Лингвистическое сочинение на тему сложные и простые предложения

Обновлено: 08.07.2024

Сложное предложение — это предложение с несколькими (двумя и более) предикативными основами, то есть предложение, состоящее из двух (или более) простых предложений, между которыми уста­навливаются определенные смысловые отношения, формально вы­ражаемые при помощи грамматических средств (союзов, союзных слов и интонации).

Структура сложного предложения характеризуется двумя важными признаками:

• каждая из частей сложного предложения строится по схеме про­стого предложения и имеет свою грамматическую (предикативную) основу и второстепенные члены предложения;

• части сложного предложения объединены не механически, а об­разуют структурно-семантическое целое, то есть они связаны по смыс­лу и формально.

Части сложного предложения могут быть логически (по смыс­лу) равноправными или неравноправными. В зависимости от этого сложные предложения бывают сложносочиненными или сложнопод­чиненными:

• Если части сложного предложения, представляющие собой раз­ные предикативные основы, являются логически и формально равно­правными, то они соединяются сочинительной связью, а сложное пред­ложение называется сложносочиненным (см. Сложносочиненное предложение).

• Если части сложного предложения, представляющие собой раз­ные предикативные основы, логически и формально неравноправны, то есть выделяется главная и зависимая часть, то они соединяются подчинительной связью, а сложное предложение называется слож­ноподчиненным (см. Сложноподчиненное предложение).

В зависимости от смысловых отношений между главным и при­даточным предложением определяются различные типы придаточных, что является основой классификации сложноподчиненных предложе­ний (см. Придаточное предложение).

В сложном предложении могут использоваться различные фор­мальные средства связи между частями сложного предложения:

• Если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными ча­стями используют союзы или союзные слова, то они называются со­юзными предложениями (см. Союзные предложения).

• Если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными ча­стями используют интонацию и порядок следования частей сложного предложения, то есть обходятся без помощи специальных служебных слов, то они называются бессоюзными предложениями (см. Бессоюз­ные предложения).

Сложными предложениями называют предложения, образованные из двух или более простых, объединенных в одно целое содержанию и интонацией, с помощью союзов или без них. Например: я Вошел в лес и услышал, как кукует кукушка.

Сложные предложения делятся на сложные союзные и бессоюзные сложные зависимости от способа сочетания простых предложений в сложном. В сполучникових предложениях простые соединяются с помощью интонации и союзов или связующих слов. Например: Возле дома цвели цветы, а за домом росли вишни. Предложения, в которых простые предложения соединяются в сложные только интонационно, - бессоюзные. Например: Сад одцвівся, белые лепестки покрыли землю. Сложные союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных простые предложения соединяются союзами (связующими, знаками или протиставними), эти предложения - равноправные. Например: нива Созрела колосистая, и зреют яблоки в саду. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, отделяются запятой, тире или точкой с запятой. Запятая не ставится, когда перед союзом есть общий второстепенный член или подрядная часть, что касается обоих предложений. Например: Когда он касался смычком до струн, все на свете исчезало и оставалась только музыка. Скоро вся долина сверкала огнями и вместе с дымом поднималась вверх песня. Тире ставится, если части предложения выражают скорую или неожиданную смену событий. Например: Неожиданный рывок - и мы отрываемся от земли. Эти предложения произносятся с особой интонацией. Точка с запятой ставится, если части сложносочиненного предложения очень распространены, имеют свои знаки препинания или далекие по смыслу. Например: Ветерок дохнул; в траве засвистел конек; а где-то вдали ударил перепел.

Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, из которых одна часть - основная и независимая, а вторая - ей подчинена и присоединяется подрядным союзом или соединительным словом. Например: Гора была такая, что. с нее спускались целый день.

Соединительные слова повнозначними словам, выступают членами предложения. Например: Что посеешь, то и пожнешь. На письме придаточные предложения отделяются запятой от главного или запятыми. Например: В душе я славлю светлый парус, потому что у меня на сердце печаль. Ночью, как Млечный Путь пыль простеле, выйди на Днепр.

Сложноподчиненные предложения бывают с означальною, з'ясувальною или обставинною придаточными частями.

Придаточные определительные предложения объясняют член главного предложения и отвечают на вопросы! Например: Птички, что летом так пели, в теплые края уже поодлітали. Придаточные определительные соединяются с главным при помощи соединительных слов какой, который, чей, куда, где и подчинительных союзов, как, чтобы, как бы, вроде.

Подрядные з'ясувальні отвечают на вопросы косвенных падежей, дополняют содержание главного предложения. Например: Хорошо жить тому, чья душа и дума научились любит. Подрядные з'ясувальні соединяются с главными связующими что, чтобы, будто, словно, как и соединительными словами кто, который, чей, где, куда, как.

Придаточные обстоятельственные - это предложения, в которых подрядные части указывают на обстоятельства. Придаточные обстоятельственные предложения бывают степени и способа действия, места, времени, причины, следствия, цели, допустові и условные.

Придаточные предложения могут иметь одно или несколько подрядных. Если в предложении несколько подрядных, то підрядність может быть однородная, параллельная и последовательная.

Бессоюзные предложения могут быть однородными или неоднородными простыми предложениями (одно из которых объясняет другое). Например: Она увидела: солнышко засветило тепло-тепло.

В безсполучникових предложениях могут относиться следующие разделительные знаки: двоеточие, тире, запятая, точка с запятой и т.п.

В сложном предложении могут быть несколько простых, объединенных различными видами связи.

Сложными предложениями называют предложения, образованные из двух или более простых, объединенных в одно целое содержанию и интонацией, с помощью союзов или без них. Например: я Вошел в лес и услышал, как кукует кукушка.

Сложные предложения делятся на сложные союзные и бессоюзные сложные зависимости от способа сочетания простых предложений в сложном. В сполучникових предложениях простые соединяются с помощью интонации и союзов или связующих слов. Например: Возле дома цвели цветы, а за домом росли вишни. Предложения, в которых простые предложения

соединяются в сложные только интонационно, — бессоюзные. Например: Сад одцвівся, белые лепестки покрыли землю. Сложные союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных простые предложения соединяются союзами (связующими, знаками или протиставними), эти предложения — равноправные. Например: нива Созрела колосистая, и зреют яблоки в саду. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, отделяются запятой, тире или точкой с запятой. Запятая не ставится, когда перед союзом есть общий второстепенный член или подрядная часть, что касается обоих предложений.

Например: Когда он касался смычком до струн, все на свете исчезало и оставалась только музыка. Скоро вся долина сверкала огнями и вместе с дымом поднималась вверх песня. Тире ставится, если части предложения выражают скорую или неожиданную смену событий. Например: Неожиданный рывок — и мы отрываемся от земли. Эти предложения произносятся с особой интонацией. Точка с запятой ставится, если части сложносочиненного предложения очень распространены, имеют свои знаки препинания или далекие по смыслу. Например: Ветерок дохнул; в траве засвистел конек; а где-то вдали ударил перепел.

Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, из которых одна часть — основная и независимая, а вторая — ей подчинена и присоединяется подрядным союзом или соединительным словом. Например: Гора была такая, что. с нее спускались целый день.

Соединительные слова повнозначними словам, выступают членами предложения. Например: Что посеешь, то и пожнешь. На письме придаточные предложения отделяются запятой от главного или запятыми. Например: В душе я славлю светлый парус, потому что у меня на сердце печаль. Ночью, как Млечный Путь пыль простеле, выйди на Днепр.

Сложноподчиненные предложения бывают с означальною, з’ясувальною или обставинною придаточными частями.

Придаточные определительные предложения объясняют член главного предложения и отвечают на вопросы! Например: Птички, что летом так пели, в теплые края уже поодлітали. Придаточные определительные соединяются с главным при помощи соединительных слов какой, который, чей, куда, где и подчинительных союзов, как, чтобы, как бы, вроде.

Подрядные з’ясувальні отвечают на вопросы косвенных падежей, дополняют содержание главного предложения. Например: Хорошо жить тому, чья душа и дума научились любит. Подрядные з’ясувальні соединяются с главными связующими что, чтобы, будто, словно, как и соединительными словами кто, который, чей, где, куда, как.

Придаточные обстоятельственные — это предложения, в которых подрядные части указывают на обстоятельства. Придаточные обстоятельственные предложения бывают степени и способа действия, места, времени, причины, следствия, цели, допустові и условные.

Придаточные предложения могут иметь одно или несколько подрядных. Если в предложении несколько подрядных, то підрядність может быть однородная, параллельная и последовательная.

Бессоюзные предложения могут быть однородными или неоднородными простыми предложениями (одно из которых объясняет другое). Например: Она увидела: солнышко засветило тепло-тепло.

В безсполучникових предложениях могут относиться следующие разделительные знаки: двоеточие, тире, запятая, точка с запятой и т. п.

В сложном предложении могут быть несколько простых, объединенных различными видами связи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Обучающие: закрепить знания учащихся о СПП с различными видами придаточных, определять средства их связи с главным предложением, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.

Развивающие: определять типы СПП, формулировать собственную точку зрения.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, к художественному слову.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

I . Оргмомент.

II .Постановка целей урока.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас гости. Очень хочется, чтобы мы порадовали гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.

Историю русского языка мы можем проследить по высказываниям учёных-лингвистов, поэтов, писателей.

-Внимание на экран, давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку

К. Г. Паустовский

- Как вы понимаете слова Паустовского ?

-Слова Паустовского очень хорошо отражают особенности русского языка.

-Для того чтобы понять и оценить этот великий язык во всей его широте и красоте, нужно любить Россию. (для чего?)

- Почему эпиграфом я выбрала эти слова?

- В нём говорится о богатстве русского языка, а также данное предложение является сложным

-О чём сегодня будем говорить на уроке?

-О сложном предложении

- Скажите, какие знания и умения вам нужны, чтобы закрепить данную тему?

Цели (для учащихся):

-давать определение сложного предложения, СПП; классифицировать СП

-находить опознавательные признаки СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными

-различать союзы и союзные слова

-отличать СПП с придаточными определительными от СПП с придаточными изъяснительными и обстоятельственными

-употреблять данные предложения в речи.

-С каким видом сложных предложений мы будем работать на уроке?

(Сегодня мы будем говорить о сложноподчинённых предложениях)

- Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?

(Они украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, развёрнутые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).

-Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков работали с такими понятиями, как сложное предложение, виды сложных предложений, типы придаточных.

Сегодня мы обобщим наши знания о сложноподчинённом предложении и видах придаточных, напишем письменную работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько вы прочно усвоили материал последних уроков, ну и также как вы готовитесь к экзаменам.

III . Повторение пройденного материала

Урок начнём с фронтального опроса:
Вопросы:

-Скажите, какие виды сложных предложений вам известны?

(БСП, ССП, СПП, СП с различными видами связи) ССК

-На какие три группы делятся придаточные?

(изъяснительные, определительные и обстоятельственные)

-Какие виды обстоятельственных придаточных вы знаете?

(времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительные)

-С помощью чего присоединяется придаточное предложение к главному?

(союзы, союзные слова, частицы)

- Чем отличаются союзы от союзных слов?

(союзы соединяют простые предложения в сложные, союзные слова не только соединяют, но и являются членами предложения)

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

2) союз можно заменить только другим союзом.

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

- Как определить вид придаточного предложения?

- Место придаточного в сложноподчиненном предложении?

- Как на письме выделяются придаточные?

IV . Закрепление РАБОТА С ТЕКСТОМ.

-Молодцы, с теорией вы справились, переходим к практике.
Внимание на экран, на слайде текст, давайте прочитаем его.

-Прослушайте его (чтение учителя)

Не возможно держать при себе (или тем бол е е зауч и вать наизусть) все книги , которые вам могут когда-нибудь понадобит ь ся. Не лучше ли записать самое главное? Можно коротко , если позволяет память , или подробно , если на нее не льзя наде я ться. Подобные записи называю тся конспектами. Пишите конспект как угодно – хоть поперек страницы, пусть только вам будет удобно. Но вн и мание! Удобно должно быть и тогда, когда пр и дется конспектом воспольз о ват ь ся. Например , на экзамене , когда от в о лнения дрожат руки , запл е тается язык и прыгают строчки перед глазами.

Широкие поля, на них основные вопросы , поставлен н ые в работе , которую вы конспектируете. Если бумага в клетку , пиш е м через строчку. Абзацы об я зательны, самое важное по д черкиваем. Надеюсь , что опасность заблудит ь ся в собствен н ых записях м и новала.

1. Озаглавьте текст: Учитесь составлять конспект.

2. Тема текста: В тексте говорится о важности конспекта, его назначении, даются рекомендации по его правильному составлению.

3. Основная мысль текста: Конспект надо писать так, чтобы ним было удобно пользоваться.

4. Стиль текста (докажите свое мнение): Текст написан в научно-популярном стиле. Автор использует специальные слова: конспект, абзац, экзамен. Он передает знания о составлении конспекта, его назначении. Текст предназначен для широкого понимания.

5. Тип текста (докажите свое мнение): рассуждение с элементами описания, так как описывается назначение конспекта, его отличительные признаки, даются рекомендации по его составлению.

-Теперь, ребята, ваша задача - найти и выписать из данного текста только сложноподчинённые предложения, и определить их вид

-Работу будем проводить по группам: рядам
1-я группа - найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительными .


2-я группа - найдите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

3-я группа - найдите сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

-Проверим, как вы справились с заданием, читаем предложения, остальные группы проверяют по тексту.
1группа ( изъяснительные)
[Надеюсь],(На что?) (что опасность заблудиться в собственных записях миновала).

[ Хорошо ] , (что?) что пока в наших силах пов е рнуть время в спять.

- Докажи, что данные предложения сложноподчинённые с придаточными изъяснительными

2группа (определительные)
[Невозможно держать при себе (или тем более заучивать наизусть) все книги], (которые вам могут когда-нибудь понадобиться).
[ Например , на экзамене ] , (когда от в о лнения дрожат руки , запл е тается язык и прыгают строчки перед глазами).

- Докажи, что данные предложения сложноподчинённые с придаточными определительными

3группа (обстоятельственные)

[Можно коротко записать], (если позволяет память), или [подробно], (если на нее нельзя надеяться)-условия. Однородное подчинение придаточных обстоятельственных условия
[Удобно должно быть и тогда], (когда придется конспектом воспользоваться)-времени.
(Если бумага в клетку), [пишем через строку].- условия

-Докажи, что данные предложения сложноподчинённые с придаточными обстоятельственными

-Молодцы все, кто справились с заданием, а кто не справился, не унывайте, у нас ещё будет время закрепить этот материал.

-Ребята, как данный текст поможет вам на экзамене?

(Экзаменационную работу нужно писать аккуратно, соблюдать абзацное членение, выделять самое главное в тексте, чтобы сжато передать основную мысль изложения).

V . Релаксия

-Ребята, мы часто тоскуем летом по чистому морозному воздуху, а зимой по теплу, зелени, шуму воды, поэтому я предлагаю вам отдохнуть, вспомнить лето, расслабиться и послушать шум воды, пение птиц.

VI . Работа над сочинением-рассуждением

- Мы с вами много говорили о сложноподчинённых предложениях. Как вы понимаете данное высказывание о СПП?

-Сложноподчиненные предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героя текста.

-Сложноподчиненные предложения дают возможность выразить более сложные мысли, понятия, явления с собственной точки зрения

-С помощью сложноподчиненных предложений можно высказать свою точку зрения на происходящее вокруг.

-Сложноподчинённые предложения дают множество возможностей для передачи наших мыслей.

-Молодцы, ребята.

-А теперь прочитаем текст, который лежит перед вами, напишем сочинение-рассуждение. Ваша задача раскрыть смысл высказывания известного филолога, аргументируя свой ответ двумя примерами из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

-Но перед тем как мы начнём работу, давайте вспомним алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

I. Вступление

II. Основная часть.

Введение примеров

III . Заключение.

-Каков должен быть объём сочинения?

(Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.)

-Начнём сочинение с высказывания известного филолога Н.М. Шанского. Какие вступления вы предложите?

- Не могу не согласиться…

-Теперь сделаем связь вступления с основной частью, какие переходы вы предложите

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания

Сложноподчиненные предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героя текста.

Сложноподчиненные предложения дают возможность выразить более сложные мысли, понятия, явления.

-С помощью сложноподчиненных предложений можно высказать свою точку зрения на происходящее вокруг.

Введение примеров

- Попробую доказать справедливость своего суждения.

-Найдите в тексте два сложноподчиненных предложения с разными по значению придаточными.

Во-первых, в предложении №5 ("И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!") есть придаточное изъяснительное, которое говорит нам о том, что мальчик осознает и соглашается с тем, что он уже вырос и должен идти в школу.


Во-вторых, в сложноподчиненном предложении№ 41("Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.") придаточное причины поясняет, что мальчик не может нарушить школьные правила, хотя ему очень хочется это сделать.

III. Заключение.

- Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.

- Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что.

-А теперь давайте прочитаем 2-3 ваших сочинения

VII . Вывод:

Чтобы успешно написать сочинение на лингвистическую тему, необходимо уметь выдвигать тезис, приводить доказательства, делать выводы. Нужно знать функции языковых явлений и уметь приводить примеры.

Молодцы, ребята, подведем итоги урока.

VIII . Домашнее задание.

Выписать из цитат великих людей только СПП и только на тему “Россия, Родина, служение Отечеству”.

Читайте также: