Сочинение на тему духовные ценности русской классической литературы

Обновлено: 04.07.2024

Значение русской литературы для культурного и духовного развития человека невозможно не оценить на примере многих известных литературных произведений мы учимся правильно смотреть на жизнь, понимать других людей и себя, осознавать и оценивать свои поступки.

А русская литература - это огромнейшее духовное наследие, которое помимо исторической ценности, несет в себе и особый нравственный стержень, воспитавший не одно поколение. Невозможно не отметить, что русская литература один из самых важных предметов в школьной программе.

Это обусловлено тем, что художественная многогранность и психологическая глубина русской литературы, как культурного явления, является ключом к решению философских, нравственных, этических, духовных, эстетических и психологических проблем в жизни человека.

Чем именно русская литература может помочь в решении подобных, довольно сложных проблем?. Ведь, казалось бы, многим людям просто нравиться читать, таким образом, они переживают те события, которых не было в их жизни или узнают что-то новое о каком-нибудь особенном историческом периоде.

Но истинная ценность русской классической литературы вовсе не в этом. Ее философские и гуманистические мотивы создают особый нравственный фундамент для русского общества в целом, именно при помощи слова люди стараются передать свои глубокие, философские мысли и психологически помочь другим людям.

Как влияют социокультурные вызовы на ценности русской литературы?

В настоящее время произошли серьезные изменения в направлении культурных ориентиров и потребностей. Социологи отмечают следующие тенденции: массовизацию вкусов и всего досуга; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение.

К сожалению, очень часто на первое место человек ставит те ценности, которые называются преходящими, то есть временными. К ним относятся деньги, карьера, красота, слава, власть. Конечно, все они могут значительно облегчить нашу жизнь, но нельзя забывать, что они не зря носят название непостоянных.

Случаются обстоятельства, когда богачи в один момент становятся нищими, и тогда их судьба зависит от того, на каком месте у них раньше находились вечные ценности : любовь, справедливость, семья, добро, польза, свобода, истина, дружба.

Ценность русской литературы состоит в нравственном, духовном богатстве ее содержания. Показывая читателю в художественной форме окружающий мир, общество и человека, воссозданные словами, символами и образами, литература изображает жизнь такой, какой она должна быть в идеале. Давая возможность пережить читателю путь нравственного поиска вместе с героем, она воспитывает целые поколения

Гуманистические традиции литературы, ее нравственная, духовная и психологическая направленность - это главный ключ к внутренней гармонии, именно она представляет собой наиболее правильное решение большинства проблем человека.

Русская литература является могучим средством познания жизни и воспитания человека. Мы теряем духовное богатство страны, и поэтому очень важно духовное воспитание подрастающего поколения, ведь если не будет верующей интеллигенции, то не будет больше в России ни Пушкиных, ни Достоевских. Тысячу лет духовной пищей нашей страны было христианство.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДУХОВНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.docx

Русская литература является могучим средством познания жизни и воспитания человека. Мы теряем духовное богатство страны, и поэтому очень важно духовное воспитание подрастающего поколения, ведь если не будет верующей интеллигенции, то не будет больше в России ни Пушкиных, ни Достоевских. Тысячу лет духовной пищей нашей страны было христианство. И если бы эта пища была неприемлема, наши деды и прадеды не питались бы ею. И все это отразилось в русской литературе, которая вобрала в себя все духовное богатство и стала основой русской культуры.

Необходимо помнить, что русская литература создавалась изначально ориентированной на православного читателя. И создавали ее люди крещенные, верующие, православные, так как вера в Бога была частью жизни каждого человека, с детства впитавшего в себя православную культуру и традиции. Необходимо помнить, что именно христианство дало начало славянской письменности, а значит и литературе.

Сознание и душу творцов русской литературы волновали не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие. И в этом она едина на протяжении всей ее истории - от великого "Слова о Законе и Благодати" митрополита Иллариона. Наша литература созидалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Вот главная особенность великой русской литературы: это литература прежде всего православная. Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой.

Это чутко воспринял и точно выразил Н.А. Бердяев: ". В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью. Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры".

Изучение древнерусской литературы помогает понять, какие духовные ценности сохранила и развила позже русская литература, в каком русле протекал литературный процесс, как одно направление сменяло другое.

Второй признак древнерусской литературы вытекает из первого - благодатность, т.е. словесное творчество всегда есть сотворчество с Богом-Словом, а не самовыражение. Третий признак — молитвенность. Молитва - это способ общения с Богом. И непременным условием успеха в служении словом апостол называет молитву, ставя ее превыше всего. Вот поэтому в произведениях древнерусской литературы повествование всегда подтверждалось ссылками на Писание, Евангелие. Следующий признак - соборность. Это значит, что любое произведение создается не только и не столько данным конкретным автором, но коллективным разумом Церкви.

Отсюда вытекает ещё один признак древнерусской литературы — сознательная анонимность произведения.

Былины – один из видов проявления духовного потенциала литературы. Очень важно подробно рассмотреть образ Ильи Муромца. В былине указываются точные названия города и села, откуда выезжает Илья Муромец. Такой город действительно есть. Его святые мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Илья Муромец стал монахом, уже увенчанный славой любимого народом героя и победителя врагов. Сам он славы никогда не искал: ни на бранном поле, ни тем более - в монастыре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, они были - доказательство тому нетленные мощи Илии.

По всему видно, что Илья получил хорошее христианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения.

Необходимо обратить внимание на то, что Соловей-Разбойник олицетворяет собой языческую силу; богатырь, по своему христианскому назначению, призван очистить от нее Русскую землю. Во многих песнях говорится, что копье Ильи с крестом.

Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и слову. Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик, предоставляя неисчерпаемый источник вдохновения, и потому что библейское слово – кладезь богопознания и тысячелетней мудрости и нравственного опыта, и потому что оно непревзойденный образец художественной речи. Эта сторона Писания близка русской литературе. Русские писатели уделяли огромное внимание религии и вере. В этом можно убедиться, рассмотрев литературные пути известных русских писатилей.

Пушкин. В русской мысли и литературе господствует какое-то странное, частью пренебрежительное, частью равнодушное отношение к духовному содержанию поэзии и мысли Пушкина. Пушкин, как человек, который, по своей внутренней духовной сущности, был глубоко нравственным, что нашло отражение и в его творчестве. На примере творчества А.С. Пушкина воспитываются чувства патриотизма и любви, достоинства и смирения, простоты и естественности, благородства и красоты.

Пушкин был, несомненно, религиозным человеком, если под религиозностью понимать осознанную связанность с миром высшего бытия. Пушкин был религиозен и своей интуицией гениальности. Но глубина религиозного сознания открылась Пушкину лишь в самом конце его жизни.

Далек был Пушкин от общепризнанного теперь тезиса, что нравственная жизнь каждого есть исключительно его частное дело, а общественная деятельность его совершенно не связана с первою. Личная жизнь его героев имела тесную связь с его общественными и даже государственными убеждениями.

Религиозные взгляды Лермонтова представляют немалый интерес, поскольку именно они могут дать основу для понимания мировоззрения и личности поэта. И когда мы прикасаемся к поэтическим творениям Михаила Юрьевича, то находим в его поэзии и что-то таинственное, и что-то фатальное, но не в меньшей мере и трепетно-священное. У него отсутствуют ответы на многие вопросы бытия, но он всю свою жизнь был в поиске, а своим творчеством пытался ответить на волнующие не только его одного духовные искания.

Религиозно-философские споры были постоянны в среде его друзей. Может быть, даже, он сам их начинал. И споры эти были далеко не простыми. Мнения о религиозности Лермонтова не имеет до сих пор точного определения. Уже дореволюционные исследователи его творчества обращали внимание на разнообразные аспекты религиозных взглядов поэта, на которых отразилось еще детское воспитание. Благодаря патриархальным нравам, строго религиозному воспитанию, киоту с лампадой в спальне своей бабушки, Лермонтов с младенчества начал улетать своим умственным взором все выше и выше над уровнем повседневной жизни и затем усвоил себе тот величавый, почти божественный взгляд на житейские дрязги, ту широту и блеск фантазии, которые составляют всю прелесть его лиры.

Мы знаем, что Лермонтов рос и воспитывался в глубоко религиозной семье. Все православные благочестивые обычаи были не просто знакомы, они были поведением жизни всех домашних. Молитва утром, когда он просыпался, бабушкино благословение. Это она учила его простым и торжественным словам. Молитва, перед тем как сесть за стол. Благодарственные слова Богу после вкушения пищи. Молитва перед сном.

Обычно мы привыкли всё отмеривать от привычного, видимого, отнюдь не главного — не от полной правды, не от полной чистоты, не от единственности каждого нашего дня, слова, дела. А ведь именно такой взгляд

был бы самым простым, самым верным. Ведь всё в нашей жизни значительно, ведь нам действительно дано бесконечное: мир, судьба, продолжение рода, душа. Ведь наши дни действительно включены в вечность. Гоголю все больше жизнь виделась именно так, просто и истинно — отсчитывая от ориентиров незыблемых. Жизнь — от смерти. Родина — от чужбины. Гоголь писал, что он пришел к христианству не через чудеса и теории, но через увиденную более пристально жизнь человеческую — ту, на которую и мы все время смотрим.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

16 Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения

Духовный потенциал русской классической литературы

(на примере творчества А.С.Пушкина)

Автор: Иванова Наталья Вячеславовна,

ученицы 5 класса

ГБОУ СОШ им.А.А.Каргина

Ажаева Айгуль Иргалеевна ,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ им.А.А.Каргина

Глава. Духовные ценности русской классической литературы…………….5

1.1. Православие и Пушкин…………………….……………. …. ………. 6

Глава 2. Христианские мотивы литературных сказок А.С.Пушкин.…. 9

2.1. Характер и поступки героев Сказки о рыбаке и рыбке……. ……..….10

2.2. Пороки и добродетели в православном учении……………………. 11

Глава 3. Исследовательская часть. Опрос учащихся ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский по выявлению отношения одноклассников к добродетелям и порокам…………………………….………………………….12

Актуальность исследования. Сегодня одной из важных проблем нашего общества является утрата нравственных ориентиров. Если даже наше общество сумеет стать богатым, но никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. И решить её помогают произведения литературы. Русская литература является православной. Религиозность нашей литературы проявляется не только в обращенности писателей к евангельским сюжетам, но и взглядом на события, характеры, стремления людей с точки зрения евангельской истины. Но самое главное она помогает решить проблему души и духа отдельного человека и целого народа. Поэтому обращение к текстам классической литературы дает возможность задуматься о вечности и времени, нравственных законах и идеалах, найти ответы на значимые вопросы.
Выбор темы моей научно – исследовательской работы обусловлен, с одной стороны, интересом к русской классической литературе и любовью к героям, смелым, решительным, способными на подвиги, с другой стороны. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Цель работы : исследовать духовные ценности в русской классической литературы и выявить их влияние на формирование у современной молодежи нравственных позиций.

Гипотеза исследования:

русская классическая литература помогает постигать христианские заповеди, учит понимать жизнь во всем ее многообразии.

Методы исследования: изучение и анализ русской классической литературы, анкетирование.

Научная новизна: русская классическая литература воздействует на душу человека, так как несет в себе «искру Божью.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что данный материал может использоваться в процессе преподавания русской литературы в образовательных учреждениях, а также в воспитательной работе классных руководителей по формированию у обучающихся духовно – нравственных ценностей.

Духовные ценности русской классической литературы

Православие и Пушкин

Христианские мотивы литературных сказок А.С.Пушкина

Исследовательская часть.
Опрос учащихся 5класса ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский по выявлению их отношения к добродетелям и порокам

Чтобы убедиться в актуальности данного исследования было проведено анкетирование среди одноклассников. В анкетировании участвовали 10 человек. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1). Укажи, какие из названых качеств можно назвать положительными (добродетели), а какие отрицательными (пороки).
Смирение, кротость, доброта, жадность, грубость, корысть, лень, трудолюбие, терпение, любовь, доверчивость, благодарность.
2). Укажи качества, которые ты хотел бы воспитать в себе.
3). Какие качества привлекают в герое?

4). Чем могут помочь литературные герои?

5). Почему писатели и поэты обращается к православной вере, христианским народным традициям?

Была получена следующая информация.

На 1 вопрос все учащиеся дали правильный ответ, указав положительные и отрицательные качества человека.

Проведенная мною исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:
1. русская классическая литература - это не только хранилище культуры минувшей эпохи, но еще и большой арсенал духовно-нравственного совершенствования современного общества;

2. проведенное мини – исследование доказывает выдвинутую гипотезу, что русская классическая литература помогает постигать христианские заповеди, учит понимать жизнь во всем ее многообразии;

3. анкетирование подтверждает, что жизнетворчество писателей и поэтов будет вечным примером, вызывающим гордость и восхищение нынешних и грядущих поколений.


Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью.

Д. С. Лихачев [3, с. 62]

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Воспитательная роль литературы — вопрос достаточно сложный. То, что литература формирует систему нравственных ценностей читателя, ни у кого не вызывает сомнений. Однако мера, с которой нужно подчеркивать воспитательные особенности литературы при изучении того или иного произведения, — по-прежнему остается актуальной.

Интерес к детской душе, чистой и наивной, анализ психологических особенностей ребенка является отличительной чертой творчества А. П. Чехова. Мир взрослых погряз в ссорах, баталиях, лукавстве, нечистоплотности по отношению к себе и окружающим. Как далеки мы от наивности, беззаботности, чистоты и кротости! Поэтому нужно быть очень внимательным к душе ребенка, чтобы разглядеть в ней истинное исповедание православной религии.

Чеховский ребенок доверчив, дети усердно молятся и с благоговейной радостью ходят в церковь, где живет Бог. Если в храме их все-таки не покидают шаловливые и грешные мысли, то они искупают свою вину самым искренним раскаянием.

Думается, что главная мысль первой части рассказа сводится к осознанию главным героем именно собственной греховности, тому чувству отчаяния, когда невозможно изменить себя и других.

Таким образом, первая часть рассказа — это описание тревоги, которая будоражит чувства мальчика, и греховности окружающих. Автор передает читателям смутные, мрачные ощущения ребенка от начала произведения до Таинства Покаяния. А это значит, что исповедь предстает перед нами как свобода, очищение от греховной сущности человека.

Знаком свершившегося покаяния является чувство освобождения, чистоты и неизъяснимой легкости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была радость.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы постарались доказать, что русская литература играет важную роль в духовно-нравственном развитии ученика. Но должна ли литература воспитывать≤ Данный вопрос можно принять за риторический. Будучи школьным предметом, литература неизбежно включается в осуществление воспитательного воздействия общества на подрастающее поколение.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках литературы всегда волновало учителей-словесников. Восприятие школьником литературного произведения — достаточно сложный творческий процесс, который опосредован эстетическим, жизненным, читательским и эмоциональным опытом ребенка.

Такие категории, как патриотизм, гражданственность, семья, уважение к окружающим, трудолюбие, стремление к познанию и др., необходимы подрастающему поколению. Мы убеждены, что многие нравственные и духовные ценности, которые были важны в прошлом, востребованы и в наши дни.

Одним из важнейших источников духовности и нравственности русских людей является литература. Во все времена русский народ черпает силы в великих произведениях русских писателей.

Духовно-нравственное и патриотическое значение литературы не определяется непосредственной проповедью в ней нравственных и патриотических идей, подобно тому как ее этическое значение не определяется какими-либо заключающимися в литературных произведениях моральными истинами. Многие смотрят на духовно-нравственное и патриотическое значение литературы именно с такой точки зрения, что в ее содержании есть и духовно-нравственная и патриотическая идеи.

С точки зрения развития в школе народных ценностей важно, чтобы представления ученика об идейной жизни родины не ограничивались современностью или недавним прошлым, но простирались и в глубь прошедшего, потому что знание последнего возводит представления об отечестве на ступень большей конкретности, образности, определенности, присоединяя к представлениям об отечестве яркие черты прошлого.

Литература обращается к читателям с нравственно-общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателями. Какая бы из этих проблем нас не волновала, мы всегда сможем открыть произведение и найти опору, поддержку, совет. Только надо нам, учителям, постараться помочь читателям-ученикам в этом разобраться.

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Библейское общество, 1993.

3. Лихачев Д. С. Раздумья о России. — СПб.,1999.

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, Чехов, литература, страстная неделя, часть рассказа, III, исповедь, патриотическое значение литературы, подрастающее поколение, русская литература.

Читайте также: