Лингвистическое сочинение на тему сложные и простые предложения
Обновлено: 08.07.2024
Сложное предложение — это предложение с несколькими (двумя и более) предикативными основами, то есть предложение, состоящее из двух (или более) простых предложений, между которыми устанавливаются определенные смысловые отношения, формально выражаемые при помощи грамматических средств (союзов, союзных слов и интонации).
Структура сложного предложения характеризуется двумя важными признаками:
• каждая из частей сложного предложения строится по схеме простого предложения и имеет свою грамматическую (предикативную) основу и второстепенные члены предложения;
• части сложного предложения объединены не механически, а образуют структурно-семантическое целое, то есть они связаны по смыслу и формально.
Части сложного предложения могут быть логически (по смыслу) равноправными или неравноправными. В зависимости от этого сложные предложения бывают сложносочиненными или сложноподчиненными:
• Если части сложного предложения, представляющие собой разные предикативные основы, являются логически и формально равноправными, то они соединяются сочинительной связью, а сложное предложение называется сложносочиненным (см. Сложносочиненное предложение).
• Если части сложного предложения, представляющие собой разные предикативные основы, логически и формально неравноправны, то есть выделяется главная и зависимая часть, то они соединяются подчинительной связью, а сложное предложение называется сложноподчиненным (см. Сложноподчиненное предложение).
В зависимости от смысловых отношений между главным и придаточным предложением определяются различные типы придаточных, что является основой классификации сложноподчиненных предложений (см. Придаточное предложение).
В сложном предложении могут использоваться различные формальные средства связи между частями сложного предложения:
• Если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными частями используют союзы или союзные слова, то они называются союзными предложениями (см. Союзные предложения).
• Если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными частями используют интонацию и порядок следования частей сложного предложения, то есть обходятся без помощи специальных служебных слов, то они называются бессоюзными предложениями (см. Бессоюзные предложения).
Сложными предложениями называют предложения, образованные из двух или более простых, объединенных в одно целое содержанию и интонацией, с помощью союзов или без них. Например: я Вошел в лес и услышал, как кукует кукушка.
Сложные предложения делятся на сложные союзные и бессоюзные сложные зависимости от способа сочетания простых предложений в сложном. В сполучникових предложениях простые соединяются с помощью интонации и союзов или связующих слов. Например: Возле дома цвели цветы, а за домом росли вишни. Предложения, в которых простые предложения соединяются в сложные только интонационно, - бессоюзные. Например: Сад одцвівся, белые лепестки покрыли землю. Сложные союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
В сложносочиненных простые предложения соединяются союзами (связующими, знаками или протиставними), эти предложения - равноправные. Например: нива Созрела колосистая, и зреют яблоки в саду. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, отделяются запятой, тире или точкой с запятой. Запятая не ставится, когда перед союзом есть общий второстепенный член или подрядная часть, что касается обоих предложений. Например: Когда он касался смычком до струн, все на свете исчезало и оставалась только музыка. Скоро вся долина сверкала огнями и вместе с дымом поднималась вверх песня. Тире ставится, если части предложения выражают скорую или неожиданную смену событий. Например: Неожиданный рывок - и мы отрываемся от земли. Эти предложения произносятся с особой интонацией. Точка с запятой ставится, если части сложносочиненного предложения очень распространены, имеют свои знаки препинания или далекие по смыслу. Например: Ветерок дохнул; в траве засвистел конек; а где-то вдали ударил перепел.
Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, из которых одна часть - основная и независимая, а вторая - ей подчинена и присоединяется подрядным союзом или соединительным словом. Например: Гора была такая, что. с нее спускались целый день.
Соединительные слова повнозначними словам, выступают членами предложения. Например: Что посеешь, то и пожнешь. На письме придаточные предложения отделяются запятой от главного или запятыми. Например: В душе я славлю светлый парус, потому что у меня на сердце печаль. Ночью, как Млечный Путь пыль простеле, выйди на Днепр.
Сложноподчиненные предложения бывают с означальною, з'ясувальною или обставинною придаточными частями.
Придаточные определительные предложения объясняют член главного предложения и отвечают на вопросы! Например: Птички, что летом так пели, в теплые края уже поодлітали. Придаточные определительные соединяются с главным при помощи соединительных слов какой, который, чей, куда, где и подчинительных союзов, как, чтобы, как бы, вроде.
Подрядные з'ясувальні отвечают на вопросы косвенных падежей, дополняют содержание главного предложения. Например: Хорошо жить тому, чья душа и дума научились любит. Подрядные з'ясувальні соединяются с главными связующими что, чтобы, будто, словно, как и соединительными словами кто, который, чей, где, куда, как.
Придаточные обстоятельственные - это предложения, в которых подрядные части указывают на обстоятельства. Придаточные обстоятельственные предложения бывают степени и способа действия, места, времени, причины, следствия, цели, допустові и условные.
Придаточные предложения могут иметь одно или несколько подрядных. Если в предложении несколько подрядных, то підрядність может быть однородная, параллельная и последовательная.
Бессоюзные предложения могут быть однородными или неоднородными простыми предложениями (одно из которых объясняет другое). Например: Она увидела: солнышко засветило тепло-тепло.
В безсполучникових предложениях могут относиться следующие разделительные знаки: двоеточие, тире, запятая, точка с запятой и т.п.
В сложном предложении могут быть несколько простых, объединенных различными видами связи.
Сложными предложениями называют предложения, образованные из двух или более простых, объединенных в одно целое содержанию и интонацией, с помощью союзов или без них. Например: я Вошел в лес и услышал, как кукует кукушка.
Сложные предложения делятся на сложные союзные и бессоюзные сложные зависимости от способа сочетания простых предложений в сложном. В сполучникових предложениях простые соединяются с помощью интонации и союзов или связующих слов. Например: Возле дома цвели цветы, а за домом росли вишни. Предложения, в которых простые предложения
соединяются в сложные только интонационно, — бессоюзные. Например: Сад одцвівся, белые лепестки покрыли землю. Сложные союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
В сложносочиненных простые предложения соединяются союзами (связующими, знаками или протиставними), эти предложения — равноправные. Например: нива Созрела колосистая, и зреют яблоки в саду. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, отделяются запятой, тире или точкой с запятой. Запятая не ставится, когда перед союзом есть общий второстепенный член или подрядная часть, что касается обоих предложений.
Например: Когда он касался смычком до струн, все на свете исчезало и оставалась только музыка. Скоро вся долина сверкала огнями и вместе с дымом поднималась вверх песня. Тире ставится, если части предложения выражают скорую или неожиданную смену событий. Например: Неожиданный рывок — и мы отрываемся от земли. Эти предложения произносятся с особой интонацией. Точка с запятой ставится, если части сложносочиненного предложения очень распространены, имеют свои знаки препинания или далекие по смыслу. Например: Ветерок дохнул; в траве засвистел конек; а где-то вдали ударил перепел.
Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, из которых одна часть — основная и независимая, а вторая — ей подчинена и присоединяется подрядным союзом или соединительным словом. Например: Гора была такая, что. с нее спускались целый день.
Соединительные слова повнозначними словам, выступают членами предложения. Например: Что посеешь, то и пожнешь. На письме придаточные предложения отделяются запятой от главного или запятыми. Например: В душе я славлю светлый парус, потому что у меня на сердце печаль. Ночью, как Млечный Путь пыль простеле, выйди на Днепр.
Сложноподчиненные предложения бывают с означальною, з’ясувальною или обставинною придаточными частями.
Придаточные определительные предложения объясняют член главного предложения и отвечают на вопросы! Например: Птички, что летом так пели, в теплые края уже поодлітали. Придаточные определительные соединяются с главным при помощи соединительных слов какой, который, чей, куда, где и подчинительных союзов, как, чтобы, как бы, вроде.
Подрядные з’ясувальні отвечают на вопросы косвенных падежей, дополняют содержание главного предложения. Например: Хорошо жить тому, чья душа и дума научились любит. Подрядные з’ясувальні соединяются с главными связующими что, чтобы, будто, словно, как и соединительными словами кто, который, чей, где, куда, как.
Придаточные обстоятельственные — это предложения, в которых подрядные части указывают на обстоятельства. Придаточные обстоятельственные предложения бывают степени и способа действия, места, времени, причины, следствия, цели, допустові и условные.
Придаточные предложения могут иметь одно или несколько подрядных. Если в предложении несколько подрядных, то підрядність может быть однородная, параллельная и последовательная.
Бессоюзные предложения могут быть однородными или неоднородными простыми предложениями (одно из которых объясняет другое). Например: Она увидела: солнышко засветило тепло-тепло.
В безсполучникових предложениях могут относиться следующие разделительные знаки: двоеточие, тире, запятая, точка с запятой и т. п.
В сложном предложении могут быть несколько простых, объединенных различными видами связи.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Обучающие: закрепить знания учащихся о СПП с различными видами придаточных, определять средства их связи с главным предложением, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.
Развивающие: определять типы СПП, формулировать собственную точку зрения.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, к художественному слову.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
I . Оргмомент.
II .Постановка целей урока.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас гости. Очень хочется, чтобы мы порадовали гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.
Историю русского языка мы можем проследить по высказываниям учёных-лингвистов, поэтов, писателей.
-Внимание на экран, давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку
К. Г. Паустовский
- Как вы понимаете слова Паустовского ?
-Слова Паустовского очень хорошо отражают особенности русского языка.
-Для того чтобы понять и оценить этот великий язык во всей его широте и красоте, нужно любить Россию. (для чего?)
- Почему эпиграфом я выбрала эти слова?
- В нём говорится о богатстве русского языка, а также данное предложение является сложным
-О чём сегодня будем говорить на уроке?
-О сложном предложении
- Скажите, какие знания и умения вам нужны, чтобы закрепить данную тему?
Цели (для учащихся):
-давать определение сложного предложения, СПП; классифицировать СП
-находить опознавательные признаки СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными
-различать союзы и союзные слова
-отличать СПП с придаточными определительными от СПП с придаточными изъяснительными и обстоятельственными
-употреблять данные предложения в речи.
-С каким видом сложных предложений мы будем работать на уроке?
(Сегодня мы будем говорить о сложноподчинённых предложениях)
- Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?
(Они украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, развёрнутые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).
-Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков работали с такими понятиями, как сложное предложение, виды сложных предложений, типы придаточных.
Сегодня мы обобщим наши знания о сложноподчинённом предложении и видах придаточных, напишем письменную работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько вы прочно усвоили материал последних уроков, ну и также как вы готовитесь к экзаменам.
III . Повторение пройденного материала
Урок начнём с фронтального опроса:
Вопросы:
-Скажите, какие виды сложных предложений вам известны?
(БСП, ССП, СПП, СП с различными видами связи) ССК
-На какие три группы делятся придаточные?
(изъяснительные, определительные и обстоятельственные)
-Какие виды обстоятельственных придаточных вы знаете?
(времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительные)
-С помощью чего присоединяется придаточное предложение к главному?
(союзы, союзные слова, частицы)
- Чем отличаются союзы от союзных слов?
(союзы соединяют простые предложения в сложные, союзные слова не только соединяют, но и являются членами предложения)
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:
1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:
2) союз можно заменить только другим союзом.
3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,
- Как определить вид придаточного предложения?
- Место придаточного в сложноподчиненном предложении?
- Как на письме выделяются придаточные?
IV . Закрепление РАБОТА С ТЕКСТОМ.
-Молодцы, с теорией вы справились, переходим к практике.
Внимание на экран, на слайде текст, давайте прочитаем его.
-Прослушайте его (чтение учителя)
Не возможно держать при себе (или тем бол е е зауч и вать наизусть) все книги , которые вам могут когда-нибудь понадобит ь ся. Не лучше ли записать самое главное? Можно коротко , если позволяет память , или подробно , если на нее не льзя наде я ться. Подобные записи называю тся конспектами. Пишите конспект как угодно – хоть поперек страницы, пусть только вам будет удобно. Но вн и мание! Удобно должно быть и тогда, когда пр и дется конспектом воспольз о ват ь ся. Например , на экзамене , когда от в о лнения дрожат руки , запл е тается язык и прыгают строчки перед глазами.
Широкие поля, на них основные вопросы , поставлен н ые в работе , которую вы конспектируете. Если бумага в клетку , пиш е м через строчку. Абзацы об я зательны, самое важное по д черкиваем. Надеюсь , что опасность заблудит ь ся в собствен н ых записях м и новала.
1. Озаглавьте текст: Учитесь составлять конспект.
2. Тема текста: В тексте говорится о важности конспекта, его назначении, даются рекомендации по его правильному составлению.
3. Основная мысль текста: Конспект надо писать так, чтобы ним было удобно пользоваться.
4. Стиль текста (докажите свое мнение): Текст написан в научно-популярном стиле. Автор использует специальные слова: конспект, абзац, экзамен. Он передает знания о составлении конспекта, его назначении. Текст предназначен для широкого понимания.
5. Тип текста (докажите свое мнение): рассуждение с элементами описания, так как описывается назначение конспекта, его отличительные признаки, даются рекомендации по его составлению.
-Теперь, ребята, ваша задача - найти и выписать из данного текста только сложноподчинённые предложения, и определить их вид
-Работу будем проводить по группам: рядам
1-я группа - найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительными .
2-я группа - найдите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
3-я группа - найдите сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
-Проверим, как вы справились с заданием, читаем предложения, остальные группы проверяют по тексту.
1группа ( изъяснительные)
[Надеюсь],(На что?) (что опасность заблудиться в собственных записях миновала).
[ Хорошо ] , (что?) что пока в наших силах пов е рнуть время в спять.
- Докажи, что данные предложения сложноподчинённые с придаточными изъяснительными
2группа (определительные)
[Невозможно держать при себе (или тем более заучивать наизусть) все книги], (которые вам могут когда-нибудь понадобиться).
[ Например , на экзамене ] , (когда от в о лнения дрожат руки , запл е тается язык и прыгают строчки перед глазами).
- Докажи, что данные предложения сложноподчинённые с придаточными определительными
3группа (обстоятельственные)
[Можно коротко записать], (если позволяет память), или [подробно], (если на нее нельзя надеяться)-условия. Однородное подчинение придаточных обстоятельственных условия
[Удобно должно быть и тогда], (когда придется конспектом воспользоваться)-времени.
(Если бумага в клетку), [пишем через строку].- условия
-Докажи, что данные предложения сложноподчинённые с придаточными обстоятельственными
-Молодцы все, кто справились с заданием, а кто не справился, не унывайте, у нас ещё будет время закрепить этот материал.
-Ребята, как данный текст поможет вам на экзамене?
(Экзаменационную работу нужно писать аккуратно, соблюдать абзацное членение, выделять самое главное в тексте, чтобы сжато передать основную мысль изложения).
V . Релаксия
-Ребята, мы часто тоскуем летом по чистому морозному воздуху, а зимой по теплу, зелени, шуму воды, поэтому я предлагаю вам отдохнуть, вспомнить лето, расслабиться и послушать шум воды, пение птиц.
VI . Работа над сочинением-рассуждением
- Мы с вами много говорили о сложноподчинённых предложениях. Как вы понимаете данное высказывание о СПП?
-Сложноподчиненные предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героя текста.
-Сложноподчиненные предложения дают возможность выразить более сложные мысли, понятия, явления с собственной точки зрения
-С помощью сложноподчиненных предложений можно высказать свою точку зрения на происходящее вокруг.
-Сложноподчинённые предложения дают множество возможностей для передачи наших мыслей.
-Молодцы, ребята.
-А теперь прочитаем текст, который лежит перед вами, напишем сочинение-рассуждение. Ваша задача раскрыть смысл высказывания известного филолога, аргументируя свой ответ двумя примерами из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
-Но перед тем как мы начнём работу, давайте вспомним алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
I. Вступление
II. Основная часть.
Введение примеров
III . Заключение.
-Каков должен быть объём сочинения?
(Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.)
-Начнём сочинение с высказывания известного филолога Н.М. Шанского. Какие вступления вы предложите?
- Не могу не согласиться…
-Теперь сделаем связь вступления с основной частью, какие переходы вы предложите
- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания
Сложноподчиненные предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героя текста.
Сложноподчиненные предложения дают возможность выразить более сложные мысли, понятия, явления.
-С помощью сложноподчиненных предложений можно высказать свою точку зрения на происходящее вокруг.
Введение примеров
- Попробую доказать справедливость своего суждения.
-Найдите в тексте два сложноподчиненных предложения с разными по значению придаточными.
Во-первых, в предложении №5 ("И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!") есть придаточное изъяснительное, которое говорит нам о том, что мальчик осознает и соглашается с тем, что он уже вырос и должен идти в школу.
Во-вторых, в сложноподчиненном предложении№ 41("Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.") придаточное причины поясняет, что мальчик не может нарушить школьные правила, хотя ему очень хочется это сделать.
III. Заключение.
- Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
- Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что.
-А теперь давайте прочитаем 2-3 ваших сочинения
VII . Вывод:
Чтобы успешно написать сочинение на лингвистическую тему, необходимо уметь выдвигать тезис, приводить доказательства, делать выводы. Нужно знать функции языковых явлений и уметь приводить примеры.
Молодцы, ребята, подведем итоги урока.
VIII . Домашнее задание.
Выписать из цитат великих людей только СПП и только на тему “Россия, Родина, служение Отечеству”.
Читайте также: