Сочинение трудовой подвиг детей

Обновлено: 07.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Чтобы обеспечить наполняемость, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в "ремеслуху" и пополнять ряды рабочего класса.

В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

- Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод в 14 лет. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей - вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"



1943 год. Пермь. 12-летний фрезеровщик.
Фото: ИТАР-ТАСС

Брезентовые ботинки

Детей в Пермь привозили эшелонами, в основном из Вологодской, Ивановской и Ленинградской областей. Трудиться им, несмотря на возраст, приходилось как взрослым. Тот же Иван Шилов однажды работал 29 часов подряд. За это его наградили сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением паренек был очень доволен.

С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома.

- В 1943 году меня из Вологодской области привезли в Пермь, на авиазавод, - рассказывает Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. - Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха - ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было.

Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся.

Передовики поневоле

- Работали мы по 12-16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках, - вспоминает Анна Титова.

Из-за тяжелых условий труда многие взрослые не выдерживали напряжения и сбегали. Еще до войны правительство СССР приняло решение о закреплении рабочих за предприятиями, и за "самоволку" беглецов наказывали. В 1941 году из тогдашних 12 тысяч рабочих пермского моторостроительного завода четыре тысячи были осуждены за дезертирство, прогулы и опоздания. Амнистию им объявили только в 1945 году. На производстве в военное время работали и заключенные. Их водили на завод под конвоем по центральной улице Перми. Но толку от таких "специалистов" было немного. Народ отчаянный, никого особо не боялся и работой себя не перетруждал.

От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Многие были хилыми и слабыми - дети все-таки, да и война - не мать родная, не пожируешь. Некоторые заводские начальники таких малосильных работников гнали прочь: какой прок, если один только вал весит аж 160 килограммов и подростки, даже поднатужившись, все равно не могут его поднять? Но, кроме них, работать было некому.

Согласно закону дети, которым еще не исполнилось 16 лет, должны были трудиться не больше шести часов в сутки. На заводе даже выпустили приказ по этому поводу. Директор Анатолий Солдатов лично предупредил начальников цехов и напомнил, что нельзя привлекать подростков к сверхурочным и ночным работам. В приказе также говорилось, что малолетние работники имели право на один выходной в неделю и на ежегодный отпуск на 12 суток.

Однако приказ приказом, а авиадвигатели были нужны фронту как воздух. К тому же при эвакуации промышленных предприятий в 1941 году получилось так, что пермский завод долгое время оставался единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов "Катюша". Ясно, что Ставка Верховного Главнокомандования требовала от пермяков как можно больше боеприпасов и авиадвигателей. Вопросы соблюдения трудового законодательства при этом отходили на второй план.


(Для увеличения фотографии кликните по ней)

Сладкая награда

Зато юных передовиков директор завода приглашал к себе. Первый раз это произошло 14 ноября 1944 года. В кабинет строгого руководителя, робея, вошли 52 подростка. Мальчишки и девочки по такому случаю были умытые, причесанные, в почищенной одежде.

Анатолий Солдатов, генерал-майор инженерно-технической службы, усадил их за широкий полированный стол. Произнес речь, угостил чаем и вручил каждому из приглашенных по паре валенок, а в придачу по большой банке фруктовых консервов - варенья, проще говоря.

В декабре директор собрал у себя еще 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики. Всех также премировали банками варенья.

К сожалению, сейчас в живых уже не осталось никого из тех, кто получил сладкую премию. Но их воспоминания живут в письмах, хранящихся ныне в заводском музее. Вот одно из них - от бывшего рабочего Александра Аксенова:

"Я был во фронтовой бригаде, и в один из дней мне удалось выполнить норму на 570 процентов, - пишет он. - В заводской газете появилась публикация: "Отец-фронтовик может гордиться таким сыном, как Саша Аксенов". Я был очень рад и послал бате заметку на фронт, чем очень обрадовал не только его, но и командиров - от них даже получил очень теплое письмо. Спустя несколько дней после моего трудового успеха и заметки в газете мы с ребятами выходили из цеха, а навстречу группа людей - начальство, судя по виду. С ними - генерал Солдатов. Кто-то из пацанов громко позвал меня: "Аксенов! Иди на генерала смотреть!" Тот услышал и громко сказал: "А я как раз иду на Аксенова смотреть". Солдатов меня расцеловал, а после этого отдал команду накормить нас в столовой. Для таких вечно голодных пацанов, как мы, это было не лишним".

Дословно

Из указа президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г.:


"7. Предоставить право Совету народных комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

10. Установить, что все окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при СНК СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях".


Из приказа N 433 от 02.12.1944 г. "О премировании вновь принятых на завод рабочих":


"Следуя примеру молодых рабочих, отмеченных в приказе по заводу за N 415 от 14.11. 1944 года, вновь принятые молодые рабочие показывают примеры стахановской работы. За систематическое перевыполнение сменно-суточных заданий на 120-150 процентов объявить благодарность с занесением в трудовую книжку и премировать подарками (по одной паре валенок и по одной банке консервированных фруктов)".

Справка "РГ"

За годы войны пермский ордена Ленина моторостроительный завод N 19 им. Сталина выпустил 32 000 авиамоторов. Они устанавливались на истребители Ла-5ФН и Ла-7. За отличную работу в 1943 году предприятие было награждено Знаменем Государственного Комитета Обороны, которое заводу оставили на вечное хранение.

Фотодокумент

Юрий Гейко, журналист, материал которого о труде детей в Перми в свое время вызвал немалый общественный резонанс:

"В 1983 году я работал в "Комсомольской правде" и летал в Пермь по заданию редакции. Еще были живы многие, сидящие за этим столом. Нина Котлячкова (Федоссева) рассказывала:

- Где бы мы тогда купили такое богатство? Содержимое банок съедалось в юнгородке, делили на всех. Каждому пришлось всего по нескольку ложек. Но даже с них мы были, как пьяные.

Все, с кем мне довелось встретиться, вспоминали, что варенье было очень сладкое. Но я выяснил, что это было не варенье, а американский компот - кислый и совсем без сахара. Но переубедить их, детей военного времени, маленьких рабочих Победы, было невозможно.



ДЕТИ ВОЙНЫ – ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети войны и веет холодом, Дети войны и пахнет голодом, Дети войны и дыбом волосы: На чёлках детских седые полосы .

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2018 году исполнится 77 лет со дня её начала. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей,которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Тогда невыносимо было всем: и старым, и малым, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Актуальность исследования. Я считаю данную тему актуальной, так как чтобы понять и оценить настоящее, нужносравнить его с прошлым. Мы должны учиться на ошибках тех далеких лет и никогда не повторять их.

Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

Что помнят они, дети войны? Что могут рассказать?Должны рассказать.

Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, в которой умирали бы дети.
Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда не заканчивалось?

Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные и послевоенные годы, о которых мы почти ничего не знаем. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.

- ознакомление моих сверстников с отдельными судьбами детей в годы войны;

- приобщение к истории и культуре своего народа;

- воспитание уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей – наших земляков в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Методы работы:

сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, анкетирование);

беседы с односельчанами

анкетирование учащихся школы

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы в школьный историко-краеведческий музей. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.

Обзор литературы. Тема нашей исследовательской работы узкая, она касается наших земляков. Поэтому обобщено информации относительно немного. В своей работе мы использовали воспоминания жителей с. Первомайское, материалы, накопленные в школьном музее. Документы, которые хранятся в семейных архивах.

2. Основная часть

2.1 Первые дни войны

Первые месяцы войны запомнились детям многими событиями. Главные из них, это уход в армию многих родственников и знакомых мужчин.

У них закончилось детство, у семей – счастливые будни, у стариков – спокойная старость. Тогда ими двигало детское любопытство и стремление помогать старшим. Повзрослев, дети поняли, что были свидетелями и участниками подвига народа.

2.2 Труд детей в годы войны

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы.

За годы войны с полей нашего совхоза было убрано 14786 центнеров зерна, сдано 3940 центнеров мяса и 1000 молока. Я считаю, что в этом большая заслуга детей того страшного и тяжелого времени.

2.3 Обучение в школе

Условия работы школы в период войны тоже были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на вре­менно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число уча­щихся увеличилось за счет эва­куированных детей. Большинство школ работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учеб­ных пособий. В стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза. Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Цен­тральной задачей было обеспечение всеобуча. Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов.

2.4 Жизнь после войны

Читая и рассказывая истории подвигов, мы становимся сильнее. Наши деды и прадеды передают нам через годы свою силу, мужество, величие. Что значит герой? Герой – это тот человек, который совершил такой поступок, повторение которого навряд ли можно ожидать. Чтобы быть героем достаточно отличиться однажды в своей жизни, возможно даже на несколько минут, возможно, необходимо совершать подвиги каждый день, как, например, в годы Великой Отечественной войны. А каково быть просто хорошим человеком всю жизнь…? Дети войны. Они потеряли свое детство, но по жизни были добрыми, честными, справедливыми и просто хорошими людьми.

Соколов Виктор Александрович. После войны в восемнадцать лет отслужил на Дальнем Востоке. В 1953 году приехал жить в наше село Первомайское. Сначала работал электриком, затем отучился в техникуме в г. Белебее, получил диплом. Стал работать инженером-электриком. Так и работал до 1991 года, до пенсии.

В 1957 году женился на Пантелеевой (Соколовой) Елене Кузьминичне. Воспитали и вырастили троих детей. Сейчас у них восемь внуков и семь правнуков.(Приложение 9)

Чистоступова Нелли Рейнгольдовна. В 1946 году семья Нелли Рейнгольдовны переехала в совхоз 1 Мая. Здесь она сразу же пошла работать дояркой. У нее была своя группа из шестнадцати коров. Проработала Нелли Рейнгольдовна до апреля 1952 года. Потом получила производственную травму, ей дали третью группу инвалидности, но работать не перестала. Была ночным сторожем на ферме, а затем до 1986 года проработала прачкой.

В 1949 году вышла замуж за Чистоступова Василия Спиридоновича. Вместе с мужем вырастили троих дочерей. Сейчас у Нелли Рейнгольдовны пять внуков и десять правнуков. (Приложение 10)

Якупова Зинаида Фахрисламовна. Когда окончилась война, ей было тринадцать лет. В 1950 году в нашем совхозе начали закладывать сад. Стали привозить саженцы: смородину, вишню, яблони, малину. Зинаида Фахрисламовна была одной из первых рабочей сада. Они прикапывали эти саженцы до весны. Весной разбили сад на клетки (на разбивку одной клетки уходило два дня). Трактористы делали траншеи, а они сажали вишни и яблони. Сажать все надо было ровно, как по линейки. Чтобы все саженцы принялись, с конца мая до поздней осени обрабатывали и поливали их. Сад получился очень хороший в 230 гектаров. В саду она проработала десять лет. Потом работала в стройцехе.

7 августа 1987 года Зинаида Фахрисламовна вышла на заслуженный отдых. (Приложение 11)

Швырков Егор Иванович. В послевоенные годы работал в животноводстве скотником. В 1954 году женился на Валентине Михайловне Козловой (Швырковой). В 1957 году отучился на тракториста в г.Туймазы. В 1969 году их деревня Рябиновка стала неперспективной. Отключили свет, не стало работы и жить стало тяжело. Семья Швырковых переехала в деревню Александровка. В 2000 году сын купил им дом в совхозе 1 Мая.

У Егора Ивановича и Валентины Ивановны четверо детей, девять внуков и семь правнуков.

В 1993 году Егор Иванович вышел на пенсию. Его трудовой стаж составляет 52 года. (Приложение 12)

Ануфриев Генадий Александрович. В 1953 году отучился на шофера в г. Туймазы и в 1954 году устроился водителем в п. Кандры. С 1955 по 1958 годслужил в армии в Германии. В 1959 году пошел работать водителем в г. Белебей, а в 1962 году был переведен в совхоз 1 Мая. С 1965 по 1970 год учился в Автодорожном техникуме. После окончания техникума был назначен заведующим гаражом совхоза 1 Мая, где и проработал до 2002 года, до пенсии.

В 1961 году Генадий Александрович женился на Виноградовой (Ануфриевой) Людмиле Серафимовне. Они вырастили и воспитали двух детей. Сейчас у них три внука и одна правнучка.

Гарифуллина Шайда Миргаевна. В 1955 году переехала жить в совхоз 1 Мая. Здесь она работала в молочке, потом телефонисткой и затем в стройцехе. Девятнадцать лет проработала поваром в детском саду.

У Шайды Миргаевны родилось трое детей. Сейчас у нее четыре внука и четыре правнука.

Галиуллин Фагим Шарапович. С двенадцати лет начал работать пастухом на свиноферме. В 1956 году стал работать на конюшне. Там выращивали и обучали коней-рысаков. На все лето уезжали в Уфу на ипподром, а зимой возвращалисьв совхоз. Неоднократно выезжали на соревнования и всегда возвращались с победой. В 1959 году женился на Давлетшиной (Галиуллиной) Минзире. С 1961 года работал скотником на ферме, а в 1966 году совхоз направил его учиться в п. Шафраново на ветеринара. После этого в 1967 году Фагим Шараповича поставили работать бригадиром на свиноводческую ферму, где он и проработал до 1998 года, до пенсии. Во время трудовой деятельности был членом рабочкома.

У Фагим Шараповича пятеро детей. У всех высшее техническое образование. Сейчас у него одиннадцать внуков и пять правнуков.

Дети войны… Трудолюбие, стойкость, мужество и надежда на лучшее помогли им выжить, встать на ноги, а совхозу – достигнуть небывалых высот.

Дети, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Это сыновья и дочери солдат отдавших свою жизнь за счастливое будущее всех детей на Земле. Их объединяет не только общая история, но и общая боль, общая радость и похожие судьбы.

Село Первомайское – это место, где я родился и вырос. Здесь рядом с нами живут замечательные люди. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, приближая День Победы. Сейчас это пожилые люди. Их в нашем селе проживает 73 человека. (Приложение 16)И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. Поэтому, вспоминая те далекие годы, почти все они плачут, а некоторые вообще не хотят говорить.

Течет река времени. Много воды она унесла со времен Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти людей навечно сохранятся величие и подвиг советского народа. И мы не должны забывать, что среди всех поколений – дети войны – поколение особое. Вместе со взрослыми они несли тяготы войны. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бед. Им не так много поставлено памятников, многих из них уже нет в живых, но именно их детские, горячие сердца согревали души отцов, уходящих в последний бой, их маленькие слабые руки дергали пшеницу, жали хлеб, вязали снопы, приближая Великую Победу в мае 1945 года. И пусть наша память об этом будет достойным памятником детям –войны.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

1. Дети, подростки трудились из чувства любви и долга перед Отечеством.

2. Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах ВОВ, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Мы почувствовали безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой доле, работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью и мужеством.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.

Эту работу мы планируем продолжить. Информация, полученная при исследовательской работе актуальна для сверстников в наши дни.

В России власти рассмотрят законопроект о дополнительной выплате детям войны. Это те люди, которые сталкивались с испытаниями и трудностями, как и заслуженные герои.

Дети у станков

На войне детей не бывает, гласит известная поговорка. Ребята взрослели не потому, что хотели, — того требовала жизнь. На фронт уходили отцы, братья, мужья и сыновья, а вместо них помощниками становились мальчики и девочки. У большинства не было возможности ходить школу — стоящий на заводе мальчишка, не окончивший и семи классов, не редкость в Кузбассе.

Во время войны в регион эвакуировали 82 предприятия — военные, угольные, химической промышленности, металлургии. На некоторых из них во всю использовали детский труд.

— Вот на таких токарных станках работали ребята с 12 лет. Они уже не считались инфантильными, маленькими, как сейчас в таком же возрасте. Надо было много работать, никто даже вопросов не задавал. Если ты был мал ростом, приходилось приспосабливаться — вставали на ящики, куда производили укладку созданных деталей. Потом их отправляли на фронт, — рассказала сотрудник музея Любовь Смокотина.

А вопросов не задавали потому, что работа на предприятии была единственной возможностью прокормить семью. Или ты идёшь в школу и получаешь худо-бедно образование (об этом мы поговорим позднее), или пашешь на заводе и получаешь продуктовую карточку. Родители соглашались на такой шаг, лишь бы младшим детям, бабушкам и дедушкам было что кушать. Те, кто помладше, отправлялись в поля, в сельское хозяйство, в госпитали. Там они помогали подписывать посылки, письма, устраивали концерты, чтобы радовать раненых: в одной палате ставили слушать пластинку пару раз, затем переносили в другую.

Дети становились в один ряд с женщинами, которым тоже приходилось осваивать тяжёлое оборудование, и ветеранами труда. На Кемеровском коксохимическом заводе дети были в основном подсобниками. Их допускали только до тех работ, где не требовался квалифицированный труд, и он не касался опасности. На шахты мальчиков вообще не отправляли — слишком специфичная и опасная работа даже для крепких подростков.

Сыновья полка

Во время войны более 3 500 фронтовиков были, по сути, детьми — младше 16 лет. Данные лишь приблизительные, мы не считаем тех, кто вступил в партизанские отряды. Дети попадали на фронт самыми разными путями.

— Все, непременно все стремились туда. Они считали: разобьём врага быстренько! Порыв был патриотический, искренний, когда ты не наёмная армия, а жаждешь освободить свою родину от непрошеного врага, — продолжила Любовь Смокотина.

Иногда дети сами сбегали к линии огня. Если им удавалось добраться до передовой, то командиры оставляли их — дети становились сыновьями полка — считалось, ради их же безопасности. В таком случае наличие ребёнка в подразделении часто становилось тайной, хотя нередко им выдавали обмундирование и даже личное оружие. Как правило, дети выполняли хозяйственные работы, а постарше могли стать участниками боевых операций.

У Петьки Красулько была какая-то невероятная связь с отцом, ушедшим на фронт. Мальчик, живший в одном из населённых пунктов Кузбасса, постоянно спрашивал у мамы, когда папа вернётся, но у той не было ответа.

— Тогда мальчик сбежал из дома искать отца. Настоящая трагедия для матери: муж на фронте, сыночка не сберегла. Петя попал в партизанский отряд, где ему форму сшили, сапоги подогнали под 33 размер. Стал сыном полка, что называется. Все крутили у виска: ну, что творит мальчик, где его папку искать-то. Как-то раз едут два поезда: один на восток, другой — на запад. Этот пацан глазастый в окне стоящего поезда увидел отца. Как рванёт к нему, обнялись, поцеловались, сфотографировались и больше не расставались, — рассказала Любовь Смокотина.

Война и ласка

Такие трогательные истории война знает немало. Многим детям находить свои семьи помогал случай. В военном отделе музея хранится пуговица от пальто мамы ребёнка, эвакуированного из блокадного Ленинграда. Странный, казалось бы, экспонат, но очень важный для той семьи.

Детей из блокадного Ленинграда помещали в детских домах, по 10-15 человек максимум. Всего в Кузбассе работали 123 детдома. Ребята, пережившие ужас и голод, срывали листья с деревьев, ели траву, хотя взрослые их кормили. Почти все писали на листочках меню, что хотели бы съесть, когда блокада и война закончится. И никаких психологов, никаких специалистов не было, чтобы избавить детей от стресса и страха.

— Взять, пригреть, погладить по голове, рассказать сказку, утешить чем-то добрым, теплым — вот как пытались блокадных детей вывести из того состояния. Взрослый принесёт из дома лишнюю лепёшечку, варенье сбережённое, угостит драником, возьмёт на руки лишний раз, так, гляди, у ребёнка ассоциация возникнет со старой, доброй, мирной жизнью, — пояснила Любовь Пантелеевна.

Глядя на блокадных детей, каждый кузбассовец думал о собственных. Очень многие принимали их в свои семьи, потому что по-другому, глядя на сироту, не могли.

Во время подписания акта о капитуляции Германии всех спасённых детей собрали в одном месте — 200 белокурых красивых ребят. Правда, среди них не было той самой, что спас Масалов.

— Зачем русские люди это делали? Ведь наших детей враги угоняли в рабство, помещали в концлагеря, сжигали заживо, убивали. Никак не выходит у меня из головы тот случай, когда в оккупированной Орловщине немцы подходили к молодой и красивой мамочке с грудничком на руках, вырывали его, брали за ноги, как курицу, и бросали в колодец. Мама сходила с ума! Это зверство, непостижимо, подло. Масалов поступить так не мог. Он идёт на бой, слышит истошный крик, его зовут инстинкт, честь, душа. Наши дети не виноваты, их дети — тоже, — рассказала Любовь Смокотина.

— Вот эта кукла необычная, военного времени. Её сделали на фабрике игрушек в Кузедеево. Ручки и ножки у неё тряпичные, голова целлюлозная, внутри опилки. А рядом лежит школьник, резиновое изделие уже другой фирмы, — рассказывает Любовь Смокотина.

Учиться в школе мало кто стремился. На то было несколько причин: надо было работать и помогать взрослым по хозяйству. В школах оставалось мало учителей, ибо почти все ушли на заводы. Даже писать было не на чем и нечем.

— Бумаги не было, писали на пожелтевших газетах, полях книг, сквозь строчки. Учителя и дети мёрзли в школах, хотя дрова давали, даже учебники. Чернили из чего только не делали. А порой в школы не ходили потому, что обуви у детей не было — как идти зимой по снегу? И было такое сознание: чего это ты будешь учиться, а не работать. Поэтому взрослели детки намного раньше, чем должны были, — вздыхает сотрудница музея.

Война для всех страны стала трагедией. И если взрослые с уже сформировавшейся психикой, здоровьем, физическими навыками как-то потихоньку справлялись, то дети переживали гораздо сильнее. Малейшее дуновение ветра, шум пролетающего самолёта или стук в дверь в те годы для них были серьёзным испытанием.

Меня зовут Варвара. Я учусь в 4 классе. Хочу рассказать о своей прабабушке. Мою любимую бабулю звали Вера Ивановна. Она бабушка моей мамы. К сожалению, её сейчас нет с нами, она умерла, когда я училась в первом классе. Но я её очень хорошо помню. Прабабушка моя была очень старенькая, не смотря на это, она была отзывчивой, веселой, жизнерадостной и очень доброй женщиной, одним словом, замечательным человеком. Бабуля оставила неизгладимый след в моей памяти, в моей душе.

Трудилась она в тяжёлое послевоенное время. Жилось тогда людям в нашей стране очень трудно. В прошлом моя бабуля Вера много лет работала в отрасли сельского хозяйства свинаркой. Своей профессии она посвятила сорок лет жизни. Она ветеран труда.

Конечно же, свинарка должна знать всё об этих животных для того, чтобы правильно ухаживать за ними, чтобы поросята росли здоровыми и не болели. Бабушка мне рассказывала, что основным результатом труда свинарок являлись упитанные поросята.

Когда я приходила в гости к своей прабабушке, то очень часто просила её показать мне коробочку, которую она бережно хранила в шкафу. В ней много различных орденов и медалей за доблестный труд. Она мне с радостью их показывала и рассказывала о своей работе. Значит, моя бабуля была очень хорошей свинаркой, настоящим профессионалом своего дела. Просто так такие награды не вручают! Очень часто на различных мероприятиях бабуле вручали подарки и грамоты за добросовестный труд на благо поселка. О своей прабабушке я слышала и сейчас слышу только хорошие слова. Все её хвалят и называют трудолюбивым человеком, и меня это радует. Я считаю, что моя бабуля совершила трудовой подвиг. Сейчас бабули с нами нет, но коробочку я открываю часто, рассматриваю награды, и моё сердце распирает чувство гордости за неё.

Я помню, бабушка говорила, что какая бы ни была у человека профессия, самое важное – быть человеком. Эти слова бабушки я всегда буду помнить. Она учила меня быть честной, вежливой, отзывчивой девочкой. Я уважаю, люблю свою прабабушку и горжусь тем, что она у меня была, что я её правнучка.

Читайте также: