Сочинение на тему древняя школа

Обновлено: 14.05.2024

Культура Древней Греции была настолько развита, что практически каждый ее гражданин получал хотя бы начальное образование. До 7 лет ребенка не трогали. Считалось, что в малом возрасте он вовсе не способен к обучению. В это время за его развитие отвечала мать или кормилица. В основном, оно включало в себя только обучение устному греческому языку. В свободное время дети много играли в подвижные игры. Излюбленной игрушкой был кожаный мяч, набитый соломой. Социальный границ практически не существовало, вместе играли и дети из богатых семей, и их бедные ровесники.

Начальная школа

После 7 лет каждый свободный гражданин Афин начинал свое обучение в государственной школе. Плату вносили родственники. Сыновья воинов, павших в битвах, обучались бесплатно. В школе был всего учитель, которого в зависимости от степени образованности называли грамматист или дидаскал. Интересно, что педагогом называли раба, который водил детей в школу. Зарплата у учителей была маленькой, должность считалась непрестижной. О пропавшем человеке говорили, что он либо умер, либо стал учителем.

В школе обычно выделяли две ступени. Первая продолжалась с 7 до 11 лет. Вторая – до 18 лет. Экзаменов не было, поэтому ученик мог находиться в одном классе столько, сколько ему потребуется.

Предметы в древней Греции

Пристальное внимание уделялось спорту. Он считался одним из самых важных предметов, наряду с музыкой и риторикой. Платон писал в своих книгах, что если человек не умеет петь и танцевать, значит, он не образован. Считалось дурным тоном не уметь играть на музыкальном инструменте. Самым распространенным инструментом была кифара, напоминающая современную арфу. Даже написанные стихи всегда декламировались под музыку.

В младших классах изучали алфавит. Он состоял из 24 букв, и каждый ученик был обязан вызубрить их с начала до конца. Затем механически заучивали слоги и словосочетания. После устного изучения приступали к письму. Дети писали на глиняных дощечках, покрытых воском, с помощью особых палочек. Иногда вместо них использовали черепки от посуды. Папирус школьникам не давали – слишком дорогой материал.

Сама литература была не только способом обучение грамотности. Различные примеры из Гомера использовали, чтобы пояснить ребятам, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Учеба после 18 лет

Любой из нас согласится с тем, что самые лучшие годы это годы, проведенные в школе. Во времена наших родителей так же, как и в наше время, ученики были разные. Кто-то учился хорошо, а кто-то бездельничал. Кому-то учиться было легко, а кому-то сложно, но каждый пытался учиться по мере своих возможностей.

Давайте же заглянем в прошлое и посмотрим, как же учились наши родители.

В то время, когда наши родители ходили в школу были другие времена. Тогда страна состояла из пятнадцати республик, она была очень большая и могучая. Проще сказать мои родители учились в Советском Союзе, в состав которого входила территория сегодняшней Российской Федерации.

Родители рассказывали мне о том, как они первый раз пошли в первый класс. Их за ручку в школу привели родители. Первое сентября – девочки с первого по десятый класс (у них учились десять лет), одеты в коричневую школьную форму, белый парадный фартук и огромные белые банты на голове. Мальчики были одеты проще – школьный костюм и белая рубашка. По окончании линейки десятиклассники дарили подарки каждому первоклашке, брали его за руку и вели в класс, знакомя детей с их вторым домом на ближайшие десять лет. В начальной школе их принимали в октябрята, и у каждого на груди горела красная звездочка, в центре которой был портрет маленького В.И.Ленина. Позже тем, кому исполнялось девять лет, принимали в пионеры. Плохих учеников в пионеры не принимали, пока они не исправят свое поведение и оценки. Ведь пионер – это младшим школьникам пример. Пионеры шефствовали над октябрятами. Старшеклассников, которым исполнилось четырнадцать лет, принимали в комсомол.

Учеба у них тоже отличалась от современной учебы. Наши родители не могли себе представить, что, не выходя из дома, нажав несколько клавиш, они найдут ту информацию, что их интересует. У них не было компьютеров, поэтому прежде чем написать какой-то реферат, они ходили в библиотеки, прочитывали множество литературы, делая себе записи в черновике. Дома этот реферат оформлялся от руки. Так же от руки на ватманах оформляли стенгазеты и плакаты для класса и школы.

Сейчас нельзя себе представить жизни без электроники. А во времена детства и юности наших родителей этого совсем не было. Они ходили гулять на улицу, ходили в гости. Зимой катались с горок на санках, лыжах и дугах. А летом ездили в пионерские и трудовые лагеря. Наши родители посещали разные кружки. Они многое могли делать своими руками.

Школьные годы наших родителей очень интересны. Они вспоминают их с таким восторгом, они были счастливы. И им есть, что рассказать про свои школьные годы.

Вариант 2

Многие ребята при общении с родителями, когда они проверяют домашнее задание или ругают за проступки, совершенные на переменах, задумывались, как же они учились в школе. Конечно, трудно отрицать, что школьная пора, пожалуй, самая чудесная в жизни людей. Здесь происходит закладка важнейших человеческих качеств, а некоторые уже добиваются успехов, становятся лидерами или находят свое призвание.

Даже настроение наших родителей меняется, когда они начинают рассказывать про свои школьные годы. Невольно на лицах появляется улыбка, они мысленно вспоминают свои шалости, розыгрыши или, наоборот, хорошие дела, друзей, достижения. В их время не было мобильных телефонов. Они делали развлечения для себя из подручных средств – бумаги, веточек или канцелярских принадлежностей. Даже шпаргалки тех времен были произведением искусства. Что уж говорить про различные доклады и рефераты. Нашим родителям приходилось все это писать от руки. Калькуляторов было крайне мало. Использование их на уроках не поощрялось, да и их не хватало на всех. На уроках много учили стихов, читали большие книги. В этом плане нам повезло гораздо больше. У нас больше свободного времени. В то время как мы можем поиграть на компьютерах в очередную игру, родителям приходилось ходить в различные кружки. Каждый был занят каким-то делом. Кто-то играл в шахматы и имел разряд в юные годы, кто-то ходил на борьбу, каратэ или восточные единоборства.

В те времена люди часто ходили в библиотеки, интернет был доступен не для всех и содержал несколько другую информацию. Книга для людей того поколения была сокровищем. Отсюда и соответствующее отношение к ней.

По рассказам родителей дети были дружнее – ходили друг к другу в гости, давали в долг или дарили подарки. После учебы можно было бы запросто искупаться в городском пруду. Сейчас я бы не рискнул даже ноги туда опустить. Стало много мусора, а в то время люди собирали стеклотару, макулатуру, металлолом. За них можно было получить ценный приз, как многие догадались, книгу.

Школа очень сильно изменились за последние 20 лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Как раньше учились в школе наши родители

Популярные сегодня темы

Герой нашего времени - роман русского писателя М.Ю. Лермонтова. Целью написания романа было создание образа современного молодого человека, с теми проблемами и пороками, которые были актуальны в то время

Ярость и натиск - такое впечатление оставляет картина Александра Дейнеки Оборона Севастополя. На картине изображён решающий этап боя. Центральная фигура матроса завораживает своей мощью

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество

На протяжении веков менялись представления о том, как именно должно проходить обучение детей. В несколько этапов происходило развитие образования в Древней Руси. Первые школы появились еще в 988 году после Крещения. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Он издал указ, согласно которому все боярские дети должны были освоить книжное дело.

Школа в Древней Руси

Некоторые причины

Было несколько причин создания школ. С проведением Крещения перед князем встала проблема: необходимо было распространять христианство, но делать это силами только византийских священников не представлялось возможным. Требовалось воспитание собственных религиозных деятелей. Они должны были грамотными и образованными, чтобы уметь читать священные тексты.

Зарождение первых учебных заведений

Позже была создана особая славянская азбука, которая служила основой для перевода книг. До этого письменность тоже существовала, но она была не так распространена среди населения. В обществе также происходили медленные изменения. Если раньше все было заранее предрешено и дети продолжали дела родителей. Но с усложнением и развитием жизни появилась возможность сменить социальное положение. Но для этого нужно было владеть грамотой.

Зарождение школьного образования

Изначально первые школы предназначались только для боярских детей. Но со временем менялись представления об этом. Долгое время к учебе не допускались девочки.

Некоторые знатные семьи предпочитали нанимать учителей и проводить домашнее обучение.

Первые школы на Руси стали создаваться при князе Владимире в 988 году после Крещения. Боярские дети обучались в небольших группах грамоте и чтению. Учебные заведения открывались при монастырях в следующих городах:

  • Киев;
  • Суздаль;
  • Смоленск;
  • Курск и другие.

В классах изучали только жития святых, так как книги были дорогими и редкими. Первый букварь будет издан намного позже. Несмотря на принятые меры грамотой овладевало только небольшое количество детей.

Заведения для девочек

Программу утверждал князь Владимир, а учителями были монахи. Прошел всего век и сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, провела открытие первого училища при храме для женщин. Школьники обучались:

Славянская азбука

Первые школы в Древней Руси были ориентированы только на детей из зажиточных семей. Для крестьян это было недоступно. В XV веке появились частные заведения.

С появлением татаро-монгольского ига произошел регресс, и только церковные школы продолжали обучать детей.

Старинные школы кардинально отличались от современных. Но они уже тогда выполняли главную функцию — делали письмо и чтение доступным для большинства людей. Развитие грамотности помогло обществу развиваться во многих сферах жизни. Но в то же время в Древней Руси еще изучались только темы, которые были связаны с христианством и историей государства.

Первого сентября все дети традиционно идут в школу. Такая привычная нам система образования претерпела огромные изменения за много веков своего существования. А как было заведено у наших предков?

Самая первая школа: учились только мальчики


© Фото из открытых источников

Сын Владимира Красного Солнышка, князь Ярослав Мудрый, основал в 1028 году в Великом Новгороде при Софийском соборе самую большую школу тех времен и, по легенде, лично отбирал самых умных мальчиков из семей дружинников и мелких князей. По его указанию также активно переводились греческие учебники и книги.

Первое в Европе училище для девочек в Киеве

Уже его сын, князь Всеволод Ярославович, в мае 1086 года открывает самое первое женское училище в Европе, поставив во главе свою дочь, Анну Всеволодовну. Строго говоря, это заведение было при вновь открытом женском Андреевском монастыре, первой игуменьей (настоятельницей) была как раз княжна. Девочек из знатных семей учили письменности, шитью, вышиванию, церковному хоровому пению и различным ремеслам.

Более того, ученицы получали совершенно уникальную для тех времен возможность научиться писать иконы и переписывать церковные книги. Тогда еще не было печатных книг и широкой сети иконописных мастерских, поэтому подобные умения очень высоко ценились. Конечно, обучали таким специальностям только самых одаренных воспитанниц. В будущем они постригались в монахини и оставались в монастыре.

Первая Школа международного значения

Кто был самым образованным человеком на Руси?

Ответ очевиден: священники. К началу 1096 года школы начинают открываться уже при каждом монастыре или церкви. Конечно, первыми были такие русские города тех времен, как Муром и Суздаль, Переяславль и Владимир, Чернигов и Курск, Туров и Полоцк . Потом подтянулись более мелкие города, в селах пока никаких школ не было.

Во время монголо-татарского ига (началось в 1237 году с вторжением конницы Батыя в рязанские земли, а завершилось в 1480 году) образованию не уделялось ни малейшего внимания и только начиная с XVI века потихоньку начали заниматься проблемами обучения детей.


© Фото из открытых источников

В помощь детям был выпущен первый русский букварь в 1574 году первым русским книгоиздателем Иваном Федоровым. В том букваре было 5 тетрадей, в каждой по 8 листов. Иными словами, это 80 страниц в привычном для нас формате.В первой части были материалы для первых двух годах обучения. А во второй части материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.


© Фото из открытых источников

Для нас рукопись интересна еще и тем, что в ней подробно описаны правила, по которым строился учебный день для всех школ допетровской Руси, они были одинаковыми.

Книги в те времена были очень ценными и дети работали с ними только в училище, причем учителя много времени посвещали научению детей правильно обращаться с учебником. Убирались, а также отапливали (в т.ч. и заготавливали дрова) дети самостоятельно.

О том, как появились уже привычные нам школы и образование стало доступным каждому, мы расскажем в следующей статье.

Читайте также: