина следует отметить высоту культуры, интеллекта и трезвое, критическое отношение к действительности. Ему совершенно чужда юношески наивная восторженность Ленского.

Онегин выше окружающей среды. Заметно его превосходство и над Ленским. Тем не менее, Пушкин отнюдь не склонен утверждать Онегина как идеал, напротив, многие черты, характеризующие Онегина, даются Пушкиным отрицательно, в ироническом плане. И основные из них - разочарованность в жизни, презрение и равнодушие к окружающим -раскрываются Пушкиным скорее как поза и лишены того трагизма, который эти черты носили у романтических героев Пушкина - Кавказского пленника, Алеко и др.

Несомненно, к этому приходит в своих размышлениях об Онегине и Татьяна:
Что ж он? Ужели подражанье,
Чужих причуд истолкованье,
Ничтожный призрак, иль еще
Слов модных полный лексикон.
Москвич в Гарольдовом плаще,
Уж не пародия ли он?

Этим объясняется и двойственное отношение автора к Онегину. Нельзя не оценить его культуру, широту кругозора, его превосходство над окружающими, привлекательность его холодного скептического ума; мы сочувствуем его одиночеству, искренности и полноте его переживаний (по поводу смерти Ленского, любви к Татьяне) и т. д., но в то же время мы видим и его неполноценность.

Онегин, обладая целым рядом положительных качеств, стоя на го лову выше окружающих, оказывается в жизни совершенно бесполезным человеком. Его возможности не могут быть реализованы в жизни, не могут быть применены на практике. Дворянская культура, создав определенный характер, уже не создает для него возможности к действию, уже не в состоянии его использовать. Действительность не развивает, а губит лучшие стороны этого характера и, наоборот, способствует развитию отрицательных черт. Отсюда и неполноценность Онегина, которая обнаруживается в двух основных моментах: 1) в отсутствии реальной жизненной цели, практики; 2) в отсутствии воли, энергии.

Противоречивость характера Онегина заключается в том, что, поняв бессмысленность и пустоту окружающей жизни, презирая ее, Онегин в то же время ничего не мог противопоставить этой жизни. Пушкин подчеркивает в нем рано созревший ум и способность критически от нестись к окружающему и вместе с тем полную бездеятельность, не способность что-нибудь создать. О стремлениях Онегина что-то сделать Пушкин говорит явно иронически. Ирония Пушкина направлена на бес цельность, бесперспективность занятий Онегина.

В поведении Онегина Пушкиным обнаруживаются вялость, апатичность и безволие. Жертвой этого безволия падает Ленский, ибо Онегин, презирая свет, окружающую среду, в то же время подчиняется условностям этого света, не имеет в себе воли сбросить их с себя, не находит сил следовать своим внутренним убеждениям, своим внутренним влечениям, если они идут вразрез с установившейся моралью, с установившимися традициями.

Давая все положительное, что могла дать дворянская культура на вершинах своего развития, Пушкин, в образе Онегина, в то же время выявляет и начала, ведущие к ее гибели - бездействие, отсутствие воли, бесцельность существования

Действие романа разворачивается на широком фоне рус­ской действительности 20-х годов XIX века. В центре внима­ния — жизнь столичного дворянства эпохи духовного иска­ния передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и за­канчивался после разгрома декабристского движения. Пуш­кин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа.

Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь, наслаждение жиз­нью, блестящий успех в свете и у женщин — вот что привле­кает главного героя романа.
[sms]

В деревне он делает еще одну попытку практической дея­тельности:

О цели и смысле жизни думают главные герои романа — Онегин, Ленский, Татьяна, думает автор. Бездумно по тече­нию жизни плывут лишь старики Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополу­чии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и траги­ческую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда — и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто ведется повест­вование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точ­но так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онеги­ным. Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути (вспомним два варианта его будущего, на­рисованные Пушкиным). Ленский со своей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действи­тельности, она вытолкнула его из себя.

По-своему трагична и судьба Татьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе других героев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока, ее можно, как говорил Белинский, назвать исключением из мира нравственно увечных явлений. Действи­тельность оказалась враждебной к ней, и вместо счастья ей придется до конца дней своих выполнять долг, живя с ува­жаемым, заслуженным, но нелюбимым супругом.

С судьбой героев сопоставима судьба автора. Он испыты­вает полноту жизни, живет ее радостями, страдает ее горе­стями и бедами. Смысл жизни он видит в творчестве, в дея­тельности, в самозабвенном поэтическом труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачивалась действительность, он верит в лучшее, и потому даже последние грустные строки романа озаряются легкой улыбкой поэта.

В судьбах и исканиях трех героев романа Пушкин сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX в. Трагедия Онегина — в отсутствии высокой цели. Но он ищет эту цель, стремится наполнить жизнь большим содержанием. Пуш­кин видел незаурядные качества героя, но он видел и силу враждебных обстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.[/sms]

“Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в Онегине личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его…” – такое значение этому роману в творчестве Пушкина отводит Виссарион Григорьевич Белинский.
Обычно герой романтической поэмы с первых же строк представляется человеком исключительной и драматической судьбы. Пушкин же начал с того, что заявил

новый образ героя. Это не исключительная личность, не загадочная натура, не злодей, но и не образец всех добродетелей.

Это обыкновенный человек, один из тех, с кем читатель не раз встречался в обычной жизни. И даже знакомство с героем подчеркнуто прозаично: Онегин мчится на почтовых из столицы в деревню, где умирает дядя, оставивший ему наследство. При этом герой довольно откровенно рассуждает о предстоящей ему необходимости:
Полуживого забавлять,
Печально подносить лекарства,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет себя!
Первые же строки романа раскрывают новую природу героя. Среда,

к которой принадлежит Онегин, формировала его мораль, его интересы, вкусы и убеждения. Отец героя жил долгами и к вопросу о воспитании сына подошел, как все.

Онегин получил поверхностное светское образование, что было нормой в то время. Среда определила и род занятий молодого дворянина – светская жизнь. Не подготовленный ни к какому делу, он проводит свою жизнь в праздности и в наскучивших ему развлечениях высшего света.
Стойкое разочарование Онегина в собственном образе жизни и в светской публике особым образом перекликается с настроением романтиков той поры, как русских, так и зарубежных. В их разочаровании выразилось убеждение в том, что мир устроен неправильно и что люди не в состоянии переустроить его по справедливому образцу. Поэтому романтиков влечет в иной мир, противоположный существующей действительности – в мир мечты, фантастики.
Событийная сторона романа начинается с того, что, получив наследство от дяди, Онегин становится помещиком и покидает столицу. Описывая городской распорядок дня Онегина, Пушкин показывает, что культура столичного дворянства обезличена, лишена национальных основ. И праздный образ жизни Онегина, его бездеятельность, способность лицемерить и злословить – это плоды воспитания этой средой, ее губительное влияние.
При этом Онегин остается яркой индивидуальностью. У него ироничный, острый ум, он трезво мыслит, требователен к себе. Недовольство условиями жизни и собой, озлобленность на людей – это тоже признак высшей натуры, потому что человек с таким отношением к окружающим недоволен в том числе и собой.
Испытывая героя, Пушкин задает вопрос: “Но был ли счастлив мой Евгений?”. И отвечает: “Нет, рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум”. Но ведь светская жизнь не убила в Онегине чувства, только отвратила от бесплодных страстей и мелочных развлечений.
И все же следует признать, что характер воззрений Онегина обозначен лишь штрихами. Его сомнения и душевная пустота лишены идейной ясности, “скука”, “охлажденный ум”, угрюмость, “хандра” – все это лишь намеки на то, что действительно испытывал герой. Идейный кризис, пережитый Пушкиным, не позволял ему придать убеждениям Онегина политическую окраску. Поэтому, характеризуя убеждения героя, поэт остановился на полпути.

Подчеркнул лишь равнодушие Онегина к тем благам жизни, которые предоставлены ему по праву рождения.
Став помещиком, Евгений вступил наконец на поле определенной деятельности. Хозяйственные распоряжения Онегина впервые начинают раскрывать его общественную позицию:”Ярем он барщины старинной оброком легким заменил”. Этот момент раскрывает отрицательное отношение Онегина к крепостному праву.
Почему же его чувства “остыли”? Уехав в деревню, порвав со светским обществом, в котором герой не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми. Спасти от “душевной пустоты” не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг Татьяну, так как выше всего ценил “вольность и покой”, не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему.

Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые герой испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался “шепота, хохотни глупцов”, сплетен Зарецких.
В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещенного дворянина, который сложился в России в 20-е годы 19 века. Поэт, как представитель интеллигенции, критически относился к правительственной политике, не желал служить царизму, не хотел встать в ряды грибоедовских “молчалиных”. Однако, несмотря на все протесты и свою просвещенность, такие люди, как Онегин, стояли в стороне от общественной деятельности, что приводило их к бездейственности, к замыканию в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно привело Евгения к “душевной пустоте”, лишило его жизнь высокой цели.

Отсюда происходит равнодушие героя к любви, ибо для такого умного, как он, подобные чувства слишком обременительны.
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. “Факт тот, что все мы – более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками”, – писал Герцен. На примере образа главного героя Пушкин продемонстрировал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени, – искания в отрыве от общества и народа.

Обычно герой романтической поэмы с первых же строк представляется человеком исключительной и драматической судьбы. Пушкин же начал с того, что заявил новый образ героя. Это не исключительная личность, не загадочная натура, не злодей, но и не образец всех добродетелей. Это обыкновенный человек, один из тех, с кем читатель не раз встречался в обычной жизни. И даже знакомство с героем подчеркнуто прозаично: Онегин мчится на почтовых из столицы в деревню, где умирает дядя, оставивший ему наследство. При этом герой довольно откровенно рассуждает о предстоящей ему необходимости:

Печально подносить лекарства,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет себя!

Первые же строки романа раскрывают новую природу героя. Среда, к которой принадлежит Онегин, формировала его мораль, его интересы, вкусы и убеждения. Отец героя жил долгами и к вопросу о воспитании сына подошел, как все. Онегин получил поверхностное светское образование, что было нормой в то время. Среда определила и род занятий молодого дворянина — светская жизнь. Не подготовленный ни к какому делу, он проводит свою жизнь в праздности и в наскучивших ему развлечениях высшего света.

Стойкое разочарование Онегина в собственном образе жизни и в светской публике особым образом перекликается с настроением романтиков той поры, как русских, так и зарубежных. В их разочаровании выразилось убеждение в том, что мир устроен неправильно и что люди не в состоянии переустроить его по справедливому образцу. Поэтому романтиков влечет в иной мир, противоположный существующей действительности — в мир мечты, фантастики.

Событийная сторона романа начинается с того, что, получив наследство от дяди, Онегин становится помещиком и покидает столицу. Описывая городской распорядок дня Онегина, Пушкин показывает, что культура столичного дворянства обезличена, лишена национальных основ. И праздный образ жизни Онегина, его бездеятельность, способность лицемерить и злословить -это плоды воспитания этой средой, ее губительное влияние.

При этом Онегин остается яркой индивидуальностью. У него ироничный, острый ум, он трезво мыслит, требователен к себе. Недовольство условиями жизни и собой, озлобленность на людей — это тоже признак высшей натуры, потому что человек с таким отношением к окружающим недоволен в том числе и собой.

Став помещиком, Евгений вступил наконец на поле определенной деятельности. Хозяйственные распоряжения Онегина впервые начинают раскрывать его общественную позицию:"Ярем он барщины старинной оброком легким заменил". Этот момент раскрывает отрицательное отношение Онегина к крепостному праву.

В образе Онегина Пушкин обнаруживает иные, противоположные Ленскому свойства характера. Как положительные свойства характера Онегина следует отметить высоту культуры, интеллекта и трезвое, критическое отношение к действительности. Ему совершенно чужда юношески наивная восторженность Ленского.

Онегин выше окружающей среды. Заметно его превосходство и над Ленским. Тем не менее, Пушкин отнюдь не склонен утверждать Онегина как идеал, напротив, многие черты, характеризующие Онегина, даются Пушкиным отрицательно, в ироническом плане. И основные из них — разочарованность в жизни, презрение и равнодушие к окружающим -раскрываются Пушкиным скорее как поза и лишены того трагизма, который эти черты носили у романтических героев Пушкина — Кавказского пленника, Алеко и др.

Несомненно, к этому приходит в своих размышлениях об Онегине и Татьяна: Что ж он? Ужели подражанье, Чужих причуд истолкованье, Ничтожный призрак, иль еще Слов модных полный лексикон. Москвич в Гарольдовом плаще, Уж не пародия ли он?

Этим объясняется и двойственное отношение автора к Онегину. Нельзя не оценить его культуру, широту кругозора, его превосходство над окружающими, привлекательность его холодного скептического ума; мы сочувствуем его одиночеству, искренности и полноте его переживаний (по поводу смерти Ленского, любви к Татьяне) и т. д., но в то же время мы видим и его неполноценность.

Онегин, обладая целым рядом положительных качеств, стоя на го лову выше окружающих, оказывается в жизни совершенно бесполезным человеком. Его возможности не могут быть реализованы в жизни, не могут быть применены на практике. Дворянская культура, создав определенный характер, уже не создает для него возможности к действию, уже не в состоянии его использовать. Действительность не развивает, а губит лучшие стороны этого характера и, наоборот, способствует развитию отрицательных черт. Отсюда и неполноценность Онегина, которая обнаруживается в двух основных моментах: 1) в отсутствии реальной жизненной цели, практики; 2) в отсутствии воли, энергии.

Противоречивость характера Онегина заключается в том, что, поняв бессмысленность и пустоту окружающей жизни, презирая ее, Онегин в то же время ничего не мог противопоставить этой жизни. Пушкин подчеркивает в нем рано созревший ум и способность критически от нестись к окружающему и вместе с тем полную бездеятельность, не способность что-нибудь создать. О стремлениях Онегина что-то сделать Пушкин говорит явно иронически. Ирония Пушкина направлена на бес цельность, бесперспективность занятий Онегина.

В поведении Онегина Пушкиным обнаруживаются вялость, апатичность и безволие. Жертвой этого безволия падает Ленский, ибо Онегин, презирая свет, окружающую среду, в то же время подчиняется условностям этого света, не имеет в себе воли сбросить их с себя, не находит сил следовать своим внутренним убеждениям, своим внутренним влечениям, если они идут вразрез с установившейся моралью, с установившимися традициями.

Давая все положительное, что могла дать дворянская культура на вершинах своего развития, Пушкин, в образе Онегина, в то же время выявляет и начала, ведущие к ее гибели — бездействие, отсутствие воли, бесцельность существования

Онегин был продуктом своего класса.

Неужели ему это не надоело? Надоело!

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум…

После стольких лет жизни во лжи Евгений не мо­жет отдаться своему счастью. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны.

В этих строках больше возможности для понимания Онегина. Значит, именно такая девушка, как Татья­на, была когда-то идеалом Евгения, но свет убил в нем все идеалы. Главная трагедия Онегина в том, что он не может обновить своей души, испорченной светом. Убийство Ленского тоже дает нам большие возмож­ности для понимания характера героя: ведь он умнее, мудрее Ленского. Казалось бы, он должен остановить дуэль, объяснить все другу, но Онегин, который вроде бы выше окружающего его общества, в то же время является пленником этого общества. Его пугает хо­хот и пересуды глупцов.

Читайте также: